На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Характеристика истории образования в античности, ее значение для современной культуры, истоки педагогических традиций. Системы образования, воспитания и обучения в Древней Греции, Спарте и Древнем Риме. Анализ методов и особенностей античной педагогики.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.09.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА «История и культура»
РЕФЕРАТ
Тема:
«Система античного образования»

Составитель:
Студент гр.Рд-22 Шайдуллов Х.А.
Руководитель:
Доцент Царёва Г.В.
Ульяновск 2010
Содержание

Введение
Воспитание и обучение в Греции
Воспитание в Спарте
Воспитание и обучение в Риме
Заключение
Библиографический список
Введение
В данной работе рассматривается тема "Античное образование". Мне кажется, что эта тема весьма актуальна и сейчас. История образования в античности не безразлична для нашей современной культуры: она возвращает нас к непосредственным истокам своей собственной педагогической традиции. Самая основа нашей культуры восходит к их культуре, и это в очень большой мере касается нашей системы образования.
Замиравшая жизнь античной школы, кое-где тянувшаяся очень долго в потемках варварской эпохи Высокого Средневековья, на Западе в конце концов оборвалась (даты различны в зависимости от страны). Но к методам античной педагогики вернулись. Средиземноморский мир в античности в самом деле знал одно классическое образование, одну определенную и последовательную систему образования.
Разумеется, эта система не возникает с самого начала в своей окончательной, полностью развитой форме. Более того, она достигает таковой относительно поздно, по моему мнению, лишь после того, как внесли свой вклад два великих воспитателя Платон и Сократ. Это не должно нас удивлять: образование - это способ коллектива приобщить молодое поколение к ценностям и навыкам, характеризующим культуру данного общества.
Вот почему классическое образование обретает свою подлинную форму лишь тогда, когда великая творческая эпоха греческой цивилизации уже позади. Лишь с наступлением эллинистической эры оно предстает перед нами во всеоружии своих учреждений, программ и метода. Но, раз достигнув зрелости, оно сохраняет без особых изменений, по инерции, свойственной явлениям культуры (в особенности явлениям, зависящим от педагогической рутины) одну и ту же структуру и приемы на протяжении долгих веков. Распространение его за пределы греческого мира в Рим, Италию, на романизированный Запад повлекло за собой лишь перемены и отступления второстепенного характера.
Рассмотрим подробнее античное образование.
Воспитание и обучение в Греции

О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этого достаточно, чтобы составить о них некоторое представление.
Систематического обучения наукам и искусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственными наставницами в тех навыках, которые от нее требовались: в изготовлении тканей и шитье платья, знакомстве с кухней и уходе за детьми. Взрослая девушка обучалась прядению и ткачеству для того, чтобы, выйдя замуж, она могла или сама, или с помощью рабынь одевать семью.
О взрослом мальчике заботился отец. Иногда он приставлял к сыну благовоспитанного юношу из знакомого бедного или разорившегося семейства, который в качестве компаньона словом и делом должен был служить примером для мальчика.
Впоследствии мальчик должен был учиться на примере других и на собственном житейском опыте. Это подтверждают слова Нестора: «Я раньше родился и (потому) знаю больше ». Попытки систематизировать образование заметны только в обучении пению и музыке (игре на форминге). Обучение врачебной науке предполагало знание целебных свойств некоторых трав, чему еще кентавр Хирон учил своего воспитанника Ахиллеса.
Из исторических времен до нас дошли более обширные сведения, позволяющие составить цельную картину воспитания в греческом обществе.
Детские игрушки (пегния) были довольно разнообразными. В дошедших до нас письменных источниках упоминаются следующие из них: хлопушка (платага), тележки (гамаксидес), домики и лодки из кожи. Существовали игрушки в виде зверей (черепахи, зайцы, утки, обезьянки с детенышами), куклы (кора) из воска, гипса или обожженной глины, и солдатики из того же материала. Все это постоянно было в продаже. Подростки забавлялись мячом (сфера), обручами (трохос), волчком (стромбос). качались на качелях (ас-тора). Часто они играли в царя, в чет и нечет, в жгут, в жмурки и горелки. В орлянку (стрентинда) играли, бросая монету вверх и приговаривая: «орел или решка?» Существовала игра в ямку (лунку, тропа), в которой требовалось попасть в специальную лунку бабками, желудями и т. п. Дети угадывали, сколько предметов (орехов или бобов) находится у другого в руке. Особенно любимой была игра в пять камешков (пенталита). Она состояла в том, что пять камешков клали на оборотную сторону руки, подбрасывали вверх и ловили. Кроме того, кормилицы и няньки забавляли детей, рассказывая им сказки и басни (граон), в том числе басни Эзопа и т. д.
