На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


аттестационная работа Характеристика требований, предъявляемых к программе по физической культуре в детском учреждении, передовой педагогический опыт. Содержание образования как многофункциональной системы. Теория и методы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: аттестационная работа. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.02.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


13
Введение

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей, остающихся фактически без родительского присмотра. Детский сад дает возможность семье работать и жить нормально. Массовое закрытие детских садов - это реальный социальный взрыв, осложнение жизни миллионов родителей, имеющих детей дошкольного возраста.
Для многих родителей основным аргументом в пользу посещения их ребенком детского сада является то обстоятельство, что детский сад сегодня дает бесплатное непрерывное образование, качественную подготовку к школе, так как в нем есть необходимые для этого специалисты и профессиональные педагоги.
В дошкольном учреждении закладываются основы здорового образа жизни, поскольку здесь созданы условия, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития детей.
Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования
Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных (парциальных) программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Синтез парциальных программ является делом чрезвычайно сложным и ответственность за качество такого синтеза целиком ложится на педагогический коллектив ДОУ. Главное требование к комбинированию программ - единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в их основе, а также учет суммарной умственной и физической нагрузок на ребенка в целях охраны его здоровья.
Основные программы (комплексная, набор парциальных) определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех ее сторон и с учетом использования следующих форм детской деятельности: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время в течение дня.
Одно из главных требований к основным программам (комплексная, набор парциальных) - соблюдение преемственности с программами начального общего образования. Кроме того, в них должны содержаться показатели уровней развития детей на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Анализ современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.
Качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.
Исходным ориентиром при выборе любой образовательной программы (основной, дополнительной) следует считать наличие в ней условий, необходимых для реализации конституционного права каждого ребенка на охрану жизни и здоровья, получение гуманистического по своему характеру образования, на бережное отношение к индивидуальности ребенка» а также адекватность содержания образования возрастным возможностям и психофизиологическим особенностям детей.
Объектом исследования является теоретические основы содержания дошкольного образования.
Предмет исследования - современные образовательные программы по физическому воспитанию в деятельности ДОУ.
Гипотеза: предполагаем, что приоритетное направление работы на основе современных образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ будет способствовать повышению показателей здоровья и уровня физической подготовленности дошкольников.
Цель исследования: дать анализ использования современных образовательных программ по физическому воспитанию в деятельности ДОУ г. Нижнекамска.
На сегодняшний день разработано множество программ по физической культуре в дошкольных учреждениях, в том числе авторских и каждое из них имеет свои особенности. Согласно этому можно определить следующие задачи научного исследования:
1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.
2. Выяснить и охарактеризовать современные требования, предъявляемые к программе по физической культуре в ДОУ.
3. Изучить передовой педагогический опыт, а исследовании программ по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях г. Нижнекамска и сделать сравнительный анализ.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы исследования:
1. Метод получения ретроспективной информации. Среди этих методов были использованы следующие:
* анализ литературных источников;
* анализ документов, материалов.
2. Метод отбора текущей информации. Среди разнообразия этих методов был использован метод педагогического анализа и оценки, а так же обобщение педагогического опыта.
3. Беседа и опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и приложения. В 1 рассматривается содержание образования как многофункциональной системы, во 2 раскрывается проблема педагогической теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста, в 3 главе представлен анализ использования программ по физическому воспитанию в ДОУ г. Нижнекамска
Глава 1. Теоретические основы содержания образования в Российской Федерации и Республике Татарстан

1.1 Образование как многоаспектный феномен

Образование -- это способ вхождения человека в мир науки и культуры. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активной деятельности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Образование является необходимым и важным фактором развития, как экономики, политики, культуры, так и всего общества. В свою очередь образование развивается под влиянием потребностей общества, т.к. оно всегда выполняет важнейшие общественные функции. От образования зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала страны. Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации.[16]
Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет ряд функций. Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие социокультурные функции образования:
v один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования и т.д.;[4,56]
v способ социализации личности и преемственности поколений. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта, одновременно закрепляя в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям;
v механизм формирования общественной и духовной жизни человека, а также массового духовного сознания. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэтому социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны;[4,56]
v процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение для развития цивилизации. Осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов.[4,57]
v способ развития региональных систем и национальных традиций. Специфика населения отдельных районов обуславливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или учитываются запросы разных социокультурных групп населения;[4,57]
v социальный институт, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Социальные институты осуществляют целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе;
v активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и отдельном человеке.[4,58]
Таким образом, образование выполняет ряд функций, важнейшая из которых социокультурная.
1.2 Образование как система и как педагогический процесс

Образование как система -- это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в 1него внесены в 1996году). [18]
Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:
v гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, сбодного развития личности, воспитания гражданственственности и любви к Родине;
v единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;
v общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
v светский характер образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях;
v свобода и плюрализм в образовании;
v демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.[4,60]
К компетенции государственных органов управления системой образования относятся:
v разработка образовательных программ и стандартов; стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников;[16]
v аккредитация и аттестация учреждений и преподавателей;
v формирование образовательной инфраструктуры;
v формирование и прогнозирование развития сети образовательных учреждений;
v контроль за исполнением законодательства РФ в бюджетной и финансовой сфере в системе образования.
Для современного состояния управления системой образования характерен процесс децентрализации. Он состоит в том, что федеральные органы разрабатывают стратегические направления развития, а региональные и местные органы решают конкретные организационные, финансовые, кадровые и материальные проблемы.[18]
Наряду с государственными создаются общественные органы управления системой образования, состоящие из представителей учительского и ученического коллективов, родителей и общественности.
