На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Факторы, которые цементировали средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Спасение души как цель воспитания. Роль схоластики в развитии педагогической мысли раннего Средневековья. Переплетение языческих и христианских традиций.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 08.02.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
Общий взгляд

В V в. пала Западная Римская империя, наступила эпоха, названная Средневековьем. Характерными чертами средневекового общества в Западной "Европе явились сословная структура общества (духовенство, светские феодалы, крестьяне, горожане) и монополия церкви на его духовную жизнь.
Богатейшая античная культура, наука и школы постепенно разрушались, уничтожались и предавались забвению, дух античности искоренялся.
Во времена раннего Средневековья оплотом идеологии общества стала католическая церковь. Она проповедовала аскетический идеал жизни, отказ от удовольствий земной жизни, умерщвление плоти, духовный порыв к небу. Эти религиозно-нравственные качества воспитывали у детей с ранних лет в условиях строгой дисциплины; призывы к аскетизму объяснялись церковью необходимостью спасения души для загробной жизни.
В Средневековье господствует взгляд на человека, как на глубоко греховное существо, от рождения несущее в себе пороки. Целью земной жизни признавалась подготовка к будущему блаженству на небесах. Укрепилась любовь ко всему фантастическому и сумрачному. Воспитание, искусство и вся культура вообще оказались на службе католицизма.
Религия имела место и в античном мире, но там она была тесно связана с народной мифологией; в Средневековье она приобрела авторитарный характер, объявила себя исключительной. Все это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности и невежества, искоренению наук. Даже многие короли и их окружение были не только необразованными, но элементарно неграмотными.
Поэтому в эту эпоху действовали факторы, которые цементировали европейское средневековое общество и определяли специфику школы и воспитания. Первым - и едва ли не главным - фактор являлась христианская традиция. Второй фактор - влияние античной традиции (содержание школьных программ).
И, наконец, ментальность личности в средневековую эпоху невозможно представить без варварской, дохристианской традиции. Влияние традиции было хорошо заметным, особенно в эпоху ран средневековья. С ней всячески боролась христианская церковь. Особую роль играла трехчленная система разделения труда, сложившаяся к началу XI в. (духовенство, светские феодалы, крестьяне и горожане). Каждое сословие имело определенный имидж в собственных глазах и у остального общества. Добродетелью крестьянства считалось трудолюбием, лучшей чертой аристократии - доблесть, главным достоинством духовенства - благочестие и пр. Таким образом, общество представляло собой социально-культурные типы, формировать которые должна была система образования. Представители каждого сословия видели свое предназначение в передаче опыта следующему поколению. Вот почему универсальной педагогической идеей и практикой в средневековой Европе оказалось ученичество.
Педагогическая мысль раннего Средневековья

Философско-педагогическая мысль европейского Средневековья главную цель воспитания видела в спасении души. Основой воспитания признавалось Божественное начало. Бог воспринимался как последний и высший судия. Вместе " тем, воспитание представляло собой своеобразный сплав религиозного и светского начал. Светское начало предполагало необходимость освоение земного знания и мудрости. Христианское воспитание было обращено к каждому "человеку в равной степени» но вместе с тем, имея корпоративный характер, одновременно преследовало цель воспроизводства сословной морали.
Носителями христианской педагогики были в первую очередь служители католической церкви. В этой педагогике заметно присутствие элемента авторитарности.
Идеалом являлась усредненная верующая личность. Многие идеологи христианства с неприязнью, которая нередко переходила в открытую враждебность, относились к античному - "языческому" воспитанию.
Образец воспитания должно было давать монашество, которое получило заметное распространение в период раннего Средневековья. Идеалом монашества провозглашалось нравственное воспитание, под которым понималось воспитание "чистоты сердца" путем постов, усердного чтения религиозных текстов, устранения пристрастия к земным благам, самоконтроля над желаниями, мыслями, поступками. Это не исключало и необходимости приобретения светских знаний. Не зря учебное руководство для монахов, именовалось "Введение в изучение божественных и мирских наук".
Католическая церковь - духовный центр средневекового общества с одной стороны, отвергала античную образовательную традицию как "языческую" и "дьявольскую" мудрость, предпочитая знанию невежество. С другой стороны, уже в мрачные времена раннего Средневековья существовал, небольшая группа христианских богословов и педагогов, которые стремились: спасти остатки традиций греко-римского образования.
