На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Статья Физическая наука как статус важнейшего элемента общей и повседневной культуры. Гуманизация и гуманитаризация процесса обучения физике. Правила формирования рационального мышления в обучении. Важная составляющая педагогического успеха учителя физики.

Информация:

Тип работы: Статья. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.09.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


14
Рациональное и образное в учебном познании

Мечта педагога-практика -- достижение той гармонии разума и сердца обучаемого, при которой усваиваемые на лекции или уроке знания и представления становятся для него собственным приобретением, составной частью его духовного мира. Перед каждым учителем физики незримо присутствует дилемма. С одной стороны, в ходе учебной деятельности физика должна быть представлена учащимся как фундаментальная наука, служащая образцом научного знания и естественнонаучного мышления. С другой -- посредством своего предмета он прежде всего должен заботиться о формировании и развитии личности учащегося, у которой свои потребности, интересы и ценности, свои рациональные и эмоционально-образные особенности.
Учащихся следует вводить в круг представлений о специфике физического знания: объективности и непротиворечивости, строгости и однозначности, опытной и логической (математической) обоснованности проводимых на уроке рассуждений. В то же время все это должно быть достаточно интересным, личностно значимым и доступным для них. Не означает ли это, что в основу обучения физике в школе должна быть положена некая гармония рационального, научного и эмоционального, образного?
Наука является высшим проявлением человеческого разума. Физика сегодня определяет уровень современного научно-технического прогресса. Ее теории и методы проникли как в естественные науки и гуманитарные дисциплины, так и в повседневный быт человека. В мире и в обществе настолько все взаимосвязано, что подчас абстрактная для большинства физическая теория со временем начинает заметно менять характер деятельности человека, его мировоззренческие и социокультурные представления и в конечном итоге становиться предметом художественного отображения. Иными словами, вопреки любым социальным коллизиям физическая наука и образование сохраняют статус важнейшего элемента общей и повседневной культуры. Поэтому уже в школе следует раскрывать перед учащимися научную и культурную ценность физического мышления.
Существенным аргументом в пользу обращения на уроках физики к гармонии рационального и образного служит настроенность учащихся на познание мира в целом, во всем его многообразии. Уже в своем возрасте и при своем жизненном опыте они отчетливо осознают, что сам мир богаче, сложнее, а подчас и привлекательнее того научного образа, который мы формируем у них в ходе обучения. Да и сама физика, дидактическим и методическим "слепком" которой является современный учебный курс, основывается на взаимосвязи рационализма с "внелогическими, интуитивными суждениями и решениями" [1, с. 269], а школьные учителя изначально должны быть носителями идеалов и стиля мышления не только своей науки, но и гуманитарных представлений и ценностных установок. Именно поэтому им необходимо уметь оценивать учебный предмет физики как с позиций естественника, так и с точки зрения гуманитария, каковыми являются, кстати, многие наши учащиеся. Только при таком условии трудности в восприятии и понимании основ физики окажутся для учителя разгаданными и, надеемся, преодолимыми.
Очевидно, и нам будет поучительно взглянуть на науку с позиций гуманитария. Это позволит выявлять взаимосвязи и взаимодополнительности (в "русле" принципа дополнительности Бора) рационального и образного в осмыслении реальных физических явлений и формировании единой картины мира. По представлениям гуманитария, физическое знание связано с обнаружением общих законов; с объяснением фактов и событий; с предсказанием будущих событий; с объективностью результатов; с установкой незаинтересованного наблюдателя; с монологизмом классического естествознания и т.д. В свою очередь, гуманитарное знание имеет дело с уникальными явлениями; не с предсказанием, а с пониманием; с активностью познающего; с повседневностью и здравым смыслом; с диалогом как гуманитарной ценностью и т.д. [2].
Целесообразно предположить, что уроки физики будут содействовать пониманию особенностей обоих видов культуры, если при изучении программного материала мир логики будет органично уживаться с миром образного мышления, а учащийся научится смотреть на природу и оценивать ее проявления и как естествоиспытатель (физик), и как гуманитарий. Гуманизации и гуманитаризации процесса обучения физике может способствовать и научно-художественная литература. Обращение на уроках к образному изображению жизни науки с позиций человека и его ценностей поможет формированию у учащихся эмоционально-ценностного мышления, чрезвычайно необходимого и полезного для анализа явлений природы и осознания себя как познающей личности.
В свое время Б. Паскаль подчеркивал, что мы познаем истину не только разумом, но и сердцем. Обсуждение проблемы взаимосвязи рационального и образного в обучении начнем с вопросов рационального осмысления физической реальности, которым на уроках физики уделяется, как правило, первостепенное значение.
Безусловно, науке мы обязаны тем, что научная рациональность зарекомендовала себя весьма действенным и безотказным средством постижения законов мироздания, приобрела статус исходной мировоззренческой установки. Следовательно, рациональность выступает сегодня как устойчивая культурная ценность, реализованная в самих нормах человеческого поведения [3]. А потому и в условиях школы она должна рассматриваться и находить свое отражение в учебно-воспитательной деятельности в первую очередь как ценность культуры учащегося. Причем рациональность не ньютоновская, но в основном постнеклассическая, "человекоразмерная". Она позволяет расширять поле рефлексии над деятельностью учащегося и учитывать соотнесенность полученных им знаний на уроке не только с содержанием учебного процесса, но и с ценностно-целевыми структурами его личности.