Образование -- это педагогический процесс движения к заданной цели путем субъективно-объективных действий обучающих и обучаемых. Становление человека как личности, его формирование в соответствии с общественным идеалом немыслимо вне педагогического процесса (как синоним употребляется понятие «образовательный процесс»).[4,63]
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. То есть под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания в его узком специальном смысле.[18]
По своей сущности педагогический процесс -- это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса -- обеспечении всесторонней подготовки людей к успешному решению возложенных на них задач. В педагогическом процессе происходит передача и активное усвоение социального опыта, осуществляется это посредством целенаправленно организуемой деятельности (учебно-познавательной, игровой, производственной, художественно-творческой и др.), общения воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних. Определяющими компонентами педагогического провеса являются обучение и воспитание, которые ведут к утренним процессам изменения образованности, воспитанности и развития личности. В свою очередь процессы обучения и воспитания состоят из определенных, взаимосвязанных процессов: обучение -- из преподавания и учения, воспитание -- из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.[16] Основными функциями педагогического процесса являются:
v информационная (просвещение воспитанников), воспитательная (личностное изменение воспитания);
v развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
v аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);
v социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).[16]
Структуру педагогического процесса рассматривают с позиций: субъектного состава (состава участников педагогического процесса) и процессуального состава. Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых отличается большим разнообразием: воспитанники (от дошкольников до пожилых и старых людей); воспитатели (от родителей, педагогов-профессионалов до средств массовой информации, обычаев, религии, языка, природы и т.д.). Взаимодействие субъектов педагогического процесса имеет своей конечной целью освоение воспитанниками многообразного опыта, накопленного человечеством.[18]
В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют следующие компоненты:
v целевой (определение целей обучения и воспитания; цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса);
v содержательный (разработка содержания образования, отражающего смысл, который вкладывается как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу);
v операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, деятельность педагогов и воспитуемых в соответствии с определенными принципами, использование средств, форм, методов работы для достижения цели);[4,67]
v эмоционально-мотивационный (формирование и развитие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональных отношений между участниками процесса);
v контрольно-оценочный (контроль за ходом) и результатам педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);[4,67]
v результативный (эффективность протекания педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью).
Педагогическому процессу свойственно движение, преодоление противоречий, образование нового качества.[16]
В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития.
Главными этапами педагогического процесса являются следующие:
v подготовка (подготовительный);
v осуществление (основной);
v анализ результатов (заключительный).
Таким образом, педагогический процесс -- не просто совокупность субъектного и процессуального состава, это сложная, динамично развивающаяся, целостная система, обладающая новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих ее компонентах. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие.
1.3 Основные направления реформирования современного образования

В настоящее время в России, как и в других странах мирового сообщества, в целях обновления и развития образования проводится его реформирование.[4,73]
Основными направлениями реформирования современного образования являются следующие:
v гуманизация образования;
v ориентация на непрерывность обучения;
v междисциплинарная интеграция в технологии образования;
v переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;
v перенос акцента с обучающей деятельности преподавания познавательную деятельность ученика;[4,75]
v переход от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-познавательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим;
v ориентация на развивающие и гражданские функции образования. В проекте развития российской школы подчеркивается, что отдельный и особо важный вопрос -- воспитание гражданственности, самостоятельности, личной ответственности, понимания ценности служения обществу, солидарности при решении проблем построения демократического общества.[18]
Таким образом, можно отметить, что складывающиеся в российском образовательном пространстве направления реформирования современного образования, отражают общие мировые тенденции.
1.4 История возникновения программ

Воспитание и обучение в детском саду, осуществляется в соответствии с программой -- государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.[27,278]
Жизнь детей в детском саду, построенная в соответствии с требованиями программы, создает благоприятные условия для удовлетворения потребности общения со сверстниками, развития познавательной деятельности, физического, нравственного и эстетического развития.[3,8]
Программа воспитания в детском саду синтезирует все новое в развитии теории и практики дошкольного воспитания, убедительно показывая огромное значение данного возрастного этапа в физическом и духовном развитии человека. Основы ее едины для всех союзных республик нашей страны. В каждой союзной республике создана своя программа, учитывающая местную специфику (родной язык, национальные традиции и др.).
В капиталистических странах нет единой системы общественного дошкольного воспитания и дошкольные учреждения, как правило, не включаются в систему народного образования.[27,280]
Основная часть детских учреждений принадлежит частным лицам, поэтому нет и единой программы воспитания в детском саду. Имеющиеся программы, их содержание и направленность носят различный характер, выражая, разнообразные политические и педагогические взгляды их авторов.
Программа воспитания совершенствовалась вместе с развитием общественного дошкольного воспитания. Основные указания по организации, содержанию и методам работы дошкольных учреждений были разработаны дошкольным отделом Наркомпроса в 1919 г. в специальной «Инструкции по ведению очага и детского сада». Для улучшения качества дошкольного воспитания большое значение имело создание научно обоснованной программы работы детского сада. Поиски наиболее совершенных форм и содержания программы шли непрерывно. За годы Советской власти был создан ряд проектов соответствующих программ и программно-методических документов. Каждый программный документ возникал на определенном историческом этапе и отражал существующий уровень развития теории и практики дошкольного воспитания.[2,126]
Первый проект Программы был выпущен Народным комиссариатом просвещения РСФСР в 1932 г. Этот документ состоял из разделов, соответствующих видам детской деятельности: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, музыкально-двигательное воспитание, изобразительная деятельность, математика, грамота. В нем была сделана попытка определить задачи и объем работы с детьми в детском саду. Появление «Программы» способствовало упорядочению работы дошкольных учреждений, большей направленности и обогащению содержания деятельности педагогов-воспитателей.[3,8]
В 1934 г. издается усовершенствованная «Программа воспитания». В ней больше внимания было уделено вопросам организации и содержания многогранной жизни детей в детском саду. «Программа» включала следующие разделы: общественное воспитание, физическое воспитание, рисование, лепка, трудовые занятия, развитие речи, занятия с книгой, картиной, начатки знаний о природе, развитие первоначальных математических представлений, занятия грамотой.[27,280] Вместе с тем она имела существенные недостатки: был включен сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась руководящая роль воспитателя в организации педагогического процесса.
