На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее и послевузовское профессиональное образование. Анкетирование. Департамент образования Тульской области. Совершенствование качества профессиональной подготовки.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.04.2004. Сдан: 2004. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


4
Министерство Образования РФ
Тульский Государственный Педагогический
Университет им Л.Н.Толстого
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«Современное состояние системы
профессионального образования
Тульской области»

Выполнил: Студент ФТЭСХ группы 3»В» Родин А.Б.
Проверила: Преподаватель
кафедры ПиМПО Качура Н.Е.
Тула 2004
Содержание:
Введение 3
1. Начальное профессиональное образование 5
2. Среднее профессиональное образование 16
3. Высшее и послевузовское профессиональное образование 19
4. Анкетирование 27
Заключение 28
Литература 31
Введение
Современная экономическая ситуация в России предъявляет более же-сткие требования к качеству профессионального образования (ПО), предостав-ляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования ПО, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подго-товки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводст-ва дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.
Решение проблем жизнеобеспечения заставляет руко-водителей учебных заведений обменивать изготовленную продукцию на необ-ходимые материалы и оборудование, что часто приводит к невыплатам зара-ботной платы учащимся за проделанную работу. Учреждения профессионального образования вынуждены за-ниматься предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельностью. Это оказание платных образовательных и транспортных услуг, сдача в аренду помещений, доход от собственной столовой и др. Все заработанные средства расходуются в основном на поддержание жизнедеятельности учреждения: ос-нащение учебно-воспитательного процесса, материально-техническое обеспе-чение, хозяйственно-коммунальные нужды, заработную плату и материальную помощь сотрудникам.
В постоянно меняющихся социально-экономических условиях возникают проблемы не только финансово-экономического обеспечения учреждений образования, но и проблемы соответствия перечня профессий требованиям рынка труда и образовательных услуг, стан-дартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. В основном все из них зависят от внутреннего потенциала системы образования в це-лом и входящих в нее учреждений.
Решением ряда проблем в Тульском регионе занимается Департамент образования Тульской области. Но, чтобы достичь успеха в преобразовании системы, необходимы законы не регионального, а федерального значения.
Конечно, сейчас продолжается переход на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике РФ, необходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабочих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно раз-витых странах мира. Поэтому подготовка специалистов в учреждениях профессионального образования (ПО) предусмат-ривает возросшую самостоятельность органов управления образованием субъ-ектов РФ, образовательных учреждений (ОУ) в решении вопросов содержания и организации про-фессионального образования на региональном уровне.
Важным этапом в работе учреждений ПО является анализ качества подготовки рабочих кадров в ходе организации и проведения выпускных ква-лификационных экзаменов.
Среди вопросов, обсуждаемых на педсоветах, ведущее место занимают совершенствование качества профессиональной подготовки, организации и проведения производственного обучения, работа по повышению качества зна-ний.
Как же адаптировать систему профессионального образования к новой политической, социальной и экономической реальности? Как решить проблему финансово-материального обеспечения ОУ? Как совершенствовать существующую систему и как стратегически спланировать деятельность ОУ Тульской области? Эти и другие вопросы особенно волнуют в настоящее время.
Объектом моей курсовой работы является: система профессионального образования Тульской области.
Предметом является: современное состояние и тенденции развития профобразования в Тульской области.
Цель работы: Исследование состояния, функционирования, и развития системы профессионального образования Тульской области.
Гипотеза: условия и тенденции развития системы профессионального образования Тульской области зависят от предъявляемых к ним требованиям, а также от успеха адаптации к новой политической, социальной и экономической действительности.
Задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние системы профессионального образования Тульской области.
2. Выявить основные проблемы НПО и попытаться найти пути их решения.
3. Выделить основные направления развития профессионального образования.
1. Начальное профессиональное образование

В изменяющихся социально-экономических условиях, кроме проблемы финансово-экономического обеспечения учреждений начального профессио-нального образования (НПО), среди основных остаются вопросы соответствия перечня профессий потребностям рынка труда и образовательных услуг, стан-дартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. Многие из них, прежде всего, зависят от внутреннего потенциала системы в це-лом и входящих в нее учреждений.
