На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Психофизиологические особенности подросткового возраста. Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности. Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы Вселенная.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



webkursovik.ru/
Выпускная квалификационная работа
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
Барнаул 2010 г.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Выводы по 1 главе
Глава 2. Программа формирования нравственно-эстетической культуры подростка средствами культурно-досуговой деятельности
2.1 Характеристика базы исследования - муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №121
2.2 Разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно-досуговой деятельности «В мире гармонии»
2.3 Анализ театрализованной развлекательно-игровой программы
«Вселенная»
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Формирование личности подростка, юноши или девушки, носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-трудовая и общественная деятельность, общение учащегося в быту, спорте, игре. Но наиболее эффективным, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия видами искусства, в котором у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области культуры.
Подростковый период - время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего "Я". Центральным новообразованием личности подростка, по мнению психологов, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания. Этот возраст представляет идеальную возможность приобщения формирующейся личности к ценностям принятых в обществе, к жизненной этике и эстетике.
Актуальность исследования:
В России преодоление кризисных явлений всегда связывалось с реализацией созидательного потенциала культуры, с возрождением и дальнейшим развитием лучших ее традиций, среди которых особое место принадлежит эффективному использованию возможностей искусства как средства нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания подростков.
Эта проблема исключительно актуальна в настоящее время, когда интенсивный рост преступности обусловил борьбу с ней как стратегическое направление деятельности российского общества и государства. Наркомания, пьянство, бродяжничество, деструктивные формы свободного времяпрепровождения и преступность в наибольшей степени поразили молодежно-подростковую среду, что явилось реакцией на кризисные явления в экономике, напряженность в межнациональных отношениях, трудности с получением образования и с трудоустройством, неэффективности молодежной политики, коммерциализацию досуга, ослабление ряда традиционных институтов социализации, девальвацию нравственных идеалов, этических ценностей и норм.
Преодоление асоциального поведения подростков требует широкого использования системы взаимодополняющих профилактических мер социально-экономического, правового, организационного, психологического характера, среди которых значительное место призвана занять культурно-досуговая деятельность.
В течение многих десятилетий государство пыталось решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс воспитания рамками трудового и учебно-воспитательного коллектива. В последние годы имели место попытки преодолеть дискретность воспитательного процесса, включив в него и сферу досуга. Но эффективность этой деятельности оказалась чрезвычайно низкой вследствие того, что на область свободного времени были механически перенесены методы воспитания, принятые в формализованных условиях труда и обучения. Можно спорить о правомерности и границах педагогического влияния на сферу досуга, но не следует сомневаться, что управлять поведением и деятельностью подростка в его свободное время невозможно. Государство и общество призваны создавать условия для удовлетворения и дальнейшего возвышения реально проявляемых интересов и потребностей подрастающего поколения, для преодоления черт асоциального поведения, но достигать этого можно и нужно посредством создания благоприятной социально-культурной среды.
Исходя, из актуальности данной проблемы целью выпускной квалификационной работы -является разработка программы формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость постановки и решения следующих взаимосвязанных и относительно самостоятельных задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме формирования нравственно-эстетической культуры подростков.
2. Выявить проблемы формирования нравственной и эстетической культуры подростков.
3. Определить психолого-педагогические условия создания благоприятной подростковой культурной среды.
4. Изучить практическую деятельность по формированию культуры межличностного общения подростков.
5. Раскрыть объективные возможности воспитания подростков средствами культурно-досуговой деятельности.
Объект исследования-нравственно-эстетическая культура подростков.
Предмет исследования - процесс формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно - досуговой деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование нравственно-эстетической культуры подростков средствами КДД будет эффективнопри соблюдении ряда условий, учета возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростков, а также использование средств культурно-досуговой деятельности в формировании культуры.
Методологическую основу исследования составили А.С.Запесоцкий, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Л.П.Малаховская, А.П.Марков, В.С.Садовская, Э.В. Соколов, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов, В.Е.Триодин, П.С.Хейфец, В.Ф.Чабанный.
При написании выпускной квалификационной работы наиболее значимыми работами, раскрывающими психологические аспекты подросткового возраста стали труды психологов: С.Л. Бродской, Б.С. Волкова, Т.В. Драгунова, В.Г. Казанской, О.В. Лишина, А.И. Мещерякова, А.В. Мудрика, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, С.В. Петрушина, Д.Я. Райгородского, В.М. Розина.
