На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Гуманистически-ориентированная дидактическая система образования, ее личностно-отчужденная и личностно-ориентированная парадигмы. Концептуальные основы личностно-ориентированного образования. Функции и виды личностного подхода, принцип субъектности.

Информация:

Тип работы: Лекции. Предмет: Педагогика. Добавлен: 10.11.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


7
Министерство образования и науки республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОМАРОВА В.К.
ПАВЛОДАР 2009
Содержание
    I. Современные парадигмы образования
      I.1 Современные парадигмы образования: личностно-отчужденная и личностно-ориентированная. Гуманизация образования
      ІІ. Личностно-ориентированный подход в образовании
      II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированного образования
      II.2 Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской
      II.3 Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)
      II.4 Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)
      II.5 Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
      II.6 Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
      II.7 Концепция личностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.
      II.8 Синергетическая концепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.

I. Современные парадигмы образования

I.1 Современные парадигмы образования: личностно-отчужденная и личностно-ориентированная. Гуманизация образования

Табл. 1. Современные парадигмы образования

Система образования
Парадигма - исходная концептуальная идея, господствующая
в течение исторического периода
Социальный подход (базируется на принципе культуросообразности)
Антропологический подход (базируется на принципе природосообразности)
Логика образовательного процесса
Передача социального опыта ребенку (от программ - к ребенку)
От ребенка к программам
Личностно-отчужденная
парадигма
Личностно-ориентированная
парадигма
Потребности, способности ребенка не учитываются
Учет потребностей, способностей ребенка
Социально-ориентированная парадигма
Учет требований всех заказчиков, в том числе и ребенка

Гуманизация образования занимает важное место в многогранном процессе современного общества.
Гуманистический потенциал идей, заложенных в теориях:
развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков);
воспитывающего обучения (З.И. Васильева, К.И. Дулов и др.);
целостности учебно-воспитательного процесса (В.И. Ильин);
индивидуализации и дифференциации учебной деятельности (А.А. Бударный, В.В. Иванов, О.Н. Иващенко, Л.М. Захарова, А.А. Кирсанова, Е.С. Рабунский, Р.С. Семенова, И.Э. Унт);
приобщения учащихся к самообразованию и самовоспитанию (Б.Ф. Райский, Л.И. Рувинский, В.Н. Котляр);
формирования мотивации учения (Ю.Д. Алферов, В.С. Ильин, Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина);
саморазвития и индивидуальности учителя (Е.П. Белозерцев, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Л.Ф. Спирин);
диалогизация обучения (С.Ю. Курганов, Ю.В. Сенько).
Разработка целостной теории гуманизации образования: М.Н. Берулавы, Г.Б. Корнетов, Н.И. Осухова, В.П. Лежникова, Е.Н. Шиянова и др.
Смыслом педагогического процесса становится развитие ученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности.
Гуманистически-ориентированная дидактическая система включает:
новые цели образования, направленные на самореализацию ученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей;
новое содержание образования, соотнесенное с личными потребностями субъектов учебного процесса;
систему личностно-ориентированных методов и форм обучения, их выбор учащимися и учителями;
демократический стиль педагогического и профессионального общения;
включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.
Принципы гуманизации процесса обучения:
познания и усвоения обучающимися в педагогическом процессе истинно человеческого;
познания обучающимися себя как человека;
совпадения интересов обучающихся с общечеловеческими интересами;
предоставления обучающимися в педагогическом процессе необходимого общественного простора для наилучшего проявления своей индивидуальности;
очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;
определения качеств формирующейся личности обучающегося, его образованности и развития в зависимости от качества самого педагогического процесса.
Гуманистическая ориентация предполагает не отказ от универсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса требований:
безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
осознание права личности быть не похожей на других;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотреть на проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;
учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.

ІІ. Личностно-ориентированный подход в образовании

Личностно-ориентированное образование - педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функций обучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.

Функции личностного подхода

охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);

опора (помощь в самоутверждении);

помощь в становлении положительной Я - концепции.

Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась: Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В., Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.

Виды личностного подхода: гуманно-личностный; личностно-деятельностный; личностно-развивающий.

II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированного образования

Модель личностно-ориентированного образования принадлежит известному американскому психотерапевту Карлу Роджерсу.

Источники и движущие силы развития и личного роста находятся в самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя, разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможности для их решения и саморазвития.

Условия личностно-ориентированного (значимого) учения (К. Роджерс):

наполненность содержания обучения жизненными проблемами учащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определенной степени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;

учащийся - субъект жизни;

"реальность личности учителя", т.е. вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками;

принятие учителем учащегося таким, каков он есть;

недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам и способы получения знаний;

опора на самоактуализацию личности учащихся.

II.2 Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской

Концепция основана на принципе субъектности.

Учащийся - субъект познавательной и предметной деятельности, он не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта. В обучении же происходит "встреча" заданного с уже имеющимся субъектным опытом, обогащение, "окультуривание" последнего, а вовсе не его порождение.

Роль же обучения состоит в том, чтобы выявить особенность субъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальных познавательных возможностей.

Личностно-ориентированное образование - есть системное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся.

Составляющие технологии ЛОО:

система знаний;

методика проведения личностно-ориентированного урока;

оценка ученика в процессе усвоения знании.

Позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова

В основу модели ЛОО, положена идея С.В. Рубенштейна, согласно которой сущность личности проявляется в ее способности занимать определенную позицию.

Главным условием проявления личностных способностей в образовательном процессе исследователь считает личностно-ориентированные ситуации, технология создания которых основывается на идее реализации трех основных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненной константности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.

Личностно-ориентированное образование - это образование:

устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью,

создающее условия для проявления личностных функций учащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии и др.

Закономерности ЛОО:

при проектировании образования учитывается "событие в жизни личности";

проектирование обучения - совместная деятельность учителя и учащихся;

образовательный процесс становится источником личностного опыта;

обучение приближается к естественной жизнедеятельности человека;

внутренний личностный мир педагога становится частью содержания образования;

текст как фрагмент культуры усиливается через контекст.

II.3 Проективная модель личностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)

Сущность личностно-ориентированного обучения связывается не только с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостью личности педагога, с одной стороны, а с другой - с понятием "культурного акта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своей личности посредством самоутверждения в культуре.

Педагогическая технология рассматривается:

как авторская, т.е. создаваемая самим педагогом с учетом особенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своих собственных возможностей

как принципиально не инвариантная, поскольку предполагает собственное "доопределение" в конкретных условиях обучения.

II.4 Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.