На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Изучение сущности, требований к разработке и применению игровых приемов в обучении детей изобразительной деятельности (рисунки, аппликации, лепка), их видов, методик использования (инсценирование песня) и роли в развитии творчества у дошкольников.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.02.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ГЛАВЛЕНИЕ
1. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению
2. Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности
3. Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия
4. Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий
5. Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах
6. Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей
Практическая часть
Список используемой литературы
1. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению
Развитие творческой личности ребенка - современное требование общества к системе образования. В дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, и, прежде всего, творческие способности, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.
Продуктивные виды деятельности ребенка - рисование, лепка, аппликация и конструирование - на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер срывает листья с ветвей и т.д.
То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали многие педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев, З.М. Богуславская и многие другие. Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру можно использовать "…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка" (И.Л. Божович)
В детском саду на занятиях по изобразительной деятельности используются разнообразные методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности и ребенка, и воспитателя на данном занятии.
Прием обучения -- более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.
Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приема и не определять направление работы на занятии в целом. Например, если чтение стихотворения (рассказа) в начале занятия имело цель лишь вызвать интерес к заданию, привлечь внимание детей, то в данном случае чтение служило приемом, помогающим воспитателю в решении узкой задачи -- организации начала занятия.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Отличительной особенностью этих приемов является то, что они построены с учетом овладения детьми способами сюжетно - ролевой игры.
Именно достоинства сюжетной игры в младшем дошкольном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей аппликации:
во-первых, благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело;
во-вторых, обеспечить детям естественный переход от обучения к игре и содействовать формированию игры.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
Ш от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
Ш от возраста детей и их развития;
Ш от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисований объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы.
Ни один прием нельзя использовать без тщательного продумывания стоящих задач, программного материала занятия и особенностей развития детей данной группы.
Отдельные методы и приемы -- наглядные и словесные -- совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
2. Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности
Преподаватель по изобразительной деятельности должен знать существенные особенности игровых методов и приемов обучения, их принципиальное отличие от других методов и приемов, учитывать знания детей об окружающем мире, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей. Одновременно он должен четко представлять задачи руководства изобразительной деятельностью, а, следовательно, конкретные задачи использования игровых приемов на каждом занятии.
Какова же специфика игровых приемов? С одной стороны, они должны быть направлены на решение дидактических задач, с другой - по своему характеру, должны быть максимально похожими на настоящую игру, обладать ее существенными признаками. Это тем более важно, что в отличие от "настоящей" свободной игры игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах - своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, воспитатель говорит детям: "Поможем белочке сделать запасы на зиму" или: "Подумайте, на чем можно отправиться в космос"; "Построим кошке дом".
В процессе использования игрового приема может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла. Однако необходимо помнить о том, что за постановкой игровой задачи непременно следуют игровые действия. Так, чтобы отправиться в космос необходимо стать космонавтом, "построить" ракету, при этом "ремонтировать" неровные корпуса ракет, "отмыть" грязные стекла иллюминаторов, наметить свой маршрут, изобразив звезды и планеты и т.п.
В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация "как будто". Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичные движения кистью - мазки, изображающие листопад); звукоподражанием (я - шофер, я везу зерно… би-би-би).
Таким образом, игровые приемы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Преподавателю по основам изобразительной деятельности надо помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. Поэтому в ходе своей работы педагог должен ориентироваться на требования программы , базовой программы детского сада, и планировать свои занятия в тесном взаимодействии с другими специалистами и педагогами, осуществляя идею комплексного сопровождения ребенка. Важнейшим при этом является опора на внутренний потенциал ребенка (ключевое положение "педагогики успеха"). Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр, игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов строиться с использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых игрушек.
При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Иначе эти приемы надуманны, неестественны. Так, выглядит нелогичной и поэтому неоправданной ситуация, когда на занятие приходит кошка и приносит корзинку с лентами, после рассматривания которых, дети их рисуют. Было бы правильнее, интереснее, если бы рисовать ленты предложили куклы, собираясь на праздник и надевая новые праздничные платья. Тогда детям были бы понятны просьбы нарисовать ленты разноцветные, немятые, ровные, как будто утюгом выглаженные.
Хорошее знание воспитателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Это требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы. Например, ребята ритмичными мазками рисуют падающий снежок. Воспитатель, проходя мимо ребенка, робко работающего кистью, почти не останавливаясь, ласково говорит: "Ну, Женечка, подсыпь, подсыпь снежку, а то даже на санках прокатиться нельзя". Удивленный и обрадованный "ожившему" рисунку малыш не только "подсыпал" снега, но нарисовал горку, дорожку и метель. Опытный педагог быстро обыграл детский рисунок, "прокатив" по горке зайца. Такая легкость и свобода воспитателя в развитии игрового замысла позволяют ему успешно решать не только изобразительные задачи, но и развивать воображение, творчество детей, делают обучение радостным и интересным.
Кроме того, очень важно чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересовано (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль. При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, т.е. необходима культура выражения чувств.
Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества.
Учитывая своеобразие игровых действий детей и особенности игры, воспитатели применяют на занятиях по изобразительной деятельности следующие игровые приемы: обыгрывание предметов, игрушек, картин; обыгрывание выполненного изображения; обыгрывание незаконченного изображения; игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Игровые действия в изобразительной деятельности дошкольника - явление полезное, помогающее ему развивать свой творческий замысел. Если у ребенка систематически формируются изобразительные умения, то он легко находит и изобразительные способы выполнения задания. То есть у него формируются такие умения и навыки, которые можно самостоятельно использовать для изображения разных предметов и явлений, умея при этом выбирать из имеющихся способов наиболее подходящие. На этой основе детей подводят к поиску своих способов, всячески развивая их творческие способности.
Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают благотворное влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетическое развитие детей, повышают у дошкольников интерес к изобразительной деятельности и стимулируют самостоятельные формы ее проявления, когда ребенок сам ставит изобразительные задачи и пытается их решать. При этом у детей проявляются смелость, уверенность в своих силах.
3. Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия
В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора (потешек, загадок, сказок) детям становятся близкими и понятными образы петушка, матрешки и др. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ним определенные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю и т. п. Кроме того, ребенок сам может показать (ему это интересно), как петушок ходит, клюет зернышки, передать его взаимоотношения с другими персонажами (лисой, котом и т. п.).
Воспитатель в процессе обыгрывания предлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать, например, говорит: "Посмотри, какая дорожка длинная получилась". Затем на этой дорожке появляется зайка. Педагог имитирует его движения и приговаривает: "Зайка скачет по дорожке, прыг-скок, прыг-скок. Вот какая длинная дорожка".
Большие возможности для обогащения образа представляют рисунки детей, которых интересует движение, ритм, и они смело черкают на листе. В таком нагромождении линий можно увидеть и дорожку, и крышу домика, и пр. Например, зайчик бежит по дорожке и, удивленный, останавливается: "Что это такое? Кажется, крыша. Это домик? Кто там живет? Тук-тук, кто-кто в домике живет, кто-кто в невысоком живет?". Подобное обыгрывание вызывает интерес у ребенка, сосредоточивает его внимание на самом рисунке (лепке), что очень важно для становления изобразительной деятельности.
Задача воспитателя - подвести детей к изображению "по замыслу". С этой целью он как бы включается в процесс "черкания" и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставить изобразительную задачу.
Обыгрывание детских рисунков особенно полезно использовать в работе с детьми робкими, не уверенными в себе: в условиях игры они раскрепощаются и нередко сами ставят изобразительную задачу, охотно идут на повторное изображение.
Так на игровой основе педагог осуществляет формирование способности видеть образ в рисунке, развитие интереса к деятельности, закрепление элементарных технических навыков.
Например, под известную песенку "В лесу родилась елочка" появляется силуэтное или полуобъемное изображение елки. Воспитатель и дети разговаривают с елочкой, приглашают ее на праздник, предлагают украсить: повесить разноцветные игрушки, "зажечь" фонарики и т. п.
Затем обыгрывается выполняемый рисунок. Воспитатель показывает способ ритмичного рисования мазками: "зажигает" на елке фонарики, еще один, еще. Этот процесс представляет собой игровое упражнение. Такие игровые упражнения наиболее приемлемы, так как они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные изобразительные действия, но усвоение которых необходимо и возможно только при многократном их повторении.
В конце занятия обыгрываются готовые рисунки. Это может быть хоровод вокруг елочки: "Теперь она, нарядная, на праздник к нам пришла…" Или инсценирование песни: дети изображают трусишку-зайку, серого волка и т. п. Использование элементов движений из хороводных, подвижных игр облегчает образное восприятие рисунка.
Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и нередко с нее начинается. Например, перед занятием воспитатель зеркалом пускает по стене солнечные "зайчики", а малыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик "прыгнул" на большой лист бумаги, прикрепленный к мольберту. Воспитатель набрал на кисть желтой краски - и "поймал" солнечного зайчика. Потом зайчиков "ловили" дети, сначала на этом же листе, а затем каждый на своем. В конце занятия педагог говорит: "Как много солнечных зайчиков на листочках, как стало от них светло и красиво в комнате. Так красиво, что настоящий солнечный зайчик еще раз заглянул в группу и побегал по вашим рисункам".
4. Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий
В соответствии с методикой в начале занятия используется игровая мотивация изобразительной деятельности: рисунок (лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного). Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятным необходимость выполнения рисунка (лепки). Это дает возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи.
Можно привлечь детей к показу способа изображения, от имени вводимого игрового персонажа, напомнить требования к технике рисования красками.
В процессе изображения используется прием обыгрывания создаваемого рисунка, а по окончании работы уже готового, с конкретным анализом и оценкой.
Дошкольник осваивает технику работы с материалом, поэтому важно дать возможность почувствовать ее влияние на выразительность рисунка, поделки. Для этого воспитатель придумывает такое содержание игровых действий, которое не только интересно детям, но и помогает им увидеть качество рисунка. Например, петушок прыгает на лесенку и едва не падает со "сломанной" ступеньки. Малыши объясняют, почему она получилась кривая. Показывают петушку, на какую лесенку можно встать. Безусловно, подобный анализ должен быть непродолжительным, предельно тактичным, без называния имен, без демонстрации неудавшихся рисунков.
Таким образом, игровая мотивация направлена на регуляцию деятельности детей в течение всего занятия: от принятия или самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание и элементарный контроль необходимых способов изображения, до понимания оценки полученного результата, данной воспитателем.
В реальных условиях дошкольного учреждения в развитии изобразительной деятельности детей обнаруживаются разные уровни. Особенно ярко это проявляется в самостоятельной деятельности дошкольников. В такой ситуации основной акцент должен быть сделан на индивидуальной работе.
Приведем ряд примеров. В группе всегда есть дети, которым плохо дается даже элементарное изображение. Надо поупражнять их, добиваясь достаточно быстрого выполнения трудных, а может быть, и не очень интересных для них изобразительных действий. Как это сделать? Можно использовать игрушки и с их помощью обыграть законченный, по мнению детей, рисунок. Например, ребенок с большим трудом нарисовал одно яблоко. Воспитатель инсценирует ситуацию: прибежала мышка-норушка и "ам-ам" - съела яблоко. Педагог закрывает рисунок. Прибежала лягушка-квакушка: "А и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.