В социально-культурной деятельности наиболее выдающимися работами, которые необходимо отметить, являются: М.А. Ариарского,С.Б. Брижатовой,Д.М. Генкина, Т.И. Головко,И.Н. Ерошенкова, А.Д.Жаркова,Т.Г. Киселевой,А.А. Коновича, Ю.Д. Красильникова, А.В. Сасыхова, Ю.А. Стрельцова, Н.В. Третьяковой, В.В. Туева, В.В. Чижикова, Н.Н. Ярошенко.
Однако при всем многообразии научных публикаций, посвященных различным аспектам воспитания подростков, все они в большей или меньшей степени освещают разные стороны проблемы и изначально не преследуют задачи ее комплексного решения.
Значительную роль в методологии исследования сыграли присущие российской культурологии и педагогике идеи реализации культуросозидающего потенциала нравственно-эстетического воспитания и перевоспитания средствами искусства И.И. Бецков, А.А. Брянцев, Е.Р. Дашкова, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.И. Шацкий.
В работе использовались такие методы исследования как изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы, педагогическое моделирование, а так же эмпирические методы, такие как включенное и косвенное наблюдение, беседа.
Научная новизна исследования: проанализированы и обобщены основные теоретические подходы к изучению проблем применения средств КДД в воспитании и формировании культуры подростка; разработана программа формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно досуговой деятельности.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования данные позволяют применять разработанную программу формирования нравственно-эстетической культуры подростков средствами культурно досуговой деятельности в образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в работе центров по социальной адаптации и реабилитации детей в различных регионах Российской Федерации.
Краткая характеристика базы прохождения преддипломной практики:муниципальный общеобразовательный лицей №121, находится по адресу Взлетная, 28, Индустриального района, г. Барнаула. Был основан в 1989 году. В лицеи работает более 60 квалифицированных преподавателей, в том числе директор, завуч, заместитель директора по воспитательной работе, заведующая библиотекой, старшая вожатая. В лицеи с первого по одиннадцатый класс обучаются около 700 школьников.
Структура лицея №121 включает в себя следующие элементы: библиотека, читальный зал, актовый зал, малый и большой спортивный зал, музей, зооуголок. На прилежащей лицею территории находится стадион, каток, спортивный клуб «Шанс».
Лицей №121 на 2009-2010 учебный год имеет три 9-х класса, три 10-х класса, два 11-х класса.
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно-эстетической культуры подростков
1.1 Психофизиологические особенности подросткового возраста
Подростковая культура начинает формироваться, когда родители (общество) отправляют ребенка в школу, где от него, особенно при переходе от начального звена обучения к среднему, требуют действовать самостоятельно. В значительной степени и школа, и родители блокируют в настоящее время для ребенка возможность решать свои проблемы в сфере игры и фантазии (сказки). Напротив, объем обучения постоянно возрастает, а требование действовать рационально становится основным. Существенно изменяются и социальные отношения: вместо родительской опеки и поддержки складываются двусторонни властные (с педагогами и значимыми взрослыми) и равноправные (с друзьями отношения, которые на подростковом этапе не только четко оформляются и расширяются, но и часто приобретают проблемные характеристики [53, с.49].
В прошлом возрастная терминология не была единообразной. Например, в Толковом словаре В. Даля «подросток - это дитя на подросте, около 14-15 лет». Л. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» стремится определить грань между этими периодами. Подростку из одноименного романа Ф. М. Достоевского исполняется 20 лет. Как считает И. С. Кон, «возрастные категории обозначают не просто хронологический возраст и определенную ступень индивидуального развития (созревания), но и определенный социальный статус», а также специфические для данного возраста общественное положение и деятельность. «С одной стороны, люди разного возраста различаются по своей способности выполнять те или иные социальные функции (роли). С другой стороны, набор прав и обязанностей, характер деятельности, закрепленной за данным возрастным слоем, определяют реальное общественное положение представителей этого слоя, их самосознание и уровень притязаний. Периодизация жизненного пути всегда включает нормативно-ценностный момент, указание на то, какие задачи должен решить индивид, достигший данного возраста, чтобы своевременно и успешно перейти в следующую фазу жизни и возрастную категорию»[30, с.7].
