На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Основные направления в истории становления и развития сенсорного воспитания в трудах зарубежных и отечественных педагогов. Теория интересов и потребностей, система дошкольного воспитания и дидактики, формирование мотивационно-эмоциональных качеств.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 17.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



/
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике
§1. Деятельность Ф. Фребеля
§2. Педагогические взгляды О. Декроли
§3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания М. Монтессори
2. Сенсорное воспитание в отечественной педагогике
§1. Деятельность педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой
§2. Педагогическое наследие А.В. Запорожца
§3. Дальнейшее развитие идей А.В. Запорожца в трудах его последователей: Л.А. Венгера, Н.Н. Подьякова и О.А. Дьяченко
Заключение
Литература
Введение

Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Сенсорное развитие ребенка -- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, О. Декроли, М.Монтессори), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Поэтому на сегодняшний день существует необходимость исследования и обобщения опыта сенсорного воспитания в работах русских и зарубежных педагогов.
Цель данной работы - выявление основных направлений в истории становления и развития сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике. Отсюда вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть основы сенсорного воспитания в трудах зарубежных педагогов;
2. рассмотреть основы сенсорного воспитания в трудах отечественных педагогов;
3. обобщить выявленные в ходе работы моменты.
Материалы работы могут быть использованы при изучении курса «История педагогики», а также при рассмотрении темы «Сенсорное воспитание» и тем, связанных с деятельностью отдельных педагогов, о которых шла речь в данной работе.
1. Сенсорное воспитание в зарубежной педагогике

§1. Деятельность Ф. Фребеля

Фребель Фридрих (21.04.1782 - 21.06.1852), немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания. В 1837 открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего возраста, на основе которого разработал идею детского сада. В его системе воспитания исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка - его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности. Фребель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, так называемые «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек». Фребель предлагал 6 даров, с которыми надо знакомить ребенка последовательно. Первый дар - мяч, постепенно к первому мячу прибавляются другие разного цвета (6-7 цветов, которые олицетворяют радугу между землей и небом, человеком и божественным, для детей в возрасте 5 мес - 1 год). Второй дар - это шары двух цветов: белые и черные. Третий дар - это куб, разделенный через центр на части по всем сторонам и параллельно с ними. Помимо различных пространственных качеств, здесь ребенком познаются числа, арифметические действия, дроби. Четвертый дар - куб, разделенный на 8 брусков, имеющих определенную величину, равновесие, устойчивость, тяжесть. Пятый дар - куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разрезаны по диагонали, 3 - на четыре части. Этот дар предназначается для детей старшего дошкольного возраста. В играх с ним происходит усвоение математических понятий, понятия углов, многоугольника. Шестой дар - куб, разделенный на 27 частей, из которых 3 разделены пополам вдоль и 12 разделены пополам поперек. При помощи этого дара ребенок познает понятия «делимое», «неделимое».
Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду. Учение Фребеля способствовало выделению дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки. Недостаток системы Фребеля - жёсткое регламентирование деятельности ребёнка.
Теория Фребеля впервые в истории дошкольной педагогики явилась целостной, методически разработанной и оснащенной пособиями разнообразного содержания общественного дошкольного воспитания
Педагогическая деятельность Ф. Фребеля заложила основы сенсорного воспитания, которые получили свое дальнейшее развитие в трудах О. Декроли и М. Монтессори.
§ 2. Педагогические взгляды О. Декроли

