На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Восприятия и их свойства. Определение восприятия. Характеристики образа восприятия. Восприятие пространства. Восприятие времени. Восприятие движения. Восприятие и представление. Искусство и технология воспитания.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.03.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22

План

Введение …………………………………………………….. …………. стр 3
1. Восприятия и их свойства …………………………………………….... стр 4
1.1 Определение восприятия ……………………………………………… стр 4
1.2 Характеристики образа восприятия …………………………………. стр 5
1.3 Восприятие пространства …………………………………………….. стр 8
1.4 Восприятие времени ………………………………………………… стр 10
1.5 Восприятие движения ……………………………………………….. стр 10
1.6 Восприятие и представление ………………………………………… стр 13
2. Искусство и технология воспитания ………………………………… стр 16
Заключение …………………………………………………………….. стр 23
Используемая литература …………………………………………….. стр 25

Введение

Воспитательный процесс в средней школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нём отражается личностно - деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведёт к манипулированию личностью.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

1. Восприятия и их свойства.

1.1 Определение восприятия.
Мы видели, что ощущение как об-раз окружающей среды дает какое-то представление об основных ее свойствах. Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих объектов являются их форма, уда-ленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, хотя и верной, то неточная оценка формы предмета и его удаленности может оказаться смертельно опасной. Что-бы удовлетворить этим требованиям, у животных и развился особый психиче-ский аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъек-тивном пространстве такого образа окружающего мира, который максимально точно воспроизводил бы пространственные и временные характеристики пред-метов и явлений, в котором в той или иной форме были бы представлены иные их качества, а сам образ был бы для субъекта настолько достоверным, что не вы-зывал бы у него никаких сомнений в их отдельном, независимом от субъекта су-ществовании.
Итак, восприятие -- это познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непо-средственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверх-ности органов чувств.
В результате деятельности восприятия в субъективном пространстве формируется образ вос-приятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, кото-рый обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Таким образом, образ восприятия -- не просто совокупность ощущений хотя бы потому, что сами ощущения в процессе построения этого образа могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Образ восприятия, как и ощущение, является чувственным образом объекта, причем обра-зом, который возникает и существует при непосредственном, здесь и сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта. Обладая собственными меха-низмами, восприятие строит образ объекта или опознает его вместе с процесса-ми ощущения.
Восприятие -- это познавательный психический процесс, состоящий в целост-ном отражении предметов, ситуаций и событий, возникающий при непосред-ственном воздей-ствии физических раздражителей на рецепторные поверх-ности органов чувств.
Необходимо отметить, что каждый образ восприя-тия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, прежде всего зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической. Звук будильника сливается с его фор-мой, цветом, весом и гладкой поверхностью в единый образ будильника. Восприятие в то же время всегда в большей или меньшей степени связано также с мышлением, памятью, вни-манием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.
Поскольку образ восприятия является отличным от его
объекта, он имеет свои собственные характеристики, обнаружить и понять которые нелегко.
В каком бы тесном взаимодействии с объектом ни находился человек, он все-гда имеет дело не с ним самим, а с его образом, образом чего-то, что реально су-ществует вне нас.
1.2 Характеристики образа восприятия.
Основные характеристики этого образа -- образа восприятия, или перцептивного образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом воспри-ятия.
Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает на такое его качество, как отделенность его от фона и спроецированность в данную точ-ку пространства, т. е. образа объекта как пространственно обособленного, от-дельного предмета. Здесь необходимо сделать важное замечание. В разговор-ном языке понятия «объект» и «предмет» часто употребляются как синонимич-ные. Предметность как характеристика образа восприятия заключается в том, что, до тех пор пока мы не зафиксировали взор на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить взгляд на объекте, как все вос-принимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ пространства. При этом наблюдается специфический феномен, получив-ший в психологии название феномена «фигуры и фона», он заключается в том, что элементы предметного образа объекта моментально структурируются и при-обретают определенную, ограниченную форму, при этом предмет как бы слегка выступает вперед, оказывается на переднем, независимо от его удаленности, плане, а все остальные предметы сливаются в достаточно недифференцирован-ное, неограниченное и располагающееся как бы вокруг и позади предмета поле. Объект воспринимается именно как определенный предмет, имеющий опреде-ленное местоположение в пространстве. Если сосредоточить внимание на вазе, то исчезают лица, если на лицах, то -- исчезает ваза. Предметность отчетливо проявляется также в том, что если на чистом лис-те нарисовать круг, то ограничивающая его линия будет восприниматься как принадлежащая скорее кругу, чем окружающему его пространству.
