На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Аналитическое исследование хозяйственной деятельности предприятия. Психологический анализ личности студентов. Разработка авторского педагогического пакета заданий для самостоятельной работы по дисциплине Экономика организации, его частичная апробация.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


http://www.webkursovik.ru/
Оглавление

Введение
1. Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста по специальности 050801 -«менеджмент (по отраслям)»
1.1 Анализ профессиональной деятельности специалиста по специальности 080501 - «менеджмент»
1.2 Анализ технологий и форм организации учебного процесса при преподавании дисциплины «экономика организации (предприятия)» в новочеркасском колледже промышленных технологий и управления
1.3 Место учебной дисциплины «экономика организации (предприятия)» в структуре подготовки специалиста по специальности 080501 - «менеджмент (по отраслям)» и анализ рабочей программы
2. Профессионально-аналитическое исследование
2.1 Понятие и значение анализа хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Характеристика объекта исследования - ЗАО «Бессергеневское»
2.3 Анализ общей суммы затрат на производство продукции растениеводства и животноводства
2.4 Анализ выручки от реализации продукции растениеводства и животноводства
2.5 Рентабельность продукции растениеводства и животноводства
3. Психолого-педагогическое исследование субъектов образовательного процесса
3.1 Исследование продуктивности и качества мышления студентов
3.2 Выявление преобладающего типа личности
3.3 Анализ интеллектуальной сферы студентов
3.4 Изучение коммуникативных и организационных склонностей
3.5 Рейтинг учебной дисциплины
4. Теоретическое обоснование педагогического проекта
4.1 Проблема самостоятельной работы в научно-методической литературе
4.1.1 Проблема «самостоятельная работа студентов» в образовательном процессе
4.1.2 Понятие «самостоятельная работа студента»
4.1.3 Виды и уровни организации самостоятельной работы
4.2 Психолого-педагогические аспекты успешности организации самостоятельной работы студентов
5. Педагогический проект
5.1 Обоснование педагогического проекта
5.2 Авторская разработка педагогического проекта
5.3 Апробация авторской разработки педагогического проекта
Заключение
Введение

В системе профессионального образования одно из важных мест занимает самостоятельная работа студентов. Являясь существенной организационной формой, самостоятельная работа служит углублению и расширению знаний, формированию интереса студентов к познавательной деятельности, развивает интеллектуальные способности обучаемых.
Анализ теоретических источников (учебно-методической и периодической печати) показывает, что исследованы далеко не все аспекты такой актуальной проблемы, как самостоятельная работа студентов. В этой связи в практике самостоятельная работа студентов рассматривается зачастую как внешнее условие для закрепления и повторения ранее полученных знаний. Помочь учащемуся с помощью разнообразных форм самостоятельной работы, закрепить знания, удержать их в памяти с тем, чтобы затем их воспроизвести или применить на практике в процессе решения однотипных задач - является установкой многих преподавателей в этом случае. При этом главная мотивация деятельности студентов при такой стратегии организации самостоятельной работы - требования преподавателя, т.е. его внешняя мотивация. Следовательно, преподавателям, работающим в сфере специального профессионального образования, необходимо рассматривать самостоятельную работу студентов как важнейшее дидактическое средство, с помощью которого педагог организует образовательную деятельность на занятиях, а не только как внешний элемент процесса бучения. Именно в таком ключе рассматривается самостоятельная работа студентов современными преподавателями (П.И. Пидкасистый, Н.В. Басов, Е.Д. Чернов и др.).
По своему содержанию и организации самостоятельная работа студентов может организовываться в различных условиях ее выполнения. Современными учеными и практиками разработаны различные уровни организации самостоятельной работы, ее формы, определены основные условия успешного ее выполнения. Выбор из всего этого многообразия форм, уровней и требований к самостоятельной работе определяется во многом спецификой учебной дисциплины, ее целью, задачами, особенностями содержания. При этом важным условием, на которое необходимо всегда обращать внимание, при разработке самостоятельной работы является заранее продуманная организация и ее методическое обеспечение.
Цель дипломной работы - разработать различные формы и уровни самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «Экономика предприятия».
Предметом данной работы выступает самостоятельная работа студентов как одно из условий повышения качества подготовки специалиста.
Объектом выступает процесс подготовки специалиста в системе среднего профессионального образования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать характеристику сферы профессиональной деятельности специалиста по специальности «Менеджмент».
2. Провести профессионально-аналитическое исследование деятельности хозяйствующего субъекта ЗАО «Бессергеневское».
3. Осуществить психолого-педагогическое исследование субъектов образовательного процесса (познавательная и интеллектуальная сферы, психологический климат коллектива).
4. Дать теоретическое обоснование педагогического проекта на основе учебно-методической и периодической литературы.
5. Разработать авторский пакет заданий для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» и провести его апробацию в Новочеркасском колледже промышленных технологий и управления.
Сформулированные цель, объект, предмет и задачи определили структуру и содержание дипломной работы.
1. Характеристика сферы профессиональной деятельности специалиста по специальности 080501 - «МЕНЕДЖМЕТН»

1.1 Анализ профессиональной деятельности специалиста по специальности 080501 - «Менеджмент»
менеджмент профессия студент самостоятельный
В связи с переходом к новым формам хозяйствования и изменением структуры организаций в зависимости от формы собственности, возникает необходимость детального изучения особенностей функционирования отраслей агропромышленного комплекса (АПК) нашей страны, а, следовательно, необходимо изучение соответствующих учебных дисциплин таких как «Экономика отраслей АПК», «Экономика организации» и другие.
На сегодняшний день многие вузы и ссузы нашей страны выпускают специалистов в данной области. Для того чтобы будущий специалист обладал необходимыми навыками и умениями, был компетентен в своей профессиональной деятельности существует Государственный образовательный стандарт среднего профессионального и высшего образования, а так же Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Менеджмент (по отраслям)».
Будущий специалист в области менеджмента и экономики организации должен быть готов к профессиональной деятельности, управлению и решению технико-экономических, организационных, кадровых вопросов в качестве менеджера в различных организациях независимо от их организационно-правовых форм.
Основными видами деятельности менеджера являются:
Организационно - управленческая: участие в управлении предпринимательской или коммерческой деятельностью организации, решение стратегических задач, участие в решении экономических проблем организации, разработка эффективной системы контроля.
Информационно - аналитическая: сбор и обработка необходимой информации для принятия управленческих решений, прогнозирование развития социально- экономических процессов в объектах управления, использование данных платежеспособности и финансовой устойчивости организации для улучшения показателей ее работы.
В результате обучения по специальности «Менеджмент (по отраслям)» выпускник должен уметь: направлять усилия членов организации для достижения общих целей, участвовать в решении организационно - стратегических задач, стоящих перед коллективом, формировать пути повышения конкурентоспособности продукции или услуг, использовать финансовые показатели для прогнозирования возможностей развития организации.
Выпускник должен знать: организационно - правовые формы организаций, отраслевые особенности организаций (предприятий) в условиях рынка, планирование деятельности организации, законодательные и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, рыночные методы хозяйствования, этику делового общения, методы оценки деловых качеств работников, психологические особенности взаимодействия личности и коллектива, принципы маркетинга, сущность стратегического планирования, методику анализа и планирования финансов, методы обработки информации с использованием современных технических средств.

