На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Актуальные проблемы развития человечества. Концепции онтогенеза науки о развитие отдельного человека. Историко-эволюционная концепция индивида и личности. Пространство и время развития человеческого бытия. Факторы социализации человека как личности.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 24.01.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


21
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Колледж педагогического образования, информатики и права
Контрольная работа
по дисциплине: «Педагогическая антропология»
на тему: «Развитие человека как научная проблема»
студентки заочного отделения
специальности Социально-педагогическое обеспечение младших школьников
Исаевой Татьяны Валериевны
Преподаватель: Трегубенко Н.А.
Абакан 2009
Содержание:

Введение
1. Актуальные проблемы развития человечества
2. Концепции онтогенеза
3. Историко-эволюционная концепция развития человека
4. Пространство и время развития человеческого бытия
5. Факторы развития человека
Заключение
Список литературы
Введение

Неотъемлемыми свойствами человека, как известно, являются динамичность и незавершенность. Эти характеристики его природы представляют интерес для различных наук, которые исследуют и закономерности процесса изменения вида Homo sapiens в целом, и особенности развития отдельного человека. В первом случае пользуются не только термином «развитие», сколько терминами «эволюция» и «филогенез». Во втором - синонимами «развития» являются термины «онтогенез», «становление» и др. Для педагогической антропологии представляют интерес и филогенез и онтогенез.
Филогенез человека, т. е. развитие его как вида, как разновид-ности живого вещества, имеет чрезвычайно долгую историю. Он осуществляется как целостный эволюционный процесс, в результа-те которого произошло превращение антропоида в человека ра-зумного. Существуют различные теории о первопричине этого про-цесса. Глобальным его источником признается Солнце, влияющее на ритмы изменений природы, внутренний ритм жизни любого живого существа, на ритм социальных процессов и пр. (Л. Н. Гумилев, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). При этом в ка-честве эволюционных механизмов рассматриваются биологическое наследование, социальное наследование, сознательная активность человека во взаимодействии с природой и обществом.
До последнего времени считалось, что эволюция человека за-вершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: организм современного человека в основ-ном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т. е. филогенез -- процесс продолжающийся.
Современная наука утверждает, что филогенез подчинен зако-нам конвергенции: взаимодействия, взаимопроникновения при-родных и социокультурных процессов -- и возможен, только если человек совершает сознательную перестройку своего эволюцион-ного процесса.
По мнению Н. Н. Моисеева, человечество уже успешно совер-шило две такие перестройки.
Первая произошла в эпоху палеолита -- древнейшего периода каменного века. Вторая -- в неолите (VI--II тысячелетие до н. э.). Обе они были связаны с кризисом внешних условий бытия, с экологическими катастрофами, грозившими полным уничтоже-нием предков современного человека. Обе они вызвали их созна-тельные целенаправленные действия, результатом которых вся-. кий раз оказывалось не только предотвращение истощения природных ресурсов, не просто сохранение вида, но принципи-альное изменение эволюционного процесса. В первом случае антропоиды сумели сформулировать опреде-ленные правила совместной жизни, и это привело к некоторым изменениям внешнего облика антропоидов, к прекращению ес-тественного отбора на уровне организмов -- он действовал теперь на уровне племен, народов, цивилизаций. Во втором -- человек перешел к оседлому образу жизни. Вторая перестройка не только вновь повлияла на антропологический облик человека. Она вызва-ла к жизни новые способности, реализовала скрытые до той поры созидательные возможности людей, изменила пространство их бытия, усилила влияние культурной среды на человека.
И та и другая перестройка оказались возможны лишь потому, что люди действовали совместно, сознательно изменяли свой образ жизни и самих себя на основе общепризнанных ценностей и табу, т. е. они развивались как существа нравственные, духов-ные.
Онтогенез -- развитие отдельного человека -- во многом повто-ряет историю вида. В пренатальном периоде своей жизни человек повторяет биологический, а в детстве -- социокультурный путь человечества. Не являясь совершенно независимым от филогене-за, онтогенез в то же время -- несколько другой процесс (нефилогенез в свернутом виде). Характеристикой его особенностей мы сейчас и займемся.
