На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Цели создания единой национальной системы раннего выявления отклонений развития у детей в Республике Беларусь. Оказание своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основные функции и приоритеты системы ранней комплексной помощи.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 16.03.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


13

Тема: "Оказание ранней коррекционной помощи в Республике Беларусь"

Для детей со множественными и тяжелыми функциональными нарушениями ранние годы являются критическими, и чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем она будет эффективнее.

Программы раннего вмешательства сегодня интенсивно развиваются во многих странах. В США действуют целые службы раннего вмешательства. В Германии, Латвии, Литве, Эстонии эта услуга предоставляется в клиниках. Центры помощи открыты в Великобритании, Швеции, Норвегии.

Служба раннего вмешательств минимизирует потенциальные задержки развития у детей и ослабляет влияние условий, приводящих к нарушениям развития. Профилактика и коррекция нарушений уменьшает общие затраты на образовательные услуги, помогает удовлетворять потребности детей, снижает вероятность институционализации, подготавливает детей к их дальнейшей независимой жизни в обществе.

Современные позитивные изменения в мировом образовательном пространстве предопределили новое законодательно-правовое и научно-методическое обеспечение ранней социальной интеграции детей с первых лет жизни. Интенсивно развиваются новые области педагогических знаний (педагогика индивидуальности, раннего вмешательства, раннего включения).

Система образования в Республике Беларусь нуждается в таком концептуальном оснащении, которое, во-первых, позволило бы в полной мере удовлетворить современные социальные требования общества к качеству воспитания и обучения подрастающего поколения в условиях рыночной экономики, во-вторых, отражало бы важнейшие достижения мировой цивилизации XXI века в области защиты прав человека, обусловленные изменением парадигмы воспитания с "культуры полезности" на "культуру достоинства" (А.В. Асмолов).

Международные стандарты по обеспечению прав детей с первых дней жизни наиболее активно стали разрабатываться после принятия ООН Всеобщей декларации прав человека, в которой оговорено, что "материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь" (ст.25). Большую работу проводит Всемирная организация здравоохранения, разрабатывающая документы по охране здоровья и прав лиц с ограниченными возможностями (по данным ВОЗ на Земле более 500 млн. инвалидов, т.е.10% населения).

Согласно данным Министерства статистики и анализа в Республике Беларусь по состоянию на 1 января 2004 года на учете находилось 118 914 детей с особенностями психофизического развития, нуждающихся в специальных образовательных услугах, что составляет 5,68% от общего количества детей, проживающих в Беларуси. По статистическим данным почти каждый девятый ребенок дошкольного возраста имеет отклонения в психофизическом развитии и нуждается в коррекционно-педагогической помощи.

Создание единой национальной системы раннего выявления отклонений развития у детей, своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи обусловлено целым рядом факторов. Помимо социально-экономических (безработица, расслоение населения по имущественному признаку, кризис института брака и др.), в ряду объективных и субъективных факторов можно выделить следующие:

увеличение числа детей-инвалидов и с проблемами в развитии;

ухудшение здоровья населения, проявление "синдрома 90-х" (В.П. Казначеев), т.е. снижение качества наследственного материал распространенный отказ женщин детородного возраста от рождения детей и др.;

ухудшение экологической ситуации в "атомном веке", появление "детей Чернобыля".

Не последнюю роль в увеличении количества детей "группы высокого риска" (Н.В. Вострокнутов) сыграли достижения в области медицины, позволившие снизить детскую смертность и обеспечить выживаемость ребенка при массе тела 500 г, создание технологии искусственного оплодотворения, а также совершенствование методов комплексной ранней дифференциальной диагностики патологических отклонений развития; интенсивное развитие психологической и педагогической помощи, правовой и социальной защиты детей во всем мире...

Ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможности своевременной социализации, включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение) уже в дошкольном возрасте (в республике функционирует 150 интегрированных групп и их число быстро растет).

В Беларуси имеются условия для создания республиканской системы ранней помощи детям-инвалидам и детям "группы высокого риска". Создана определенная нормативно-правовая база: ратифицированы Конвенции ООН; приняты законы "Об образовании в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития" (специальном образовании)"; успешно реализуются Концепция специального образования, Концепция дошкольного образования; осуществляется интегрированное воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с утвержденным Положением об интегрированном воспитании и обучении детей дошкольного возраста с особенностями развития; реализуется Положение об обучении детей с особенностями развития на дому и др.

Обобщен и накоплен позитивный практический опыт оказания медико-психолого-педагогической помощи детям с "фактором риска" в развитии и детей-инвалидов с первых дней жизни. Созданы и успешно работают службы ранней помощи при некоторых центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и в медицинских центрах, при поликлиниках. Однако они разобщены. Недостаточно эффективна межведомственная координация их деятельности. Ограниченное количество таких служб, недостаточное научно-методическое обеспечение не могут удовлетворить спрос населения на такого рода услуги. Дефицит информации, методической литературы снижает эффективность и качество проводимой работы. Отсутствие государственной системы ранней помощи детям и их семьям препятствует осуществлению эффективного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. Снижается результативность предупреждения и профилактики инвалидизации детства. Увеличиваются затраты государства на систему специального образования.