До 6 лет мальчиков воспитывали дома вместе с девочками. Затем воспитание мальчика продолжалось вне дома -- в школе и в палестре, куда его сопровождал дядька из рабов. В обязанности дядьки входило обучение мальчика нормам поведения, а именно тому, как он должен вести себя дома и за его пределами. Дядька оставался при мальчике до совершеннолетия последнего.
Школы в Греции были частными. Контроль государства за ними (исключая гимнастику) ограничивался только нравственной стороной. Выбор школ всецело принадлежал обществу, поэтому оно могло посылать детей к тем или иным учителям. Впрочем, школы не являлись постоянным учреждением, и обучение нередко происходило прямо на улице. О плате за учебу нет достоверных сведений, хотя до нас дошло немало сообщений о конфликтах, которые возникали при расплате родителей учеников с учителями. Занятия начинались рано утром. Существовали следующие предметы обучения: 1) чтение, письмо, основы счета (грамматика), 2) музыкэ (мусика), 3) гимнастика.
Чтению и письму обучали одновременно. Как только преодолевались первые трудности обучения, дети принимались за чтение произведений Гомера, который в древности считался неисчерпаемым источником всех познаний -- и религиозных и светских. Затем ученики переходили к Гесиоду, Феогниду и изречениям Солона. Многое из трудов этих писателей сохранялось в памяти ребенка на всю жизнь.
Для письма использовали специальные дощечки (пинакес), сильно натертые воском. На них писали острым концом палочки (графион), сделанной из металла или слоновой кости. Другим, плоским концом палочки затирали то, что было неверно написано, и заново сглаживали воск на дощечке. Две такие дощечки, соединенные обычным способом, или при помощи складных деревянных досок, назывались диптихон. Если же их было более двух, то они назывались полиптихе дельте.
Такие дощечки, где записанное легко уничтожалось, использовались только для повседневных нужд. В том случае, если записанное необходимо было сохранить надолго, требовался более прочный материал. Вот почему с развитием письма в употребление вошел папирус. Египтяне с незапамятных времен изготавливали свою бумагу из этого растения. У греков же папирус получил распространение только со времен Псамметиха (с VI века до н. э.). До этого времени, по свидетельству Геродота, греки писали на дубленых шкурах овец и коз (дифтера). Усовершенствование в обработке и приготовлении таких шкур в царствование Эвмена П (197--158 гг. до н. э.) в Пергаме привело к изобретению пергамента. Чернила делались из особого красильного вещества черного цвета и хранились в чернильнице, которая закрывалась крышкой. Иногда чернильница имела кольцо, при помощи которого ее носили на поясе. Пером служил мемфисский, книдский и анаитский камыш (каламос), очинённый и расщепленный подобно гусиному перу.
Обучение счету вначале проходило в форме игры. Использовались и наглядные пособия -- яблоки и другие предметы. Потом учились считать по пальцам или раскладывали на особых дощечках камешки, которые, в зависимости от места их расположения, имели разное значение.
Научившись грамоте, мальчики приблизительно в возрасте 13 лет начинали проходить музыкальный курс в школе кифариста. Они учились играть на лире и петь под ее аккомпанемент торжественные песни дорического стиля, сочиненные знаменитыми мелическими поэтами. Такое обучение подчинялось не только практическим нуждам--участию в музыкальных состязаниях, религиозных народных торжествах, в драматических или хорических играх (в особенности у дорийцев и эолийцев), пению на домашних праздниках, например на пиршествах и т. п. При этом преследовались важные педагогические цели. По словам Платона, музыка необходима для того, чтобы «приучив свою душу к рифме и гармонии, исполнить ее кротости, созвучия и согласия, а тем самым доставить ей пользу в слове и деле; потому что и вея жизнь человеческая имеет нужду в рифме и гармонии». Эти принципы в отношении музыки просуществовали, начиная со времен правления Солона, лишь до конца Пелопоннесской войны.