1.2 Анализ технологий и форм организации учебного процесса при
преподавании дисциплины «Экономика организации (предприятия)» в Новочеркасском колледже промышленных технологий и управления

Новочеркасский колледж пищевой промышленности является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, деятельность которого регулируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования и Уставом.
В настоящее время в техникуме имеется следующий перечень специальностей:
v «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)
v «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям)
v «Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок»
v «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (по отраслям)
v «Технология бродильных производств и виноделие» «Технология мяса и мясных продуктов»
v «Технология молока и молочных продуктов»
v «Технология продукции общественного питания»
v «Стандартизация и сертификация» (по отраслям)
v «Реклама»
v «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания»
v «Гостиничный сервис»
v «Товароведение»
v «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»
v «Организация обслуживания в сфере сервиса»
Колледжем предлагается система непрерывного профильного образования - обучение по сокращенной программе в ВУЗах Москвы, Украины и Ростовской области.
Кроме того, Колледж предоставляет возможность получить дополнительные рабочие профессии без отрыва от учебы:
Ш Оператор ЭВМ
Ш Контролер качества пищевой продукции
Ш Лаборант химического анализа
Ш Повар
Ш Официант
Ш Кондитер
Ш Слесарь-ремонтник
Ш Бухгалтерия 1С
Ш Секретарь-референт
Ш Машинист холодильных установок
Ш Бармен
Ш Кассир
Ш Продавец
Учебная работа в НКПП проводится в соответствии с графиком учебного процесса, разработанным по действующим учебным планам. График учебного процесса утверждается директором техникума. Целью учебного процесса является подготовка специалиста владеющего традиционными и современными технологиями в области избранной специальности, способного к творчеству.
В соответствии с Государственными образовательными стандартами разработаны и утверждены учебные планы по каждой специальности, в соответствии с которыми ежегодно составляются и утверждаются графики учебного процесса, в котором определены конкретные сроки проведения учебных и производственных практик.
Все специальности, по которым ведется обучение, укомплектованы квалифицированными кадрами штатных преподавателей, мастерами производственного обучения, а также преподавателями- совместителями. В колледже приняты традиционные для государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования форм контроля качества обучения: текущий, промежуточный и итоговый.
Немаловажное значение в процессе обучения играет образовательная среда, в которой студент пребывает ежедневно, получая знания. Известно, что интерьер аудитории, архитектура учебного заведения воспитывают, оказывают влияние на качество обучения. Правильно подобранный цветовой климат с учетом светового оформления кабинета, правильно организованная учебная мебель - все это создает уют и комфортную обстановку в процессе освоения новых знаний. В этой связи следует отметить достоинства данного учебного заведения: не смотря на тот факт, что главное здание и корпуса колледжа являются весьма не новыми, на лицо капитальный ремонт, и некоторые аспекты модернизации (пластиковые окна, свежая покраска стен). Просторные и светлые аудитории, оборудованные новой учебной мебелью (парты, доски). однако не обошлось и без недостатков: узкие, мало освещенные коридоры, вызывающие ощущение ограниченности пространства, несмотря на высокие потолки. Этот недостаток особенно заметен во время перемен, поскольку передвижение студентов затруднено.
В 2010 году Новочеркасский колледж пищевой промышленности объединился с Новочеркасским аграрным техникумом, у которого своя история, так возник Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления (далее ФГОУ СПО НКПТиУ).
Преобладающими формами обучения при изучении курса «Экономика организации (предприятия)» традиционно являются лекции, практические, лабораторные и семинарские занятия, а также самостоятельная работа студентов.
Лекция - главное звено дидактического цикла обучения, как по данному курсу, так и по другим дисциплинам в целом Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. В жизни современного профессионального образования лекцию часто называют «горячей точкой». Педагогика и психология высшей школы: Учеб. пособие./ Под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 544с.
С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, именно лекция закладывает основу научных знаний. На лекционных занятиях по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» преподаватель применяет индуктивный метод: при раскрытии темы приводит примеры, факты, подводящие к научным выводам, также используется метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений лектор делает вывод, выделяя его повторением и интонацией. Помимо традиционных информационных лекций при изучении данной дисциплины используются такие разновидности лекций как: вводная лекция, которая знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин, а также обзорно - повторительная, которая читается в конце определенного раздела по изучаемой дисциплине и отражает теоретические положения и научно - понятийную основу данного раздела.
Процесс обучения по курсу «Экономика организации (предприятия)» предусматривает практические занятия (далее ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.
ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление студентов, позволяют проверить их знания и выступают как средства оперативной обратной связи. План ПЗ отвечает общим идеям и направленности данного лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Методика ПЗ различна, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя.
Структура ПЗ по данной дисциплине выглядит следующим образом:
· вступление преподавателя;
· ответы на вопросы студентов по неясному материалу;
· практическая часть как плановая;
· заключительное слово преподавателя.
Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты. Организация ПЗ строится так, что бы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель старается учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы.
Семинар является одним из основных видов практических занятий в процессе изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)». Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Преобладающими формами семинаров по данной дисциплине выступают: развернутая беседа по заранее известному плану, небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т, е. момент живой беседы. Семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут помниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов: Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 512с.
Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива. Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
На семинарских занятиях, как правило, обсуждаются узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов, вопросы, наиболее трудные для понимания усвоения. Обсуждение этих вопросов проводится в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.
Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику, направленную на развитие практических навыков студентов в области экономики. Структура лабораторных занятий выстраивается так, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность.
Важнейшей стороной лабораторных занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, на лабораторных занятиях основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов, которая заключается в решении задач, в заданиях, которые студенты выполняют на компьютерах с помощью специализированных программ. Проводя упражнения со студентами, преподаватель формирует у студентов навыки и умения, которые необходимы при решении любых экономических задач и вопросов, затрагивающих любую область экономики предприятия.
Процесс изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)» предусматривает также самостоятельную работу студентов. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа по данной дисциплине представлена тремя уровнями самостоятельной деятельности студентов:
1) Репродуктивный (тренировочный) уровень. Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т.д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.
2) Реконструктивный уровень. В ходе реконструктивных самостоятельных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов. На этом уровне студенты выполняют рефераты.
3) Творческий, поисковый уровень. Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студенты самостоятельно производят выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).
В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний.
В Новочеркасском аграрном техникуме при изучении дисциплины «Экономика организации (предприятия)» функционируют разнообразные методы обучения. Используются пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.
· Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления.
· Репродуктивный метод. К нему относят применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациям.
· Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
· Частично-поисковый, или эвристический метод. Заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерными) и учебными пособиями.
· Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и кратного устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.
В процессе изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)» используются и другие методы обучения:
· Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. К этим методам относятся рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстраций и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.
· Методы закрепления изучаемого материала. К этим методам относятся метод беседы, работа с учебником, работа с учебником и книгой.
· Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала. К этим методам относятся: работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний, лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом.
· Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике - метод упражнений, лабораторные занятия, практические работы.
· Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся - повседневное наблюдение за учебной работой учащихся; устный опрос - индивидуальный, фронтальный, уплотненный; контрольные работы; проверка домашних работ учащихся; программированный контроль.
Таким образом, в процессе преподавания дисциплины «Экономика организации (предприятия)» используются разнообразные формы и методы обучения. В зависимости от темы, дидактических целей ведущими формами и методами выбираются те, которые соответствуют этим требованиям.

