На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Обновление образовательного процесса - содержательный ресурс переориентации школ. Современные модели организации обучения. Модель обучения - систематизированный комплекс. Классификация современных моделей обучения. Модели - ключевые характеристики.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 27.03.2005. Сдан: 2005. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


«Для развития ребенка
решающим является не
формирование продукта в виде
понятий и представлений, а
сам пройденный к нему путь»
(А. Лобок).

План
I. Введение
1. Обновление образовательного процесса - содержательный ресурс переориентации школ.
II. Современные модели организации обучения
1. Модель обучения - систематизированный комплекс.
2. Классификация современных моделей обучения.
3. Целостная модель организации обучения в «Школе самоопределения» г. Москва:
а) ценности, принципы, цели;
б) изменения в учебно-воспитательном процессе;
в) особенности начальной школы;
г) особенности образовательного процесса школы;
д) образовательные эффекты;
е) риски модели.
III. Заключительная часть
1. Модели - ключевые характеристики образовательного процесса.
Введение

Образование как система представляет собой сеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.
На протяжении столетий складывались и продолжают появляться особо организованные школы, отличающиеся своими принципами и определенной спецификой, и, соответственно, носящие разные названия. Так, в педагогическом мире известны «Школа радости», «Вальдорфская школа», «Школа Френе», «Гуманитарная школа», «Спортивная школа», «Школа жизни» и т. д.
Практикой доказано, что современное образование уже не может успешно функционировать в прежних и - мире - педагогических формах. Это означает, что новая школа, образовательная система с необходимостью требуют применения иных способов управления, что предполагает переосмысление базовых условий организации школьной жизни: переформулирование целей, задач, средств, способов оценивания и коммуникации.
В последнее время цели школьного образования стали формулироваться более четко, конкретно, результаты задаваться набором задач (причем далеко не всегда относящихся к предмету и (или) образовательной области), которые должен быть способен решать выпускник. Это связано с тем, что как показала практика, степень постижения учеником задач школы (ступени, класса, учебного предмета), сформулированных через цели - ориентиры, практически не проверяема и носит декларативный характер. Действительно, невозможно определить, в какой степени выпускник средней школы осознал естественно - научную картину мира или понял значение творчества Достоевского для становления отечественной писательской школы XXв. Еще труднее ответить на вопрос: «Проверка каких ученических достижений позволяет нам говорить о решении сформированных школой образовательных задач?».
Подобные формулировки размывали понятие «хорошая школа», делали практически неразрешимой проблему достоверного определения качества работы образовательного учреждения, уровня достижений ученика, не связанных с приобретением им определенного набора знаний, да и многих сложных умений.
Ответом на изменение понимания целей образования стало появление учебных (образовательных) программ, различных современных моделей, сконструированных как последовательность решения конкретных задач.
По замыслу авторов, ученик может теперь встречаться со словосочетанием «естественно - научная картина мира», но обязан, например, пробрести и умение отличать фундаментальные эксперименты от остальных; он должен быть способен даже, не прочтя всех произведений Достоевского, по отрывку одного из романов провести анализ выразительных средств, которыми пользовался великий писатель. Так прагматический, «задачный» подход в образовании начинает занимать важное место, постепенно вытесняя сугубо «концептуально - целевой».
Функционирование любой образовательной модели подчинено той или иной цели.
Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремиться достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от характера общества, от государственной образовательной политики, от уровня развития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.
Цели образовательной системы - это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Неоднократно предпринимались попытки представить такую программу в виде модели выпускника школы или вуза, в виде профессиограммы специалиста конкретного учебного заведения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном процессе.
Цели обучения конкретной дисциплины уточняют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного учреждения с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся.
Как правило, цели показывают общие стратегические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.
Современные модели организации обучения

Модель обучения - систематизированный комплекс основных закономерностей ученика и преподавателя при осуществлении обучения, подразделяется на два вида моделей - педагогические и андрагогические.
Современные модели организации обучения можно разделить на две группы: к первой относятся те, в основе которых лежат педагогические конструкции (цели - идеалы), ко второй - те, которые построены на новых возможностях дидактических средств обучения. Поворот российского образования к человеку, его обращение на новом витке истории к гуманистическим идеям вызвало повышенный интерес педагогов к построению различных моделей обучения, направленных на развитие сущностных сил человека.
Современная модель обучения отражает психологические закономерности организации и осуществления процесса образования, обучающихся разного возраста и в разных условиях.
Наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречий в учебной проблеме:
1. несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новой информацией;
2. многообразие выбора единственного правильного или оптимального варианта решения;
3. новые практические условия использования учащимися уже имеющихся у него знаний;
4. противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью или целесообразностью;
5. отсутствие теоретического обоснования практически достигнутого результата.
Классификация современных моделей обучения свидетельствуют о вариативности организации и осуществления процесса образования, о возможности учета особенностей развития индивидуальности обучающегося, условий, в которых протекает процесс образования; модель образования как государственно-ведомственной организации, модель развивающего образования, традиционная модель образования, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная.
Известно, что система изменяет свои свойства, если изменяются её элементы. Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. От того, какие ставятся цели, зависит сущность самого процесса обучения. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно - иллюстративный характер, если - формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично, проблемного обучения, если ставит цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно - развивающего обучения.
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития от модели догматического обучения, затем объяснительно - иллюстративного, до проблемно - развивающего типа. При этом уровень целостности процесса обучения становился все выше. Сущность целостности проблемно - развивающего типа обучения - в подчиненности всех его частей и функций основной задаче: формированию целостного человека, гармоничному развитию индивидуальности и воспитанию личности.
Модели обучения постоянно видоизменяются и сейчас проблемно - развивающий процесс обучения мы уже относим к традиционному его типу. Традиционный процесс обучения в настоящее время осуществляется в виде педагогической или андрагогической модели.
Когда мы говорим о модели обучения, мы имеем в виду систематизированный комплекс основных закономерностей деятельностей обучающегося и обучающего. При этом, конечно, же необходимо учитывать и другие компоненты процесса обучения: содержание, источники, средства, формы и методы.
Описание способов изменения образовательного процесса (включая рассмотрение действующих моделей) в начальной школе (система оценивания, формы организации учебных занятий, индивидуализация образовательных программ и т. д.), направлено на:
· поддержание образовательной инициативы ребенка;
· обучение навыкам общения, сотрудничества;
· расширения опыта самостоятельного выбора;
· формирование учебной самостоятельности.
На примере одной из школ г. Москвы в которой прослеживается одна из моделей организации образовательного процесса - можно это рассмотреть. Используемая модель образовательного процесса в «Школе самоопределения» г. Москвы, цель её - изменение условий образовательного процесса в начальной школе, направленное на развитие индивидуальности и универсальных умений младшего школьника.