В настоящее время департамент образования продолжает работу по следующим основным направлениям:
формирование региональной политики в области ПО;
развитие интеграционных процессов между профессиональными учебными заведениями всех уровней;
налаживание социального партнерства в сфере подготовки и переподготовки кадров в различных отраслях экономики региона;
регламентация деятельности учреждений НПО;
переход на обновление качества профессионального образования в
соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения;
перепрофилирование учреждений ПО, создание новых типов учебных
заведений, открытие подготовки по новым профессиям.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ проводится работа с руководителями учрежде-ний НПО по подготовке и оформлению уставов и учредительных договоров. В настоящее время все 43 профессиональных училища и лицея области их име-ют. [3]
По мере реализации концепции реформирования системы начального профессионального образования, основанной на Законе РФ «Об образовании», важное значение приобретает государственно-общественный контроль за деятельностью ОУ, осуществляемый через их лицензирование, аттестацию и го-саккредитацию.
Отделом развития начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется работа по лицензированию учреждений НПО. В основном она связана с окончанием срока действия лицензий. Проводятся консультации по оформлению пакета документов, представляемых на лицензи-рование, с последующей экспертизой условий осуществления образовательной деятельности. Из 43 профессиональных училищ и лицеев области 7 не представили документы для получения лицензии. Также ведется работа и по лицензированию негосударственных образовательных учреждений, осу-ществляющих профессиональную подготовку (в том числе отделов подготовки кадров предприятий области).[5]
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Законом Тульской области «О начальном профессиональном образовании» учебные заведения по-лучили самостоятельность в формировании контингента учащихся и препода-вателей, в выборе форм и методов обучения, учебно-методической литературы и т. д. В этих условиях первостепенную роль приобретает соответствие резуль-татов обучения определенным нормам и стандартам.
Процедуру аттестации в 2002 году прошли 6 государственных образова-тельных учреждений начального профессионального образования - ПУ №№ 32, 36, 39, 40, 41, 44. Ведущими показателями оценки деятельности ОУ в ходе ат-тестации являются: качество подготовки выпускников в соответствии с требо-ваниями Государственного стандарта профессионального образования; содер-жание учебно-программной документации и методического обеспечения; нали-чие учебно-материальной базы, отвечающей требованиям реализуемых обра-зовательных программ; уровень квалификации инженерно-педагогических кад-ров.[3]
По результатам аттестации оказывается конкретная помощь образова-тельному учреждению в устранении выявленных недостатков в их деятельно-сти или в поддержке персональных творческих инициатив, определяется место ОУ в системе подготовки кадров по соответствующей группе профессий и спе-циальностей в регионе, осуществляется социальная защита молодежи и взрос-лого населения от предоставления некачественных образовательных услуг.
Подготовка рабочих кадров и специалистов в нашей области осуществ-ляется в 52 учреждениях начального профессионального образования с общим контингентом 19856 человек. Статус профессионального лицея имеют 13 учебных заведений - ПЛ №№ 1, 4, 6, 7, 11, 17, 18, 19, 25, 26, 35, 42, 43.
Контингент обучающихся на конец 2002 года составил:
дневное отделение -- 17555 чел.;
вечернее (сменное) отделение -- 820 чел.;
ПУ при ИТУ Министерства юстиции России -- 1340 чел.;
водители для Вооруженных Сил РФ -- 36 чел.;
-спецПУ--105 чел.[5]
Обучение в учреждениях НПО осуществляется более чем по 70 профес-сиям и специальностям. Преобладает доля профессий производственной (из них наибольшее количество профессий машиностроения) и сельскохозяйст-венной сфер, а также автомобильного транспорта, строительного профиля.
В связи с изменениями, происходящими в экономике, учреждения НПО проводят работу по открытию новых специальностей: в ПЛ №№ 1 и 42 стали обучать профессии «пекарь-мастер», возрождаются забытые профессии: в ПУ № 22 вновь открывается специальность «сборщик обуви».[3]
Продолжается переход на новый Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов формирования общегосударственной номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике РФ, не-обходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабо-чих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно раз-витых странах мира. Подготовка специалистов в учреждениях НПО предусмат-ривает возросшую самостоятельность органов управления образованием субъ-ектов РФ, ОУ в решении вопросов содержания и организации начального про-фессионального образования на региональном уровне.
