Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом История юннатского движения в России. Станции юннатов в г. Шадринске. Расширение экологического образовательного пространства школьников в учреждениях дополнительного образования. Программа экологического воспитания школьников Маленький принц Земли.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра биологии с методикой преподавания

Роль станции юных натуралистов в расширении экологического образовательного пространства школьников

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: ст-ка V курса, 511 гр.

Усольцева Т.А.

Научный руководитель:

ст. преподаватель кафедры биологии с

методикой преподавания

Ревякина Г.А.

Шадринск - 2005г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 История юннатского движения в России

1.1 Первые станции юннатов
1.2 История развития станции юных натуралистов в городе Шадринске
Выводы по главе

Глава 2. Расширение экологического образовательного пространства школьников в учреждениях дополнительного образования

2.1 Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект

2.2 Программа экологического воспитания школьников «Маленький принц Земли»
Выводы по главе 2

Заключение
Библиографический список
Приложения

Введение

Дополнительное образование (ранее внешкольное) прошло сложный путь становления и развития, помогая миллионам детей и подростков найти свое призвание, избежать пагубного влияния улицы, стать добрее и духовно богаче.
Содержание внешкольной работы «углубляет» содержание образовательного процесса, «закрепляет» полученные на уроках знания, умения, навыки.
Анализ массовой практики показал, что организовывая процесс экологического воспитания, педагоги переносят из учебного процесса во внеурочное время не только содержание, но и формы работы с детьми. В этом кроются отмеченные, Л.П.Симоновой - Салеевой и И.В.Цветковой негативные последствия обучения экологии; проявляющиеся у школьников в ряде показателей: преобладает рациональный тип отношений к природе, обедненный соответствующими эмоциями, развивается утилитарно-практический подход к делам и поведению в природе. Преодоление данной проблемы осуществляется через изменение психологии школьников, воспитание новых ценностных ориентаций по отношению к природе. В качестве приоритетного направления в решении экопроблем современности рассматривается расширение экологического образовательного пространства школьников на станции юных натуралистов.
Дополнительное образование - единственное, которое собрало воедино воспитание, обучение, творческое развитие и, находясь в рамках общего среднего, мотивирует ребенка «на знания», помогает лучше усваивать стандартизированное основное.
В связи с этим нами была сформулирована тема исследования: «Роль станции юных натуралистов в расширении экологического образовательного пространства школьников».
Цель исследования: на основе историко-педагогического анализа изучить современное состояние проблемы расширения экологического образовательного пространства школьников в системе дополнительного образования.
Объект исследования: процесс расширения экологического образовательного пространства школьников на СЮН.
Предмет исследования: организация и содержание работы по экологическому образованию школьников на СЮН г.Шадринска.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
Изучить историю развития юннатского движения в России и г. Шадринске.
Определить сущность понятия «экологическое образовательное пространство»
Раскрыть содержание программы экологического воспитания школьников «Маленький принц Земли», как одной из форм расширения экологического образовательного пространства школьников.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы (50 источников), приложения.

