На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе. Система педагогической работы, диагностики, экспериментального исследования динамики развития у детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.11.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


38
Содержание

    Введение
    Глава 1. Теоретические основы развития у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе

1.1 Понятие "чувство времени" в психолого-педагогической литературе

1.2. Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста

1.3.Значение игры в развитии детей дошкольного возраста

1.4. Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальное исследование процесса развития у детей старшего дошкольного возраста физического, психического и художественного чувства времени

    2.1. Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
    2.2. Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста2.3. Система педагогической работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
    2.4. Динамика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
    Заключение
    Список литературы
    Приложение
    Введение

    Актуальность проблемы и темы исследования.
    Современная цивилизация характеризуется невиданными скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Сегодня человеку любого возраста, профессии, специальности требуется умение анализировать время, тонко его чувствовать, рациональнее использовать и гораздо больше ценить. Современные производственные технологии рассчитаны на высокую культуру временных восприятий человека, поэтому людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивая свое поведение и деятельность с учетом крайней нестабильности жизни, протекающей в постоянно меняющихся условиях.
    Ребенку жизненно необходима ориентировка во времени, оно служит базисом его личностной культуры. Дети, еще не имеют жизненного опыта, которым обладают взрослые, но они имеют преимущество в том, что у них еще со-хранились колоссальные природные возможности, к которым, в частности, относится развитие природосообразного эстетического чувства времени. Обладая развитым чувством времени, дети способны управлять собой и любой ситуацией, в которой они оказываются. Их адекватность и активность значительно повышаются, пред-принимаемые действия отличаются последовательностью и об-думанностью.
В современной методике проблема развития чувства времени трактуется неоднородно, она исследуется учеными практически во всех науках.
Например, проблему биологического времени впервые обо-значил в середине прошлого столетия Карл Эрнест фон Бэр. В дальней-шем проблему биологического времени, а также механизм чувст-ва времени разрабатывали И.И. Шмальгаузен, Т.А. Детлаф и др. В географии время исследовали А.Д. Ар-манд, В.А. Канке. Проблема объективного и субъективного времени была пред-метом обсуждения в исследованиях П.Жане (он попытался рассмотреть психологическую эволюцию личности в реальном временном протекании, соотнести возрастные фазы и биографические ступени жизненного пути, связать биологическое, психологическое и историческое время в единой системе координат эволюции личности), Ш. Бюлер (она установила закономерности в смене фаз жизни, в смене доминирующих тенденций, в изменении жизненной активности в зависимости от возраста, предприняла попытку интегрировать биологическое и психологическое времена жизни в единой биографической системе координат), Ж. Пиаже,
К. Левина, М.М. Бахтина и др.[8]
Проблемой развития представлений о времени у детей дошкольного возраста занимались Т.Д. Рихтерман, Т.И. Тарабарина, Е. И. Соколова, Л.М. Маневцова, Р. Л. Непомнящая, О.Е. Дрень, А.Ф. Яфальян и другие.
Анализ научной, психолого-педагогической и методической литературы, а также практика организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении позволили выделить ведущие противоречия между:
· современными потребностями общества в активной, мобильной и легко адаптирующейся к различным условиям личности, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий, обеспечивающих гармоническое ее развитие;
· потребностью в гармоничной личности и отсутствием теоретического обоснования методического обеспечения по развитию чувства времени как свойства и качества личности детей.
Данные противоречия обусловили проблему исследования: может ли игровая деятельность стать естественным, социально значимым средством развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста как качества личности? Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Развитие чувства времени у старших дошкольников в процессе игровой деятельности».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанную систему работы, направленную на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: система работы, направленная на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
· рассматривать чувство времени как эстетический феномен, включающий физическое, психическое и художественное время;
· соблюдать принципы систематизации и интеграции в организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
· система работы должна обеспечить включение детей в различные виды игровой деятельности;
· проводить целенаправленное развитие чувства времени не только на специально организованных занятиях, но и в свободной деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Выявить эстетическое содержание, особенности проявления чувства времени как свойства и качества личности в психолого-педагогической и методической литературе;
2. Разработать систему игр по развитию чувства времени для детей 5-7 лет.
3. Экспериментально проверить влияние разработанной системы игр на развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические: целенаправленное наблюдение за процессом развития детей, анализ образовательных программ, диагностические срезы развития детей, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2008) заключался в поиске литературы по теме исследования, в подборе средств, методов и приемов работы по развитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста, в определении предмета, цели, гипотезы, задач исследования.
На втором этапе (2009) были определены критерии, показатели и уровни проявления чувства времени как качества личности, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.
На третьем этапе (2009) завершен формирующий и проведен контрольный эксперименты, сформулированы выводы и оформлена курсовая работа.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в теоретическом обновлении подходов к развитию чувства времени у дошкольников, суть которого состоит в обозначении ценностного смысла времени в жизнедеятельности человека, в обосновании содержания понятия «чувство времени» как природосообразного свойства и эстетического качества личности, характеризующегося способностью личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации системы игр по развитию у детей старшего дошкольного возраста чувства времени.
Структура исследования. Курсовая работа изложена на 36 стр., содержит введение, две главы, заключение, список литературы и приложение. Библиография включает 25 источников.
Глава 1. Теоретические основы развития у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе

1.1 Понятие «чувство времени» в психолого-педагогический литературе

Чувство времени - природосообразная эстетическая способность личности чувствовать, гармонизировать, синхронизировать виртуальный и реальный мир.

Чувство времени как эстетическое качество личности развивается на протяжении всей жизни. Однако основы эстетических чувств закладываются в период дошкольного возраста, когда у ребенка ведущей сферой является игровая деятельность. Именно в этот период формируются основы эмоциональной культуры.

Поэтому, прежде чем определить теоретические основы чувства времени, остановимся на основных подходах к пониманию эмоций и чувств.

«Эмоции (потрясаю, волную) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, по-требностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования ак-тивности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности»[3].

Значительный вклад в понимание эмоциональной сферы человека внесла информационная концепция эмоций П. В. Симонова. Согласно этой теории эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности личности и оценкой, которая дает возможность ее удовлетворения. Информационная концепция эмоций П. В. Симонова названа общим законом человеческих эмоций.

Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмо-циональные отношения (чувства).

В житейском понимании часто эмоции называют чувствами. В действительности научное использование этого термина ограничивается лишь случаями выражения человеком своего положительного или отрицательного, т.е. оценочного отношения к каким либо объектам.

Что касается чувств, то они соответствуют скорее условиям деятельности и возникают в зависимости от успешности (неуспешности) реализа-ции побуждений. Чувства не смешиваются, а сменяют друг друга. Чувства возникают на более поздних этапах эволюции и присущи в основном человеку.

Согласно традициям отечественной психологии, принято выделять чувства как особый подкласс эмоциональных процессов. Основанием для выделения служит их предметный характер, который возникает в результате специфического обобщения эмоций, связывающегося с представлением о некотором объекте. А.Н. Леонтьев также указывает, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям.

Чувства - это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль, ведущих эмоционально-смысловых образований личности.

Таким образом, прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет: одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях.

«Эстетические чувства - это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. Эти чувства реализуются через эмоции, которые по своей интенсивности простираются от легкого волнения до глубокой взволнованности, от простой эмоции удовольствия до чувства настоящего эстетического восторга»[22]

Процессуальную характеристику эстетических чувств дает А.Ф. Лобова. Существенными для данного исследования является следующие характеристики эстетических чувств: изменчивость, «текучесть», возвратность, натренированность, переключаемость, взаимозависимость,

синхронность, «засоряемость».

Автор выделяет группы эстетических чувств в зависимости от источника и происхождения явления, которое влияет на человека и вызывает эти чувства:

· природосообразные (цвета, линии, пропорции, симметрии, ритма, динамики, темпа, пространства, времени),

· социально значимые (мера, гармонии, тона, стиля, формы, грации, пластики, интонации, тембра)

· духовно ценные (прекрасного, возвышенного, комического, безобразного, трагического, героического, низменного).

Чувство времени, как мы видим, включено в группу природосообразных чувств. Сензитивным периодом формирования природосообразных чувств, в том числе и чувства времени, является дошкольный возраст.

