На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Характеристика административно-управленческой и методической деятельности учебно-воспитательного учреждения. Разработка план-конспекта лекции на тему Развитие малой группы и семинарского занятия. Психолого-педагогический анализ занятия и группы.

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ
ОТЧЕТ
о прохождении педагогической практики
Выполнила: студентка
заочного отделения
Иванова Н.Д.
Руководитель практики от кафедры:
к. пс. н., доцент
Кайгородова Надежда Захаровна
Барнаул - 2010
Введение
Педагогическая практика студента является составной частью учебного плана и одним из важнейших условий по подготовке высококлассных специалистов. Прохождение практики позволяет полнее раскрыть свой творческий потенциал, осуществить осознанный выбор деятельности в одной из сфер практической психологии, реально представить себе личные и деловые качества, необходимые для преподавания в реальных условиях.
С целью более качественного осуществления педагогической деятельности, было принято решение вузовские занятия проводить в паре. Время проведения одного занятия на одного человека составляет 45 минут.
Продолжительность педагогической практики в соответствии с государственными требованиями составляет 6 недель.
Сроки прохождения: с 1 марта по 9 апреля 2010 года.
Содержание педагогической практики включает следующие направления и виды деятельности студентов:
- ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебно-воспитательных учреждений;
- выполнение учебно-практических и научно-исследовательских заданий;
- проведение серии уроков по предмету и внеклассных занятий;
- проведение внеклассной работы, ведение учебной документации.
Цели педагогической практики:
- развитие педагогического мышления, становление индивидуального педагогического стиля, формировали исследовательского подхода к работе;
- подготовка к целостному выполнению функций учителя предметника, к проведению системы учебно-воспитательной работы с учащимися;
- отработка педагогических умений целеполагания, диагностико-аналитических, коммуникативных и конструктивных умений.
1. Характеристика образовательного учреждения
ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», факультет психологии.
Университет сегодня -- это 16 факультетов, 6 филиалов (на территории Алтайского края), 3 научно-исследовательских института, 14 центров переподготовки и повышения квалификации кадров, собственный типографско-издательский комплекс, одна из крупнейших вузовских библиотек Сибири, Южно-Сибирский ботанический сад, база учебных практик "Озеро Красилово" и пр.
Обучение студентов осуществляется по 108 лицензированным программам высшего профессионального образования, которые включают программы подготовки специалистов, бакалавров и магистров (в вузе реализуется 59 магистерских программ). Полностью осуществлен переход к уровневой системе ВПО. Одновременно осуществляется подготовка по 18 программам СПО; реализуются программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации (Университет вошел в число 16 базовых вузов России (4 в Сибирском федеральном округе), которые при финансовой поддержке Федерального агентства по образованию осуществляют повышение квалификации преподавателей вузов, ссузов и образовательных учреждений начального профессионального образования России).
Ректор АГУ - Кирюшин Юрий Федорович, доктор исторических наук, профессор.
Факультет психологии (ФП) открыт в 2003 года, но подготовка специалистов психологов ведется в АлтГУ с 1994 года. Все специальности и направления подготовки своевременно и успешно проходят процедуру государственной аккредитации.
Факультет располагается в самом центре города, по адресу пр. Ленина, 61. Просторные аудитории, специализированные классы для индивидуальной и групповой работы, лабораторная база, компьютерные классы и главное - занятия, которые ведутся кандидатами и докторами наук - все это соответствует духу классического университетского образования.
Факультет психологии АлтГУ готовит квалифицированные кадры для работы преимущественно со взрослыми людьми в организациях и учреждениях разного уровня. Выпускники факультета востребованы и осуществляют свою профессиональную деятельность в Алтайском крае, России и за рубежом. На факультете работают 7 докторов наук, профессоров, свыше 30 кандидатов наук, доцентов.
Факультет имеет следующие подразделения:
* Кафедры (общей и прикладной психологии, клинической психологии, социальной психологии)
* Центр переподготовки и повышения квалификации
* Психологический центр университета "Psy-Контакт"
* Центр здоровья
* Методический кабинет
Кроме того, действуют филиалы кафедр:
* общей и прикладной психологии - в Реабилитационном центре Главалтайсоцзащита "Солнышко"
* социальной психологии - в Алтайском краевом кризисном центре для мужчин
* клинической психологии - в Алтайской краевой клинической психиатрической больнице имени Эрдмана Ю.К.