Глава 1. История юннатского движения в России

1.1 Первые станции юннатов

Юннатское движение прошло сложный путь в своем становлении. В дореволюционной России юннатского движения не было - были отдельные любители природы, не объединенные общими идеями, стремлениями; не было организаций и учреждений, помогавших развивать любовь и интерес к природе у детей и подростков.
После Великой Октябрьской социалистической революции открылись широкие возможности для развития творческих способностей у подрастающего поколения, для удовлетворения естественного желания молодежи познать окружающий мир.
1918 год был одним из труднейших для молодой Советской Республики. Страну терзали голод, внутренняя и внешняя контрреволюция. В это суровое время, спустя полгода после победы Октября, в Москве, в Сокольниках, возникло первое детское внешкольное учреждение -- станция юных любителей природы. Так было положено начало юннатскому движению в стране.
Станция юных любителей природы открылась 15 июня 1918 года, по инициативе двух энтузиастов - председателя районного Совета рабочих депутатов коммуниста Ивана Васильевича Русакова и педагога-биолога Бориса Васильевича Всесвятского. Она начала свою работу под лозунгом «Ближе к природе».
Основной воспитательной задачей Биостанции Юных Натуралистов (БЮН) было формирование личности, сочетающей деятельную любовь к живой природе и стремление к ее познанию, энтузиазм исследователя, глубоко и всесторонне изучающего факты и закономерности живой природы, и навыки практика, умеющего применять знания в жизни и на производстве.
Юный натуралист проходил путь от созерцательной любви к природе к любви деятельной, выражающейся в уходе за растениями или животными. Уже сам этот процесс рождал любознательность, вырастающую затем в творческую, исследовательскую работу. Возникала потребность в глубоких знаниях и стремление приложить их на практике - при выращивании растений и в уходе за животными. Если к этому присовокупить общее образование, черты общественника - коллективиста, умелого организатора, то облик юного натуралиста в целом будет завершен.
Главными факторами воспитательного процесса на Биостанции были: соприкосновения с живой природой, самостоятельные наблюдения и эксперименты, участие в физическом труде, пользование научной литературой, общественно полезная работа, пропаганда натуралистических знаний среди школьников.
В 1928 году Н.К.Крупская в «Правде» писала: «Кто не знает работы Биостанции юных натуралистов?… Громаднейшая, ценнейшая работа. Юные натуралисты захвачены пылом исследовательской работы; это в то же время натуралисты - общественники, ведущие работы по Дню леса, по птицеводству, огородничеству, по экскурсиям, площадкам. Сотни учителей прошли через курсы, через конференции Биостанции. Стоит только раз побывать на этой станции, почитать «Листок Биостанции», чтобы понять все значения этого учреждения.
Перед станцией стояли две проблемы: во-первых, состав юннатов все время менялся, из-за этого не было возможности организовать систематическую работу; во вторых, дети приходили полуголодные, возможности их подкармливать не было. В поисках решения этих проблем родилась идея организовать при Биостанции летнюю колонию для детей - юных любителей природы.
7 апреля 1919 года, на базе станции открылась детская колония -- общежитие для юных любителей природы. Ребята получили возможность весь день проводить на станции, заниматься в кружках, участвовать в экскурсиях, работать на огороде.
Станция разработала заповеди -- правила юного натуралиста, в которых говорилось:
«1. Наблюдай все, что есть вокруг тебя в природе. 2. Все свои наблюдения записывай; что возможно -- зарисовывай. 3. При записи точно обозначай место, время и условия наблюдения. 4. Будь беспристрастен и правдив в описании наблюдений. 5. Отмечай только такие наблюдения, в правдивости которых не сомневаешься. 6. Не делай поспешных выводов и заключений из своих наблюдений, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом. 7. Сообщай все наблюдения в свой кружок и на Биостанцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу в общей работе. 8. В конце каждого месяца отмечай все перемены, происшедшие в природе за это время. Примечание: не исполняющий этих заповедей -- правил не может считать себя натуралистом».
На станции оформилось 4 кружка: ботаников (первоначально «огородников»), орнитологов («птичников»), энтомологов («насекомников»), гидробиологов («водолюбов»). Самым многочисленным был кружок орнитологов.
Октябрь 1919 года - начала работать школа-колония при Биостанции. Занятия проводили научные сотрудники Биостанции. Так как в то время еще не было общей государственной школьной программы всех учащихся в зависимости от уровня знаний и возраста разделили на две группы - старшую и младшую. Занимались математикой, родным языком, литературным чтением, немецким языком, гигиеной, астрономическими и метеорологическими наблюдениями, фотохимией, рисованием, музыкой, осваивали технику монтирования биологических коллекций и проводили экскурсии в природу [47, 25].
Это еще не было настоящей школой, скорее продолжалась работа кружка юных натуралистов с некоторыми дополнительными учебными занятиями.
Осенью 1920 года была оформлена школа II ступени.
Рисование преподавал советский живописец Н.А.Касаткин. Он же руководил экскурсиями в Третьяковскую галерею, Румянцевский и Исторический музеи.
Методист-математик - М.А.Знаменский.
Заведующий Биостанции Б.В.Всесвятский, который вел занятия по биологии (анатомии и физиологии животных и растений, основы эволюционного учения, генетика, селекция), учил технике препарирования и обращения с микроскопом.
Инициатор и первый организатор кольцевания птиц и проведения Дня птиц, создатель звероводческого хозяйства при Биостанции одного из первых в Советском Союзе - орнитолог Н.И. Дергунов [47, 31].
«Бюновцы» - так с гордостью назвали себя воспитанники школы - колонии при Биостанции юных натуралистов (БЮН) [47, 47].
В 1920 году в связи с возросшим объемом работы станция юных любителей природы была переименована в Центральную биостанцию юных натуралистов имени К. А. Тимирязева. С 1924 года стали издаваться «Листки биостанции юных натуралистов имени К. А. Тимирязева».
С 1922 года лозунг БЮН «Ближе к природе» приобрел иное звучание «Ближе к природе и жизни». Юннаты должны были не только наблюдать явления природы, но и применять результаты своей исследовательской работы к жизни.
Биостанцию в Сокольниках ежедневно посещали экскурсии школьников, юннатов и педагогов; нередко наведывались советские, а иной раз и зарубежные деятели науки и культуры; приезжали партийные и государственные работники.
Юннаты и сотрудники Биостанции в свою очередь бывали во многих научных и культурных учреждениях страны, поддерживали связь с Наркомпросом и Центральным комитетом комсомола. Журналы «Знание - сила» и «Юный натуралист» начали выходить при тесном сотрудничестве их редакции с Биостанцией.
В Москве 13 июня 1924 года состоялся I Всесоюзный съезд юных натуралистов. На него собрались 150 представителей из разных мест страны. Он принял ряд резолюций, в том числе о «Дне леса и его проведении в СССР». С 1927 года по инициативе биостанции стал проводиться другой праздник -- День птиц.
Станцию посещали: Н.К.Крупская (1920г.) и выдающаяся деятельница немецкого и международного рабочего движения коммунистка Клара Цеткин (лето 1925г.), поэт В.В.Маяковский (зима 1924/25 гг.), 1924г - русский естествоиспытатель - Иван Владимирович Мичурин (Мичуринцами называли себя юные садоводы БЮН).
