На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Воспитание современной личности. Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе. Проблемы развития и воспитания в коллективах. Система воспитания как условие развития личности. Роль активности самой личности в собственном развитии.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 01.05.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Современные воспитательные системы
Содержание
    Введение
    Глава 1. Воспитание современной личности
    1.1 Понятие личности
    1.2 Воспитание личности
    1.3 Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе
    1.4 Современные воспитательные системы
    Глава 2. Проблемы развития и воспитания личности в коллективах
    2.1 Система воспитания как условие развития личности
    2.2 Разработка в педагогике проблем развития и воспитания личности
    2.3 Роль активности самой личности в собственном развитии
    Список используемой литературы

Введение

Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций - в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического воспитания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, покушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллективного и индивидуального в воспитании очевидна.

Процессы развития личности и школы, т.е. коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Помимо этого, в современном образовательном учреждении большее внимание уделяют предметной подготовке нацеленной в первую очередь не на овладение знаниями учеников, а на общую успеваемость класса или школы в целом. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.

Развитие творческой индивидуальности подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности в школе. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественно полезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Развитие личности и коллектива - взаимообусловленные процессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Цель данной работы - рассмотреть процесс формирования личностных качеств в школе.

Задачи работы:

охарактеризовать понятие личности

изучить психолого-педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;

показать процесс воспитания личности в коллективе;

описать формирования коммуникативных личностных качеств

привести примеры воспитательной работы в современных школах

Глава 1. Воспитание современной личности

1.1 Понятие личности

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

воспитательная система личность
Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности - это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений.

1.2 Воспитание личности

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних.

В современной педагогике существует ряд идей, которыми можно руководствоваться в организации воспитательной работы:

воспитание - это органическая часть целого, т.е. "образования личности", оно осуществляется и под влиянием внешних факторов социализации, и внутренних процессов саморазвития личности (индивидуализации);

процесс воспитания - это взаимодействие (сотрудничество взрослых и детей с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса;

"реализм целей воспитания" означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности; базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;

идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

участие детей во внеурочной воспитательной работе школы должно быть добровольным делом каждого и быть органическим звеном целостного образовательного процесса;

коллективная творческая деятельность ("коммунарская идея") - это совокупность задач, методов, технологий, обеспечивающих создание развивающей гуманистической самоуправляющейся общности детей и взрослых.

Означенные идеи сыграли определенную роль в формировании демократического сознания педагогических коллективов, частично вошли в Закон РФ "Об образовании" в виде таких постулатов: воспитание как часть образования, самоопределение личности как цель образования, добровольность участия детей во внеурочной деятельности и свобода выбора занятий.

Движение школ по пути реформы со всей очевидностью обнаружило реалистичность, возможность осуществления воспитательного идеала, который можно обозначит так: "Свобода и саморазвитие личности!"

Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер. Он предполагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. Цели же воспитания определяются идейными и ценностными установками, которое провозглашает то или иное сообщество.

В мировой педагогической теории и практике давно уже сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций, находиться в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти.

Воспитание подрастающего поколения - это слишком серьезное дело.

Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

1.3 Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательной работе

Каждый человек - есть личность, каждая личность это целый огромный мир. Задача педагога увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально.

Человек это:

1) индивид,

2) личность,

3) субъект,

4) индивидуальность,

5) уникум.

Учитель и педагог Сухомлинский В.А. посвятил своим ученикам три тысячи семьсот страниц в записных книжках. Каждая страница посвящена одному из его учеников. Каждый ребенок для Сухомлинского представляется целым совершенно особым, уникальным миром.

Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности.

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни.

Из этой цели возникают следующие задачи:

1) Выявление сущности личности.

2) Изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности.

3) Познать законы формирования личности.

4) Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека "внутрь себя", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше? Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

В статье "Всех начал начало", народный учитель Галина Данилова пишет: "В детстве особенно важно воспитание чувств. Маленького человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд".

К.Д. Ушинский считал, что совершенствование воспитания значительно раздвинет пределы развития личности. "Мы уверены, - писал он, - что воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил; физических, умственных и нравственных.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, трудового, умственного, аскетического воспитания, а так же духовного развития человека.

Вся эта работа начинается еще в младшем дошкольном периоде и продолжается всю человеческую жизнь. Человек вечный познаватель нового. В старшем возрасте этот процесс скорее самопознание мира. Но наибольшая активность становления личности происходит в подростковом возрасте. Подростковый период - это один из сложнейших этапов жизни человека.

В наше время играет большую роль такая наука как валеология.

Эта наука тесно связана с педагогикой, психологией, медициной. Валеологи устанавливают перед собой множество педагогических проблем и методы их устранения.