Овид Декроли (1871--1932) -- прогрессивный бельгийский педагог, видный представитель движения за «новое воспитание», врач и психолог.
Научные интересы Декроли были многогранны: он изучал особенности логического мышления, временных, числовых понятий у детей, разрабатывал методику обучения чтению и рисованию, создал оригинальную систему дидактических игр. Декроли -- автор многочисленных коллективных и индивидуальных тестов для исследования развития детей различных социальных слоев общества.
Теоретической основой педагогики О. Декроли является его теория интересов и потребностей, которые у детей, в конечном счете, определяются инстинктами. Сущность педагогического процесса, по Декроли, состоит в удовлетворении этих интересов и потребностей (в питании, одежде, защите перед лицом, опасности, труде в общине и для общины и т. д.). Исходя из этой теории, Декроли разработал свой метод, комплексы -- «центры интересов».
Сущность метода «центров интересов» состоит в том, что работа с детьми строится вокруг тем, которые Декроли разработал в соответствии с признанными им детскими потребностями. На этом основании изучение учебных предметов в школе, систематические и планомерные занятия детей в детских садах заменяются «центрами интересов» детей, когда они наблюдают, читают, пишут, рисуют, лепят только то, что связано с данной темой. В результате уроки в школе, занятия в детском саду теряют последовательность и систематичность, теряют и свое обучающее значение. Педагог не дает детям знаний, они добывают их в процессе деятельности; он лишь помогает детям, консультирует их. Для проработки тем предлагается следующий, «психологический», порядок: наблюдение, ассоциация, выражение.
Для наблюдения берется тот предмет или то явление, которые определяют содержание темы. Это реальные предметы и явления. Наблюдение предполагает их общее обозрение, измерение. Цель наблюдения -- выявить имеющиеся у детей представления о данном предмете или явлении, обогатить их новыми ощущениями и представлениями.
Ассоциация имеет целью связать полученные путем наблюдения знания с имеющимися у ребенка представлениями, установить сходство и различия между предметами и явлениями; это -- коллекционирование и классификация различного рода материалов, подведение детей к обобщению.
Выражение -- выявление ребенком его представлений и мыслей в понятной для других форме, через различные виды деятельности: рисование, вырезание, лепку, моделирование, игру, драматизацию, письмо и т. д.
О. Декроли -- автор широко известной серии дидактических игр, куда входят:
1) сенсорные игры: зрительно-моторные и слухо-моторные;
2) арифметические;
3) игры, связанные с понятием времени;
4) игры, связанные с чтением; 5) игры грамматические и для развития речи. Декроли отводил игре в воспитательном процессе огромную роль, считал ее могучим побудителем духовного развития ребенка, стремился вскрыть динамику этого явления.
В играх О. Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений.
§3. Педагогическая деятельность и теория дошкольного воспитания Марии Монтессори

Мария Монтессори (1870--1952) -- итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания; окончила Римский университет и была первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук, звание профессора антропологии и гигиены.
Первое свое дошкольное учреждение для детей рабочих под названием «Дом ребенка» Монтессори открыла в 1907 г. в одной из трущоб Рима. Опыт двухлетней работы, этого учреждения она опубликовала в 1912 г. в книге «Дом ребенка. Метод научной педагогики», где изложила свою систему дошкольного воспитания. Книга вызвала огромный интерес, и вскоре, несмотря на критику, система Монтессори завоевала большое признание в разных странах.
Всю жизнь Монтессори неустанно пропагандировала свой метод, ее книги оказали большое влияние на работу детских садов в капиталистических странах. В последние годы своей жизни она возглавляла Институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.
Справедливо критикуя отжившие, схоластические методы преподавания в школе и недостатки фребелевских детских садов, Монтессори поддерживала идею о недопустимости насилия над ребенком, требовала уважения личности воспитанников и в результате пришла к отрицанию активной воспитывающей роли педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения.
Разрабатывая свою систему самовоспитания и самообучения на основе педагогического эксперимента в общественных учреждениях, Монтессори одной из своих задач считала изучение психологических особенностей маленьких детей. Ощущая потребность в данных, выявляющих особенности маленьких детей, она избрала с этой целью метод наблюдения за детьми «в их самопроизвольных, непосредственных проявлениях».
Заслугой Монтессори явилось то, что она впервые ввела в практику работы дошкольных учреждений систематические (ежемесячные) антропологические измерения, видоизменив и приспособив к условиям детского учреждения конструкцию антропометра, предложила соответствующую систему фиксации антропометрических показателей. Чтобы обеспечить детям условия свободной самостоятельной деятельности, Монтессори произвела существенную реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: тяжелые парты были заменены легкой, по росту детей мебелью (столами, стульчиками, шкафчиками для пособий), внесено гигиеническое и трудовое оборудование (низенькие умывальники, полочки для гигиенических принадлежностей, шкафчики для хранения предметов самообслуживания, специальные столы для мытья посуды).
Определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дидактический материал, Монтессори вместе с тем требовала научного образования для работников дошкольных учреждений, вооружения их методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей, стремления проникнуть в природу маленького ребенка. Культивирование у воспитателей позиции педагогической активности и экспериментаторства было чрезвычайно важным и исторически прогрессивным; в социалистических странах это стало неотъемлемой частью педагогики дошкольного детства.
Основной формой воспитания и обучения детей Монтессори считала их самостоятельные занятия, притом, что воспитатель наблюдает за проявлениями детей и фиксирует их. Но наряду с этим она разработала и другую форму индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность). Объективность урока предполагает максимальное сосредоточение ребенка на предмете и исключение всякого отвлекающего влияния личности воспитателя. Функция учителя на уроке -- констатация сенсорного движения ребенка; учитель не имеет права настаивать, чтобы ребенок усвоил то, чего не знает, или понял то, чего не понимает; он не имеет права дать почувствовать ребенку, что сделал ошибку. Монтессори допускала и коллективные занятия под руководством воспитателя (музыкальные, гимнастические.).
Монтессори строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения. Детской творческой игре, привлекавшей внимание многих крупнейших мыслителей, философов, психологов, педагогов всех веков и стран мира, Монтессори не придавала положительного значения ни как биолог, ни как психолог, ни как педагог, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс структурно противоречивым, не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей и не соответствующим научным требованиям современной педагогической теории.
Наблюдение среды, окружающих предметов, рисование, лепка, специальные игры -- все было подчинено одной цели -- развитию органов чувств. Заключая свои описания, анализ и доказательства предложенного метода, Монтессори писала: «Воспитание чувств состоит именно в повторении упражнений; цель их не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и разнообразные качества предметов, а в том, чтобы он утончал свои чувства, упражняя их вниманием, сравнением и суждением» Психология дошкольника. Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - М., 1997.. Умственное воспитание Монтессори фактически сводила к развитию органов чувств. Развитие у детей особой восприимчивости отдельных органов чувств и координации движении диктовалось необходимостью обеспечения капиталистических промышленных предприятий квалифицированными рабочими.
Педагогика Монтессори и сегодня применяется в детских садах зарубежных стран. Появились специальные работы, в которых описывается использование системы Монтессори в США, Германии и других странах.
2. Сенсорное воспитание в отечественной педагогике