В 1932 году закрылась школа-колония, а кружки юннатов в школах краев, областей и республик страны множились и крепли.
Таким образом, в 1921 -- 1931 годах главным направлением юннатской работы стало практическое участие детей и молодежи в сельскохозяйственном производстве. В целях усиления организационно-методического руководства натуралистической и опытнической работой среди учащихся, 1 февраля 1934 года на базе станции была создана Центральная станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства, организованная на базе Биостанции им. К.А.Тимирязева.
В годы Великой Отечественной войны юные натуралисты и опытники сельского хозяйства проводили большую работу на колхозно-совхозных полях и фермах нашей страны, помогая Родине, фронту.
Начиная с 1955 года по инициативе комсомольцев и школьников Ставрополья в стране развернулось движение ученических производственных бригад.
С 1963 года при непосредственном участии СЮН стали проходить всероссийские и всесоюзные слеты членов ученических производственных бригад. На одном из таких слетов, проходившем в 1968 году были приняты следующие положения:
Быть верными стражами родной природы (сохранить и приумножить богатства рек, полей, лугов)
Включиться во всесоюзный смотр ученических производственных бригад (участники которых в дружбе с наукой добиваются высоких урожаев, прикладывают все силы к тому, чтобы их труд на животноводческих фермах, полях, в садах был вкладом в могучий поток всенародного созидания).
Превратить учебно-опытные участки при каждой школе в настоящие зеленые лаборатории (активно участвовать в опытнической работе, исследовать новые методы выращивания сельскохозяйственных растений, создавать новые сорта ценных культур и переносить их на поля, крепить связи с учеными и новаторами сельского хозяйства).
Провести эстафету цветов по всем городам и селам нашей страны (вырастить рассаду, собрать семена, разбить газоны, клумбы)
Собрать в кладовые страны бесценные дары природы - грибы, ягоды, плоды, орехи и лекарственные травы.
С 1972 года проводились конкурсы юных механизаторов-пахарей (юноши и девушки), доярок машинного доения коров, полеводов, овощеводов, садоводов, животноводов.
Направления работы юных натуралистов: исследования и охрана природы, опытническая работа в сельском хозяйстве, работа в школьных лесничествах, помощь в рыбоводстве, озеленение и благоустройство, помощь школе в обучении, экспедиции.
В связи с этим выделены новые формы юннатской работы: школьные лесничества (1967г) - задача - охрана леса; «Голубые патрули» (1970г) - задача - изучение и охрана рыбных богатств; опытничество и работа по озеленению - проведение опытов и наблюдений, выведение более устойчивых к данным условиям среды сортов растений и пород животных.
С 1973 года стали проводить свои всероссийские слеты и конкурсы члены школьных лесничеств и юные друзья природы -- зеленые и голубые патрули, юные ботаники, зоологи.
Бывшие юннаты опубликовали много монографий, научных и научно-популярных книг, статей и сообщений, учебников и учебных пособий. Одна из монографий доктора биологических наук А.А.Юннатова удостоена академической премии имени В.П.Комарова; за работы при изучении природы Монгольской Народной Республики он был награжден золотой медалью им. Н.М.Пржевальского.
Профессор, доктор географических наук Н.А.Прозоровский за работу «Растительность Центрально-Черноземной области» удостоен звания лауреата премии имени Ю.Н.Анучина. Перу некоторых воспитанников БЮН принадлежит литературно-художественные произведения. Например, писатель А.А.Крон известен как автор многих пьес, романа «Дом и корабль», ряда очерков и публицистических статей.
Большую методическую и организационную помощь многим районным станциям оказывала станция юных натуралистов и опытников сельского хозяйства Невского района Ленинграда. Образовалась эта станция осенью 1925 года: группа учителей бывшей 122-й школы во главе с директором, заслуженным учителем РСФСР М.И.Морозовым - выбрали место на краю большого парка, где была школа, для создания учебного пришкольного участка. Заброшенная земля, пустырь, площадью 1 га - решено было превратить в учебно-опытный участок школы. Развивающееся учебное хозяйство школы, переросло за рамки пришкольного, став первоначально кустовым, а в последствии районным. По номенклатуре Наркомпроса оно получило наименование агробазы. А в 1936 г. было переименовано в агробиологическую станцию при РОНО. Название «агробиологическая» считалась вполне соответствующим своему названию.
Опыт работы районных станций юннатов в печати совершенно не освещен; имеются лишь очень скромные указания на то, что в некоторых городах существовали станции такого типа. Например, в методическом письме ГНИИШ «Преподавание биологии и практическая подготовка учащихся в средней школе» [36, 2] указывается, что «опыт агробаз Москвы показал, что они вполне справляются с экскурсиями и даже с организацией практических занятий школьников. Фрунзенская агробаза Москвы получила за эту работу премию от Главвыставкома ВСХВ».
А в книге «Кружки юных опытников-растениеводов» имелись коротенькие указания на то, что «в 1939г юннатка Фрунзенской агробиостанции г.Москвы Тоня Козлова поставила рекорд ускоренного размножения картофеля». Следовательно, Фрунзенская станция Москвы, так же как и станция Невского района Ленинграда, пережив стадию агробазы, нашла необходимым остановиться на наименовании «агробиологической».
В декабре 1940 года на Всесоюзном совещании руководителей детских натуралистических станций в Москве, станция Невского района выступила с докладом о направлении своей работы, а агробиологическая станция Фрунзенского района Москвы подготовила сообщение об опыте выращивания кок-сагыза.
Так, в 1941 году в Ленинграде была только одна районная станция, расположенная в Невском районе. Существовала еще с 1923 по 1934 г. районная станция в Выборгском районе. Эта станция несколько раз меняла свое местоположение и была в конце концов закрыта.
В период Великой Отечественной войны, в дни героической обороны осажденного Ленинграда, станция весь свой опыт, все свои материальные возможности направила на повышение урожайности подсобных хозяйств и участков индивидуальных огородов трудящихся, и лишь на маленьких участках производила высев семян растений, ценных в методическом и научном отношении, с целью их воспроизводства.
В 1945 году станция вновь стала развертывать методическую работу. Зарыты окопы и блиндажи, и на этих местах снова пестрели клумбы и рабатки с роскошными цветами, опять заложены колекционно - опытные делянки. В это время силами учащихся на пустыре 2,5 га заложен молодой плодово-ягодный сад.
В 1946 году на развитие районных станций было обращено большое внимание. Районные станции стали организовываться не только в сельских местностях, но и в городах.
В Ленинграде, весной 1946г было открыто еще 5 станций в районах, при РОНО, а в 1948г - еще 4 станции при ДПШ. Таким образом, количество станций ежегодно росло.
Практические занятия на земле должны протекать не только с учащимися старших и средних, но также и младших классов. При наличии районной станции это стало легко осуществлять и в городских условиях.
С 1947 года число районных станций начало сильно возрастать. В этом же году Министерством просвещения было утверждено положение о станциях. И, придерживаясь общепринятой номенклатуры, станция Невского района была переименована в «Районную станцию юных натуралистов и опытников сельского хозяйства».
В 1948 году решением исполкома станции было передано земли 13 га под школьный учебно-ботанический сад.
