На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические основы обучения монологической форме речи на иностранном языке. Понятие монологическая речь и ее психологические особенности, методика развития на основе опорных схем. Речевое умение, речевые упражнения в обучении высказывания.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Министерство образования Иркутской области
Областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Ангарский педагогический колледж»

Курсовая работа
Тема: Развитие монологической речи у учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5- 6 классах

Выполнила студентка: 3 курса
531 группы
Специальности: 050303
«Иностранный язык»
Бунакова Н.Н.
Проверила преподаватель
иностранного языка:
Котыгорох О.В.
Ангарск, 2010
Содержание

Ведение
Глава I. Теоретические основы обучения монологической форме речи на иностранном языке
§1.1 Сущность понятия «монологическая речь» и ее психологические особенности
§1.2 Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах
Глава II. Методика развития монологической речи на основе опорных схем
§2.1 Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию
§2.2 Опоры, используемые при обучении монологическому высказыванию
Заключение
Список литературы
монологическая речь иностранный язык
Введение

Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять как непосредственное общение (говорение, понимание на слух), так и опосредованное общение (чтение с пониманием иноязычных текстов, письмо). Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения. Сегодня это особенно популярно. Опыт свидетельствует, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речей собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего.
Важным событием последнего времени в области обучения иностранным языкам стало появление проекта временного государственного образовательного стандарта по иностранному языку, разработанного под руководством члена корреспондента РАО М.А. Бим и академика РАО А.А. Миролюбова. Временный государственный образовательный стандарт определяет базовый, минимально достаточный уровень обученности, а также цели и задачи обучения иностранным языкам. Только соотнесенный с ними осмысленный и правильно организованный контроль может способствовать достижению этих целей и задач. Проблема обучения говорению (монологической речи) является одной из приоритетных в данном документе.
Следует отметить, что проблема обучения монологической речи является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.
Актуальность данной проблемы рассматривается в творческом использовании опорных схем для совершенствования учебно-воспитательного процесса в каждой методике. Кроме того, использование опорных схем составляет актуальную задачу для всех преподавателей иностранного языка. Исходя из этого тема нашей работы: «Развитие монологической речи у учащихся через использование опорных схем на уроках английского языка в 5- 6 классах».
Цель работы:
Выявить эффективные условия использования опорных схем для развития монологической речи на уроках английского языка в 5-6 классах.
Объект исследования:
Процесс развития монологической речи у учащихся 5-6 классов на уроках английского языка
Предмет исследования:
Условия использования опорных схем на уроках английского языка
Задачи:
1) изучить теоретические основания проблемы использования опорных
схем для развития монологической речи у учащихся 5-6 классов;
2) выявить условия использования опорных схем на уроках английского языка, обеспечивающие развитие монологической речи у учащихся 5-6 классов на уроке английского языка;
3) спроектировать серию уроков с использованием опорных схем на уроке английского языка в 5-6 классах, для развития монологической речи учащихся.
Глава 1. «Теоретические основы обучения монологической форме речи на иностранном языке»

