На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Эволюция понятия творческое мышление, подходы крупнейших зарубежных и отечественных исследователей. Основные условия формирования и развития творческого мышления студентов в процессе обучения и воспитания в высшей школе. Примеры практических заданий.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


41
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт повышения квалификации и переподготовки кадров
Тема: «Развитие творческого мышления в процессе обучения и воспитания в высшей школе»
Орел - 2010
Содержание
Введение
1. Эволюция понятия творческое мышление
2. Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента
3. Практические задания для развития творческого мышления в процессе обучения в высшей школе
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время задача развития творческих способностей основной массы студентов является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи учащимся преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знаний на организацию их совместной активной познавательной деятельности в учебе и труде.
Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и 90% того, что он делает. Поэтому необходимо, как говорил К.Д.Ушинский, «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять его вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта - сама жизнь».
Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от преподавателя к студенту и, по словам Осмолова, «превращается в снабжение ответами без поставленных учениками вопросов». Со временем у студента вырабатывается не только стереотип деятельности, но и характер мышления.
Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних - 17% и у шестилеток - 37% опрошенных Гарунов, М.Г. Развитие у учащихся восьмилетней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ / М.Г. Гарунов. - М., 1973..
Иными словами система образования не только не развивает, но и в 98 случаях их 100 губит наши творческие способности.
По результатам проведенного анкетирования и разноуровнего контроля знаний студентов 1 курса 95% опрошенных владеют только репродуктивным уровнем усвоения знаний и только 5% имеют способности к творческому труду Иванова, И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И.П. Иванова. - Ставрополь, 2002..
В дидактике высшей школы веками складывался догматический тип обучения. Его продуктом, как правило, являются формальные знания. Наряду с этим получил развитие объяснительный тип преподавания, преимущество которого состоит в том, что у обучающегося развивают не только память, но и мышление, наблюдательность, значительное внимание уделяют также применению знаний, широко используя упражнения, практические работы. Однако среди всех упражнений преобладает выполнение заданий по инструкции, готовому образцу, хотя в реальной ситуации действия «по инструкции» носят приближенный характер. Таким образом, широко применяемое в современной высшей школе объяснительное обучение имеет много неоспоримых преимуществ, но оно делает акцент на воспроизводящее (репродуктивное) и не способствует развитию творческого (продуктивного) мышления у студентов. Разумеется, не следует противопоставлять воспроизводящее мышление творческому. Но если в вузе станет господствовать только объяснительное обучение, то будет выпуск специалистов созерцательного типа. Это будут специалисты, умеющие усваивать знания и воспроизводить научные истины, но пасующие в ситуациях, требующих самостоятельного мышления, не способные самостоятельно добывать знания и творчески относиться к делу. Такие специалисты нуждаются в рецептах для решения любой задачи, что потребует постоянного обращения к услугам экспертов
На смену догматическому объяснительному преподаванию в высшую школу приходит система обучения, в основе которой лежит не информационное сообщение знаний, а организация самостоятельного «добывания» их студентом. Как сказал физик Мак Лауэ, «Не так важно приобретенное знание, как развитие способности учиться. Образование есть то образование, что остается, когда все выученное забыто».
Цель работы: охарактеризовать специфику творческого мышления и раскрыть основные условия развития творческого мышления студентов в процессе обучения и воспитания в высшей школе.
1. Эволюция понятия творческое мышление
Проследим развитие понятия творческое мышление. Еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон) пытались объяснить природу творчества, поставив человека в центр философского изучения. Для этого периода характерно разделение творчества на Божественное (акт рождения, творения космоса) и человеческого (ремесло, искусство). «Божественное творчество», плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания», которое совершается под влиянием божественного наития.
Таким образом, творчеству античная философия отводит подчиненное значение созерцания вечного и неизменного бытия.