Станция в 1948 / 49 учебном году стала лучше и углубленнее работать с научно-исследовательскими учреждениями: с Грибовской селекционно-опытной станцией, с Всесоюзным институтом растениеводства, с Ботаническим институтом Академии наук им. ак. Комарова, по заданиям которых велась работа, а также с педагогическими вузами (Ленинградский педагогический институт им. Герцена, Педагогический институт им. Покровского, Институт теории педагогики Академии педагогических наук). Необходимо, чтобы каждый район имел станцию юных натуралистов при РОНО.
В 1949 году - объем работы станции увеличился: обучилось 22000 экскурсантов, а кружок юннатов вырос до 72 человек.
25 летний опыт работы станции Невского района Ленинграда позволил оказывать новым районным станциям посильную методическую и организационную помощь, а также ценным семенным и посадочным материалом.
В положении о районных станциях юных натуралистов и опытников сельского хозяйства указывалось, что они должны являться внешкольными учреждениями районного отдела народного образования и выполнять ряд задач (см. приложение 1).
Для того чтобы показать направление работы станции, приводим официальный документ -- план ее учебно-воспитательной работы на 1948/49 учебный год (см. приложение 2). Этот план, обсужденный на районной методической комиссии по естествознанию и утвержденный РОНО и Городской станцией юннатов, удалось осуществить полностью, а в некоторых разделах и перевыполнить.
В целом юннатское движение продолжало расти и развиваться, в 1955 - 1956 учебном году в стране действовало 197 станций и 60 тысяч кружков юннатов, объединявших более 2 миллионов детей.
К 1970 году число юных натуралистов в стране превысило 3 миллиона.
Задачи, которые выполняли юннаты:
рациональное использование природных ресурсов;
повышение плодородия почв;
сохранение и умножение растительного покрова Земли;
охрана и расселение полезных животных и ценных видов растений;
привлечение полезных птиц;
забота о рыбных нерестилищах и умножение рыбных богатств.
С 80 - х годов в нашей стране складывались объективные условия для вовлечения детей и подростков в экологическую деятельность.
С 1992 года после введения Закона РФ «Об образовании» внешкольные учреждения получили статус образовательных учреждений особого типа и начали развиваться как подсистема дополнительного образования детей. В свете этих преобразований школьное и дополнительное образование рассматривают как составные части общего экологического образования.
В наше время, в Российской Федерации - на родине юннатского движения - работает несколько сотен областных, краевых и городских станций юных натуралистов, и эти станции руководят работой многомиллионной армией юных натуралистов и школьников - членов Всероссийского общества охраны природы.
1.2 История развития станции юных натуралистов в городе Шадринске
Первый кружок юных натуралистов в г. Шадринске был организован в Доме пионеров и школьников, открытый 5 декабря 1934 года. Руководителем кружка был назначен Юрий Петрович Аргентовский, геолог по профессии, всесторонне одаренный человек, влюбленный в природу и музыку. Под его руководством была оборудована теплица, где ребята выращивали цветочную рассаду, лук, огурцы, помидоры.
В сентябре прошел городской слет юннатов с богатой выставкой работ любителей природы. На нем выступили участница Всероссийского слета ученица школы № 15 Виктория Булычева, знатный садовод - мичуринец Зауралья Аркадий Павлович Бирюков.
Большое количество ребят привлекал клуб «Друзья природы» (руководитель В.И.Лялина), в котором работал штаб зеленых патрулей, был живой уголок, проведены «День птиц», слет юных натуралистов, где подвели итоги своей работы любители природы всех школ города.
13 октября 1975 года на базе теплицы школы №8 была создана Шадринская городская станция юных натуралистов (СЮН). Директор школы Абросина Мария Филипповна создала необходимые условия для развития станции. В том году работал 1 кружок - «Цветоводство», его членами были учащиеся восьмой школы. Руководила кружком Кошелохова Алевтина Васильевна, учитель начальных классов, в те годы она была уже на заслуженном отдыхе. Занятия проводились непосредственно в теплице или на пришкольном участке. Юннаты сажали цветы, занимались прополкой и подкормкой растений. После Алевтины Васильевны работу кружка продолжила ее дочь Т.А.Большакова.
Первым директором Станции юных натуралистов стала Новоторженова Анна Александровна, учительница начальных классов. Она работала на СЮН до ноября 1976 года. Руководителем кружка «Цветоводство» была назначена Шемякина Татьяна Михайловна. Весной 1976 года на участке станции зацвели первые цветы.
В 1976 году успехи в природоохранной и натуралистической работе были отмечены Грамотой Президиума Шадринского горсовета ВООП от 18 июня 1976 года и дипломом 1 степени Президиума Курганского областного совета Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени ООП (от 10 августа 1976). В 1977 году за 2 место в городской выставке цветов награждены грамотой Президиума Шадринского горсовета ВООП от 13 августа 1977 года.
1977 - 1981 гг. - директор СЮН Конева Маргарита Викторовна.
В 1978 - 1979 учебном году станция юннатов получила новое местожительство - здание по ул. Октябрьской, 117. В нем расположились Дом работников просвещения и станция юных техников. Из теплицы школы №8 юннаты перевезли с собой большую часть коллекции комнатных растений. Несмотря на то, что в здании была всего одна классная комната, было организовано 2 новых кружка. Это кружок «Юный натуралист» (руководитель Конева Маргарита Викторовна) и кружок «Охраны природы» (руководитель Большакова Татьяна Алексеевна). Кружком «Цветоводство» руководила Теребенина Евгения Степановна.
С каждым годом крепла материально-техническая база СЮН. Росло количество кружков, любители овощеводства с интересом занимались в кружке, которым руководила З.С. Овчинникова. Любители художественного плетения занимались в кружке, которым руководила В.С. Пакулева, любители цветоводства занимались в кружке «Зеленая архитектура», которым руководила С.П. Данилова. Работали также кружки «Охрана природы» (руководители О.П. Ханаева и Т.И. Миронова) и «Юный натуралист» (руководитель М.В. Конева).
За активное участие в городской выставке «Флора -81» коллектив СЮН награжден Грамотой Президиума Шадринского ВООП [39, 108].
В июле 1981 года на СЮН принята на работу новый директор Леонтьева Екатерина Антоновна, работавшая до этого в школе №5 учителем химии и биологии.
В это время была организована пропагандиская работа по местному радио. Все учителя биологии стали ежемесячно по радио рассказывать об охране природы в районе г. Шадринска. В этом же учебном году созданы кружки аквариумистов, руководитель О.М.Нагаева, кактусоводов, руководитель Е.А.Леонтьева, юных зоологов - О.И. Мецих [39, 109].
Дети с желанием приходили на СЮН, здесь им не только давали дополнительные знания по биологии, но и прививали любовь к родному краю. Много проводилось экскурсий на природу, в семеноводческую станцию при Осеевском совхозе. Дети учились готовить поделки из природного материала, ухаживать за животными и растениями.
С 1980 - 82 учебного года станция юных натуралистов ежегодно проводила городские массовые мероприятия, которые были традиционными в городе. Это конкурс поделок из природного материала, конкурс рисунков, конкурсы ботаников, зоологов, праздники «День птиц», «Цвети родное Зауралье». В конкурсах и праздниках участвовали все школы города.
В 1981 году был проведен I городской Слет зеленых патрулей. Дозоры созданы почти во всех школах города, а штаб работал на СЮН. Ребята рисовали и распространяли листовки с призывами беречь птиц, кошек и собак, следили за тем, чтобы в кормушках, которые они развесили накануне зимы, снег не заносил корм.
