На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Сущность коллектива; факторы, влияющие на процесс его формирования. Опыт работы мастера производственного обучения, педагогические технологии по созданию коллектива в учебной группе обучающихся по профессии сварщик; роль и значение личности педагога.

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



/
Министерство образования и науки
Профессиональное училище
Описание опыта работы на высшую категорию
РОЛЬ МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. ПОСТАВЛЕННЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ


Цель работы - описание опыта работы мастера производственного обучения по формированию коллектива обучающихся в группе № 305 по профессии «Сварщик» с учетом выявленных и теоретически обоснованных факторов, влияющих на процесс формирования ученического коллектива в учебной группе.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
-
изучить психолого-педагогическую литературу по формированию ученического коллектива;
- раскрыть сущность коллектива;
- определить пути и методы влияния мастера производственного обучения на формирование коллектива обучающихся.

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ


Современные профессиональные училища призваны подготавливать квалифицированных рабочих, обладающих глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности, способных трудиться в бригадах и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства. В решении этих задач ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения. Они призваны не только передавать свои знания и опыт, но и воспитывать активную жизненную позицию, формировать личность, привить высокие морально-этические качества у обучающихся, в том числе чувство коллективизма.
Мною решается вопрос создания работоспособного и сплоченного ученического коллектива, характеризующегося здоровым психологическим климатом, коллективистскими общественными отношениями. Именно поэтому я систематически обращаюсь к научной и периодической литературе по педагогике, психологии.
В современной психолого-педагогической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под «коллективом» понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, ПУ, студенческой группе и т.д.); второе: под «коллективом» понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве.
Термин «коллектив» закреплен в латинском языке как «сборный». Коллектив - это группа людей, которых объединяют общие цели, имеющие целый смысл, и совместная деятельность, в процессе которой ее участники вступают в определенные отношения, характеризующиеся правильным разделением между ними функций ответственности и зависимости, при постоянной взаимной поддержке и товарищеской взаимопомощи. Само понятие «коллектив обучающихся» является в какой-то мере условным, т.к. в деятельности любого ученического коллектива всегда принимают участие взрослые.
В условиях УНПО организация обучающихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны мастера.
Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. От других объединений он отличается целым рядом признаков. Прежде всего, это объединение обучающихся, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе. Отношение обучающихся к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства мастера, характера взаимоотношений с ним. Вот почему первый признак -- совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для обучающихся) -- предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.
Вторым признаком ученического коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т. д., деятельность обучающихся в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества. Учебная деятельность -- основная для обучающихся.
Третий признак коллектива -- наличие в нем отношений ответственной зависимости -- в коллективах учебного заведения имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость обучающихся в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии мастера.
Исследователи коллектива (Л.И. Новикова, А.Т. Куракин и другие) показали, что ученический коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений подростков.
Без целенаправленного руководства со стороны взрослых ученический коллектив функционировать не может.
Следовательно, учебный коллектив - коллектив обучающихся, объединенных общей учебной и внеучебной деятельностью.
Учебно-воспитательные коллективы занимают особое место среди различных типов и видов коллективов, т.к. принадлежат к категории наиболее многочисленных. Во-вторых, учебно-воспитательные коллективы являются базой формирования личности, служат лабораторией для подготовки к жизни и деятельности в коллективах других типов и видов - производственных, военных, семейных и др.
Специфические признаки учебно-воспитательных коллективов:
· Направленность деятельности коллектива на самих его членов;
· В состав учебно-воспитательного коллектива входят представители другого коллектива, коллектива мастеров, которые являются не просто членами, а центральной фигурой, руководителем. Он направляет совместную деятельность обучающихся, регулирует внешнюю и внутреннюю структуру коллектива, формы и нормы межличностных отношений.
Необходимость руководства со стороны мастера обусловлена тем, что остальные члены коллектива, находящиеся в стадии развития и становления личности, не имеют достаточного жизненного опыта, не научились еще самоорганизации и поэтому не могут самостоятельно осуществлять основные функции коллектива - учебную и воспитательную деятельность. Эта необходимость обусловлена и самой природой обучения и воспитания, они не сводимы к самообучению и самовоспитанию, обучение и воспитание невозможны вне системы «мастер - обучающийся».
· Основной вид деятельности учебно-воспитательного коллектива - учение. Совместная учеба, организованная на принципах коллективизма, при значительном развитии взаимопомощи и требовательности служит мощным фактором сближения членов коллектива.
· Слияние обучения и воспитания в единый процесс. Воспитательная функция коллектива так же важна, как и учебная.
· Однородный возрастной состав, что обуславливает сходство и общность интересов и целей обучающихся, высокую степень взаимопонимания, большую психологическую совместимость.