Разные науки используют разные понятия для описания про-цесса онтогенеза: созревание, рост, социализация, самоосуще-ствление, индивидуализация, развертывание, становление и пр. Многочисленные термины, характеризующие онтогенез челове-ка, являются частными по отношению к наиболее общему -- «ин-дивидуальное развитие». В процессе индивидуального развития со-зревание, социализация, самоосуществление и пр. тесно связаны между собой. Более того, многочисленные составляющие онтоге-неза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга. Социализация начинается уже в пренатальном периоде, рост стимулирует определенные формы самоосуществления, индиви-дуализация в определенной мере зависит от созревания и т. д.
Поскольку человек -- существо целостное и противоречивое, то и онтогенез его -- процесс целостный и противоречивый, диа-лектический. В процессе индивидуального развития человек все время меняется и одновременно остается тождественным самому себе. Не только количественные изменения, происходящие в его организме, вызывают определенные качественные изменения его в целом, но и качественный скачок в развитии (бифуркация) про-воцирует количественный рост организма. Динамика одной со-ставляющей человека (организма, например) отражается на ходе развития практически всех остальных. Темпы изменения разных структур человека не одинаковы: достижение человеком организ-менной зрелости не всегда совпадает с сформированностью эмо-циональной, волевой, интеллектуальной сфер, с социальной зре-лостью. (То, что онтогенез происходит не фронтально, особенно наглядно демонстрируют подростки.) Но эта не фронтальность процесса онтогенеза не разрушает его целостности, традиционно признаваемой всеми науками. Сегодняшнее состояние антропологического знания, интегра-ции им негуманитарной информации усиливает нетрадиционные подходы к проблеме онтогенеза. Например, меняются представления о результате развития ре-бенка и человека. Одно из таких представлений связывает развитие с разрушением организма, потерей различных способностей и возможностей, возвращением к беспомощности и т.д. Результат так понимаемого онтогенеза -- регресс, начинающийся чуть ли не с момента рождения и продолжающийся в течение всей жизни. Противоположная позиция более распространена и состоит в том, что развитие ребенка -- накопление прогрессивных изменений, совершенствование, расцвет всех сторон человека. Он происходит главным образом в детстве и юности и приводит к тому, что ребе-нок начинает все больше походить на взрослого и анатомически, и физиологически, и психологически, и по уровню знаний, и по социальному положению.
Современная же наука все больше склоняется к тому, что, во-первых, развитие -- это диалектическое единство регрессив-ных и прогрессивных преобразований. Во-вторых, человек в процессе своего индивидуального развития (впрочем, как и в про-цессе филогенеза) не становится ни хуже, слабее и пр., ни луч-ше, совершеннее и пр., -- он делается принципиально другим. В-третьих, результатом онтогенеза является все возрастаю-щая индивидуализация каждого человека. И наконец, разви-тие происходит в течение всей жизни человека, с пренатального периода и до последнего дня. Закономерен и интерес современной науки к такой особенно-сти онтогенеза, как неравномерность, неравновесность. Действитель-но, период новорожденного равен всего десяти дням, грудного детства -- почти году (от десяти дней до года), раннего детства -- двум годам (от года до трех лет), первого детства -- четырем (от трех до семи лет) и т. д. (А. Г. Асмолов). В онтогенезе наблюдаются и зоны бифуркации, и спокойные периоды. И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его ре-зультаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит прежде всего от случайностей и оказывается не-предсказуемым. Существенной особенностью онтогенеза являет-ся, таким образом, «рядоположенность», «равнозначность» зако-номерностей и случайностей в индивидуальной истории каждого человека.
Сегодня становится все более признаваемой и следующая не-традиционная точка зрения: онтогенез человека не линейный и не спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цик-личности. Он скорее -- волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солн-ца, определяющего развитие всего живого. Вот почему обменные процессы, происходящие в мозгу и организме человека, как и другие явления, сопровождающие его индивидуальное развитие, характеризуются противоречивыми тенденциями: трата--восстанов-ление, дифференциация--интеграция, хаос--гармония, потери-приобретения. Действительно, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение ан-тропометрических показателей, упорядочение органических про-цессов, т. е. любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными. Известен целый ряд наглядных примеров этого. В связи с созреванием мозга ребенок научается читать, его связи с информацией, культурой переходят на более высокий уровень -- и у него угасают потрясающие лингвистические способности, воз-никает проблемы с памятью. Расширяется жизненный опыт ре-бенка, возрастает его «умудренность» -- и снижается способность удивляться, восхищаться, гаснет любопытство. По мере развития произвольности психических процессов на смену детской непо-средственности приходит тактичность; яркое, но легковесное дет-ское воображение превращается в целенаправленную творческую деятельность и т. д.