Позднее, в 1988 году проведен IV городской Слет зеленых патрулей, на котором юннаты призывали всех школьников принять активное участие в смотре-конкурсе «Зеленый наряд Отчизны», в операциях которого должны участвовать все ребята:
«Белая береза». Так называется операция по озеленению городов, поселков, улиц и дворов. Озеленим наш родной город!
«Красная гвоздика» - символизирует знаменательные даты в жизни страны. Вырастим и высадим цветы на священных местах!
«Красная книга тревоги» зовет ребят взять под защиту и охрану редкие и исчезающие виды животных и растений.
«Пернатые друзья» ждут помощи от юннатов зимой и в весеннюю пору гнездования. Будем охранять и привлекать птиц!
Операция «Мой двор - моя забота» - должна стать зоной особого внимания юннатов по месту жительства.
Участвуя в операции «Юннаты - родной школе» школьники должны сделать свой второй дом - школу, удобным, зеленым, вырастить на приусадебных участках цветы, фрукты, овощи.
«Обогащать и охранять!» - девиз юннатов смотра-конкурса, это и девиз зеленых патрулей города!
1984 - 1992 гг. - директор СЮН Глущенко Любовь Васильевна.
23 декабря 1984 года на станции юных натуралистов прошел городской конкурс рисунков «Родная природа», посвященный 60-летию присвоения пионерской организации имени В.И. Ленина. Основная цель конкурса - научить детей видеть и понимать красоту окружающей природы, бережно, чутко относится к ней. В конкурсе приняли участие все школы города. Было представлено 93 рисунка, в которых дети уделили большое внимание природе родного Зауралья [25, 2].
14 марта 1986 года было объявлено начало прохождения операции «Гроздь рябины». Этими ягодами юннаты подкармливали пернатых. Изготовляли для них кормушки. Изучали перелетных и зимующих птиц Шадринского района. Подготавливали доклады и рефераты и выступали с ними в различных классах школ города.
В 1989 - 91 учебные года на станции юннатов работали кружки на любой вкус для юных любителей природы.
«Цветоводство» (изучение жизни комнатных растений, дети учатся выращивать цветы и ухаживать за ними) - руководитель Бобарыкина Е.В.
«Юные зоологи» (изучение жизни животных и обитателей живого уголка) - руководитель Мехонцева Г.В.
« Юные ботаники » (о растительном мире) - руководитель Мурзина Н.И.
«Охрана природы» (изучение вопросов природоохранительного содержания) - Палийчук Н.П. (1989 - 1990 уч.г.); Шишкина Н.А. (1990 - 1991 уч.г.).
«Юный натуралист» (изучение жизни природы для учащихся начального звена) - Портнягина О.А., Глущенко Л.В. (1989 - 1990 уч.г.); Палийчук Н.П. (1990 - 1991 уч.г.).
«Аквариумное рыбоводство» (изучение жизни аквариумных рыб и правила установки и ухода за аквариумами) - Кирюханцева Г.П. (1989-1990 уч.г.); Нужина Н.А. (1990-1991 уч.г.).
«кактусоводство» (занимается выращиванием кактусов. На станции выращены зигокактус, мимиллярия крючковатая, эпифилиумы, эхинопсисы, опунция гигантская, цереус хибр и цереус чудовищный).
24 июня 1990 года с целью пропаганды знаний о жизни домашних животных и бережного к ним отношения отделом культуры и станции юных натуралистов была проведена первая городская выставка кошек. Выставка проводилась под девизом «Мы в ответе за тех, кого приручили».
С 1992 года директор СЮН - Колмогорцева Л.Д.
Сейчас Шадринская городская станция юных натуралистов ставит перед собой следующие задачи:
Коллективу СЮН работать по теме: «Совершенствование форм и методов экологического образования и воспитания школьников».
Проведение опытнической работы по профилю каждого кружка.
Организация и проведение пропагандистской работы по экологическому воспитанию школьников.
Организация практической работы кружковцев на участке СЮН.
Организация работы с родителями.
Оказание практической и методической помощи в организации натуралистической работы.
Сотрудники станции проводят занятия некоторых кружков непосредственно в школах и клубах по месту жительства, если школа дала заявку с просьбой организовать кружок. Цель кружка юных натуралистов - заинтересовать учащихся биологией, углубить и расширить их знания, выработать у них навыки наблюдения и экспериментирования и способствовать воспитанию материалистического понимания природы.
Работа в кружке юннатов проводится систематически, по определенному плану, с добровольным, но постоянным составом участников.
В практике школ имеются: в начальной школе - общий юннатский кружок, в средней -специальные кружки:
в V - VI классах - кружок юных ботаников;
в VII классе - кружок юных зоологов;
в VIII классе - кружок юных физиологов;
в IX - X классах - кружок юных биологов, хотя все они называются юннатскими кружками.
Такое распределение диктуется уровнем знаний, приобретенных по курсу, и разницей в возрасте учащихся.
Дифференциация юннатских кружков соответственно изучаемым в школе биологическим курсам, с одной стороны, дает возможность более углубленно познать тот или иной из них и, с другой стороны, использовать результаты некоторых опытов на уроках.
Работу учащихся в кружке следует рассматривать и как средство воспитания. Методисты станции не ставят условиями приема в кружок хорошую успеваемость по биологии и хорошую дисциплину, так как опыт учителей показывает: в результате занятий в кружке неуспевающие учащиеся начинают интересоваться биологией, а учащиеся с плохим поведением -- вести себя значительно лучше.
В кружке сочетается индивидуальная, самостоятельная, творческая и ответственная работа каждого учащегося с работой - коллективной, общественной [5, 304].
Количество учащихся в кружке обычно не превышает 15 -- 20 человек. При большем количестве желающих организуются две группы, занимающиеся в разное время. Занятия с кружком проводятся один раз в неделю или два раза в месяц.
Работа кружка строится по общим темам, включающим различные экспериментальные работы и знакомство с литературой, применяются разнообразные методы как индивидуальной, так и коллективной работы.
По ботанике в план работы кружка включены следующие темы: «Лесные богатства» (октябрь), «Сад на окне» (ноябрь - декабрь), «Зеленое строительство» (март - апрель - май), «Культурные растения полей» (VI класс), «В мире невидимых» (декабрь - январь, VI класс). Примером может служить работа кружка по теме «Лесные богатства». Вначале проводят экскурсию в лес («Разведка в лесу»), где собирают живой материал; отдельные юннаты выбирают для изучения определенные растения (сосну, ель, березу, дуб, кипрей, кислицу и др.). На занятиях ставят опыты («Разведка в лаборатории») с получением различных продуктов: сосновой «шерсти», скипидара, дегтя, красок, масла, хвойного напитка; составляют гербарии и монтируют коллекции полученных из них продуктов.
Попутно юннаты самостоятельно собирая сведения о своих растениях в книгах, энциклопедиях («Разведка в книгах»), готовят доклады. Просматривают кинофильмы. Беседы учителя на экскурсиях и на собраниях дополняют доклады юннатов о жизни и биологическом значении леса.
По зоологии обсуждаются следующие темы: «Мир невидимых в капле воды», «Болезнетворные животные», «Сборщики нектара», «Шелковичный червь», «Жизнь в морских глубинах», «Жизнь в пруду», «Опасные пресмыкающиеся», «Вымершие чудовища», «Охрана пернатых друзей», «Наши птицы», «Следопыты в природе» (о пушных зверях), «Замечательные зоологические открытия», «В уголке Дурова», «Как управлять поведением животных», «Наши друзья -- домашние животные» и т.п.
