На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Понятие музыкальных способностей и особенности их развития. Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением. Музыка как средство всестороннего развития ребенка. Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


57
113
webkursovik.ru

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы музыкальных способностей детей с нарушенным зрением

1.1 Понятие способностей и их классификация

1.2 Музыкальные способности и их развитие

1.3 Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением

1.4 Музыка как средство всестороннего развития детей

Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением

2.1 Организационное и методическое обоснование

2.2 Анализ результатов первичной диагностики

2.3 Коррекционная программа по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением

2.4 Оценка эффективности разработанной коррекционной программы по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение
Проблема компенсации дефекта зрения была и есть центром интересов многих тифлопсихологов и тифлопедагогов (Солнцева Л.И, Земцова М. И. и др.). По мнению Л. И.Солнцевой, компенсация представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающих ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности. Данная точка зрения на процесс компенсации является более содержательной в рамках нашего исследования.
Выдающиеся педагоги прошлого считали, то музыка - это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное развитие детей. Благодаря им наметилась тенденция к рассмотрению и изучению музыки как вида искусства, способного воздействовать не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу ребенка.
Главную роль в развитии музыкальных способностей ребенка с нарушенным зрением играют окружающие его взрослые, которые в свою очередь могут создать условия для наиболее успешного и гармоничного протекания этого процесса. Ведь именно обусловленность внешними воздействиями является одним из решающих факторов, способствующих развитию музыкальных способностей. Направлениями деятельности взрослых при этом становятся организация музыкальной среды, организация взаимодействия с детьми по поводу музыки, а также организация систематических занятий музыкальной деятельностью. Поэтому вопросы изучения и развития музыкальных способностей у детей с нарушениями зрения, определение педагогических условий, способствующих их развитию, приобретают особую актуальность.
Проблема нашего исследования состоит в построении системы коррекционной работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников с нарушенным зрением, а также апробирование данной системы в процессе обучения этих детей.
Цель: исследование и развитие музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития музыкальных способностей.
2. Подобрать диагностический материал для исследования музыкальных способностей у детей с нарушениями зрения.
3. Скомплектовать группу детей для проведения диагностической работы.
4. Выявить уровень развития музыкальных способностей у детей с нарушениями зрения.
5. Разработать и апробировать коррекционную программу по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением.
6. Провести анализ эффективности разработанной коррекционной программы.
7. Оформить материалы исследования в виде дипломной работы.
Объект исследования - процесс социально- психологической компенсации дефекта зрения.
Предмет - музыкальные способности детей с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: в основе данного исследования лежит предположение о том, что в процессе музыкального воспитания возможно всестороннее развитие ребенка с нарушенным зрением, особенно развитие тактильной, кинестетической, слуховой систем; процесс развития музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением можно рассматривать как средство социально- психологической компенсации дефекта.
В исследовании были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение медицинской документации на детей, наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент и методы качественного и количественного анализа полученных данных.
Методологической основой данного исследования явились: теория музыкальных способностей Теплова Б.М., концепция Выготского Л.С. о процессе компенсации дефекта, положения об особенностях психического развития детей с нарушением зрения Солнцевой Л. И., Земцовой М. И., а также экспериментальные разработки в сфере диагностики уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты позволяют расширить и углубить научные представления о средствах компенсации дефекта зрения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания коррекционной программы, способствующей более эффективному развитию музыкальных способностей у детей с нарушениями зрения.
Исследование проводилось в течение 2005-2006 учебного года. В исследовании участвовало десять детей шестилетнего возраста с нарушениями зрения из ДОУ компенсирующего вида № 30 г. Барнаула.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения, 6 таблиц и 5 рисунков.
музыкальный ребенок нарушение зрение
Глава 1. Теоретико-методологический анализ проблемы музыкальных способностей детей с нарушенным зрением