И хотя продуктивность, осмысленность, целенаправленность деятельности взрослого, как правило, гораздо выше, чем у ребенка, очевидно: то, что теряется по мере развития, не было беспо-лезным, недостойным человека. Ведь не зря же художники и поэ-ты ищут способы развития у себя непосредственности восприя-тия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого (как в детстве) овладения информацией. Биз-несмены учатся играть и т. д. В этом же убеждает анализ особенно-стей выдающихся личностей, талантливых людей, вундеркиндов. В том случае, когда свертывания особенностей прошлых возраст-ных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, обычно и наблюдается феномен «одаренности» (Н. С. Лей-тес и др.).
Но сохранившиеся «детские» возможности могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требова-ниям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Можно, видимо, говорить о том, что и приобретения, и потери в процессе онтоге-неза не только естественны, но и необходимы.
Традиционно онтогенез рассматривается как процесс непре-рывный и последовательно детерминированный. Современная же наука утверждает: развитие человека -- процесс дискретный, пре-рывистый и в определенной мере обратимый. Каждый период жизни человека -- ценность, каждый этап жизни важен. В то же время, как писал С. Л. Рубинштейн, он не предопределяет фатально ни судьбу этапа, следующего за ним, ни результатов развития в це-лом. Более того, известно: переосмысляя свое прошлое, меняя свои представления о смысле и цели своей жизни, человек может изменить результаты и ход собственного развития.
В настоящее время подчеркивается и то, что онтогенез -- про-цесс, не только детерминированный внешними обстоятельства-ми и условиями жизни, но и самодетерминирующийся, самоорга-низующийся по мере взросления человека. Это обусловлено спецификой человеческой активности. Человеческая активность имеет содержательную и энергетическую стороны. Первая: идеа-лы, цели, ценности, мотивы, вера -- чаще всего относится к бу-дущему времени. Вторая: действия, поступки, общение, отноше-ния, чувства, воля -- к настоящему. Они неразрывны. «Человек в процессе своей жизни занимает определенную жизненную пози-цию, осознает ее, несет за нее ответственность, утверждает ее своими поступками, своей жизнью», -- писала Б. В. Зейгарник.
Устремленность человека в будущее, сопровождающаяся реаль-ной активностью его в настоящем, -- движущая сила онтогенеза. Она позволяет ему овладевать физическими и социальными усло-виями своей жизни, психически перерабатывать события, проис-ходящие вокруг него, реализовывать собственные цели, утверж-дать собственные ценности -- и изменяться.
Активность человека (и содержательно, и энергетически) рас-пространяется им не только на себя -- на свое самосовершенствование, но и на изменение, совершенствование окружающего мира. Человек всегда (осознанно или бессознательно) стремится пе-ределывать все вокруг себя «по себе», стремится ассимилировать среду -- и это в свою очередь способствует его собственному из-менению, индивидуальному развитию.
1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В настоящее время, как считает Н. Н. Моисеев, человечество стоит на пороге третьей перестройки своего эволюционного про-цесса. Действительно, проблема вымирания человечества вновь стала актуальной. Катастрофическое состояние экологии плане-ты, истощение возможностей биосферы по удовлетворению все возрастающих потребностей человека всерьез ставят вопрос о выживании не только человека, но и всего живого на Земле.
Люди давно осознали необходимость создания экологических ниш, затем новых, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий. Но сегодня этого недостаточно. Человек должен со-знательно изменить самого себя. Ему необходимо научиться со-гласовывать свои потребности с убывающими ресурсами плане-ты, подчинить свою жизнь новым и жестким ограничениям. Он должен осознать всесвязанность населения земного шара. Ему пред-стоит превратить свой духовный мир из «надстройки» в определя-ющий фактор развития человека как вида, вновь усилить ориен-тацию на нравственный аспект своего бытия.
Нельзя не признать, что этот процесс уже начался, хотя тен-денции его осуществления носят не столько поступательный, сколько колебательный, непоследовательный характер. Зарожда-ется «коллективный общепланетарный мозг», проявляется кол-лективная воля, создается общепланетарная социальная память, формируется общечеловеческая шкала ценностей и вырабатыва-ются правила ее защиты и сохранения.