Целостность. Восприятие -- это процесс, состоящий в организации отдель-ных элементов образа в единое целое. При изучении этого процесса было обна-ружено, что восприятие стремится организовать элементы таким образом, что это целое определяет значение элементов внутри него. Действие этого механиз-ма наглядно демонстрируется на знаменитом двойственном изображении «жены» и «тещи». В этом изображении значение одних и тех же его элементов зависит от значения, придаваемого всему изображению в целом. Одна и та же линия будет восприниматься либо как уродливый нос, либо как изящный кон-тур щеки и подбородка в зависимости от того, видим мы в данный момент в це-лом старуху или молодую женщину.
С подобными эффектами мы сталкиваемся и в повседневной практике, осо-бенно в затрудненных условиях восприятия. В сумерках в опасном месте остат-ки столба на двух опорах можно принять за человека, и тогда эти опоры будут восприниматься как ноги замершего в грозном ожидании злоумышленника.
Обобщенность. Обобщенность образа объекта при его восприятии заключа-ется в том, что отображаемый единичный объект, сохраняя все свои индивиду-альные особенности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам. Воспринимаемый в данный момент объект немедленно относится воспринимающим к определен-ной категории предметов, при этом общие свойства предметов этой категории начинают определять восприятие данного отдельного объекта, т. е. проецируют-ся на него.
Механизмы обобщения, имеющие место уже в процессе восприятия, в целом способствуют лучшему приспособлению к среде, поскольку позволяют мгновен-но определить, с каким именно объектом мы имеем дело, и построить свое пове-дение в отношении него соответствующим образом. Благодаря этим механиз-мам мы, например, редко путаем собаку с кошкой, независимо от того, какими размерами или формой обладает собака, и соответствующим образом строим свое поведение.
Константность. Любой организм живет в постоянно изменяющихся услови-ях среды. Движение объектов в пространстве, перемещение самого организма приводит к тому, что условия восприятия объекта постоянно меняются -- изме-няется форма его проекции на сетчатке глаза, меняется степень его освещенно-сти и цветовые оттенки. На условия восприятия влияют и другие факторы -- су-точное изменение освещенности, наличие или отсутствие облаков и ряд других.
В результате этого совокупность раздражений и их конфигурация при взаимо-действии с объектом постоянно меняются, и один и тот же объект в каждый дан-ный момент предстает в новом виде, при этом сам он остается неизменным. Если бы человек воспринимал все изменения раздражений, сопровождающие дина-мичное взаимодействие организма с объектом, его приспособление к среде было бы крайне затруднительным, поскольку он жил бы в постоянно меняющемся мире. Малейший наклон головы -- и один и тот же объект представал бы в но-вом образе. Поэтому в процессе эволюции выработались механизмы восприя-тия, обеспечивающие относительную неизменность перцептивного образа, соот-ветствующую неизменности самого объекта, т. е. константность восприятия. Та-ким образом, константность восприятия -- это способность системы восприятия компенсировать изменения условий восприятия объектов.
1.3 Восприятие пространства.
С усложнением образа окружающего мира его пространственные характеристики приобретают еще большее значение по срав-нению с их отражением на уровне ощущений. Возникновение образа объекта только и возможно при дифференциации пространства с соответствующим вы-делением в нем размеров, форм и взаимной удаленности составляющих его эле-ментов. Любой объект имеет какие-то пространственные характеристики, опре-деляющие его форму, а форма объекта в нашем мире является его наиболее устойчивой жизненно важной для субъекта характеристикой. В повседневной жизни мы определяем принадлежность предмета к какой-то категории прежде всего по его форме.
На уровне восприятия пространство дробится и приобретает глубину. Обра-зы объектов (предметы) в пространстве восприятия располагаются в точном соответствии с их расположением в реальном, физическом пространстве. Еще раз повторим, что точность отражения формы и удаленности объектов является для организма жизненно важной.
Пространство восприятия существенно отличается от сенсорного поля тем, что оно имеет более определенную структуру и размерность.
В точном построении образа окружающего пространства принимают участие не только зрительные, но и слуховые и тактильно-кинестетические образы.
Основой для построения всего пространства восприятия являются тактиль-но-кинестетические ощущения. В ходе наблюдений и научных исследований было обнаружено, что глаз начинает обладать способностью воспринимать фор-му и местоположение объекта, только вместе с ощупыванием предмета рукой в процессе индивидуального развития в раннем детстве или слепыми от рождения взрослыми людьми после хирургических операций по восстановлению зрения. В связи с этим можно сказать, что выражение «рука обучает глаз» нужно пони-мать почти буквально. Взрослые люди (слепые от рождения) с физиологически полностью восстановленным зрением испытывают в дальнейшей жизни серьез-ные трудности со зрительным восприятием объектов окружающего мира. Для получения зрительного образа незнакомого объекта им необходимо ощупать его, поскольку они продолжают руководствоваться привычной системой про-странственных отношений, которая отличается от таковой у зрячих с детства.
Те же механизмы восприятия, которые обеспечивают дос-таточно точное определение формы объекта и его местополо-жения в пространстве, приводят к возникновению некоторых пространственных иллюзий. Мало кто обращает на это вни-мание, но мы в каждый данный момент видим все предметы сдвоенными, за исключением того, на котором мы фиксируем свой взор (а также тех предметов, которые располагаются в определенном геометрическом месте точек окружающего нас пространства.