1.1 Понятие способностей и их классификация

Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. Термин «способность» употребляют в житейском обиходе очень широко. Всякая способность является способностью к чему-либо, какой-то деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность, требует отличности каких- либо качеств. Речь идет об этих качествах как о способностях человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.
Проблема способностей была центром психологических интересов Бориса Михайловича Теплова. По его мнению, в понятии способность всегда заключаются три признака. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не все индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнение какой-либо деятельности или многих ее видов. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями. В-третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Таким образом, под способностями понимают «такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков» [41,с. 16]. Б.М. Теплов отмечал также, что способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.
О роли задатков в развитии способностей говорится также в трудах С.Л. Рубенштейна. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики. По мнению С.Л. Рубенштейна различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата, в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция: между одними и другими - весь путь развития личности. Таким образом, задатки - лишь предпосылки развития способностей. Способность по самому своему существу является понятием динамическим, т.к. она существует только в движение, только в развитии. Но развитие осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А от сюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Выше указывалось, что способностями можно назвать лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако «не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность» [41, с.21].
На сегодняшний день существует множество классификаций способностей. Л.Д. Столяренко классифицирует способности следующим образом:
1) природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающее жизнь и развитие в социальной среде.
Специфические человеческие способности в свою очередь под разделяются на:
- общие, которыми определяются успех человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитие памяти и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимо особого рода задатки их развитие (способности математические, творческие, спортивные и т.д.);
- теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонностей к конкретно практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
- учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом;
- способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией и т.д.
Таким образом, рассмотрев данную классификацию, можно сделать вывод о том, что человек обладает множеством способностей, одни из которых играют главную роль для личности, а другие - второстепенную. Также следует отметить, что одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. «Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» [41, с.21].
1.2 Музыкальные способности и их развитие
Музыкальным способностям была посвящена докторская диссертация Б.М. Теплова, которая существенно продвинула вперед разработку общей теории способностей. В своих исследованиях он отрицал одинаковость людей, но между тем отмечал, что, например, музыкальность (понимается как совокупность способностей, необходимых для занятий именно музыкальной деятельностью, представляет собой единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальных особенностей слухового восприятия, «слышания» музыки свойственна всем (или почти всем) людям и вместе с тем у разных людей музыкальность различная. Существуют как качественные различия (своеобразие способностей) так и количественные различия (степень, уровень способностей). В музыкальных способностях, по его мнению, важнейшее значение имеет именно качественная сторона.
Способности человека формируются в деятельности, по специфическим психологическим закономерностям. Существует возможность изменения, развития основных сенсорных качеств, имеющих ближайшее отношение к музыкальным способностям, т.е. не бывает способностей, которые не развивались бы в процессе воспитания и обучения. Б.М. Тепловым были получены данные, которые указывают на компенсацию одних свойств другими. Для занятий музыкальной деятельностью важное значение имеют не только музыкальные данные, сенсорные и эмоциональные, но и те свойства, которые нужны как для музыки, так и для многих других видов деятельности, например особенности внимания, воображения, волевые черты. Общие особенности, к которым относятся прежде всего свойства интеллекта, выступают внутри специальных способностей и неразрывно связаны с ними. Таким образом, специальные способности существенно зависят от особенностей интеллекта и других свойств личности.
В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями понимаются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. В термин музыкальный слух вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Необходимо расчленять понятие музыкальный слух на понятие звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, необходимо принять те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми и являются музыкальный слух как звуковысотный слух и чувство ритма.
Основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты, т.е. высоты, отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление- любовь к музыке, интерес к ее прослушиванию.
2. Способность к слуховому представлению, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
3. Музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспринимать его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Понятие «музыкальные способности» неразрывно связано с понятием музыкальности, основным признаком которой является переживание музыки как выражения некоторого содержания. Музыкальное переживание по самому своему существу - эмоциональное переживание. Музыкальность предполагает достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки. Чтобы эмоционально переживать музыку, нужно, прежде всего, воспринять звуковую ткань. Если человек эмоционально реагирует на музыку, но может лишь очень немногое различить, дифференцировать, расслышать в музыкальной ткани, то естественно, что до него дойдет незначительная часть выразительного содержания музыки. Таким образом, музыкальность - это совокупность способностей, необходимых для занятий именно музыкальной деятельностью; единство эмоциональной отзывчивости на музыку и специальных особенностей слухового восприятия, «слышания» музыки.
Рано проявляются признаки одаренности в области музыки. Самые сильные впечатления и переживания ребенка связаны со звуками, музыка звучит во всем. Между тем музыкальное развитие ребенка представляет собой сложное, многосоставное явление, которое включает различные компоненты, находящиеся в тесной взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку из вне; усвоением опыта и совершающимся при этом развитии. Таким образом, очевидно сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них. По мнению В.С. Мухиной, основной движущей силой развития психики ребенка является взаимодействие ребенка с условиями его существования, с социальным окружением: с миром созданных человеком вещей, отношений, способов поведения. В этот ряд необходимо добавить мир художественной культуры, в частности, музыкальной. Музыкальная деятельность ребенка напрямую связана с окружающей его жизнью, представляющей самые широкие питательные слои для формирования музыкальности. Так, согласно убеждениям Монтессори, важно создавать определенную среду, которая содействовала бы саморазвитию ребенка, в том числе художественному. Процесс приобретения ребенком жизненного, социального музыкального опыта выявляет и развивает его специальные особенности (на основе природных задатков); формирует музыкальные интересы; стимулирует возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости, стремление к активной творческой деятельности, оценочному отношению к музыкальным произведениям. Эти и другие потенциальные возможности ребенка начинают совершенствоваться при наличии, как продуманной системы учения, так и создание необходимых условий - организационные основы развития детской музыкальности.