Одной из основных задач сейчас является восстановление связей с предприятиями различных форм собственности. Позитивные процессы в ряде отраслей экономики области, произошедшие в последние го-ды, требуют особого внимания в вопросах подготовки высококвалифицирован-ных рабочих кадров в учреждениях НПО. Закон Тульской области «О начальном профессиональном образовании» предусматривает разработку программы развития НПО, которая должна определить спектр профессий, необходимых на региональном уровне, и подготовку кадров по современным технологиям. Од-ним из основных направлений этой программы является развитие социального партнерства, связей с предприятиями. [9]
Социальное партнерство должно способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов, которое напрямую зависит от состояния учебно-материальной базы. Крайне важно участие социальных партнеров, прежде всего работодателей, в оснащении учреждений НПО современным оборудованием, сырьем, материалами.
Кроме того, невозможно совершенствовать содержание начального профессионального образования и обеспечить повышение выпускных стандартов, ориентацию их на международный уровень качества, не предусмотрев участие работодателей в их формировании. Важно также создать условия по обеспечению использования базы предприятий всех форм собственности для организации производственного обуче-ния учащихся учреждений НПО.
Востребованность выпускников профессиональных училищ и лицеев предприятиями и организациями - один из важнейших показателей работы учебного заведения. Деятельность педагогических коллективов ПЛ №№ 4, 26, 43, ПУ № 9 направлена на то, чтобы выпускники были востребованы рынком труда по полученной профессии. Более 90 % выпускников этих учебных заве-дений трудоустроены на предприятия г. Тулы.[5]
Анализ основных базисных данных системы НПО показывает, что при-оритетными направлениями остаются динамичное развитие номенклатуры профессий и специальностей, по которым ведется подготовка, внедрение мно-гоуровневой системы подготовки, ориентированной на выпуск специалистов широкого профиля.
В этой связи учреждения НПО нуждаются:
- в объективном прогнозе потребности области в кадрах и специалистах;
- восстановлении связи между учреждениями НПО и работодателями.
В соответствии с учебными планами и программами в учреждениях на-чального профессионального образования осуществляются планирование и ор-ганизация производственной деятельности.
За 2003 год в учебно-производственных мастерских учреждений НПО из-готовлено продукции на 2,6 млн. рублей (по плану 1,8 млн. руб.), реализовано на 2,1 млн. рублей.
Организация обучения в производственных мастерских учебного за-ведения на выпуске готовой общественнополезной продукции повыша-ет интерес учащихся к избранной профессии, позволяет мастерам производственного обучения более эффективно осуществлять контроль за форми-рованием у них профессиональных навыков и умений.
Наибольший объем изготовленной продукции - в ПЛ № 26, № 43, ПУ № 3, № 24,
№ 30, спецПУ № 1. При этом в соответствии с плановыми показателями в данных учебных заведениях учащимся выплачивается заработная плата.[5]
Решение внутриучилищных проблем жизнеобеспечения заставляет руко-водителей учебных заведений обменивать изготовленную продукцию на необ-ходимые материалы и оборудование, что часто приводит к невыплатам зара-ботной платы учащимся за проделанную работу.
Так, например, выполнен значительный объем в учебных мастерских ПУ № 12, ПУ № 31, ПУ № 41, но не выпол-нены плановые показатели по заработной плате учащимся, а ПУ №№ 5, 44, 54 и ПЛ №№ 6, 42 вообще ее не выплачивают.[5]
Не решаются вопросы организации производственной деятельности на выпуске общественно-полезной продукции в учебных мастерских ПЛ №№ 1, 4, ПУ №№ 8, 14, 20, 22. Объем выпускаемой продукции - 0 Не в полной мере вы-полнен план производственной деятельности в ПЛ №№ 18, 25; ПУ №№ 9, 10,13,16,27,34.[5]
Учреждения начального профессионального образования вынуждены за-ниматься предпринимательской или иной, приносящей доход, деятельностью. Это оказание платных образовательных и транспортных услуг, сдача в аренду помещений, доход от собственной столовой и др. Все заработанные средства расходуются в основном на поддержание жизнедеятельности учреждения: ос-нащение учебно-воспитательного процесса, материально-техническое обеспе-чение, хозяйственно-коммунальные нужды, заработную плату и материальную помощь сотрудникам.