В связи с Постановлением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов» от 4 июля 1936 г. возникла необходимость в создании нового программного документа по дошкольному воспитанию. В 1938 г. было издано «Руководство для воспитателя детского сада». В нем правильно освещались задачи воспитания детей дошкольного возраста.[27,281]Более четко говорилось о всестороннем развитии личности, учете возрастных особенностей детей. Но все же «Руководство» имело много недостатков, на которые в свое время указала Н. К. Крупская: «Мне кажется, данная программа очень далека от жизни, очень искусственна, обходит ряд трудных вопросов, и потому благие пожелания ее составителей об общественном воспитании, о коммунистическом воспитании повисают в воздухе».[27,281]
«Руководство» по-прежнему определяло содержание работы с детьми не по возрастным группам, а по отдельным разделам воспитания. Это затрудняло воспитателя в отборе программного материала для работы с детьми того или иного возраста. Многие вопросы физического, умственного, нравственного воспитания не нашли в «Руководстве» должного отражения. Не было научно обоснованного раскрытия вопросов обучения детей дошкольного возраста. Недостаточно освещалась и работа с родителями.[3,9]
В 1953 г. в связи с введением обучения в детском саду в целях повышения качества учебно-воспитательной работы и подготовки детей к школе «Руководство» было переработано. В программе было достаточно четко выделено образовательное содержание, которое дети должны были усваивать на организованных занятиях при руководящей роли воспитателя.
ЦК КПСС и Совет Министров СССР, учитывая достигнутый уровень развития науки о воспитании детей раннего и дошкольного возраста, а также большой практический опыт, в мае 1959 г. приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». В постановлении предусматривалось, в частности, объединение с учетом местных условий и возможностей двух типов детских учреждений -- яслей и детских садов -- в единое дошкольное учреждение (ясли-сад) и разработка единой программы воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста.[27,283]Создание программы было поручено Академии педагогических наук РСФСР совместно с Академией медицинских наук СССР.
В основу нового документа легли данные дошкольной педагогики, детской психологии и смежных наук о развитии ребенка в сочетании с обобщением лучшего опыта коммунистического воспитания детей дошкольного возраста.
Единая программа воспитательно-образовательной работы с детьми от раннего возраста до поступления в школу, подготовленная большим коллективом авторов и утвержденная Министерством просвещения РСФСР, была впервые опубликована в 1962 г.[27,283]
Программа была нацелена на ликвидацию межвозрастной разобщенности в воспитательном процессе; в большей мере, чем в предыдущих программно-методических документах, в ней отражены вопросы обучения детей дошкольного возраста. Представленный в разделе «Обучение на занятиях» программный материал создал благоприятные условия для осуществления системности в обучении, полноценного усвоения детьми образовательного минимума, понимания доступных им взаимосвязей предметов и явлений окружающей действительности. «Программа» предусматривала также формирование определенных знаний, умений и навыков, положительных привычек поведения, нравственных качеств, необходимых для всестороннего развития личности ребенка.[3,9]Она включает режим занятий, отдыха, развлечения, сна, питания, прогулок. Руководствуясь программой воспитания в детском саду, воспитатель должен был обеспечить решение разносторонних задач воспитания ребенка-дошкольника в играх, развлечениях и труде, в обучении и быту.
В 1969 г. была выпущена усовершенствованная программа воспитания в детском саду, созданная на основе использования научных исследований и лучшего опыта работы и учитывающая требования, связанные с переходом школы на новые программы начального обучения. В последующие годы эта программа неоднократно переиздавалась с некоторыми изменениями.[27,284]
В связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы Институтом дошкольного воспитания АПН СССР была создана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», утвержденная Министерством просвещения СССР.
С 1962 года по 1989 год программа переиздавалась 9 раз.[3,10]
В 1984 году была издана «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», разработанная НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, Министерством просвещения СССР и Управлением по дошкольному воспитанию. Была усилена оздоровительная направленность программы. Уделялось внимание осуществлению мер по охране нервной системы детей, предупреждению утомления и травматизма. В разделе «Забота о здоровье и физическом развитии» описывались оздоровительно-закаливающие процедуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия и особенности формирования навыков личной гигиены. На основе содержания этой программы в 1985 году была разработана для РСФСР и опубликована «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.[2,129]
По решению Министерства просвещения СССР, комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР в 1984 году была издана «Типовая Программа по физической культуре в детском саду». В 1995 году такую же программу разработала Лаборатория физического воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В программе были определены формы работы по физическому воспитанию, примерное количество часов, отводимых на организованную двигательную деятельность детей для всех возрастных групп. В программе были представлены специальные упражнения для развития двигательных качеств, формирования правильной осанки, предупреждения плоскостопия.[3,10] Содержание двигательного режима подлежало коррекции в соответствии с особенностями климатических условий разных регионов страны.