Музыкальная деятельность ребенка разнообразна и многогранна. С одной стороны она является прообразом музыкальной деятельности взрослого, с другой стороны специфика дошкольного возраста закономерно накладывает отпечаток, сказываясь не только на предопределении ведущего вида психолого-педагогической деятельности, коей является игра, но и на выборе средств развития музыкальности ребенка. Одними из наиболее действенных здесь могут стать средства коммуникации, в частности невербальные средства общения. Невербальные средства общения употребляются взрослыми в процессе общения музыкального (или общения по поводу музыки) как органичные, удобные и доступные. Использование их в детском возрасте ещё более оправдано. Музыка неизбежно вызывает у ребенка активную эмоциональную реакцию, которую ему легче сформулировать невербально. У ребенка довербальная форма общения развита наиболее интенсивно, а позы, мимика, жесты, интонации голоса и прочие невербальные атрибуты ему уже давно понятны и применяются им ежечасно и повсеместно. Также слово может мешать восприятию, огрубляя и упрощая его. Все дело в том, что реальность, данная нам в ощущениях, гораздо шире и полнее самого богатого вербального словаря, которым может овладеть человек в течение жизни. Невербальный «язык» позволяет восполнить пробелы в выражении и передачи ребенком своих чувств. Доступность общения в таком случае дает возможность ребенку и полноценно проявлять свои эмоции, испытываемые вследствие восприятия музыки, и переживать их, не отвлекаясь на поиск вербальных аналогов, ограниченных возрастным уровнем общего личностного развития. Следует учить детей выразительным движениям как для облегчения понимания ребенка окружающими, но и потому, что, приучаясь показывать эмоции с помощью невербальных средств, ребенок совершенствует и формирует свою чувственность. Таким образом, повышая невербальную активность ребенка, мы способствуем его музыкальному развитию.
Главную роль в развитии музыкальности ребенка играют окружающие его взрослые, которые могут создать условия для наиболее успешного и гармоничного протекания этого процесса. Ведь именно обусловленность внешними воздействиями является одним из решающих факторов, способствующих ранней музыкальности. Направлениями деятельности взрослых при этом становятся организация музыкальной среды и организация взаимодействия с детьми по поводу музыки, в том числе при помощи невербальных средств. При правильной организации музыкальной среды для ребенка положительно решается проблема накопления слуховых образов и вырабатывания слухового внимания. Насыщение детского слухового пространства музыкальными звуками следует производить постепенно, при бережном отношении к нежному слуховому аппарату ребенка.
Процесс коммуникации между взрослым и ребенком при восприятии музыки можно значительно облегчить, или руководствоваться несколькими основными правилами. Во-первых, следует направить внимание на обогащение арсенала мимических выражений ребенка. Мимика - самое доступное и «читаемое» из невербальных средств. Необходимо каждую из выбранных для представления ребенку мелодий сопровождать определенными выражениями лица. Следующим шагом в развитии музыкальности с помощью невербального языка является использование пальчиковых игр. Создание личного жестового словаря станет третьим шагом в освоении широкого спектра невербальных средств, помогающих заложить основы музыкальности. Жесты и движения всего тела во много раз увеличивают возможности ребенка по выражению и передаче чувств, явленных музыкой, а значит, в свою очередь активно воздействуют на его музыкальность.
Таким образом, решающим фактором музыкального развития ребенка становится организующая среда, воспитывающие условия которой способствуют (или тормозят) процесс повышения уровня музыкальности.
1.3 Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению биологических компенсаторных функций организма. В этом случае компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. С точки зрения Павлова компенсация является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций. Компенсация дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии - явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов. В результате многолетних исследований компенсаторного приспособления слепых и слабовидящих в специальной психологии сложился взгляд на компенсацию как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое определение является достаточно емким и охватывает различные формы и уровни компенсаторного приспособления - от безусловнорефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, возникающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.
Своеобразие развития детей с теми или иными дефектами органов зрения обнаруживается в двух направлениях: с одной стороны, отмечаются отрицательные последствия аномального развития вследствие нарушения зрения; с другой стороны, в ходе обучения и воспитания возникают и развиваются компенсаторные процессы, мобилизуются разнообразные защитные средства, противодействующие нарушенному ходу развития и способствующие нормализации деятельности центральной нервной системы и всего организма. Как известно, человеческий организм располагает огромными резервными возможностями развития, которые в обычных условиях полностью не реализуются. В коре больших полушарий мозга человека существует богатая и разветвленная система нервных связей. В процессе обучения и накопления опыта нервные связи подвергаются изменению и становятся более сложными, подвижными и многосторонними. Это расширяет познавательные возможности детей и повышает их обучаемость. Развитие компенсаторных процессов способствует преодолению отрицательных последствий нарушенных функций и приводит к нормализации развития детей. Компенсаторная перестройка происходит за счет использования других сенсорных функций (слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности. Большое значение при этом имеют накопленные знания, позволяющие восполнять пробелы зрительного восприятия. Повышение зрительных возможностей осуществляется и за счет использования оптических средств коррекции.
В отличии от других видов чувствительности, зрительная система располагает огромными возможностями компенсаторного развития, которые при нормальном зрении, как правило, не используются или в случаи необходимости используются лишь частично. По мере накопления знаний и опыта в процессе обучения возникают различного рода замещения и перестройки, способствующие восстановлению, исправлению недоразвитых функций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.).
«Процессы компенсации у детей с нарушениями в развитии имеют специфические особенности. Дело в том, что у детей многие функции ЦНС находятся в состоянии формирования. Детский организм обладает огромной пластичностью и податливостью. При оценки возможности обучаемости ребенка следует учитывать не только сформировавшиеся функции, но и находящиеся в стадии созревания и становления» [12, с.51]. Ход развития слабовидящих детей подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место у нормально видящих детей. В связи с этим в принципе сохраняется возрастная периодизация, закономерные соотношения между процессом развития и процессами обучения и воспитания. Процессы компенсации формируются в условиях обучения и зависят от содержания, методов и условий учебной работы, а также от развития самостоятельной активной деятельности детей. В связи с этим обучение, способствующее активизации высших форм познавательной деятельности, имеет важное значение не только для сознательного и глубокого усвоения знаний, но и для компенсации недостатков зрения и разностороннего развития детей. Под влияние обучения появляются новые психические свойства, способствующие ускорению темпов развития ребенка, формируются новые способы овладения знаниями и умениями, что в свою очередь, оказывает влияние на улучшение деятельности зрительной системы.
Компенсация нарушенных функций и восстановление недоразвитых функций у разных детей протекает не одинаково. Это зависит от многих условий: от содержания, методов обучения, от структуры и состава нарушенных функций, от клинических форм нарушения зрения, течения патологического процесса, от возраста, в котором утрачено зрение, а также от применяемых технических и оптических средств коррекции зрения, режима зрительной нагрузки и др.
В дореволюционной тифлопсихологии при решение вопроса о том, какой рецептор становится ведущим после полной или частичной утраты зрения, большая часть ученых отдавало предпочтение слуху. Выдвигая слуховые ощущения как ведущие они исходили из имевшей в то время места классификации, делившей ощущение на высшие (зрительные, слуховые) и низшие (все остальные). Еще одно подтверждение ведущей роли слуха при нарушения зрения тифлопсихологи видели в том, выпадение функций дистантного рецептора может быть возмещено только деятельностью другого одноименного, т.е. дистантного, рецептора. Выдвижение на первый план слуховых ощущений основывалось на умозрительном анализе деятельности слепых, принижало роль других видов чувствительности в компенсации дефектов зрения, и направляло по неверному пути обучения детей с нарушенным зрением, обосновывая как ведущие так называемые слуховые, вербальные методы обучения.
Таким образом, выделение ведущей деятельности какого-либо одного анализатора не исключает участия в процессе отражения ощущений других модальностей и не снижает их роли в компенсации утраченных или частично нарушенных зрительных функций. В процессе чувственного отражения на уровне ощущений обычно принимает участие несколько анализаторных систем, причем выделение ведущего анализатора в каждый определенный момент зависит не только от степени и характера нарушения зрительных функций, но и от объективных свойств отражаемых предметов, от задач, стоящих перед ребенком, от выполняемой деятельности.
Положение о процессе компенсации Л.С. Выготского является более содержательным в рамках нашего исследования. Он придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность. Сущность работы с детьми, имеющими какие-либо нарушения, например в сенсорной сфере, должна заключатся в развитии у них более активных и действенных форм детского опыта.
1.4 Музыка как средство всестороннего развития детей

