На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятия младших школьников с помощью предметов окружающего мира. Применение психодиагностических методик для его изучения. Разработка комплекса занятий, направленных на развитие зрительного восприятия.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 03.02.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


81
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Благовещенский государственный педагогический университет»

Факультет педагогики и методики начального образования

Дипломная работа

на тему: Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета «Окружающий мир»

Благовещенск 2010

Аннотация

Дипломная работа содержит 89 с., введение, две главы, заключение,9 рисунков, 6 таблицы, библиографический список содержит 47 источников литературы, 6 приложений.

Зрительное восприятие, средства, развитие окружающий мир, младшие школьники, особенности, методы.

В данной работе рассматриваются: теоретические аспекты развития зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир». Требования и особенности применяемые к средствам по развитию зрительного восприятия. Психолого-педагогические особенности младших школьников. Проведена экспериментальная работа. Даны соответствующие выводы и рекомендации родителям и учителям начальных классов.

При написании данной работы были использованы научная и учебно-методическая и психолого-педагогическая литература, электронный ресурс, публикации в специализированных периодических изданиях.

Содержание

Введение

1. Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятие средствами предмета окружающий мир

1.1 Понятие и значение зрительного восприятия в развитии у младших школьников

1.2 Возрастные психолого-педагогические и физиологические индивидуальные особенности зрительного восприятия у младших школьников

1.3 Требования и особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия младших школьников

2. Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.1 Методологические основы развития зрительного о восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию зрительного восприятия средствами предмета окружающий мир

2.3 Оценка эффективности комплекса занятий направленных на развитие зрительного восприятия средствами предмета «Окружающий мир»

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

В настоящее время в условиях обновление современного образования, средней школы огромное значение приобретают разработки новых педагогических технологий, реализующих ориентацию на развитие личности младшего школьника, его индивидуальности. Появляется необходимость дифференцированного обучения, нацеленного, прежде всего на развитие способностей учащихся. В связи с этим встает вопрос об обеспечении школы развивающими методиками.

Одна из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе ее развития - вооружать младших школьников осознанными, прочными знаниями, всесторонне их развивая.

Развитие зрительного восприятия младших школьников - одна из наиболее актуальных проблем развивающего обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания -- всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики .

Л.А. Венгер [9,с.7] дает следующее определение зрительному развитию младших школьников - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение зрительного восприятия младшем школьном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

А.В. Запорожец [14,с.69] подчеркивает, что успешность обучения младших школьников в школе в значительной мере зависит от уровня его зрительного восприятия. Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент умственного воспитания младших школьников и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения различными видами деятельности.

Л.П. Григорьева [10,с.18] утверждает, что недостаточное зрительное развитие младших школьников приводит к возникновению различных трудностей в ходе начального обучения в школе.

Хорошо известно, что именно зрительное восприятие являлось центральной проблемой на протяжении целых эпох педагогики. В русской педагогике вопросами зрительного восприятия занималась Е. И. Тихеева, опыт Монтессори для практики использовала Ю.И. Фаусек. Отечественные педагоги также внесли вклад в решение проблем развития зрительного восприятия: дидактические разработки Ф. Н. Блехер, системы дидактических материалов Б. И. Хачапуридзе и др.

Исследования, проведенные рядом авторов, свидетельствуют об эффективности целенаправленного и систематического развития зрительного восприятия у младших школьников, посредством обучения их перцептивным приемам для выполнения конкретной деятельности.

Однако анализ психологической литературы показывает, что до сих пор не уделяется достаточного внимания развитию зрительного восприятия, с позиции овладения ребенком новыми способами действия, которые позволили бы ему использовать свое восприятие для успешного выполнения учебной деятельности. Несмотря на ценность научных трудов, вопросы зрительного воспитания редко освещаются в современных исследованиях, в связи с этим сложилось противоречие между необходимостью развивать зрительное восприятие младших школьников, как фундамент умственного воспитания и отсутствием методологических разработок по развитию зрительного восприятия.

В связи с этим становится очевидной актуальность исследования средств предметного развития зрительного восприятия, которые могли бы обеспечить усвоение необходимого объема информации и развитие способностей зрительного восприятия.

Актуальность данного исследования определяется противоречием между необходимостью развивать зрительное восприятие младших школьников, как фундамент умственного воспитания и отсутствием методологических разработок по развитию зрительного восприятия и тем, что в пределах зрительного восприятия подготавливается, переход от восприятия к мышлению и формируется определенная основа, необходимая для последующего интеллектуального развития младшего школьника.

Цель исследования: процесс развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир, которое предусматривает достижение главной цели воспитания -- всестороннего и гармонического развития личности младшего школьника.

Объект исследования: зрительное восприятие

Предмет исследования: процесс развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир

Задачи исследования:

1) проанализировать научную, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) выявить психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

3) определить методы для развития зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир;

4) разработать и реализовать комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

5) дать оценку эффективности предложенного комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

Гипотеза исследования: развитие зрительного восприятия младших школьников средствами предмета «Окружающий мир» будет успешным если:

- будут учтены психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

- использованы разнообразные средства предмета окружающий мир по развитию зрительного восприятия младших школьников

- работа по развитию зрительного восприятия будет проводиться систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Методы исследования:

1) анализ научной и психолого-педагогической литературы;

2) наблюдения;

3) тестирование;

4) эксперимент;

5) математическая обработка результатов и интерпретация

База исследования: Средняя школа МОУ № 14, г. Благовещенск. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 2-го класса, 12 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что впервые разработаны модифицированные методики обследования зрительного восприятия младших школьников, методы развития зрительного восприятия младших школьников средствами предмета окружающий мир, разработаны конкретные способы продуктивного развития способностей зрительного восприятия младших школьников. Методика развивающего эксперимента может быть использованы учителями в школьной практике для развития зрительного восприятия у младших школьников любого школьного возраста, а так же для более эффективной организации учителем собственной педагогической деятельности; преподавателями педучилищ и вузов при создании спецкурсов и спецсеминаров.

