На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Особенности и основные этапы развития ребенка в дошкольном возрасте, место и роль символа в его личностном и интеллектуальном становлении. Методика использования в учебном процессе младших и средних дошкольников символической и графической аналогии.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.07.2009. Сдан: 2009. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования
Развитие способности к символизации в процессе разнообразных видов деятельности дошкольников

Все вариативные программы, существующие в настоящее время, объединяет общая идея развития ребенка. Сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождению в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующим способами.
Актуальность этой темы заключается в том, что символ как средство достаточно мало изучался, вообще не выделялся как самостоятельное средство. Важно изучать данное направление в связи с тем, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать способности к символизации, что имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. Одним из значимых новообразований детей дошкольного возраста является сформированность представлений о себе как о физическом и социальном субъекте и способность к их знаково-символическому опосредованию. Эта способность, по мнению Л.С. Выготского, является основой взаимодействия с социальным окружением как в пределах семьи, так и при более широких контактах. Важно развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться в школе (память, внимание, воображение, мышление, речь и т.д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково-символической деятельности дошкольников.
Определение символизации (символа)

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приёмы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые. Малыш постепенно учится повторять, осмысливать. Связывать материал, чтобы запомнить его. В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства.
В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка.
Символизация - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Символ - то, что служит условным знаком какого-нибудь понятия, чего-нибудь отвлеченного. (С.И. Ожегов)
По мнению психологов, работа с символами повышает умственный возраст ребенка, способствует переходу его на более высокий уровень. Педагоги ставят перед собой следующую цель: научить детей анализировать, сравнивать, обобщенно воспринимать действительность, активизировать познавательную активность
Формирование навыков к символизации происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. В процессе решаются следующие дидактические задачи:
· Знакомить с графическим способом представления информации;
· Развивать умения дешифровки;
· Формировать навык самостоятельного моделирования;
· Развивать вариативное мышление, фантазию, творческие способности. Символ облегчает ребенку познание, открывает доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Усвоение применения символов на разном содержании позволяет детям структурировать содержание для дальнейшего его эффективного использования.
Основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:
· Принцип психологической комфортности (создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов);
· Принцип деятельности (новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми);
· Принцип вариативности (формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора);
· Принцип творчества (ориентация на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности).
Развитие способности к символизации состоит из следующих этапов:
· Усвоение и анализ сенсорного материала;
· Перевод его на знаково-символический язык;
· Работа с моделью
Как и все другие виды способностей, символические способности развиваются с возрастом.
Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и экспериментирование. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад ит. п. Задача взрослого - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратиком, пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т.д.
Первый этап - это младший дошкольный возраст. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Малыши овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания - сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется прежде всего на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет. Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание - карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.
Второй этап - ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку. Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами. Формируются различные формы символизации (графические модели предметов - применяемые при решении конструктивных задач; графический план - используемый при ознакомлении с пространственными отношениями). Как показывают работы В.В. Брофман, В.В. Холмовской, дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. Сюда же относятся и моделирование социальных функций и отношений в игре, овладение нормами и правилами поведения.
В младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме.
К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (плохое настроение - дождь; дружба - рукопожатие).
Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представление о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т.д. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств. Ими могут быть средства живописи, танца, выразительного движения, сказочной символики.
Третий этап - дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу. К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование. Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта.
В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач.
Сущность символизации

Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является символизация, поскольку мышление дошкольников отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Символизация открывает перед педагогом ряд возможностей в познавательном развитии. Что же такое символическая аналогия?
Символическая аналогия - это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни речь человека записывается буквами-символами звуков; количество - цифрами, символами числа. Символическая аналогия может быть:
Словесная аналогия - одновременное называние одним словом - наименованием отсутствующего предмета и его заместителя или предмета и графического построения.
Графическая аналогия - это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Например: Люди: женщина девочка
Методика развития графической аналогии

Применяя графическую аналогию, мы учим детей умению видеть самое главное (так называемый прием «свертывания»). Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета - заместителя, а в рисовании - знаковый смысл графических построений. С чего начинать?
А.М. Страунинг, доктор педагогических наук, в своей книге «Методы активизации мышления» советует: «Начните с самого простого, поиграйте с детьми в игру «Что в круге?» В этой игре вы научите детей условному изображению любых предметов, умению их классифицировать. Нарисуйте на доске, например кружочки (треугольники, квадраты и т.д.) и при этом перечисляйте: «Это яблоко, это груша, это слива» обычно дети понимают, какие предметы вы перечисляете, и помогают называть недостающие. Потом обводите это большим кругом и спрашиваете: «А где все это бывает? Тогда круг - это что?»
Небольшие примечания:
· Не рас и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.