§1. Деятельность педагогов советского периода: Е.И. Тихеевой и А.П. Усовой.

Елизавета Ивановна Тихеева (1866--1944) была талантливым педагогом и крупным общественным деятелем по дошкольному воспитанию. Она активно участвовала в разработке теории дошкольного воспитания, творчески используя классическое педагогическое наследство (в первую очередь К.Д. Ушинского) и обобщая опыт работы своего и других детских садов России.
Е.И. Тихеева создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Она разрабатывала вопросы дошкольного воспитания, опираясь на основные положения русской классической педагогики. Через всю ее теоретическую и практическую деятельность проходит идея единства и преемственности воспитания детей в семье, детском саду и школе.
Центральное место в педагогической теории Е.И: Тихеевой занимает методика развития речи детей в процессе обучения их родному языку в семье, детском саду и школе. Эта методика, построенная на основе учения К.Д. Ушинского, разрабатывалась ею еще в дореволюционный период и была окончательно оформлена в советское время.
Тихеева мечтала о том времени, когда общественное дошкольное воспитание детей станет распространенным явлением по всей России и удовлетворит в первую очередь потребности трудящихся. Она указывала на преимущества общественного дошкольного воспитания. Детский сад, писала она, «предоставляет ребенку возможность развиваться, работать, играть в условиях общественности, приводит его в систематическое ежедневное общение со взрослыми и товарищами; прививает надлежащее отношение детей друг к другу, к кооперации, к общественному имуществу, общим интересам...» Психология дошкольника. Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - М., 1997. В детском саду под руководством квалифицированных воспитателей дети получают физическое, умственное, нравственное, эстетическое воспитание с учетом возрастных особенностей, в известной системе и последовательности -- все это трудно бывает осуществить в семейном воспитании.
Важное место в процессе воспитания Тихеева отводила игре. Игры доставляют детям много радости и удовольствия. В то же время они являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. Дети подвижны, активны, любят проявлять себя в разной деятельности, в работах. Основная задача детского сада, считала Тихеева, дать детям действовать, и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.