Углубленное изучение человека продолжили мыслители эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, Д.П.Мирандола), развивавшие идеи гуманизма, согласно которым благо человека - главная цель социального и культурного развития. Гуманисты подходят к пониманию человека с точки зрения деятельности; ценность человеческой личности определяется ее заслугами и плодотворностью деятельности. Человек сам рассматривается как творец. Творчество понимается как искусство в широком смысле, гении - как носители творческого начала, а акт творчества - как «субъективный процесс в душе художника».
Сменившая Возрождение Реформация рассматривала творчество уже не в его эстетическом содержании, а как действие, делая акцент на предметно-практическую деятельность и, проводя своеобразную аналогию между творчеством и изобретательством, Ф.Бэкон, Гоббс, Локк трактовали творчество как удачную, но в большей мере случайную комбинацию различных, уже существующих, элементов.
Более конкретно проблемой творчества занимаются представители немецкой классической философии: И. Кант, Ф.В.Й. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах. И. Кант в 18 веке создает стройную концепцию творчества, называя творческую деятельность продуктивной способностью воображения. Он приходит к выводу, что творческий процесс является важнейшим компонентом структуры сознания и лежит в основе познавательной деятельности.
Ф.В.Й. Шеллинг развил идеи И.Канта, объясняя творческую способность воображения единством сознательной и бессознательной деятельности. По мнению философа, гении, как наиболее одаренные этой способностью люди, творят бессознательно, однако данный объективный процесс протекает в субъективности человека. Творчество с этих позиций представляется в виде неодолимой, бессознательной стихии, являющейся выражением активности «мировой души», которая в «земных делах» проявляется при рождении произведений искусства. Поэтому высшей формой человеческой жизнедеятельности признается творчество художников и философов.
Г. Гегель нарисовал общую схему творческой деятельности «мирового духа», назвав ее «абсолютной идеей»; он же впервые указал на противоречия как основу всякой деятельности, основу развития.
Подход к пониманию творчества как деятельности, направленной на формирование и преобразование окружающей действительности, нашел свое отражение в марксистской концепции творчества. У К.Маркса творчество выступает как деятельность человека, преобразующего мир в соответствии со своими потребностями и созидающего самого себя в ходе истории.
По мере выделения психологии в самостоятельную науку, творческое мышление становится объектом ее изучения. А. Бен высказал ценную для понимания творчества мысль, что для творческого мышления необходима борьба устоявшихся ассоциаций, то есть, ломка стереотипов.
Начало систематическому изучению механизмов творческого процесса положила гештальтпсихология. Гештальтисты сформировали понимание мышления как деятельности по последовательному переконструированию, продолжающейся вплоть до нахождения необходимого гештальта (структуры). Этот момент получил название «инсайт», озарение. Представители данной психологической школы абсолютизировали принцип системности, целостности и, понимая под творчеством процесс синтеза целостной картины мира, впервые обосновали в нем роль прошлого когнитивного опыта субъекта, преломленного через актуальную проблемную ситуацию. Они подчеркивали необходимость предварительного и сознательного решения проблемы и роль личностных характеристик в процессе творчества.
Исследование данного вопроса продолжили представители Вюрцбургской школы «психологии мышления» (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах), которые рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению задач; изучили динамику переживаний состояний на каждой стадии решения творческих задач; выделили этапы творческой деятельности:
1 этап - сознательная работа: подготовка, предпосылка для интуитивного поиска новой идеи;
2 этап - бессознательная работа: созревание идеи;
3 этап - переход бессознательного в сознание: вдохновение, инсайт;
4 этап -сознательная работа: развитие идеи и ее оформление и проверка.
Дж.Дьюи рассматривал творческое мышление как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи, как интеллектуально выраженную форму социальной деятельности и определил «состояние нерешимости, колебания, сомнения» как предпосылку для начала сознательной мыслительной работы, своего рода фактор творческой активности человека Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим) / Дж. Дьюи. - М., 1999..