Начало и окончание подросткового возраста психологи определяют по-разному. Ученые, придерживающиеся биологического подхода, считают, что начало подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8-9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 - у мальчиков.На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12-14 лет (соответственно у девочек и мальчиков). Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции. Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. К пятому этапу, в 15-17 лет (16-17 лет у мальчиков, 15-16 - у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.
Следует особо подчеркнуть, что анатомо-физиологические изменения влияют на психическое развитие подростка опосредованно, через культурные и социальные представления о развитии и культурном взрослении, а природные (биологические) особенности являются только предпосылкой развития, но непосредственно не определяют его результаты.
Подростковый возраст традиционно принято оценивать как кризисный, переходный от детства к взрослости и связанный, прежде всего, с гормональной перестройкой организма. Не отрицая этих и многих других возрастных психофизиологических особенностей, мы хотели бы уделить внимание преимущественно смысловым аспектам личностного развития, способствующим формированию смысловых структур личности, которые в значительной мере определяют ее сознание и поведение [35, с.11].
Подростков в это время характеризует импульсивность, эмоциональность, чувствительность, негативизм, критический склад ума, максимализм, мечтательность. Все эти качества делают подростков противоречивой социально - подвижной частью общества.
Существует несколько типов противоречий в формировании личности подростка.
Противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения.Например, учебная деятельность в среднем звене школы требует абстрактного мышления, анализа через включение какого-либо явления в новую систему связей (как считал выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, «анализа через синтез»), что позволяет ученику мыслить отвлеченно, формулировать закономерности, открывать новые принципы действия или строить новые способы решения задачи. Но ученик привык решать задачи конкретного, уже известного типа. Он переносит эти способы действия в новые условия и не получает правильного ответа. Тогда школьник пытается подогнать решение под правильный ответ, который дается в конце учебника, т. е. выполняет деятельность не включая мышление.
Противоречие между типом образования и возможностями подростка. К примеру, пассивно-иллюстративный тип образования, который многие ученые-педагоги называют «умственной жвачкой», становится замедлителем для умственного развития школьника. Он предполагает не использование жизненного опыта подростка и его отношения к усваиваемым знаниям, а заучивание; не развитие мышления, а использование памяти. Отсюда тенденция к повторению уже известного, отсутствие дискуссий. Если же обучение ориентируется на выявление и реализацию внутренней сущности ученика, то следует создать такую среду, которая разовьет его личностный потенциал.
Противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней. В начальной школе обучение ведет один педагог, дети привыкают к его требованиям, манере поведения. В средней школе - многопредметное обучение. Разные уроки ведут разные учителя, мнения которых об одном учащемся могут сильно различаться. Поэтому могут возникнуть конфликты с педагогами.
Противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами.Реально это противоречие проявляется в том, что каждый школьник должен усвоить государственную программу обучения. Так как стандарт образования является необходимым для всех, то педагоги предъявляют, как правило, одинаковые требования ко всем, не учитывая склонностей и способностей подростка к определенной предметной области. А ведь из склонности формируются способности, однако об индивидуальных образовательных программах в массовой школе мечтать не приходится. Индивидуальные познавательные маршруты позволяют не только прогнозировать будущие успехи школьника, но и развивать их на основе проектирования учебной деятельности, ориентированной на конкретного ученика.
Противоречие между старым и новым.Оно состоит в том, что родители и педагоги понимают новые качества личности подростка и их отличия от уже имеющихся. В частности, следует упомянуть новое психическое свойство личности подростка - чувство взрослости, при котором подросток может изменить взгляды на жизнь и перейти от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности.
Противоречия между потребностями и возможностями их удовлетворения. Потребности рассматриваются как нужда подростка в предметах материальной и духовной культуры. Чтобы реализовать потребности, нужна активность в достижении того, что может их удовлетворить. У большого числа подростков существуют противоречия между духовными и материальными потребностями. Подростки не любят ждать, им хочется иметь всего много и сразу. Но поскольку потребности ненасыщаемы, то их удовлетворение часто не ощущается как большая радость. Появляется новая потребность большего масштаба.
Потребности проявить себя в среде сверстников. Желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности. Несоответствие роста мышечной массе «создает» не ту внешность, о которой подросток мечтает. Отсюда возникает мнение о своем физическом уродстве. Это противоречие не дает подростку заниматься «прилюдными» видами деятельности. Желание спрятаться от людей приводит некоторых подростков к нейротизму, одиночеству, своеобразным видам защиты.