Ученый мир раннего Средневековья не забыл античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями V-VI вв. при обосновании системы обучения и воспитания. Именно так поступили Августин (354-430), предложивший модель обучения клириков, Боэций (ок. 480-524) и Кассиодор, создавшие первые средневековые учебники по арифметике, логике, музыке и др., а также программы средневековых учебных дисциплин - семи свободных искусств, истоки которых уходят в Римскую эпоху. Так, в трактате "Формулы благородной жизни" архиепископа Мартина де Брага (VI в.) рекомендовалось основывать воспитание на заповедях, в свое время сформулированных стоикоми: благоразумии, осторожности и осмотрительности, мужестве, справедливости и воздержанности.
Важную роль в развитии педагогической мысли раннего Средневековья сыграла схоластика. Будучи универсальной философией и теологией, она господствовала в общественной мысли Западной Европы в период с XI и до начала XVI вв. Она разрабатывала алгоритмы дедуктивных рассуждений и силлогизмов, педагогика - подавала в логически стройном виде христианское вероучение с целью предложить учащимся совершенное систематизированное знание. Схоласты придерживались точности терминов при изложении мыслей.
В раннюю эпоху схоластика, в недрах которой развивалась педагогическая мысль, сыграла положительную роль.
Схоластика выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие. В создании новой идеологии, обучения и воспитания, сыграл роль философ и теолог Фома Аквинский (1225/26-1274). Он попытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. В дальнейшем сочинения Фомы Аквинского служили одним из главных источников при изучении богословия в средневековой школе.
В качестве примера блестящего ученого-схоласта можно назвать французского богослова и педагога Абеляра(1079-1142). Абеляр пытался соединить веру и разум, учил достигать высокого общественного положения с помощью образования, утверждая, что знание - результат, прежде всего самостоятельной работы. Абеляр призывал учеников к творчеству.
На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего Средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. Помимо Абеляра к таким фигурам можно отнести ряд других богословов Педагогов.
Так, глава Парижской кафедральной школы, автор "Дидаскалиона" (трактат о системе средневековой образованности) Гуго Сен-Викторский (1096-1141) фактически свел воедино тогдашние знания по преподаванию в высшей школе. Он видел неразрывную связь между религиозным и светским началами воспитания. В "Дидаскалионе" речь шла о "спасении души" богоугодном образовании. Автор утверждал, что логика, математика, физика и иные мирские науки "также учат истине", Будучи, однако, бессильны достичь христианской истины. Гуго Сен-Викторский оставил важные дидактические рекомендации, частности, о целесообразности изучения, прежде всего сущностного знания.
Наставник детей французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей» Винсент де Бове(190-1264) воспитании ставил на первое место нравственность. Он призывал к смягчению методов воспитания, предлагая завоевывать интерес детей шуткой и играми.
Винсент де Бове обратил внимание на специфические качества детей (незлобливость, искренность, бескорыстие, капризность, необоснованный страх), которые нужно учитывать в воспитательном процессе. Он призывал действовать убеждением и принуждением, считая телесные наказания крайней мерой. Бове принадлежит тезис о взаимосвязи между интеллектуальным и нравственным воспитанием.
Гуманистические мотивы слышны и у Шарля Герсона (1363-1429).Он призывает наставников к кротости и терпению.
Смелыми для своего времени были предложения мыслителя Раймонда Луллия (ок. 1235 - ок. 1316), что начинать обучение надо на родном языке, что следует приучать к труду, с детства прививать навыки той или иной профессии.
Воспитание и школы

В VI--VII вв. вместо исчезнувших античных школ. В практике воспитания и обучения раннего Средневековья причудливо переплетались языческая (варварская) и христианская традиции.
Следы варварского воспитания и обучения сохранялись в раннефеодальную эпоху. Так, в Галлии, где к V в. исчез институт друидов - языческих жрецов, выполнявших функции наставников и учителей, - еще долго жили традиции языческого, нравственного, физического воспитания.
Длительное время традиции варварского воспитания действовали на Севере Европы. Скандинавов существовало только домашнее, семейное воспитание. Мальчики и девочки до 7-летнего возраста находились на попечении матери. Затем мальчики поступали под руководство |мужчин семьи и рода. Программа воспитания мальчиков, подростков и юношей включала в обязательном порядке физические упражнения, которые одновременно готовили к крестьянскому труду и профессии воина. Умственное воспитание давали старейшины семьи и рода. Идеалом воспитанности считали обладание общепризнанными физическими и интеллектуальными достоинствами.