Впервые попытка выделить фактор, лежащий в основе творческой активности, была сделана в рамках психоаналитического подхода к исследованию творческого мышления. Так, З.Фрейд считал, что творчество является результатом подавленной сексуальной и агрессивной энергии; А. Адлер трактовал его как способ компенсации комплекса неполноценности. К. Юнг в феномене творчества видел проявление архетипов коллективного бессознательного, опосредованного индивидуальным опытом и восприятием творца. Таким образом, психоанализ впервые выделил проблемы мотивов и роль бессознательного в мышлении в качестве аспектов изучения данного вопроса.
Мотивы творчества изучались психологами-гуманистами. Первоначальным источником творчества назывался мотив личностного роста или, (по А.Маслоу), потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Крупнейшими отечественными исследователями творческого мышления являются Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев и др. Однако, толчок зарождению отечественной психологии творчества в конце 19 - начале 20 века был дан, прежде всего, филологами, литераторами, искусствоведами, в числе которых: Д.Н. Овсянико-Куликовский, Б.А. Лезин, П.К. Энгельмейр, М.А. Блох, О.С. Грузенберг и др. Б.А. Лезин, в частности, выявил качества личности творца (внимание и восприятие, способность к фантазии и выдумке, оригинальность, наблюдательность и субъективность, дар интуиции и предчувствия) и стадии творческого процесса: труд, бессознательная работа, вдохновение.
Чрезвычайно яркое, красочное метафорическое описание возникновения идеи (замысла) принадлежит перу К. Паустовского: - «Замысел - это молния. Много дней накапливается над землей электричество. Когда атмосфера насыщена им до предела, белые кучевые облака превращаются в грозные грозовые тучи и в них из густого электрического настоя рождается первая искра - молния. Почти тотчас же вслед за молнией на землю обрушивается ливень. Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами, заметками памяти. Накапливается все это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и еще несколько хаотический мир рождает молнию - замысел. Для появления замысла, как и для появления молнии, нужен чаще всего ничтожный толчок». Паустовский К. Золотая роза. - М., 2000. С. 21.
А.Н. Леонтьев в докладе «Опыт экспериментального исследования мышления» (1954г) также уделял внимание стадиям творческого процесса: 1) нахождение адекватного способа решения, 2) его применение, не вдаваясь, однако, в подробности собственно процесса поиска, который и составляет сущность творческого мышления.
И.В. Сумбаев впервые в советской психологии выделил в психике человека сознание и подсознание и определил роль подсознания в творческом процессе. Его точка зрения относительно стадий творческого процесса перекликается с мнением П.К. Энгельмейра и М.А. Блоха: 1) вдохновение (деятельность воображения, возникновение идеи), 2) логическая обработка идеи, 3) выполнение творческого замысла. Помимо этого, автор выделил следующие характеристики научного творчества: сосредоточенность внимания на определенной теме, накопление и систематизация материала, обобщение и получение выводов.
Д.Б. Богоявленская выделяет в качестве единицы исследования творчества интеллектуальную активность; вводит понятия «креативной активности личности» как определенной психологической структуры, присущей креативному типу личности. Данный тип личности, по ее мнению, присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности.
В настоящее время существует три основных подхода соотнесения творчества с интеллектом. Согласно первому мнению, как таковых творческих способностей нет, а интеллектуальная одаренность - необходимое, но недостаточное условие творческой активности личности. Детерминантами творческого поведения являются мотивация, ценности и некоторые личностные черты (когнитивная одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях) - так считают А. Танненбаум, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу.
Те, кто придерживается второй точки зрения, считают творческую способность (креативность) самостоятельным, независящим от интеллекта фактором. То есть, между уровнем развития интеллекта и уровнем креативности если и существует взаимосвязь, то незначительная. Данное мнение разделяют Дж. Гилфорд, Г. Грубер.