Желание реализовать себя и неумение это сделать - еще одно противоречие подростка. Подросток испытывает дефицит в значимых людях и исповедальных видах общения [43, с.32]. Но последнее иногда невозможно осуществить, так как взрослые не понимают его намерений поговорить, порассуждать.
Таким образом, развитие организма подростка происходит одновременно с формированием его личности. Разрешение противоречий выводит подростка на более высокий уровень.
В подростковом возрасте закладываются основы нравственности и социальных установок личности. Поэтому он становится стартом для раскрытия жизненных позиций и устремлений человека. Если перемена старых интересов и поведения происходит достаточно быстро, то взрослость развивается скачками: сегодня он поступает по-взрослому, завтра - капризничает. Такая перемена тяжела для самого подростка: то, что нравилось раньше, вызывает бурный протест и отчаяние.
Потребность реализовать себя в общении со значимыми для подростка одноклассниками и сверстниками возникает потому, что они становятся своеобразным зеркалом, которое отражает сходство с ними и отличия. Сверстники становятся эталоном для подражания, по ним подросток сверяет свои ценности, поскольку последние могут быть такими же, как и у других ребят. Потребность быть принятым средой значимых людей, боязнь быть отвергнутым, являются главными в общении подростка. В связи с этим отношения с учителями, родителями и сама учебная деятельность могут быть отодвинуты на задний план. Подростки ищут поддержку у сверстников, чтобы справиться с физическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые с ними происходят. В дружбе подросток начинает определять ориентиры, жизненно важные для его поведения, постоянно сверяя то, что он делает, с тем, что от него ждут другие. Он думает, как привести свои мнения, чувства или поступки в соответствие с уже принятыми группой [28, с.15].
Характерной чертой подросткового возраста является проявление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, с ее специфическими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и саморазвитию. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе.
Этот возраст отличается коренными сдвигами, обусловленными перестройкой ранее сложившихся психологических структур. Здесь закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Утрачивают ценность прежние интересы подростка, но интенсивно формируются новые на основе проявления положительных факторов - возрастает его самостоятельность, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими людьми, взрослыми, он активно осваивает чужую социальную позицию, происходит переоценка ценностей.
Важнейшим средством художественного познания подростка становится его художественная деятельность, которая выступает и как усвоение, и как создание художественных ценностей. Это активный процесс, требующий творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.
Воспитание умения видеть, слышать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное - все это обеспечивает художественную деятельность, наиболее актуальным периодом, для которой является подростковый возраст. Подросток стремится к активному действию в области искусства, его уже не удовлетворяют занятия созерцательного характера. Развитие творческих способностей в одном виде деятельности влияет на общее развитие личности. Привыкая приводить в движение все умения и умственные силы в процессе занятия искусством, подросток впоследствии распространяет эту способность и на другие виды деятельности.
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В эту пору развивается преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. При значительной склонности к романтическому, воображение у подростков приобретает более реалистичный и критичный характер. Они более трезво оценивают свои возможности.
В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.
Таким образом, подростковый возраст, период стремительного развития и быстрых изменений личности, является наиболее ответственным этапом в формировании культуры подростка. Характерные частые стрессовые ситуации, связанные с интенсификацией учебного процесса, профессиональным самоопределением, а также проблемы в отношениях со сверстниками и родителями, провоцируют ответную реакцию в виде тревожности, конфликтности отношений и переживаний. Основная задача взрослых в работе с «повзрослевшими детьми» - оказывать посильную поддержку и ориентирование к духовным ценностям, принятым нравственным нормам и создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей подростков с учетом индивидуальности каждого.
Формирование нравственно-эстетической культуры личности, на сегодняшний день, являются одними из наиболее интенсивно развивающихся направлений в воспитании подростков. Рассмотрим данный вопрос в §1.2 подробнее.