Традиционно музыка рассматривается как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития детей. Менее изучен аспект, связанный с воспитанием их умственной активности. Теоретические предпосылки данной проблемы прослеживаются в трудах философов Аристотеля, Демокрита, Пифагора, Платона и др. Вопросы, связанные с умственным воспитание средствами музыкального искусства, волновали Аль-Фараби. Музыкальное воспитание и образование он связывал с вопросами о врожденных и приобретенных способностях человека и подчеркивал, что музыку можно постичь обучением. Аль-Фараби сформулировал следующие дидактическое кредо, способствующее воспитанию умственной активности детей: систематические и целенаправленные занятия музыкой, упорная и последовательная учеба; накопление музыкального опыта, активная аналитическая работа. Итак, начиная с древних времен, философы разных стран отмечали важное значение музыки в развитии умственной сферы человека. В их трудах были заложены основы воспитания, способствующие музыкальному и умственному развитию. Среди педагогов, выявляющих благоприятное воздействие музыки на умственное развитие детей, были Я.А. Коменский, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и др.
Музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребенка, считал Я.А. Коменский. По его мнению, не следует ждать, когда ребенок подрастет, ибо, чем дольше родители будут оттягивать начало музыкального воспитания и обучения, тем больший урон будет причинен развитию ребенка, и его способности все в большей мере будут затухать. Ценность его замечания состоит в том, что музыкальное образование и воспитание должно охватывать все периоды развития ребенка, начиная с младенчества.
В.А. Сухомлинский также обращал внимание на значительные возможности музыки в плане умственного развития детей. Музыка - это могучий источник мысли, могучее средства самовоспитания. Именно она способна пробудить энергию даже у самых инертных детей, вливает в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу.
Таким образом, выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка - это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное умственное развитие детей. Благодаря им, наметилась тенденция к рассмотрению и изучению музыки как вида искусства, способного воздействовать не только на эмоциональную, но и на интеллектуальную сферу человека.
Большой интерес к вопросу воспитания умственной активности средствами музыкального искусства проявили музыканты-психологи, педагоги, искусствоведы О.А.Апраксина, М.Т. Арановский, Б.В. Астафьев, Т.Л. Беркман и др. В их трудах можно выделить несколько подходов к решению данной проблемы. Одни из них решали проблему с позиции соотношения эмоционального и рационального в музыке. Другие рассматривали специфику музыкального мышления и его значение в обучении детей и профессиональной деятельности музыкантов. Третьи видели в музыке способ познания окружающего мира. Четвертые указывали на значение музыкального восприятия и развитие интеллектуальной сферы детей.
Отмечая тесную взаимосвязь восприятия музыки и интеллектуальной сферы человека, многие ученые указывают, что сущность восприятия нового музыкального произведения заключается в стремлении слушателя почувствовать и понять позицию композитора, вскрыть выраженную им идею, дать социальную и художественную оценку данному сочинению в контексте современного развития музыкальной культуры. По мнению музыкантов-исследователей, важными условиями активизации музыкального восприятия детей как способа их умственного развития являются: обучение «слуховому наблюдению музыки» т.е. наблюдению и осмыслению ее течения, развития происходящих в ней процессов; расширение слушательного опыта детей, широкое привлечение произведений других видов искусства для пробуждения у детей интереса к музыке; активизация собственной деятельности детей в процессе знакомства с музыкальными произведениями; использование высокохудожественных музыкальных произведений; анализ музыкальных средств; вопросы, направляющие и заостряющие слуховое внимание; сравнение и сопоставление музыкальных произведений, формирование системы знаний об особенностях музыкального языка и др.
Итак, умственное развитие в процессе музыкальной деятельности невозможно без активного восприятия музыки детьми. Восприятие музыки, по мнению большинства ученых-музыкантов - это сложный психический процесс отражения в сознании слушателя музыкального образа, в основе которого лежит единство эмоционального и рационального, выраженное в адекватной эмоциональной реакции, эстетических суждениях и оценке.
Таким образом, музыка это вид искусства, который помогает человеку познать окружающий мир, постичь сложные законы человеческого бытия, расширить кругозор, из чего следует, что она способствует умственному развитию и воспитанию ребенка.
Немаловажную роль в процессе умственного развития детей играет их творческая деятельность. Проблема музыкального творчества как среда формирования умственной активности детей, легла в основу экспериментального исследования Н.А. Ветлугиной. Оно показало, что творческая деятельность доступна всем детям, необходимо лишь создать условия, способствующие максимальному проявлению их индивидуальных возможностей. Суммируя взгляды на проблему можно сказать, что развитие творчества у детей в процессе музыкальной деятельности способствует проявлению и развитию их умственной активности.
Большое влияние музыки на формирование интеллекта детей как части их духовной культуры отмечал композитор и видный музыкант-просветитель Д.Б. Кабалевский. Теория формирования музыкальной культуры ребенка в его программе продвинулась от концепции музыкального обучения и воспитания к системе взглядов на музыку как на источник и способ развития ребенка, как на метод освоения содержания других предметов, «почву», на которой может произрастать духовное, нравственное, интеллектуально-творческое совершенствование ребенка.
Таким образом, анализ вышеизложенного позволяет сделать следующие выводы: проблема поиска эффективных путей воздействия музыки на воспитание и развитие подрастающего поколения постоянно находилось в поле зрения музыкантов-исследователей, психологов и педагогов; не преуменьшая значимости чувственного компонента в музыке, большинство педагогов, музыкантов, психологов отмечают значительную роль музыкального искусства в развитии умственных способностей детей.
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением

2.1 Организационное и методическое обоснование

Дети с нарушением зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, но в то же время компенсаторные механизмы позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Это обусловлено тем, что «человеческий организм располагает огромными резервными возможностями развития, которые в обычных условиях полностью не реализуются» [12, с. 51].
В отличие от других видов чувствительности, зрительная система располагает огромными возможностями компенсаторного развития, которые при нормальном зрении, как правило, не используются. Компенсаторная перестройка происходит за счет использования других сенсорных функций (слуховой, тактильной и др.). Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности последнего, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно, добиться определенных успехов в музыкальной деятельности. Этому способствует раннее выявление музыкальных способностей у ребенка с нарушениями зрения, т.к. к 5 годам уже появляются признаки одаренности в области музыки. Выражается это в том, что самые сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что диагностику музыкальных способностей целесообразно проводить в дошкольном возрасте.
Российскими психологами заложен прочный теоретический и методологический фундамент исследований специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методы. При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методов: наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти методы, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам диагностики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями использования психологических знаний в различных областях практики.
В настоящее время в психологической диагностике выделяют методы изучения общих и специальных способностей. Однако в самих методиках такое разделение не всегда строго соблюдается. В методиках отдельных способностей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта.
Проведение диагностики детей с нарушенным зрением требует специальных методик, которых, к сожалению, чрезвычайно мало. Поэтому приходится использовать имеющиеся методики для детей этого же возраста с нормальным зрением. Их использование связано с адаптацией стимульного материала и процедуры проведения исследования в соответствии с психологическими особенностями восприятия детей и последствиями влияния недостатков зрения на весь ход психического развития.
Диагностика музыкальных способностей детей с нарушениями зрения проводилось на базе детского сада № 30 «Хрусталик» компенсирующего вида. В данном дошкольном учреждении воспитываются и обучаются дети с косоглазием, амблиопией, а также с миопией и гиперметропией. В обследовании, которое проводилось в течение двух недель (5.12.2005-16.12.2005гг.) приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с детьми проходило в процессе беседы с ними, с каждым ребенком индивидуально, в ходе которой были выяснены общие сведения о воспитании ребенка, его склонности и интересы (Приложение 1).
В качестве диагностического метода использовался также опрос родителей данных детей, по результатам которого были сделаны предварительные выводы об особенностях музыкального воспитания и развития в семье (Приложение 1). Для выявления уровня развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста с нарушением зрения были использованы следующие методики:
I. Диагностика музыкальной деятельности (Г.А. Урунтаева)
Цель данной методики заключается в изучении музыкальности и эстетических свойств у детей дошкольного возраста. В ходе исследования осуществляется наблюдение за ребенком во время слушания музыки, после которого следует беседа с ребенком.
В данной методике анализируется:
1. Особенности музыкальности:
а) умение слушать музыкальное произведение (выслушать до конца, не отвлекаясь; запоминать и узнавать);
б) эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеется, зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт музыке и пр.);
в) понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его характер; умение видеть в нем определенное содержание; умение выделить некоторые средства выразительности (темп, громкость и пр.);
г) эстетическая оценка музыкального произведения: самостоятельная или с помощью взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.
2. Эстетические чувства:
На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под которыми мы понимаем умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоническое сочетание музыкальных звуков.
II. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (А.И. Буренина).
Соответственно целью данной методики является выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка-дошкольника.
Метод диагностики - наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий (Приложение 2).
Критерии оценки уровня музыкального и психомоторного развития:
1. Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения без показа).
Определяя уровень музыкального развития ребенка необходимо руководствоваться разными критериями в соответствии со средневозрастными показателями общего развития ребенка и ориентироваться на объем умений, раскрываемый в нижеизложенных заданиях. Оценка производится по пятибалльной системе.
Например:
Оценка музыкального и психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста:
5 баллов - умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения в ответ на звучание каждой части музыкального произведения;
4-2 балла - в движениях выражается общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения не всегда совпадает с движениями;
0-1 балл - движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
2. Эмоциональность - выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции (страх, радость, удивление, настороженность, восторг, тревога и т.д.), умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове. Эмоциональные дети часто подпевают во время движения, что-то приговаривают, после выполнения упражнения ждут от педагога оценки. У неэмоциональных детей мимика бедная, движения невыразительные. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям по пятибалльной системе (от 1 до 5).
3. По тому, какое место ребенок занимает в зале (если предлагается встать куда угодно) и насколько этот выбор будет постоянен, можно выяснить проявление ли это экстраверсии или интроверсии. Если ребенок постоянно занимает место поближе к педагогу, чтобы его было видно, - то, скорее всего, он экстраверт. И, наоборот, если ребенок постоянно старается спрятаться за спину других, то, пожалуй, его можно отнести к интровертам. При сопоставлении этих данных с другими проявлениями поведенческого характера можно сделать важные выводы о внутреннем мире ребенка (его благополучии или наличии тревожности в эмоциональном фоне), о состоянии ребенка в эту минуту - по типичности или нетипичности в его поведении. Можно условно оценить вышеназванные параметры по пятибалльной системе: зрительно разделить пространство зала на пять зон удаленности от педагога, и посмотреть какое место выбирает ребенок на занятии.
Примечание: при подсчете баллов этот параметр не учитывается в среднем показателе.
4. Творческое проявление - умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные оригинальные па. Оценка конкретизируется в зависимости от возраста и обученности ребенка. Творческая одаренность проявляется в особой выразительности движений, нестандартности практических средств и увлеченности ребенка самим процессом движения под музыку. Творчески одаренные дети способные не только в пластике выразить свое восприятие и понимание музыки, но также и в рисунке в слове.
Степень выразительности, оригинальности оценивается в процессе наблюдения по пятибалльной системе.
5. Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, оценка - 5 баллов. Если ребенок выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка уровня внимания от 4 до 2 баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции, из-за рассеянности внимания оценка составляет 0-1 балл.
6. Память - способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти - музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо шесть - восемь повторений композиции вместе с педагогом, чтобы запомнить последовательность упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с трех - пяти исполнений по показу - это показатель высокого уровня развития памяти, оценка - 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более десяти раз) оценивается в 2-0 баллов.
7. Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости, двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.
Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечается как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему (перескакивание, торопливость) отмечается как повышенная возбудимость.
Оценки выставляются следующим образом:
N - норма (5 баллов); В (возбудимость); З (заторможенность) - от 1 до 4 баллов; (В-1, В-2, З-1, З-2 и т.д. - в зависимости от степени выраженности данного качества).
8. Гибкость, пластичность - мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.) - от 1 до 5 баллов.
9. Координация, ловкость движений - точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге в гимнастике в танце. Оценивается по пятибалльной системе с учетом подбора доступных по сложности композиций.
III. Опус № 5: зов котенка. Диагностика музыкальных способностей (Е. Ведрашко).
Индивидуальные задания.
Для выявления развития звуковысотного слуха:
спеть выразительно без сопровождения знакомую песенку (если не получается, надо дать возможность спеть под аккомпанемент);
спеть незнакомую прибаутку или закличку.
Для выявления развития чувства ритма:
в игре «Эхо» предложить ребенку повторить «зов»;
проанализировать на музыкальном инструменте пение другого ребенка.
Для выявления развития чувства лада:
определить, как мелодия звучала: завершенная или незавершенная.
2. Коллективные задания.
Коллективные задания выполняются в форме работы со специальными картами.
при выявлении способности ориентироваться в тембрах (в этом случае за ширмой играется на инструментах, а дети показывают карточки, которые изображают услышанный инструмент);
дети должны определить средства музыкальной выразительности (заяц и черепаха - условные обозначения темпа; дети также после прослушивания мелодии показывают соответствующие карточки);
это задание помогает определить, насколько у детей развито образное видение, а также выяснить степень развития у них эмоциональной отзывчивости на музыку (дети показывают картинку, которая соответствует эмоциональному и образному содержанию прослушанного произведения);
определить жанр произведения (вальс и марш), показывая картинку, которая соответствует данному жанру.
Прежде чем дети начинают выполнять задание, с ними обговаривается значение каждой картинки, ее содержание.
2.2 Анализ результатов первичной диагностики

Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения, интересы к различным видам деятельности широки и многогранны.
В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:
- изобразительной деятельностью (рисованием);
- музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);
просмотром мультипликационных фильмов.
Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны выше.
Большинство детей с нарушением зрения (60%) предпочитают смотреть мультфильмы. Это вероятно связано с постоянной охраной зрения таких детей, родители которых ограничивают своего ребенка от длительных зрительных нагрузок, а тем более просмотра телевизора 20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Так же 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности.
Таблица 1
Виды деятельности, предпочитаемые детьми
Деятельность
Количество детей, %
Просмотр мультфильмов
60
Музыкальная деятельность
20
Рисование
20
Таким образом, дети с нарушениями зрения реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции.
Развитие музыкальной деятельности, как правило, идет в стенах дошкольного учреждения, конкретно на музыкальных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии музыкальных способностей детей.
Итоги опроса показали: 30% родителей детей с нарушенным зрением посещают вместе со своим детьми концерты, в то время как остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника (в 80% случаев), с помощью которой дети регулярно слушают музыку вместе с родителями (так считают 50% родителей).
Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в музыкально воспитании своих детей. Один из родителей детей с нарушенным зрением в 20% случаев имеет музыкальное образование и соответственно дома у них есть музыкальный инструмент.
Таблица 2
Роль родителей в развитии музыкальных способностей у детей
Показатель
Родители детей, %
положит. ответ
отриц. ответ
Наличие музыкального образования у родителей
20
80
Наличие музыкальных инструментов в семье
20
80
Прослушивание музыки вместе с ребенком
50
50
Наличие аудиотехники в семье
80
20
Наличие музыкальных игрушек у ребенка
100
-
Посещение концертов с ребенком
30
70
Использование методики Г.А. Урунтаевой (цель которой изучение музыкальности и эстетических чувств у детей) позволило сделать выводы об уровне развития таких способностей детей, как:
умение слушать музыкальное произведение;
эмоционально отзываться на музыку;
понимать музыкальное произведение;
давать эстетическую оценку музыкальному произведению.
Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось прослушать песню «Самая счастливая» из сюиты «Песни нашего сердца» (музыка Чичкова Ю., слова Ибряева К. и Кондрашенко Л.), в ходе прослушивания велось наблюдение за поведением ребенка, за его мимическим выражением лица и за движениями, которыми сопровождалось прослушивание песни. По окончании прослушивания ребенку задавались вопросы: о характере этой песни, о ее настроении, о ком и о чем она? Если ребенок затруднялся с ответами, ему предлагали послушать песню еще раз. Все ответы детей фиксировались, на основе этого проводился анализ полученных результатов.
Умение слушать музыкальное произведение. Высокий уровень развития данной способности показали 20% детей. Эти дети не отвлекались на посторонние предметы, слушали внимательно песню до самого конца. Средний результат показали 40% детей. У них не хватило усидчивости для прослушивания всей песни. Под конец они начали отвлекаться, смотреть на себя в зеркало и т.д. Низкий результат в 40 % случаев был так же характерен для детей, выражался в отсутствии внимания, повышенной отвлекаемости, дети занимались посторонними делами: рассматривали свою обувь, одежду, свое отражение в зеркале, как выяснилось, в дальнейшем не поняли песню и практически не отвечали на вопросы.
Эмоциональная отзывчивость на музыку. В 20% случаев дети точно уловили эмоциональный характер песни, в процессе слушания они, как правило, улыбались, сопровождали музыку движениями (притоптывали в такт музыки), в целом дети получали удовольствие от процесса слушания. Средний уровень развития данной способности принадлежит 40% детей. Отличались они от выше описанных детей менее выраженной яркостью эмоциональных проявлений. Низкий уровень показали 40% детей, к ним относятся те дети, которые отвлекались при прослушивании песни, не вникали в ее содержание.
Понимание и эстетическая оценка музыкального произведения. Дети показали результаты по этим двум способностям одинаковые, т.е. высокий уровень наблюдается как в понимании музыкального произведения, так и в способности давать эстетическую оценку в 20 % случаев. Такие дети легко, без какой-либо помощи смогли определить и словесно обозначить характер музыкального произведения, дать самостоятельно эстетическую оценку. Эстетические чувства у детей достаточно развиты, мелодия вызывает у них положительные эмоции, привлекает. Такой же процент детей показали низкий уровень развития этих двух способностей (20%). Словесно обозначить характер музыки затруднялись, повторяли эпитеты, типа «веселая»; содержание песни в целом не уловлено, дети не называют ситуацию, персонажа, выделяя лишь его действия: «… Бегает, делает венок». Эстетическую оценку самостоятельно не дают, даже когда им оказывается помощь. Наибольший процент детей (60%) показали средний уровень развития указанных способностей. Словесное обозначение характера музыки давали после наводящего вопроса, подбирали другие эпитеты «сказочная, волшебная» и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень развития способностей: слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на него, понимать его содержание и давать эстетическую оценку. А высокий и низкий уровень соответствует лишь небольшому контингенту детей.
Таблица 3
Уровень развития музыкальных способностей у детей
Способность
Количество детей, %
низкий
средний
высокий
Умение слушать
40
40
20
Эмоциональная отзывчивость
40
40
20
Понимание музыкального произведения
20
60
20
Эстетическая оценка музыкального произведения
20
60
20

Использование методики А.С. Бурениной позволило выявить уровень музыкального и психомоторного развития детей. Детям был предложен для прослушивания «вальс с волшебными колокольчиками», который стал основой музыкально-двигательного этюда, разработанного Т.В. Нестеренко, одним из ведущих специалистов в области музыкального движения. Дети должны выразительно воспроизвести взволнованный характер музыки вальса, интонации, просьбы, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их исчезновении. В этом музыкально-двигательном этюде у детей развивается вся система музыкальных способностей, также образное мышление и воображение, свобода, пластичность и выразительность движений (Приложение 2).

Данная методика позволила выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений внимания, памяти, нервных процессов, пластики, координации движений детей, а также оценить все эти параметры.