1.3 Место учебной дисциплины «Экономика организации (предприятия)» в структуре подготовки специалиста по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)» и анализ рабочей программы

Учебный план №118 - а от 31.08.2009г. составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Менеджмент (по отраслям)» и предназначен для государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников данной специальности. Определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по образовательным областям и учебным предметам. Учебный план является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания на федеральный, национально-региональный, вузовский компоненты.
Федеральный компонент плана обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает учебные курсы общекультурного и общенационального значения. Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона. Вузовский компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы вузовского компонента учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения). Хуторской А.В. Современная дидактика. -СПБ., 2001. - 561с.
Рассмотрим место учебной дисциплины «Экономика организации (предприятия)» в структуре учебного плана Новочеркасского аграрного техникума. Учебная дисциплина «Экономика организации (предприятия)» относится к общепрофессиональным дисциплинам, на которую отводится 147 часов учебного времени. Изучение данной дисциплины проводится на втором курсе (3,4 семестр) в течение 16 недель. По окончании изучения курса сдается экзамен, Курс включает в себя подготовку рефератов и контрольные работы. Обязательные учебные занятия: теоретическое обучение - 82 часа, лабораторные и практические занятия -30 часов. На самостоятельную работу студентов отводится 35 часов.
Рассмотрим, какой удельный вес занимают общепрофессиональные дисциплины в общей структуре учебного плана (рис. 1).
Из данного рисунка видно, что общепрофессиональные дисциплины занимают наибольший удельный вес в структуре учебного плана ссуза. Это обусловлено спецификой данного учебного заведения, поскольку речь идет о среднепрофессиональном образовательном учреждении, где срок обучения длится в течение трех лет. Для качественной подготовки специалистов в течение достаточно маленького срока, делается большой упор на изучение дисциплин, непосредственно связанных с будущей профессией студентов.
Рисунок 1 - Процентное соотношение часовой нагрузки по дисциплинам
Рассмотрим, какое место занимает курс «Экономика организации (предприятия)» в структуре общепрофессиональных дисциплин.
Рисунок 2 - Соотношение часовой нагрузки общепрофессиональных дисциплин
Полученный результат говорит, о том, что на изучение дисциплины «Экономика организации (предприятия)» отводится наибольшее количество времени - 147 часов, что составляет наибольший удельный вес в структуре общепрофессиональных дисциплин. Обусловлено это достаточной сложностью и специфичностью данного курса и тем, что дисциплина изучается только в течение года.
Рабочая программа по дисциплине «Экономика организации (предприятия)» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080501 «Менеджмент (по отраслям)». Она предусматривает изучение действия экономических законов и форм их проявления в сельском хозяйстве, экономических отношений в отрасли с учетом ее специфики взаимодействия с другими отраслями АПК. Теоретическое обучение ориентирует будущих специалистов на профессиональную деятельность в условиях рыночной экономики, на необходимость самостоятельного приобретения и обновления знаний. Рабочая программа по дисциплине «Экономика организаций» общим объемом 112 ч., включает следующие темы, (табл. 1).
Таблица 1 - Структура рабочей программы по дисциплине «Экономика организаций»

Разделы (темы)
Часы
1
Введение
2
2
Отраслевые особенности организаций
4
3
Организационно-правовые формы организаций
4
4
Производственная структура организаций
8
5
Основы логистики
4
6
Основной капитал и его роль в производстве
8
7
Оборотный капитал
8
8
Капитальные вложения и их эффективность
6
9
Аренда, лизинг, нематериальные активы
6
10
Кадры организации и производительность труда
8
11
Формы и системы оплаты труда
6
12
Планирование деятельности организации
8
12
Ценообразование
6
14
Прибыль и рентабельность
6
15
Финансы организации
6
16
Основные показатели деятельности организации
8
17
Внешнеэкономическая деятельность организации
8
Схема межпредметных связей дисциплины «Экономика организации (предприятия)» представлена на рисунке 3.
Рисунок 3- Схема межпредметных связей дисциплины
В процессе изучения курса «Экономика организации (предприятия)» используются традиционные методы и формы обучения. При подготовке учебного материала активно используется метод обновления имеющейся экономической информации и статистических данных, что помогает проследить динамику изменений, и предотвращает устаревание информации.
Дисциплина «Экономика организации (предприятия)» занимает одно из центральных мест в системе подготовки менеджеров среди общепрофессиональных дисциплин. Знания, полученные по данной дисциплине, являются необходимыми для выполнения дипломной работы.
2.Профессионально-аналитическое исследование

2.1 Понятие и значение анализа хозяйственной деятельности предприятия

В настоящее время анализ хозяйственной деятельности предприятия занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.
Для управления производством нужно иметь представления о тенденциях и характере предстоящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигается с помощью экономического анализа. Он является связывающим звеном между учетом и принятием управленческих решений. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его эффективность и объективность.
Таким образом, анализ хозяйственной деятельности предприятия является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.
В сложившихся условиях руководитель предприятия не может рассчитывать только на свою интуицию. Управленческие решения и действия должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными и оптимальными.
2.2. Характеристика объекта исследования - ЗАО «Бессергеневское»