1.2 Формирование основ нравственно-эстетической культуры личности
Термин «нравственность» берёт своё начало от слова нравы. Нравы - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих поступках. Толковый словарь русского языка даёт следующее определение нравственности: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [48, с.423]. По-латыни нравы звучат как «морас» - мораль. В древнеримской культуре словом «мораль» обозначался широкий круг явлений и свойств человеческой жизни: нрав, обычай, характер, поведение, закон, предписание моды. Впоследствии от этого слова было образовано другое - «moralis» (букв. относящийся к характеру, обычаям) и позднее (уже в IV в. н. э.) термин «moralitas» (мораль). Следовательно, по этимологическому содержанию древнегреческое «ethica» и латинское «moralitas» совпадают [81].
Часто в качестве синонима слова «мораль» используют понятие «этика», означающее привычку, обыкновение, обычай. Этика употребляется и в другом значении - как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята она человеком, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить об уровне его нравственности. Иначе говоря, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать подростка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.
Понятия морали, охватывающие все области отношений, побуждая человека руководствоваться ими в разных сферах жизни, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье.
Воспринимая требования морали как правила жизни, которые делают человека лучше, благороднее, общество вырабатывает нравственный идеал, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.
Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе, и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль - это форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, самобытные представления, чувства, переживания. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием.
Формирование основ нравственной культуры подростков осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества, при помощи прививания определённого отношения к самому себе, гуманистическому мировоззрению, дисциплинированности, к труду и природе, патриотизму.
Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству.
Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых, учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей.
Отношение к природе состоит в бережном отношении к ней, в нетерпимом отношении к нарушениям экологических норм и требований.Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра - человека. Если гуманизм - это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.
Гуманность поэтому не может быть просто чертой личности, это интегральная характеристика личности, включающая комплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Эти свойства проявляются и формируются в сфере человеческих взаимоотношений, которые могут быть гуманными и негуманными. В гуманных отношениях находят отражение духовные потребности личности, стремление видеть в человеке друга, брата, жить для блага людей, быть удовлетворенным жизнью, счастливым. Именно гуманное отношение к людям определяет гуманистическую сущность личности.
Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Подросток должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы педагогом. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у подростков, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.
Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно - полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности.
Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
Предполагая элементы подчинения требованиям коллектива, дисциплина должна рассматриваться в контексте свободы личности, как субъективная способность личности к самоорганизации. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки. Обладая самодисциплиной, подросток защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности, объединяя культуру общения, культуру внешности, культуру речи и бытовую культуру. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах [59, с.45].
Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным. По словам В.Ю. Троицкого «Без патриотизма не может быть никакого духовного становления личности. Человек вне патриотизма - это и человек вне истории, вне духовного бытия, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека, недочеловека» [69, с.14].Патриотизм опирается на духовные ценности и осознание духовного самоопределения. Опираясь на эту систему ценностей, человек осознает свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли.
Любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, гордость за достижения и культуру своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, стремление защищать интересы родины и своего народа должны стать приоритетными в общественном сознании, в том числе и в сознании подростков.
Таким образом,каждый поступок человека влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием нравственности и этики. Особое значение в формировании нравственной культуры личности занимает эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда является главным регулятором поведения в течение всей жизни. Общение с родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это откладывается и фиксируется в сознании.
В широком смысле под «эстетическим воспитанием» понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу подростков, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы, то есть оптимизирует поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения подростков.
Эстетика гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Она тесно связана с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек интуитивно тянется к добру. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. И. Войнаротмечает, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности - это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое образование, приобщение людей к мировой культуре и искусству - все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания - формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют, так называемые, конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих возможностей, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей эстетическое отношение к действительности и к искусству.
В начальном периоде воспитания, формирование навыков, знания, эмоционально- смысловых ориентаций, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах. Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности. В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается.
Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.
Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Более того, можно утверждать, что эстетического фактора в преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет минимальна. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне «эстетическая культура личности» означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально - психологических факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех условий, факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, осуществимо приближение к высокой степени сформированности всех элементов составляющих эстетическую культуру личности.
Эстетическая культура личности проявляется так же в сфере быта, общественно-политической, досуговой и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.
С уровнем эстетической культуры связываются возможности адекватной ориентации личности в многообразной системе эстетических и художественных ценностей, соответствующей мотивации ее эстетической позиции по отношению к ним, зависящей в свою очередь от таких характеристик, как развитость образного мышления, сформированность навыков анализа эстетических и художественных явлений в их структурной данности, в единстве феноменальных (внешних) и содержательных (внутренних параметров, эмоциональная отзывчивость и др.). Мера выражения этих навыков, способностей и потребностей в деятельности и поведении личности и характеризует уровень ее эстетической культуры. Наиболее зримо он реализуется в духовно-содержательном общении людей, через участие их в различных формах социального творчества.
Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально - неповторимом проявлении не сводится лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально - чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности, значительно обогащая ее, расширяя горизонт чувствования и понимания явлений окружающей действительности, способствуя более глубокому осознанию смысла своего существования и неповторимости жизни.
Эстетическое переживание служит индикатором художественной ценности произведений искусства, и в своей завершающей стадии выражается в эстетической оценке или суждении о вкусе. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.
Вместе с тем, было бы неверно ограничивать проявления художественной культуры личности лишь сферой искусства, его восприятия, переживания и оценки. Художественное начало, помимо искусства, широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком предметов и вещей практически-утилитарного назначения. Не случайно, В.В. Стасов отмечал:«Настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих жизнь.Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печка, и шандал, и так до последнего предмета: там, наверное, будет значительна и интересна, по мысли и форме, и архитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура».
Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Формирование эстетической культуры средствами искусства является одним из главных звеньев воспитания культуры подростков. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности, как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не минимализируют эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность усиливается, а восприятие становится более осмысленным.
Богатство и многообразие художественной культуры обусловили неослабевающий интерес к ней со стороны ряда наук. Философы исследуют ее методологическую основу, содержание, структуру и функции, социологи изучают формы распространения художественной культуры и уровень овладения ею различными группами населения, психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества, а педагогов интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры, и в этой области за последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Указывая на богатейший духовный потенциал различных видов искусств, которые интегрирует художественная культура, ряд специалистов подчеркивают относительную самостоятельность художественной культуры, и в то же время рассматривают ее в более узком плане - в сопоставлении с эстетической культурой. Ю.У. Фохт-Бабушкин определяет художественную культуру как ядро эстетической культуры [71, с.165] Л.Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности [29, с.68]. Ю.Б. Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме [7, с. 33]. Для широкого определения понятия и сущности художественного образования подростков, необходимо уточнить его целевую установку.
Цель художественного образования - приобщение личности к художественной культуре, результатом которого является потребность в общении с искусством, способность наслаждаться искусством, умение ценить подлинное искусство, которое является структурообразующим элементом художественной культуры.
Общее художественное образование есть процесс, результатом которого является знание основ эстетики, знание и понимание специфики искусства в целом как формы общественного сознания, его видов, результатом которого является: знакомство с шедеврами искусства, развитие художественного вкуса.
Одним из средств приобщения подростков к художественной культуре является изобразительное искусство. Оно призвано развивать художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление подростков с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.
Основой музыкального воспитания является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомлению с элементарными основами музыкальной грамоты Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо, разумеется, предварительно готовить подростков к восприятию театрального искусства, но самое главное - создать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров [59, с.77].
Ускорение темпов модернизации общества влечет за собой перемены в мире ценностей. Владение информацией приобретает значение «новой собственности», изменяющей характер политических, экономических, нравственных отношений.
Поэтому большую роль в формировании эстетической культуры подростков играют кино, телефильмы, а так же средства массовой информации. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. Важно научить правильно смотреть и понимать кино и телефильмы.
СМИ в настоящее время не несут абсолютно никакой ответственности за психологическое и воспитательное влияние на граждан, в том числе и подростков, формирование духовно-нравственной атмосферы общества и развитие отечественной культуры в целом. При этом известно, что влияние СМИ на умы людей и общее состояние культуры нации, по сравнению с другими социальными институтами, неуклонно растет и достигло к настоящему времени беспрецедентных масштабов. В ряде отношений это влияние уже перевешивает воздействие всех прочих факторов, вместе взятых. В первую очередь это относится к федеральным каналам центрального телевидения, превратившимся с 1990-х годов в ключевой, системообразующий элемент не просто информационного поля, но и всего духовно-нравственного пространства страны.
Формирование картины мира и системы ценностей человека, багажа знаний, отношения к жизни и отдельным ее явлениям, структуры интересов, мотивации к той или иной деятельности, культуры речи и бытового поведения - берет на себя телевидение. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует таким образом все поле культуры [25,с.250]. Поэтому задачами социальных институтов состоит в контроле получения «чёрной» информации подростками.