Важным этапом в работе учреждений НПО является анализ качества подготовки рабочих кадров в ходе организации и проведения выпускных ква-лификационных экзаменов.
Среди вопросов, обсуждаемых на педсоветах, ведущее место занимают совершенствование качества профессиональной подготовки, организации и проведения производственного обучения, работа по повышению качества зна-ний.
Департамент образования рекомендует в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников привлекать к работе в составе комиссии пе-дагогических работников учреждений НПО аналогичного профиля, что позволит более объективно оценивать знания и умения учащихся в соответствии с квалификационными требованиями, а также обмениваться опытом организации и проведения выпускных квалификационных экзаменов.[6]
Преподавателями и мастерами ведется работа по подготовке учащихся к итоговой аттестации: оформляются стенды «В помощь выпускнику», подготав-ливаются экзаменационные билеты, проходят консультации, разрабатываются рекомендации по выполнению пробной квалификационной и письменной экза-менационной работ. Положительный опыт работы можно отметить в ПЛ №№11, 18,25,43; ПУ№№13, 14,29.[5]
В последнее время в области наметилась тенденция к подъему произ-водства, в связи с этим возникла потребность в рабочих кадрах и соответст-венно возросла возможность организации предвыпускной производственной практики на предприятиях. В учебных заведениях, где такой возможности нет, I практика организуется на базе учебно-производственных мастерских. Надо от-метить, что не на всех экзаменах представлены наряды на выполненные рабо-ты с указанием нормы выработки и оценки их качества. Не менее чем за полго-да на методических комиссиях утверждаются перечень и содержание квалифи-кационных работ, соответствующих требованиям профессиональной подготов-ки.
Темы письменных экзаменационных работ в основном соответствуют на-правлениям производственной практики и содержат необходимые разделы. УМК НПО разработаны методические рекомендации по оформлению письмен-ных экзаменационных работ. Требовательно подходят к их оформлению в ПЛ №№11,43.[8]
Итоговая аттестация показала достаточный уровень обученности уча-щихся в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по профессиям. В результате обучения учащиеся освоили знание материалов, применение инструментов и приспособлений, научились пользоваться литера-турой, работать самостоятельно, организовывать свое рабочее место, соблю-дать требования охраны труда и техники безопасности.[3]
Действующее образовательное законодательство определяет основные направления воспитательной работы. Это приоритет общечеловеческих ценно-стей; свободного развития личности; воспитания в духе патриотизма, прилежа-ния; уважения законов и прав человека; любви к природе и семье; самоопреде-ление личности, создание условий для ее самореализации.
Исходя из этого, департамент образования и учреждения НПО области определяют в своих планах направления воспитательной работы с учащимися. Отдел развития начального, среднего и высшего профессионального образования департамента постоянно проводит семинары-совещания с заместителями директоров по УВР, на которых рассматриваются актуальные вопросы воспитания. В октябре 2001 года семинар был посвящен теме «Развитие досуговой, клубной деятельности учащихся».[3]
Необходимость указанной темы была обоснована проводимым област-ным смотром-конкурсом художественного творчества учащихся «Дороги, которые мы выбираем» в соответствии с российской программой «Арт-Профи Фо-рум». Его организаторами стали департамент образования, комитет по моло-дежной политике администрации области, областная организация общероссий-ской общественной организации «Российский союз молодежи», областной центр детского и юношеского творчества. Темой художественного творчества смотра была реклама-презентация профессий. В зональных конкурсах приняло участие около 500 учащихся из 27 профессиональных училищ и лицеев.[3]
Для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе был проведен семинар «Ценностные ориентации учащейся молодежи. Формирова-ние ценностных установок личности».