Ценности, принципы, цели.

Исходя из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальной сущностью, раскрыть которую ему предстоит в процессе жизни. Поэтому основная задача общего образования для нас состоит не в передаче ребенку определенной суммы знаний, а в том, чтобы помочь ему в постепенном складывании об-раза своего «Я», выработке и развитии тех способов, универсальных умений, которые бы позволили ему максимально реализовать себя.
Ребенок развивающаяся личность, требующая уважения и принятия, поэтому образовательный процесс должен строиться на гуманистических и демократических основах. В таком процессе ре-бенок не пассивный объект воздействия учителя, а субъект образо-вания, который становится все более активным по мере взросления.
Детство не только подготовка к взрослой жизни, но прежде всего самоценный и уникальный период, от полноты проживания которого в значительной степени зависит вся последующая судь-ба человека. Поэтому в начальной школе важно дать простор дет-ским формам самовыражения, детской фантазии, игре.
«Для развития ребенка решающим является не формирование продукта в виде понятий и представлений, а сам пройденный к нему путь» (А. Лобок).
Чтобы построить модель начальной школы, отвечающей заяв-ленным ценностям и целям, на наш взгляд, надо изменить учеб-но-воспитательный процесс следующим образом.
Изменения в учебно-воспитательном процессе

1. Переход от учебно-предметного ЗУН-овского содержания обра-зования, построенного на освоении «основ наук», к основанному на вы-ращивании и развитии универсальных умений, способов освоения мира.
Под универсальным умением мы понимаем такое умение, способ, который может быть применен человеком в освоении несколь-ких образовательных областей или сфер деятельности. Например, умения:
- выделять основной смысл текста, события, явления, соот-носить со своим опытом, т. е. придавать им свой личностный смысл;
- ориентироваться в пространстве, понимать границы прост-ранств и корректировать в связи с ними свои действия;
- выражать себя, мир своих чувств и представлений в разных видах творчества;
- строить коммуникации с другими людьми и т. п.
Мы предполагаем, что условия для начала развития многих универсальных умений могут создаваться в младшей школе. Прин-ципиально важным является то, что речь идет не о направленном формировании взрослым тех или иных умений у ребенка, а о созда-нии условий, способствующих наращиванию этих умений самим ребенком в опыте индивидуальной и коллективной деятельности. При этом индивидуальность проявляется в том, какие универсаль-ные умения и в каком темпе ребенком осваиваются.
2. Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса. На наш взгляд, существует противоречие меж-ду тем, как целостно воспринимает мир ребенок, и жестким деле-нием учебного процесса на отдельные предметы и уроки. Чем боль-ше формализуется в этом смысле учебный процесс, тем больше разрыв между ним и ребенком, его жизнью. Это порождает проблемы с мотивацией, снижение познавательного интереса, неготовность применять разрозненные предметные умения в жиз-ненных ситуациях. Узкие рамки предмета препятствуют работе над развитием универсальных умений.
Стремление освободиться от предметных рамок, сделать обра-зовательный процесс более целостным, многообразным приводит к отказу от урока как основной единицы такого процесса. Наря-ду с уроком возникают иные образовательные формы: «погруже-ния», проекты, внеаудиторные занятия, образовательные путеше-ствия и игры, мастерские и т. д.
Модель учебного процесса, предлагаемая нами для начальной школы, условно названа целостной жизнедеятельностью. В ней познавательная и игровая деятельности разных типов и форм сов-местно разворачиваются в процессе разрешения проблем, реально возникающих в жизни детского коллектива, условно принятых в игре или для удовлетворения детского интереса.
Одной из возможных форм реализации целостной жизнедея-тельности является детско-взрослый проект, в котором участвуют ученики, педагоги и родители. Проект, понимаемый таким обра-зом, есть поле для возникновения образовательных ситуаций как предметного, так и непредметного плана. Эти проекты могут инициироваться как учителем, так и детьми. В такой целостной модели воспитательная часть процесса неразрывно соединена с учебной.
3. Создание условий для получения ребенком опыта поиска собственного интереса и опыта разнообразного выбора. Этим задачам в нашей модели отвечает «Свободный день», в который каждый ребенок составляет личное расписание, выбирая (независимо от класса) какие-то из многих мастерских, «свободные уроки». И в проектных, и в урочных формах присутствует возможность выбора видов деятельности, форм и способов, тем, материала, партнеров, роли и позиции и т. д.
4. Создание условий для начальных, соответствующих возрасту, форм рефлексии, при которых объектом рассмотрения для детей становятся их собственные желания, чувства, умения и неумения, проблемы и т. п. Через этот рефлексивный опыт начинается дви-жение ребенка к пониманию своих особенностей, своей уникальнос-ти. В то же время ребенок учится принимать другого человека, ценить его уникальность. Такая работа может проходить в формах обсуждений произошедшего события, этапа общей деятельности. Ракурсы обсуждения при этом в разговоре о себе могут быть следующие: как я себя ощущал в этом деле, доволен ли я собой и почему, что мне было легко, а что трудно, интересно - неин-тересно, что мне дала эта работа, смог ли я выразить себя... О других: кто мне особенно помог, поддержал настроение, сделал что-то необычное для себя, с кем легко и с кем сложно работать, почему в одной команде работа продвигалась, а в другой - нет, как на это влияли взаимоотношения ребят, как можно изменить ситуацию в команде, группе и т. д.
Примерно с теми же вопросами мы работаем и в форме ре-флексивных детских текстов, анкет, рисунков, заполнения специ-альных страничек дневника. По ходу жизни рождаются и необыч-ные формы образной рефлексии.
5. Организация разнообразных форм совместности. Поскольку наша модель начальной школы построена как целостная жизне-деятельность, то и формы совместности в ней очень разнообраз-ны. Это взаимодействие ребенка и учителя, ребенка и ребенка, ребенка и родителя, учителя и учителя, учителя и родителя. Боль-шинство представленных ниже текстов раскрывают это многооб-разие на конкретном материале.
6. Выработка адекватной данной модели учебного процесса системы оценивания. Мы отказались от традиционной системы оценивания. Балльной отметки не существует до 7 класса. Сооб-разно разворачиваемой деятельности разрабатывается новая сис-тема, призванная сделать оценку более содержательной, диффе-ренцированной, открытой ребенку, предусматривающей включе-ние ребенка в процесс выработки ее критериев и форм. В каждом классе разрабатываются свои формы фиксации, отслеживания, оценивания, поощрения и необходимые для этого документы (дневники, зачетные книжки и листы, свидетельства и т. д.).