1 Теоретический аспект проблемы развития зрительного восприятие средствами предмета окружающий мир

1.1 Понятие и значение зрительного восприятия в развитии у младших школьников

Зрительное восприятие у младших школьников - это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори и др., а также известные представители отечественной педагогики: и психологии Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова и др. справедливо считали, что зрительное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [6,с.31].

Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие.

В школе младшие школьники на уроках окружающий мир знакомятся с явлениями природы, начинают осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. В домашних и индивидуальных заданиях младшие школьники используют зарисовки, лепку из пластилина, различные подделки, аппликации и т.д. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, младшие школьник должны достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения [26, с.125].

Младшие школьники выясняют взаимоотношения частей в пространстве и соотносят свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет зрительное восприятие при начертании букв [26, с.125].

Исследования, проведенные психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, особенно в I классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что младшие школьники не могут воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой [28,с.75].

Но дело не только в том, что низкий уровень зрительного восприятия резко снижает возможность успешного обучения младших школьников. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду обеспечивающих успехи художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают зрительные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и другие внешние свойства предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне зрительного восприятия, достигаемом в ранние периоды детства [28,с.75].

Значение зрительного восприятия у младших школьников для их будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой школьного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов зрительного восприятия на различных предметах, в том числе и средствами предмета окружающий мир. Главное направление зрительного восприятия должно состоять в вооружении младших школьников зрительной или сенсорной культурой.

Понятие «сенсорная культура» вошло в школьную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения сенсорной культуры достаточно систематически упражнять органы чувств младшего школьника в различении формы, цвета, величины и другие свойства предметов. Такая точка зрения была ошибочной, она не учитывала, что развитие младшего школьника коренным образом отличается от развития детенышей животных. Младший школьник развивается путем «социального наследования», которое, в отличие от наследования биологического, предполагает не упражнение врожденных способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Зрительное восприятие младшего школьника - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей)[1,c.28].

Младшие школьники в жизни сталкиваются с многообразием форм, красок и другими свойствами предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомятся они и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, младшие школьники, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимают все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь зрительное восприятие - последовательное планомерное ознакомление младших школьников с сенсорной культурой человечества [28, с.33].

Большое значение в развитии зрительного восприятия имеет формирование у младших школьников представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер.

Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками младшего школьного возраста и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ[24, с.3].

Воспитание сенсорной культуры младших школьников в области восприятия формы, величины и цвета, составляет основное содержание зрительного восприятия. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для успешного усвоения многих учебных предметов в школе, от него зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности [10, с.36].

Зрительное восприятие включает все виды и формы общения у младших школьников с внешним миром. Поэтому зрительное восприятие составляет неотъемлемую часть любой содержательной деятельности младших школьников, организуемой в школе, оно входит в любые формы воспитательно-образовательной работы с ними. Разумеется, в каждой из сторон общего воспитания зрительное должно быть педагогически правильно организовано, должно достаточно точно учитывать их особенности и задачи. Например, в области эстетического воспитания очень большое значение имеет формирование зрительной основы изобразительной деятельности младших школьников - овладение свойствами формы в лепке, рисовании [10, с.39].

До настоящего времени в педагогике зрительное восприятие выделяется как особый процесс, как отдельная дидактическая задача. Вместе с тем в продуктивной деятельности, такой, как игра, пение, рисование, речь, конструирование и др., зрительные процессы остаются недостаточно организованными, задачи зачастую даже и не ставятся.

Все это вовсе не означает, что зрительное восприятие выделяется из общей системы воспитания. Оно может осуществляться и как специально организованный процесс, если направлено на решение сенсорных воспитательных задач. Организация зрительного восприятия внутри содержательной деятельности формирует у младших школьников именно обобщенную ориентировочную деятельность.

Исследования, раскрывают большие возможности правильной организации чувственного опыта у младших школьников в процессе содержательной деятельности. Это не только обогащает деятельность, но и делает целенаправленным сенсорный опыт у младших школьников.

Оценивая роль зрительного восприятия в психическом развитии, следует учитывать их значение не только для усвоения определенных знаний и умений, но и для формирования индивидуальных способностей у младших школьников. Большинство из этих способностей имеет ярко выраженную основу. Например, тонкое мышечное чувство и точный глазомер составляют основу многих «практических» способностей; развитое зрительное восприятие форм и красок является необходимым компонентом изобразительных способностей и т. д. Поэтому развитие зрительного восприятия имеет очень большое значение для всего последующего развития у младших школьников.

Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Так же у младших школьников недостаточное зрительное восприятие приводит к выраженному нарушению коммуникативных функций [36].

Таким образом, зрительное восприятие необходимо во всех видах физического и умственного труда. Учитывать закономерности потенциальных возможностей младшего школьника каждого возрастного периода это теория зрительного восприятия. Она предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы и другие свойства окружающей действительности.), усвоение которой обеспечивает младшим школьникам необходимый уровень подготовленности для дальнейшего успешного обучения в школе. Вместе с тем необходим учет возрастных особенностей и возможностей младшего школьника каждого периода его жизни. В каждом возрасте перед зрительным воспитанием стоят свои задачи, и формируется определенное звено сенсорной культуры.