По этой проблеме заслуживает внимания опыт работы коллектива ПЛ № 1 г. Новомосковска, где разработаны модели выпускника, преподавателя и мастера производственного обучения. Здесь используются разнообразные формы и методы по ценностному воспитанию учащихся: курс бесед о пробле-мах общения в семье, учебном учреждении, на работе; цикл уроков по теме «Человек: ценности, творчество»; при каждом учебном кабинете работают предметные кружки, что позволяет учащимся расширить представление об ок-ружающем мире и определить в нем свое место.[3]
Учреждения НПО проводят большую работу по формированию у учащих-ся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, го-товности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Благодатные возможности для этого создались в период подготовки к 60-летию героической обороны гор. Москвы и Тулы. 6 де-кабря 2001 года проведена научно-практическая конференция руководящих ра-ботников, преподавателей истории, обществознания учреждений НПО области, ветеранов Великой Отечественной войны и педагогического труда по теме «Значение Тулы в защите страны в годы Великой Отечественной войны». Это-му были посвящены мероприятия в лицеях и училищах. На высоком эмоцио-нальном уровне прошли День защитников Отечества и День Победы.[3]
Департамент образования провел комплексную проверку воспитательной работы ПЛ № 4 г. Тулы. Итоги проверки показали, что в лицее плодотворно реализуется система ученического самоуправления, укрепляется сотрудниче-ство педагогов и учащихся в управлении учреждением, развиваются его колле-гиальные формы.[8]
Во всех учреждениях НПО организована работа по предупреждению распространения наркомании, ставшей одной из грозных проблем общества. В ма-териалах российского социологического исследования по проекту «Социальный портрет учащихся системы НПО», проведенного по заданию МО РФ, указыва-ются основные причины употребления наркотиков: заглушить неудовлетворен-ность жизнью (36,3 %), по глупости (28,7 %), испытать возбужденное состояние (17,8 %), от скуки (14,2 %). Приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что альтернативой наркозависимости учащихся должно стать дальнейшее усиление воспитательной работы в учреждениях НПО.[8]
Отдел развития начального, среднего и высшего профессионального об-разования департамента проанализировал состояние профилактической рабо-ты по предупреждению распространения наркомании в учреждениях начально-го профессионального образования области. В результате отмечено, что в профессиональных лицеях и училищах проводится анкетирование, имеющее целью ориентировочное ознакомление со степенью распространения психоак-тивных веществ и выявление отношения к ним учащихся. По результатам анке-тирования, индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, изучения жилищно-бытовых условий заполняются социальные карты, по которым можно выделить подростков, составляющих группу риска.[10]
В ПЛ № 11 г. Тулы подготовлена программа активного комплексного про-тиводействия распространению психоактивных веществ. Главное в ней - лич-ность обучающегося и основные среды, в которых реализуется его жизнедея-тельность. Предпочтение отдается первичной профилактике, ориентированной на воспитание человека, способного самостоятельно справиться с жизненными затруднениями. В нее включена система мониторинга. Антинаркотические программы имеют ПЛ №№ 7 и 42, ПУ №№ 3 и 9, раз-рабатываются программы в ПЛ № 25 и ПУ № 9. В соответствии с областной программой «Комплексные меры борьбы с. распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков в Тульской области на 2001-2003 г.г.» в учреждениях НПО проводилась работа по введению в образовательные программы предметов ОБЖ и физкультуры, курсов ан-тинаркотического просвещения, пропаганды здорового образа жизни. Такие программы разработаны в ПЛ № 6, ПУ № 27. На уроках химии, биологии, эколо-гии, литературы преподавателями ПЛ № 7, ПУ №№ 9, 21, 31 используются воз-можности предметов для антинаркотической пропаганды среди учащихся.[5]
На заседаниях областных методических секций преподавателей естест-веннонаучного и гуманитарного циклов, проводимых учебно-методическим ка-бинетом НПО, организуется обмен имеющимся опытом проведения внекласс-ных антинаркотических мероприятий.
В решении проблемы свободного времени учащихся, организации их до-суга значительное место принадлежит физической культуре и спорту. В тече-ние учебного года департамент образования совместно с областным советом ФСО «Юность России» проводил среди учащихся учреждений НПО Спартакиа-ду по девяти видам спорта, в которой участвовало около 9 тысяч человек.