Одновременно с обучением счету, письму и музыке, а часто и после него шли усердные занятия гимнастикой. В этом случае греки руководствовались тем принципом, что духовное образование и развитие лучше всего достигается при здоровом теле, наличие которого считалось главным условием. С другой стороны, они считали образование необходимым условием того, чтобы тело, как вторая равноправная часть человека, достигало всестороннего и свободного развития. Таким образом, во всех проявлениях жизни греческого общества утверждался идеал телесного и духовного совершенства (калокагатия). Гимнастика была призвана придать телу гибкость, крепость и гармоничное развитие, воспитать в молодежи чувство телесной красоты и благородство. Она должна была пробуждать храбрость, силу и энергию, которые, вместе с рассудительностью и скромностью, делают юношей деятельными слугами отечества в мирное время и на войне и предохраняют их от душевного отупения в старости.
Государство считало крайне важным, чтобы гимнастика находилась под его непосредственным контролем. Поэтому занятия гимнастикой, как в Афинах, так и в Спарте, велись по установленным законам, за исполнением которых наблюдали особые чиновники и учителя.
Гимнастические упражнения существовали уже в героический период. Память о павших героях и почитание богов отмечались играми, в которых сила и гибкость тела стояли на первом плане. Так, в честь Патрокла («Илиада», XXIII, 683 и далее) проводились игры, состоявшие из кулачного боя, борьбы, бега, метания копий и дисков. Однако подобные игры не имели системы и не преследовали определенных целей. Лишь позднее, приблизительно в начале VI веке до н. э., незадолго до правления Солона, появились так называемые палестры, где мальчики занимались гимнастикой под руководством учителей (гимнастов) и их помощников (педотрибов). Это были люди, знакомые с правилами питания и основами Медицинской науки. Одновременно они являлись хозяевами этих заведений, которые, как и остальные школы, были частными учреждениями, но находились под контролем государства.
Гимнастический курс в палестре делился на 3 возрастные группы (проте, девтера, трите емизия), в которые входили дети от 10 до 16 лет.
Начиная с 16 лет, юноши (с этого времени они назывались эфебы, хотя закон признавал их совершеннолетними только с 18 лет) посещали вместе со взрослыми общественные заведения, так называемые гимнасии, которые содержались богатыми частными лицами или за счет государства. Здесь они продолжали заниматься гимнастическими упражнениями самостоятельно, без помощи учителей, но всегда под надзором особых смотрителей. В Афинах смотрителей было 10 (по числу фил), они наблюдали за порядком и подчинялись особым чиновникам, так называемым гимнасиархам. В Афинах существовало несколько гимнасиев.
Гимнастика была призвана обеспечить гармоничное развитие всего тела. Поэтому ею занимались не только для того, чтобы достигнуть совершенства в каком-нибудь специальном виде упражнений, но и для подготовки к общественным состязаниям (агонистика), которые проводились во время национальных греческих праздников. Подобные состязания послужили поводом для возникновения атлетического искусства (атлетика), получившего особое развитие в македонский период. Со временем гимнастика перестала быть вспомогательным средством и превратилась в самоцель.
Гимнастическое искусство состояло из пяти видов состязаний (пентатлон, пятиборье): бег, прыжки, борьба, метание диска и копья. Юноши основное внимание уделяли борьбе, как самому полезному упражнению для развития тела. Позднее к борьбе прибавилось фехтование.
Во время выполнения упражнений атлеты раздевались и натирали тело маслом. Кроме того, при борьбе тело посыпали мелким песком, чаще всего египетским. Это делалось для того, чтобы, по словам Лукиана, тело меньше скользило и потело. После упражнений атлеты чистили тело специальной скребницей и обмывались в холодной ванне. В роскошно устроенных гимнасиях для всех этих процедур имелись особые помещения.
Кроме упомянутых выше упражнений существовали и другие, более простые. Этими упражнениями занимались не только молодые, но и взрослые посетители гимнасий, которым врачи рекомендовали их в качестве средства для улучшения пищеварения. Самыми распространенными были упражнения с мячом и мешком. Игре в мяч обучал в «мячевой» зале гимнасия особый учитель. Мячи делали из разноцветной кожи и набивали - шерстью, пухом или фиговыми зернами. Существовали также большие полые мячи.