На ФП можно получить разноуровневое профессиональное образование. Так, по психологии готовятся будущие бакалавры и специалисты. Успешно функционирует магистратура по программе "Психология личности", в этом году открыта новая программа "Психология здоровья".
Специальности на факультете:
* Психология
* Клиническая психология
На факультете представлена европейская модель образовательных ступеней:1.Бакалавриат (психология), 2.Магистратура по психологии: (психология личности, психология здоровья), 3.Аспирантура
На факультете функционирует Центр переподготовки и повышения квалификации.
Декан факультета психологии - Демина Людмила Денисовна, профессор.
Руководитель практики - Гурова Ольга Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент.
Ольга Сергеевна имеет педагогический стаж 10 лет. Ведет такие предметы как «Психология малых и больших социальных групп», «Психология социального познания», «Социально-психологический тренинг». Работает по программам, расписанным в УМК (соответственно), где ярко освещен перечень учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуется преподаватель.
Основными методическими приемами Гуровой О.С. в организации обучения студентов являются яркие примеры из жизни, выделение важных моментов интонацией, положительная эмоциональная передача материала студентам. Данные приемы мне хотелось бы взять себе на вооружение.
Преподаватель работает над следующими методическими проблемами: жизненные перспективы личности, психологическое время личности.
Педагогическая практика проходила в период с 1 марта 2010 г. по 9 апреля 2010 г., в группе 1871 очного отделения факультета психологии. Расписание занятий группы - см. приложение.
2. Список группы
1. Алдошина Анастасия
2. Баранова Инна
3. Васильев Максим
4. Витвинова Екатерина
5. Воробьева Евгения
6. Голанцев Александр
7. Долбилов Константин
8. Жигало Татьяна
9. Замуруева Ирина
10. Казанцева Наталья
11. Каракулова Ирина
12. Карпенко Дмитрий
13. Константинова Кира
14. Корнецких Анастасия
15. Коченко Ольга
16. Кузнецова Анна
17. Лобанова Ксения
18. Мельникова Юлия
19. Никулкина Татьяна
20. Останина Юлия
21. Пустовалова Анна
22. Савченко Елена
23. Туранова Мария
24. Федорова Наталья
25. Филипий Егор
26. Косихина Екатерина
3. Дневник практики
Дата
Содержание работы
01.03.10 - 06.03.10
Встреча с руководителем практики Гуровой О.С., ознакомление с административно-управленческой и методической деятельностью учебного учреждения, знакомство с группой, составление плана работы в соответствии с расписанием группы.
09.03.10 - 13.03.10
Обсуждение с руководителем практики тем предстоящих лекций, составление плана. Поиск материалов для составления конспекта лекций.
Посещение занятий с целью наблюдения за поведением группы. А также наблюдение за работой преподавателя Гуровой О.С. с целью выявления основных методических приемов организации обучения.
15.03.10
(9:40-11:10)
Проведение лекции на тему «Развитие малой группы»
16.03.10 - 20.03.10
Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции, положительных и отрицательных моментов в работе.
Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. Подготовка к лекции, составление конспекта лекции.
22.03.10 (13:20-14:50)
Проведение лекции на тему «Социально-психологические характеристики малой группы»
23.0310 - 25.03.10
Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции, положительных и отрицательных моментов в работе.
Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. Подготовка к лекции, составление конспекта лекции.
26.03.10 (8:00-9:30)
Проведение лекции на тему «Трудовой коллектив как малая группа».
После занятия - встреча с руководителем практики, обсуждение проведенной лекции.
Утверждение темы следующей лекции, составление плана, предстоящего занятия. А также обсуждение темы, плана работы практического занятия.
29.03.10 (11:20-12:50)
Проведение лекции на тему «Коллектив как социально-психологическая характеристика групповой деятельности»
30.03.10 (9:40-11:00)
Проведение практического занятия на тему «Развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп»
31.03.10
Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенных занятий, подведение итогов педагогической практики.
01.04.10 - 09.04.10
Составление отчетной документации по пройденной педагогической практике.
4. Разработка и проведение лекции
План-конспект.
Тема: Развитие малой группы.
Цели занятия:
Образовательный аспект: рассмотрение различных концепций развития малых групп. Обозначить вклад отечественной социальной психологии в разработку проблемы развития малой группы.
Тип занятия - лекция.
Содержание лекции.
1. Введение.
2. Психоаналитические концепции развития малых групп.
3. Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные ценности
4. Двухмерная модель развития группы Б. Такмена.
5. Социально-психологическая теория коллектива.