В ПЛ № 43 эффективным средством пропаганды здорового образа жизни среди подростков стали походы по Тульскому краю, способствующие их физи-ческой закалке, патриотическому воспитанию детей. В 2002/2003 учебном году руководители учреждений НПО, заместители директоров по УВР стремились повысить статус воспитания в образовательном процессе, привлечь внимание педагогической и родительской общественности к проблеме воспитания.[3]
Анализ учебно-воспитательного процесса показал, что особое внимание должно уделяться воспитанию таких качеств личности, как организованность и дисциплинированность, уважение к окружающим. Формирование культуры че-ловеческих отношений, культуры поведения и труда у учащихся ставит воспи-тание в центр целостного образовательного процесса, воспитание человека культуры должно решаться путем интеграции общего и профессионального об-разования. Общероссийский опрос показал, что в учреждениях начального профес-сионального образования проводят свободное время лишь 13,1 % учащихся, то есть учебные учреждения не стали постоянным местом организации свободно-го времени молодежи. Только каждый пятый учащийся занимается спортом и лишь 15,8 % делают утреннюю зарядку. Эффективность работы, качество воспитания в учреждениях НПО зави-сят от создания в них развивающей среды, позволяющей развивать склонно-сти, интересы, активность учащихся. Основы социализации личности подростка должны быть связаны с психологическими особенностями юношеского возраста. Эту проблему помогут решить психологи и социальные педагоги, которые должны быть в каждом профессиональном лицее и училище. Все это говорит о том, что необходимо системное использование педагогических технологий, инновационных методов воспитания, взаимодействие с заинтересованными органами и организациями.
Медицинское обслуживание учащихся осуществляется сетью лечебно-профилактических учреждений области. В 38 учебных заведениях имеются ос-нащенные необходимым оборудованием и укомплектованные медперсоналом здравпункты. В некоторых случаях ставка медработника введена в штат учеб-ного заведения.[5]
На фоне общего роста заболеваемости населения Тульской области происходит и рост заболеваемости подростков. В сравнении с 1998 годом их заболеваемость увеличилась на 17,6 %. В структуре общей заболеваемости преобладают болезни органов дыхания.[5]
Удельный вес болезней, требующих постоянного диспансерного наблю-дения, в общей группе болезней за последние годы мало изменился и состав-ляет около 25 %. Учащиеся с выявленными заболеваниями ставятся на дис-пансерный учет и в течение всего периода обучения находятся под наблюде-нием медицинских работников. В основном с ними проводится противорецидивное лечение, а при необходимости - и стационарное. В последнее время
возникает проблема санаторно-курортного лечения учащихся НПО. Это связано с тем, что по возрасту, они не могут быть направлены как в детские оздорови-тельные учреждения, так и во взрослые. Анализ заболеваемости учащихся с временной утратой трудоспособно-сти, итоги проведения профилактических медицинских осмотров ежегодно рас-сматриваются в учебных заведениях с приглашением представителей лечебно-профилактических учреждений.[9]
Среди причин, отрицательно влияющих на состояние здоровья учащихся, остается увеличение учебной нагрузки в связи с переходом на 5-дневный ре-жим работы, проведение сдвоенных и строенных уроков, сокращение продол-жительности перемен. В некоторых учебных заведениях остаются неудовле-творительными гигиенические условия обучения: недостаточна освещенность учебных кабинетов и мастерских, занижен температурный режим.[3]
Вопросы охраны здоровья подрастающего поколения находятся на по-стоянном контроле в департаменте образования. Работа по профилактике за-болеваемости проводится в тесной взаимосвязи с департаментом здравоохра-нения, областным СЭН и другими заинтересованными организациями. В теку-щем учебном году на заседании отдела рассматривался вопрос о состоянии медицинского обеспечения учащихся, проживающих в зоне радиоактивного за-грязнения. В результате обсуждения подготовлено письмо в департамент здра-воохранения с ходатайством об обеспечении учащихся профессиональных училищ и лицеев санаторно-курортными путевками. Разработаны мероприятия по устранению выявленных недостатков и активизации работы образователь-ных учреждений с целью улучшения медицинского обеспечения учащихся.[3]
Горячее питание в ОУ является одним из факторов сохранения здоровья подрастающего поколения. Из 43 учреждений НПО собственные столовые имеются в 42 училищах, в остальных питание организовано в буфетах и столо-вых открытого типа. Обеспеченность посадочными местами составляет в сред-нем 90 %. Во всех учреждениях НПО питание учащихся организовано за счет средств федерального бюджета. Средняя его стоимость на одного учащегося в день составила около 12 рублей. Стоимость питания учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 62 рубля в день на че-ловека.[3]
В связи с недостаточным финансированием наблюдается повсеместное отступление от действующих физиологических рациональных норм питания учащихся (суточного набора продуктов), снижение кратности питания.