В любимой спартанской игре епискирос непременно должно было участвовать несколько человек. Игроки делились на две равные команды линией из камешков. Таким же образом на определенном расстоянии с обеих сторон проводилась граница, за которую не имели права переступать ни та, ни другая сторона. Один из игроков бросал мяч, положенный на среднюю линию, в сторону противников, которые должны были его поймать, не переступая проведенной за ними границы.
Игра с мешком происходила в «мешочном» зале. Мешок прикрепляли к потолку и опускали до уровня живота играющего. Упражнение состояло в том, чтобы сильно раскачать мешок обеими руками, а потом ловко оттолкнуть его руками или грудью. Для более слабых его наполняли фиговыми зернами или мукой, для более сильных -- песком.
Мальчик, прошедший к 16 годам вышеописанный курс грамоты, музыки и гимнастики, считался в глазах общества (особенно в Афинах и Ионии) окончившим свое воспитание.
В течение двух лет до достижения законного совершеннолетия, подрастающий юноша готовился к военной службе и служил в летучих отрядах аттической пограничной стражи.
Такое полное образование получали только дети зажиточных граждан. Дети бедных родителей смолоду были вынуждены браться за какое-нибудь практическое занятие, ограничившись только самыми минимальными познаниями. Несмотря на это, большинство детей свободных граждан получало необходимое образование, поскольку афинские законы требовали, чтобы каждый отец-гражданин отдавал своих детей учиться «музыке» (так называли не только музыку, но и чтение и письмо) и гимнастике. С другой стороны, закон не обязывал детей, которым родители не дали надлежащего воспитания, кормить последних в старости.
В остальных греческих государствах (за исключением Спарты и частично Беотии), даже в мелких, тоже существовали школы со сходным курсом обучения. Однако афинские школы настолько превосходили все остальные, что родители из других греческих городов и областей нередко отправляли своих детей на воспитание в Афины. Начиная с IV века до н. э. и до поздних времен Империи пребывание в Афинах было почти необходимым условием для получения высшего философского и риторического образования.
С появлением софистов во времена Перикла, в Афинах произошли резкие политические и духовные перемены. Веяния времени отразились и на образовании. Это прежде всего сказалось на подрастающей молодежи, которая, получив традиционное афинское образование (а иногда и вовсе пренебрегая им ради охоты и верховой езды), отправлялась слушать уроки софистов.
Первоначально эти уроки охватывали грамматику (как орфоэпиа Протагора, окоматон диаресис Продика), риторику (Горгий) и включали в себя толкование поэтических произведений (критика). Своим скептическим отношением к предмету софисты заражали знатную афинскую молодежь. Вслед за софистами быстро распространились школы риторов и философов. По инициативе Платона в сферу философских наук вошли новые предметы, на которые раньше почти не обращали внимания, а именно: арифметика (логистика), геометрия и астрономия. Впоследствии к ним добавились география и этнография, вспомогательным средством для изучения которых служили карты. С развитием рисования и живописи на дощечках из самшита сформировался необходимый минимум всестороннего образования. У греков его переняли римляне, и этот минимум сохранялся в Европе вплоть до XVIII века.
В эпоху распространения эллинизма в гимнасиях помимо гимнастики обучали наукам. Об этом свидетельствуют интересные надписи из Пергама, Сеста, Кизика и др. В одной пергамской надписи упоминается гимнасий, которым руководили гамнасиарх, эфебарх и письмоводитель (грамматевс). Эти лица выбирались общиной и подчинялись общинному правлению. Кроме того, гимнасии имели фундуши. Прием в гимнасий происходил только в форме экзамена. Ученики пользовались относительной независимостью и некоторыми почетными правами. Они образовывали нечто вроде особых корпораций. В одной пергамской надписи перечислено 85 эфебов.
То же самое можно сказать и об эфесском гимнасии. В Сеете один покровитель молодежи основал 6 гимнасиев, ученики которых даже одеждой не отличались от афинских эфебов. Все они, подражая афинянам, носили хламиду и македонские шляпы, так называемые петасы.
Образование афинских девушек, как правило, ограничивалось умением читать и писать, но и этому они обучались лишь в том случае, если имели грамотных матерей. В благородных семействах девушки иногда получали высшее образование. Они учились музыке, пению и танцам, но лишь в той степени, насколько это было необходимо при исполнении религиозных обрядов во время празднеств. Все остальное воспитание девушки ограничивалос и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.