На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Статья Анализ современной образовательной ситуации с позиций объектного и субъектного подходов к человеку. Иерархия личностных смыслов, самореализация и саморазвитие, доброжелательные отношения и взаимопонимание, нравственность, интеллигентность, образование.

Информация:

Тип работы: Статья. Предмет: Педагогика. Добавлен: 03.03.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


10
2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тамбовский Государственный Университет

имени Г.Р. Державина

Институт педагогики и социальной работы

Кафедра общей педагогики и образовательных технологий

Конспект статьи

по курсу Педагогика

Е.В. Бондаревская

«Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания»

Выполнила: студентка 3 курса

М.Ю. Ларина

Проверил: Ю.П. Прокудин

Тамбов 2009

Особенность российской культурно-педагогической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе. История образования свидетельствует: если воспитание перестает отвечать на вопрос, как жить достойно, оно становится ненужным, и наступает кризис - общество утрачивает свои гуманистические функции, перестает быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Поэтому сегодня фундаментальной задачей педагогики является возрождение смыслообразуюшей роли воспитания в жизни человека и российского общества.

Социальные ожидания в отношении современного воспитания связаны с надеждами на его опережающую роль в демократическом процессе. Воспитание должно стать средством возрождения национальной культуры, предотвращения социальной деградации, способствовать переходу от общества потребления к обществу созидания, помогать изменению социального характера людей в направлении самоорганизации и личной ответственности, быть гарантом гражданского мира, восстановления нравственности, социальной зашиты и охраны детства, показывать путь становления открытого, демократического государства

Анализ современной образовательной ситуации может быть осуществлен с двух позиций:

1. Объектный подход к человеку: ученик рассматривается как объект целенаправленных педагогических воздействий, среды, условий и средств воспитания, цели которого определяются государством исходя из экономических, идеологических, военных и прочих потребностей.

2. Субъектный подход к человеку: ученик становится активный участником воспитательного процесса, способным оказать на него существенное влияние перестроить его в соответствии с потребностями своей личности, интересами, саморазвития.

С этих позиций воспитание осуществляется как процесс субъект-субъектного взаимодействия, основанный на диалоге, обмене смыслами, сотрудничестве его участников. Ученик активно участвует в конструировании содержания воспитания, нужного ему для самостроительства собственной судьбы, включается в жизнетворчество.

При рассмотрении современного воспитания в контексте концепции личностно ориентированного образования встает вопрос о том, что ученик берет себе из предлагаемого школой и как его сознание перерабатывает это воспитательное содержание.

С этой целью было осуществлено социологическое исследование, в котором приняли участие учащиеся IX--X классов. Анкета включала 17 вопросов, содержание которых требовало от старшеклассников размышлений по поводу жизненных планов и возможностей школы в их решении. Выявлялись также личностные смыслы образования, ценности, факторы развития, проблемы жизненного самоопределения.

Прежде всего отметим, что в ответах четко обозначилась иерархия жизненных проблем, которые волнуют и беспокоят старшеклассников. Наиболее высокий рейтинг в их оценке получили аспекты, связанные с жизненным самоопределением, достижением материального благополучия и сохранением здоровья. Другая группа актуальных вопросов ориентирована на духовное развитие личности старшеклассника, В третью группу были включены статусные, отношенческие проблемы.

Треть опрошенных отметили: их общеобразовательное учреждение не вполне соответствует представлениям о хорошей школе. Определяя ее приоритетные цели, старшеклассники на первое место поставили качественное образование, заботу о здоровье детей и их духовно-нравственное воспитание. На второе место - гуманитарно-защитные функции школы. На третьем месте по значимости - задачи, связанные с реализацией отдельных актуальных направлений современного образования: экологического, гражданского, профильного. На четвертом месте - задачи личностного развития и поддержки одаренных детей.

Представленная иерархия целей позволяет утверждать, что в сознании современных старшеклассников сложился образ школы, которая полностью соответствует целям гуманистической, личностно ориентированной педагогики. Возникает вопрос: является ли этот образ мифом или он отражает потребность в повышении качества образования в направлении его гуманизации и ориентации на интересы личности?

Для ответа необходимо обратиться к сущности личностных смыслов, которые придают образованию современные школьники. На вопрос: «Что для тебя самое главное в школе?» - большинство ребят ответили: «Общение». Это неудивительно, так как в общении, прежде всего, воплощаются субъектные свойства человека, его способности к пониманию и взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству, происходит обмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается и формируется характер, человек узнает себя и других людей, получает возможность обеспечить свою идеальную представленность в другом, персонализироваться.

На втором месте в иерархии личностных смыслов - высокое качество образования, успехи в учении, интересные уроки. Учащиеся выделяют и еще одну характерную группу личностных смыслов школьной жизни - возможность развивать свои способности, проявлять себя во внеучебной деятельности, рассчитывать на понимание и поддержку учителей.

Современная школа реально поворачивается к ученику, становится личностно ориентированным образовательным учреждением, которое пока находится на начальном этапе перехода, так как ученик еще не обрел в ней реальный статус субъекта культурного развития, творца собственной судьбы. Но возможности школы для собственного развития учеников используются ими малопродуктивно.

Проблемы, обсуждаемые сегодня в молодежной среде: продолжение образования, возможности профессионального самоопределения, вопросы материального благополучия, проблемы любви и человеческих взаимоотношений. Проблемы политической жизни страны, рейтинги культуры, искусства, экологии, рост преступности, наркомании, алкоголизма, проблемы прав и свобод граждан в нашем обществе интересуют далеко не всех старшеклассников.

Ядро духовности составляют ценности, ставшие для человека внутренними регуляторами поведения. На первый план учащиеся поставили самореализацию и саморазвитие, доброжелательные отношения и взаимопонимание. На втором месте оказались нравственность, интеллигентность, совесть, образование, искусство. Третье место отдано социально значимым ориентациям: национальному самосознанию, исторической памяти, патриотизму.

Выявленная шкала личностных ценностей подтвердила тенденцию ориентации старшеклассников на самих себя, на собственные жизненные проблемы. Можно ли приоритетность личностного самосознания истолковывать только как негативную тенденцию? Скорее всего, нет, ведь она свидетельствует об объективности процесса самоактуализации личности. Однако чтобы стремление к самоактуализации не превратило молодого человека в эгоиста, необходимо усилить внимание к гуманистической составляющей личности.

Ученикам был задан вопрос: «Что надо изменить в школе?». Во-первых, считают они, надо наладить взаимодействие всех участников школьной жизни, усилить педагогическую поддержку, активнее проявлять доверие к учащимся. Далее - гуманизировать академическую среду школы. Для этого нужно усилить культурно-духовное воспитание, улучшить качество образования и его материально-техническое оснащение. Во-вторых, по мнению учеников, следует обогащать культурную среду школы, проводя вечера, наполняя культурным содержанием внеучебную деятельность, создавая клубы, секции, творческие мастерские. В-третьих, развивать школьное самоуправление, повышать дисциплину и требовательность к учащимся, доверять им самим решать вопросы школьной жизни.

Школьники высказывают предложения, свидетельствующие об их социальной зрелости и готовности проявить ее в своем поведении. Но в современной школе, как и в прежней советской, неохотно реагируют на стремление ребят обрести самостоятельность. В результате ученик по-прежнему остается объектом влияний различных факторов социального окружения, в том числе и неорганизованных, случайных, асоциальных.

В этих условиях требуется усиление практической направленности воспитания, его ориентации на личные проблемы детей. Оно должно осуществляться как гуманитарная практика, ядро которой - педагогическая поддержка. Ценностями современного и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.