6. Стратометрическая модель развития группы Артура Владимировича Петровского.
7. Типология групп А.В. Петровского.
8. Параметрическая концепция Льва Ильича Уманского
9. Типология групп Л.И. Уманского
10. Заключение.
Занятие проходит в виде лекции, студенты записывают важные аспекты, заполняют таблицы, зарисовывают схемы, слушают пояснения.
Ход лекции.
Развитие малой группы.
1. Введение. (2мин)
Динамические процессы характеризуют ситуацию в группе в каждый конкретный момент ее существования. В определенном смысле малые группы "проживают" свою собственную жизнь. Каков характер изменений, которые происходят в малой группе (и с группой) на разных стадиях ее существования? Ответ на этот вопрос может быть найден лишь при условии рассмотрения проблем развития группы. Обозначенная проблема является относительно новой в социальной психологии. Важный вклад в ее разработку внесен отечественной социальной психологией, которая предложила решения по ряду позиций и хронологически раньше, чем это было сделано в других странах, и в специфическом методологическом ключе.
2. Психоаналитические концепции развития малых групп.(7 мин)
1) В рамках психоаналитической ориентации возникла теория развития группы У.Бенниса и Г.Шепарда. Она построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах, или группах тренинга.
Теория развития группы Уоррена Бенниса и Герберта Шепарда.
Две фазы в развитии группы:
· Решение вопроса о лидере и установление взаимоотношений между членами группы и лидером
· Установление отношений между рядовыми членами
Каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития: демонстрировать какие-то отклонения или просто распадаться в случае недостижения поставленной цели.
Реализации модели развития: отклонение или распад группы.
Естественно, что модель развития группы тренинга - это весьма специфическая модель и вряд ли она применима при описании другого типа групп. Но важно то, что соприкосновение с реальными группами, хотя и особого рода, заставило авторов обратить внимание на ту сторону функционирования группы, которая ранее не фигурировала как предмет исследования.
2) Р. Морленд и Дж. Ливайн ввели особое понятие "социализация группы", при помощи которого по аналогии с процессом социализации индивида рассматривается процесс группового развития.
Теория «социализации группы» Р. Морленда и Дж. Ливайна.
Критерии, на основе которых можно сравнивать различные стадии в развитии группы, следующие:
· оценивание (целей группы, ее положения среди других групп, значения целей группы для ее членов);
· обязательства группы по отношению к членам (условия, при которых члены группы больше "обязаны" ей, последствия этих взаимных обязательств);
· преобразование ролей членов группы (большая или меньшая включенность членов группы, их идентифицированность с ней).
На основании этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов.
3) «Системно-процессуальная модель» развития группы М.Чемерса.
Каждая стадия связана со сменой состава группы:
Роль
Стадия
Потенциальный член
Исследование (изучение им группы)
Новый член
Социализация (его в группе)
Полный член
Поддержка (его группой)
Маргинальный член
Ресоциализация (возможен «уход»)
Экс-член
Разрыв с группой
Заполнение студентами таблицы (2 мин)
Факторами этой смены ролей членов группы являются мера принятия группой каждого члена и, напротив, принятие членом группы ее реальности.
Социализация группы происходит не в вакууме: на изменения в группе влияет характер культуры и общественных отношений, в рамках которых существует группа. Механизм этого воздействия раскрывается через внесение каждым новым членом группы ценностей общества, которые им отрефлексированы и применены к оцениванию ситуации в группе, своего положения в ней и т.п.
Социализация группы происходит через привнесение индивидом общественных ценностей.
Если в обществе нормативом является акцент на достижение и продуктивность, оценивание ситуации в группе будет в большей мере включать именно этот критерий. Если же в обществе популярна идея межличностной гармонии, в группе среди критериев оценивания можно также ожидать следования этой норме.
Фаза развития группы соотносится с изменениями в обществе.
3. Индивидуализм и коллективизм как цивилизационные ценности (3 мин)
В качестве второго блока исследований, где обозначается идея развития группы, можно назвать исследования по сравнению таких ориентаций личности, как коллективизм - индивидуализм. Хотя здесь и выявляются установки личности, тем не менее, поскольку все исследования выполняются как сравнительные, в них по существу затрагиваются именно проблемы группы. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как полярные ценности, получающие весьма различное распространение в разных обществах. Большинство исследований проведено на основе сравнения преимущественной ориентации в США и различных странах Юго-Восточной Азии. При объяснении выявленных различий, естественно, принимаются в расчет культурные и исторические традиции разных стран, их конкретное воплощение в поведении людей в малых группах.
