На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Современные игрушки, средства массовой информации, школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства. Видеометод и анкетирование, как методы педагогической диагностики. Факторы, оказывающие губительное влияние на развитие детей.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.12.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
«МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



КУРСОВАЯ РАБОТА
Современные реалии детства


Учащаяся гр. 401 О.А. Уласкова
Руководитель Е.В. Лобырина

Минск 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Глава I. Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства
Глава II. Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства
Глава III. Школа и семья как факторы, влияющие на особенности современного детства
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Анкетирование как метод педагогической диагностики
Глава II. Видеометод как метод педагогической диагностики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ

Какое оно - современное детство? В чем его права, возможности, радости, интересы? На современных детей смотреть ужасно! Бездушные, привыкшие насмехаться буквально надо всем - над историческим наследием, над государственными символами, традициями и праздниками, над религией, над наиболее значительными произведениями живописи, литературы и кинематографа, над школьными учителями, над любовью к родным и домашним животным, над попытками родителей приучить к доброте, честности и справедливости.
В современном мире авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. Раньше, взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений.
Как не допустить дальнейшего изменения детства, чтобы не замутить сознание ребёнка, не сломать его психику, не испортить его физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы нашего исследования, актуальность которого бесспорна.
Объектом курсовой работы является современное детство.
Предметом: факторы, влияющие на особенности современного детства.
Цель данной работы: выявление факторов, влияющих на особенности современного детства.
Гипотеза: Проверялось утверждение, что на современное детство влияют различные факторы.
Методы исследования:
ь Исследование
ь Наблюдение
ь Педагогический эксперимент
ь Анкетирование
ь Педагогическое наблюдение
База: исследование проводилось на базе 5 и 8 класса общеобразовательной школы № 45, ул. Никифорова, 5.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Глава I. Современные игрушки как фактор, влияющий на особенности современного детства

Игрушка -- обязательный спутник детских игр. Она отвечает за потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.
Макаренко А.С. считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность».
Классифицируя игрушки, А. С. Макаренко выделял следующие типы:
ь Игрушка готовая или механическая: куклы, лошадки, автомобили и т. д. Она хороша тем, что знакомит со сложными идеями и вещами, развивает воображение. Нужно, чтобы ребенок хранил эти игрушки не для того, чтобы ими хвастаться, а действительно для игры, для организации какого-то движения, изображения той или иной жизненной ситуации.
ь Игрушка полуготовая, как-то: картинки с вопросами, ящики, конструкторы, кубики и т. д. Они хороши тем, что ставят перед ребенком определенные задачи, для разрешения которых требуется работа мысли. Но вместе с тем они имеют и недостатки: они однообразны и потому могут надоесть детям.
ь Самый благодатный игровой элемент -- это различные материалы. Они более всего приближают к деятельности взрослого человека. Такие игрушки реалистичны, и в то же время они дают простор большой творческой фантазии.[27,с.45] Но время диктует свои условия. Конечно, игрушки и процесс игры не потеряли своего первоначального значения, но изменились сами игрушки.
В современном магазине игрушек становится плохо от изобилия. Мальчишкам нравятся все технические новинки: пистолеты, грузовики, самолеты и подводные лодки, -- все то, что движется, мигает, звучит. Их привлекают Человек-Паук и Бэтмен. В то же время, обычные конструкторы и железные дороги не очень-то нравятся маленьким мужчинам. Им нужен автомобиль, напичканный электроникой. Чтобы на такой машинке не просто кататься можно было, а преступников ловить.
В "девчоночьем" отделе засилье кукол. Пупсы с анатомическими подробностями. Красавицы с фарфоровыми личиками. Барби и их копии. Принцессы, русалочки и невесты остаются незамеченными. Больше всего современным девочкам нравятся новые куклы: яркие губы, узенькие джинсы, огромная платформа и мелированные волосы. У куколок есть и полноценный антураж. Дома с мебелью, машины, яхты и кареты с принцами. Мужья и дети в комплекте прилагаются.
Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того, чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам. [26, c.400]
Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки, являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир. На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, пришли герои зарубежных - американских и японских -мультфильмов: бэтмен, человек-паук, снайпер, солдат удачи, звездные воины и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулами, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав. Особое место среди игрушек-героев современных мультфильмов занимают неземные существа, уродливые гномы, мутанты: тролли, звездные воины, покемоны. Всех их можно отнести к сказочным персонажам, но если героям сказок был присущ потенциал добра, современные сказочные персонажи несут далеко не позитивный потенциал, к сожалению, не всегда сразу заметный для окружающих.[19, c. 170-171]
Например, покемоны (от английского карман, мон - сокращенное «монстр») - герои японского мультфильма, согласно сюжету, принадлежат детям: мальчикам и девочкам 10-12 лет. Дети обладают обширными знаниями о покемонах, занимаются их «воспитанием» - тренировкой особых боевых качеств, которые позволят принимать им участие в боях друг с другом. Владелец победившего покемона в конечном итоге получает звание мастера. Сюжет в общих чертах безобидный, если бы не характер боевых качеств, которыми обладают покемоны: способности к кровососущему укусу, атаке крыльями, наведению ужаса, царапанью, удару хвостом и т.п.
Таким образом, современные сказочные персонажи своим поведением как бы утверждают: добро побеждает зло, но только при помощи применения силы. Но на прилавках магазинов игрушек покемонов можно встретить в виде ... игрушек для купания маленьких детей, наряду с традиционными уточками, мячиками, лодочками и т.п. [1,с.39]
Родителям стоит задуматься: Можно ли ожидать проявления у ребенка, играющего с монстрами, чудовищами, трансформерами, таких качеств, как способность к сопереживанию, желание прийти на помощь более слабому? Не нарушается ли при этом логическая цепочка «общество - игрушка - ребенок»?
Поиграть сейчас есть во что. Только вот матрешки и игры типа "сделай сам" сиротливо стоят на самой верхней полке. А конструкторы сложнее "Лего" задвинуты в дальний угол. Почему? Да потому что в современном мире у детей уже совсем другие игры. Давайте рассмотрим особенности современных детских игр.
Раньше в детском садике у детей были простые понятные игры: парикмахерская, магазин, больница, кукольный театр, автогонки. Дети учились шнуровать игрушечные ботиночки, собирали пирамидки, конструкторы. В наше время изменились и игры, и дети. Мальчики не расстаются с машинками «иномарками», оснащенными различными техническими новшествами. Девочки приносят в садик говорящих и поющих кукол. И у всех детские мобильники. Современные дети не знают, как можно целый день забавляться, играя в мяч или прыгая через скакалку с подругами. Им не по душе огромные пластмассовые пупсы и солдатики, а красавица - Барби кажется им одной из самых скучных и совершенно бесполезных игрушек.
Их уже не так привлекают развлечения во дворе с шумной толпой сверстников и капустники или самодельные концерты вечером перед толпой соседей.
В школе у детей свои развлечения: тамагочи, тетрис, мобильные телефоны. Мобильный телефон - главная забава школьника. Например, дети любят ставить телефоны на вибровызов рядом, и чей мобильник упадет первым, тот и проиграл. Компьютерные игры - еще одна наболевшая тема. А как же старые добрые детские забавы: догонялки, камень-ножницы-бумага, стеночки, горячая картошка и т.д.? Современность диктует свои условия. Родители бывают настолько заняты, что иногда совсем не обращают внимания на ребенка. И не удивляйтесь, если ваш ребенок играет в изнасилование, убийство или на деньги. Совершенно изменились сюжеты ролевых игр. Предлагаем рассмотреть их особенности. [18, c. 34-35]
Рома и Лена в детском саду увлечены такой игрой: Лена забирается в игрушечный домик из ткани, а Рома начинает пинать его стены ногами, бросать сверху большие игрушки и прочими подручными средствами разрушать дом. Лена начинает кричать: "Спасите, я умираю!" - и делает вид, что умерла, когда ее домик достаточно завален игрушками. Дети повторяют эту игру несколько раз. Затем их фантазия создает новый поворот сюжета: когда домик завален игрушками, Рома из агрессора, разрушающего постройку, вдруг превращается в героя. Он кричит: "Не бойся, я тебя спасу!" - затем начинает разгребать игрушки, раскидывая их в разные стороны, и вытягивает Лену за руки наружу. Радостная Лена бросается ему на шею и говорит, что теперь согласна выйти за него замуж.
Очевидно, первоначальный сюжет игры возник у детей после страшных событий - взрыва террористами жилых домов. О таких пугающих фактах дети могут узнавать из обрывков теленовостей, из разговоров взрослых, хотя, как правило, те стараются отгородить малышей от такой информации. Увиденное или услышанное наверняка вызвало у них много тревожных фантазий, а значит, необходимость как-то совладать с ними.
Дети не могут просто забыть то, что вызвало у них негативные эмоции, но и просто принять это они тоже не в состоянии. Им необходимо проработать новую информацию, справиться со своей тревогой, добиться ощущения, что они контролируют ситуацию. Как они могут достичь этих целей? Конечно, посредством игры.