Музыкальность. Оценку в 5 баллов, т.е. дети, продемонстрировали высокий уровень развития музыкальности, получило 10% детей. Дети правильно передавали в движениях образы, основными средствами выразительности изменяли движение в соответствии с музыкальным темпом и ритмом. Исполнение движений полностью соответствовало музыке. Средние баллы по данному параметру получили дети в 50% случаев. Для них характерно: выражать в движениях общий характер музыки, темп; начало и конец музыкального произведения не всегда совпадают с движениями; 40% детей показали низкий результат, т.е. получили 0-1 балл; движение таких детей не отражают характер музыки и не совпадают с темпом ритмом, а также с началом и концом произведения.

Эмоциональность. 10% детей показали высокий уровень развития эмоциональности; 70% - средний и 20% - низкий. Дети, которые получили оценку 5, отличались выразительностью мимики и пантомимики, умело передавали в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя их музыки и содержания композиции. Дети с оценками от 0 до 4 баллов, которые в свою очередь соответствуют низкому и среднему уровню развития музыкальности, характеризуются не столь яркими проявлениями эмоций, у них более бедная мимика, а движения в целом невыразительны.

Творческие проявления. Данный параметр наиболее трудный для оценки, т.к. во многом зависит от индивидуальности каждого ребенка и степени его обученности основным движениям. Между тем, 40% детей обладают средним творческим потенциалом, а 20% детей - высоким уровнем развития творчества. Последние характеризуются умением импровизировать под незнакомую музыку на основе освоенных на занятиях движений, оригинальностью собственных.

40% детей показали низкий уровень развития творчества. Такие дети не способны выражать в движениях и пластике свое восприятие и понимание музыки, они, как правило, даже не увлечены самим процессом движения под музыку.

Внимание. Данный параметр был описан в результатах предыдущей методики как «умение слушать музыку», разница состоит в том, что в этом случае от ребенка требуется способность не отвлекаться от музыки в процессе движения, т.е. это создает для детей некоторые трудности и, следовательно, результаты будут несколько другими. Особенно это касается детей с нарушенным зрением, т.к. дефект обусловливает снижение способности одновременного слухового и зрительного восприятия. Таким образом, 40% детей получили низкие оценки (от 0 до 1 балла), дети испытывали большие затруднения в исполнении композиции из-за рассеянности внимания. Средние оценки показали 50% детей. Эти дети выполняли композицию с некоторыми подсказками, 5 баллов, т.е. самый высокий уровень развития внимания показали 10% детей, они выполняли всю композицию от начала до конца самостоятельно без подсказок.

Память. В данной ситуации рассматривалась, как способность запомнить музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти - музыкальная, двигательная, зрительная. Дети показали низкий уровень развития памяти в 40% случаев, им требуется десять и более повторений, чтобы запомнить последовательность движений. 50% детей получили средние баллы по данному параметру, этим детям требовалось более пяти повторений для того, чтобы запомнить последовательность движений. Дети, которым было достаточно менее пяти повторений, составили 10% от общего числа детей.

Подвижность нервных процессов. Соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме - это является нормой, которая в свою очередь, оценивается в 5 баллов. Такой результат принадлежит 10% детей, данная способность у которых проявляется в высокой скорости двигательной реакции на изменение музыки. Средние баллы по данному параметру получили 50% детей, эти дети немного запаздывали, проявили медлительность в движениях, но, ориентируясь на других детей, быстро подстраивались под темп и далее выполняли движение верно. И соответственно низкий результат показали 40% детей. Переход от одного движения к последующему у детей задержан, они выполняют движения как бы в своем замедленном темпе, не ориентируются на детей, которые движения меняют с нужной скоростью.

Пластичность, гибкость. Координация движений. Эти два параметра во многом зависят от уровня физического развития детей. Процентное соотношение этих двух характеристик одинаковое, 40% детей продемонстрировали низкий уровень развития, т.е. их движения не отличались плавностью, мягкостью, точностью исполнения. Оценку в 5 баллов по обоим параметрам получили 20% детей. Они отличались особой гибкостью, плавностью движений, правильностью сочетания движений рук и ног при ходьбе и т.д. Оценку от 2 до 4 баллов получили 40% детей. Какие-то движения у них получались хорошо, а при исполнении других они испытывали трудности.

Таким образом, можно подвести некоторые итоги: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития выше перечисленных параметров. Те трудности, которые они испытывали при выполнении заданий, обусловлены в большей степени особенностями психического развития детей, но как видно из результатов, эмоциональная сфера у них практически не страдает, они эмоционально переживают музыку, отзываются на нее, а это является первым признаком наличия музыкальности у детей.

Таблица 4

Уровень музыкального и психомоторного развития детей

Параметр
Количество детей, %
0-1 низкий
2-4 средний
5 высокий
Музыкальность
40
50
10
Эмоциональная сфера
20
70
10
Творческие проявления
40
40
20
Внимание
40
50
10
Память
40
50
10
Подвижность нервных процессов
40
50
10
Пластичность, гибкость
40
40
20
Координация движений
40
40
20

Следующая методика предполагала задания для детей как индивидуального, так и коллективного характера. В ходе индивидуальной работы были выявлены способности: развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, чувство лада.

Развитие звуковысотного слуха. Детям было предложено спеть какую-либо знакомую песню без сопровождения музыкального инструмента. С этим заданием безошибочно справилось 50% детей, а остальные 50% спели фальшиво, несмотря на то, что им было предложено музыкальное сопровождение.

Чувство ритма. Для выявления уровня развития данной способности детям было предложено поиграть в игру «Эхо». Дети должны были воспроизвести «зов» животных и птиц, которые были исполнены в различных ритмах. После этого каждый ребенок должен был исполнять свою любимую песню, в то время как другой ребенок аккомпанировал ему на музыкальном инструменте (в данном случае на бубне). С этими заданиями дети справились более успешно, выполняли их с удовольствием, интересом

Таким образом, без ошибок справились с заданиями 60% детей и 40% детей соответственно справились менее успешно, допускали ошибки, как в игре «Эхо», так и во втором задании.

Чувство лада. Детям предлагалось прослушать несколько мелодий и определить: завершенные они или незавершенные. Без ошибок определило 40% детей, а соответственно с некоторыми ошибками - 60% детей. Причем дети отвечали не сразу, неуверенно, как будто сомневались в правильности своих ответов, хотя перед заданием детям было объяснено: какая мелодия завершенная, а какая нет.

