На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психологический аспект понятия способности. Музыкальные способности и их классификации. Музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Развитие музыкальных способностей в детском музыкальном театре. Представления о ладе и его разновидностях.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выпускная квалификационная работа
Развитие музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре
Выполнил:
Желаева Татьяна Сергеевна
Специальность 050711 «Социальная педагогика»
Курс V, группа 5 «С»
Форма обучения: очная
Руководитель: Соловьева Людмила Федоровна
г. Боровичи, 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре
1.1 Психологический аспект понятия «способности»
1.2 Музыкальные способности и их классификации
1.3 Особенности развития музыкальных способностей в детском музыкальном театре
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре
2.1 Разработка программы по развитию музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре
2.2 Анализ и обработка результатов проведенного эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение

В рамках школьной образовательной программы ребенок не имеет возможности выбирать ту сферу образовательной деятельности, которая ему более интересна, не может выбирать тот круг общения, который соответствует его интересам, творческим способностям и возможностям. Кружковая деятельность позволяет расширить число предметных областей, с которыми могут познакомиться дети. Разные виды кружков дают возможность детям развить и реализовать свой творческий потенциал.
Для каждого ребенка важны положительные эмоции, условия, в которых он мог бы самовыражаться, формировались бы положительные качества личности, атмосфера радости. Одним из таких условий является детский музыкальный театр, в котором развиваются музыкальные и творческие способности детей. В нем дети могут проявить себя в музыкальной и других видах деятельности.
Объект исследования - музыкальные способности школьников.
Предмет исследования - особенности развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре.
Гипотеза - если изучить литературу и проанализировать теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей, разработать программу и реализовать ее, то это будет способствовать развитию музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре.
Цель исследования - изучить особенности развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре на теоретическом и практикоориентированном уровнях.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретическую литературу по теме ВКР.
2.Определить особенности развития музыкальных способностей в детском музыкальном театре.
3.Разработать программу по развитию музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре.
Методы исследования:
1.Теоретические:
- анализ и синтез - применялся для выявления сущности понятия «музыкальные способности», определения возможности развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре, а также выделения условий эффективности развития музыкальных способностей;
- моделирование - для выделения системы развития музыкальных способностей школьников;
- конкретизация теоретических знаний - для последующей разработки программы по развитию музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре;
2.Эмпирические:
- эксперимент - для проверки эффективности программы со школьниками;
- беседа с музыкальным руководителем - для выяснения этапов, приемов работы по развитию музыкальных способностей;
- наблюдение - для выяснения особенностей развития музыкальных способностей школьников.
Данная работа состоит из введения; главы 1, в которой раскрыты теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре; главы 2, в которой представлено экспериментальное исследование особенностей развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре; заключения; списка литературы и приложений.
Научная новизна определяется в разработке авторской программы по развитию музыкальных способностей в детском музыкальном театре, результаты апробирования которой показали ее эффективность.
Теоретическая значимость ВКР заключается в том, что в ней собрана полная информация об особенностях развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре и путях развития музыкальных способностей школьников.
Практическая значимость заключается в том, что материал, представленный в работе, могут использовать руководители кружков при организации своей профессиональной деятельности.
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре

1.1 Способности как психологический аспект

Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические качества и свойства людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деятельности. При одних и тех же образовательных программах и методах обучения мы видим у всех индивидуальные особенности. И это прекрасно, потому-то так и интересны люди, что они разные.
Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности, именно способности определяют становление личности и обусловливают степень яркости ее индивидуальности.
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.[10;248]
С точки зрения И.Т.Фролова, способности - в широком смысле - психологические свойства индивида, регулирующие его поведение и служащие условием его жизнедеятельности.[39;56]
Понятие «способность» включает в себя три основных признака:
Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр.
Во-вторых, способностями называют не вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Существует огромное многообразие видов деятельности и отношений, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Такие свойства, как вспыльчивость, вялость, безразличность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности.
В-третьих, под способностями подразумевают такие индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным навыкам, умениям или знаниям человека, но которые могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков.
Способности - это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения[10;250].
Под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко всему», безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая способность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успешность в выполнении этой деятельности.
Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.
Человек не рождается, имея способности к той или иной деятельности. Врожденными могут быть только задатки, составляющие природную основу развития способностей.
Задатки - это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения.
Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности. Они всегда являются результатом развития. По самому своему существу способность есть понятие динамическое - существует только в движении, только в развитии.