Вывод: программа прошла сложнейший путь, в котором претерпела большие изменения.
В 2004 году «Программа обучения и воспитания в детском саду» была переиздана под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С Комаровой.
Таким образом, образование можно рассматривать с различных сторон и как многоаспектный феномен, и как систему, и как педагогический процесс. На современном этапе образование продолжает меняться, совершенствоваться, этому способствуют различные реформы. Но во всем этом изобилии современных взглядов нельзя забывать об истории, в которой закладывается начало начал.
Глава 2. Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике

2.1 Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка дошкольного возраста

Педагогическая теория рассматривается как система знаний, описывающая и объясняющая строго очерченный круг педагогических явлений.[2,176]Ее структурными элементами являются идеи (исходные положения), понятия; законы и закономерности, принципы, правила, рекомендации. Педагогические теории подразделяются на глобальные и частные, порождаемые запросами реальной образовательной действительности. Глобальные теории делятся на теории воспитания и теории обучения (Б.И. Коротяев, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.). Одна из их центральных проблем -- рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка-дошкольника. К концу 30-х гг. XX в. сложились три основные теории, посвященные этому вопросу.[2,176]
Первая теория рассматривает развитие ребенка как независимый от обучения и воспитания процесс (А. Гезелл, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др.). Ей соответствует дидактический принцип доступности, согласно которому детей можно учить лишь тому, что они могут понять, для чего у них уже созрели познавательные способности. Эта теория не признает развивающего обучения. Главное в ней -- спонтанность развития, независимость от взрослого и его роли.[21,8]
Вторая теория базируется на взаимосвязи развития и обучения (Т.С. Костюк, НА. Менчинская и др.). Согласно ей, развитие определяется некоторыми внутренними факторами и вместе с тем обучением и воспитанием, конкретный характер которых зависит от реального уровня развития человека. Развитие и обучение практически отождествлены друг другу.
Согласно третьей теории, развитие ребенка опосредованно его обучением и воспитанием (Л.С. Выготский). Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка.[2,177] Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны. Обучение есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, а культурно-исторических особенностей. Данные идеи были конкретизированы предметным содержанием в работах А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др.
На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, но выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В. В. Давыдов).[18]
Педагогическая теория развивающего обучения предполагает максимальный уровень, быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей.
Педагогическая теория развивающего обучения нашла отражение в современной практике дошкольного образования (Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко, А.П. Усова, В.А. Петровский. З.А. Михайлова, В.Т. Кудрявцев и др.).
Идея развивающего обучения реализуется в программах «Истоки», «Развитие», «Золотой ключик», «Детство», «Из детства -- в отрочество», «Школа 2100».
Приоритетом деятельности дошкольной ступени, согласно данной теории, становится развитие воображения и творческих способностей детей. Для этого педагоги должны использовать игры, конструирование, чтение сказок, самостоятельное сочинительство, символическое замещение, моделирование, экспериментирование (А.А. Агаева, О.М. Дьяченко, А.З. Зак, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков, Т.И. Ерофеева и др.).[2,178]
Вместе с тем нельзя игнорировать возрастные периоды детского развития. Как отмечает Е.О. Смирнова, «в своем стремлении "идти в ногу со временем" и "не отставать от жизни" педагоги и родители нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся риторика, естествознание, физика, компьютеризация и пр.».[17,56]
Педагогические теории должны учитывать пути развития детей. Акселерация -- искусственное ускорение развития зачастую принимает форму симплификации, т.е. чрезмерного упрощения и обеднения (А.В. Запорожец). Развитие ребенка в этом случае отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений. Альтернативой акселерации А.В. Запорожец считал амплификацию детского развития, т.е. его обогащение за счет максимально полного проживания возраста. Подлинными источниками развития должны стать специфические виды детской деятельности. Именно в них формируются такие базовые качества личности, как творческая активность, инициативность, компетентность, ответственность, уверенность в себе, доверие и уважение к окружающим.[2,179]
Развитие ребенка должно ориентироваться на максимальную реализацию всех его потенциальных возможностей. Знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство полноценного развития личности ребенка. В общении и деятельности взрослый встает на позицию сотрудничества, партнерства. Приоритетами должны стать интересы ребенка и перспективы его дальнейшего развития как члена общества. Таким образом, современное дошкольное образование в целом может быть названо развивающим (В.Т. Кудрявцев), а дошкольная педагогика -- педагогикой развития.[21,10]
В свете педагогической антропологии воспитание понимается как создание условий для развития детей. Точкой отсчета в них становится личность ребенка как субъекта, который нуждается в помощи и поддержке взрослого.
В педагогических теориях дается классификация воспитания по содержанию. Традиционный подход включает умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Ставится вопрос о необходимости расширения содержания воспитания за счет полового, правового, экологического, этнокультурного и др.
Психоаналитические теории рассматривают развитие потребностно-мотивационной сферы и формирование поло-ролевого поведения (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Берн, А. Адлер и др.). В них поднимается вопрос о тендерном воспитании и психосоциальном развитии (отношения ребенка с близкими людьми).[2,179]
Теория привязанности, в которой центральное место занимают первые отношения ребенка с близкими взрослыми (авторы Дж. Боулби, Мария Эйнсворт). В американской и европейской педагогической психологии появляется все больше исследований, в которых показывается и доказывается решающее влияние взаимной привязанности ребенка и матери на самые разные аспекты жизни ребенка: успешность адаптации к социальной среде, отношение к сверстникам и т.д.[17,59]
Бихевиористская теория рассматривает развитие личности через научение ее способам поведения: человек учится всю жизнь, он такой, каким научился быть (автор Дж. Уотсон). Научение через подражание является главным способом приобретения новых форм поведения (А. Бандура, Р. Сире, Б. Скиннер и др.). Слабая сторона этой теории состоит в переоценке сознания человека, его воли и собственной активности.