1.2 Возрастные психолого-педагогические и физиологические индивидуальные особенности зрительного восприятия у младших школьников

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия.

Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности [29,с.37] .

Начиная с простейших аналитико-синтетических перцептивных действий с предметами, младший школьник постепенно идет к развитым обобщенным способам обследования, дифференциации и интеграции признаков и свойств предметов, а затем уже к созданию целостного образа предмета, становящегося основной для мыслительных действий и операций.

Выделяют три функции зрительного восприятия:

1) стимульно-различительная

2) аналитико-синтетическая

3) коммуникативно-воспитывающая

Стимульно-различительная функция зрительного восприятия проявляется как побуждение, активизация всех психофизиологических механизмов и вступление в контакт с окружающим миром. В результате перцептивных действий выделяются качественные характеристики в предмете, и затем перцептивная информация поступает в зрительные центры, стимулируя мозг к аналитико-синтетической деятельности [29,с.32].

Аналитико-синтетическая сторона зрительного восприятия, когда осуществляется анализ на основе сенсорных эталонов, узнавание предметов и явлений окружающей среды. Процесс анализа и синтеза, воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности является одной из ведущих и основных функций зрения. При отсутствии возможности анализировать с помощью зрения, появляется тенденция к обеднению чувственного опыта. Информационно-познавательное значение зрения и зрительного восприятия, проявляющееся в систематизации, упорядочении анализируемой информации сообразно имеющимся образам мышления и зрительной памяти [29,с.34].

Информационно-познавательный процесс зрительного восприятия можно определить как процесс соотнесения предъявленного объекта с зафиксированным в памяти образом, эталоном этого объекта или предмета. Информационно-познавательная роль зрения проявляется как средство для формирования знаний, навыков и умений пользоваться зрительной информацией при практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности.

При недостаточности способов анализа и образов мышления и зрительной памяти обнаруживаются разрывы между чувственным опытом и образным мышлением, при нарушении зрения наблюдается вербализм мышления.

Организационно-регулирующая роль зрения определяется как умение целенаправленно, осознанно, избирательно пользоваться зрительной информацией и проявляющейся в целесообразной мотивационно-потребностной и социально-значимой ориентацией, общением в окружающей действительности.

Коммуникативно-воспитывающая функция, определяющая формирование эмоционально-поведенческого и социального проявления младшего школьника имеет коммуникативно-воспитывающее значение зрения и проявляется в формировании у младшего школьника определенной системы знаний, позволяющих ему мотивационно обосновывать свои поступки и адекватно действовать.

Выделение данных функций зрительного восприятия связано с недостаточностью их проявления у младших школьников, так как известно, что качество предметного действия зависит от общего типа ориентировки младшего школьника в предмете, состояния анализирующих способностей зрительной памяти, мышления и уровнем навыков обследования предмета [].

Четкое представление функционального свойства зрительного восприятия и установление своеобразия развития его у младших школьников, позволяет дать наиболее достоверную и доказательную информацию, обеспечивающую целесообразный подход к осуществлению работы по развитию зрительного восприятия.

Источником знаний об окружающем являются ощущения и восприятия, возникающие от соприкосновения органов чувства с различными признаками и свойствами предметов [29,с.36].

Для младшего школьника особенно важно чувственное познание, так как в отличие от процесса познания у взрослого оно является пока единственным средством осмысления мира. Из всех способностей первыми формируются и совершенствуются чувства. Младший школьник овладевает азами знаний о предмете как первой книгой жизни.

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств младшего школьника функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств младший школьник может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

При частичном зрительном поражении наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления младшего школьника об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития младшего школьника [14,с.83].

Для понимания возникающих в результате зрительного дефекта отклонений в развитии младшего школьника, необходимо учитывать, что оно осуществляется по тем же закономерностям, что и в норме. Выпадение тех или иных функциональных звеньев в органическом единстве психики приводит к нарушению связей и отношений с окружающим миром, к неадекватному отражению действительности. Если нарушение зрительного восприятия значительно, то родителям младшего школьника необходимо проконсультироваться с окулистом, неврологом, психиатром.

Внутрисистемные нарушения функции в условиях понимания последствий и созданных с учетом этого правильных условий развития зрительного восприятия во многом может предупредить возникновение отклонений в психофизическом развитии.

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическими особенностями основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющим фактором с первых месяцев жизни является окружающая среда и воспитание ребенка. Особенно благоприятным для зрительного восприятия является младший дошкольный возраст [8, с.115].

В практике воспитания еще встречается устаревшая тенденция знакомить детей раннего возраста с двумя-тремя цветами и формами и требовать запоминания и правильного употребления детьми их названий. Современные исследования говорят о том, что такое обучение мало способствует зрительному развитию, резко ограничивая круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Более того, заучивание отдельных разновидностей свойств ведет к тому, что дети перестают обращать внимание на другие их разновидности. В результате возникают своеобразные ошибки восприятия: если ребенок знает, например, желтый цвет, но не знает оранжевого, то он ошибочно воспринимает оранжевый как желтый [8, с. 119].

Знакомя младших школьников с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы младшие школьники умели учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы младшие школьники научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме [31, с.85] .