1.4 Восприятие времени.
В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, ин-тервалы. Появляется переживание не просто длительности или последователь-ности, но и определенной длительности и последовательности. На субъективную оценку длительности влияют многие факторы.
Восприятие предметной среды по-зволяет человеку зафиксировать фазы наблюдаемых им в этой среде изменений. Ориентировка во времени опирается на устойчивую периодичность некоторых природных процессов. Двумя наиболее важными системами временных ориен-тиров у человека являются: 1) смена дня и ночи, фазы которых определяются общей степенью освещенности и положением светил и теней от них и 2) ритмы самого организма, соответствующие ритмам активности, связанным с ритмич-ностью возникающих потребностей -- перед привычным временем приема пищи ощущается голод, перед сном -- усталость. Ориентировка во времени формиру-ется в процессе индивидуального развития. Только к пяти годам ребенок безо-шибочно определяет утро и послеполуденное время.
1.5 Восприятие движения.
Физическое движение и восприятие движения -- не одно и то же. Мы можем воспринимать движение там, где его в действительнос-ти нет. От-ражение движения в восприятии является следствием такой же прецептивной деятельности, связанной с переработкой наличных раздражений в процессе вза-имодействия с объектами, как и отражение пространственных характеристик. Механизмы восприятия, обеспечивающие адекватное вос-приятие движения, могут приводить к возникновению ошибок -- иллюзорному восприятию движения, так же как и механизмы восприятия пространственно-временных характеристик среды -- к возникновению пространственных иллю-зий.
Реально восприятие движения приспособлено к восприятию тех процессов, которые могут иметь жизненно важное значение и связаны с реальными воз-можностями организма. В связи с этим имеется определенный диапазон скоро-стей, которые наше восприятие в состоянии отразить, и есть скорости, которые ему недоступны, например мы не воспринимаем скорости роста растений и не видим летящую пулю.
Восприятие как процесс. Выше в основном были представлены характерис-тики конечного результата деятельности восприятия -- чувственного предмет-ного образа окружающего мира. В возникновении данного образа в субъектив-ном пространстве при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств принимают участие два отличающиеся друг от друга процесса.
Во-первых, предметный образ объекта, формирующийся в какой-то одной модальности, является результатом интеграции ощущений различных модаль-ностей, возникающих в процессе взаимодействия с данным конкретным объек-том. Наиболее существенными для построения предметного образа объекта все же являются зрительные и тактильно-кинестетические ощущения. Именно эти ощущения дают возможность субъекту получить представление о форме пред-мета как отдельной сущности
В повседневной жизни мы по большей части, однако, пользуемся образами объектов, воспринятых «в общем». Этого оказывается достаточно для успешно-го приспособления. Такая ориентировка в предметном мире возможна потому, что в подобного рода случаях восприятие основывается не столько на построе-нии образа, сколько на его опознании. Опознание предметов становится возмож-ным благодаря тому, что в памяти хранятся не только признаки размерности объектов, их удаленности и наиболее общие признаки предметов. Опозна-ние объекта происходит путем соотнесения наличного образа с эталонами, хра-нящимися в памяти. Объект опознается в соответствии с той категорией, к кото-рой его наличный образ оказывается ближе всего.
Восприятие предметного мира является прежде всего результатом взаимо-действия различных анализаторов. Однако восприятие можно рассматривать также как продукт взаимодействия различных познавательных процессов. В со-здании целостного чувственного образа объекта при непосредственном воздей-ствии его на органы чувств принимают участие и ощущение, и мышление, и эмо-ции, и память. Ощущения сливаются с фигурой, имеющей форму, которая яв-ляется результатом деятельности собственно процессов восприятия; далее, посредством процесса категоризации, лежащего в основе мышления, фигура (сцена, событие) соотносится с определенным классом объектов (обобщенность образа); опознание фигуры, в свою очередь, невозможно без процессов памяти; восприятие к тому же всегда в той или иной мере эмоционально окрашено, при этом степень эмоциональной окраски связана с мотивацией.
Восприятие всегда характеризуется избирательностью. Мы не в состоянии воспри-нять все детали наличной ситуации. Воспринимается с большей или меньшей подробностью только то, в чем особенно заинтересован человек в данный мо-мент. Имеются три принципа, которые отражают мотивационную основу изби-рательности восприятия,
Принцип резонанса -- правильнее и быстрее воспринимаются те стимулы, которые соответствуют потребностям, ценностям личности.
Принцип защиты -- стимулы, противоречащие морально-этическим нор-
мам, принятым личностью, а также ожиданиям субъекта или потенциально враждебные стимулы воспринимаются хуже или подвергаются искажению.
Принцип настороженности, или сенсибильности, -- стимулы, угрожающие целостности личности, могущие привести к серьезным нарушениям в его психическом функционировании, узнаются быстрее всех прочих.
Восприятие, как и все остальные процессы, зависит от культуры. Культура оказывает влияние на то, что человек буквально может или не может воспри-нять. В частности, было обнаружено, что в некоторых африканских племенах люди не в состоянии воспринять перспективу в плоских изображениях, по-скольку европейский способ изображения перспективы на плоскости имеет ус-ловный характер. Восприятие цв и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.