На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность понятия речевые умения и их виды. Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы имя прилагательное. Результаты практико-ориентировочного исследования приемов работы учителей-практикантов по развитию речевых умений в 3 классе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


84
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет педагогический
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Методика преподавания русского языка
Тема: Развитие речевых умений при изучении темы «Имя прилагательное»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧЕНИКОВ 3 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ
1.1 Сущность понятия «речевые умения» их виды
1.2 Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы «имя прилагательное»
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРАКТИКА - ОРИЕНТИРОВАЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НАИБОЛЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ упражнений
2.3 Результаты практико-ориентировачного исследования приемов работы учителей- практикантов по развитию речевых умений в 3 классе
ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы Развитие речевых умений при изучении темы «имя прилагательное» в 3 классе
Цель исследования: изучить совокупность форм и методов работы учителей по развитию речевых умений при изучении темы « имя прилагательное» в 3 классе
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «речевые умения», выделить эти умения
2. Изучить теоретическую литературу по теме
3. Исследовать упражнения, развивающие эти умения в связи с изучением грамматики темы «имя прилагательное»
4. Разработать планы-конспекты уроков (2) о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное» в 3 классе.
Объект исследования: формирование речевых умений при изучении грамматики
Предмет: приемы формирования речевых умений при изучении прилагательных в 3 классе
Методы исследования: беседа, наблюдение, теоретический анализ научной литературы.
Гипотеза исследования: для формирования речевых умений учащихся 3 класса необходимо:
1.Учитывать научные подходы к изучению данного вида
2.Знать конкретные речевые умения в области
3. Использовать специальные приемы (упражнения), развивающие эти умения
Анализ литературы
Известные русские методисты Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим уделяли много внимания вопросам «внутренней связи между всеми отделами родного языка», в число которых они включали грамматику и развитие речи. Они призывали учителей и методистов ни на минуту не забывать, что любой раздел языка «есть только один из участков в общей работе, один из факторов в общем действии».
Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим придавали решающее значение эвристическому методу обучения, дающему учителю возможность «следить за уровнем детского понимания, за очередными детскими вопросами». Методистами разработаны логически последовательные вопросы на темы, интересующие детей и дающие им возможность наблюдать за явлениями языка. Они считали, что важным условием развития речи детей является внесение в методы и приемы организации деятельности учащихся на уроке «понятную для них систему, экономизирующую их силы».
В разработке методов и приемов изучения грамматики С.П. Редозубов продолжал линию К-Д. Ушинского и Ф.И. Буслаева, отстаивая эвристический метод работы учителя, а в качестве логических путей познания он признавал как индукцию, так и дедукцию. Система,работы над сочинением и изложением, предложенная С.П. Редозубовым, предельно проста и укладывается в три звена: усвоение образца, подражание образцу и самостоятельная творческая работа.
Среди видов упражнений по развитию связной речи на первое место он ставит работу над предложением и связной речью, в то время как современная методика четко выделяет три линии в развитии речи: работа над словом, над словосочетанием и предложением и над связной речью.
Одновременно с С.П. Редозубовым в 40--60-х годах значительный вклад в методику начального обучения русскому языку внесли талантливые методисты Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова, а также автор многих научных трудов, учебных пособий и монографий по методике Н.С. Рождественский.
Н.П. Каноныкиным и Н.А. Щербаковой сформулированы задачи словарной работы: обогащение, уточнение, активизация словаря детей и борьба за чистоту речи. Словарная работа включена в единую систему основных направлений развития речи наряду с работой над словосочетанием, предложением и связной речью.
Говоря о различении понятий «язык» и «речь», Л.П. Федоренко выводит следующую закономерность: недостаточно знать смысл слова, ребенку надо знать и запомнить, как это слово употребляется в речи, в каких традиционных словосочетаниях и выражениях. Так формируется чувство языка, или языковое чутье, в этом -- закономерность усвоения речи.
Несколько смещены акценты в методике развития речи Г.А. Фомичевой, обосновавшей систему работы над словосочетанием на Синтаксической основе. Не отрицая в целом системы взаимосвязного изучения всех сторон языка, Г.А. Фомичева справедливо считает, что предложение в начальной школе является тем фоном, на котором проводится обучение грамматике, формирование орфографических, речевых и пунктуационных навыков. Работа над предложением является составным звеном в системе развития речи учащихся наряду с произносительным, словарным, морфологическим уровнями и уровнем текста и относится к синтаксическому уровню.