ЗАО «Бессергеневское» образовано при реорганизации сельскохозяйственной организации АОЗТ «Бессергеневское» и является правопреемником в соответствии с передаточным актом. Фирменное наименование общества: Закрытое Акционерное Общество «Бессергеневское». Место нахождения общества - Октябрьского района Ростовской области. Почтовый адрес: 345497 Ростовская область, Октябрьский район, станица Бессергеневская.
Цель создания и деятельности общества является производство и реализация сельскохозяйственной продукции и извлечение прибыли в интересах участников общества, а также удовлетворение потребностей производителей этой продукции. В качестве основного вида деятельности общество осуществляет производство, хранение, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и оказание услуг сельхозпроизводителям.
Территория ЗАО «Бессергеневское» входит в агропромышленный район «Приазовье», характеризуется умеренно жарким климатом с резким колебанием температуры и недостаточным увлажнением. В зимние месяцы температура может снижаться до -25 С. Средняя из абсолютных минимумов температур воздуха достигает -19 С. Первые заморозки - с 16 октября. Безморозный период длится 186 дней. Переход к среднесуточным температурам выше +10 С происходит весной, после 20 апреля. Наибольшее количество осадков выпадает в летний, теплый вегетационный период и составляет примерно 32-мм. Снежный покров появляется в начале декабря и сходит в начале марта. Высота снежного покрова составляет в среднем 8-13 см. преобладающими являются ветры восточного и северо-восточного направления.
Землепользование хозяйства расположено в юго-западной части Ростовской области. Территория ЗАО «Бессергеневское» относится к восточной окраине Приазовской наклонной равнины и представляет собой водораздел рек Аксай и Кадамовка и небольшой участок в Доно-Аксайской пойме. Территория хозяйства неоднородна по рельефным условиям и представляет собой массивы на легких водоразделах и склоны различной экспозиции. Основными почвообразующими породами на водоразделе являются лессовидные суглинки и красно-бурые глины. Почвы - мощные приазовские черноземы.
Общий земельный фонд ЗАО «Бессергеневское» составляет 5114 га и включает:
· всего сельскохозяйственных угодий - 4852 га;
· пашня - 3331 га;
· усадьбы и огороды рабочих вне усадьбы - 218 га;
· дороги - 142 га.
Объемы производства в 2009 г. достиг следующих показателей:
Продукция животноводства:
· Крупный рогатый скот868 голов, из них
- коровы - 353 голов;
- из них коровы молочного направления - 353 голов;
- нетели - 17 голов;
- телки старше 2-х лет - 175 голов;
· Свиньи 195 голов, из них:
- основные свиноматки и хряки - 5;
- из них свиноматки проверяемые - 81;
· Лошади 10 голов, из них:
· Жеребцы производители - 1;
· Конематки 3-х лет и старше - 19;
Продукция растениеводства:
· Зерно в первоначально оприходованной массе - 11845 ц;
· Зерно-початки в физической массе - 1546 ц;
· Семена в первоначально оприходованной массе - 1670 ц;
· Бахчи - 1000ц;
· Плоды - 400 ц;
· Корнеплоды - 1500 ц;
· Сено - 2516 ц;
· Зленная масса - 3629 ц.
Стоимость товарной продукции реализованной ЗАО «Бессергеневское» в 2009 представлена в табл. 2.
Таблица 2 - Реализация продукции ЗАО «Бессергеневское» на 2009 г.
Вид продукции
Полная себестоимость продукции, тыс.руб.
Выручено, тыс.руб.
1
2
3
Продукция растениеводства:
1800
3006
- зерновые и зернобобовые
598
695
- подсолнечник
980
2047
- бахчевые (арбузы, дыни)
88
121
Продукция животноводства:
4229
4038
- крупный рогатый скот
901
1401
- свиньи
1071
934
- молоко цельное
1249
2263
- прочая продукция
7
7
Состав основных производственных фондов за период 2008 - 2009 гг. представлен в табл. 3.
Таблица 3 - Наличие и структура основных производственных фондов ЗАО «Бессергеневское» на 2008 - 2009 гг.
Группа основных средств
2008 г.
2009 г.
Отклонение
Наличие,
тыс.руб.
Струк
тура
%
Наличие,
тыс.руб.
Структура %
тыс.
руб.
%
1
2
3
4
5
6
7
Здания
14453
48.03
12577
43.3
-1876
-4.73
Сооружения
2702
8.92
2702
9.3
-
0.38
Машины и оборудование
5327
17.59
5462
18.8
+135
+1.21
Транспортные средства
1466
4.84
1466
5.05
-
+0.21
Производственный и хозяйственный инвентарь
80
0.26
80
0.28
-
+0.02
Рабочий скот
6
0.019
10
0.03
+4
+0.011
Продуктивный скот
1371
4.52
1878
6.47
+507
+1.95
Продолжение табл. 3
1
2
3
4
5
6
7
Многолетние насаждения
1721
5.56
1721
5.93
-
+0.37
Другие виды
3150
10.4
3150
10.84
-
+0.44
Итого
30281
100
29046
100
-1235
-
На конец отчетного периода сумма ОПФ составила 29046 тыс. руб., что на 1235 тыс. руб. меньше, чем в 2008 г. значительное снижение происходит за счет износа зданий. По таким основным фондам, как машины и оборудование, рабочий и продуктивный скот, наблюдается прирост. Изменилась и структура основных производственных фондов. Снижается доля зданий, по остальным основным средствам происходит увеличение в структуре.
Динамика кадров ЗАО «Бессергеневское» за последние два года представлена в табл.4.
Таблица 4 - Наличие и состав кадров ЗАО «Бессергеневское» на 2008 - 2009 гг.
Работники
2008 г.
2009 г.
Отклонение, чел.
1
2
3
4
Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве - всего
102
134
+32
Из них: трактористы - машинисты
19
19
-
Операторы машинного доения
9
12
+3
Скотники КРС
19
21
+2
Работники свиноводства
13
12
-1
Служащие
15
15
-
Из них:
руководители
4
4
-
Специалисты
5
5
-
Таким образом, в ЗАО «Бессергеневское» наблюдается увеличение численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве (на 32 человека за год). Прежде чем приступить к финансовому анализу ЗАО «Бессергеневское», необходимо отметить, что это предприятие является элементом рынка сельского хозяйства. Рынок сельского хозяйства - это сфера обмена товарами сельского хозяйства между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделений труда. Создание этого рынка тесно связано с ликвидацией монополии государства на закупку сельскохозяйственной продукции по «твердым» ценам, с широким развертыванием прямой продажи произведенной продукции непосредственно самими товаропроизводителями. При формировании рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья государство использует экономические методы.
Рынку сельскохозяйственной продукции свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого сельскохозяйственного производства.
1. Зависимость предложения от погодных условий, ограничивающая возможность контроля сельским товаропроизводителем количества продукции.
2. Гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию, что обусловлено ее способностью удовлетворять потребность населения в пище. В определенной степени эта потребность компенсирует негативное влияние предыдущей и сельскохозяйственный товаропроизводитель может использовать ее для повышения эффективности своей деятельности.
3. Большой объем продукции и ее скоропортящийся характер вызывают необходимость, с одной стороны, в хранилищах (в особенности овощей, картофеля, плодов), с другой - в реализации в максимально сжатые сроки. Это позволяет избежать значительных потерь, а следовательно, снижения доходности производства.
4. Сосредоточения потребления сельскохозяйственной продукции в городах, что вызывает необходимость ее сбыта через посредников. Это означает потеря определенной доли дохода товаропроизводителей; он вынужден «делится» с посредниками частью стоимости своей продукции.
Исходя из особенностей рынка сельскохозяйственной продукции и в связи с переходом к рыночным условиям, любому предприятию выгоднее продать продукцию, получив максимальную прибыль и при этом покрыть издержки производства.
Проведя комплексный анализ хозяйственной деятельности ЗАО «Бессергеневское» за 2009 г., будем анализировать затраты на производство продукции, выручку от реализации продукции, а также рентабельность продаж сельскохозяйственной продукции.
2.3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции растениеводства и животноводства