Гуманистические теории предполагают личностный рост, саморазвитие, самоактивизацию, самореализацию (К. Роджерс, А Маслоу, Ш. Бюлер). Сюда можно отнести личностно-ориентированную педагогику, «воспитание в духе мира», педагогику С. Френе и др.[17,60]
Деятельностный подход, широко используемый в нашей стране, предполагает развитие личности в деятельности и благодаря ей (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, АН. Леонтьев).
Таким образом, современные научные исследования, обогащающие педагогическую теорию, выявляют позитивную тенденцию сближения разных видов деятельности, средств, форм на интересном для детей содержании и концентрацию на нем.[2,180] Дети осваивают различные разделы программы параллельно, что позволяет добиться необходимого образовательного эффекта и сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.
2.2 Переход к вариативности программного обеспечения работы в дошкольных учреждениях

В параграфе 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. [22,6]
Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление -- основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников, но не содержала конкретных программ реализации этих идей.
В 1991 году было утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем в частности отмечалось, что единая программа неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса без учета индивидуальных особенностей детей; был отменен порядок действия Программы как обязательного единого документа.[10,3]
Сегодня ДОУ России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями (Закон РФ «Об образовании», 1991 г.). В 1995 г., постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», в котором отмечалось, что дошкольное учреждение имеет право самостоятельно выбирать программы из комплекса вариативных программ и технологий, рекомендованными органами управления образованием, вносить изменения в них, а также разрабатывать собственные (авторские) программы. [25,17]Этот пункт закона конкретизируется в письме Минобразования РФ от 02.06.98 № 89-34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». Также в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ». В этом документе указаны основные требования и принципы, которым должны отвечать программы. Таким образом, в условиях модернизации образования плюрализм (многообразие) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения Закона РФ «Об образовании». [7,8]
Только реализация принципов образования дифференциации и вариативности его содержания может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы каждой семьи, уровень и направленность работы ДОУ, способствовать развитию инициативы и творчества воспитателей. Современные программы классифицируются на вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы. Вариативные программы могут быть основными и дополнительными.[10,4]
Основные программы. Содержание основной программы отвечает требованиям комплексности, т.е. включает все основные направления развития личности ребенка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое, и содействует формированию разносторонних способностей ребенка (умственных, коммуникативных, регуляторных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметной, игровой, театрализованной, изобразительной, музыкальной, конструирования и др.). Таким образом, основная программа определяет весь спектр общеразвивающих (в том числе коррекционных) задачи все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации основных образовательных услуг.[7,9]
В рамках реализации основной образовательной деятельности ДОУ могут применяться специализированные программы
Дополнительные программы дошкольного образования. На основании п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может наряду с основными реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус основных образовательных программ.[10,5]
Предоставление дополнительных образовательных услуг (платных, бесплатных) и реализация дополнительных образовательных программ осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними. Использование дополнительных программ дошкольного образования (далее -- дополнительные программы) стало возможным с развитием новых гибких форм образования дошкольников в творческих студиях, кружках, секциях и т.п., организуемых как в дошкольном учреждении, так и за его пределами. В ряде территорий Российской Федерации (Краснодарский, Ставропольский края, Архангельская, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области и др.) использование дополнительных программ позволило выстроить целостную профориентированную систему образования детей с детского сада до вуза.[25,18]
К дополнительным относятся образовательные программы различной направленности: художественно-эстетического цикла, этнокультурные, культурологические, интеллектуально-развивающие, коммуникативно-речевые, экологические, физкультурно-оздоровительные, различной коррекционной
направленности и др. В отдельных случаях в качестве дополнительных могут использоваться парциальные программы дошкольного образования.[25,18]
Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования (прогулки, дневного сна, основных занятий, игр). Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.[25,19]
Таким образом, переход к вариативности программного обеспечения делает виды услуг в ДОУ очень разнообразной..
2.3 Анализ комплексных программ

2.3.1 Программа «Детство»
Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева.
Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».
«Детство» -- программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Накопление ребенком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию богатейшего возрастного потенциала дошкольников.[17,98]
Программа «Детство» -- результат деятельности научного коллектива РГПУ им. А.И. Герцена. Это программа обогащенного развития дошкольников, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Внимание педагогов акцентируется на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, так как дошкольный возраст -- период пробуждения у ребенка своей сопричастности к миру, желания совершать добрые дела и поступки.[20]
Осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры является базой для реализации программы.[3,13]
Основной интерес в программе представляет раздел «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» начинается с физиолого-психолого-педагогической характеристики детей дошкольного возраста и состоит из двух частей:
1) Освоение основ гигиенической культуры (для детей 3--4 года
2) жизни), приобщение к гигиенической культуре (для детей
3) 5-7 года жизни).
Овладение основами двигательной культуры (.3-4 года), приобщение к двигательной культуре (5-7 лет).[3,13]
Первая часть включает представления о навыках самообслуживания и практические умения, которые должны освоить дети в процессе умывания, одевания, приема пищи, ухода за вещами и игрушками.