Интересное, прекрасно иллюстрированное пособие «Речь. Речь. Речь» с успехом может быть использовано учителем малокомплектной школы на уроке и во внеклассной работе. В книге широко представлены задания по речевой этике, по развитию творческого воображения, разнообразный занимательный материал по созданию текстов. Логично вплетается в речевые упражнения работа над словом. Авторы учат раскрывать значение слова и дают в конце книги образцы словарных статей с иллюстрациями.
Удачным пособием по развитию речи младших школьников является книга Н.И. Политовой «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» (М., 1984). Сориентированные на понедельное планирование, речевые упражнения тематически и структурно связаны с упражнениями учебников русского языка и тематикой уроков чтения. В пособии содержатся рекомендации по проведению упражнений подготовительного характера по развитию устной и письменной речи: работа над словом, словосочетанием, предложением, текстом; дан целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи: образцовый текст, картина, наблюдаемая природа, окружающая жизнь.
Известный методист по развитию речи младших школьников М.Р. Львов обобщил существующие направления работы над развитием речи учащихся, вычленив пять уровней: произносительный (дикция, орфоэпия, интонация, выразительность); словарный (обогащение словаря, усвоение новых слов и значений, активизация словаря); морфологический (образование слов, употребление частей речи, образование и употребление формы склонения, спряжения); синтаксический (образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов); уровень текста (анализ образцов типов текста, изложение, сочинение, повествование, описание, рассуждение) (см.: Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников.-- М., 1985).
Пользуясь «Методикой развития речи» М. Р. Львова, зная психологические основы речевых упражнений, учитель сможет грамотно и творчески применить разнообразные виды упражнений с учетом наполняемости класса, уровня овладения речевыми навыками.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ УЧЕНИКОВ 3 КЛАССА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ

1.1 Сущность понятия «речевые умения» их виды

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонения, спряжения и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно -- в процессе своей речевой практики.
Речь -- это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.[1, с. 15]
М.Р. Львов рассматривал речь, как процесс использования языка человеком.
Речь--- способ познания действительности. [3, с. 45]
Речь - это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.[10, с. 16]
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -- средством успешного обучения в школе. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой -- хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.
Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.
Второе условие любого речевого высказывания -- это наличие содержания, материала, т. е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.
Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.
Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. главным образом слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития -- это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду.
В результате слушания речи и использования ее в собственной практике у ребенка формируется подсознательное «чувство языка», на которое и опирается методика обучения.
Н.И. Жинкин раскрыл механизм практического формирования этого явления; он писал: «При передаче сообщения вводится два вида информации -- а) о предмете и явлениях действительности и б) правилах языка, на котором подается сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится... Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребенка языка в неявном виде, т. е. через речь» Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: с одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой -- создание условий для собственных речевых высказываний, в которых школьник мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть.[7, с.112]
Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них -- это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения и т. п.
Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями: последовательностью упражнений, их перспективностью, разнообразием упражнений (и пониманием конкретной, узкой цели каждого типа упражнений) и умением подчинить разнообразные виды упражнений общей цели. Каждое новое упражнение, как бы ни было оно мало, связывается с предыдущими и готовит учащихся к последующим, в то же время, подчиняясь общей далекой цели, вносит что-то новое (хотя бы элемент нового!), обеспечивающее движение вперед.
В современной школе развитие речи учащихся рассматривается как главная задача обучения родному языку. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только по русскому языку, но также природоведению, математике, труду, изобразительному искусству) и во внеклассные мероприятия. Не случайно разделы программы для начальных классов названы: «Чтение и развитие речи», «Грамматика, правописание и развитие речи».
Уровни освоения деятельности бывают различными. Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности.
В одних случаях умение есть освоенный человеком способ применения знаний на практике. Для того чтобы учащийся овладел умениями -- умел считать, писать, читать и т. д., он должен знать, как это надо делать. Получив знания, он учится применять их в практической деятельности -- у него вырабатывается умение. В процессе упражнений, в ходе практической деятельности умения совершенствуются; в связи с этим и деятельность становится более совершенной.