Зрительное восприятие обеспечивает усвоение детьми сенсорных эталонов - это значит, что у них формируются представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Зрительное восприятие совершенствует удовлетворительное развитие сенсорных способностей - ощущение, восприятие, представление, память. С их помощью младшие школьники могут распознать предметы на ощупь, что способствует развитию мелкой моторики рук. Младшие школьники, видя перед собой предмет, могут назвать все его характерные особенности. Оно также направлено на то, чтобы научить младших школьников точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и другое) [1, с.45].

Эталонами в области восприятия цвета служат цвета спектра:

1) хроматические («цветные») - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый

2) ахроматические цвета - белый, серый, черный.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать соответствующую форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон и т.п.). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются младшим школьникам как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (т.е. квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника)[33, с.39].

Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в их условности. Система мер сознательно устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица, в то время как геометрические фигуры являются отвлечением от формы реальных предметов. Усвоение системы мер и способов их использования - особая задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая в программу дошкольного обучения. Но в области восприятия мы далеко не всегда пользуемся метрической системой (хотя ее применение вполне возможно) [6, с.74].

Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т. д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин.

Таким образом, зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников. При определении средств развития зрительного восприятия младших школьников следует исходить из основных положений возрастных особенностей младших школьников. Развитие зрительного восприятия в целом - процесс необратимый. Однако уточним, что учащиеся младших классов, особенно в начале обучения очень восприимчивы к внешнему воздействию. И, если это положительное воздействие приостановлено, то процесс развития данного качества может не только замедлиться, но и прекратится. Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия, что, несомненно, станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников.

1.3 Требования и особенности применения наглядных средств по развитию зрительного восприятия младших школьников

Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения младших школьников в целом. Любые упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими неуспехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти невозможно скорригировать и компенсировать. А от того, как сложится для младшего школьника школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество. Все это еще в большей мере касается младших школьников с пониженными способностями к обучению вследствие отклонений в развитии зрительного восприятия [2,с.5].

Гуманистическая направленность современного образования выдвигает требования более полной реализации идеи дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность младших школьников к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья младших школьников, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.

При развитии зрительного восприятия разнообразные средства наглядности применяются в работе с младшими школьниками. Это обусловлено тем, что нормально видящий младший школьник с раннего детства овладевает необходимой сформированностью зрительного восприятия окружающего мира без каких-либо специальных условий. Младший школьник, имеющий зрительную патологию, нуждается в целенаправленном развитии зрительного восприятия для ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно [2,с.7].

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

При развитии зрительного восприятия в обучении младших школьников используется наглядный материал разных видов, классификация З.Е. Агранович [2,с.10]

1) Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т.д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.

2) Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.

3) Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.

4) Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты.

5) Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.

6) Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.

7) Рельефные наглядные пособия включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом.

Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным: демонстрационная наглядность используется для показа всей классе младших школьников, раздаточный рассчитан на работу с одним.

Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий. Наиболее эффективно, для развития зрительного восприятия, ознакомление младших школьников с натуральной наглядностью на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдая и изучая реальные объекты или явления природы, окружающей действительности в непосредственной близости, младшие школьники знакомятся с многообразием и вариативностью их признаков, качеств и свойств. Приобретая, таким образом, реалистические представления о них, младшие школьники воспринимают сущность происходящих событий [2,с.13].

Особое значение, восприятие натуральной наглядности, имеет для младших школьников, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания младших школьников данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью органов чувств такие младшие школьники получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть информацию, адекватную для них по значению зрительной.

Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях.

Использование средств наглядности развивает бережное отношение к диалектическому материалу. Красиво оформленное наглядное пособие, выполненное руками учителя, старшеклассников или собственными, сознание того, что им будут пользоваться и другие, заставляет младших школьников бережно относиться к нему.

Большое значение имеет изготовление младшими школьниками наглядных пособий: раздаточного материала, трафаретов различных фигур, абаков и других. Данная работа развивает пространственные представления и вооружает практическими навыками [2,с.18].

При решении вопроса об использовании наглядных средств следует учесть то большое значение, которое приобретает учет функциональной деятельности пораженного зрительного анализатора: индивидуальные и групповые различия, скорости восприятия, световой и цветовой чувствительности.

Как установлено, у лиц с теми или иными нарушениями зрения складывается зрительный или осязательный типы восприятия. Их соотношение зависит от тяжести поражения зрительного анализатора. Данное обстоятельство и указывает на необходимость широкого применения различных средств наглядности для развития зрительного восприятия.

Применяя средства наглядности в учебном процессе, необходимо учитывать диапазон индивидуальных различий младших школьников в скорости восприятия, а также состояние световой и цветовой чувствительности школьников.

Требования, предъявляемые к наглядным средствам при развитии зрительного восприятия[13, с.36]:

1) Требования, предъявляемые к объемной наглядности.

Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.

2) Требования, предъявляемые к рельефной наглядности.

Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность для развития зрительного восприятия младших школьников, имеющих прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения.

3) Требования, предъявляемые к натуральной наглядности.

Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть четко выражены и выделены цветом.

4) Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности.

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.

Следует также учитывать тот факт, что младшие школьники с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у младших школьников положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией [13,с. 38].

Направления адаптации изобразительной наглядности: четкое выделение общего контура изображения, усиление цветового контраста; выделение главного в изображении контуром, линиями, цветом; уменьшение количества второстепенных деталей; выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях

Нередко педагогам приходится самостоятельно изготавливать изобразительную наглядность. При этом необходимо учитывать смысловое содержание картинки, четкость изображения, , а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении (наглядность должна быть доступной пониманию младших школьников и соответствовать их интересам), должны быть точно переданы форма, цвет и строение изображенного предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение.

