На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие и сущность теории коллектива, этапы и направления ее развития в отечественной науке. Понятие о коллективе в гуманистической педагогике. Теоретические основы, экспериментальное изучение, анализ и оценка роли коллектива в формировании личности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.03.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Исторический аспект изучения роли коллектива в формировании личности 5
1.1 Понятие и сущность теории коллектива 5
1.2 Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке 6
Глава 2. Теоретические основы роли коллектива в формировании личности 12
2.1 Понятие о коллективе в гуманистической педагогике 12
2.2 Роль коллектива в развитии личности 13
Глава 3. Экспериментальное изучение роли коллектива в формировании личности 16
3.1 Подготовка исследования 16
3.2 Проведение исследования 17
3.3 Результаты исследования и их анализ 18
Заключение 20
Литература 22
Приложение 1 24
Приложение 2 26
Введение
Изучением процесса формирования личности и факторов, влияющих на него, занимались представители разных наук - психологии, социологии, философии, педагогики. Одним из наиболее значимых достижений в этом направлении является разработка теории коллектива, которая утверждает, что развитие личности человека обусловлено развитием системы его взаимоотношений с другими людьми - коллектива.
Впервые подобная мысль была высказана в трудах Маркса, определявшего коллектив специфической формой организации людей социалистического общества. Впоследствии она нашла продолжение в трудах психологов и педагогов, таких как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.В. Петровский.
На протяжении всего советского периода отечественной истории велось активное изучение роли коллектива в формировании личности, рассматривались различные аспекты этой теории. После распада СССР ее популярность пошла на спад, изменилось отношение к коллективу как форме организации людей. Однако, несмотря на обилие новых подходов к определению факторов развития личности, роль коллектива в нем не отрицается. Таким образом, изучение роли коллектива в формировании личности остается актуальным и в современных условиях.
Вышеизложенные факторы обусловили выбор темы работы и ее актуальность.
Объектом исследования является гуманистическая педагогика как научное направление.
Предметом - изучение роли коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики.
Целью исследования является определение роли коллектива в формировании личности в современных условиях. Для ее реализации поставлены следующие задачи:
Изучить исторический аспект проблемы, проследив ее развитие в истории педагогической мысли.
Рассмотреть теоретический аспект вопроса, т.е. привести определения, раскрыть сущность и основное содержание роли коллектива в развитии личности.
Организовать и провести эмпирическое исследование по определению роли коллектива в формировании личности в современных условиях.
Поставленные цели и задачи определили принцип построения структуры работы. Она представлена введением, тремя главами основной части, заключением и списком литературы.
Основные методы исследования, применявшиеся в работе, можно разделить на следующие группы:
Методы теоретического изучения, к которым относится поиск и анализ литературы по теме, метод описания, метод изложения материала.
Эмпирические методы, представленные констатирующим экспериментом, интервьюированием, наблюдением, анкетированием, индивидуальной беседой.
Методы обработки данных, среди которых - методы математической статистики, метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции.
Теоретическую основу работы составили труды советских педагогов по теории коллектива, учебная литература по теме исследования, материалы периодической печати, данные информационных сайтов сети Интернет.
Исследование имеет теоретическую и практическую значимость, а также определенную степень новизны. Теоретическая значимость состоит в проведении комплексного анализа теории коллектива в педагогике, практическая - в определении современного взгляда на роль коллектива в формировании личности.
Новизна исследования заключается в исследовании данной проблемы в условиях современной педагогической системы, анализе данных последних лет.
Глава 1. Исторический аспект изучения роли коллектива в формировании личности
1.1 Понятие и сущность теории коллектива
Коллектив (от лат. collectifious -- собирательный) представляет собой емкое и сложное понятие, однозначного определения которого нет. Так, коллективом называется группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации[6;48]. Согласно такому определению различают трудовые, учебные, военные, спортивные, творческие и другие коллективы. В течение своей жизни человек может одновременно являться членом нескольких коллективов.
В наиболее широком смысле коллективом называют группу людей, объединенных общими целями и задачами, достигших в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, опосредованных не только совместной деятельностью, но также и ценностными ориентациями.
Данное понимание коллектива послужило основой для разработки теории коллектива. Обратимся к ее определению.
Теория коллектива - это научная доктрина, которая рассматривает коллектив в качестве специфической формы организации людей в обществе и определяющего фактора развития личности[17; 562].