И, наконец, Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк и др. полагают, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. В этой связи интересна концепция Р. Стернберга, в рамках которой интеллектуальная деятельность рассматривается в трех аспектах: механизмы функционирования интеллекта (отражение решения, когнитивные стили, знания); связи интеллекта с типами задач (интеллект участвует и при решении новых задач, и при автоматизации действий) и отношения интеллекта с внешним миром. Когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен и независим.
Обобщая имеющиеся точки зрения, можно выделить следующие качественные характеристики творческого мышления:
* дивергентность - способность выйти за пределы привычных представлений, увидеть объект с разных сторон и обнаружить новые способы его применения на практике;
* гибкость - способность находить и принимать множество решений, продуцировать множество идей в неожиданных ситуациях; без труда переходить от одной проблемы к другой, не ограничиваться одной точкой зрения;
* оригинальность - необычность, самобытность высказываемых идей и принимаемых решений, их интеллектуальная новизна и, при этом, научность, отсутствие девиантности;
* самостоятельность - способность принимать решения без помощи извне, не ориентируясь на авторитеты; неконформность оценок и суждений;
* новизна - отсутствие аналогов процессу (результату) в объективной действительности и/или в индивидуальном опыте субъекта.
2. Условия, стимулирующие развития творческого мышления студента.
Творческий процесс представляет собой особую форму качественного перехода от известного к неизвестному, что осуществляется через различные формы поисковой деятельности.
В качестве условий, способствующих развитию творческого мышления и креативности личности, Е.П. Торренсом было выделено следующее: наличие творческих способностей, творческих умений и творческой мотивации. При этом высокий уровень проявления творческих способностей может наблюдаться только при совпадении всех трех факторов.
Так, например, при отсутствии творческой мотивации высокий уровень творческих способностей не может гарантировать творческих достижений ни в науке, ни в искусстве, ни в других видах деятельности даже при полном овладении новейшими технологиями. И наоборот, наличие соответствующей мотивации необходимыми знаниями и умениями при отсутствии творческих возможностей не может привести к творческому результату, обеспечивая лишь исполнительское мастерство.
Существует распространенное мнение о том, что творческий потенциал человека не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует существенный рост показателей креативного мышления, а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:
? ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
? создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
? стимулирование ответственности и независимости;
? акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб., 1999..
В процессе обучения в вузе практически отсутствуют задачи, которые способствовали бы развитию всех мыслительных операций и характеристик мышления. В основном преобладают задания, имеющие решение алгоритмического типа и однозначный ответ. И студент, даже имея необходимые знания, критичность, гибкость и глубину мышления, не всегда способен решать задачи, поскольку присутствует определенного рода стереотип - все задачи решаются с помощью определенно заданных схем и любое решение, выходящее за рамки данной схемы, считается неверным.
Развивать творческое мышление - значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Для студентов технических специальностей, будущих инженеров, наибольшую актуальность приобретает развитие таких качеств, как гибкость и быстрота. Именно наличие данных качеств позволяет студентам более легко осваивать основы дисциплин, а также является необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Развитие творческого мышления дает возможность вырабатывать у студентов такие качества, как компетентность, эмпатию, умение устанавливать контакты и без потерь разрешать возможные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные пути выхода из тех или иных профессиональных или жизненных ситуаций.
Развивать творческое мышление и нацеливать на творчество необходимо также студентов, обучающихся на экономических или гуманитарных специальностях. Перед специалистами таких профилей профессиональной деятельности ставятся задачи, которые не всегда можно решить традиционными путями, а требуется креативный подход.
В этом случае раскрытию творческого потенциала способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения студентов к участию в спортивных соревнованиях, фестивалях, концертах, в выставках, различного рода кружках и помогает студенту адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы. По результатам проведенного исследования было выяснено, что внеучебная деятельность помогает студентам бороться со своим комплексами, недостатками. Также было определено, что именно такой вид деятельности позволяет студенту заниматься и получать знания именно в той области, которая, по его мнению, кажется наиболее интересной, а, следовательно, совершенствовать свои знания умения и навыки, совершенствовать свои способности и стремиться к первенству.