При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать зрительную нагрузку. Раздаточный материал должен быть оптимальных размеров: 10x10; 20x30.

К подбору для демонстрации младшим школьникам слайдов, диа-, кино- и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия, возможности получить адекватные представления об изображаемых объектах и явлениях.

5) Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам.

Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.

6) Требования, предъявляемые к графическим пособиям.

Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны младшим школьникам, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т.е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

7) Требования, предъявляемые к символической наглядности.

Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность.

Для эффективности использования наглядности необходимо соблюдать следующие условия [13,с.40]:

1) Для обследования наглядности младшими школьниками с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим.

2) Некоторым младшим школьникам необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать с помощью осязания.

3) Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый младший школьник мог ее рассмотреть (в хорошо освещенном месте, на уровне глаз младших школьников, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

4) В ряде случаев (например, при ознакомлении младших школьников с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в класс до начала занятия для того, чтобы младшие школьники могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в классе.

5) Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию младшим школьникам описанием.

6) Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.

7) При демонстрации новых, не знакомых младших школьникам игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествами, формирует у младших школьников планомерность зрительно-осязательного восприятия.

Требования, предъявляемые к программе занятий, в том числе и по развитию зрительного восприятия:

1) открытость;

2) соответствие условия выбранным методам развития зрительного восприятия;

3) возможность разных способов решения;

4) учет актуального уровня развития;

5) учет возрастных особенностей учащихся.

6) использование здоровьесберегающие режимные моменты [13,с.42]

Таким образом, правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что зрительное восприятие у младших школьников - это развитие восприятия и формирование представлений об окружающем мире, в котором живет младший школьник. Значение зрительного восприятия в младшем школьном возрасте трудно переоценить. Важность зрительного восприятия определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях окружающего мира.

Зрительное восприятие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития у младших школьников, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения у младших школьников в школе, и для многих видов труда.

Зрительное восприятие необходимо во всех видах физического и умственного труда. Учитывать закономерности потенциальных возможностей младшего школьника каждого возрастного периода это теория зрительного восприятия. Она предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы и другие свойства окружающей действительности.), усвоение которой обеспечивает младшим школьникам необходимый уровень подготовленности для дальнейшего успешного обучения в школе. Вместе с тем необходим учет возрастных особенностей и возможностей младшего школьника каждого периода его жизни. В каждом возрасте перед зрительным воспитанием стоят свои задачи, и формируется определенное звено сенсорной культуры.

Зрительное восприятие тесно переплетается с развитием зрительной памяти и мышления младших школьников. При определении средств развития зрительного восприятия младших школьников следует исходить из основных положений возрастных особенностей младших школьников.

Учитывая индивидуальные психолого-педагогические и физиологические особенности младших школьников, их способности и условия обучения, целесообразно комплексное развитие зрительного восприятия, что, несомненно, станет залогом жизненного успеха сегодняшних младших школьников.

Правильно подобранный материал и грамотно организованное занятие позволяет раскрыть качества и свойства предмета, отличительные и общие признаки. Использование наглядности стимулирует развитие зрительного восприятия, познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям и преподносить даже самый сложный материал в доступной форме.

При организации занятий по развитию зрительного восприятия необходимо применять все требования применения наглядных средств и требования, предъявляемые к программе занятий.

2. Развитие зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

2.1 Методологические основы развития зрительного о восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

Проблема зрительного восприятия у младших школьников, как показал теоретический анализ литературы, заключается в том, что зрительное восприятие предусматривает требование научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса зрительного восприятия (двигательные умения и навыки, правильно и точно воспринимать цвета, формы, звуки и другие свойства окружающей действительности.).

Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий, отношения к деятельности, полученного результата. Таким младшим школьникам, требуется дополнительная помощь в виде дополнительных занятий. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование высших психических функций: зрительное восприятие, мышление, память, внимание и т.д.

Неоднородность состава учащихся начальных классов ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В каждом классе встречаются младшие школьники, которые плохо запоминают и удерживают то, что преподносится им на уроках, усваивают материал медленно и не полностью; их знания недостаточно прочны и четки.

Недостаточное развитие зрительного восприятия и других высших психических функций может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния младшего школьника в школе. Поэтому важно развить механизмы, создать условия для развития зрительного восприятия и других высших психических функций

Организация занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников предусматривает применение психофизиологических и психолого-педагогических методов, которые направлены на активизацию сенсорно-перцептивных, мнемических и мыслительных процессов.

Психофизиологические методы применяются для стимуляции и повышения функциональной активности зрения, развития зрительных функций. Психофизиологические методики направлены на коррекцию нарушений восприятия основных свойств предметов и изображений - формы, размера, цвета в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции - адаптацию, фиксацию, частоту, время.

Пять развивающих зрительное восприятие методик, используемых в системе Л.П. Григорьевой, направлены на активизацию зрительных возможностей у младших школьников на всех уровнях его развития.

Первая методика (по Е.Н. Соколову) представляет собой дозированную ритмическую стимуляцию глаза (с частотой в 1 герц), которая облегчает синоптическую проводимость нейронной сети и приводит к повышению разрешающей способности глаза.

Вторая методика - наглядно-действенная - обеспечивает экстериоризацию ориентировочно-исследовательской деятельности, развивающей перцептивные действия. Эта методика формирует фундаментальные свойства восприятия -- предметность, целостность, структурность, константность.