Ведущим показателем, характеризующим работу предприятия, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависят финансовый результат деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ затрат имеет важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения этого показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и выработать корректирующие меры по использованию возможностей снижения затрат на производство продукции. Источниками информации для проведения анализа затрат является «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)».
Анализ затрат на производство продукции будем проводить по элементам затрат. Оно включает: материальные запасы (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия, теплоэнергия и др.), затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты (износ материальных средств, арендная плата, обязательные страховые выплаты, проценты по кредитам банка, налоги, включаемые в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и др.). Основные элементы затрат на производство продукции представлены в табл.5.
В 2008 г. сумма затрат увеличилась на 697 тыс. руб., при этом увеличение затрат наблюдается по всем элементам затрат, кроме прочих затрат, кроме прочих расходов (их сумма уменьшилась на 113 тыс. руб.).
Таблица 5 - Анализ себестоимости продукции растениеводства ЗАО «Бессергеневское» на 2007-2009 гг.
Элемент
затрат
Сумма затрат,
тыс. руб.
Отклонение, тыс. руб.
Структура затрат, %
Отклонение %
2007г.
2008г.
2009г.
2007г-2008г.
2007г-2009г.
2007г.
2008г.
2009г.
2007г-2008г.
2007г-2009г.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Материальные затраты
3969
4476
5429
+507
+953
78,24
77,58
57,38
-0,67
-20,19
Заработная плата и отчисления на социальные нужды
692
995
1842
+303
+847
13,64
17,24
19,47
+3,6
+2,23
Амортизация основных средств
149
149
181
-
+32
2,94
2,58
1,91
-0,36
-0,67
Прочие
расходы
263
150
2010
-113
31860
5,18
2,61
21,24
-2,57
+18,63
Полная
себестоимость
5073
5770
9462
+697
+3692
100
100
100
-
-
В том числе: переменные
4232
4262
7439
+30
+3177
83,42
73,86
78,62
-9,56
+4,76
постоянные
841
1144
2023
+303
+879
16,58
26,14
21,38
+9,56
-4,76
Изменилась и структура затрат. Увеличение наблюдается лишь по заработной плате и отчислениям на социальные нужды - на 3,6%; по всем остальным элементам затрат - уменьшение в структуре. Наблюдается увеличение постоянных затрат при этом, на ту же величину (9,56%) уменьшаются переменные затраты.
В 2009 г. наблюдается увеличение суммы затрат на 3692 тыс. руб. увеличение происходит по всем элементам затрат, при этом значительно возросли прочие расходы (2008 г. их сумма уменьшилась на 113 тыс. руб., 2009 она возросла на 1860 тыс. руб.).
Наблюдается и значительное изменение в структуре затрат. продолжается снижение доли материальных затрат на амортизацию основных средств производства, увеличиваются в структуре затраты на зарплату и социальные нужды, а также прочие расходы.
Для любого предприятия характерно увеличение затрат от года к году. Это связано с повышением цен на горюче-смазочные материалы, корма, удобрения. В 2007 и 2008 гг. предприятие не занималось выращиванием и сбором урожая кукурузы. В этот же период не собирался урожай с плодовых деревьев ввиду не урожайности. Наглядно структуру затрат можно увидеть на рис. 4.
Рисунок 4 - Структура затрат на производство растениеводства в 2009 г.
Рассмотрим затраты на продукцию растениеводства за период 2007 - 2009 гг. (табл. 6) в 2008 г. происходит рост затрат по озимым зерновым (на 10,11 руб-коп.), яровым зерновым (на 44,33руб-коп.) и бахчевым (на 176,1 руб-коп.), причина тому повышение объемов производства, и рост цен на горючесмазочные материалы, удобрения. Наблюдается снижение затрат по подсолнечнику на зерно (на 70,89 руб-коп), хотя возросли объемы производства по этой культуре.
Таблица 6 - Затраты ЗАО «Бессергеневское» на продукцию растениеводства за 2007-2009 гг.
Наименование культуры
Себестоимость единицы продукции, руб-коп.
Отклонение руб-коп.
2007г.
2008г.
2009г.
2007г.-2008г.
2008г.-2009г.
1
2
3
4
5
6
Озимые зерновые
90,56
100,67
105,72
+10,11
+5,05
Яровые зерновые
35,86
140,19
118,46
+44,33
-21,73
Кукуруза на зерно
-
-
100
-
+100
Подсолнечник на зерно
250,41
179,52
188,18
-70,89
+8,66
Бахчи
9
185,71
88
+176,1
-97,71
Плоды
-
-
200
-
+200
В 2009 г. ЗАО «Бессергеневское», помимо зерновых, подсолнечника и бахчевых, начало выращивание кукурузы на зерно, а также сбор урожая с плодоносных деревьев, что вызывает необходимость в дополнительных затратах. Продолжается рост затрат на производство озимых зерновых (рост еще на 5.05 руб-коп.), возрастают затраты по подсолнечнику (на 8,6 руб-коп.). причина тому повышение объемов производства этих культур, а также рост затрат на горючее и удобрения. Снижается уровень затрат на яровые зерновые (на 21,73 руб-коп.) и бахчи (на 97,71 руб-коп.) при увеличении объема производимой продукции.
2.4 Анализ выручки от реализации продукции растениеводства и животноводства

Выручка от реализации продукции является еще одним из важных показателей, характеризующих работу сельскохозяйственного предприятия. поскольку выручка организации определяется как произведение объема произведенной продукции и цену реализуемой продукции, величина этого показателя зависит напрямую от этих факторов. Рассчитаем влияние цены за 1 ц. продукции и объем реализованной продукции на выручку с помощью факторного анализа, используя метод цепных подстановок. Исходные данные представлены в табл. 7.
Таблица 7 - Исходные данные для факторного анализа выручки от реализации продукции
Вид
продукции
Объем реализованной продукции, ц (А)
Цена реализованной продукции за 1 ц, тыс. руб. (В)
Выручка, тыс. руб. (У)
Отклонение тыс. руб.
2007
2008
2009
2007
2008
2009
2007
2008
2009
2007-2008
2008-2009
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Зерновые
2262
6894,5
9551
0,33
0,14
0,28
746,46
965,23
2574,28
+218,77
+1709,05
Бахчевые
-
350
1000
-
0,23
0,12
-
80,5
120
+80,5
+39,5
Молоко
4191
-
5401
0,40
-
0,42
1676,4
-
2268,42
-
+2268,42
Мясо
667
756
776
2,77
2,85
1,81
1847,6
2143,6
1404,56
+307,01
-750,04
По зерновым:
2007-2008 гг.
Уо = ао * во = 2262 * 0,33 = 746,46
У1 = а1*в1 = 6894,5 * 0,14 = 965,23
Уусл 1 = а1 * во = 6894,5 * 0,33= 2275,19
Уусл 2 = а1 * в1 = 6894,5 * 0,14 = 965,23
?У(а) = Уусл 1 - Уо = 2275,19 - 746,46 = 1528,73
?У(в) = Уусл 2 - Уусл 1 = 965,23 - 2275,19= -1309,96
?У = ?У(а) + ?У(в) = 1528,73 - 1309,96 = 218,77
Таким образом, в 2008 г. наблюдается увеличение выручки от продаж зерновых в целом на 218,77 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объема производства выручка увеличилась на 1528,73 тыс. руб.; за счет снижения цены реализации продукции выручка снизилась на 1309,96 тыс.руб.
2008 -2009 гг.
Уо = ао * во = 6894,5 * 0,14 = 965,23
У1 = а1*в1 = 9551 * 0,28 = 2674,28
Уусл 1 = а1 * во = 9551 * 0,14 = 1337,14
Уусл 2 = а1 * в1 = 9551 * 0,28 = 2674,28
?У(а) = Уусл 1 - Уо = 1337,14 - 965,23 = 371,91
?У(в) = Уусл 2 - Уусл 1 = 2674,28- 1337,14 = 1337,14
?У = ?У(а) + ?У(в) = 371,91 - 1337,14 = 1709,05
Таким образом, в 2009 г. наблюдается увеличение выручки от продаж зерновых в целом на 1709,05 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объема производства на 371,91 тыс. руб.; за счет увеличения цены реализации в 2 раза увеличение выручки произошло на 1337,14 тыс.руб.
По бахчевым:
2008-2009 гг.
Уо = ао * во = 350 * 0,23 = 80,5
У1 = а1*в1 = 1000 * 0,12 = 120
Уусл 1 = а1 * во = 1000 * 0,23 = 230
Уусл 2 = а1 * в1 = 1000 * 0,12 = 120
?У(а) = Уусл 1 - Уо = 230 - 80,5= 149,5
?У(в) = Уусл 2 - Уусл 1 = 120- 230 = -110
?У = ?У(а) + ?У(в) = 149,5 - 110 = 39,5
Таким образом, в 2009 г. наблюдается увеличение выручки на 39,5 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объема производства бахчевых на 149,5 тыс. руб.; за счет снижения цены реализации в 2 раза выручка снизилась на 110 тыс.руб. По молоку:
2007-2009 гг.
Уо = ао * во = 4191 * 0,40 = 1676,4
У1 = а1*в1 = 5401 * 0,42 = 2268,42
Уусл 1 = а1 * во = 5401 * 0,40 = 2160,4
Уусл 2 = а1 * в1 = 5401 * 0,42 = 2268,42
?У(а) = Уусл 1 - Уо = 2160,4 - 1676,4= 484
?У(в) = Уусл 2 - Уусл 1 = 2268,42 - 2160,4 = 108,02
?У = ?У(а) + ?У(в) = 484 + 108,02 = 592,02
Таким образом, в 2009 г. увеличение выручки от реализации молока произошло на сумму 592,02 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объемов производства выручка увеличилась на 448 тыс. руб.; за счет увеличения цены реализации выручка увеличилась на 108,02 тыс.руб.
По мясу:
2007-2008 гг.
Уо = ао * во = 667 * 2,77 = 1847,59
У1 = а1*в1 = 756 * 2,85 = 2154,6
Уусл 1 = а1 * во = 756 * 2,77 = 2094,12
Уусл 2 = а1 * в1 = 756 * 2,85 = 2154,6
?У(а) = Уусл 1 - Уо = 2094,12 - 1847,59= 246,53
?У(в) = Уусл 2 - Уусл 1 = 2154,6 - 2094,12 = 60,48
?У = ?У(а) + ?У(в) = 60,48 - 246,53 = 307,01
В 2008 г. произошло увеличение выручки от реализации мясной продукции на 307,01 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объемов производства выручка увеличилась на 246,53 тыс. руб.; за счет роста цены сумма выручки возросла на 60,48 тыс.руб.
По мясу:
2008-2009 гг.
Уо = ао * во = 756 * 2,85 = 2154,6
У1 = а1*в1 = 776 * 1,81 = 1404,56
Уусл 1 = а1 * во = 776 * 2,85 = 2211,6
Уусл 2 = а1 * в1 = 776 * 1,81 = 1404,56
?У(а) = Уусл 1 - Уо = 2211,6 - 2154,6= 57
?У(в) = Уусл 2 - Уусл 1 = 1404,56 - 2154,6 = -807
?У = ?У(а) + ?У(в) = 57 - 807 = -750
Таким образом в 2009 г. наблюдается снижение выручки от реализации мясной продукции на 750 тыс. руб., в том числе за счет увеличения объемов производства выручка увеличилась на 57 тыс. руб.; за счет снижения цены реализации сумма выручки снизилась на 807 тыс.руб.
В целом выручка от реализации продукции растет. Сокращение наблюдается лишь в 2009 г. в связи со снижением цены реализации мясной продукции, что связано с общим снижением закупочных цен на мясную продукцию (с 2,85 тыс. руб. за 1 ц. в 2008 г. до 1,81 тыс. руб. в 2009 г. 2.5 Рентабельность продукции животноводства и растениеводства