Сложность осуществления третьей перестройки эволюционно-го процесса человека состоит в том, что на нее не отпущены мил-лионы лет, как в первом и втором случаях. Она должна осуще-ствиться в очень короткие сроки, что повышает значимость осо-знания человеком своей природы и сущности своего развития.
2. АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОНТОГЕНЕЗА
Современное научное и даже обыденное сознание признает, что развитие человека и в филогенезе, и в онтогенезе -- процесс многофакторный. Наиболее значимыми, постоянно действующи-ми факторами развития человека признаются:
1. состояние Космоса, активность Солнца, природные факторы, явления, циклы;
2. генетические программы, врожденные каждому человеку;
3. социокультурные условия жизни поколений людей и конкрет-ного человека;
4. специфическая человеческая активность, принципиально от-личающаяся от активности всего живого.
Общепризнано: названные факторы даны ребенку (и человече-ству) при рождении и поначалу находятся вне его осознанного влияния. Взрослея (эволюционируя), человек получает все боль-шие возможности изменять их, увеличивать или уменьшать сте-пень их значимости для своего развития.
В научной литературе можно обнаружить различные ориентации при объяснении сущности, причин и механизмов онтогенеза.
Согласно биогенетической ориентации, индивидуальное разви-тие -- это реализация конкретной генетически заданной програм-мы, определяющей особенности проявления и программу изме-нений внешнего вида, нервной системы, поведения отдельных людей, а также определенных этносов. Поскольку генетически за-данная программа (генотип) включает в себя и общую для всех людей, и индивидуальную компоненту, стадии, закономерности онтогенеза разных представителей человечества примерно одина-ковы и в то же время всегда имеют индивидуальные отличия. Об-щая компонента создалась в процессе эволюции и обусловлена тем; что все люди принадлежат к одному виду. Индивидуальная обусловлена генами, полученными от конкретных родителей. От этих генов зависят врожденные особенности и телесной органи-зации, и морфофункциональных (хромосомных, биохимических, физиологических) характеристик организма, и нейрофизиологи-ческих свойств нервной системы, и программ поведения (являю-щихся континуумом разных поведенческих форм).
В. М. Русалов обнаружил целый ряд врожденных про-грамм поведения, отличающихся у разных людей в соответствии с морфологическими особенностями их организма. Есть програм-мы, которые определяют продолжительность сохранения детских форм поведения; программы мужского поведения (их В. М. Русалов выявил двенадцать); программы, определяющие поведение через тип обмена веществ -- жировой или углеводный (при пер-вом энергия накапливается быстро, а тратится медленно, при вто-ром все происходит наоборот). Есть и другие врожденные про-граммы поведения человека.
Сторонники биогенетической объяснительной ориентации не отрицают значимости социокультурной ситуации для развития конкретного человека. Они признают, что способы выражения общих закономерностей развития, врожденных видовых свойств и потребностей, формы проживания одинаковых для всех людей стадий онтогенеза в значительной мере зависят от социальных и культурных условий жизни индивида. Но с их точки зрения имен-но генотип детерминирует чувствительность конкретного челове-ка к тем или иным воздействиям среды и культуры. Именно он обусловливает способность человека так или иначе реагировать на социокультурные факторы, определяет структуру и способ про-явления его потребностей. Именно он выделяет те условия, объек-ты, с которыми человек взаимодействует наиболее активно.
Для сторонников социогенетической объяснительной ориента-ции онтогенез -- это процесс адаптации ребенка к культуре, в ходе которого происходит научение в самом широком смысле слова. Ребенок получает и усваивает информацию о социальных ценностях, о технологии ролевого поведения, о сущности соци-альных позиций и т. д. Движущей силой развития человека при-знаются противоречия, присущие культуре любого сообщества и существующие между культурой социума и культурой ее конк-ретного носителя. Не отрицая наличия и различия врожденных свойств людей, сторонники социокультурной объяснительной ориентации считают: именно культура делает реальным фактом потенциальные, генетически заданные особенности индивида. Именно состояние культуры вызывает к жизни, актуализирует то, что заложено в генотипе. Именно особенности культуры оп-ределяют, что и как будет реализовано из генетически заданного человеку.
Нельзя не заметить, что в представленных концепциях чело-век рассматривается как относительно пассивное существо: ведь не в его силах выбрать свой генотип или культуру, в которой он рождается.
Иная позиция у сторонников персоналистской объяснительной ориент и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.