По мнению психолога С.Л. Рубинштейна, развитие способностей совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляют способность одного уровня, открывают новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня. [34;472]
Задатки многозначны и могут реализовываться в различных типах способностей, на их основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет проходить жизнь человека, чему он учится, к чему испытывает склонность.
Нельзя заранее указать точные границы в развитии тех или иных способностей, определить предел их развития. Это связано с тем, что любая деятельность требует для своего осуществления не одной, а нескольких способностей, и они могут до известной степени компенсировать, заменять друг друга. Учась и осваивая то, что было создано человечеством за всю историю его существования, мы развиваем свои природные качества, свои задатки, превращаем их в способности к деятельности. Каждый человек к чему-нибудь способен. Способности развиваются у человека по мере того, как он осваивает какую-нибудь деятельность, область знания, учебный предмет.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Отдельные способности не просто сосуществуют друг с другом. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.
Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области.
Достаточно высокий уровень развития общих способностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и пр. - позволяет достигать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтересованной работе.
Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.
И общие, и специальные способности неразрывно связаны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека.
Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры.
Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.
Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.
Высокая ступень развития способностей называется талантом.
Талант может проявляться в любой человеческой деятельности, а не только в области науки или искусства.
Талантливыми также называют людей, способных быстро усваивать знания и правильно применять их в жизни и в своей деятельности.
Наивысшая степень проявления творческих сил человека - называется гениальностью. Это создание качественно новых творений, открывающих новую эру в развитии культуры, науки, практики
Способности не могут быть поняты и не могут рассматриваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы.
Таким образом, успех или неуспех в значимой для человека деятельности влияет на развитие его личности, формирует его личностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в основе индивидуальности, уникальности человека.
Способности - это уникальное свойство человека, которое является условием успешности выполнения какой-либо деятельности; индивидуально для каждого человека и не является врожденным качеством, а создается, развивается и проявляется только в деятельности.
1.2 Музыкальные способности и их классификации

Индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки называются музыкальными способностями. [29;128] В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.
Музыкальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешных занятий музыкальной деятельностью: сочинение, исполнение, восприятие музыки. [4;109]
Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств.
Совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». Центром музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку. Но музыкальность предполагает также достаточно тонкое дифференцированное восприятие, слушание музыки - музыкальный слух.
Понятие «музыкальный слух» употребляется в двух смыслах: в широком смысле - это совокупность звуковысотного, тембрового и динамического слуха; в узком - это звуковысотный слух. И узкое понимание сегодня превалирует, так как именно звуковысотность типична для музыки. Это базовая способность, необходимая для музыкальных занятий.
Мелодический слух - это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии.
А музыкальный звуковысотный слух по отношению к многоголосной музыке называется гармоническим. С его помощью мы ориентируемся в гармонии и полифонии.
В разных странах исследователи, педагоги-музыканты называют среди музыкальных способностей разные свойства слуха и различные психологические функции. Например, Н.А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство ритма и т.п. Американский психолог К. Сишор полагал, что в основе любых музыкальных способностей лежит способность человека различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности: от чувствительности слуха к высоте и тембру зависит восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты. Не менее важным Сишор считал музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения, хорошую музыкальную память и «музыкальное чувство». Немецкий психолог Г. Ревеги включил в состав музыкальных способностей относительный слух, ощущение аккорда, способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию. Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух компонентов музыкального слуха в один (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
По определению Б.М.Теплова, музыкальность - это комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. [29;128]
Ведущими компонентами музыкальности являются:
- эмоциональный отклик на музыку - способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки;
- музыкальный слух - способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
Основные компоненты музыкальности определяют сенсорные способности восприятия отдельный качеств музыкальных звуков: звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый слух, динамический слух. При этом музыкальные способности дифференцируются на основные и неосновные. В музыкальной психологии к основным музыкальным способностям причисляются:
- ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Оно непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Ладовое чувство наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь к слушанию музыки;
- способность к слуховому представлению - способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Способность к музыкально-слуховому представлению непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Вместе с ладовым чувством она лежит в основе мелодического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения;
- музыкально-ритмическое чувство - способность активно (в движении) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Эти три способности не исчерпывают всего комплекса музыкальных способностей, которые мы назвали общей музыкальностью. Однако они образуют ядро музыкальности. (см. Приложение 1). При этом главный признак музыкальности проявляется в переживании музыки как выражения некоторого содержания. Основные же носители содержания в музыкальном искусстве это звуковысотное и ритмическое движения.