Сначала они воспроизводят в игровом сюжете только те внешние аспекты страшного события, которые они восприняли в силу своего возраста. Поэтому поначалу их игра проста и жестока: человек в домике, другой человек разрушает этот дом, и первый погибает. При этом Рома увлеченно исполняет роль террориста: он яростно стучит ногами по стенам, находит все новые игрушки и с силой их швыряет. Но можно ли однозначно считать, что Рома выбрал агрессивную роль, следуя своим деструктивным потребностям, что это свидетельство его агрессивности? Вряд ли.
Обратите внимание на несколько деталей данной игры.
Во-первых, это - сюжетная игра, в которой действия партнеров довольно слажены. У агрессора в игре есть помощница - добровольная жертва. Если бы роль жертвы выполнял мальчик, то партнеры наверняка бы менялись ролями. Но в закреплении роли агрессора за мальчиком, а роли жертвы за девочкой есть дополнительный игровой смысл - отработка социальных стереотипов поведения (мужской активности и женской пассивности), хотя не в самой позитивной форме. Как мы видим, именно эта линия развития игры взяла вверх впоследствии.
Во-вторых, после проигрывания тревожащих детей фантазий они смогли внести в игру новое содержание. Видимо, как только Рома и Лена поняли (по-своему, по-детски), что такое быть террористом, каково оказаться в разрушенном доме, как непривлекательно выглядит смерть, и смогли справиться со своей тревогой, то мальчик почувствовал дискомфорт от роли агрессора и от самого страшного события, которое они разыгрывали. Тогда его освобожденная фантазия подсказала выход из ситуации - стать спасателем, что он и осуществил.
Так дети с помощью игры создали в своем воображении возможность счастливого разрешения жестокого события и дальнейшего развития жизни (роман спасателя со спасенной).
Таким образом, выбор агрессивной роли в рассмотренной игре свидетельствует о том, что мальчик был взволнован информацией о теракте, что он заметил, как средства массовой информации делают акцент на половых аспектах (среди пострадавших чаще показывают детей и женщин, а среди подозреваемых или пойманных преступников - мужчин), что он захотел примерить на себя роль агрессоpa (менее страшную, чем роль жертвы) и что, освоив эту роль, он захотел ее изменить.
Все это говорит о необходимости проведенной игры для мальчика. Поэтому хорошо, что он имел возможность свободно довести игровое действие до своего собственного логического конца, хотя случайно наблюдавшие эту игру взрослые не могли не содрогнуться - естественно, у них возникло желание немедленно прекратить такую бессердечную игру, какой она была вначале. [40, c. 37]
Теперь проанализируем предпочтения ребенка в другой агрессивной роли.
Шестилетний Коля играет со своими маленькими игрушечными собачками различных пород. Он берет самого крупного пса - бульдога - и начинает рычать и бить им по фигуркам других собак, выкрикивая оскорбления и угрозы. Зашедшая в комнату мама была неприятно удивлена словами сына и попыталась его вразумить. Однако сын продолжал ругаться, употребляя выражения, некоторые из которых явно заимствованы из фильмов-боевиков. Тогда мама изменила стратегию поведения и стала расспрашивать сына, кто это такой и почему он так не любит других собак. Коля включился в разговор и между действиями с фигурками стал объяснять, что бульдог - самый сильный, поэтому ему все можно и все остальные его боятся. Когда мама спросила, чего хочет добиться этот пес, то мальчик пожал плечами.
Коля продолжал агрессивную игру до тех пор, пока мама не предложила поиграть вместе, после чего она смогла дать новое развитие сюжету и перевести бессмысленную агрессию в более позитивное русло (вкратце: маленькие собачки объединились и перестали слушаться бульдога, но тот смог снова наладить с ними отношения, когда на их общую будку напали враги, от которых он их защитил, словом, победила дружба).
В этой агрессивной игре мальчик, скорее всего, отыгрывал и пытался понять то заключение, которое он сделал из своих наблюдений: кто сильнее, тот и прав. К такому выводу ребенок мог прийти не только из просмотра фильмов-боевиков (в которых он улавливал не столько идею, сколько суть процесса - тот, кто сильнее, унижает и уничтожает других), но и из собственного опыта (так как в группе мальчиков дошкольного возраста, как правило, есть культ силы, и дети в процессе общения понимают, что у слабых явно меньше преимуществ).