Большое внимание можно уделить проблеме экологии. Внедрение в воспитание этого раздела убеждает воспитанника в нужности этой проблемы.

Наряду с этим, много внимания уделяют педагоги развитию гуманных, нравственных и эстетических чувств человека.

Л.С. Володский говорил:". Акт искусства есть творческий акт и не может быть воссоздан путем чисто сознательных операций, но если самое важное в искусстве сводится к бессознательному и к творческому - значит ли это, что всякие сознательные моменты и силы вовсе из него устранены?"

Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя педагогу содействовать его образованию и появлению.

В соответствии с современными представлениями об эстетическом воспитании как обеспечивающем в конечном счете участие человека в социально-культурных процессах искусства, воздействие на все компоненты личности, особым образом связывая его с миром.

В прошлом успешность воспитательной системы зависела от того, как ей удавалось передать знания, учения, навыки, ценности новому поколению. Сейчас же ввиду очень быстрых научно - технических, культурных, бытовых изменений воспитательная система может быть оценена, по всей видимости, по тому, как подготовлена молодежь самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни их родителей.

Такая постановка вопроса предлагает относиться к молодежи не как к объекту воспитания, а исключительно как к субъекту социального действия, что, в свою очередь, требует разработки принципиально иного типа социальной молодежной политики. В педагогике это будет, вероятно, курс на сотрудничество, в психологии - требование понимания.

Соответственно в ходе создания концепций, обязательно нужно учитывать субъективные " свойства " молодых людей.

1.4 Современные воспитательные системы

Что представляет собой современная школа? Современная школа - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная потому, как там, в школе им живется, работается или учится. А это зависит от много: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов…

В современных условиях больших изменений в политике, экономике, социальной жизни общества, коренным образом должна измениться школа, другим должен стать учитель-воспитатель.

Процесс воспитания должен обновляться на основе качественно нового представления о его статусе с учетом отечественных традиций, достижений передового педагогического опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем.

Каждая хорошая школа, целенаправленно реализующая не только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личностным развитием школьников, должна иметь свою воспитательную систему.

Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты:

· цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);

· деятельность, обеспечивающая достижение целевых ориентиров (содержание воспитания) субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий;

· отношения, рождающиеся в деятельности и общении, интегрирующие субъект в некую общность;

· среда системы, освоенная субъектом;

· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

(Такое внутреннее строение воспитательной системы предлагает академик Л.И. Новикова).

В процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач:

1. Формирование у учащихся целостной системы научных знаний о природе, обществе, человеке.

2. Формирование гражданского самосознания.

3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

4. Развитие креативных (творческих) способностей ребенка, его склонностей и таланта.

5. Формирование в образовательном учреждении коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности детей и взрослых.

6. Развитие у учащихся стремления и способности к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации и самоутверждению.

Для их решения используются разнообразные формы, приемы, методы педагогической деятельности. Результаты решения перечисленных задач свидетельствует об эффективности воспитательной системы.

Характер целевых ориентиров может служить основанием для определения типа воспитательной системы. Если система ориентирования на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества субъектов системы: детей, педагогов, родителей, то она является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требований, на воспитание послушания, а дисциплина - цель и главное воспитательное средство, то такая система - антигуманна. Воспитательная система есть развивающееся явление. Она никогда не достигает особенно высоких степеней целостности. И это естественно, т.к. идет быстрая смена поколений детей. При этом каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, вносить в нее что-то свое, новое. Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают спады и подъемы, периоды стабильности, характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения в деятельности, отношениях, творчестве. Этого не надо боятся, необходимо это знать и анализировать причины, последствия явлений, происходящих в системе.

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы. Обозначив специфику гуманистической педагогики как системы воспитания, укажем на конкретные приемы и установки гуманистического воспитания. Это:

воспитание доверием, заботой и уважением;

воспитание ответственностью;

воспитание творчеством;

воспитание через здравомыслие,

воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений,

воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Общее во всех этих методах состоит в том, что педагог побуждает ребенка самому пережить эти чувства и состояния - доверия, ответственности, творчества, жизненных (этических и прочих) дилемм и коллизий, различных смысловых ситуаций. Мы не можем этому научить, психологически и морально ощущая себя "над" ребенком, но должны вместе с ним попытаться пережить эти состояния, обогащая в этом совместном опыте не только его, но и свой внутренний мир.

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя в атмосфере любви и благожелательности. Он должен ощущать, что окружающие его люди со всеми их требованиями - не враги ему, а, напротив, любящие и заботящиеся о его благополучии люди. Ему не собираются навязывать свое видение жизни, а лишь помогают найти свою дорогу. Однако при этом педагог должен постоянно давать понять воспитаннику, что при всем желании окружающих помочь встать ему на ноги, никто за него самого "ходить" (мыслить, чувствовать, принимать решения, выбирать свой путь) не будет. Старая истина, что образование - двусторонний процесс, не должна предаваться забвению.