По анатомии, физиологии и гигиене человека юннаты изучают: «Тайны человеческого мозга» (о сне и гипнозе, инстинктах и разуме, роли торможения в жизни животных и человека и др.), «Борьба за здоровье и жизнь человека» (о переливании крови, оживлении организма, операциях на сердце, иммунитете, тканевой терапии, возвращенном зрении, пересадке органов и т. п.), , «Из истории науки о человеке» (о знаменитых русских физиологах И. М. Сеченове, И. П. Павлове и др.).
На занятиях по ряду тем в кружке юных физиологов проводят экспериментальные работы, например: подсчет лейкоцитов и эритроцитов в 1мм3 крови; определение процента гемоглобина в крови; определение кровяного давления у человека; определение групп крови у человека; постановка опытов с сосудистыми рефлексами; оказание первой помощи. Так же проводят длительные эксперименты по изучению действия различных витаминов на животных и выработке у них условных рефлексов.
По общей биологии в кружке особенно важны и интересны учащимся юношеского возраста темы мировоззренческого характера, воспитывающие отношение к науке, природе, обществу. В связи с этим занятия проводят по темам: «Путешествие в далекое прошлое Земли и человека» (об изменчивости облика нашей планеты, о жизни древнего человека), «Великие ученые-натуралисты» (о научном поиске), «Химия живой клетки» (новейшие исследования химизма клетки и ее компонентов), «Загадки раздражимости» (о клеточных и молекулярных механизмах), «Законы Менделя» (опыты по скрещиванию рас мухи дрозофилы, опыты по скрещиванию лабораторных мышей, морских свинок и других мелких животных при наличии в школе соответствующего помещения), «Цепи питания в природе» (очерки из экологии растений и животных, результаты исследований биоценозов членами кружка), «Бионика и ее будущее» (сущность бионики и направления ее развития), «Исследования Мирового океана», «Космическая биология», «Геогигиена».
Большинство этих тем охватывает не только теоретический материал, но и включает опыты, проведенные учащимися в уголке живой природы или дома: например, изменение стрелолиста при выращивании под водой в аквариуме и на суше; влияние света на окраску традесканции; опыты Клебса; прививки; изменение пигментации рыб (карасей, гольянов) при различных светофильтрах; изменение окраски куколок бабочки-крапивницы или траурницы под влиянием пониженных температур; опыты Дарвина с дождевыми червями; явление регенерации у дождевых червей; превращение аксолотля в амблистому; опыты по скрещиванию мелких животных. Обязательны работы с микроскопом, просмотр кинофильмов [5, 307]
Результатом работы кружка служит итоговая конференция, которая включает в себя доклады, выступления и тому подобное (см. приложение 3).
Кроме того, проводится общественно полезная работа - Неделя сада, День птиц, озеленение школы, участие в благоустройстве города пропагандой научных знаний среди населения, проведением массовых мероприятий в школе.
После работы по одной общей теме продолжительностью не более 1 -- 1,5 месяца по ботанике и зоологии, 2 и более месяцев по анатомии, физиологии и гигиене человека и общей биологии учащиеся переходят к работе по другой общей теме.
При такой организации юннаты, работая каждый самостоятельно, в то же время участвуют в разрешении вопросов по общей теме, что сообщает всей работе кружка известную систематичность, законченность, плановость. Такая деятельность объединяет и воспитывает юннатов в духе коллективизма.
Для развития общественных навыков предусматривается связь работы кружка с работой кружков юннатов других школ: организация взаимных посещений, бесед с обменом опытом, устройство совместных вечеров, проведение выставок, экспедиций, походов и кампаний [5, 309].
Помимо работы кружков сотрудники станции проводят классные часы на тему «Экология и человек», т.к. дети должны знать о состоянии окружающей среды, знать и беречь то, что нас окружает (см. приложение 4).
Таким образом, за 29 лет своего существования СЮН г. Шадринска прошла сложный путь становления и развития. Она помогает миллионам детей и подростков найти свое призвание, избежать пагубного влияния улицы, стать добрее и духовно богаче.
Все годы станция юных натуралистов работает под девизом «За природу», так как общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес ко всему живому, но и способствуют формированию у юннатов лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Выводы по главе 1
1. Подчиняя всю работу основной задачи воспитания детей, закрепляя и расширяя знания основ наук, приобретаемых ими в школе, станция юных натуралистов районного отдела народного образования имеет большое значение во всей системе учебно-воспитательной работы школ, являясь прочной и разносторонней базой для школьного естествознания.
2. Благодаря коллекционному разнообразию растений на делянках, подбору тем опытной работы можно увидеть как можно управлять ростом и развитием растений, как выводятся новые сорта и формы растений.
3. Наличие парка, водоемов, живого уголка, метеорологической станции, плодово-ягодного сада, парка, питомников, животных и так далее дает возможность проведения экскурсий по очень многим темам школьного курса естествознания.
4. Учащиеся приобретают умения и навыки по выращиванию растений и уходу за животными.
5. При широком развертывании работы кружков юных натуралистов у юннатов развиваются навыки к самостоятельной работе, наблюдению, сравнению, умению делать выводы и обобщать; они осваивают технику постановки эксперимента, осваивают работу со справочниками, книгами, что формирует дисциплинированность, трудолюбие, сознательное отношение к своему долгу, то есть обеспечивается трудовое воспитание учащихся.
6. Результаты работы юннатов широко используют дошкольные учреждения, летом детские площадки и лагеря.
7. Под руководством станции в увязке с районным домом пионера и школьника проводятся в общерайонном масштабе юннатские мероприятия: «День леса», «День птиц», «Неделя сада», слеты, выставки.
Глава 2. Расширение экологического образовательного пространства школьников в учреждениях дополнительного образования
2.1
Образовательное пространство: теоретико-методологический аспект
Крупный вклад в научное осмысление данной проблемы внесли К.Д.Ушинский, В.И.Вернадский, И.Я.Яковлев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и другие.
Создание государственной системы образования тесно связано с именами: К.Н. Вентцеля, А.У. Зеленко, Е.Н. Медынского, С.Т. Шацкого и других.
Исследованием специфики деятельности учреждений дополнительного образования занимались Г.П. Буданова, М.Б. Коваль, С.А. Шмаков.
Различным аспектом проблемы экологического образования учащихся посвящены исследования Н.И. Пономаревой, В.Н. Тихомирова, Л.В. Егоровой, М.В. Емельяновой, Б.Т. Лихачева и др.
Значительный опыт разработки проблем экологического образования накоплен за два десятилетия коллективом лаборатории экологического образования Института общеобразовательных школ РАО и Проблемного Совета по экологическому образованию РАО (И.Д.Зверев, И.Т. Суравегина, А.Н. Захлебный, Л.П. Салеева и другие).
Вопросы подготовки учителя к руководству экологическим образованием школьников раскрываются в исследованиях З.В.Артамоновой, С.Н. Глазачева, В.А. Сластенина, Г.Д. Филатовой и другие.
В сентябре 2003 года Россия подписала Болонскую конвенцию по высшему образованию, взяв на себя обязательства присоединиться к процессу создания в Европе единого образовательного пространства.
Научное понятие «образовательное пространство» не сложилось, не сформировано, не определено. Оно отсутствует в Британской энциклопедии, международной энциклопедии образования, Философском энциклопедическом словаре, Педагогическом словаре, Словаре русского языка в 17 томах и т.д.