Вряд ли Коля относится к категории сильных мальчиков группы. По-видимому, он воспринимает этот факт очень болезненно: от принадлежности к слабым страдает его самооценка и достоинство. Возможно, он пережил ряд неприятных моментов при столкновении с силой, которой не смог ничего противопоставить, испугавшись. Поэтому его выбор породы, за которую он играет, показывает нам, что для защиты его самооценки активизировались защитные механизмы психики, а именно, механизм идентификации с агрессором. Действие этой защиты таково, что человек отождествляется с тем, что вызвало у него тревогу или страх, поэтому перенимает черты человека, которого сам боится.
Так и Коля пытался в своей игре стать агрессивным лидером, который, судя по всему, вызывает у него опасения в реальном общении. Однако вопрос чуткой мамы о том, чего хочет добиться бульдог-агрессор, на который сын не знал ответа, демонстрирует нам, что примеряемая на себя роль не близка мальчику. Так он всего лишь справляется со своим страхом и ненавистью, но не чувствует мотивов агрессивного лидера.
До вмешательства мамы игра довольно долго не развивалась, она как бы зациклилась на повторяющемся насилии над другими собачками. Вероятно, это показатель того, что проблема силы и власти в детском сообществе стала для ребенка травматичной, но выхода из нее он не видел.
Обратите внимание, насколько осторожными и грамотными являются действия мамы в этом случае. После того как сын не среагировал на типичное замечание (которого обычно бывает достаточно), мама поняла, что имеет дело не просто с игрой, а с чем-то важным для ребенка, захватившим его настолько, что он не в силах остановиться. Поэтому вместо запретов и нотаций она постаралась понять, что происходит в душе ее ребенка. Наверное, она почувствовала, что это не просто освоение им новой нежелательной модели поведения, а способ справиться со своими чувствами, понять ситуацию. Тогда она постаралась продолжить разговор на языке, выбранном ребенком, - языке игры. Развивая сюжет, она смогла показать сыну, что против грубой силы могут быть другие средства - дружба и сплоченность, организованность в действиях. Мама также дала понять мальчику, что и агрессивные люди могут играть хорошую роль, что они, как и все, нуждаются в общении и признании.
Как мы видим, в случае Коли роль грубого агрессора, которую он выбрал, также свидетельствует не о собственной агрессивности ребенка, а, напротив, о растерянности и страхе, переживаемыми им при столкновении с чужой агрессией.
Для сравнения перейдем к третьему примеру агрессивной игры.
Два первоклассника, Володя и Паша, играют фигурками роботов. Сначала они делают вид, что стреляют друг в друга издалека, затем приближают роботов друг к другу и переходят в рукопашную (сталкивают игрушки и издают соответствующие звуки). Через какое-то время, увлекшисъ боем, они откладывают роботов в сторону и сами начинают бой (в ход идут руки и ноги мальчиков), регулируя свои движения, но постепенно такая игра перерастает в настоящую драку, и дети колотят друг друга на полу.
Чем отличается эта игра от агрессивных игр, описанных ранее? Во-первых, эта игра внутренне не развивается. Дети, участвующие в ней, никак не исследуют насилие. Во-вторых, очевидно возрастающее возбуждение ребят от этой агрессивной игры. То есть в данной игре насилие осуществляется просто ради насилия, игра не содержит дополнительных смыслов. При этом первоначальная игровая агрессия влечет за собой еще большую агрессию и, в конце концов, перерастает в реальные насильственные действия по отношению к партнеру. [3, c. 416-420]
Что изменилось во внутреннем мире детей за время такой игры? Что они узнали? Чему научились? Разве что новым приемам драки. Поэтому игры такого вида должны стать причиной для беспокойства родителей и педагогов.
Как же поступать взрослым в данном случае? Запрещать такие игры? Отбирать агрессивные игрушки, которыми дети действуют так, как это показано в соответствующих фильмах и мультиках? Но каждый родитель знает, что запретный плод может быть особенно сладок, и дети продолжат такие развлечения за спиной взрослых с еще большим увлечением. Мы увидели, что дети в играх делают то, что увидели на экране. Какое же влияние оказывают средства массовой информации на детей? Давайте рассмотрим это в следующей главе.
Глава II. Средства массовой информации как факторы, влияющие на особенности современного детства

Средства массовой информации - (сокращённо «СМИ», также -- масс-медиа) -- организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
К средствам массовой информации относятся:
ь Печатные издания: газеты, журналы, сборники, бюллетени;
ь Телерадиовещание: радио, телевидение, кинопрограммы,
ь Цифровые издания: электронные версии газет, издания на компакт-диске. [44, c. 180]
Телевидение и электроника стали неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием и наших детей. Как уберечь ребенка от разрушающих его здоровье и личность воздействий? Как отвлечь его от "общения" с телевизором или компьютером? Что противопоставить их власти?