Третья методика - наглядно-образная - формирует умение производить когнитивные операции с образами: сравнение, классификация, вербальный логический анализ.

Четвертая методика - наглядно-образная, построенная для компьютерного использования, - создает условия для развития перцептивных действий с информационными моделями, а также для чтения плоскопечатного текста. Она позволяет гибко, в соответствии с индивидуальными особенностями зрения, реализовать требования коррекционной эргономики: применяются такие характеристики объектов, как четкий контур (до 60- 80 %), оптимальные угловые размеры (до 2-3 %), насыщенность цветов.

Пятая методика - кинопроекционная - создает возможности для развития таких зрительных функций, как конвергенция, бинокулярное зрение, развитие глазных движений.

Однако одних коррекционных занятий недостаточно, так как развитие зрительного восприятия является сложной междисциплинарной проблемой и требует разностороннего подхода и систематической работы в процессе всего школьного обучения и воспитания.

По способу предъявления материала психолого-педагогические методики делят на изобразительную, компьютерную, телевизионную, проекционную, предметную.

Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий младшие школьники анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки. Большие возможности для развития зрительного восприятия заложены в компьютерной технике и телевизионных дисплеях. Специальная программа, введенная в компьютер, может изменять форму, размер, цвет, яркость, контраст изображений, режим их предъявления (статический или динамический), освещенность перцептивного поля.

Предметная методика позволяет развивать зрительные возможности младших школьников и реализуется на предметно-практических занятиях и в игре. Предметно-практические занятия могут быть связаны с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов. Младшие школьники выполняют также задания на опознавание предметов, анализ их формы, размеров, цвета, фактуры. Методы применяться могут любые, рассказы, экскурсии, слайды, игровые и др. Игры могут быть как дидактические, так и сюжетно-ролевые, связанные с целенаправленным зрительно-сенсорным воспитанием.

Таким образом, для того чтобы эффективно развивать зрительное восприятие в процессе обучения, необходимо провести предварительное исследование с целью выявления уровня зрительного восприятия в реальных условиях школьного обучения, при этом необходимо учитывать психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия.

2.2 Организация опытно- экспериментальной работы по развитию зрительного восприятия средствами предмета окружающий мир

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие зрительного восприятия младших школьников - одна из наиболее актуальных проблем развивающего обучения. Каждый учитель понимает, что развитие зрительного восприятия невозможно без развития мышления, а это значит, что бы обеспечить более успешное развитие зрительного восприятия, необходимо достигнуть главной цели воспитания -- всестороннего и гармонического развития личности.

Зрительное восприятие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. воспитания личности младших школьников в целом. В связи с этим следует признать целесообразным выделение зрительного восприятия как составной части педагогики.

Педагогическая идея экспериментальной работы заключается в разработке универсальной программы занятий, помогающей педагогам, родителям развивать зрительное восприятие младших школьников.

Для проведения опытно-экспериментальной работы по развитию зрительного восприятия наиболее подходит предметная методика, которая позволяет развивать зрительные возможности младших школьников и реализуется на предметно-практических занятиях и в игре.

Опытно-экспериментальная работа должна подтвердить гепотизу данного исследования по проблеме развития зрительного восприятия.

Гипотеза исследования: зрительное восприятие младших школьников будет успешным если:

- будут учтены психологические и физиологические особенности развития зрительного восприятия младших школьников

- использованы разнообразные средства предмета окружающий мир по развитию зрительного восприятия младших школьников

- работа по развитию зрительного восприятия будет проводиться систематически и всеми участниками воспитательного процесса.

Цель опытно-экспериментальной работы: определить возможности развития зрительного восприятия средствами предмета окружающий мир разработать комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

Задачи опытно-экспериментальной работы:

1) определить уровень развития зрительного восприятия у младших школьников;

2) разработать и реализовать комплекс занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

3) дать оценку эффективности предложенного комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир;

4) разработать рекомендации по развитию зрительного восприятия младших школьников.

Методы исследования:

1) наблюдения;

2) тестирование;

3) анкетирование

4) математическая обработка результатов и интерпретация результатов

База исследования: Средняя школа МОУ № 14, г. Благовещенск. В исследовании принимали участие младшие школьники, ученики 2-го класса, 12 человек. Исследование проводилось с полного согласия родителей.

При оценке уровня зрительного восприятия является очень важным учет оценки зрения младших школьников.

Поэтому в целях установления более точной оценки уровня развития зрительного восприятия необходимо провести оценку зрения младших школьников, так как если у младшего школьника обнаружатся субъективные симптомы снижения зрения, то и уровень зрительного восприятия будет естественно снижен. Но так как для оценки зрения необходим специалист, мы обратились за помощью в центр коррекции зрения «Сфера». Специально для данной диагностики нам предложили анкету для родителей, которая была составлена по нашей просьбе специалистом, врачом-офтальмологом центра коррекции зрения «Сфера» И.В. Сбитневой (Приложение А).

Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия.

Выделение функций зрительного восприятия у младших школьников зависит от общего типа ориентировки младшего школьника в предмете, состояния зрительной памяти, мышления и уровнем навыков обследования предмета. В связи с этим показателями критерия уровня развития зрительного восприятия являются:

1) уровень мышления

2) уровень зрительной памяти

3) уровень умения выделять формы объектов

Опытно-экспериментальная работа состоит из трех последующих этапов:

1) констатирующий этап, включающий первый или входной срез диагностических мероприятий;

2) формирующий этап, предполагающий разработку и реализацию системы мероприятий по сенсорному воспитанию у младших школьников;

3) итоговый этап, определяется эффективность предлагаемого комплекса занятий по развитию зрительного восприятия у младших школьников средствами предмета окружающий мир

4) путём сравнительного анализа первого и второго среза диагностических мероприятий.