Развитие творческого мышления студентов часто сдерживается тем, что их память не в состоянии усвоить огромного количества фактов, которые нужны сегодня, но окажутся бесполезными завтра. Необходимо преодолевать взгляд на обучение как на процесс, в основе которого лежит запоминание и воспроизведение, пересмотреть содержание учебных занятий, выделить в учебных программах опорные пункты, в которых указать, что подано в ознакомительном, информационном плане и что подлежит заучиванию.
Одним из механизмов, стимулирующих творческое мышление студентов, являются интеллектуальные задачи. Они вскрывают и приводят в движение познавательные ресурсы, формируют исследовательский стиль умственной деятельности. Возникая на базе затруднительных ситуаций, при решении значимых для человека проблем, интеллектуальная задача своеобразно моделирует процесс творческого мышления, служит действенным средством его формирования и развития у студентов. Особенно перспективными в этом отношении являются задания, при выполнении которых происходит глубокое преобразование исходного состава их требований, а также задачи со скрытым составом исходных данных, т.к. они не имеют определенного законченного ответа, поскольку студент может по мере своих склонностей и способностей неограниченно углубляться в изучение поставленного вопроса. К сожалению, студенты часто оказываются не в состоянии не только «неограниченно углубляться в изучение поставленного вопроса, но даже мысленно отступить от предъявленной им первоначальной формулировки, тогда как именно в этом умении и таится наиболее правильное решение проблемы. Творческая реконструкция основных структурных компонентов задания, включение их в новые системы связей активно содействуют формированию самостоятельности мышления, развивают оригинальность и находчивость ума.
Интеллектуальные задачи характеризуются большим разнообразием и различаются по условиям возникновения проблемы и характеру самостоятельно работы студентов:
1) оценочный выбор способа действия;
2) наличие фактов, содержащих действительные или кажущиеся противоречия;
3) различные оценки одного и того же явления;
4) обоснование или опровержение какой-то оценки явления;
5) возможность сделать противоположные оценочные выводы о явлении;
6) проблема, возникающая на «межпредметном уровне»
Одной из решающих предпосылок к развитию творческого мышления является максимальная ориентация учебного задания на личность студента, что возможно лишь при учете индивидуально-типологических различий.
В опыте вузов наибольшее распространение получили следующие формы индивидуализации обучения:
- использование разных вариантов однотипных заданий;
- применение заданий разной степени трудности;
- дифференцированное инструктирование студентов при выполнении самостоятельной работы;
- разное количество заданий по одной теме для студентов различного уровня обучаемости.
Огромными возможностями для формирования творческо-поисковой позиции личности располагает научно-исследовательская работа студентов, организуемая в рамках учебного процесса. При ее выполнении студент может проявить инициативу, наблюдательность, интерес к близкой ему проблеме, способность и умение поставить научный и практический эксперимент. Научно-исследовательская работа студентов становится оптимальной, если удается придать ей коллективный, групповой характер. В одиночку становится все труднее решать быстро усложняющиеся задачи, резко снижается результативность поиска. Индивидуальная научная работа приобретает новую направленность, вовлекает студентов в систему взаимной зависимости и обоюдной ответственности. В условиях групповой работы преподаватель имеет наибольшую возможность выявлять творческие дарования студентов, формировать научные коллективы.
Раскрытие творческой индивидуальности студента должно привести к формированию у него потребности в самообразовании как свойства личности. Закономерный результат педагогического процесса - готовность к самообразованию - включает в себя не только устойчивый интерес к научному знанию, но и надежные способы его приобретения.
Психолого-педагогические условия, влияющие на формирование опыта творческого мышления, можно разделить на две группы: объективные (ситуативные) и субъективные (личностные) Иванова, И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И.П. Иванова. - Ставрополь, 2002.. Субъективные условия - это устойчивые черты характера человека, способные влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. К объективным относятся такие условия среды, такая организация образовательного процесса, когда не подавляется инициатива учащихся, формируется в них уверенность в своих силах и возможностях, стимулируется самостоятельность, развивается воображение.