Необходимость создания государственной системы ранней помощи детям подчеркивается специалистами здравоохранения и социальной защиты. Признаны приоритет разработки проблем ранней помощи и ее социально-экономическая значимость, неоспорима перспективность ожидаемых результатов.

Важным шагом в создании национальной системы ранней комплексной помощи является научная разработка концепции, модели и программы ранней коррекционно-педагогической помощи в Центре специального образования по заказу Управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. Научно-исследовательская работа начата в Национальном институте образования в 2003 году.

Цель концепции - научное обоснование проектирования системы ранней диагностики нарушений, комплексной помощи детям "группы высокого риска" и их родителям с учетом самоценности дошкольного периода детства и равных прав каждого ребенка на получение необходимой комплексной помощи внутриутробно и с первых дней жизни.

Разработка стратегии создания государственной концепции ранней комплексной помощи в системе образования позволит определить этапы ее становления и последовательность решения тактических задач. Педагогическое проектирование осуществляется на нескольких уровнях: теоретическом, моделирующем, содержательном, процессуальном.

Используя термин "концепция", мы имеем в виду замысел преобразований, оформленный с применением модифицируемой системы подходов, ценностных ориентации, понятий и принципов (Н.А. Масюкова, А.Я. Наин, Б.В. Пальчевский, В.И. Слободчиков и др.). В Концепции определяются теоретические основания создания модели раннего выявления детей с "фактором риска" психолого-педагогической диагностик имеющихся отклонений, помощи детям и их семьям, а также функции стратегия, цели и задачи развития со ответствующей службы до 2010 года.

Теоретическое обоснование необходимости реструктуризации системы специального дошкольного образования в Республике Беларусь и введения новой службы ранней комплексной помощи детям "группы высокого риска"

Теоретический уровень разработки проекта предполагает решение следующих задач:

научное обоснование концептуальной модели и определение методологических принципов ранней социализации детей, оказания им необходимых коррекционно-образовательных услуг с первых дней жизни;

определение стратегии построения базовой модели (республиканского уровня) и на ее основе - возможных региональных вариантов ранней диагностики отклонений развития и комплексной помощи семье и ребенку;

экспериментальная апробация проекта с целью проверки его эффективности;

совершенствование базовой модели на основе результатов апробации в системе образования;

разработка программы, обеспечивающей реализацию концепции ранней помощи в системе образования до 2010 года.

Разрабатывая проект концепции ранней комплексной помощи, мы опирались на зарубежный и отечественный опыт, накопленный в классической и современной психолого-педагогической науке. Это педагогическое наследие Я.А. Коменского, Э. Сегена, М. Монтессори, содержательные и эффективные методики дошкольного образования XX века, обогатившие специальную педагогику: педагогический опыт Отто Шпека, Мюнхенская диагностика (Германия), методика Н. и П. Ботта (Франция), Карла Грюневальда (Швеция), кондуктивная педагогика А. Пето (Будапешт), методика психомоторной кинезитерапии М. Прокуса, опережающее обучение Г. Домана, также программы раннего выявления и ранней комплексной помощи ребенку (Россия).

Актуальные проблемы ранней коррекционно-образовательной помощи детям решаются на современном этапе с учетом теоретических положений, основанных на признании:

ведущей роли деятельности и ее изменения на протяжении дошкольного периода развития (А.Н. Леонтьев и др.);

значимости и необходимости общения в своевременной социализации личности, установления контактов, обратной связи с окружающими людьми с первых дней жизни (Л.И. Божович, 1968; М.И. Лисина, 1974 и др.);

руководящей роли взрослых как г основного условия амплификации развития ребенка в разных видах деятельности (А.В. Запорожец, 1998 и др.);

интенсивного социального развития ребенка в дошкольном возрасте как наиболее сенситивного к усвоению опыта (Л.С. Выготский)

Современные научные исследования доказывают, что первые три года жизни являются определяющими для развития ребенка, а сензитивность дошкольного детства к овладению способами усвоения общественного опыта определяется ростом и развитием мозга, завершающимся в 7-8 лет. В гуманистической психологии отмечается, что сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, самодостаточности, если только чрезвычайные обстоятельства жизни не мешают этому (А. Маслоу, К. Роджерс, Л. Хьелл). Ранее существовавшая в дефектологии парадигма "приспособления", "упражнения и тренировки" оказалась недостаточно эффективной и заменена на направленность психолого-педагогической коррекции на активное формирование того, что может быть достигнуто ребенком в перспективе и в соответствии с его возможностями, с учетом социально-психологических нормативов общества. В рамках такого подхода в современных исследованиях предложены новые принципы коррекционно-компенсаторного сопровождения (Э.Г. Симерницкой, А.В. Семенович, М.М. Семаго и др.).

Принцип замещающего онтогенеза радикально изменяет понимание причин и характера психического и физического развития детей.