Во второй части представлены задачи физического воспитания детей дошкольного возраста; перечень общеразвивающих и спортивных упражнений, ритмичных движений; содержание физических упражнений (строевые упражнения, основные движения, игры, спортивные упражнения).[12,12]
Степень усвоения программы определяется в каждой возрастной группе по уровню сформированности представлений и практических умений в области гигиенической культуры и уровню сформированности двигательной культуры.
Отличительной особенностью программы является то, что в ней выделены три уровня усвоения детьми содержания программы. Это позволит педагогу дифференцировать нагрузку для детей с низким, средним и высоким уровнем физической подготовленности.[3,13]
В программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи. В соответствии с содержанием программы старшие дошкольники смогут активно приобщаться к нормам здорового образа жизни. Для детей 6, 7-го года жизни запланирован цикл занятий «Помощники, которые всегда с тобой». На них дети получат ценные сведения о своем организме и практические умения по уходу за ним.[12,13]
Программа имеет четкую структуру, подробно и глубоко описана каждая часть раздела. Например, воспитатель, работая по этой программе в младшей группе, с детьми 3-го года жизни, сможет познакомиться с краткой характеристикой этого возраста. Содержание ее позволит педагогу четко выделить главные моменты в развитии и воспитании детей -- необходимость уделять внимание психическому самочувствию ребенка, необходимость овладения ребенком основами гигиенической и двигательной культуры к концу 3-го года жизни.[3,14]
Из раздела «Освоение основ гигиенической культуры» педагогу становится ясно, какие представления надо сформировать у ребенка: ребенок должен «...на картинках и в жизни узнавать процессы умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения. Правильно называть эти процессы...», какие практические умения важно сформировать у детей (в процессе умывания, приема пищи, одевания и др.) и как закрепить эти умения в игре -- «В игре отражать процессы умывания, одевания, еды: кормить, купать, одевать... в играх-демонстрациях с игрушками, показываемыми воспитателем, помогать кукле правильно одеваться...».[12,14]
Содержание раздела «Овладение основами двигательной культуры» позволит воспитателю познакомиться:
v с задачами в работе с детьми («вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх и игровых упражнениях; учить детей активно выполнять упражнения вместе с воспитателем; приучать детей в движении реагировать на сигналы»);[3,14]
v с перечнем физических упражнений для освоения детьми (строевые и общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижные игры);
v с перечнем физических упражнений, которые необходимы для детей в течение года: разные виды построения («в круг, парами, в колонну...»); исходные положения; виды ходьбы («ходьба «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, между предметами, по дорожке (ширина 20 см, длина2--3 м...»), виды бега, прыжков; катание, бросание и ловля; ползание и лазание; подвижные игры; двигательные умения («Строиться парами, друг за другом; сохранять заданное направление при выполнении упражнений, активно включаться в выполнение упражнений...»);[3,14]
v с уровнями усвоения программы: низкий («Движения ребенка -- импульсивные, напряженные, скованные... реакция на сигнал замедленная... В играх и упражнениях малая активность...»), средний, высокий;
v с минимальными результатами («бег на 10 м -- 10,2 сек.; прыжок в длину с места -- 30 см»).
С целью оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы развития и воспитания детей, коллектив кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена разработал методическое пособие -- «План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду».[3,15]В соответствии с требованиями программы в пособии для каждой возрастной группы поквартально определены педагогические задачи, подлежащие освоению детьми, и содержание программы, обеспечивающее решение этих задач посредством подвижных игр (на лугу, в лесу, у водоема, на площадке), игр-забав, физкультурных праздников, спортивных упражнений. Также в данном приложении для каждой возрастной группы представлены игровые упражнения для пальчиковой гимнастики.[12,15 В дополнение к программе «Детство» издана парциальная программа по танцевально-игровой гимнастике «Са-Фи - Дансе».
Также для педагогов, работающих по этой программе, изданы методические пособия, содержание которых поможет формировать у детей представления о здоровом образе жизни.
Таким образом, в программе предусмотрено валеологическое просвещение дошкольников посредством формирования у них представления о здоровом образе жизни, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем.
2.3.2 Программа «Радуга»
Автор: Л.Д. Гусарова
Разделы: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Физическая культура».
Это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования, и разработана сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования под руководством Т.Н. Дороновой. Она рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей.[17,102]
Одной из основных задач программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни».[3,16]
Большое внимание уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для этого в программе каждой возрастной группы запланированы разделы: «Как формировать привычку к здоровому образу жизни» (I младшая группа), «Формируем привычку к здоровому образу жизни» (II младшая и средняя группы), «Формирование привычки к здоровому образу жизни -- важнейшая задача воспитания» (старшая группа).[3,17]
Цель данных разделов заключается в раскрытии основных анатомо-физиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни (режим дня, организация сна, бодрствования, прогулки, питания) и правил формирования полезных привычек, навыков самообслуживания.
Раздел «Физическая культура» в соответствии с каждой возрастной группой имеет разное название и структуру. Так, в разделе «Закладываем основы физической культуры» для I младшей группы перечисляются формы физкультурных занятий, условия для реализации детских движений, порядок освоения азов «двигательной азбуки».[5,143]
Для II младшей группы в этом разделе представлены способы организации диагностики физического развития дошкольников, комплексы физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе, виды основных движений и элементы техники основных движений, которыми должен овладеть ребенок, особенности развития физических качеств у детей.