I. Субъективные (личностные) условия - совокупность характеристик личности, воздействуя на которые (посредством педагогических приемов, методов, средств) формируется опыт творческого мышления будущих специалистов. Данная совокупность включает в себя:
1) Личностные качества обучающихся (черты творческой личности): неконформность, самостоятельность мышления; склонность к риску; развитое воображение, фантазирование; уверенность в себе; личностная активность; богатое подсознание; стремление к самосовершенствованию; профессиональное честолюбие, адекватная самооценка; задатки и способности т.д.
2) Устойчивая положительная мотивация творческой деятельности, мотивация достижения успеха, уровень притязаний личности, потребность в познавательной деятельности, в самореализации.
3) Установка на творчество, включающая систему эмоциональных состояний: настроение (расположенность к предстоящей деятельности); предвосхищение удовлетворенности от предстоящей деятельности и общения с аудиторией; эмоциональное «видение» предстоящей деятельности, ее основных контуров; вдохновение, возникающее из эмоционального увлечения материалом и предстоящей деятельностью.
4) Необходимый и достаточный уровень общей и специальной теоретической подготовки - как содержательная база для успешного решения профессиональных задач.
5) Профессиональная направленность личности - основа формирования мотивов, установок на профессионально-творческий подход к решению задач.
6) Целеполагание, сформированная «Я-концепция». Данный комплекс качеств личности не является статичным образованием, на него может и должно быть направлено формирующее воздействие на этапе профессионального образования, а далее доминирующая роль принадлежит процессам самовоспитания и саморазвития. Чтобы данные процессы могли успешно осуществляться, необходимо подготовить сознание личности. Личность профессионала - это не только результат, но и процесс; все профессионально значимые качества необходимо целенаправленно развивать и совершенствовать, обеспечив будущему специалисту соответствующие объективные (ситуативные) условия.
II. Объективные (ситуативные) условия - обеспечивают возможность целенаправленного педагогического (формирующего) воздействия, а также ориентируют его в соответствии с поставленными целями:
1) Личность и поведение педагога. Педагог выступает основным действующим лицом технологического процесса, организует его, обеспечивает конкретные практические взаимодействия с учащимися, включает их в подлинную систему ценностей, усиливает мотивационную поддержку студентам, активизирует их творческий потенциал (А.К.Маркова, Г.Е. Муравьева и др.). Творческая активность учащихся повышается, когда преподаватель проявляет собственную креативность. Кроме того, в процессе обучения педагог должен создавать такой психологический микроклимат в коллективе, в котором учащиеся чувствовали бы себя свободно, не боялись проявлять инициативу, чувствовали справедливое и доброжелательное отношение к себе.
Педагог должен быть способен создавать условия и осуществлять воздействия с тем, чтобы вызвать у учащихся нужные, запланированные изменения в сознании, мышлении, поведении и отношениях; в его функции входит осуществление подкрепления деятельности учащихся, поскольку поощрения и наказания формируют и закрепляют привычку; он должен быть тем образцом, примером творчески мыслящей личности, на который могут и желают ориентироваться учащиеся в своей деятельности.
2) Морально-психологический климат в коллективе, направленный на создание творческой атмосферы, устранение творческоподавляющих факторов и поддержку инициативы обучающихся. Подобная психологическая атмосфера характеризуется вовлеченностью всех учащихся в творческий процесс, свободой от стереотипов, неконформностью суждений, инициативностью и самостоятельностью студентов, их интересом и готовностью к творческой профессиональной деятельности Для этого педагог должен обеспечить взаимоуважение, опору на сильные стороны учащихся, учитывать их индивидуальные особенности, организовать учебный процесс в духе сотворчества и неравнодушного отношения к успеху всех и каждого. Для создания творческой атмосферы необходимо обеспечивать дух соревнования, подчеркивать безусловную ценность каждого студента, а также ценность их творческих идей.