Чувство времени - реальная оценка мира, способность к непосредственной правильной оценке времени. В мифологии Хронос - это бог времени, который управлял дви-жением и гармонией мира, а чувство времени - «бог» внутреннего мира конкретной личности, оно синхронизирует все процессы.
Эстетическая хронологика неразделимо связана с пространством и ритмом, представляя собой логику космоса, природы и социума, где человек выступает мерой и частью универсального единства мира.
В эстетике темпоральная (временная) сущность и темпоральная форма целостного мира не тождественны представлениям человека о линейной хронологии в природе и жизни. Эстетическая картина мира строится на принципиально иных основах, не тождествен-ных простому линейному ряду. Эстетический образ вбирает в себя множество временных характеристик и сущностей. Но при этом чувство времени основано на способе сравнения одного момента с другим.
Александр Леонидович Чижевский приводит такой пример: если ударить по предмету, то слышится звук; если через несколько минут снова ударить по предмету, снова слышится звук. Пространство между этими звуками человек и называет "временем": когда он слышит второй звук, первый остается в воображении разума, и это только информация, остав-шаяся в памяти. Человек, сравнивая информацию в памяти с переживаемым на данный момент, получает чувство времени. По мнению Чижевского, не будь этого сравнения, не было бы и чувства времени (если человеку отказывает память, то мозг не способен делать такого рода выводы, следовательно, не возникнет и чувства времени).
Чувство времени как эстетический феномен представляет собой единство конечного - бесконечного, субъективного - объективного, соматического - психического - ментального отражений целостной, объемной временной структуры.
Единство пространства, времени и ритма составляет динамическую триаду, которая в момент соединения порождает природосообразные эстетические чувства.
Восприятие времени как сбалансированного чувства природных, социальных, космических процессов становится эстетическим феноменом, то есть эстетическим качеством личности, в процессе развития у детей разнообразного чувствования времени. Разные виды времени создают полифонию чувств ребенка и помогают их синхронизировать и гармонизировать.
Эстетическое чувство времени включает в себя следующие виды времени:
1. Объективно-природное, в котором находятся неодушевленные физические объекты - это физическое время, оно протекает линейно и последовательно.
2. Объективно-субъективное время, которое рассматривается как социальное и личностно-психологическое время. В нем измеряют свое существование народы, нации, индивидуумы. Психологическое время характеризуется отсутствием строгой линейности и необратимости.
3. Искусственное время, которое рассматривается в художественных произведениях. Оно, по сути, представляет виртуальную реальность в преломлении действительности. Художественное время существует на основе вымышленных или действительных героев внутри художественного текста.
Таким образом, эстетическое чувство времени - это природосообразная эстетическая способность личности гармонизировать, синхронизировать и регулировать виртуальный и реальный мир. Единство художественной, творческой и эстетической деятельности - вот тот путь, который позволяет развивать у ребенка чувство времени как эстетическую способность.[25]
1.2 Возрастные особенности восприятия времени у детей дошкольного возраста

В литературе практически отсутствует описание возрастных особенностей проявления, и развития чувства времени как эстетического качества личности. Имеются работы по развитию физического времени (Т.Д.Рихтерман), а также работы по психологии и психиатрии российских и зарубежных исследователей (М.А.Немировской, Д.Арлоу, Харнер, Л.Эймс), в которых дается представление о возрастных особенностях развития представлений о времени на основе психоанализа.
Психоанализ внес значительный вклад в понимание развития чувства времени на различных возрастных этапах. Практически все в психоанализе связано с временными процессами. Центральная для психоаналитической практики концепция переноса, которая подразумевает воспроизведение прошлого опыта в настоящем, затем его трансляцию в будущее, делает время важной и ведущей категорией в психологии.
Достаточно подробно описано освоение детьми основных характеристик времени в психоаналитическом исследовании М.А.Немировской [11]. Анализируя работы зарубежных психологов, она прослеживала этап за этапом проявления «взаимоотношений» со временем и возникновение чувства времени у детей разных возрастов.
В психоанализе выделяют следующие стадии развития ребенка: раннее младенчество (до года) - оральная стадия, со второго года - анальная стадия, в 4-5 лет - Эдипова стадия, в 6-8 лет - латентная стадия - все эти стадии можно отнести к сенситивному периоду развития соматического чувства времени.
Психоаналитические характеристики восприятия времени являются подтверждением педагогических взглядов по развитию чувства времени как качества эстетической личности. Прежде чем время становится эстетическим чувст-вом, ребенок проходит стадии развития: адаптации, ориентации, вчувствования, осознания.
Несмотря на многочисленные трудности, дети начинают осваивать время рано. Малыш живет, подчиняясь, времени: через определенные промежутки времени его кормят, купают, укладывают спать. Плачем, беспокойством, капризами ребенок сигнализирует взрослым о времени. Мерой времени в данном случае является длительность основных органических функций. С педагогической позиции условно такую стадию освоения времени (до года) можно назвать адаптационной стадией.
Понимание времени в первые годы жизни (1-3 года) происходит уже не только в эмоциональной, но и в познавательной сфере. Важную роль играет появление речи. Для обозначения временной последовательности дети начинают использовать достаточно общие категории: «теперь», «сейчас», «сначала», «потом», «скоро». В этом возрасте время воспринимается детьми чрезвычайно конкретно и опосредованно, то есть через косвенные признаки и действия: «День - это обед», «Вечер - это когда все приходят домой». Также в речи начинают появляться первые вопросы, относящиеся ко времени: «Сколько времени?», «А когда она вырастет?». Такой период освоения времени определяется как стадия ориентации.
С трех лет и до пяти вопросы о времени группируются детьми вокруг собственного «я», а несколько позже интерес распространяется и на других. С возрастом увеличивается количество вопросов, направленных на познание ребенком собственно времени и различных его сторон. Детей интересуют меры времени, их количественная характеристика, последовательность, длительность временных определений. Происходит формирование понятий «прошлое» и «будущее», хотя в тоже время детям трудно осознать понятие «настоящее». «Настоящее» для ребенка является категорией переживания, границы которой могут иметь различную протяженность. Субъективно, «настоящее» может охватывать как одну минуту, так и целый день.
На данной стадии значительная часть получаемой информации перемещается в долговременную память, Этот период переходный, он основан на трансформации памяти и представляет собой стадию вчувствования.
В период старшего дошкольного и младшего школьного возраста уровень психосоматического и умственного развития детей позволяет осознавать биологические часы. Они начинают реально ориентироваться во времени. Дети становятся более активными и способны быстрее включаться в деятельность и легче переключатся с одного ее вида на другой.
Таким образом, психические структуры существуют и развиваются во времени, но не в линейном времени как непрерывной последовательности событий, а в психическом времени, которое включает активное взаимодействие прошлого, настоящего и будущего.
К этому периоду он воспринимает прошлое фрагментарно и эпизодически; понимает и реагирует на физическое настоящее и соотносит с психологическим настоящим; будущее ему кажется заманчивым, многообещающим, безграничным, а те привилегии и удовольствия, которое оно принесет, ожидаются с нетерпением. Такой период освоения времени обозначим как реалистический, и он представляет собой стадию осознания.
Именно этот период становится наиболее сензитивным для развития чувства времени как эстетического качества личности (начинается гармонизация, и синхронизация различных видов времени).
Время является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. Он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни (смена сна и бодрствования, время кормления и т.п.), но которые регулируются социальной средой.
Научившись регулировать психическое и объективное время, чувствовать временные изменения, синхронизировать процессы, ребенок приобретает эстетическую способность управлять чувством времени.
1.3 Значение игры в развитии детей дошкольного возраста