Применительно к обучению физике в школе рациональной учебно-познавательной деятельностью является деятельность по изучению, осознанию и усвоению основ физической науки с сохранением тех ее определяющих и неповторимых особенностей, без которых она перестает быть современным научным знанием и мышлением. В этих целях для формирования рационального мышления в обучении целесообразно придерживаться следующих правил:
-- главное внимание уделять по возможности подробному и глубокому анализу фундаментальных физических понятий, идей, теорий, экспериментов и методов исследования;
-- соблюдать четкость, однозначность и строгость в рассуждениях о фундаментальных законах и теориях, в проведении необходимых логических и математических преобразований, что приучает учащихся рационально мыслить на уроках и вне их;
-- применять экономные формы изложения учебного материала, позволяющие сохранять научную и мировоззренческую основу изучаемых на уроке фундаментальных идей;
-- не замыкаться на программном материале, выходить за его пределы, знакомить учащихся с последними данными науки (это весьма важно для формирования объективных представлений как о мире, так и о развитии самой физики);
-- помнить, что прямая обязанность учителя физики заключается не только в обучении основам своей науки и рационализации мышления учащегося, но и в выработке у него критического отношения к всякого рода антинаучным представлениям и знаниям [4].
Если учащийся заинтересован в совершенствовании себя как личности рациональной, то он приучается анализировать и свою повседневную деятельность в плане ее соответствия поставленным целям, экономной разумности, успешности, этичности и эстетичности, предсказуемости и прогностичности.
Одна из важнейших составляющих педагогического успеха учителя физики -- вера в поэзию своей науки; убежденность в рациональном постижении мира и в необходимости полноценного физического образования для молодежи; постоянно совершенствуемый научный и педагогический профессионализм. Очевидно, используемая для этого система учебных знаний должна подчиняться принятым в физической науке методологическим принципам (объяснения и понимания, соответствия и простоты, сохранения и симметрии и др.) и ценностным установкам. Именно они положены в основу современного научного знания, отличая его от ненаучного, и они же диктуют учителю главные "правила игры" на уроках. Опредмечивание и реализация этих методологических правил позволяют целенаправленно и планомерно формировать у учащихся те представления о физической науке, те подходы к реальности и ту манеру мышления при решении поставленных задач, которые в совокупности своей определяют рациональную основу их мыслительной и практической деятельности.
Методологические принципы становятся для учащихся тогда по-настоящему понятными, действенными и, стало быть, полезными, когда они активно "работают" на уроках, рождая в итоге понимание физики как единого целого, как единой и основательной системы научного знания, системы не консервативной, но развивающейся, а значит, живой и современной. Со временем учащиеся начинают осознавать, что, например, принцип простоты лежит в основе построения научного знания и что физика всегда занималась поисками простоты в природе; принцип математизации через единство используемых математических структур свидетельствует о единстве физического знания; принцип соответствия для одного и того же класса природных явлений требует соподчинения между частными и более общими законами и т.д.
Вместе с тем, методологические принципы физики ведут себя как принципы запрета тех явлений и представлений о них, которые так или иначе им противоречат. Тот же принцип простоты запрещает излишне сложные теоретические построения; принцип математизации не приветствует физические знания без подчинения их тем или иным математическим структурам; принцип соответствия не признает ту совокупность знаний, в которой отсутствует уже упоминавшаяся иерархия. С приобретением опыта познания учащиеся начинают понимать, что методологические принципы не действуют поодиночке, но взаимосвязаны между собой и потому достаточно эффективны. Как раз эта взаимосвязь и гарантирует учебному знанию то единство, которое воспринимается учащимися в качестве собственных ценностей.
Принцип историзма в группу основных методологических принципов физики формально не входит, но, тем не менее, пронизывает их содержание и структуру. Он отражает как историю физических объектов, так и историю их познания и освоения во всех их возможных теоретических обобщениях. Поэтому и та, и другая история должны пронизывать материал о методологических принципах физики и оказывать определенное влияние на методику знакомства с ними на уроках. Принцип историзма поможет учащимся понять логику развития физической картины мира и достоверность ее современного толкования.
Физика начинается не с теоретических построений и, тем более, не с математических выводов. Начальная стадия в попытке объяснить явление природы -- это наблюдения и опыты, их осмысление и построение наглядных образов--моделей, позволяющих ученому или обучающемуся понять: что есть что и как это происходит. У каждого учащегося чувственно-конкретное воспроизведение реального физического объекта -- будь то движущиеся в проводнике электроны или электронное облако атома водорода -- содержит в себе как объективное, так и субъективное восприятие и воображение этой реальности. Задача учебного познания заключается в сведении многих элементов субъективности к общему знаменателю -- правдивому представлению об изучаемом на уроке объекте.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.