Воспитание музыкальной культуры невозможно без развития музыкальных способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность формирования каждой из них в отдельности.
Звуковысотный слух и чувство лада развиваются путем:
- восприятия выразительной сущности регистров;
- восприятия и воспроизведения звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознания выразительной сущности направления движения мелодии;
- последовательного знакомства со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации на музыкальном материале несложных песен и пьес для простейших звуковысотных инструментов;
- формирования представлений о ладовой интонации как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонационным оборотам);
- формирования представлений о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях, ручных знаках-символах ладовых ступеней, нотной записи;
- формирования представлений о ладе и его разновидностях;
- определения лада и анализа его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала;
- осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени, радости и горя;
- осознания значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка.
Восприятие и воспроизведение равномерной пульсации метрических долей в музыке осуществляется в процессе:
- движения под музыку, игры на простейших музыкальных инструментах;
- различения сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес (в движении, игре на простейших музыкальных инструментах);
- восприятия соотношения различных длительностей на примере несложных, хорошо знакомых детских песен;
- усвоения ритмических фигур, построенных на чередовании двух различных ритмических единиц ( и ), при этом музыкальный материал должен быть несложным и хорошо знаком детям; на сочетании , ритм которого ребята могут легко прохлопать, а затем осмыслить;
- последующего осознания длительностей и пауз, формирования представлений об их записи (на основе живой музыки, исполняемой в пении, игре на инструментах, движениях);
- восприятия и воспроизведения характерных ритмов в размерах 24; 34 и 44. На примере танцевальной, маршевой музыки, с помощью танцевальных движений, элементов дирижирования;
- осознания выразительной и изобразительной сущности ритма при исполнении танцевальных движений, например дробного шага, партий ритмического сопровождения к песням, пьесам, передающим цоканье копыт, тиканье часов и т.д.
Развитие внутреннего ритмического слуха происходит через запоминание разных ритмических фигур, например, в процессе исполнения к пьесам ритмического сопровождения, построенного на остинатной фигуре.
Формированию понятия о ритме как об одном из средств музыкальной выразительности способствует:
- пение в ровном, спокойном ритме в напевной, ласковой музыке и остром, пунктирном - в маршевых произведениях и др.;
- определение выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений;
- осознание значения ритма для создания музыкального образа и связи ритма с другими элементами музыкального языка.
Чувство формы понимается как комплексное формирование музыкально-слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах, средствах выразительности, осознания композиционного соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности:
- акцентирование внимания детей на развитие элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах, ритмической, нотной записи;
- усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, предложения через движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах сопровождений к песням, пьесам (например, фиксация четкого окончания фраз с помощью ритмической остановки или подчеркивания их начала);
- усиление ощущения кульминаций мотивов, фраз, главной кульминации периода и т.д. в процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного исполнения детьми и учителем пьес для слушания;
- формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений;
- формирование представлений об интонации, ее важной роли в дальнейшем музыкальном «высказывании», о выразительном и изобразительном содержании интонации;
- формирование представлений об интонации как единстве эмоционально-смыслового содержания и средств его воплощения;
- формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли (на примере исполнения вариаций для простейших инструментов на тему знакомой песни);
- формирование представлений о музыкальном образе как отражении жизненных явлений средствами музыки;
- формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их смысловой нагрузке.
На основе вышеизложенного следует отметить, что представления о музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются в процессе слушания произведения и наблюдения за развитием музыкального образа с помощью знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания; графической записи. Эти приемы помогают лучше услышать противопоставление или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную идею произведения.
Развитие музыкальных способностей - важная задача музыкального воспитания детей. Музыкальные способности необходимо развивать начиная со школьного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя музыкальные задания. Развитие музыкальных способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впечатления от музыки.
1.3 Особенности развития музыкальных способностей в детском музыкальном театре

Одной из форм развития музыкальных способностей является детский музыкальный театр.
Театр - вид искусства, специфика которого заключается в сценическом действии, возникающем в процессе игры актеров перед публикой. [37;192]
Как говорил В.Г.Белинский театр «освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями, …открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни!..».
Для того чтобы спектакль увлек и захватил зрителей и они уходили из театра потрясенными увиденным на сцене, необходимо, чтобы соединились многие искусства и усилия многих людей. Драматург, режиссер, актер, художник, композитор - все вместе, но каждый своими средствами участвуют в создании художественного образа спектакля.