Рентабельность характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат. Она более полно, чем прибыль, отражает окончательные результаты хозяйствования, потому что ее величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Все показатели могут рассматриваться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли (табл. 8).
Таблица 8 - Основные показатели рентабельности
Показатели
Способ расчета
Годы
Отклонение
2007
2008
2009
2007-2008гг
2008-2009гг
Рентабельность производственной деятельности
R3=прибыль до налогообложения / затраты по реализованной продукции
0,26
0,08
0,17
-0,18
+0,09
Рентабельность продаж (оборота)
Rоб = Прибыль от реализации продукции/Выручка
0,21
0,08
0,14
-0,13
+0,06
Рентабельность (доходность) капитала
Rkl = Чистая прибыль/Среднегодовая стоимость инвестированного капитала
0,03
0,008
0,07
-0,022
+0,062
Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) показывает, сколько предприятие имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. В 2007 г. этот показатель равен 0,26, а в 2008 г. снизился на 0,18 и составил 0,08. В 2009 г. этот показатель возрос на 0,09 и составил 0,17, однако его значение ниже, чем в 2007г.
Рентабельность продаж характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности, т.е. показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1 руб. продаж. В 2007 г. этот показатель составил 0,21 руб., в 2008 г. снизился на 0,13 и составил 0,08 руб. в 2009 г. значение показателя возрастает еще на 0,06 и составляет 0,14.
Рентабельность (доходность) капитала в 2007 г. этот показатель составил 0,03, в 2008 г. он снизился на 0.022 и составил 0,008. В 2009 г. этот показатель возрастает еще на 0,062 и его значение равно 0,07.
Таким образом, в 2008 г. наблюдалось снижение показателей рентабельности, что связано с уменьшением полученной прибыли в этом году почти в 3 раза. Однако, в 2009 г. ситуация стабилизируется, прибыль возрастает с 360 тыс. руб. в 2008 г. до 1015 тыс. руб. в 2009 г. и показатели рентабельности возрастают. Проведем факторный анализ уровня рентабельности продаж. рассчитанный в целом по предприятии, он зависит от прибыли от реализации продукции и выручки. Факторная модель этого показателя имеет вид:
R = Прибыль от реализации / Выручка
Исходные данные для факторного анализа рентабельности представлены табл. 9.
Таблица 9 - Исходные данные для факторного анализа уровня рентабельности
Показатели
Годы
Отклонение
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2007 г-2008 г
2008 г.-2009 г.
1
2
3
4
5
6
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. (а)
909
360
1015
-549
+655
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. (в)
4340
4416
7137
+76
+1721
Рентабельность продаж, (У)
0,21
0,08
0,14
-0,13
+0,06
Проводим факторный анализ рентабельности методом цепных подстановок.
2007-2008 гг.
Уо = ао : во = 909 : 4340 = 0,21
У1 = а1:в1 = 360 : 4416 = 0,08
Уусл 1 = а1 : во = 360 : 4340 = 0,08
Уусл 2 = а1 : в1 = 360 : 4416 = 0,08
?У(а) = Уусл 1 - Уо = 0,08 -0,21= -0,13
?У(в) = Уусл 2 - Уусл 1 = 0,08-0,08 = 0
?У = ?У(а) + ?У(в) = -0,13
Таким образом снижение уровня рентабельности от продаж на 0,13 объясняется снижение прибыли.
2008-2009 гг.
Уо = ао : во = 360 : 4416 = 0,08
У1 = а1:в1 = 1015 : 7137 = 0,14
Уусл 1 = а1 : во = 1015 : 4416 = 0,23
Уусл 2 = а1 : в1 = 1015 : 7137 = 0,14
?У(а) = Уусл 1 - Уо = 0,23 - 0,08= 0,15
?У(в) = Уусл 2 - Уусл 1 = 0,14 - 0,23 = -0,09
?У = ?У(а) + ?У(в) = 0,15 - 0,09 = 0,06
Таким образом, в 2009 г. произошло увеличение уровня рентабельности продаж на 0,06, в том числе за счет повышения прибыли уровень показателя возрос на 0,15; за счет увеличения выручки рентабельность снизилась на 0,09.
В общем можно сделать следующие выводы. Профессиональное экономическое исследование проводилось по данным бухгалтерской отчетности ЗАО «Бессергеневское» за 2007-2009 гг. - это сельскохозяйственное предприятие занимается производством и реализацией яровых и озимых зерновых, подсолнечника, кукурузы, бахчевых, плодов деревьев, молока, мяса.
Задача исследования заключалась в том, чтобы рассмотреть структуру затрат, ее изменение за период 2007-2009 гг. анализ выручки растениеводства, а также анализ рентабельности продаж этой продукции. Нужно определить, под влиянием каких факторов изменилось значение показателей. Цель анализа изучение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности, и выявление факторов, влияющих на финансовый результат работы хозяйства.
Результаты профессионально-экономического анализа позволяют сделать следующие выводы.
Прежде, чем охарактеризовать изменение затрат, необходимо отметить, что увеличение суммы затрат характерно для всех предприятий, это связано с увеличением объемов выпускаемой продукции, ростом цен на горючие, удобрения, электроэнергию и др.
В 2009 г. в ЗАО «Бессергеневское» произошел рост затрат на 3692 тыс. руб., это на 63,9% выше чем в 2008 г. при этом увеличилась сумма переменных затрат на 3177 тыс. руб. и сумма постоянных затрат на 879 тыс. руб. в структуре затрат также произошли изменения в сторону снижения, увеличилась лишь доля прочих расходов на 18,63 %. В 2009 г. увеличилась сумма затрат на озимые зерновые и подсолнечник, при этом снизились издержки на бахчевые и яровые зерновые. Причина роста заключается в увеличении объемов производства выпускаемой продукции, ростом цен на горючее, удобрения, электроэнергию.
Факторный анализ выручки показал, что в 2009 г. произошло увеличение суммы выручки от реализации зерновых (на 1709,05 тыс. руб.), бахчевых (на 39,5 тыс. руб.), молоку (на 2268 тыс. руб.). Однако снизилась сумма выручки от реализации мясной продукции на 750,04 тыс. руб. что связано с падением закупочных цен на эту продукцию в 2009 г. (с 2.85 тыс. руб. за 1 ц в 2008 г., до 1.81 тыс. руб. в 2009 г.) Теоретическое в 2009 г. выросли показатели рентабельности, однако рентабельность производственной деятельности и рентабельность продаж за этот год ниже, по сравнению с 2007 г. по итогам факторного анализа рентабельности продаж можно сказать, что происходит увеличение этого показателя на 0,06, в том числе, за счет увеличения прибыли на 0,15.
Учитывая результат проведенного экономического исследования руководству ЗАО «Бессергеневское» можно предложить следующее. Поскольку рост затрат неизбежен от года к году, существует возможность изыскать резервы сокращения затрат, которые устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных инновационных мероприятий. Это может быть внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда, что может способствовать экономии сырья, материалов, энергии.
3. Психолого-педагогическое исследование субъектов образовательного процесса