Однако, имея знания, ученик может не обладать соответствующими умениями. Так, ученик может хорошо знать правило о правописании мягкого знака после шипящих в именах существительных женского рода. Но знание правила не говорит еще об умении грамотно писать. Начал писать ученик и сделал ошибки, не сумев применить правило в практической работе. Умения приобретаются на практике, путем упражнений. Только после того как ученик, выполняя работу самостоятельно, будет безошибочно применять данное правило, можно сказать, что у него есть соответствующее умение.
Далеко не всегда умения основаны на знаниях. Ряд двигательных умений -- умение ходить, плавать, говорить и т. д. -- вырабатывается у человека путем упражнений, тренировки, без опоры на знания, на какие-то правила. Обычно ребенок, овладевающий ходьбой или речью, не получает предварительно специальных знаний о том, как надо это делать. Он просто упражняется, подражает взрослым.
Умения человека проявляются на разном уровне. Например, мы скажем и о первокласснике, что он умеет читать, и о взрослом человеке то же самое. Умеет плавать и начинающий пловец, и мастер спорта по плаванию.
1.2 Виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»
Упражнение в дидактике определяется как планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью овладения им или повышения его качества. Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на организацию репродуктивной деятельности учащихся, необходимой для выробатки умений и навыков.Подчеркивается , что «запоминание и упражнение - два основных способа, обычно применяемые учеником в школе для усвоения учебного материала, - не требуют «от ученика творческого мышления…И каким бы знаниям и навыкам мы ни учили при этом детей, в том числе инавыкам рассуждения, в результате такого обучения ребенок становится как бы интеллектуальным иждевенцем, постоянно обслуживаемым учителем ».Для развития творческой деятельности учащихся предпологается использовать наряду с упражнениями поисковые, проблемные, творческие задачи. Естественно, что методика развития речи оперирует не только упражнениями в указанном выше понимании но и задачами. Однако в силу традиции, сложившейся в методике русского языка, разные виды работ, ориентирующие и воспроизводящую, и на творческую деятельность учащихся, недиферентированно называют упражнениями. При этом особое значение приобретает типология упражнений
Из различных оснований, которые могут быть приняты во внимание при ее рассмотрении наиболее существенными являются следующие: степень активности учащихся ,познавательной самостоятельности, способ деятельности. По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные, коммуникативно-творческие.
Упражнения на основе образцов:
- чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбор слов, изобразительных средств, выразительное чтение;
- заучивание стихов и прозы;
- составление предложений по вопросам, как простейший приём, так как вопрос подсказывает структуру ответа;
- составление предложений, аналогичных данному.
Конструктивные упражнения - опираются полностью или частично на
правила или модели, придающие целенаправленность работе школьников в
составлении или в перестройке предложений.
Виды конструктивных упражений:
- восстановление деформированного текста;
- деление текста, напечатанного без заглавных букв и без знаков препинания на конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей
- ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;
- то же упражнение с задачей редактирования, совершенствования собственных предложении и текста;
- соединение 2-3 предложений в одно;
- построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами);
- выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла.
Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по
предложенным учителем или самостоятельно взятым ситуациям.
Виды творческих упражнений:
- задаётся тема, предлагается картина, что облегчает работу школьников;
- даются опорные слова или сочетания
- задаётся жанр или тип речи (загадка, пословица и так далее);
Рассмотрим основные виды упражнений, развивающие речевые умения при изучении темы« имя прилагательное»
Каждый предмет имеет признаки, в которых проявляется его особенность. Для названия признаков предметов в языке есть специальные слова. Это прилагательные. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из многих одинаковых предметов. Например, нам нужен карандаш, и вы говорите товарищу: «Дай карандаш».-- «Какой?» -- «Дай красный». Так с помощью прилагательного выделяется один предмет из нескольких однотипных.
Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают нашу речь выразительнее и точнее.
С прилагательными речь как яркая цветная картина, может быть, даже ещё богаче, чем картина, так как прилагательные не только обозначают цвета предметов, их звуки, запахи, вкус, но и выражают отношение к предметам, о которых говорится:
Имя прилагательное -- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?[10, с. 220]
Общее грамматическое значение прилагательного -- признак предмета.