Варварские традиции более всего проявлялись в семейном воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При этом оно окрашивалось чертами и особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено системе ученичества и рыцарского воспитания.
Ученичество являлось основной формой обучения в среде ремесленников и купеческой среде. Мастер обычно брал за плату одного-двух учеников, которые становились даровыми работниками. Позже мастера увеличивали срок обучения 8-10 лет. Во многих договорах об ученичестве говорилось, что мастер позволил ученику посещать в течение года или двух лет школу или сам выучит его грамоте, после учебу становился подмастерьем и работал за плату пока не открывал собственное дело.
Светские феодалы, помимо школьного обучения, прибегали к пути формирования подрастающего поколения рыцарскому воспитанию. В рыцарском воспитании были идеи жертвенности, послушания и одновременно свободы, а также и элементы превосходства над сословиями. В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной школьной традиции. Ей противопоставлялась программа «семи рыцарских добродетелей» в которую входили владение копьем, фехтование, езда, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Но, прежде всего юношей обучали военному искусству. Педагогами обыкновенно были лица служилой дворовой челяди. Приглашались для обучения музыканты и поэты. С 7 мальчики приобретали знания и умения. В 14 переходили на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях, которые были для них образцом нравственности, силы, мужества, воспитанности.
Пажи и оруженосцы должны были усвоить «основные начала любви, войны и религии». В 21 год, как правило, происходило посвящение в рыцари. Юношу благословляли освященным мечем. Обряд предварялся испытаниями на физическую, и нравственную зрелость в турнирах, поединках.
Постепенно рыцарское сословие приходило в упадок. Утратилась традиция рыцарского воспитания, но не бесследно.
После распада Римской империи в школьном деле сосуществовали традиционные формы и сравнительно новые. Первые были представлены школами грамматиков и риторов, вторые - церковными школами, ученичеством.
Античные школы исчезли не сразу. Во Франкском государстве при династии Меровингов(V-VII вв.) в Галлии, Аквитании, Бургундии действовали кружки, где изучались латинские риторика и грамматика, римское право. К VII в. школы античного типа полностью исчезли.
Появляются церковные школы, которые стали преемниками античной традиции. Наиболее заметным проявлением была латынь (хотя и искаженная). Следы античности находим в программах семи свободных искусств, в методах школы. С V по XV вв., церковные школы были сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они готовили служителей культа и обучали мирян.
Между тем потребность в грамотных чиновниках и священно служителях возрастала.
Церковь стремилась исправить положение. Соборы в Оранже и Валенсе (529), шестой Вселенский собор принимали обращения о необходимости создания школ. Развить образования пытались светские власти.
Карл Великий. Он пригласил ко двору учителей и ученых-монахов. Монахи составили «Каролингский минускул» - легко читаемое письмо. Сам Карл в 30 лет сделался школяром. Освоил латинскую грамоту, начала астрономии. Карл создал при Меровингах дворцовую школу академию. Школа вела кочевой образ, переезжая вместе с королевским двором. В виде исключения академию могли посещать более низких сословий. В академии получали элементарное образование, а также осваивали классическую латынь, теологию, труды римских авторов. Академия культивировала высокую образованность.
Карл был одним из первых, кто осознал роль школ для государственности. Он всячески поощрял учреждение церковных школ. В специальных капитуляриях церковным приходам и епископствам вменялось в обязанность открывать школы для всех сословий.
Средневековой Европе сложились два главных типа учебных заведений: епископальные (кафедральные) монастырские школы.
Церковные школы существовали уже к V в. Они были доступны высшим сословиям. Учебные заведения элементарного образования малыми школами, а учебные заведения повышенного образования - большими школами. Учились только мальчики (в малых школах - 7-10-летние дети, в больших старше 10 лет).
В малых школах один учитель обучал всем предметам. По мере возрастания числа обучающихся к нему присоединялся кантор, преподававший пение. В больших школах кроме учителей за порядком надзирали циркаторы. Епископальные (кафедральные) IX в. являлись церковными учебными заведениями основного типа.
В IX в. школы при епископствах и кафедральных переживали упадок. Однако в X в. рост сети епископальных и кафедральных школ возобновился. Например, во вновь возникли подобные учреждения в Суассоне, Париже (школы Нотр-Дама и Святой Женевьевы). Монастырск и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.