Согласно данной теории, с одной стороны развитие личности зависит от развития коллектива, его структуры, уровня, системы сложившихся внутри него отношений. С другой стороны - активность участников коллектива, уровень их физического и умственного развития, возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Таким образом, развитие личности и коллектива понимаются как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы.
Теория коллектива нашла выражение в различных общественных науках, но прежде всего - в педагогике и психологии. Приведем ее характеристику.
1.2 Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX - начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени относятся труды Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.С. Соловьева и др. В советской науке теория коллектива стала основой для психологической и педагогической теории и практики[16;111].
Попытки провести анализ развития теории коллектива в отечественной науке неоднократно предпринимались на протяжении последних двух десятилетий. По этой проблеме имеется значительное количество разноплановой информации, кроме того, по одним и тем же вопросам у разных представителей научного сообщества можно зафиксировать отличающиеся друг от друга мнения, основанные на различных подходах, трактовках ключевых понятий и ценностных ориентациях. Поэтому для современной отечественной педагогики постсоветского периода актуальна не только «переоценка», но и объективная аналитическая научных достижений, их систематизация.
Обратившись к истории вопроса, можно обнаружить две основные тенденции в изучении развития теории коллектива[12, 6]:
Хронологическая - которая выражалась в виде описания вклада отдельных ученых в хронологическом порядке.
Проблемно-доминантная - согласно которой развитие теории коллектива рассматривалось на основании выделения в его изучении основных направлений и соответствующих им предметно-проблемных областей.
Остановимся на их характеристике подробнее.
С первых лет создания советской системы школьного образования одной из основных ее задач стало формирование школьного коллектива, основанного на товариществе и общих ценностях. Коллектив рассматривался как среда, в которой происходит воспитание и развитие ребенка, становление его личностных качеств.
Теоретические основы и необходимость целенаправленного формирования детского школьного коллектива раскрывали в своих трудах и широко пропагандировали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко. Им принадлежит также первый опыт практической реализации теории коллектива. Так, примерами результатов деятельности школ-коммун (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко) была доказана действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка[12,7].
Особый вклад в историю развития теории коллектива внес А.С. Макаренко, которого считают основателем гуманистического направления в педагогике. В его концепции коллективного воспитания нашли отражение принципы параллельного действия, отношения ответственной зависимости, гласности и другие, направленные на развитие лучших человеческих качеств.
Последующие направления развития теории коллектива были представлены в работах Т.Е. Конниковой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.М. Коротова, Н.Е. Щурковой и др. педагогов. Исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов, разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельности, развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем, разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива[12;8].
Отдельно стоит сказать о развитии гуманистических традиций в педагогике.
Одним из самых известных последователей А.С. Макаренко стал В.А. Сухомлинский, создавший образ «идеальной школы» - «Школы радости». Основой и целью воспитания он считал творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье»[11;126].
Экспериментальная деятельность Сухомлинского, которую он осуществлял в роли учителя и директора одной из школ, заключалась в реализации гуманистических принципов на практике и анализе их результатов. Так, деятельность школы была нацелена на создание условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, доверительных отношений внутри коллектива, учения без принуждения, сотрудничества взрослых и детей[15;62].
80-е годы стали периодом теоретической и экспериментальной работы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, которым принадлежит разработка гуманно-личностного подхода в обучении[7;54].
Наиболее ярким практическим воплощением их идей стала «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили[1;14]. Гуманный подход к процессу образования, умение оптимистически мыслить о детях, обучение без принуждения стали основой деятельности «Школы».
Хронологический подход к изучению развития теории коллектива долгое время являлся единственным, и потому традиционным. Однако с конца 90-х годов прошлого века были выделены новые основания для дифференциации и структурирования знаний в области педагогической теории коллектива.
Так, были обозначены основные направления и соответствующие им предметно-проблемные области, изучение которых обусловлено выбором научной позиции исследователей. Эти направления обозначены следующим образом[12;14]:
Психологическое направление, в основу которого легли работы педологов о проблемах детства, стало оформляться первым. Развитие данного направления тесно связано с развитием других наук о человеке. В центре внимания исследователей проблем коллектива - развитие личности ребенка, его положение в коллективе, взаимодействие личности и коллектива и т.п.