Приверженцы гуманизма - психологи, философы и педагоги - неоднократно подчеркивали, что именно в конкретных переживаниях формируются общие ценности нашей жизни. Так, например, Куртц утверждает, что ценности возникают там, где происходит сознательный процесс выбора, где люди живут и действуют. Ценности суть то, что предпочтительно, т.е. глубоко уважается. О важности работы по формированию интересов и ценностей пишет теоретик и практик гуманистической психологии Маслоу. Он утверждает, что лучшим способом подвигнуть человека к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать "лучшей особью", является удовлетворение базовых потребностей человека и его метапотребностей (потребность в правде, красоте, совершенстве, справедливости, порядке и т.д.). Помочь их осознать и сделать внутренними ценностями - задача гуманистической педагогики. Если образование сумеет побудить человека к осознанию и актуализации своих высших нужд, оно тем самым послужит сохранению его психического здоровья, поможет ему уберечься от так называемых "болезней расчеловечивания". Маслоу назвал такие "болезни" метапатологиями и составил их каталог. В него вошли отчужденность, бессмысленность, безразличие, скука, тоска, ноогенные неврозы, экзистенциальный вакуум, духовные кризисы, апатия, пораженчество, чувство бесполезности, отказ от жизни, бессилие, утрата свободы воли, цинизм, вандализм, бесцельная деструктивность и т.д.

Образование, построенное на принципах гуманизма, помогает уберечь человека от этих ошибок в личностном развитии и позволяет надеяться на расцвет цивилизации нового типа, цивилизации, достигшей существенной социальной гармонии.

Таким образом, через формирование ценностных ориентиров гуманистическая педагогика пытается вернуть многими утрачиваемый вкус к жизни, остроту переживания - забытое искусство жизни. Способность радоваться жизни является очень важным фактором совершенствования личности. Жизнь, как писал Ф. Достоевский, нужно любить сильнее, чем ее смысл. Это - условие успеха в деле поиска и созидания смысла жизни. Вот почему гуманисты-психологи как знатоки парадоксов чувственной жизни человека часто подчеркивают, что чем напряженнее готовишься стать счастливым, тем меньше оставляешь себе шансов на счастье. Так, В. Франкл любил повторять, что успех и счастье должны придти к человеку сами, и чем меньше о них думать, тем вероятнее они придут. "Непосредственное" стремление к счастью или погоня за его "гарантиями" - деньгами, славой, властью - само по себе не может быть ни основным принципом, ни высшей целью человеческой жизни. Когда неудачных попыток "поймать птицу счастья" становится слишком много, мир привлекательный становится миром отталкивающим. Спешка порождает скуку, так как в психологическом плане эти два состояния имеют очень много общего: люди пользуются жизнью для того, чтобы испытать что-то в будущем, а потому время настоящего становится для них только помехой. Именно так и утрачивается вкус к жизни.

Глава 2. Проблемы развития и воспитания личности в коллективах

2.1 Система воспитания как условие развития личности

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных норм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа и целенаправленной организации.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое психологическое знание закономерностей развития ребенка в процессе онтогенеза, ибо без опоры на такое знание существует опасность возникновения волюнтаристского, манипулятивного воздействия на процесс развития, искажения его подлинной человеческой природы, техницизм в подходе к человеку.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и, главное, уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования.

Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот - всегда уникальный и самостоятельный - путь морально-нравственного и социального развития. Воспитание представляет собой не приспособление детей, подростков, юношества к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт. В результате присвоения общественно выработанных форм и способов деятельности происходит дальнейшее развитие - формирование ориентации детей на определенные ценности, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем. “Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности”.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. “Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека”, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Как указывал Л.С. Выготский, “учитель с научной точки зрения - только организатор социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником”.

Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и места генотипа растущего человека в становлении его личности.

Достижения современной науки, в том числе труды отечественных философов и психологов, педагогов и физиологов, юристов и генетиков, свидетельствуют о том, что только в социальной среде в процессе целенаправленного воспитания происходит действенная выработка программ социального поведения человека, формируется человек как личность. Причем социальная обусловленность развития личности носит конкретно-исторический характер.

Но социально-историческое формирование личности не представляет собой пассивного отражения общественных отношений. Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта литература устами виднейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Н. Толстой полагал, что признание права “другого” непросто на участие в “борьбе за существование”, а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого “другого” становится осуществлением разумения в межличностных отношениях и в итоге единственным критерием нравственного прогресса.". Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ, - писал он в трактате “О жизни”, - человек не может не видеть и того, что это - то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества”.

По сути дела, весь пафос этой то и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.