Одна из главных задач учителя -- создать условия для станов-ления детской самооценки, способности к рефлексии своей деятельности, что является основой для дальнейшей работы по определению и выстраиванию личной образовательной траекто-рии. Самооценивание должно помогать ребенку анализировать уже выполненные действия и определять свои дальнейшие шаги.
Любая форма оценивания должна соответствовать следующим принципам:
- открытость (для ученика, учителя и родителей должно быть понятно, что и как оценивается в том или ином случае; должны быть видны продвижения и «точки напряжения» в рабо-те ученика, у детей должна быть возможность участвовать в вы-работке критериев и способов оценивания);
- безопасность (оценивание не должно иметь «карательных» последствий; оценивается работа ученика, а не его личность);
- адекватность и дифференцированность (оценивание долж-но соответствовать форме и содержанию работы, оцениваются от-дельные элементы работы, из которых складывается целое);
- мониторинг (оценивание проводится таким образом, что позволяет видеть динамику процесса обучения).
Особенности нашей начальной школы

Общие сведения. Сейчас наша начальная школа состоит из 8 классов, по 2 в параллели, общей численностью 150--200 чело-век. Являясь частью научно-педагогического объединения, она имеет возможность размещать первые классы (шестилеток) в дет-ском саду, включая их в режим жизни детского сада. Остальные классы расположены в типовом здании средней школы, занимая в ней большую часть верхнего этажа.
Учебный план составлен на основе Федерального БУПа с пересчетом на 35-минутный урок. За счет школьного компонен-та и часов на индивидуальную работу, предусмотренных уставом школы (аналогичные возможности дает экспериментальный БУП № 3), организуется работа многих (около 20) мастерских в ежене-дельный «Свободный день».
Большинство классов начальной школы работает по системе школы полного дня. Дети находятся в школе с 8.30 до 17 ч. С каждым классом работают два педагога, сообща выстраивая жизнедеятельность класса, специалисты-предметники ведут заня-тия физической культурой, музыкой, иностранным языком, изоб-разительным искусством, трудовой подготовкой, естествознанием. Кроме того, дети имеют возможность по желанию посещать занятия фольклором, математическими играми, керамикой, орке-стром, физкультурой, театром.
Программы, методики и учебные пособия выбираются или разрабатываются каждым учителем в соответствии с его вариан-том реализации школьной концепции. Классом одновременно могут использоваться разные учебники, энциклопедическая, справочная и художественная литература и авторские задания учителя.
Особенности уклада общей жизни начальной школы и организа-ции ее пространства. У каждого класса есть своя классная комната, пространство которой организуется сообразно задачам и формам работы конкретного класса. Общие черты классных пространств: они трансформируемы, в них есть место для хранения различных материалов и демонстрации детского творчества. Расстановка парт и стульев часто меняется, классные доски могут использоваться традиционно для записи и как стенды, шкафы могут завешиваться, превращаясь в выставочное или игровое пространство. Создание разных функциональных зон происходит с помощью стеллажей, занавесок на тросах, протяну-тых от стены к стене, ширм и т. п.
В начальной школе созданы зоны, в которых ребенок может свободно играть в подвижные игры, бегать, лазать, кувыркаться; отдыхать и уединяться; заниматься своим делом. Для этого суще-ствует несколько детских спортивных комплексов в рекреациях и школьном дворе; не учебные уголки в классах с матами, подушка-ми или ковром и т. д. Важно, что это детские пространства. Пра-вила пользования ими вырабатываются детьми с помощью взрос-лых; дети могут изменять и переустраивать эти пространства под свои нужды.
Кроме того, существует специальный кабинет начальной шко-лы, в котором находится маленький спорткомплекс на 1--3 де-тей, атрибуты для отдыха и релаксации, развивающие игры, на-боры конструктора ЛЕГО, складная мебель, материалы для рисо-вания, раскрашивания и ручного труда, пианино. В этом кабинете постоянно находится педагог ГПД или психолог, к которым мож-но отправить ребенка с урока или во второй половине дня, если он нуждается в уединении, хочет продолжить какое-то свое дело и т. д.
Учитель начальной школы может, независимо от школьных звонков, строить учебный процесс, определяя оптимальное время перемены для всего класса, для отдельных детей. Это зависит от характера деятельности и состояния детей. Например, если в классе идет оживленная дискуссия, вполне возможно не преры-вать ее «по звонку» или можно отправить отдыхать уставших ребят и продолжить разговор с желающими. Другой пример: дети придумали интересную игру на спорткомплексе в холле и хотят ее опробовать, когда там больше никого нет. Тогда они договари-ваются с учителем сдвинуть время отдыха. Чтобы шум в холле не мешал работающим в классных комнатах, в них сделаны двой-ные двери.
В начальной школе используется гибкое расписание, когда же-сткая сетка остается только для учителей-специалистов, а очеред-ность уроков основного учителя может меняться в зависимости от разворачивающейся деятельности и по договоренности с детьми (поэтому в детском расписании указывается «наши уроки» или «уроки в классе»).
Важной организационной особенностью является переход на полный день. Такая система, в отличие от использования ГПД, позволяет свободно планировать вместе с детьми весь день, чере-дуя разнообразные образовательные формы и отдых. Режим пол-ного дня является условием организации крупных игр-проектов в начальной школе, поскольку создаются возможности осуществ-лять достаточно протяженные виды работ, кооперироваться с учи-телями-предметниками и родителями, желающими заниматься с отдельными группами детей. Такой режим дает организацион-ные возможности для детского выбора и индивидуальной работы. Очень важно, что оба педагога, работающие с классом, решают общие задачи, совместно планируют шаги, дополняют друг друга в их реализации.
Общее поле начальной школы создается за счет еженедельного «Свободного дня», многочисленных праздников, а также исполь-зования коридоров и холлов для выставок разнообразных детских работ, по которым можно судить о происходящем в классе.
В «Свободный день» все дети начальной школы, независимо от класса, составляют личное расписание, выбирая по желанию ма-стерские из предложенного перечня, например «Оркестр импро-визаторов», «Конструкции и механизмы», газета «Вести 3-го эта-жа», «Готовим сами», «Керамика», «Читаем вместе» и т. д. Одни из этих мастерских действуют весь год, другие открываются на определенный период. Составляя расписание, ребенку нужно учесть, какие мастерские длятся урок, какие - два, а также ог-раничения в количестве свободных мест.
Кроме событий, объединяющих всю начальную школу, распро-странены взаимодействие и сотрудничество нескольких классов по разным поводам (участие в общем проекте, посещение презентации созданной одним классом книги или музея, общий поход и т. п.).