Индивидуализм порождает такие специфические нормы поведения индивида в группе, как ориентацию не на групповые, а на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, достаточную закрытость в общении, признание относительно низкой цены группы для своего существования в ней.
Коллективизм также определяет взаимоотношения индивида с малой группой. Он проявляет себя в таких нормативах поведения, как позитивное отношение к целям группы, уважение к уравнительному распределению "благ" в ней, большая открытость в общении, готовность поставить цели группы выше собственных.
И та, и другая ориентации непосредственно связаны с процессом развития группы: переход от одной фазы к другой в значительной степени зависит от того, какой конкретный стиль ориентации, а значит, поведения, "победит" в группе и тем самым будет способствовать или препятствовать переходу в новую фазу. Так же, как и в первом блоке проанализированных исследований, здесь важна идея зависимости развития групп от типа общества, в котором они существуют.
4. Двухмерная модель развития группы Б. Такмена. (3 мин)
Б. Такмен описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер, или измерений, групповой активности -- межличностной (развитие групповой структуры) и деловой (решение групповой задачи), а также положения группы в гипотетической последовательности развития, т.е. в соответствующей стадии. Согласно модели, в каждой из указанных сфер предполагается прохождение группой четырех последовательно сменяющих друг друга этапов (стадий).
Стадии развития в межличностной сфере: - стадия «проверки и зависимости»: предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; - стадия «внутреннего конфликта»: нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; - стадия «развития групповой сплоченности»: достигается посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; - стадия «функционально-ролевой соотнесенности»: связана с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».
Стадии развития в сфере деловой активности: - стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи; - стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений членов группы с предписаниями задач; - стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» - это этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; - стадию «принятия решений» -- конструктивные попытки успешного решения задачи.
5. Социально-психологическая теория коллектива. (6 мин)
Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Особенность именно такого подхода продиктована двумя обстоятельствами. С одной стороны, определенной традицией исследования коллектива в отечественной науке. Эта традиция в свою очередь имеет два источника. Первый - постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей придано определенное идеологическое содержание: в работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив - специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности. Следовательно, подлинная коллективность, в полном смысле этого слова, может быть реализована лишь в социалистическом обществе, и, соответственно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком обществе. Согласно Марксу, буржуазное общество знает лишь "суррогаты коллективности" и в качестве таких "суррогатов" разнообразные групповые образования, которые, естественно, не могут дать материал для анализа специфических характеристик коллектива.
Такая общая идеологическая преамбула обусловила и второй источник названной традиции: активные исследования коллектива в различных отраслях обществоведения в 20-30-е годы. Пафос исследований заключался именно в подчеркивании совершенно особой природы тех реальных групп, которые возникали в различных звеньях общественного организма в нашей стране. Это проявило себя и в обыденном употреблении самого понятия "коллектив". Широкое значение этого понятия, распространенное в нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и т.д. Давно завоевали право на существование такие выражения, как "коллектив машиностроительного завода", "коллектив научно-исследовательского института", "коллектив трудящихся легкой промышленности", "коллектив рабочих и служащих такой-то области" и пр. Общий признак всех перечисленных групп заключается именно в том, что это специфические образования социалистического общества, и, таким образом термин употреблялся в обыденной речи и в официальной политической и идеологической литературе. Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определенном смысле слова тоже вписалась в указанный контекст: развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, каковая и была названа коллективом.
Чисто научное содержание специфики развиваемого подхода обусловлено тем, что для социальной психологии было важно выделить в широком значении термина именно тот аспект, который может быть исследован ее средствами, в рамках ее концептуальных схем. Чтобы определить этот аспект, следует вспомнить об общем принципе подхода к группе в отечественной социальной психологии. Выделенные в социологическом анализе, объективно существующие социальные группы здесь изучаются как субъекты деятельности, т.е. прежде всего с точки зрения именно психологических характеристик этого субъекта. Иными словами, выявляются те черты группы, которые воспринимаются членами данной группы как признаки некоторой психологической общности. Поскольку вычленение психологических характеристик группы осуществляется на основе принципа деятельности, постольку социально-психологическое исследование группы предполагает как рассмотрение уровней развития ее деятельности, так и роли этой совместной деятельности в формировании психологической общности, опосредования деятельностью всех групповых процессов.
Особое качество группы, связанной общей де и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.