Анализируя игру как вид деятельности, следует, прежде всего, раскрыть ее природу. В иностранной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущим как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества.
Велико значение мотивационной сферы ребенка, сознательного желания учится. Обращая внимание на эту особенность игры, Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребенка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму до сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщенных намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования новых потребностей, но не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение игры для развития ребенка» [23].
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовывать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
Как же решить эту задачу? Остановимся на некоторых принципиальных положениях, лежащих в основе разработанной системы игр.
Прежде всего, развивающие игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит их с содержанием. Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра не возможна, является образцом выполнения игровых действий, руководитель игры - организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.
Но все это становится возможным только в том случае, если игра, разработанная взрослым и предложенная ребенку, в готовом виде (т.е. с определенным содержанием и правилами) активно принимается ребенком и становится его собственной игрой. Доказательствами того, что игра принята, являются: просьба детей повторить ее, выполнение тех же игровых действий - самостоятельно, активное участие в той же игре при повторном ее проведении. Только если игра станет любимой и увлекательной, она сможет реализовать свой развивающий потенциал.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции, умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. Игра - основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх [24].
В центре «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца предлагается классификация игр, в основу которой положена инициатива, исходящая от играющих. Соответственно выделяют три группы игр.
В первую группу входят игры, возникающие по инициативе самих детей, как своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. К ним относятся самодеятельные игры - экспериментирование с природными объектами и явлениями, животными, игрушками и другими предметами, и сюжетные самодеятельные игры (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные).
Вторая группа включает игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.
Третья группа состоит из так называемых традиционных или народных игр, возникших в народной культуре. Особый интерес представляют архаические народные игры: они позволяют оценить процесс становления игр, приобщиться к универсальному и соответствующему ему механизму деятельности. В центре впервые представлены компьютерные игры в качестве одного из видов подвижных и интеллектуальных игр. Компьютерные игры могут принимать форму режиссерской игры, а так же использоваться в качестве обучающих игр.
Рассмотрим содержание дидактических игр и их использования в целях развития чувства времени.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданных в педагогике с целью обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется развивающее влияние игровой деятельности (А.В. Запорожец). Дидактическая игра является не только формой усвоения знаний и умений, но и направлена на развитие тех или иных качеств ребенка.
1.4 Анализ современных образовательных программ для дошкольных образовательных программ