Начальная школа тесно сотрудничает со всей остальной шко-лой. Учителя средней и старшей школы участвуют в отдельных проектах, распространена педагогическая практика для подрост-ков, старшеклассники участвуют в создании разнообразных физ-культурных испытаний, турслетов, театрализованных игр.
Особенности образовательного процесса в нашей школе

Особенность, имеющая, на наш взгляд, огромное значение в плане выращивания универсальных способностей, - это боль-шое внимание к планированию общей и индивидуальной работы, обсуждению различных способов решения проблем, удерживанию сиюминутных и перспективных задач детьми. Для такой работы необходимо не только время, но и место: страницы разрабатыва-емого совместно дневника, специальные листы в классе и т. д. В представленных ниже текстах этой особенности учебного про-цесса уделено значительное внимание.
Учебный процесс планируется с большой степенью вариативнос-ти. Вариативное расписание занятий с основным учителем дает возможность гибко чередовать работу в проекте и вне его, учиты-вая изменения конкретной ситуации в классе, мнения и пожела-ния детей, появляющиеся проблемные места и т. д. Если главный образовательный смысл происходящего на уроке связан с разви-тием универсальных умений, то вполне возможно отходить от планируемого материала, реагируя на складывающуюся здесь и теперь ситуацию.
Понятно, что обучение по не адаптированным к такому устройству программам невозможно. В то же время, безусловно, учитель в такой системе ориентируется на некоторый примерный объем предметного содержания. Предметная (связанная с кон-кретными учебными предметами) сторона обучения в такой системе выступает в трех ипостасях:
- прикладной, буквально прикладывающейся к конкретной проектно-игровой деятельности, выступающей в ней необходи-мым инструментом. Например, освоение понятия «масштаб» мо-жет происходить в процессе прокладывания маршрута экспедиции по карте, а изучение английской лексики по теме «My self» -- при подготовке «документов» для «заграничного путешествия»;
- теоретической, выращивающей исследовательскую позицию и развивающей вкус к языковой и математической материи. Организационно эта часть представлена «погружениями» и урока-ми разных типов;
- тренинговой, потребность в которой может возникать, когда проявляется дефицит каких-то умений и навыков, востре-бованных деятельностью. А может быть этапом, продолжающим теоретическую часть. Следовательно, организационно тренинг мо-жет находиться внутри работы в проекте или в уроках, домашних работах и самостоятельных занятиях в школе.
Взаимодействие учителей.
Жизнь каждого класса своеобразна, работа каждого педагога отличается от работы коллег. При отсутст-вии единых программ и методик жесткий административный кон-троль невозможен. Вместо этого нужна система сотрудничества, совместного поиска решений, взаимной поддержки и взаимной критики. Учителя объединяются кафедрой начальной школы, в рамках которой проводятся еженедельные собрания. На них мож-но обсуждать общие текущие дела (организация праздников, усло-вия открытия новой мастерской или содержание дежурства по ком-плексу), обмениваться новыми идеями, удачными методическими находками, выстраивать перспективы развития начальной школы, просить помощи в разрешении сложной ситуации, обсуждать увиденное на уроках у коллег и т. д. В школе принято свободно посещать уроки друг друга в часы, когда свой класс занимается с кем-то из специалистов. Можно прийти в качестве наблюдателя: для прояснения своих проблем или для помощи коллеге (взгляд со стороны на ситуацию в классе, отдельного ребенка или действия учителя). А можно включиться в чужое занятие, причем как по договоренности, так и спонтанно, экспромтом.
Взаимодействие основного учителя с предметниками, работа-ющими в его классе, происходит в двух направлениях. С одной стороны, предметники включаются в логику и материал развора-чивающейся в классе деятельности, используя для этого свои уро-ки. Например, в проекте музея-зоопарка учитель английского языка готовил с детьми заграничный паспорт и играл роль тамо-женника, учителя ИЗО и труда помогали делать декорации и ма-кеты, учитель музыки знакомил детей с музыкой народов тех стран, в которых они «побывали». С другой стороны, взаимодей-ствие может строиться на основе работы над одними и теми же универсальными умениями или вокруг проблем и продвижений конкретных детей.
Кроме взаимодействия самих педагогов, в школе часто возникают моменты совместного действия нескольких классов. Происходит это, когда у одного класса возникает необходимость представить свою работу, поделиться с кем-то извне. И он при-глашает к себе в гости. Такие встречи должны быть хорошо под-готовлены, чтобы для обеих сторон в них был образовательный смысл. Например, если детей зовут смотреть музей, созданный каким-либо классом, то учителям необходимо договориться об интерактивных формах общения со зрителями, организовать последействие (отзывы, обсуждения, рисунки).
Потребности ребенка -- основа коллективной жизни и образования
Сотрудничество и взаимодействие детей между собой, с учи-телями и родителями возможно только тогда, когда каждый реа-лизует свою собственную уникальность и непохожесть, признавая при этом, что и другой (другие) имеет право раскрывать свою уникальность и своеобразие.
На наш взгляд, невозможно делать это только в предметно-урочной форме, потому что она преимущественно обращается к познавательной сфере жизни и мало использует чувственно-эмоциональный опыт ребенка - важнейшую часть человеческих отношений.
Такие размышления и приводят нас к пересмотру и передел-ке традиционных форм организации учебно-воспитательного про-цесса.
Основной смысл такой перестройки - в создании учителем условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка, пост-роении ситуаций, формирующих у детей опыт понимания и чув-ствования уникальности каждого своего товарища.
Эти условия мы раскрываем не в виде теоретической модели начального образования, а с помощью описания форм и ситуа-ций, в которых, надеемся, проявляется образ жизни детей, учите-лей и родителей нашей начальной школы.
Все меньше популярна у нас в начальной школе предметно-урочная форма образования, а все большее место завоевывает образовательное пространство.
Свободный день
В этот день отменяются все уроки, учителя отказываются от своих привычных ролей и превращаются кто в редактора школь-ной газеты, который набирает себе в штат корреспондентов, худож-ников, корректоров, кто в дирижера оркестра, который создает со своими музыкантами новое музыкальное произведение, или в од-ного из авторов проекта игры «Волшебник Изумрудного города».
В этот день открываются клубы и студии - «В гости со сво-им делом», «Для рукодельных», «Для любителей приготовить что-нибудь вкусненькое», «Для желающих послушать интересную книгу и нарисовать к ней иллюстрации», «Клуб любителей при-ключений и чудес», «Мойдодыр», «Театр» и многие другие.