«Образовательное пространство» стало встречаться как оборот в педагогической среде в конце 80-х годов, вошло в доктринальные документы (3-н об Образовании, проект Федеральной программы образования в России), встречается в педагогических журналах как метафора сохранения федерального единства в образовании и преодоление центробежных сил в образовании. Единое образовательное пространство даже в географическом представлении по всей территории России - вещь довольно условная.
Определяя подходы к рассмотрению образовательного пространства, имеет смысл прежде всего разобраться с самим термином «пространство».
Известные философы Аристотель, Демокрит, Платон рассматривали пространство как неподвижное вместилище реально существующих материальных объектов.
В понимании К.Маркса пространство - это одна из форм существования материи.
Ньютон считал, что пространство абсолютно и независимо от находящихся в нем вещей.
Г.В.Гегель и Ф.Энгельс были противниками этой концепции и утверждали, что «… основные формы всякого бытия суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же бессмыслица, как и бытие вне пространства».
Эту теорию поддерживали Н.И.Лобачевский, А. Энштейн, И. Кант.
Пространство является, таким образом, абсолютной абстракцией, за ним нет больше ничего, к чему его можно было бы возводить. А потому суть пространства можно выявить только из него самого.
Процесс выявления сути образовательного пространства осуществляется на основе и благодаря наличию существующего исходного и нерасчлененного чувства пространственности. В связи с этим пространство рассматривается как результат деятельности субъекта, ее продукт, представляющий собой расчленение единого чувства пространственности.
Такой подход к пониманию пространственности позволяет рассматривать пространство не просто как пространство тел (например, физическое пространство), а как пространство процессов и связанных с ними понятий, взятых вместе с их практической реализацией и осмыслением.
В рассмотрении понятия «пространство» происходит реализация установок, которые И.Г.Шендрик условно разделяет на 3 группы: объектные, субъектные и деятельностные. При объектной установке на рассмотрение пространства, оно предстает как некая картина мира, понимаемая как совокупность внешних объектов. В соответствии с субъектной установкой, мир становится представленностью чувств и мыслей человека. Так как субъект и объект не могут существовать друг без друга, а образуют единство в деятельности, то пространство внешних, по отношению к субъекту, вещей связано с его мыслями о них. Таким образом, пространство образуется не только вещами, но и их смыслами.
Образование представляет собой процесс становления человека, в ходе которого его выявляющаяся сущность воплощается в некотором образе, соответствующем тем культурным условиям, в которых осуществляется процесс становления. Образование представляет собой единство процесса и результата освоения и присвоения человеком обобщенных способов взаимодействия с действительностью и самим собой, выработанных человечеством и закрепленных в культуре.
В русском языке термин «образование» используется сравнительно недавно. Более характерным было использование слов «воспитание» и «учение». Уже в XVIII веке в русском языке сложилось современное понимание термина воспитание как процесса воздействия на развитие ребенка с целью формирования его нравственных и физических качеств. Тогда же под воспитанием стали понимать правила поведения, навыки общения, усвоенные ребенком под воздействием взрослых.
В начале XIX века В.И.Даль говорил об образовании как об образовании ума и нрава, то есть как о развитии личности и ее воспитании. При этом он утверждал, что науки образовывают ум и знания, но далеко не всегда нрав и сердце, подчеркивая, что учение образует ум, а воспитание - нравы. То есть различие между обучением и воспитанием было очевидно.
В процессе социокультурного развития понятие «образование» обрело иной смысл, который заключается в формировании человека, способного поддерживать и развивать условия своего человеческого существования.
Эти условия создаются самим человеком путем преобразования естественной среды обитания. В них отражаются способы взаимодействий индивида со средой. Закрепление этих способов в общечеловеческом опыте явилось причиной возникновения культуры. Культура вместе с измененной под ее воздействием природой становятся средой жизнедеятельности человека. В природе человек находит источники своего биологического существования, а в культуре - человеческого, которое принципиально и существенным образом отличается от биологического.
В процессе развития культуры способы взаимодействия человека с действительностью обобщаются и могут приобретать статус ценностей. Культура, в этом случае, как система доминирующих ценностей и отношений между людьми является, с одной стороны, необходимой предпосылкой образования, создавая определенную образовательную среду, а с другой стороны, только благодаря образованию сама культура может существовать и развиваться.
Таким образом, понимание пространственности в сфере образования связано с формой всех явлений присвоения индивидом современной ему культуры как обобщенных способов взаимодействия человека с действительностью и самим собой. Это дает возможность говорить о «культурной среде» и «положении» человека в ней, а также о тех смыслах, которые появляются в связи с определением человека своего «места» в «пространстве» своей жизнедеятельности, а также и об образовательном пространстве.
Рассмотрение образовательного пространства осуществляется вместе с понятиями «образовательная среда, положение, окружение, воздействие, влияние».
Т.Ф.Борисова под образовательным пространством понимает «упорядоченные устойчивые взаимодействия школьника с открытой социально-образовательной средой …»
С одной стороны, оно «захватывает» некоторую часть окружающей среды, образуя образовательную среду, с другой - человека, где он как участник процесса образования выступает в качестве образующего [34, 29].
То есть, понятия «образовательная среда» и «окружение» представляют собой то, с чем непосредственно или опосредованно соприкасается образуемый. При этом от его положения зависит окружение, которое является частью среды, но не сводится к ней.
Следовательно, среда - это выражение объекта как целого, окружение же рассматривается как часть исходного целого. Окружение и среда - это два функционально дополняющие друг друга логических понятия, которые являются инструментами формирования представления об образовательном пространстве [49, 47].
В основе образовательной среды Р.Е.Пономарев выделяет природную, социальную и культурную составляющие. В образовательном пространстве человек имеет возможность взаимодействовать с каждым из указанных компонентов образовательной среды. Взаимодействие с другими людьми, социальными группами и институтами в образовательном пространстве является социально-образовательным, взаимодействие с природой - природно-образовательным взаимодействием. Взаимодействие с культурой в образовательном пространстве считается культурно-образовательным.
Кроме того, пространство связано с представлением о месте. При этом пространство имеет смысл максимального, а место - минимального пределов. Пространство мыслится как всеохватость, а место - как единица, «атом» пространства.
М. Хайдеггер, место рассматривает, как «место обитания», некая планка пространства, где создаются все условия для существования субъекта.
То есть, место - это то, что имеет определяющее значение в жизни человека, влияет на нее.