Лишь при условии выявления возможностей и содержания работы в дошкольном образовательном учреждении, можно развивать чувство времени. Для этого необходимо рассмотреть современные образовательные программы с точки зрения развития чувства времени в образовательной, воспитательной и игровой деятельности детей.
В развитии чувства времени образовательные программы имеют достаточно высокий потенциал, хотя последовательная и плановая работа в данном направлении не предусмотрена.
В основе программы «Радуга» лежит идея развития детей в процессе игры, поскольку авторы считают, что преобладание в течение всего дня игровой деятельности поможет создать в дошкольном учреждении атмосферу эмоционального тепла, защищенности и покоя. В программе во всех видах деятельности используются сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры с правилами. При этом практически не уделяется внимание развитию у детей чувства времени, нет выраженной системы, хотя определенные предпосылки к созданию условий для развития данного качества ребенка имеются.
Программа «Развитие» предполагает развитие интеллектуальных и творческих способностей детей во всех возрастных группах, которое можно рассматривать как возможность развития чувства времени: интеллектуальное развитие включает освоение линейного времени, а творческое основано на развитии художественного времени. Игровая деятельность является существенной составляющей жизни детей в детском саду и может способствовать развитию психического времени. Идея Л.А.Венгера об амплификации (обогащение, наполнение) развития ребенка, предполагает гармонизацию внутренних процессов. Как возможность развития представлений о времени можно рассматривать положение программы об универсальных действиях ориентировки детей в окружающей среде.
Программа «Истоки» нацелена на развитие разносторонних способностей детей. На музыкальных занятиях реализуются задачи формирования запаса впечатлений, как представлений о прошлом; развивается умение выражать в естественных пантомимических движениях динамику музыкального образа, что способствует координации и синхронизации ритма, времени и пространства. Как видно из задач программы, развитие чувства времени особо не выделено. Однако необходимо отметить гармонизирующее начало символики программы («солнышко», «цветок», «яблоко», «детское личико»). По структуре и по направленности эти символы изначально гармонизируют личность, что является немаловажным в развитии чувства времени у детей.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» задача по развитию чувства времени не ставится, но отчасти решается в разделах «Развитие элементарных математических представлений» и «Ориентировка во времени» по методике Т.Д.Рихтерман. Детей знакомят с измерением времени (1, 3, 5, 10 минут), тренируют чувство линейного времени, способность заканчивать задания точно по времени с часами и без часов.
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Ритмическая мозаика» направлена на развитие ритмической пластики, двигательных умений, умения передавать метроритм, на тренировку психических процессов, что немаловажно для развития психического вида времени. Чувства времени и пространства развиваются в процессе ориентации в пространстве. Детям даются такие понятия, как «большой - маленький», «быстро - медленно», «далеко - близко», «долго - недолго».
Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании» по своему характеру является развивающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства. Данная программа имеет достаточный потенциал для развития художественного времени средствами различных видов искусств. В ней не вынесены отдельно задачи развития эстетических чувств: чувства ритма, времени и пространства, но в содержании программы даются представления о временном характер произведения литературы, о временном развитии музыкального образа. В процессе ритмически организованной деятельности дети учатся ориентироваться во времени и пространстве, перестраиваться и адаптироваться в нем.
Так же была проанализирована программа «Хронос». Она не повторяет структуру учебных программ и не связана с отдельным видом деятельности. Программа условно разделена на блоки, которые направлены на развитие основных видов времени. Дети знакомятся с различными признаками времени, а также усваивают разные свойства времени. Программа «Хронос» рассчитана на практическое применение приемов и методов в любых ситуациях, на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности, в развлечениях, а так же по мере необходимости организации эстетической среды и эстетической деятельности детей.
Итак, проанализировав современные образовательные программы, можно сделать вывод, что практически все программы используют игровую деятельность как ведущий вид деятельности. В процессе развития разнообразных способностей у детей не предполагается развитие чувства времени как эстетического феномена, кроме программы «Хронос», которая была специально разработана для кинестетического развития детей. Но необходимо отметить, что в рамках каждой программы можно осуществлять организацию игровой, познавательной деятельности по развитию чувства времени. По эстетическому развитию детей наиболее разработана программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста», она же имеет большие возможности в развитии чувства времени.
Выводы по первой главе.
Изучив и проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по формированию чувства времени как эстетического феномена можно сделать некоторые педагогические выводы:
· Эстетическое чувство времени - это природосообразная эстетическая способность личности гармонизировать, синхронизировать и регулировать виртуальный и реальный мир. Единство художественной, творческой и эстетической деятельности - и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.