Театр начинается с пьесы. В отличие от повести и романа, в пьесе нет описаний. Только в авторских ремарках дается характеристика места действия и иногда описываются костюмы героев.
В центре пьесы - человек, его жизненная судьба или «биография».
После названия пьесы стоит: «Действующие лица». Действие - главная сила пьесы.
В большинстве случаев в пьесе происходят какие-то конкретные события, заставляющие персонажей поступать определенным образом. Обнаружить действие, сделать его очевидным помогает слово. В пьесе только прямая речь. Диалог и монолог - главные выразительные средства театра. Диалог - разговор двух и более персонажей. Но нередко человек размышляет, разговаривает наедине сам с собой. Это монолог. В жизни речь каждого человека своеобразна. В пьесе тоже каждый персонаж говорит своим особым языком.
По определению В.И.Толстых, музыкальный театр - это музыкально-драматическое или хореографическое, танцевальное произведение, в котором исполнители поют (опера) или танцуют (балет). [37;193]
Музыкальный театр соединяет сценическое искусство с музыкальным и танцевальным.
Опера соединяет вокальную и инструментальную музыку, поэзию, драматургию, хореографию и изобразительное искусство (декорации).
Синтез искусств делает оперу не только самым сложным, но и самым ярким, самым впечатляющим из всех жанров музыкального искусства.
Сама природа оперного искусства определяет его значимость. В оперном спектакле участвует большой коллектив исполнителей - солисты, хор, оркестр. Мощное и многокрасочное звучание музыки в сочетании с живописной яркостью театрального зрелища определяет огромное эмоциональное воздействие оперы на большую аудиторию слушателей. Лучшие оперы заключают в себе общественно значимое содержание.
Балет (от франц. - танец, пляска) - театральное представление, содержание которого воплощено в танцах и пластических движениях, сопровождаемых оперной музыкой. [37;193]
Образы хореографического искусства создаются с помощью условных приемов, соответствующих жестов, поз, движений. Их сочетание и тщательный подбор направлены к тому, чтобы создать живые и волнующие характеры, передать танцем, мимикой и жестом сложные человеческие чувства. У языка человеческого искусства глубокая народная основа. Даже самые сложные приемы классического балета имеют своим истоком народный танец.
Хореографию - искусство танца часто называют «зримой музыкой». Как и музыкальный, хореографический образ развертывается во времени и подчиняется одним и тем же ритмическим законам. Оба они «говорят без слов». Так как музыкальные интонации, движения танца (танцевальные па) настолько выразительны, что могут передавать сложную гамму человеческих эмоций. Древние видели в танце единство душевной и телесной гармонии.
Долгое время считалось, что балет - только праздник для глаз. Такое отношение к балету было порождено не только особой условностью используемых им средств и приемов, но и его оторванностью от национальных и бытовых традиций танцевального народного искусства. Реформатором балета стал П.И.Чайковский, превративший музыку в основу хореографического действия, широко использовавший для танцев подлинно народные мелодии. В его балетах музыка приобрела способность «живописать» и «говорить», а балетный спектакль превратился в сложный жанр театрального искусства.
Театр оперы и балета для детей и юношества - это детский музыкальный театр. [26;188]
В детский музыкальный театр можно привлечь широкий круг школьников, имеющих различные интересы, так как для постановки спектакля необходимы солисты, хор, танцевальные группы, участники массовых сцен, художники, декораторы, осветители и т.д. каждый ученик, принимая участие в постановке спектакля и занимаясь любимым делом, вместе с тем приобщается к музыкальному искусству.
Прежде всего, музыкальному руководителю необходимо выбрать для постановки детский спектакль, который вызвал бы у учащихся интерес и в то же время соответствовал их возможностям. Если произведение найдено, то следует тщательно продумать, как лучше преподнести его учащимся: увлекательно рассказать о содержании, композиторе, его творчестве, а после прослушивания произведения привлечь внимание детей к музыкальным характеристикам героев. Анализ средств музыкальной выразительности. Определение характера основных тем позволяют учащимся выявить идею спектакля. Она становится более близкой и понятной, если ребята запоминают главные мелодии и представляют себе произведение в целом.
Затем участники будущей постановки вместе с музыкальным руководителем обсуждают и подбирают исполнителей ролей. В каждом конкретном случае учитываются своеобразие музыкального образа, ведь исполнителю важно уметь петь, двигаться на сцене, а иногда и танцевать в соответствии с характером персонажа. В спектакле могут быть заняты учащиеся различных классов, что зависит от содержания оперы, ее героев и определенных художественных задач. После распределения ролей и дублеров на них необходимо продумать и дальнейшую организацию подготовки спектакля, поскольку для него нужны еще костюмы и декорации.