Образовательное пространство - это действительное воплощение мест, то есть совпадение «положения» и «места» и появление «местоположения» которые дают способностям человека осуществляться (обретать действительность) и тем самым жить (представление о «человеке на своем месте») и развиваться (образовываться).
И.Г. Шендрик пару «образовательная среда - положение» представляет в виде оси культуры, а «пространство» и «место» - оси смыслов ее освоения индивидом. Двигаясь вдоль первой, школьник осваивает знания и умения, а движение по другой - представляет собой их осмысление, дающее возможность учащемуся проникнуть в связь культуры с его собственным существованием.
Занимая определенные положения в образовательной среде, индивид усваивает соответствующие им знания. Связывая эти знания со своим местом, своим представлением о себе, он понимает их, то есть знания приобретают для него смысл.
В ходе образования ученик, с одной стороны, имеет свое положение в среде, осваивая различные знания. При этом его окружение включает все большую часть среды, таким образом он обучается. Изменение же мест связано с обретением новых смыслов своего существования, изменением самого себя - это является воспитанием В соответствии с вышесказанным, образовательное пространство представляет собой вид пространства, место, охватывающее школьника и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующего.
Понятие пространства необходимо человеку для того, чтобы собрать и организовать свое знание о мире. Он создает свое пространство, но не просто как вместилище всего, а как понятную ему, наполненную смыслом, реальность, частью которой он является и в которой конкретные объекты приобретают смысл [49, 51].
Итак, образование рассматривается как освоение субъектом образовательной среды и расширения тем самым образовательного пространства, которое можно описать совокупностью четырех понятий: образовательная среда, положение, место и пространство.
Под образовательным пространством понимают обучение школьника культуре, входящей в непосредственное окружение индивида, чтобы он имел возможность получать ответы на свои вопрос.
Вместе с тем, само определение образовательного пространства, в едином, оформленном виде не существует ни на уровне содержательных признаков этого явления, ни на уровне главного общего смысла его; отсутствует и разработанный понятийный аппарат, связанный с изучением образовательного пространства.
Экологическое образовательное пространство предполагает педагогически целенаправленное воздействие на учащихся, в процессе которого они усваивают основы комплексной экологии, овладевают прикладными знаниями и практическими умениями и навыками оптимизации воздействий на природную и преобразованную среду в различных видах действительности.
Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке недавно. Экологическое образование - это процесс признания ценностей и прояснение понятий, способствующих развитию навыков и отношений, необходимых для понимания взаимосвязи человека, его культуры и его биосферы.
Экологическое образование - это ключ к улучшению экологической ситуации и росту экологического сознания.
В связи с этим можно сформировать цели экологического образования:
воспитывать ясное осознание и беспокойство по поводу экономической, социальной, политической и экологической взаимозависимости городских и сельских территорий;
гарантировать каждому человеку возможность получать знания, ценности, навыки, необходимые для участия в защите окружающей среды;
создавать новые поведенческие модели для отдельных людей, групп и общества в целом.
При разработке экологических образовательных программ необходимо отказаться от старых представлений о ребенке как пассивном участнике педагогического процесса и руководствоваться такими идеями и принципами, как общедоступность, адаптивность к уровню подготовки и развития детей, преемственность, дополнительность, свобода выбора, психологическое сопровождение, успешность, сотрудничество детей и взрослых.
Таким образом, расширение экологического образовательного пространства школьников предполагает процесс обучения и воспитания, в ходе которого ученик начинает задумываться об окружающей среде и получает знания, навыки и ценности, заставляющие его принять решение об участии в разрешении современных и будущих экологических проблем. Это особенно важно сейчас, когда в окружающей среде всей планеты из-за хищнического обращения с природой в ней обнаруживаются существенные негативные сдвиги.
2.2 Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли»
Программа экологического воспитания «Маленький принц Земли», была разработана в 1992 году И.В. Цветковой. Анализ практики реализации программы показал, что она находит свое творческое преломление с учетом местных условий, обеспечивает эффективность процесса экологического воспитания и, в целом, принимается с большей активностью, находит больше сторонников и инициатив, чем в других образовательно-воспитательных институтах.
С 1993 года по 1998 год проводилась опытно - экспериментальная работа по программе, в которую были включены школьники различных регионов России. Это связано с утверждением программы на федеральном уровне (с 1996 года) и распространением её среди 72 - х субъектов Федерации детских организаций России (краевых, областных детских организаций).
Опытно-эксперементальная работа включала в себя два основных этапа: на первом этапе - константирующий эксперимент - решалась задача осмысления процесса экологического воспитания школьников, выявление его сущности, динамики, критериев экологической воспитанности; на втором формирующий эксперимент - отрабатывалась система экологического воспитания школьников, реализовывалась программа экологического воспитания детей во внеурочное время, опробировалась методика.
Соотношение понятий «образование» и «воспитание» остается в педагогике дискуссионной проблемой. И.В.Цветкова считает воспитание в широком смысле слова более емким термином относительно образования.
Экологическое воспитание - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
Экологическое образование - целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений, навыков.
Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание-мышление-знания-деятельность». Экологическое воспитание оперирует такими терминами как «ценности-отношение-поведение».
Процессы экологического воспитания и образования взаимосвязаны. Заметим, что специального внимания заслуживают вопросы экологического воспитания в процессе образования и, напротив, экологического образования в воспитательном процессе. В первом случае важно проследить логическую взаимосвязь воспитательной работы с образовательными программами, обеспечить взаимосвязь содержания учебного процесса и деятельность школьников во внеурочное время. Во втором - обеспечить решение воспитательных задач в процессе изучения детьми основ экологии.
Автор программы выделяет следующие задачи, которые должны реализовывать учреждения дополнительного образования в организации экологического воспитания школьников:
создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды;
реализация комплексного подхода к экологическому воспитанию с участием специалистов разного профиля;
организация практической деятельности детей;
предоставление ребенку возможности выбора содержания и форм деятельности, организация индивидуальной работы со школьниками;
разнообразие организационных форм и методов экологического воспитания.
Основными показателями эффективности образов и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.