В русле психологического направления педагогической теории коллектива (исследования З.И.Васильевой, Т.Е.Конниковой, М.Г.Казакиной, А.Г.Кирпичника, В.А.Сухомлинского, К.Д.Радиной и др.) обозначены следующие проблемные области:
развитие личности в коллективе: развитие индивидуальности ученика в коллективе, факторы развития личности, формирование социально значимых качеств, общественной направленности и позиции личности, творческое и духовное развитие личности;
отношения и взаимодействие в коллективе: система отношений в коллективе и ее влияние на личность, характер и типы отношений в коллективе; структура и динамика взаимоотношений в коллективе; эмоциональный климат в коллективе; вхождение личности в систему коллективных отношений, стадии и уровни развития отношений в коллективе; эффективность взаимодействия в коллективе;
коллектив как инструмент педагогического влияния на личность: воздействие коллектива на отдельных участников, воздействие личности на коллектив, вопросы лидерства.
Системологическое направление (исследования Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, А.В.Мудрика, Н.Л.Селивановой и др.). Для него свойственно рассмотрение коллектива как системы и подсистемы других систем (общественной, воспитательной). Коллектив рассматривается как среда развития или инструмент педагогического влияния, интересы исследователей в данном направлении сосредоточены на коллективе как целостном социально-педагогическом феномене. В русле системологического направления педагогической теории коллектива обозначены следующие проблемные области:
феномен коллектива (определение, трактовки, особенности, признаки коллектива, виды коллективов);
функции коллектива;
структура коллектива: формальная и неформальная, официальная и неофициальная;
развитие коллектива: этапы, условия, факторы.
Праксеологическое направление (исследования И.П.Иванова, Б.В.Куприянова, И.А.Колесниковой, Е.В.Титовой, Н.Е.Щурковой и др.) - исследователями изучаются, прежде всего, вопросы, связанные с деятельностью коллектива, включающие такие аспекты, как организация, эффективность, результативность, продуктивность и др. Проблемная область данного направления включает такие аспекты как:
содержание и цели деятельности коллектива;
процессуальная сторона организации деятельности коллектива: формы, методы, методики, средства, приемы и др.;
воспитательные возможности и эффективность коллективной деятельности.
Необходимо отметить, что исследовательская деятельность отдельных ученых часто затрагивает довольно широкий спектр проблем, не сводимых только к одному конкретному направлению. Кроме того, данные направления не связаны с хронологией развития научной мысли.
Подводя итог материалу главы, можно сделать следующие выводы. Развитие теории коллектива в отечественной науке восходит к рубежу XIX-XX веков. В это время появляются первые работы, обосновывающие данный подход в педагогике.
Периодом наиболее активного изучения коллективизма является советский период отечественной истории, который характеризуется не только теоретическими исследованиями, но и проведением экспериментов. В это же время развивается гуманистическое направление в воспитании и обучении.
Опыт отечественных педагогов, развивавших теорию коллективизма, неоднократно обобщался, изучался и систематизировался. Можно выделить две основные концепции, позволяющие выделить в нем основные направления и достижения.
Глава 2. Теоретические основы роли коллектива в формировании личности
2.1 Понятие о коллективе в гуманистической педагогике
Основателем гуманистического направления в советской педагогике считают А.С. Макаренко, который, проведя теоретические и экспериментальные исследования детского коллектива, пришел к выводу о рол коллектива в формировании и развитии личности.
Обратимся к сформированному им понятию коллектива. Под коллективом понимается такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [11;42]. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом.
Из этого определения можно определить основные признаки коллектива, к которым относятся[20;68]:
Наличие общественно значимых целей.
Последовательное развитие целей в результате совместной деятельности.
Систематическое включение воспитанников в разнообразную социальную деятельность.
Практическая связь коллектива детей с обществом.
Кроме того, согласно определению Макаренко, коллективу присущи наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; атмосфера взаимопомощи, доверия и требовательности; развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина и др.[20;69].
Обозначим также основные функции коллектива:
Организационная - заключается в том, что коллектив становится субъектом управления своей общественно-полезной деятельностью.
Воспитательная - проявляется в том, что коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений.
Стимулирующая - состоит в том, что коллектив регулирует поведение своих участников, их взаимоотношения.
Вышеназванные признаки присущи только развитому коллективу, и только развитый коллектив может успешно выполнять свои социальные функции[11;46].
Процесс становления коллектива проходит через ряд этапов, которые А.С. Макаренко обозначил следующим образом[11;48]:
Сплочение на основе единоличного требования педагога к учащимся.

Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.