Морфологические признаки прилагательного -- род, число, падеж. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Начальная форма прилагательного -- им. п., м. р., ед. ч.
Называя признаки предметов, прилагательные обслуживают, поясняют существительные. Поэтому и морфологические признаки прилагательного помогают ему теснее связаться с существительным, приспособиться к нему.
Прилагательное -- очень гибкое слово: оно может приспособиться к любому существительному.
При изучении темы «Названия признаков» особое внимание обращается на выработку у учащихся умения отличать названия признаков предметов от названий предметов и действий.
Работа вначале может проводиться на словах, обозначающих качества конкретных предметов, которыми предметы отличаются друг от друга, например: карандаш длинный, карандаш короткий; книга толстая, лист бумаги тонкий; дом большой, шалаш маленький; камень тяжелый, пух лёгкий; лыжи деревянные, коньки стальные; яблоко румяное, сладкое, лимон желтый, кислый.
При этом учитель обращает внимание детей на то, что слова, обозначающие признаки предметов, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Говоря о значении прилагательных в речи, следует показать детям, что они помогают уточнить знания о том или ином предмете (какой, он?), представить его себе живо, картинно, так, как будто мы его видим.
К основным упражнениям по теме, часть которых выполняется детьми самостоятельно, относятся следующие:
1) отгадывание загадок о предметах по их признакам;
подбор к данным предметам признаков из тех, что даны в учебнике для справок;
придумывание и запись названий признаков в ответ на вопросы по картинкам;
приписывание к данным названиям предметов названий признаков: назвать признаки снега, зайца;
составление предложений из данных слов, среди которых находятся и названия признаков;
подбор к словам, обозначающим признаки, противоположных по смыслу: лимон кислый, а сахар ... , морковь оранжевая, а свекла ....[11,с.97]
На следующем этапе ( III класс) изучается имя прилагательное как часть речи. Изучая прилагательные, нужно выяснить особенности прилагательных путем сравнения его с именем существительным. Прилагательное отличается от существительного и по своему значению, и по своей форме. Существительное обозначает предмет, а прилагательное-- признак предмета; существительное отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? и пр., а прилагательное отвечает'на вопросы: какой? какая? какое? какие? и пр. Существительное имеет постоянный род, изменяется по числам; прилагательное изменяется и по родам, и по числам, в зависимости от имени существительного. Прилагательное всегда относится к существительному и стоит в том же роде и числе, что и существительное. Об изменении прилагательного по падежам, так же как существительного, во II классе не сообщается, но, говоря о зависимости прилагательного от существительного, можно дать существительные и прилагательные не только в именительном падеже (начальная форма), но и в других падежах, причем термин «падеж» не употребляется.
Так как род, число (а также и падеж) прилагательных зависят от рода, числа (и падежа) существительных, к которым они относятся, то при разборе имен прилагательных учащиеся должны узнавать их формы по соответствующим существительным: какого рода и числа существительное, такого же рода и числа прилагательное. Большое значение имеет и выработка у учащихся умения ставить вопросы от существительного к прилагательному. В III классе при изучении склонения прилагательных и правописания падежных окончаний целесообразно использовать таблицы: 1) родовых окончаний; 2) падежных окончаний мужского и среднего рода; 3) падежных окончаний женского рода; 4) падежных окончаний множественного числа. Работа по таблицам обеспечивает наглядность, помогает запоминанию детьми окончаний: учащиеся отчетливо произносят вслух окончания прилагательных, записывают их в свои тетради, подчеркивают окончания. Таблицы склонения прилагательных полезно вывешивать на некоторое время в классе; некоторые из них составляются под руководством учителя самими учащимися и записываются в тетрадях.[10, с. 231]
После небольшой предварительной беседы учителя с учащимися последние могут самостоятельно: 1) сформулировать определение; 2) выписать пары слов, среди которых должны быть прилагательные, поставить вопросы от существительных; 3) подобрать к некоторым прилагательным однокоренные существительные или глаголы (звонкий -- звонок, звонить), подобрать к данным прилагательным прилагательные с противоположным значением (узкий -- широкий, тяжелый -- легкий).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.