Подводя итоги, еще раз отметим, что художественное воспитание обеспечивает приобретение подростками знаний в области искусства, развитие их эстетических чувств и художественно-творческих способностей.
Умело организованное художественное воспитание помогает глубже познать окружающий мир. Лучшие произведения литературы, живописи, театра, кино, музыки расширяют кругозор, помогают ярче чувствовать и понимать прекрасное в природе и осуществлять воспитательный процесс. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков. А именно, такими возможностями деятельность осуществляемая средствами культурного досуга, которые мы подробней рассмотрим в §1.3.
1.3 Культурно-досуговая деятельность подростков
Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество. Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.). Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений. Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём. Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями. Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего, в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам) [81].
Культурно-досуговая деятельность - это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подвергается следующим определением: "Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности"[37, с.11].
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит вприсвоении индивидом социальной сущности, то вторая в выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которым он получает возможность развиться. Известно, что личность развивается в процессе деятельности. И поэтому социализация, как личностное свойство возникает в процессе социальной деятельности, как результат этой деятельности. Следовательно, формирование личности подростков может осуществляться в процессе социальнойдеятельности.Такая деятельность представляет собой двуединый процесс, где с однойстороны субъект в результате деятельности, «отдавая свои сущностные силы» и способности, объективирует себя в них, с другой стороны- само это объективирование субъекта предполагает встречный процесс познания, овладения, раскрытия и присваивания свойств «объекта, который был создан предшествующим поколением, другими людьми до него». Такое присваивание «социальных связей, знаний, умений и навыков успешно и самым активным образом осуществляется в условия культурно-досуговой деятельности. Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. Какизвестно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать наих нравственный облик и мировоззрении.
При рассмотрении культурно-досуговой деятельности как педагогического процесса, важное значение имеет определение наиболее эффективных форм и методов воздействия, составляющих в системе методику, которая позволяет достигнуть социально-педагогических целей в работе с подростками - объекта педагогического влияния. Прежде всего, эффективность воспитательного воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков во многом зависит от выбора форм как важных приемов выражения содержания деятельности. Форма - это сочетание способа и средств организации процесса культурно-досуговой деятельности, обусловленное его содержанием. [23, с.94].
По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют на: познавательную, ценностно-ориентированную, практически-преобразующую, творческую.
Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации и получением нового знания в результате участия в дискуссии, кружковых занятиях, тематических вечерах, лекциях, обрядах, ритуалах и т. д.
Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать, закреплять или видоизменять свое отношение к окружающему миру, оценку общественных явлений, собственных и чужих поступков.
Практически-преобразующая деятельность всегда направлена на созидание и преобразование личности на основе практических реальных действий.
Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда она непосредственно связана с искусством [23, с.24].
Содержание всегда опирается в ту или иную форму. Форма - есть организация, структура содержания.
Все многообразие форм общения подростков в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:
- по содержанию (познавательные, развлекательные);
- по времени (кратковременные, периодические, систематические);
- по характеру (пассивные, активные);
- по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).
Механизмом доведения содержания деятельности учреждением культуры до населения являются средства.
Средства - один из важных компонентов культурно-досуговой деятельности. Средства культурно-досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры.
В методике культурно-досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Они подразделяются на устные средства (живое слово, сценическая речь); печатные средства (газеты, журналы, политическая литература, научная литература); кино, радио, телевидение; художественная литература; искусство и самодеятельное творчество (драматическое, хоровое, музыкальное, хореографическое, живопись); технические средства. Приведенная классификация средств культурно-досуговой деятельности носит в известной степени условный характер. Так, например, кино - это вид искусства, но оно может быть отнесено и к техническим средствам. Нередко к техническим средствам относят радио и телевидение, и в этом есть определенный смысл. Многозначно понятие печати. Одно значение имеет книга как вид печати и другое - книга как художественное произведение. Средства следует рассматривать только как способы передачи содержания. В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску [23, с.218].
Средства культурно-досуговой деятельности разнообразны. Специалисты должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение определённой задачи: отдыха, развлечения, рекреацию, просвещение, образование.