Следует помнить, что эти типические особенности учебно-воспитательных коллективов дополняются, а порой перекрываются видовыми особенностями. Некоторые виды коллективов учебно-воспитательного типа сближаются с коллективами других типов. Например, коллектив профессионального училища близок по ряду признаков производственному коллективу. ПУ - устойчивые производственные объединения молодежи 15-17 лет, окончившей 9 классов школы. Задачи УНПО распадаются на две: учебно-воспитательная и профессиональная, т.к. одновременно с овладением какой-либо точной профессией учащийся обязан пройти программу общей полной средней школы. Цели учебных коллективов многоплановые. Наряду с освоением профессии и завершением среднего общего образования учащийся в период обучения участвует в других видах деятельности: общественно-полезной, производственной, спортивной и т.д. в совместной деятельности по достижению всех этих целей коллектив рождается, развивается и сплачивается. В ходе учебного и производственного труда учащиеся осознают свою связь с обществом, усваивают идеалы и ценности не только своего учебного коллектива и базового предприятия, на котором они работают, но и общества в целом. С воспитанием гражданственности, ответственности, мировоззрения, профессиональных интересов происходит процесс социализации, формирования и развития личности обучающихся.
Отношения в сплоченном ученическом коллективе характеризуются единством интересов и взаимопомощью, взаимной ответственностью, заботой друг о друге, уважением достоинства товарищей, умением подчинения членов коллектива уполномоченным, ответственным за определенные участки работы, установлением деловых контактов обучающихся с производственными коллективами. Все это способствует всестороннему развитию личности в коллективе обучающихся.
Взаимоотношение личности и коллектива многообразны. Можно выделить два основных аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.
По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества (он может вырабатывать их и внутри и соотносить с общественными).
Во-вторых, влияние коллектива на личность оказывается в воспитательной и корректирующей функции. Коллективное влияние, мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование - вот далеко не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива.
Именно поэтому так эффективны коллективные обсуждения насущных проблем, организуемые активом группы.
Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.
Мастер производственного обучения (ПО) несет ответственность за учебу, общественную работу и моральный климат в коллективе. Мастер ПО не несет прямой ответственности за взаимные симпатии или антипатии учеников. Вместе с тем, нельзя не согласиться, что личные взаимоотношения - очень важный момент жизни коллектива: они оказывают достаточно сильное влияние на результаты его работы. Психологический климат, в характеристику которого входят личные взаимоотношения членов коллектива и связанные с ними нормы и ценностные ориентации, регулируется мною как в общих интересах, так и в интересах каждого ученика.
Мастер производственного обучения -- центральная фигура в обучении и воспитании обучающихся. На учебных занятиях я сообщаю обучающимся технические сведения, формирую у них производственные умения, навыки культуры труда. Одновременно я забочусь о формировании нравственных качеств, оказываю влияние на воспитанников посредством личного примера, индивидуальных и групповых бесед, проведением классных часов, экскурсий на предприятия, организацией общения с рабочими.
Труд мастера является самой ответственной областью человеческой деятельности. Поэтому к себе как к мастеру профессионального училища предъявляю целый ряд требований:
· глубокое знание своего дела и любовь к профессии;
· владение и постоянное совершенствование методики обучения, применение разнообразных и наиболее эффективных методов обучения, умение интересно не только рассказать о предмете, но и показать свое мастерство.
Я систематически изучаю успеваемость обучающихся и их отношение к учебным занятиям (выполнение учебных работ, прилежание, самостоятельность в выполнении домашних заданий); слежу за общим развитием обучающихся, за выполнением ими правил поведения; воспитываю у обучающихся интерес к общественным событиям, чувства долга и ответственности, правдивость, честность, скромность, волевые качества (решительность, смелость, активность, настойчивость и др.); изучаю материально-бытовые условия обучающихся. Эти наблюдения я записываю в педагогический дневник, отмечаю хорошие и плохие поступки обучающихся и их предполагаемые причины, а также принимаю меры по улучшению воспитания и обучения каждого обучающегося. Ведение педагогического дневника на каждого подростка группы дает мне возможность анализировать происходящие изменения, сдвиги в обучении и воспитании, способствовать развитию положительных качеств обучающихся.
На обучающихся оказывает большое влияние личный пример мастера, уровень его общей культуры. Мастер может успешно решать педагогические задачи только в том случае, если он сам является культурным, образованным, передовым человеком общества. Кроме знаний по своей специальности, я стремлюсь овладеть сведениями по другим отраслям науки и техники, которыми в настоящее время интересуется молодежь независимо от профессии (чтение художественной литературы, просмотр интересующих подростков фильмов с целью организации дальнейшего коллективного обсуждения).
А.С. Макаренко писал, что педагог должен быть эстетически выразителен. Очень важно, чтобы мастер был примером подтянутости и аккуратности. Хороший мастер с большой требовательностью относится как к профессиональным занятиям, так и к своему внешнему виду. Я никогда не забываю, что на уроке на меня смотрят десятки глаз.
Я стремлюсь к тому, чтобы моя речь была убедительной, выразительной и доходчивой. Витиеватая, напыщенная речь, как правило, не убеждает. Более того, учащиеся не понимают ее. Не лучше и другой недостаток -- сухость и невыразительность объяснений. Важным фактором культуры речи является тон. Спокойный, ровный тон, несомненно, помогает доказать любую мысль, а раздражительность, нервозность вызывают ответную реакцию.
Педагогический такт -- важнейшее средство воздействия мастера на обучающихся при решении самых различных вопросов, один из признаков педагогического мастерства мастера. От такта зависит не только качество учебно-воспитательного процесса, но и взаимоотношения педагога с учащимися, его авторитет. Педагогический такт -- это, во-первых, уважение к личности обучающихся и требовательность к ним; во-вторых, чуткость, внимательность к учащимся; в-третьих, доверие к учащимся и одновременно систематический контроль за их деятельностью. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.