§1.1 Сущность понятия «монологическая речь» и ее психологические особенности

Отношение к самому существованию и соответственно определению монологической речи у психологов и лингвистов далеко неоднозначно.
Академик Л. В. Щерба условно считал монолог в значительной степени «искусственной формой», полагая, что «подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге».
В то же время доля участия коммуникаторов в диалоге неодинакова. Реплика одного из говорящих может принять форму развернутого высказывания, поэтому явления такого рода некоторые ученые предполагают обозначить термином «монологический диалог» или монолог в диалоге.
И. Я. Зимняя считает, что монолог - это «большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника». [11]
По определению Г. В. Роговой, монолог - это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания. [17]
Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.
«Монологическая речь - форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда - к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью». [12] В условиях изучения иностранного языка в школе можно говорить о разных условиях сформированности монологической речи в зависимости от самостоятельности и творчества, которые проявляют обучаемые.
Репродуктивный уровень речи не предполагает самостоятельности и творчества со стороны учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно создается извне.
Репродуктивно- продуктивный уровень предполагает некоторые элементы творчества и самостоятельности, что проявляется в варьировании усвоенного языкового материала, использовании его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения.
Продуктивный уровень речи характеризуется полной самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении наличием оценки происходящего со стороны говорящего.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
- информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
- воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
- эмоционально-оценочная. [21].
Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. Для каждой из перечисленных выше функций монологической речи характерны свои языковые средства выражения и особые психологические стимулы. В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно усложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
Психологические особенности монологической речи
Характеризуя психологические особенности монологической речи, следует отметить, что монолог представляет собой относительно развернутый вид РД, при котором сравнительно мало используется неречевая информация, получаемая из ситуации разговора. Это активный и произвольный вид речи, для чего говорящий должен иметь какую-нибудь тему и уметь построить на ее основе свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме того, это организованный вид речи, что предполагает наличие умений программировать не только отдельное высказывание, но и все сообщение в целом, избирательно пользоваться языковыми средствами адекватно коммуникативному намерению, а также некоторыми неязыковыми коммуникативными средствами выражения мысли (прежде всего, интонацией)[6].
Таким образом, монологическая речь всегда маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне.
В то время как диалогическая речь ситуативна, монологическая относится преимущественно к контекстной речи, поэтому характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации.
Кроме того, к психологическим особенностям монологической речи следует отнести обращенность к слушателю, эмоциональную окрашенность, что находят внешнее выражение в лингвистических и структурно-композиционных особенностях.
С точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется использованием предложений с разной структурой, многосоставных и полных с усложненным синтаксисом, с наличием слов- обращений, риторических вопросов, привлекающих внимание аудиторий, клише, слов- связок, передающих последовательность высказывания [2].
§1.2 Обучение монологической речи на уроках иностранного языка в 5-6 классах

Проанализировав Федеральный компонент государственного стандарта по иностранному языку, мы выяснили, что целью обучения монологической речи для начальной школы является составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на иллюстрацию. Для основного общего образования в данном документе выделяются следующие требования для монологической речи:
ь кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/ характеристика, повествование/ сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;
ь передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;
ь делать сообщения по прочитанному/ услышанному тексту;
ь выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.
Обучение монологической речи проходит в три этапа.
На первом - вырабатываются языковые автоматизмы. Выработка навыков быстрого и безошибочного пользования фонетическим, лексическим, грамматическим материалом происходит на основе имитативной, ассоциативной речи, речи- высказывания, хоровой и условно-коммуникативной.
На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации. В центре внимания находится выражение содержания с помощью адекватного лексико-структурного материала. Здесь вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде.
Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи.
В обучении монологической речи в методике обучения иностранным языкам принято выделять два пути (Гальскова Н. Д., Рогова Н. В., Бим И. Л., Соловова Е.Н. и др.):
ь «путь сверху»- исходной единицей обучения является законченный текст;
ь «путь снизу», где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.
«Путь сверху». Максимальное «присвоение» содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. всего того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи:
Ш знакомство учащихся с текстом (упражнения: прочитать текст, ответить на вопросы; план, порядок предложений; краткий пересказ);
Ш передача содержания текста (от лица одно из персонажей);
Ш изменение ситуации.
«Путь снизу» предполагает развертывание высказывания от элементарной единицы-предложения к законченному монологу:
Ш высказывания школьников на определенную тему (высказывания выстраиваются в логическом порядке, учащиеся при помощи учителя разворачивают свои высказывания);
Ш этап установления текстовых и логических связей между высказываниями;
Ш учащиеся продуцируют свой монолог по заданной теме, включая в него мнение и оценку.
Давайте определим те разновидности монолога, которые встречаются в реальном общении. К ним можно отнести:
- приветственную речь;
- похвалу;
- порицание;
- лекцию;
- рассказ;
- характеристику;
- описание;
- обвинительную или оправдательную речь и т.д. [8].
Прежде чем начать произносить монолог в ре-альной жизни, человек хорошо понимает, зачем он это делает, и произносит его только в том случае, если действительно хочет выговориться или считает это необходимым. Цель монолога опре-деляется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определена местом, временем, аудиторией и конкретной речевой задачей.
На уроке все несколько иначе. Ситуацию надо создать, а ина-че исчезает самая важная и самая первая характеристика моноло-га -- целенаправленность, которая в значительной степени опре-деляет и все остальное. В целом монолог обладает следующими характеристиками:
- целенаправленность (соответствие речевой задаче);
- непрерывный характер;
- логичность;
- смысловая законченность;
- самостоятельность;
- выразительность. [20].
Глава 2. Методика развития монологической речи на основе опорных схем