Сначала учащиеся создают их эскизы, подбирают материал и, найдя лучшее художественное решение, переходят к изготовлению. Здесь нередко требуется и помощь родителей. Известно, что небрежно выполненные декорации и плохие костюмы отрицательно влияют на восприятие спектакля, а хорошее оформление не только помогает создать целостное художественное впечатление, но и поднимает настроение у артистов.
Деятельность музыкального руководителя при подготовке спектакля чрезвычайно разнообразна, он разучивает партии с каждым исполнителем, готовит дуэты хоровые, танцевальные номера, организует сводные репетиции. Хорошо, если сопровождение могут исполнить сами учащиеся, тогда особое внимание уделяется достижению ансамбля исполнителей. Постигая основы режиссуры, музыкальный руководитель должен стремиться, чтобы репетиции имели творческий характер.
В таком случае игра в театр становится для детей увлекательной. Она способствует живому, искреннему восприятию музыкального произведения и пробуждает желание поделиться своими переживаниями. Проявляя интерес к произведению, учащиеся могут по-своему выразительно исполнить даже трудные роли.
Развитие музыкальных способностей в музыкальном театре осуществляется путем развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, т.к. она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).
Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется, прежде всего, в восприятии музыки, а также в музыкально-ритмических движениях.
Поскольку восприятие музыки - это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения. Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность.
Ладовое чувство проявляется не только как способность эмоциональной отзывчивости на общий характер произведения, смену настроений в нем, но и как чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым).
Оно может быть развито в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении закончилась ли мелодия). Поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки.
Воспроизводя мелодию по слуху, ребенок должен иметь музыкально-слуховые представления о ее звуковысотном и ритмическом движении, хорошо помнить ее, многократно слышать ее. Полезно пропевание звуков мелодии голосом, что позволяет детям сориентироваться в направлении движения звуков с помощью вокальной моторики.
Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего, в пении и игре на музыкальных инструментах.
Три основные способности, составляющие ядро музыкальности, необходимы для успешного осуществления всех видов музыкальной деятельности.
На завершающем этапе работы над спектаклем создаются яркие, красочные афиши, привлекающие внимание зрителей. Подготовка к спектаклю требует большой, напряженной работы, однако его успех приносит радость и удовлетворение не только зрителям, но и участникам постановки. Чрезвычайно важно, что участие в спектаклях развивает творческие способности ребят, их фантазию, воображение. Одни совершенствуют свои исполнительские возможности, овладевают певческими, танцевальными навыками, сценическими умениям; другие, занятые оформлением, также приобщаются к музыке, решая свои художественные задачи.
Музыкальному руководителю важно иметь в виду, что к подготовке спектакля можно привлекать ребят и из других кружков. Хоровые номера могут исполнить участники хора, сопровождение готовится инструментальным ансамблем, костюмы, декорации делают ребята из кружка «Умелые руки», а в постановке детских опер, написанных на основе русских народных сказок, свои достижения предоставляется возможность продемонстрировать фольклорному ансамблю. Объединяя усилия ребят, можно создавать спектакли более высокого художественного уровня, вызывающие интерес и увлеченность, оказывающие глубокое эмоциональное воздействие.
Таким образом, музыкальный театр создает большие возможности для проявления склонностей, развития музыкальных, творческих способностей учащихся. Музыкальный театр имеет важное значение для воспитания интересов и вкусов школьников.
Развитие музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре дает возможность школьникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи. Это в свою очередь является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей.
Проведенные теоретические исследования показали, что понятие способность представляет собой индивидуально-психологическую особенность человека, являющуюся условием успешного выполнения какой-либо деятельности. Основные уровни развития - это репродуктивный и творческий; степени развития способностей - это одаренность, талант, гениальность. Выделяют общие и специальные способности.
Музыкальные способности представляют собой индивидуально-психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. Совокупность музыкальных способностей называют общим понятием «музыкальность» - комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Основными компонентами музыкальности являются эмоциональный отклик на музыку и музыкальный слух.
Музыкальные способности развиваются через различные виды музыкальной деятельности: пение, игра на детских музыкальных инструментах, творчество, музыкально-ритмические движения, восприятие; и формы организации: занятия, кружки, детский музыкальный театр.