Психолого-педагогическое исследование проводилось на базе Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления в учебной группе II - М. Основной целью данного исследования - оценка психолого-диагностических характеристик студентов, позволивших нам приступить к разработке авторского педагогического проекта. В соответствии с выбранной нами темой, были подобраны соответствующие методики, которые позволят нам выявить:
· Продуктивность и качество мышления студентов;
· Преобладающий тип личности;
· Интеллектуальные и познавательные способности;
· Психологический климат в учебном коллективе;
· Рейтинг учебной дисциплины «Экономика предприятия».
Полученная информация даст нам не только представление о учебном коллективе, но и позволит оценить уровень знаний и уровень развития студентов, что весьма важно при разработке учебных занятий, а также их частичной апробации.
Все, отмеченные нами методики, были проведены в учебной группе II - М. Средний возраст студентов составил 17 лет. В исследовании приняло участие 25 человек, что позволило обеспечить должную его репрезентативность.
3.1 Исследование продуктивности и качества мышления студентов

Данная методика была разработана профессором В.С. Кукушиным Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 4 / Под ред. В.С. Кукушина.- Ростов н/Д: ГинГо, 2000.. Суть методики проста: студентам в течение 10 минут предлагается написать максимальное количество слов, начинающихся на букву «С». Далее, обрабатывая результаты, в группе определялись максимальный и минимальный лексический запас, их среднее арифметическое значение. Затем слова распределялись по следующей направленности:
· примитивные (например, «соль», «стол», «стул»);
· гуманитарные (например, имена, города, «сердце», «сила»);
· духовного направления (например, «соната», «сказка»);
· профессиональные (например, «сальдо», «стоимость», «смета»);
· средовые (например, «сумерки», «секунда», «сегодня»).
Результаты, полученные в ходе этого исследования можно свести в табл. 10.
Таблица 10 - Продуктивность и качество мышления студентов
группа
Словарный запас, шт
Распределение слов по типу, %
MIN
MAX
СРЕД
Прими-тивные
Гума-нитар-ные
Высоко духов-ные
Средо-вые
Профес-сиональ-ные
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2-Б-1
39
87
65
48,2
0,95
2,2
2,5
45,2
Легко заметить, что у студентов Новочеркасского колледжа промышленных технологий и управления наибольший процент составляют слова примитивного и профессионального направления (93,4% от общего количества слов). Это объясняется тем, что на втором курсе обучения студенты изучают множество дисциплин профессиональной направленности. Информация, изучаемая в ходе преподавания этих дисциплин, свежа, нова и интересна, т.к. является профильной. «Это то, что приходит первое на ум!» - как говорят сами студенты.
3.2 Выявление преобладающего типа личности

Исследование данного типа направлено на определение преобладающего типа личности в группе. Студентам предлагается нарисовать человека, используя геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат) так, чтобы общее число используемых фигур было равно 10 (не больше и не меньше). Интерпретировались результаты следующим образом: подсчитывалось число использованных в изображении фигур, результат записывался в виде трехзначного числа, где сотни - количество треугольников, десятки - круги, а единицы - число квадратов. Полученное трехзначное число позволило отнести респондентов к одному из типов Столяренко Л.Д. Основы психологии: практикум.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.:
· «руководитель»;
· «ответственный исполнитель»;
· «тревожно - мнительный»;
· «ученые»;
· «интуитивный»;
· «конструктор - изобретатель»;
· «эмоционально - сочувствующий»;
· «черствый».
Полученные результаты можно свести в табл. 11.
Таблица 11 - Типы личности студентов группы 2-Б-1
группа
Типы личности, %
I
Руководи-тель
II
Ответ-ствен-ный испол-нитель
III
Трево-жно-мни-тель-ный
IV
Уче-ный
V
Кон-струк-тор
VI
Инту-итив-ный
VII
Черст-вый
1
2
3
4
5
6
7
8
2-Б-1
5
25
5
15
25
20
5
Первое место, по количеству респондентов, занимают два типа личности - «ответственный исполнитель» и «конструктор». Этим типам личности присущи следующие качества: имеют богатое воображение, пространственное видение, одержимы своими идеями, прежде всего их интересует достижение поставленных перед собой целей. Однако, многие из них колеблются при принятии ответственности за решение, предпочитают выполнять чужие распоряжения, при этом требовательны к себе, проявляют высокий профессионализм. Что еще необходимо, чтобы предложить студентам пакет заданий для самостоятельной работы по экономической дисциплине?!
Немаловажным фактором, влияющим на выбор темы авторского педагогического проекта, стал показатель 15% - «ученый» тип личности. Это люди, которые создают новое, на основе фундаментального багажа знаний. самостоятельная работа - это то, что стимулирует их активность и повышает уровень знаний.
3.3 Анализ интеллектуальной сферы студентов