Мы рассчитываем на то, что это дает ученику начальной шко-лы первый опыт выбора, самостоятельного планирования хотя бы одного учебного дня, поиска собственного интереса (интересного дела, близких товарищей, интересного взрослого) и, в конечном счете - опыта совместного творчества.
Свободный урок
Свободное пространство можно организовать и в рамках уро-ков. Выглядеть это может так: один или два урока объявляются свободными. Об этом можно сказать ребятам накануне, чтобы они заранее продумали, чем они займутся в это время. Возможны некоторые мини-проекты, развивающие или ролевые игры. Спе-циальным образом организованное пространство в классе так же помогает ребятам найти свой интерес. Например, в своем классе мы сделали специальный стеллаж, на котором стоят корзины, в каждой из них лежит книга с описанием того, что можно сде-лать своими руками, и весь необходимый материал для этого. Есть большая полка с книгами, иллюстрированными энциклопе-диями, набор развивающих игр, папка с заданиями для самосто-ятельной работы. Хорошо, если на эти уроки могут прийти стар-шеклассники и (или) родители. Каждый из них занимается в классе своим делом. Тогда ребенок попадает в атмосферу, где каждый чем-то занят, у каждого есть свой интерес и если ребен-ку трудно найти свое дело, то можно присоединиться к кому-нибудь и таким образом пополнить свою коллекцию интересов. Очень важно в конце этих уроков предоставить возможность каж-дому рассказать, что он делал, что получилось, и услышать, что делали другие. Здесь учитель очень часто может услышать темы для будущей жизни новых совместных проектов, которые дадут опыт проектной работы, или опыт долговременных игр, или возможности для жизни в новых тематических периодах.
Такая жизнь, строящаяся на естественном интересе детей, дает нам возможность вместе откровенно обсуждать возникшие затруднения, вести поиск путей их преодоления. Часто для выхо-да из трудностей надо создавать, как мы говорим, и тренинговое пространство, где будут наращиваться учебные умения.
При такой организации жизни ребятам всегда понятно, по-чему они сейчас работают над своим почерком, грамотностью (нельзя же выпустить книгу с ошибками), над устной речью (готовится представление собственной сказки в детском саду), над понятием задачи (надо обосновать необходимость школьной биз-нес-игры, экономическую целесообразность открытия собственно-го магазина, кафе, фирмы).
Именно в этом есть наша попытка ответить себе на главный вопрос: что мы здесь и сейчас делаем, для чего, в чем смысл про-исходящего?
Первый класс
Мы пришли в 1 класс. Мы - это дети, учителя, воспитатели и родители. Мы еще мало знаем друг о друге. Нам еще только придется стать классом, найти каждому свое место, занять свою нишу и отстоять себя, научиться жить вместе.
Постепенно складывается ритм нашей жизни, вырабатывают-ся первые правила: звонит колокольчик - начало уроков. Пере-мена - можно заняться своим делом (побегать, попрыгать, даже покричать), но не мешать окружающим, полазить на спортивном комплексе, установленном в классе (на нем не должно быть более пяти человек, иначе это опасно, можно упасть, столкнуть-ся, сбить товарища). Во время сна в спальне должна быть тиши-на, если ты не спишь, то можно притвориться (и многие, притворяясь, засыпали), чтобы не мешать спать товарищу.
Важно, чтобы эти правила складывались совместно детьми и взрослыми, были понятны всем. Одно из правил - жалобы принимаются только в письменном виде. Однако хочется немед-ленно восстановить справедливость и высказать обиду. Поэтому в своем классе мы повесили почтовый ящик для жалоб. Ребенок мог написать, что случилось, кто его обидел; если он не умеет писать -- рисует происшествие. С одной стороны, такой ход поз-воляет излить свой гнев не на окружающих, а на бумагу. С дру-гой стороны, пока ребенок изображает случившееся, он успокаи-вается, сосредоточивается не на ссоре, а на письме или рисунке. Когда жалоба оформлена и опущена в почтовый ящик, ребенок спокойно включается в работу класса. В удобное время мы выни-маем все жалобы и разбираем их всем классом. Делается это так: взрослый пытается прочитать написанное или пересказать нари-сованное ребенком. Чаще всего (так как дети еще плохо пишут) понять из такого письма мало что возможно. Иногда взрослый притворится, что ничего не понимает. Разыгрывается немое кино. Обидчики не рассказывают, а показывают, не дотрагиваясь друг до друга, как все было. Свидетели (дети из класса), если таковые имеются, поправляют, добавляют, исправляют поступки главных героев, но тоже без слов. Зрители задают вопросы, и герои действия пантомимой пытаются объяснить, почему и из-за чего все произошло. В процессе показа главные герои перебивают, дополняют, исправляют то, что, им кажется, было не так, по хо-ду придумывают то, чего не было, чтобы выглядеть более благо-пристойно, но свидетели начеку и немедленно вмешиваются. В итоге такого немого обсуждения и целого действа, которое со стороны выглядит очень забавно, обиды уходят, как бы стирают-ся. На первое место незаметно выходят другие приоритеты - сыграть роль, показать себя публике, расслышать, удивить и уди-виться, следить за партнерами и в итоге помириться. При этом зрительный зал покатывается со смеху и, в конце концов, сами исполнители начинают смеяться. Здесь главное - не рассмеяться учителю. Он должен с серьезным лицом досмотреть все до кон-ца, а потом спросить, а как можно было решить проблему, из-за которой весь сыр-бор. Дети начинают показывать, как они лю-бовно и бережно договариваются, мирно решают свои проблемы.
Постепенно жалоб в почтовом ящике становится все меньше, а через некоторое время его можно убрать совсем. Цель такой формы - снять в какой-то мере напряжение в классе, отвлечь ребят от конфликта. Здесь проявляется и другой эффект. Ребенок начинает понимать, что он недостаточно хорошо пишет, не знает некоторых букв (иногда ребенок по нескольку раз подбегает и спрашивает, как пишется та или иная буква). Ему хочется быть понятым, а для этого надо научиться писать. Но главное - это научить ребят договариваться, уступать, преодолевать минутный порыв настоять на своем любой ценой, научиться культурной коммуникации. Разумеется, одного почтового ящика здесь недо-статочно. Обсуждая с ребятами нашу жизнь в классе (включая и план работы на сегодняшний день, и предстоящую олимпиаду, и поход в лес, и празднование Нового года, и домашние задания, и происшествия в классе, и события в школе и т. д.), мы стара-лись сделать логику нашей жизни понятной ребенку. Здесь важ-но увидеть, понимают ли нас дети. Вербальный способ общения не органичен для шестилетнего ребенка, для него более понятен язык тела, и на нем дети свободно и адекватно «разговаривают». Поэтому одним из условий жизни шести-, семилетнего ребенка являются занятия музыкальным движением и музыкой. Главное, чтобы ребенок не просто разучивал какие-то движения, а именно разговаривал языком танца, выражал себя, свои чувства.