§2.1 Речевое умение, речевые упражнения в обучении монологическому высказыванию

Эти три понятия неразрывно связаны друг с другом. Логическая цепочка связи такова: MB совершается на основе речевого умении, и средством развития речевого умения служат речевые упражнения. Поскольку MB и речевое умение уже рассматривалось выше, обратимся к этапу развития речевого умения и попытаемся определить, как же следует организовать работу на этом этапе, чтобы он был действительно основой обучения MB. Для этого нужно прежде всего установить стадии развития умения, ибо только они позволяют организовать работу над монологическим высказыванием адекватно его качествам.
Дело, однако, в том, что умение - феномен многомерный, имеющий много параметров, и выделение стадий его развития по какому-то одному, даже очень важному, параметру окажется слишком односторонним. Необходимо учесть несколько параметров:
1) уровень автоматизированности, что проявляется в так называемой автоматической пробежке (отрезке речи, произносимом без вынужденных пауз);
2) уровень самостоятельности говорящего, который определяется, во-первых, наличием или отсутствием опор, а также их характером (смысловые опоры „сложнее" содержательных), во-вторых, заданностью или незаданностью речевой задачи;
3) уровень сложности в решении речемыслительной задачи, который зависит от личного опыта и знаний говорящего, связанных с обсуждаемой проблемой;
4) уровень комбинационности материала, определяемый широтой охвата проблем и предметов обсуждения.
Учитывая все параметры, можно условно выделить в развитии речевого умения три стадии - начальную, основную и завершающую.
Следующая таблица наглядно представляет эти стадии и соответствующие им параметры. Вполне понятно, что данное деление условно: возможно такое положение (а так чаще всего и бывает), когда разные параметры находятся одновременно на разных уровнях. [18].
Стадия
развития умения
Уровни
Автоматической пробежки
Самостоятельности говорящего
Сложности речемыслительной задачи
Комбинационности материала
1 - начальная
Синтагм - фраза
Есть содержательные опоры (словесная и изобразительная), задача задана
Проблема знакома и есть личный опыт участия в соответствующей сфере деятельности
Используется речевой материал данной проблемы
2 - основная
Одна - две фразы
Есть смысловые опоры (словесные, изобразительные), задача задана
Проблема знакома, но личного опыта нет
Используется материал двух - трех родственных проблем
3 - завершающая
Две фразы
Опор нет, говорящий свободен в выборе задачи
Проблема не знакома, но знания по смежным проблемам позволяет говорить о ней
Неограниченное свободное комбинирование материала
Немаловажную роль в организации условий обучения MB играет создание комплексов упражнений, поскольку отдельно взятые упражнения не смогут обеспечить развития всех параметров речевого умения (всех качеств MB). В основу построения комплекса следует положить принцип доминантности, который означает, что в каждом из комплексов во главу угла ставится одно качество MB. Но поскольку все качества взаимосвязаны, а развитие их взаимообусловлено, то направленность на становление одного качества обязательно повлечет за собой развитие всех остальных.
Чтобы построить комплекс, нужно:
а) определить цель, ради которой он строится (какое качество будет доминантным);
б) определить необходимые речевые задачи, которые будут способствовать развитию данного качества, и их количественное соотношение; и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.