При помощи методики «Коэффициент интеллекта» возможно, оценить, главным образом, наличный уровень знаний. Учащимся предлагается выполнить 2 теста по 40 задач за определенный промежуток времени. Ответ на задание может быть из буквы, числа либо слова. Каждый правильный ответ приравнивается к 1 очку. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов.- М., 2007.- С. 347.
Анализ результатов приведен в табличном и схематичном виде.
Таблица 12 - Результаты двух тестов на определение коэффициента интеллекта
Набранные очки
Количество человек
менее 10
0
10-22
17
более 22
3
Рисунок 5 - Диаграмма результатов тестирования на коэффициент интеллекта
Итог исследования не может не радовать. Студенты показали хорошие результаты тестирования на определение коэффициента интеллекта: у 85% группы коэффициент интеллекта 100 баллов (100- это среднее значение) и более. Однако результаты более 22 очков (130 баллов) не следует считать надежными. Это говорит о том, что студенты вполне справятся с заданиями самостоятельно.
3.4 Изучение коммуникативных и организаторских склонностей

В группе была проведена оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации. Для этого был использован вопросник КОС, состоящий из двух серий вопросов по коммуникативным и организаторским склонностям старшеклассников. Учащимся необходимо было ответить на все предложенные вопросы, используя знаки «+» или «-». Если ответ на вопрос положителен (согласны), то нужно было поставить «+», если же ответ отрицателен (не согласны) - «-».
Обработка результатов исследования производилась подсчетом суммарного балла по серии вопросов, вычисляя оценочные коэффициенты коммуникативных и организаторских склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям и организаторским склонностям к максимально возможному числу совпадений. Для качественной оценки результатов необходимо было сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками (табл.13).
Таблица 13- Шкала оценок коммуникативных и организаторских склонностей
Коммуникативные склонности
Организаторские
склонности
Шкальная
оценка
0,10-0,45
0,20-0,55
1
0,45-0,55
0,56-0,65
2
0,56-0,65
0,66-0,70
3
0,66-0,75
0,71-0,80
4
0,75-1,00
0,81-1,00
5
При анализе полученных результатов учитывались следующие параметры:
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не испытывают потребности в общении, избегают контактов с незнакомыми людьми. У этой группы отсутствует проявление инициативы в общественной деятельности.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они чувствуют себя скованно в новой компании, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях.
В результате исследования были получены следующие показатели коммуникативных склонностей обучаемых:
· 40 % учащихся показали уровень коммуникативных склонностей ниже среднего;
· 27 % учащихся показали средний уровень коммуникативных склонностей;
· 27 % учащихся показали низкий уровень коммуникативных склонностей;
· 6 % учащихся показал высокий уровень коммуникативных склонностей.
Графически результат данного исследования можно представить следующим образом:

Рисунок 6 - Оценка коммуникативных склонностей учащихся
Организаторские склонности учащихся распределились следующим образом:
· 47 % учащихся имеют ниже среднего;
· 27 % учащихся имеют низкий уровень;
· 13 % учащихся имеют высокий уровень организаторских склонностей;
· 13 % учащихся имеют средний уровень организаторских склонностей;
Результат этого исследования можно изобразить следующим образом:
Рисунок 7 - Оценка организаторских склонностей учащихся
Таким образом, у большинства учащихся коммуникативные и организаторские склонности соответственно (40% и 47%) проявляются на уровне ниже среднего. Это говорит о том, что обучающиеся не стремятся к общению, ограничивают свои знакомства. Это самый оптимальный вариант для того, чтобы предложить студентам работу самостоятельно, т.к. коллективное принятие решения им не свойственно, не смотря на то, что среди учащихся присутствуют и люди со средним и высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Эти студенты являются лидерами коллектива. Коллектив группы (с психологической точки зрения) нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей, однако нам этот факт не является помехой при разработке авторского педагогического проекта.
3.5 Рейтинг учебной дисциплины

Несмотря на тот факт, что студенты только начали изучение экономической дисциплины «Экономика организации (предприятия)» они успели составить представление о ней и поэтому мы попросили их ответить на ряд вопросов.
Методика была разработана преподавателем, работающим на кафедре инженерной педагогики и социальной работы В.С. Кукушиным и одной из его студенток Т.Д. Журбиной Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 4 / Под ред. В.С. Кукушина.- Ростов н/Д: ГинГо, 2000.. Респондентам предлагался ряд вопросов с определенным ответами. Ответы дали нам возможность составить рейтинг дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» в определенной учебной группе. Результат, проведенного опроса сведен в таблицу 14.
Табл. 14 - Рейтинг учебной дисциплины «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»

п/п
Вопросы и варианты ответов
Распределение
ответов, %
1
2
3
1
Как Вы относитесь к предмету «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»?
А) любимый предмет;
Б) с интересом;
В) считаю второстепенным;
Г) да это же «интеллектуальное насилие».
-
80
20
-
2
Что Вам нравится в процессе изучения этого предмета?
А) содержательный аспект предмета;
Б) личность преподавателя, его доброжелательность;
В) практико-ориентированный характер предмета;
Г) методика преподавания.
-
100
-
-
3
Что Вам не нравится в процессе изучения данного предмета?
А) стереотипность преподавания;
Б) отсутствие логических связей с будущей профессией;
В) нарушена логика построения курса;
Г) неоправданно повышенная требовательность;
Д) затрудняюсь ответить
95
-
5
-
-
4
Как Вы думаете, полностью ли преподаватель использует учебные ресурсы при изучении предмета «Анализ финансово-хозяйственной деятельности»?
А) да;
Б) нет;
В) затрудняюсь ответить.
80
20
-
5
Если «нет», то в чем Вы видите причину этого?
А) не позволяет здоровье;
Б) не позволяет возраст;
В) безразличное отношение к работе;
Г) непрофессионализм.
5
95
-
-
6
Устраивают ли Вас формы преподавания исследуемой дисциплины?
А) да;
Б) нет;
В) если «нет», то выскажите свое мнение.
100
-
-
7
Какие из перечисленных ниже форм учебных занятий Вам известны?
А) комбинированный урок;
Б) урок - практикум;
В) лабораторная работа;
Г) урок - экскурсия;
Д) урок - проповедь;
Е) урок - игра;
Ж) урок - суд;
З) урок - викторина;
И) урок с использованием компьютерных технологий;
К) игра - зачет;
Л) коллективный урок;
М) урок - спектакль.
85
100
95
20
-
50
5
80
50
25
100
-
8
Какие из перечисленных форм учебных занятий Вы бы предпочли?
А) комбинированный урок;
Б) урок - практикум;
В) лабораторная работа;
Г) урок - экскурсия;
Д) урок - проповедь;
Е) урок - игра;
Ж) урок - суд;
З) урок - викторина;
И) урок с использованием компьютерных технологий;
К) игра - зачет;
Л) коллективный урок;
М) урок - спектакль.
-
-
-
85
-
75
-
50
65
-
-
-
9
В чем выражается Ваша помощь в совершенствовании учебного процесса, рассматриваемой дисциплины?
А) активная работа на уроке (в том числе и самостоятельная);
Б) изготовление пособий и других методических материалов;
В) моральная поддержка преподавателя;
Г) попечительская помощь в обеспечении курса специальности литературой и технологическими материалами.
85
-
15
-
10
Что Вы еще желает и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.