В своем классе мы решили поставить балет «Ежик в тумане» и показать его на новогоднем празднике. Каждый ребенок выб-рал роль, и начались репетиции. Надо сказать, что работа над балетом отличалась с самого начала от репетиций в привычном смысле слова. Ребятам предлагалось под музыку попробовать сыграть образ зайчиков, лошади, ежика, тумана. Для каждого персонажа выбиралось несколько вариантов музыкального сопро-вождения. Оставался тот музыкальный фрагмент, под который образ получался наиболее выразительным. Эта работа была в самом начале. Мы заметили, что вместо образов из знакомой сказки у ребят начинает получаться что-то совсем другое. Они пытались рассказать языком танца не историю ежика, а свою собственную историю, то, что их волнует сейчас, чем и как они живут, как они строят отношения между собой, с нами, с окру-жающим миром. Страстно и экспрессивно, эмоционально, с упо-ением дети рассказывали нам о любви, нежности, самоотвержен-ности, борьбе, жизни и смерти.
Начало балета мы назвали «Зарождение космоса». Под «кос-мическую» музыку по залу проносились кометы (мальчики) и застывали в позе, которую мы назвали «ожидание». Музыка менялась, легкие, воздушные, плывущие по поверхности появля-лись феи (девочки) - олицетворение всего живого. В руках фей были белые шелковые платки. Белый платок - символ добра, нежности, чистоты и незащищенности. Подбрасывая платки, кружась с ними, закрываясь ими и показываясь вновь, девочки-феи рассказывали нам о красоте мира, дыхании ветра, шелесте деревьев, кружении листьев и снежинок в воздухе, порхании ба-бочек. Вдруг мощный музыкальный аккорд вновь изменяет наст-роение. Кометы, которые застыли в ожидании, разделились на злые и добрые силы. И вот злые силы пытаются разрушить, унич-тожить жизнь. В музыке нарастает трагическая тема, и драма-тические события разворачиваются в спектакле. Злым силам удается отнять белые платки у фей, они погибают, и космические злодеи начинают колдовать над белыми платками, мять их, скру-чивать, варить непонятное злое варево. Эта часть балета заканчи-вается победой злых сил. Затем начинает звучать оптимистичес-кая музыкальная тема. Добрые силы вступают в борьбу со злыми, завязывается настоящий бой. Цель победы - воскрешение жиз-ни или уничтожение всего живого. В прыжках, в полете, падая и поднимаясь, добрым силам удается завладеть символом жиз-ни - белыми платками. Музыка начинает звучать светло и гру-стно, и добрые силы, дотрагиваясь платками до каждой из фей, оживляют их.
В первом варианте балета злые силы погибли. При обсужде-нии в классе, которое происходило не менее бурно, чем сам балет, мальчики, исполнявшие роль злых сил, наотрез отказались погибнуть злыми. Надо сказать, что исполнители ролей постоян-но менялись. Отыграв одну роль (злую), ребенок отыгрывал добрую, и наоборот. Но погибнуть злым не желал никто.
Эмоциональная жизнь в классе шла очень бурно. В какой-то момент обнаружилось, что пропали все белые платки. Мы нигде не могли их найти, а те, кто ими завладел, ни за что не призна-вались, где пропажа. Мы даже не знали (и не знаем до сих пор), кто виновник похищения. Перевернув вверх дном весь класс, взрослые (дети делали вид, что им ничего не известно) обнаружили платки в спальне, под матрацами. Сила страстей, их накал, важность разговора, который вели с нами дети, были таковы, что все хотели завладеть главным символом жизни -белыми платками.
Детьми предлагались разные варианты окончания спектакля. Кто-то предлагал злым силам опять превратиться в комету и уле-теть в другую Галактику, кто-то - стать камнем, можно даже драгоценным. Было предложение выпасть космическим дождем. Дети показывали недюжинные познания в астрономии, эмоции накалялись, а решение не приходило. Наконец, по предложению Вани Г. (который, кстати, первым и отказался умирать злым) решено было переколдовать злых в добрых. Под теплым и лю-бовным влиянием фей и добрых сил злые постепенно превраща-лись в добрые силы. В окончательном варианте кто-то превра-тился, кто-то находился в процессе перевоплощения, а кто-то все-таки погиб.
Чтобы разговор с детьми средствами пластики состоялся, необходим ряд условий. Вначале дети двигаются под музыку, кто как хочет. Когда ребята освоятся, можно выбрать роль, которую хочется исполнить. После того как ребенок исчерпает возможности своего пластического языка, взрослый может пока-зать ему движения, делающие танец более ярким и насыщенным, и таким образом расширить пластическую лексику ребенка. Очень важно в самом начале не сбить детей на готовые, нарабо-танные формы танца, иначе они не смогут выразить свои мысли и чувства, и этот, подчеркиваем еще раз, органичный язык детей шести - восьми лет станет обедненным, скучным и невостребо-ванным.
Желательно сделать соучастниками происходящего родителей. Мы не просто рассказали мамам и папам о том, что надо приго-товить костюм к выступлению, мы предложили им вместе с ре-бенком подумать, как он будет выглядеть. Совместно дети, роди-тели и учителя обсуждали, как лучше одеться фее, исполнителям злых и добрых ролей. Мамы приходили на репетиции, слушали музыку к спектаклю (мелодии менялись, но характер музыки ос-тавался прежним), смотрели, как пытается пластически разгова-ривать их ребенок. Позже, на импровизированном собрании, мы обсуждали с родителями, что ребята хотели сказать.
Балет, события, которые происходили в нем, стал стержнем, на который нанизывалась остальная жизнь в классе. Постепенно дети стали рассказывать о том, что они чувствуют, когда танцуют. Балет создал ту атмосферу в классе, которая так необходима для написания свободных текстов. Ниже приведены некоторые выска-зывания детей.
«Мое время сегодня -- легкая, воздушная фея, розовый пони, свет лучей солнца» (Настя Б.).
«Когда я танцую, я чувствую, что я как будто бы летаю в об-лаках, и я фея в космосе и пространстве» (Света К.).
«Зима, снег, вальс снежинок, снежная птица и счастье - это я» (Даша В.).