Раздел «Формируем культуру движений» для средней группы включает принципы формирования навыков физической культуры, требования, предъявляемые к санитарно-гигиеническим нормам помещения, одежде, физической нагрузке для детей.[6,76]
В аналогичном разделе для детей старшей группы представлены: перечень двигательных навыков, правила организации физических упражнений, особенности организации прогулок (длительность, назначение и этапы прогулки, требования к одежде детей в соответствии со временем года), организация и особенности проведения утренней гимнастики и гимнастики после сна.
Осуществлять физическое развитие и воспитание детей подготовительной группы предлагается на основе имеющихся рекомендаций в предыдущих возрастных группах. Поэтому раздел по физическому воспитанию детей 7-го года жизни отсутствует.[3,17]
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.[9,95]
Многие педагоги-практики, работая по этой программе, сталкиваются с трудностями. И это вполне закономерно, поскольку в ней не выдержана четкая структура разделов физического воспитания дошкольников для каждой возрастной группы. [8,45]Так, характеристика показателей физического развития представлена в программах II младшей и средней групп в разделе «Формируем привычку к здоровому образу жизни», в программе для старшей группы эта информация находится в разделе «Физическая культура», а в программе для I младшей группы характеристика данных показателей полностью отсутствует. Кроме того, непоследовательно описывается организация бодрствования детей (прогулок, гигиенических процедур). Подробно эта информация описывается в программах I младшей, II младшей и старшей групп, а в программе средней группы содержание по этому направлению не представлено.
Опять же не для всех возрастных групп раскрываются особенности режима дня (распорядок дня, суточный режим, принципы построения). Эта информация описана только в программах I младшей группы (подраздел «Как организовать режим дня») и II младшей группы (подраздел «Как построить суточный режим »).[3,18]
Требования, предъявляемые к оформлению групповой комнаты, санитарно-гигиенические требования к мебели, игрушкам, оборудованию, освещению, отоплению, одежде детей, к территории детского сада, раскрываются в программах II младшей группы (подраздел «Ребенок и внешний мир») и ст. группы (подраздел «Организация жизни группы»), а в программах остальных возрастных групп (I младшей и средней группы), эта информация отсутствует.[6,78]
Организация питания дошкольников подробно раскрывается в программах I младшей группы (подраздел «Еда»), II младшей и средней групп (подраздел «Питание»).[3,18]
В них перечисляются: знания и умения, которые следует сформировать у детей, основные моменты, на которые нужно обращать внимание воспитателю в процессе питания дошкольников, ежедневный рацион питания и другие. Однако в программе старшей группы информация об организации питания представлена достаточно скупо.
2.3.3 Программа «Истоки»
Автор: М.А.Рунова.
Раздел: «Физическое развитие».
В отличие от программ «Детство» и «Радуга» программа «Истоки» уделяет внимание воспитанию и развитию детей младенческого возраста (от рождения до 1 года). Содержание программы ориентировано на детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (младший -- 3-5; старший -- 5-7) возраста.[1]
Программа имеет четкую структуру -- каждое направление (ведущая деятельность, социальное, познавательное, эстетическое, физическое) представлено в двух блоках: базис (характеристика возрастных возможностей психического развития, задачи развития, показатели развития, базисные характеристики личности) и вариант его реализации (раздел «Содержание и условия педагогической работы»).[3,18]
В программе представлены два раздела: «Физическое развитие» и «Здоровье».
В разделе «Физическое развитие» заложены начала здорового образа жизни, основы физической культуры, определяются особенности воспитания у детей потребности в физическом совершенствовании и в движении на основе «мышечной радости». В соответствии с содержанием этого раздела предлагается развивать у детей способность адекватно реагировать на изменения окружающей среды и формировать представления о своем теле.[20,83]
Для каждого возрастного периода в разделе «Физическое развитие» представлены характеристики возрастных возможностей и задачи физического развития детей. Также в данном разделе раскрывается содержание педагогической работы с детьми:
v упражнения общеразвивающего воздействия (движение го
v ловы, положение и движение рук, ног, туловища);
v упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);
v подвижные игры и игровые упражнения;
v спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);
v ритмичные движения (танцевальные);[3,19]
v упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);
v упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);
v упражнения для освоения движений в водной среде.[3,19]
Предлагается примерный двигательный режим для детей каждого возраста.