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей развития музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре

2.1 Разработка программы по развитию музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре
Программа кружка «Музыкальный театр»
Пояснительная записка
В настоящее время многие школьники не задумываются о том, как они проводят свое свободное время, время свободное от учебных занятий. Чаще всего это просмотр телевизора, игры на компьютере или бессмысленное брождение по улицам.
Зачастую, родители этих детей не могут, а иногда и не хотят организовывать благотворную для полноценного развития их детей творческую деятельность.
А ведь именно творчество помогает ребенку открыть свои способности, предрасположенности, таланты к тому или иному виду искусства.
В обычных образовательных учреждениях проводимых занятий не всегда достаточно для выявления скрытых возможностей детей. Именно поэтому необходимо организовывать для детей различные творческие кружки, в которых они бы смогли проявить свои способности и таланты. Участие в музыкальных кружках помогаем детям развивать музыкальные способности, мышление, память, воображение, фантазию, чувство прекрасного и многое другое. Также организованные для детей кружки способствуют сплочению классного коллектива, доброжелательным отношениям между детьми, улучшению их настроения.
Для того, чтобы развить музыкальные способности и включить детей в наибольшее количество различных видов деятельности, организуется кружок «Музыкальный театр». В нем дети смогут проявить себя в артистическом искусстве - при исполнении различных ролей; в музыкальном искусстве - при исполнении песен, танцев, аранжировке современных музыкальных произведений; в художественном искусстве - при подготовке декораций, костюмов и других материалов для спектакля и многое другое.
Кружок предназначен для детей 8 класса в любых образовательных учреждениях.
Цель кружка - способствовать развитию музыкальных способностей, полноценному развитию детей в различных сферах творческой деятельности с помощью вовлечения их в подготовку и проведение музыкального спектакля.
Задачи кружка:
1. Воспитывать у детей интерес, уважение к музыкальной деятельности;
2. Формировать исполнительские умения в различных видах деятельности;
3. Развивать музыкальные и творческие способности детей;
4. Формировать активность, артистичность, открытость;
5. Развивать воображение, мышление, фантазию, чувство прекрасного, чувство юмора;
6. Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Программа состоит из пяти разделов:
I раздел - введение, в котором обозначается понятие «музыкальный театр», его история, значение и виды;
II, IV разделы - работа над спектаклями, ставятся все сцены спектакля, разучивается музыкально-драматический и танцевальный материал, развиваются музыкальные способности, готовятся костюмы и декорации;
III, V разделы - премьера спектаклей, происходит представление спектакля зрителям; проводится повторная диагностика, анализируется поставленный спектакль.
При разработке программы использовались следующие методы:
1. Анализ и синтез - для выяснения сущности понятия «музыкальный театр», определения возможности организации музыкального театра в образовательном учреждении, а также выделения условия эффективности кружка «Музыкальный театр» в развитии, воспитании и образовании школьников;
2. Беседа с музыкальным руководителем - для выяснения творческих способностей детей;
3. Наблюдение - для выяснения отношения детей к подготовке и проведению музыкального спектакля;
4. Конкретизация теоретических знаний - для подбора музыкального спектакля для работы с детьми 8 класса;
5. Эксперимент - с целью проверки эффективности музыкального спектакля в работе с детьми школьного возраста.
Программа рассчитана на 36 часов, из них 7 теоретических и 29 практических. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Особенность программы заключается в практической направленности ее содержания. В ходе реализации программы предполагается развитие музыкальных способностей детей, эмоциональная насыщенность, развитие артистичности школьников.
Содержание программы предполагает такое количество детей, которое необходимо для постановки спектакля. Участники кружка выбираются в соответствии с интересами и возможностями детей.
Занятия проводятся по следующей методике.
Занятия I раздела включают:
1. Вступительное слово;
2. Выявление уровня музыкальных знаний детей;
3. Беседа о музыкальном театре, его истории, значении, видах театра;
4. Общий вывод занятия.
Занятия II и IV разделов:
1. Вступительное слово;
2. Эмоциональная подготовка к слушанию музыкального материала;
3. Слушание музыкального материала;
4. Анализ прослушанного музыкального материала;
5. Работа над музыкальным материалом и корректировка исполнения;
6. Закрепление музыкального материала;
7. Общий вывод занятия.
Занятия III и V разделов:
1. Вступительное слово;
2. Эмоциональная подготовка к представлению спектакля;
3. Премьера спектакля;
4. Анализ поставленного спектакля;
5. Общий вывод занятия.