Отдых и развлечения представляют собой особый вид деятельности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. Активный отдых позволяет переключиться с обязательных дел на необязательные, с серьезных - на веселые, с умственной нагрузки - на физическую, с личных дел и интересов - на общественные, с познания - на развлечение, с пассивного отдыха - на активный, и наоборот.
Необходимо опираться на типичные для учреждений культуры "схемы переключений" и способы эмоциональной и другой разрядки, характеризующие динамику занятий, их энергетические, временные и другие лимиты, их психофизиологическую ценность для разных категорий людей. Следует различать эмоциональную разрядку и эмоциональную нагрузку воздействий на человека в процессе отдыха и развлечений, между которыми имеется определенная взаимозависимость.
Основным методом в культурно-развлекательной деятельности является игра. Игра выступает как метод подготовки программы и как форма. Как форма, игра имеет следующие отличительные черты: наличие определенного игрового пространства; игровые правила; потребности в игровой деятельности.
Как метод, игра представляет собой сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных действий, выполнение которых зависит от творческой инициативы играющих [68, с.12].
Следует учитывать специфику различных видов отдыха: праздничный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Каждый из этих видов отдыха имеет свою психологическую основу.
Праздничная ситуация максимально активизирует эмоциональную сферу человека. Характер отдыха зависит от особенностей самого праздника. Организаторы праздника стремятся подчеркнуть социальнуюзначимость события, вовлечь максимальное число людей в праздничное действие. Высокий эмоциональный настрой дает возможность повысить эффективность праздничного процесса. Эту особенность необходимо учитывать при организации праздничного действия независимо от того, какие методы будут использоваться при его подготовке.
Надо подчеркнуть, что характеристика подросткового досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления - как личностные, так и общественные. Культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга подростка. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. В юношеском возрасте досуг для подростка превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности. Основные особенности культурного досуга подростка - высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг. В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально - экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала школьников и общества в целом. Подростковый досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий. Он является необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением. В этом заключается социальная роль досуга. Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время.
В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности к более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству.
Следовательно, развлечения требуют особой эмоциональной нагрузки. С активным отдыхом связана активизация духовных интересов, которые побуждают молодого человека к активным поискам в сфере культуры. Эти поиски стимулируют познавательную деятельность личности, состоящую в систематическом чтении серьезной литературы, посещения музеев, выставок. Если развлечение служит главным образом эмоциональной разрядке, то познание способствует расширению культурного кругозора, воспитанию чувств, и проявлению интеллектуальной активности. Этот вид досуга носит целенаправленный, систематический характер, это овладение миром культурных ценностей, которое раздвигает границы духовного мира молодой личности.
Именно поэтому так важно с помощью средств культурного досуга на базе общеобразовательного учреждения раскрыть творческий потенциал подростков. В подростковом возрасте появляется желания выражать свою личность, стремления к пониманию общества и своего места в нем. Появляется желание авторитета среди сверстников и взрослых. Одним словом человек в этом возрасте начинает не только наблюдать и познавать, но еще и анализировать мир и пространство вокруг себя. И средства досуга в контексте нравственно-эстетического воспитания призваны воссоздать перед подростком четкую картину этого пространства. Так же Мероприятия культурного досуга призваны социализировать подростков, а если они будут проходить именно на базе общеобразовательного учреждения то это характерно тем, что оно становится более доступным. Ведь очень важно грамотно приобщать подрастающее поколение к красоте творчества, сделать ребенка не сторонним наблюдателем, а участником творческого процесса. И этим эстетическое воспитание на базе школ и призвано заниматься.
Выводы по первой главе
Таким образом, нравственно-эстетическая культура - это целенаправленный процесс присвоения подростками общечеловеческих ценностей, культурных норм и эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием прекрасного в действительности.
Для большей эффективности нравственно-эстетического воспитания, следует применять комплексный подход, в котором можно выделить два принципа:
- система нравственно-эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздействия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой;
- нравственно-эстетическое воспитание должно стать органической частью любого воспитания.
Рассматривая процесс нравственно-эстетического воспитания, необходимо учитывать возрастные особенности ребенка.
Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства - изобразительное, музыкальное, вокальное, хореографическое, театральное, декоративно-прикладное и др.
Изобразительное искусство, музыка, сказки и стихи, так же, как явления природы, предметы, окружающие подростка, вызывают впечатления, которые могут содержать оценку поступков и поведения сверстн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.