3) Материально-техническая база. В основе любых профессионально значимых качеств, любых умений и навыков лежат знания. Усвоение необходимых знаний студентами - важнейшая задача образовательного процесса. Для приобретения достаточного объема знаний, студенты должны не только иметь интерес к учебному труду и навыки самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, но и иметь соответствующие возможности. Это и литературный фонд, и компьютерное обеспечение, возможность пользоваться информационными базами данных сети Интернет, и доступ к культурным ценностям общества.
4) Организация учебного процесса. Организация образовательного процесса, направленного на формирование опыта профессионально-творческого мышления, должна характеризоваться проблемностью и, в целом, отвечать андрагогическим принципам (С.И. Змеев):
1.Приоритет самостоятельного обучения. Поскольку становление опыта профессионально-творческого мышления как глубинного личностного качества возможно только в процессе самостоятельной творческой деятельности, то при организации образовательного процесса основной упор должен делаться на самостоятельную работу учащихся (как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время), направленную на выполнение заданий, адекватных целям и задачам конкретного этапа.
2.Принцип совместной деятельности педагога и учащихся. Для эффективного развития креативности и реализации творческого потенциала учащихся необходима соответствующая психологическая атмосфера в коллективе, созданию которой способствует сотворчество педагога и обучающихся.
3.Принцип опоры на опыт обучающихся, согласно которому жизненный опыт учащихся должен использоваться окружающими в качестве источника обучения и самообучения. Студент приходит в вуз с определенным социальным и бытовым опытом, опытом обучения (учения) и, отчасти, профессиональным опытом, который может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, с одной стороны, следует учитывать все позитивные его моменты, а с другой, нейтрализовать негативные проявления. Отсюда вытекает следующий принцип:
4.Индивидуализация обучения предполагает разработку образовательных программ в соответствии с конкретными профессиональными требованиями при учете личностных особенностей, опыта и уровня подготовленности учащегося. Данный принцип нашел свое отражение, в частности, при определении уровня сформированности опыта профессионально-творческого мышления каждого обучающегося и дифференцированном построении дальнейшего процесса (в виде выбора методов, форм, механизмов педагогического воздействия и содержания заданий).
5.Принцип контекстности обучения (по А.А. Вербицкому), в соответствии с которым должно осуществляться профессиональная направленность образовательного процесса, отраженная, прежде всего, в его содержании.
6.Принцип элективности обучения предполагает реализацию студентами предусмотренных академических свобод. Он, в частности, может быть реализован как предоставление студентам определенной свободы в выборе направления учебно-познавательной и научно-практической деятельности (задания для самостоятельной работы на выбор); средств и методов выполнения заданий; источников необходимой дополнительной информации и т.п.
7.Принцип развития познавательных потребностей, согласно которому а) результаты обучения оцениваются по реальному уровню сформированности тех или иных качеств личности, ее знаний, умений и навыков; б) образовательный процесс направлен на формирование у учащихся адекватной познавательной мотивации учебной деятельности. Процесс формирования творческого мышления должен строиться в форме проблемного обучения, предусматривающего постоянную постановку и разрешение учебных, научных и профессиональных проблем, что обусловливает включение таких механизмов, как: вопрос и самовопрос, обеспечивающие критическую оценку собственных знаний, умений, навыков; рефлексию как результат анализа собственных знаний, умений и возможностей.
Необходимость разрешения противоречия между наличием проблемы и невозможностью ее разрешения при данных конкретных условиях рождает потребность в дополнительной информации и, следовательно, воздействует на мотивационную сферу личности учащихся, формируя познавательные потребности.
Задаче формирования опыта творческого мышления студентов возможно подчинить все организационные формы обучения. Лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся во внеаудиторное время должны строиться по принципу проблемности.
Проблемная лекция пробуждает у студентов интерес к изучаемым вопросам, стимулирует и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.