Тематический план
Название раздела
Всего часов
Теоретические часы
Практические часы
I. Введение
2
1
1
II, IV. Работа над спектаклями
24
4
20
III, V. Премьера спектаклей
10
2
8
Всего:
36
7
29
Календарно-тематический план
Название раздела
Всего часов
Теоретические часы
Практические часы
Сроки реализации
I. Введение
1
_
1
1 неделя сентября
1.1. Диагностика музыкальных способностей школьников
1.2. Знакомство с понятием "музыкальный театр", его историей, значением, характеристикой видов театра
1
1
_
2 неделя сентября
II, IV. Работа над спектаклями
1(1)
1(1)
_
3 неделя сентября
(4 неделя января)
2.1. Знакомство со сценарием спектакля. Распределение ролей
2.2. Работа над литературным текстом. Чтение по ролям
2(2)
1(1)
1(1)
4-5 неделя сентября
(1-2 неделя февраля)
2.3. Работа над выразительностью исполнения литературного текста
2(2)
_
2(2)
1-2 неделя октября
(3-4 неделя февраля)
2.4. Работа над музыкальным материалом спектакля
6(6)
_
6(6)
3 неделя октября - 4 неделя ноября
(1 неделя марта - 2 неделя апреля)
2.5. Подготовка костюмов и декораций
1(1)
_
(1)
1 неделя декабря
(3 неделя апреля)
III, V. Премьера спектаклей
3(3)
_
3(3)
2-4 неделя декабря
(4 неделя апреля -
2 неделя марта)
3.1. Репетиция спектакля
3.2. Премьера спектакля
1(1)
_
1(1)
5 неделя декабря
(3 неделя мая)
3.3. Анализ спектакля. Повторная диагностика музыкальных способностей детей
1(1)
1(1)
_
3 неделя января
(4 неделя мая)
Всего:
36
7
29
Содержание
Раздел I. Введение.
1.1. Диагностика музыкальных способностей:
Слушание и анализ музыкального произведения. Пение простых знакомых и малознакомых попевок и песен с сопровождением и без сопровождения. Воспроизведение в хлопках, движениях знакомой и малознакомой песни.
1.2. Знакомство с понятием «музыкальный театр», его историей, значением, характеристикой видов театра:
Отличительные особенности музыкального театра. Истории возникновения. Деятели культуры и искусства, привнесших вклад в музыкальный театр. Значение музыкального театра как средства развития музыкальных и творческих способностей.
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
1. Понятие «музыкальный театр», значение и исторические аспекты музыкального театра.
2. Характерные особенности различных видов театра;
Уметь:
1. Слушать и анализировать музыкальное произведение;
2. Петь знакомые и малознакомые попевки с сопровождением и без сопровождения;
3. Воспроизводить в хлопках, движениях знакомые и малознакомые песни.
Раздел II, IV. Работа над спектаклями.
2.1. Знакомство со сценарием спектакля. Распределение ролей:
Основная идея. Характерные особенности персонажей. Время и место действия. Распределение ролей в соответствии с интересами и возможностями детей. Эскизы декораций и костюмов.
2.2. Работа над литературным текстом. Чтение по ролям.
Выразительное чтение. Анализ литературного текста. Работа над дикцией.
2.3. Работа над выразительностью исполнения литературного текста:
Выразительное, четкое произношение текста. Скорость и динамика произношения литературного текста и выдержка пауз. Чтение наизусть.
2.4. Работа над музыкальным материалом спектакля.
Знакомство с музыкальным материалом спектакля. Слушание и анализ музыкального материала спектакля. Певческие навыки: дыхание, звукообразование, дикция и артикуляция. Музыкально-ритмические навыки. Выразительность исполнения музыкального материала. Пение в ансамбле. Игра на детских музыкальных инструментах.
2.5. Подготовка костюмов и декораций.
Создание костюмов в соответствии с характерными особенностями персонажей по ранее разработанным эскизам. Создание декораций в соответствии с темой спектакля по ранее разработанным эскизам.
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
1. Музыкальный репертуар, литературный текст;
2. Порядок действий и выходов на сцену;
3. Характерные особенности персонажей.
Уметь:
1. Четко и выразительно произносить литературный текст;
2. Владеть певческими, музыкально-ритмическими навыками, навыками игры на детских музыкальных инструментах;
3. Артистично исполнять роль персонажа;
4. Выразительно исполнять музыкальный материал;
5. Слаженно работать в коллективе;
6. Сопоставлять характеристику персонажа в подборе атрибутов, костюмов и декораций.