Все детские тексты обязательно прочитывались в классе. Дети вместе с учителем обсуждали написанное, и выяснялось, что мно-гие устно могут сообщить больше, чем письменно. Тем, кто мог и хотел рассказать о себе письменно, выдавались тетради (до сих пор ребята писали только на альбомных листах). Это послужило мощным стимулом к тому, чтобы скорее научиться писать тем, у кого это плохо получалось. Кроме того, придумывая названия к частям балета, дети произносили: любовь, жизнь, смерть, счас-тье, свобода. Стало возможным обсудить с детьми, что они пони-мают под этими словами, когда они чувствуют себя счастливыми, свободными и т. д. Появились целые трактаты о свободе. Егор Ю. всю вторую четверть писал только об этом. Каждый день он добавлял одну фразу к написанному ранее, и в итоге получился объемный текст о том, как он понимает свою свободу. Вот неко-торые его высказывания:
«Свобода -- это когда можно бежать вприпрыжку»;
«Свобода -- это когда можно кататься на велосипеде, сколько хочешь, свобода - это когда можно поваляться на диване, поесть шашлычков в лесу, почитать книжку, посмотреть телевизор».
Аня С. так пишет о свободе и счастье:
«Свобода -- когда я нюхаю шиповник и он щекочет нос».
А это высказывания на ту же тему других ребят:
«Я была счастлива, когда смотрела на закат и в сердце чувст-вовала радость и благодать» (Света К.).
«Я была счастлива, когда я гуляла с мамой на море, я увидела, что море волнуется, много рыбок плавало» (Даша В.).
«Я счастлива, когда я иду и нюхаю махровый шиповник, когда я шлепаюсь в горох, он меня осыпает стручками, как дождем, мне смешно, и я счастлива» (Аня Я.).
Как можно ответить на главный вопрос: для чего нам нужен был балет и зачем такая форма работы?
Суть дела заключается в том, что, как нам кажется, одним из главных, универсальных умений каждого человека является уме-ние задавать и отвечать на вопросы: кто я такой? какой я? зачем я здесь? При помощи балета дети пытались показать себе и нам, что в каждом есть злое и доброе (недаром ребята меняли роли и все сыграли и злые, и добрые силы), что человек рождается для счастья и свободы и что главное в нем - его внутренний мир, каждый хочет быть услышанным и понятым. А это первый шаг к тому, чтобы приблизиться к своему внутреннему «Я», начать осознавать свое место в мире, строить свою внутреннюю жизнь, воспитывать в себе жизненные ценности.
Второй класс
Закончилось лето, пора в школу. Что можно придумать, что-бы, с одной стороны, не потерять так трудно зарождающуюся позицию ученика, а с другой - удержать очень важную для ребят летнюю пору в нашей школьной жизни. Все должно иметь свое продолжение, тема воспоминаний о лете активно жила у нас недель шесть, до середины октября. Вот какие формы вполне успешно использовались в классе в этой связи.
Пресс-конференция
Пресс-конференция позволяет ребятам попробовать себя в двух ролях: я - главный герой, рассказчик о летних путешест-виях, и я - корреспондент такой-то газеты или журнала, задаю-щий вопросы герою с тем, чтобы точнее представить, что дове-лось пережить ему этим летом. Учитель -- ведущий конференции следит за тем, чтобы спрашивающий не переходил в позицию рас-сказчика и удерживал свою задачу - задать толковый вопрос. Очень важно поддерживать хороший темп конференции, помнить о форме обращения к коллегам: «Пожалуйста, журнал «Вокруг света», ваш вопрос». «Журналисты», конечно, заранее готовят ви-зитки, расставляют их на столах. Когда ведущий сообщает о том, что осталось время для последних трех вопросов, активность в за-ле резко возрастает. В день мы так играли минут 30--35.
Пресс-конференция - хорошая диагностика устной речи ре-бят. Выяснилось, что рассказать о своей жизни очень непросто, а тем более так рассказать, чтобы удержать внимание своих товари-щей, да еще вызвать у них желание задавать про это вопросы.
Карта летних поездок и совместные домашние задания
Какие можно было бы предложить ребятам способы представ-ления самому себе и другим своего летнего отдыха? Как можно взглянуть на себя летнего? Появилась идея - нарисовать карты путешествий, представить свою жизнь как путешествие и через логику понимания и ощущения пространства взглянуть на свою жизнь. Это было домашнее задание на выходные дни.
Очень важно точно донести смысл такой работы. Родители не контролеры и не «толкатели» детей, а равноправные соратни-ки, сотрудники в выполнении домашнего задания. Они вместе с детьми разбираются в том, что требуется сделать, вместе поды-скивают нужный материал, вместе оформляют задания. Очень приветствуется, когда часть текстов или рисунков сделана детской рукой, а часть - маминой или папиной. В 1 классе популярной и у ребят, и у мам была серия заданий «Мой первый... седьмой годы жизни». Вся семья вспоминала первые слова, первые игруш-ки и игры, любимые укромные местечки дома и на даче, первые книги и первые придуманные ребенком смешные истории. Подбирались самые интересные фотографии. В понедельник выполненные задания разглядывались и прочитывались. У каждого из ребят в классе есть папка, которая постепенно превращается в книгу «Я сам», в ней хранятся все задания, они не пропадают, а становятся страницами книги о себе.
Эти задания, которые даются только на выходные, не закреп-ляют пройденный в классе материал, а предполагают, что совме-стная деятельность поможет родителям понять, что происходило в школе на текущей неделе, почувствовать затруднения сына или дочери, увидеть их продвижения. Для детей такое задание - воз-можность ощутить, что их школьная жизнь важна и интересна мамам и папам, что их новая роль -- школьник -- вызывает ува-жение взрослых.
Вернемся к летним картам как к возможности увидеть свою жизнь в форме путешествия по неизведанным местам. Появляет-ся необходимость понять, как люди договорились сообщать друг другу о путешествиях, используя только лист бумаги, какие знаки они для этого придумали, понять, как можно соотносить план и реальное пространство, попытаться всем вместе составить план похода в ближайший лес. На основе плана можно приду-мать множество задач, например определить длину пути от шко-лы до леса, если одна клетка в плане равна одному метру на ме-стности. Затем усложнить - одна клетка равна двум (или трем) метрам. Начертить кратчайший путь, найти его длину Можно начертить план пути от нашего кабинета в физкуль-турный зал, кабинет музыки, столовую, полагая, что одна клетка в тетради - это один, два или три шага в реальности. Или рисовать такие планы, основываясь на интуиции, а потом прове-рять путем точных измерений. Такая работа дает новый опыт вну-треннего ощущения пространства, его освоения и отображения.
Это было актуальным еще и потому, что реальная жизненная ситуация вынуждала поскорее понять, как устроено незнакомое, новое для второклассников трехэтажное здание школы, как в нем организована жизнь людей.