Экспериментальное исследование основывалось на принципах:

1) принцип комплектности проводимых диагностических мероприятий первого и второго среза;

2) наглядности, использование дидактических материалов с учетом возрастающей сложности и возрастных особенностей младших школьников;

3) сознательность и активность экспериментаторов и испытуемых.

Для входной диагностики уровня зрительного восприятия младших школьников определим следующие методики:

1. Уровень развития мышления младших школьников, который является одной из составляющих зрительного восприятия, определялся по модифицированная методике «Определение уровня мышления» (Приложение Б). Методика исследования сконструирована на основе некоторых методик теста структуры интеллекта по Р. Амтхауэру. Нами взято из теста 3 субтеста, включающих задания, подобранных с учетом программного материала начальных классов. Первый субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «четвертого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Второй субтест - задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.

Третий субтест направлен на выявление умения обобщать (испытуемый должен назвать понятие, объединяющее два слова, входящих в каждое задание субтеста).

2. Исследование и установление уровня зрительной памяти определялось по методике И. Матюгина «Определение уровня зрительной памяти» (Приложение В).

Исследование зрительной памяти проходит в стиле игры. Младшим школьникам предлагалось 4 задания, в которых даны картинки. Так, например в первом задании предлагалось найти различия по памяти и записать их на листке, во втором задании надо рассмотреть картинки в течении определенного времени, затем обсудить то, что он понял, потом предлагалось младшим школьникам нарисовать кто, что запомнил. Третье и четвертое задание «Запомни и нарисуй» и «Сосчитай палочки» «Запомни и нарисуй» - последних два задания на наш взгляд были самые сложные.

3. При выявлении уровня умения выделять формы объекта, использовалась модифицированная методика по определению показателей уровня сенсорного развития детей, в основу обследования положена диагностика Л.А. Венгера и В.В. Холмовской «Диагностика умственного развития дошкольников», описанная Т. Ротановой. Из методики было выбрано самое сложное задание для младших школьников, так как эта методика предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В данной методике надо сравнить картинки с предложенным эталоном и разложить их по разным коробочкам. В процессе работы, чтобы младший школьник не раскладывал картинки случайно, педагог обращает его внимание на изображенные на коробках эталоны (Приложение Г)..

На основе полученных данных всех методик исследования выводилась обобщенная оценка, и определялся уровень зрительного восприятия младших школьников. Распределение детей по уровням зрительного восприятия осуществлялось в соответствии установленными границами баллов:

10 - 8,1 - высокий уровень развития зрительного восприятия;

8,0 - 7,1 - средний уровень развития зрительного восприятия;

7,0 - 5,0 - низкий уровень зрительного восприятия.

Таким образом, определившись с содержанием опытно-экспериментальной работы и с методиками исследования уровня зрительного восприятия младших школьников, перейдем к первому этапу опытно-экспериментальной работы.

Констатирующий этап эксперимента

Входные диагностические мероприятия проводились с помощью определенных нами методик.

Приступая к диагностическим мероприятиям, необходимо отметить, что предложенные задания посильны для всех младших школьников, привлекательны и интересны для них.

Первые результаты представлены по анкетам для родителей, где определялось имеются ли у младшего школьника субъективные симптомы снижения зрения, для того что бы при определении оценки уровня зрительного восприятия учесть этот факт.

Результаты анкетирования представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Выявление симптомов снижения зрения


Имя Ф.
Симптомы снижения зрения
Кол-во симптомов
1
2
3
4
5
6
7
1
Марина В.
0
1
0
0
0
0
0
1
2
Наташа Ш.
1
0
0
0
1
0
0
2
3
Ксения Ц.
1
1
0
0
0
1
0
3
4
Денис М.
0
0
0
0
0
0
0
0
5
Настя Д.
0
0
0
0
0
0
0
0
6
Руслан Т.
1
1
1
1
1
1
0
6
7
Коля И.
0
0
0
0
0
0
0
0
8
Руслан И.
0
0
0
0
0
0
0
0
9
Женя П.
1
0
0
0
0
0
0
1
10
Настя Л.
0
0
0
0
0
0
0
0
11
Саша П.
1
1
0
1
1
1
0
5
12
Лена С.
0
0
0
0
0
0
0
0

И так из таблицы 1 видно, что у шестерых младших школьников, 50% испытуемых выявлены симптомы снижения зрения. У двоих младших школьников обнаружено по 5 и 6 симптомов. В связи с этим, родителям рекомендовано срочно, проконсультироваться со специалистом-окулистом, неврологом, психиатром, так эти симптомы влияют на зрительное восприятие и интеллектуальное развитие младшего школьник в целом (Таблица 2).

Таблица 2 - Список младших школьников, у которых выявлены симптомы снижения зрения

№№
Имя, Ф.
Кол-во симптомов
Снижение оценки зрительного восприятия на кол-во балов
1
Марина В.
1
1
2
Наташа Ш.
2
1
3
Ксения Ц.
3
4
4
Руслан Т.
6
7
5
Женя П.
1
1
6
Саша П.
5
7

Таким образом, выявленные младшие школьники с симптомами снижения зрения уже будут иметь оценку зрительного восприятия ниже, чем у остальных испытуемых. Необходимо отметить, что Саша П. и Руслан Т. уже наблюдаются у окулиста. Следовательно, этим ребятам необходимо не только развивать зрительное восприятие, но и вмешательство врачей.