Раздел III, V. Премьера спектаклей.
3.1. Репетиция спектакля:
Сценические умения. Умение передавать образ персонажа через мимику и жесты. Выразительность и эмоциональность исполнения.
3.2. Премьера спектакля:
Представление спектакля зрителям.
3.3. Анализ спектакля. Повторная диагностика музыкальных способностей:
Осуждение положительных сторон, недоработок поставленного спектакля. Выявление отношения детей к поставленному спектаклю. Обсуждение отношения и реакции зрителей на спектакль. Выявление изменений в развитии музыкальных способностей школьников.
Требования к знаниям и умениям.
Знать:
1. Содержание спектакля;
2. Порядок действий;
3. Характерные особенности персонажей.
Уметь:
1. Выразительно исполнять музыкальный и драматический материал спектакля;
2. Реализовать музыкальные и творческие способности в передаче образов.
Литература
1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Академия, 2002. - 416 с.;
2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2000. - 240 с.;
3. Еремеева Т.А. В мире тетра. - М.: Искусство, 1984. - 240 с.;
4. Ершова А.П., Захарова Е.А., Пеня Т.Г. Искусство в жизни детей. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.;
5. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. - М.: Всероссийское театральное общество, 1965. - 348 с.;
6. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М.: Таланты - XXI век, 2007. - 367 с.;
7. Когородский З.Я. Ваш театр. - М.: Знание, 1984. - 80 с.;
8. Куликова К.Ф. Российского театра первые актеры. - Л.: Лениздат, 1991. - 334 с.;
9. Музыкальное образование в школе./Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001. - 232 с.;
10. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М.: Академия, 2001. - 368 с.;
11. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники: сборник. - М.: Лабиринт-Пресс, 2000. - 432 с.;
12. Юдина Е.И. Азбука музыкально-творческого саморазвития. - М.: Виконт, 1994. - 104 с.
2.2 Анализ и обработка результатов проведенного эксперимента
В течение учебного года была организована работа кружка «Музыкальный театр», в котором приняла участие группа школьников 8 класса ОАОУ СПО Боровичского педагогического колледжа в количестве 9 человек.
Для постановки спектаклей было рассмотрено несколько вариантов сценариев, из которых были выбраны наиболее интересные и подходящие по возможностям детей школьного возраста.
За период работы кружка была организована подготовка двух спектаклей: первый - «Сказка о Деде Морозе-волшебнике, о внучке его Снегурочке и о превращениях, случившихся с Иваном-дураком под елкой в новогоднюю ночь»; второй - «На привале», на основе отрывка из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», который был переработан в музыкальный спектакль. Для второго спектакля был:
- адаптирован текст поэмы;
- подобран музыкальный материал: песни времен Великой Отечественной войны и песни о войне, инструментальная фоновая музыка;
- разработаны эскизы костюмов и декораций.
Для первого спектакля был выбран следующий музыкальный материал:
- две песни Деда Мороза;
- песня Снегурочки;
- песня Елки;
- песня Ивана-дурака;
- дуэт Снегурочки и Ивана-дурака;
- две песни Бабы Яги.
В ходе подготовке второго спектакля был разучен следующий музыкальный материал:
- «Три танкиста», муз. Покрасс Дм. и Дан. на стихи Б. Ласкина;
- «Эх, дороги», муз. А. Новикова на стихи Л. Ошанина;
- «Баллада о солдате», муз. В. Соловьева-Седого на стихи М. Матусовского.
Работа по подготовке спектаклей была аналогичной. На вводном этапе работы кружка организовано знакомство участников спектакля с текстом сценария, распределены роли с учетом интересов и возможностей детей.
Основной этап работы над спектаклем заключался в подготовке музыкального материала, отработке выразительности, четкости и эмоциональности каждого из персонажей, формировании у участников спектакля артистичности, раскрытии их творческого потенциала, развитии музыкальных способностей и умения уверенно играть свою роль перед публикой.
Основными задачами работы с музыкальным материалом спектаклей являлось развитие у школьников вокальных и хоровых навыков. В процессе формирования этих навыков обращалось внимание на интонирование мелодии; формирование чувства ритма; владение дыханием, дикцией; умение выразительно передавать образ; умение слушать друг друга, контролировать свое пение.
Для наибольшей выразительности, четкости исполнения школьниками вокальных номеров были организованы как групповые, так и индивидуальные репетиции. Для наилучшего исполнения детьми вокальных и хоровых номеров использовалось проговаривание текста песен речитативом, воспроизведение и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.