А год назад, в 1 классе, ребята рисовали план классной ком-наты, свою парту на ней, места своих друзей. С помощью плана разыскивали клад или помечали на плане свои тайные места.
Пространственный опыт ребята приобретали и когда получа-ли совсем чистый лист бумаги, без линеек и клеток. Как на лес-ной поляне им нужно было посадить неизвестные науке растения, похожие на буквы А, Б и т. д. Разглядывание этих полянок помо-гало увидеть, как по-разному можно распорядиться листом бума-ги - в одном случае растения равномерно разрослись по всем грядкам рядами, в другом -- заполнили поляну большими окруж-ностями, а в центре расположился самый крупный экземпляр, в третьем - все цветки-буквы сосредоточились на нижнем крае листа и выглядели сиротливыми и неуверенными.
Ввели мы и ограничения по времени буквы должны вырасти за одну минуту. Как только садовник поймет по своим «внутренним часам», что время вышло, он поднимет руку, закончит работу, а на ухо учителю прошепчет реальное время в мину-тах и секундах. Потом результаты отмечаются на числовой оси, и выясняется, у кого «часы» сильно спешат, у кого отстают, да так, что результат не помещается на доске и числовую ось при-ходится мысленно продлевать, чтобы понять, где будет распола-гаться время такого запаздывающего «будильника».
Развитие внутреннего ощущения пространства, способности перенести представление о реальном пространстве на план и, на-оборот, с плана в реальность естественно продолжить на уроке физкультуры, где ребенок проживает пространство своим телом. Совсем нетрудно в спортивном зале или школьном коридоре, расставить в случайном порядке какие-то предметы. Мы часто ис-пользуем большой мягкий конструктор. На крупном листе бума-ги или на доске мы пытаемся изобразить пространство леса, гор-ной страны. Даем каждому препятствию свое название: Малое ущелье, Бурная река и т. д. Придумываем вместе роли для себя и способы передвижения. Почему-то чаще всего это роли животных.
На плане выбираем и помечаем маршрут. Иногда ребята отправляются на маршрут вдвоем. Очень важно, чтобы ведущий заботился о партнере и не увеличивал расстояние между ними более чем на метр. Обязательна смена ролей: только что был лидером, а теперь подчинись решению своего товарища.
Еще сложнее работа на спортивном комплексе, когда навстре-чу одной группе идет другая. Как разойтись, чтобы никто не упал, -- это сложная задача. Я помню, как одна пара сумела, слов-но лемуры, повиснуть над доской, над «шумной рекой», а другая пара благодаря этому рискованному трюку легко, без потерь пере-бралась на противоположную сторону. В такой работе бывает мно-го драматических ситуаций. Мы с ребятами всегда их обсуждаем.
Летние коллекции, или «Летний бутерброд»
Кто-то из ребят, готовясь к пресс-конференции, принес в класс несколько камней и кость неизвестного животного, при-везенные с Селигера. Естественно, что рассказ свелся к ответам на вопросы «журналистов» об этих предметах, кость даже пыта-лись прикладывать к себе, разгадывая, что это за часть скелета.
Затем и другие путешественники стали приносить свои летние запасы камней, корней, ракушек, засушенных растений, остатки гранат и гильз, фотографии. Все это порождало много вопросов, не всегда ребята могли на них ответить, мы искали в школе людей, способных нам помочь, постепенно узнавая своих соседей.
Но далеко не у всех сложилась летняя коллекция как матери-ализованная память, разглядывая которую можно погрузиться в свои прежние состояния, наполненные теплом, солнцем, поко-ем. Ведь это лето непременно надо сберечь «и где-то отложить для себя, чтобы после, в любой час, когда вздумаешь, пробрать-ся на цыпочках во влажный сумрак и протянуть руку» (Р. Брэд-бери. «Вино из одуванчиков»).
Мы стали придумывать такую коллективную коллекцию. Несколько дней не снимали со стены лист ватмана, и все в клас-се - и ребята, и учителя, и родители - записывали на нем то, что каждому хотелось бы запомнить, сохранить как память о ле-те: кусочек смолы, запах моря, хвои, лаванды, летних яблок, шум корабля, иголку с большого кактуса, велосипед, куст шиповни-ка у дачного окна, ощущения от немного колючей подушки в деревне, баночку клубничного варенья, абрикосовый компот, медузу, белую жемчужину, барашков на море, камень - полоса-тый, древний и морской и т. д.
В воскресенье ребята со своей семьей придумывали такую до-машнюю коллекцию. Однажды, когда мы в классе собирались пить чай и готовили бутерброды, пошутили: а нельзя ли взглянуть на лето и на себя летнего, как на большой такой бутерброд? А что такое бутерброд? Получилось, что это нечто слоеное, сохраняющее форму нижнего, главного слоя - хлеба, дающее новый вкус при одновременном надкусывании всех слоев. Вот такая модель; а ес-ли с ее помощью взглянуть на себя, что может получиться?
Кому-то пригодилось строгое слово «коллекция», а кому-то смешной образ - «бутерброд». Ребята очень часто сами находят и подсказывают нам новые способы и формы, с помощью кото-рых им легче выразить себя. Учителю нужно всего-то не прогля-деть эту ситуацию, поддержать, усилить ее.
Однажды, когда мы всем классом гуляли в лесу, к учителю подбежал самый молчаливый наш мальчик, раскрыл ладошку, а на ней уютно расположились желудь, маленькая шишка, кусо-чек бересты и красная ягода рябины. Правда, красиво? Хочется сохранить, а в классе есть целый мешок круглых деревянных подставок, на которых можно все это разместить. Начинается неде-ля всеобщего увлечения инсталляциями. В ход идет все: листики деревьев, хвоя, шишки, ягоды, ветки, сухая трава, цветы, лепест-ки лунарии, семена, кусочки ткани, нитки, пуговицы, клей, пластилин. У каждого получилось по 3--4 работы. Неожиданные, интересные работы и названия к ним удивительные!
Свободные тексты
Снова возвращаемся к текстам. Читаем «Вино из одуванчиков» Р. Брэдбери: «Они приходили неслышно. Уходили почти бесшум-но. Трава пригибалась и распрямлялась вновь. Они скользили вниз по холмам, точно тени облаков... Это бежали...» О ком это? Ваше продолжение? Горячие споры -- это туманы, ветры, насеко-мые, какие-то таинственные животные, инопланетяне. А у Брэд-бери: «Это бежали летние мальчики».
Мир летних мальчишек:
«Одна дорожка ведет от зеленых ворот до красных. Еще одна дорожка ведет на участок Феди. Третья дорога ведет к з и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.