После проведения индивидуальной работы детям были предложены задания, которые они выполняли не индивидуально, а в группе. В ходе коллективных заданий был установлен уровень развития следующих способностей: ориентация в тембрах, определение средств музыкальной выразительности, образное видение, ориентация в жанрах.

Ориентация в тембрах. Для выявления этой способности за ширмой звучали различные инструменты (бубен, барабан, металлофон, ксилофон) дети должны были определить: какой инструмент прозвучал. 60% детей справились с этим заданием без каких-либо затруднений, тонко дифференцировали музыкальные инструменты, определяли их даже в том случае, когда звучали два инструмента одновременно. 40% детей путали инструменты и всегда сомневались в своих ответах, ждали подсказок.

Определение средств музыкальной выразительности. Суть задания состояла в том, что детям предлагалось прослушать несколько мелодий, исполненных в различных темпах. Каждый ребенок должен был определить этот темп с помощью средств выразительности. Условными обозначениями были картинки: черепаха - медленный темп, заяц - быстрый темп. С этим заданием справились 50% детей, они без ошибок определили темп каждой прозвучавшей мелодии. Остальные 50% задание не выполнили.

Образное видение. Задание, направленное на определение уровня развития этой способности, вызвало некоторое затруднение в его выполнении. Дети должны были прослушать ряд музыкальных произведений, после чего показать те картинки, которые соответствуют эмоционально-образному содержанию прослушанного произведения, т.е. показать картинку с цветами для спокойной грустной печальной мелодии и картинку с резвящимися детьми для веселой звонкой мелодии. Без ошибок с этим справилось 50% детей, остальные 50% затруднялись в выполнении данного задания.

Ориентация в жанрах. Дети должны были прослушать музыкальное произведение, и определить к какому жанру оно относится: вальсу или маршу. Это задание вызвало некоторые трудности у детей (у 40% детей). 60% детей справились с ним без ошибок.

Таблица 5

Развитие основных музыкальных способностей

(индивидуальные задания)

Способность
Количество детей, %
без ошибок
с ошибками
Звуковысотный слух
50
50
Чувство ритма
60
40
Чувство лада
40
60

Таблица 6

Развитие основных музыкальных способностей

(коллективные задания)

Способность
Количество детей, %
без ошибок
с ошибками
Ориентация в тембрах
60
40
Определение средств музыкальной выразительности
50
50
Образное видение
50
50
Ориентация в жанрах
60
40

Таким образом, подводя общий итог о проделанной работе, в ходе которой был выявлен уровень развития музыкальных способностей, можно констатировать следующее: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития музыкальных способностей, но в то же время некоторые из них имеют богатый музыкальный потенциал, который может быть раскрыт как с помощью родителей детей, так и с помощью специального обучения. Задача специалистов, которые работают с такими детьми, - увидеть в ребенке соответствующие задатки, и, не упуская сензитивный период, развивать их в полной мере.

2.3 Коррекционная работа по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением

В результате полученных данных мы посчитали необходимым разработать коррекционную программу для детей с нарушенным зрением. В качестве ориентира выступало положение о том, что музыкальная деятельность - это фактор эмоционального, творческого, нравственного, эстетического и умственного развития детей, а, следовательно, развитие музыкальных способностей можно рассматривать как средство компенсации. При этом также учитывались психологические особенности детей с нарушениями зрения.

Занятия музыкальной деятельностью, ритмикой и танцами благоприятно влияют на эмоциональное, творческое развитие детей, формируют музыкальный слух, музыкальную память, пластичность. Диагностика музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением выявила некоторую неуверенность в танцевальных движениях, отсутствие воображения в танцевальном творчестве, ослабленность чувства музыкального ритма. Достижения в области музыкально-ритмического воспитания зависят от правильной организации и систематичности занятий ритмикой. Поэтому появилась необходимость создания плана-программы по ритмике. Данная программа ориентирована на детей дошкольного возраста.

Основной целью программы является развитие потенциальных музыкальных способностей детей с нарушениями зрения в музыкально-танцевальной деятельности.

Задачи:

1. Осуществлять средствами музыки и движений профилактику и коррекцию имеющихся отклонений в развитии психических функций, эмоционально-волевой, моторной сферах, создавать условия для социокультурной адаптации ребенка по средством общения с музыкальным искусством в активной музыкальной деятельности;

2. Формировать предпосылки и элементарные музыкально-творческие проявления, способности выражения своего «я» во всех доступных детям видах музыкальной деятельности;

3. Активизировать потенциальные возможности детей, обеспечить развитие эмоционально-художественных, нравственно-эстетических, коммуникационно-рефлексивных основ личности средствами музыкального искусства и движений;

4. Обеспечить удовлетворение информационно-познавательных потребностей детей в музыкальном искусстве, через участие в музыкально-художественной деятельности;

5. Обогатить сознание детей музыкальными впечатлениями, развивать их сенсорно-музыкальные способности, тембровый, ладово-высотный, динамический, ритмический слух, содействовать первоначальному проявлению музыкального вкуса;

6. Сформировать интерес к музыкальному искусству, обеспечить музыкально-эмоциональное развитие, отзывчивость на музыку- от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления до более выраженных и разнообразных эмоциональных реакций, характеризующимися мимическими, двигательными и речевыми проявлениями.

Методы:

1. Наглядные методы. Наглядный материал должен быть доступным, убедительным, понятным для воспринимающего. Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств. Наглядный метод предполагает воздействие на все органы чувств - слух, зрение и др. Так, применяется наглядно-слуховой метод, основанный на исполнении самим педагогом (или с помощью технических средств) музыкального произведения или отдельных его фрагментов для лучшего восприятия и запоминания детьми, а также с целью акцентирования внимания на некоторых выразительных особенностях произведения (например, изменениях темпа, ритма, т. д.). Эффективно использование разнообразной зрительной наглядности: карточек, рисунков, фотографий композиторов, музыкальных инструментов, игрушек, различных атрибутов. Наглядные методы сочетаются с другими. В частности, показ наглядных демонстрационных материалов должен подкрепляться речевым воздействием. Слово педагога, поясняющее те или иные особенности музыкального искусства, сопровождающееся наглядностью, в большей степени способствует осознанию смысла воспринимаемой музыки, адекватному восприятию.

2. Словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать ребенка, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в музыкальных произведениях, вызывая отклик, интерес к и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.