Исходя из уникальности конкретного возрастного периода (дошкольного, школьного и т.д.), определяется другой принцип - "нормативности", раскрывающий эталонное содержание развития на данном возрастном этапе и механизмы взаимосвязи сегодняшнего и завтрашнего дня в развитии ребенка, определения исходной позиции для коррекционно-развивающего сопровождения с использованием условно-нормативных показателей типичного онтогенеза (Л.А. Зайцева, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.).

Реализация принципа системности развития предполагает учет в коррекционно-развивающей работе структуры и иерархии конкретного варианта атипичного психического развития, понимания пути этого развития, причин наблюдаемой патологии, определения той возрастной точки, после которой началось уклонение от условно-нормативного варианта развития. Это дает возможность построить индивидуальную программу воспитания и обучения ребенка, "с нужного места" (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Новый дидактический принцип единой образовательной среды (А.А. Леонтьев) в системе ранней комплексной помощи предполагает, по нашему мнению, создание коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды (без "барьеров") и развивающей социальной среды (доступность для каждого ребенка в соответствии с его правами и потребностями необходимого комплекса социально-психологических, медицинских и образовательных услуг).

Принцип индивидуализации в полной мере отражает современную парадигму специального дошкольного образования. Он закрепляет необходимость опираться в коррекционно-развивающей работе на образовательные потребности личности, ее индивидуальные особенности, а не на внешние признаки поведения и деятельности детей. Реализация этого ключевого принципа коррекционной педагогики и психологии обеспечивает наиболее полную обратную связь с ребенком, понимание его трудностей, своевременное фиксирование его достижений и их стимулирование. Имеющиеся у детей дошкольного возраста с "фактором риска" сложные психосенсомоторные нарушения обусловливают необходимость установления постоянной обратной связи с ребенком, начального, текущего и итогового контроля за динамикой его развития в дошкольном учреждении и семье.

Принцип динамичности и гибкости предполагает индивидуализированный уровень сложности содержательного и операционального компонентов ранней коррекционно-педагогической помощи. В ее основе видится социально-адаптационная направленность, вариативность содержания и дифференциация коррекционно-развивающей поддержки, а не приоритет нормативных образовательных стандартов. Актуальным, особенно в условиях интегрированного воспитания, является создание новых и адаптация типовых учебных программ к нуждам конкретного ребенка (А.Н. Коноплева, 2002; Е.М. Калинина, 2003; Т.Л. Лещинская, 1997; Л.И. Солнцева, 1997; Т.И. Шамова, 1996; Н.Д. Шматко, 1997 и др.).

Учет принципа мотивированности деятельности необходим для планирования, отбора средств и условий активизации мотивационно-потребностной сферы детей дошкольного возраста с психофизическими нарушениями, в частности с ранней социальной и психоэмоциональной депривацией. Это один из самых значимых и сложных аспектов коррекционно-образовательной работы. У детей, особенно дошкольного возраста, отмечается выраженная незрелость рассматриваемой сферы. Важно, чтобы воспринимаемая ребенком в процессе обучения информация, отражаемый в сознании опыт приобретали субъективный, личностный смысл, "присваивались" ребенком. Здесь срабатывает универсальное правило в коррекционной работе: "если интересно, значит, хочу узнать, понять, рассмотреть... ", ребенка привлекает "учение с увлечением" (Ш. Амонашвили). Активизация внимания, познавательных мотивов ребенка с проблемами развития - неотъемлемое условие успешности в усвоении значимого для него опыта.

Принцип целостности воспитательного процесса близок к принципу комплексного подхода в коррекционно-образовательной работе, целостности и системности в организации и определении ранней медико-психолого-педагогической помощи детям, выражается в разностороннем и целостном осмыслении потребностей и возможностей ребенка, характера взаимодействия специалистов и семьи.

Принцип развивающего воспитания отражает психологическую основу коррекционно-воспитательной работы: учет "зоны актуального" и "зоны ближайшего" развития ребенка с дезонтогенезом. Продуманная помощь со стороны взрослого предопределяет успешность психического и физического развития малыша с первых дней жизни. Недостаточность квалифицированной психолого-педагогической помощи с рождения приводит не только к возникновению у дошкольника госпитализма, но и к социальной депривации в дальнейшем.

Принцип социальной активности предполагает раннюю социализацию ребенка с нарушениями психофизического развития, обеспечение его индивидуальной формы существования, снижение зависимости от посторонней помощи - "все, что могу, делаю сам". Акцент необходимо делать не на пассивное усвоение, а на овладение значимым опытом в процессе предметно-практических и социальных действий, обеспечивающих своевременность социальной интеграции. В этой связи особое место отводится различным вариантам интегрированного воспитания дошкольников.

Принцип нормализации жизни, окружающей среды так же, как и принцип социальной активности, подчеркивает необходимость расширения социальной интеграции детей дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития, устранение или ослабление негативных воздействий на ребенка, сегрегации в воспитании и обучении, в социальных контактах с первых месяцев жизни. Каждый новый для малыша коллектив (семья, детский сад, школа) является для него важным, значимым этапом успешной социальной адаптации.< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.