Также в разделе «Физическое развитие» определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.[1,17]
В разделе «Здоровье» отражены современные представления о здоровье ребенка. Здоровье рассматривается и как одно из условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка, и как результат процесса нормального хода развития ребенка. В этом разделе характеризуются режим дня, организация сна и питания, гигиенические условия и закаливающие процедуры, культурно-гигенические навыки. Для детей старшего дошкольного возраста представлена характеристика их психического здоровья, также раскрываются условия, способствующие укреплению психического здоровья детей и основные причины детских стрессовых состояний.[20,84]
Кроме этого, в разделе уделяется внимание охране жизни и здоровья детей, поэтому выделен подраздел «Безопасность», в котором перечисляются правила организации жизни детей в ДОУ и семье, перечень правил поведения, с которыми нужно познакомить детей (поведение на улице, в транспорте, в общении с незнакомыми людьми, правила обращения с живой и неживой природой и т.д.).[3,20]
Таким образом, программа «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
2.3.4 Программа «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С Комаровой
В программе предусматривается охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности.[3,11]
Программа отражает направленность воспитания и обучения на всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных, коммуникативных, творческих, регуляторных способностей. В основе программы лежат принцип развивающего обучения и положение Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. При этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Развитие в рамках данной программы -- результат успешного воспитания и обучения детей. Программа учитывает принцип культуросо-образности, реализующей учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания, рассматривает образование как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры. [20,97]
Программа составлена по возрастным группам и охватывает ранний возраст (от рождения до 2-х лет), младший дошкольный возраст (от 2-х до 4-х лет), средний возраст (до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).[3,11]
Для каждой возрастной группы четко обозначены задачи физического воспитания, определен примерный режим дня в холодный и теплый период, в который могут вноситься изменения в зависимости от местных условий. Подробно представлены разделы «Физкультурно-оздоровительная работа» и «Воспитание культурно-гигиенических навыков».[3,12] В соответствии с содержанием этих разделов в детском саду должно быть предусмотрено создание благоприятных санитарно-гигиенических условий, обеспечение заботливого ухода за детьми, пребывание их на свежем воздухе, проведение утренней гимнастики и закаливающих мероприятий, воспитание у детей культурно-гигиенических навыков и правильной осанки.[22,8]
Раздел «Обучение на занятиях» включает в себя подраздел «Физическая культура». В нем подробно описаны задачи для развития двигательных умений и навыков, представлен перечень основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений, подвижных игр. В программе предусмотрено последовательное обучение детей двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств, развитие координации движений, пространственной ориентировки, равновесия, формирование способности оценивать качество выполнения движений и знаний о правилах подвижных игр.[3,12]
Сложность программного материала постепенно нарастает от одной возрастной группы к другой. Для каждой возрастной группы излагается как новый учебный материал, так и материал для повторения и совершенствования, освоенных детьми двигательных умений и навыков.
В конце раздела «Физическая культура» приведен перечень двигательных умений, которые предполагается сформировать к концу года у детей дошкольного возраста. Завершают содержание программы для каждой возрастной группы сценарии праздников и развлечений.
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» помогают педагогическим работникам осуществлять воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. В этом пособии даны подробные рекомендации по реализации режима дня, обеспечению полноценного развития ребенка, с чередованием умственных и физических нагрузок, по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, описаны методы проведения занятий по физической культуре: утренней гимнастики, физкультминуток, физкультурных досугов и праздников, также рассказано об организации самостоятельной деятельности детей. Подробно представлена методика обучения детей строевым и общеразвивающим упражнениям, основным движениям, спортивным упражнениям и играм.[22,7]
Несмотря на то, что программа имеет четкую структуру и подробное содержание, с позиций современного периода она имеет ряд недостатков: физкультурные занятия подчинены жесткой методике проведения, показатели физической подготовленности не учитывают уровни физического развития и состояние здоровья детей.[24,15]
Таким образом, программа построена с учетом возрастных психофизиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста и охватывает все традиционно выделяемые стороны развития ребенка.
2.4 Характеристика и анализ парциальных программ по физическому воспитанию

2.4.1 Программы физкультурно-оздоровительного направления
Программа «Физическая культура - дошкольникам»
Автор: Л.Д. Глазырина.
Цель программы -- оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребенка во все периоды дошкольного детства.[9,57]
Задачи программы имеют следующие направления:
v оздоровительное -- обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
v воспитательное -- обеспечение социального формирования личности ребенка, развитие его творческих сил и способностей;
v образовательное -- обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.[3,23]
Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей:
v принцип фасцинации (от англ. fascination) -- специально организованное вербальное воздействие -- умение очаровать ребенка своим внешним видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям).
v принцип синкретичности (от греч. syncretism's -- соединение, объединение) направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя значение и физических упражнений, природу их внедрения);
v принцип творческой направленности -- самостоятельное создание ребенком новых движений на основе его двигательного опыта.[3,23]
Автор акцентирует внимание на том, что физическое совершенствование детей возможно лишь при правильном подборе физических упражнений, соответствии методики занятий возрасту ребенка и квалифицированной работе персонала.[20]
Программа « Здоровье».
Автор: В.Г. Алямовская.
Программа представляет собой комплексную систему воспитания физически здорового, разносторонне развитого, инициативного, раскрепощенного ребенка-дошкольника.[3,29]
Программа включает четыре направления. В основе каждого направления лежит своя программа:
1) Физическое здоровье -- программа «Группы здоровья».
2) Психологическое благополучие -- программа «Комфорт».
3) Духовное здоровье -- программы «Город мастеров», «Школа
4) маленького предпринимателя».
5) Нравственное здоровье -- программы «Этикет», «Личность».[3,29]
Созданию программы «Группы здоровья» способствовало исследование, в результате которого выяснилось, что общепринятая программа физического воспитания не реализует потребность детей в движении.
В частности, было установлено, что система закаливания не учитывала условий детского сада и требовала большой предварительной работы; однообразные физкультурные занятия, подчиненные жесткой методике проведения, не развивали у детей интерес к спорту, не стимулировали развитие способностей; нормативы физической подготовки не учитывали степень физического развития и состояние здоровья детей; наблюдался также усредненный подход к системе физического воспитания в целом.[9,72]
В противовес этому автор стремилась разработать такую систему физического воспитания, которая бы не заорганизовывала детей, а решала бы вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности и просто нравилась детям.
Программа «Театр физического воспитания для дошкольников».
Автор: Н.Н. Ефименко.
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию -- с новой идеологией, философией, методикой.
Театр -- это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей. [3,32]
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий. В соответствии с этим выделены основные двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый. [3,33]
В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же, как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании, поскольку Н.Н. Ефименко считает методически неверно объединять простые «пресмыкающиеся» виды движений (ползание) со зрелыми, более сложными «очеловеченными» движениями (лазание). [9,109]
Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии, поскольку оно, по и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.