Несмотря на имеющиеся трудности, ведется большая работа по сохра-нению горячего питания для учащихся. Вопросы его организации находятся в центре внимания департамента образования, в связи с чем последний сотруд-ничает с департаментами развития потребительского рынка, по ценам и цено-вой политике, ЦГСЭН и другими организациями. Совместно с Тульским цен-тром стандартизации, метрологии и сертификации проводится работа по сер-тификации столовых учреждений НПО.[3]
К началу 2003/2004 учебного года во все училища и лицеи области были направлены разработанные департаментом сборники руководящих документов по организации питания учащихся. По результатам проверки его организации в профессиональных училищах и лицеях подготовлено и направлено в ОУ ин-формационное письмо с рекомендациями по устранению отмеченных недос-татков и улучшению организации горячего питания.
Проблемы питания учащихся рассматриваются на открытых заседаниях отдела профподготовки, на совещаниях руководителей учреждений НПО. Со стороны департамента образования установлен постоянный контроль за целе-вым использованием средств, выделяемых по ст. 110341 «Продукты питания». [8]
В 2001 году учреждениям НПО в рамках выполнения Федеральной про-граммы развития образования на 2000-2005 гг. были выделены бюджетные средства в размере около 5 млн. рублей на материально-техническое оснаще-ние. Кроме того, в результате обращений департамента в МО РФ на приобре-тение оборудования было выделено дополнительно из федерального бюджета более 3 млн. рублей.[5]
Департаментом была разработана программа укрепления материальной базы учреждений НПО с учетом их потребностей. Средства направлялись на приобретение компьютерной техники, станочного и технологического оборудо-вания, школьной мебели и др. В конце отчетного года проведен анализ исполь-зования средств, выделенных профессиональным училищам и лицеям на при-обретение предметов длительного пользования. Так, учебными заведениями было куплено 16 автомобилей, 108 единиц компьютерной и множительной тех-ники. Учебного оборудования приобретено на 1,7 млн. руб., более чем на 1 млн. руб. - учебной мебели. Кроме того, приобретены теле-, видеоаппарату-ра, комплектующие для компьютерной техники и др. Результаты проделанной работы были обсуждены на заседании отдела и совета директоров учреждений НПО.[5]
На основании анализа состояния материальной базы училищ подготов-лена областная программа ее развития на 2003 год. В текущем году на приобретение предметов длительного пользования из федерального бюджета посту-пило более 2 млн. рублей. В связи с тем, что выделенные средства составляют не более 10 % от потребности учреждений НПО, департаментом велась посто-янная работа в сотрудничестве с МО РФ по выделению дополнительных средств на приобретение техники и оборудования, вместе с областной админи-страцией учреждениям НПО оказывалась адресная помощь.[5]
По инициативе департамента региональной комиссией был разработан проект закона, предусматривающий предоставление льгот по налогообложению учреждениям начального профессионального образования. В декабре 2001 го-да принят закон Тульской области № 281-ЗТО, согласно которому учреждения НПО, осуществляющие подготовку специалистов по профессиям «автомеха-ник» и «тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», освобож-даются от уплаты налога с владельцев транспортных средств.[8]
В целях обеспечения профессиональных училищ сельскохозяйственной техникой направлено письмо в «Туласельхозтехнику» о поставке тракторов уч-реждениям НПО по лизингу.
Проведен анализ потребности учреждений НПО в бланках строгой отчет-ности. На его основании подготовлена заявка в Минобразования РФ и заключен договор на поставку вышеуказанных бланков.[3]
2. Среднее профессиональное образование

Средне и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.