Следующей серией констатирующего эксперимента было исследование по методикам определенным для оценки показателей уровня зрительного восприятия.

1. Оценка уровня мышления младших школьников.

Данные, полученные при исследовании методикой «Определение уровня мышления», позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов или явлений.

Результаты проведенной методики представлены в Таблице 3.

Таблица 3 - Результаты оценки уровня мышления младших школьников до эксперимента


Имя, Ф.
Субтесты
Баллы всего
Средн. балл
Уровень
1
2
3
1
Марина В.
6
5
3
14
4,7
средний
2
Наташа Ш.
5
3
4
12
4,0
низкий
3
Ксения Ц.
6
4
4
14
4,7
средний
4
Денис М.
3
5
6
14
4,7
средний
5
Настя Д.
3
4
5
12
4,0
низкий
6
Руслан Т.
4
4
3
11
3,7
низкий
7
Коля И.
5
3
4
12
4,0
низкий
8
Руслан И.
9
6
3
18
6,0
средний
9
Женя П.
6
7
7
20
6,7
средний
10
Настя Л.
5
5
7
17
5,7
средний
11
Саша П.
6
5
3
14
4,7
средний
12
Лена С.
8
8
8
24
8,0
высокий

Из таблицы 3 видно, что в основном у младших школьников, средний уровень развития мышления, что не может отразиться на их успеваемости и интеллектуальном развитии. Проведенное исследование младших школьников позволяет судить о том, что младшие школьники слабо владеют операциями обобщения, сравнения, выявления признаков, поэтому и имеют средний уровень мышления. И только один имеет высокий уровень мышления, этот мальчик пошел тестирование всего с двумя ошибками в каждом субтесте. Остальные допускали по три и более ошибок. Из всего этого можно сделать вывод, что с младшими школьниками необходимо проводить занятие на развитие мышления, видимо дети пришли в школу слабо подготовленными в сфере зрительного восприятия и интеллектуального развития. Эти пробелы необходимо восполнять, иначе в дальнейшем, младшим школьникам просто будет трудно в обучении.

Для вывода результатов проведенной методики в итоговый этап эксперимента представим данные Таблицы 3 в динамике, Рисунок 1.

Рисунок 1 - Уровень мышления младших школьников до эксперимента

Как отмечалось выше, из проведенной диагностики, уровень мышления младших школьников не высокий, что непосредственно влияет на процесс анализа и синтеза, воспринимаемых признаков и свойств окружающей действительности, а это является одной из ведущих и основных функций зрительного восприятия. При недостаточности у младшего школьника образов мышления обедняют представления младшего школьника об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития младшего школьника.

Следующим измерением констатирующего этапа было определение уровня зрительной памяти, так как зрительная память является одной из основных функций зрительного восприятия.

2. Оценка уровня зрительной памяти

Зрительная память имеет информационно-познавательное значение для зрительного восприятия, проявляющееся в систематизации, упорядочении анализируемой информации сообразно имеющимся образам мышления.

Оценка уровня зрительной памяти проводилось по методике И. Матюгина «Определение уровня зрительной памяти». Результаты проведенной методики представлены в Таблице 4.

Таблица 4 - Результаты оценки уровня зрительной памяти младших школьников до эксперимента

№№
Имя. Ф.
Задания
1
2
3
4
всего баллов
средний балл
уровень
1
Марина В.
8
6
8
10
32
8,0
высокий
2
Наташа Ш.
6
4
6
6
22
5,5
средний
3
Ксения Ц.
6
4
6
7
23
5,8
средний
4
Денис М.
4
6
4
8
22
5,5
средний
5
Настя Д.
2
2
4
7
15
3,8
низкий
6
Руслан Т.
2
2
2
5
11
2,8
низкий
7
Коля И.
2
2
4
5
13
3,3
низкий
8
Руслан И.
8
6
2
7
23
5,8
средний
9
Женя П.
4
2
6
6
18
4,5
средний
10
Настя Л.
6
4
6
7
23
5,8
средний
11
Саша П.
2
4
4
5
15
3,8
низкий
12
Лена С.
8
8
6
10
32
8,0
высокий

Как видим из Таблицы 4, у младших школьников так же преобладает средний уровень зрительной памяти, всего у двух младших школьников (16,6%) отметился высокий уровень зрительной памяти, у четырех (33,3%) - низкий, а у остальных 50% - средний уровень зрительной памяти. Это довольно-таки низкий показатель данной функции зрительного восприятия. В этом случае мы так же считаем, что дети пришли в школу практически не подготовленными.

В динамике оценка уровня зрительной памяти младших школьников представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2 - Уровень зрительной памяти младших школьников до эксперимента

Исходя из результатов данного исследования, напрашивается вывод, что зрительную память младшим школьникам необходимо развивать всеми доступными методами и средствами, в том числе и средствами предмета окружающий мир. Так как зрительная память влияет на запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. В обучении младших школьников зрительная память играет важную роль при запоминании стихов, текстов, математических функций а это в свою очередь влияет на успешное обучение младших школьников.

И последним исследование констатирующего этапа - это оценка уровня умения младших школьников выделять формы объекта.

3. Оценка уровня умения младших школьников выделять формы объекта.

Как было описано ранее, использовалась модифицированная методика по определению показателей уровня сенсорного развития детей, из этой методики

выбрано самое сложное задание для младших школьников, так как эта методика предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В данной м и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.