Оторванный от живой природы, современный городской ребенок живет в машинном мире, где мигают, мерцают, слепят искусственные огни и экраны, переливаются, непрерывно изменяясь, электронные узоры. Где рычат автомобили, воют сирены сигнализации, попискивают компьютеры. Где все вокруг звенит, жужжит, грохочет, свистит. Где радио с телевизором день и ночь говорят, поют, плачут, угрожают человеческими голосами - "живут" рядом с людьми и втягивают их в свою искусственную жизнь.
Ребенок, конечно, адаптируется - а что ему остается? Но воспринимает окружающий его мир как враждебный, страшный. Врачи именно этим объясняют увеличение в последнее время душевных расстройств у детей. Они говорят, что появилось очень много детей-невротиков, почти поголовно одержимых страхом. Этот так называемый "навязчивый страх" делает ребенка пассивным, забитым, нерешительным, или наоборот - агрессивным: ведь он пытается побороть страх, но как это сделать? [2, c. 28]
Откуда же появляется жестокость в детской душе? Где обычный современный ребенок может увидеть убийство, изнасилование, расчленение трупа, вышедшего из могилы покойника, монстра, беса? Конечно, по телевизору. Такими сценами и героями заполнены триллеры, которыми - под слабый протест родителей, или в их отсутствие, или в компании с ними - увлекаются подростки. Удел их младших братьев и сестер - пока "мультики". Дети нескольких поколений выросли на мультфильмах. Для одних любимым был "Аленький цветочек", для других - "Чебурашка". [14, c.12]
Нынешние смотрят мультфильмы, похожие на боевики. Если Чебурашка похож на милого, наивного ребенка, то черепашки - это скорее "крутые парни", которые, наводя порядок, молотят противников направо и налево. Они напоминают не компанию детей, а подростковую банду. Если шалости Чебурашки с его друзьями остаются детскими и сами они - из мира светлого, дружелюбного, то черепашки живут и действуют в совсем другом мире, темном и страшном, где кучка героев противостоит полчищам приспешников зла. Безусловно, знакомство с такими персонажами поможет ребенку быстрее "адаптироваться" и войти в мир героев "взрослых" боевиков и триллеров - маньяков, убийц, летающих суперменов и вампиров. [28, c. 34-35]
Детские психиатры и психологи считают, что основными болезнями детей в ХXI в. будут болезни от телевидения и компьютеров. Какой же вред наносит телевизор детскому здоровью.
Во-первых, кинескоп производит облучение, приводящее к нервно-соматическим нарушениям в организме ребенка: в результате этого облучения резко истощается его нервная система.
Во-вторых, длительное сидение перед экраном телевизора (компьютера) приводит к астеноневротическим нарушениям: расстраивается работа кишечника, из организма плохо выводятся продукты распада, и дети часто болеют.
Но заметнее всего психоэмоциональные нарушения, связанные с информационным воздействием телевидения на личность ребенка: слабеет память; он хуже соображает на уроках в школе, не может сосредоточиться; нарушается сон; он становится возбудимым, раздражительным, обидчивым. Ухудшаются и отношения с родителями, особенно если они требуют оторваться от экрана. Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять ему, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. [20, c.15-17]
Телевидение “кодирует” поведение ребенка или подростка - заставляет его жить по законам экранного мира, навязывает определенные вкусы и интересы, моделирует поведение ребенка. Показывая насилие даже в "мультиках", оно учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. Люди попали в психологическую зависимость от телевизора: включаешь - и проходят, кажется, тоска и уныние, а если он вдруг сломается - наступает непривычная, пугающая тишина. И выясняется, что все члены семьи разобщены, часто не о чем поговорить, нет желания общаться друг с другом. На этот случай теперь почти во всех домах по два-три телевизора: один сломается - другой включим. [35, c.224]
Часто телевизор включается утром, и "под него" проходит вся жизнь: сериал сменяется новостями, потом - какими-то проблемными передачами, авторскими программами, потом опять новости, другой сериал, какое-нибудь шоу, "Поле чудес", боевик - вот и день прошел...
Ребенок находится тут же, впитывая восприимчивой душой ту пищу, которую навязывает ему домашний идол - "голубой экран". Потребляя ее без разбора, телезрители постепенно теряют индивидуальность, нивелируются, обезличиваются. [32, c. 88]
Но в последние годы у телевизора появился конкурент - компьютер. Но компьютер - всего лишь машина, дело рук человеческих. И, как из всякой вещи, из него можно сотворить идола - таковым он, впрочем, и является для некоторых программистов. Так же, как другие порождения технического прогресса, сам по себе он не плох и не хорош. Тем или другим его может сделать человеческая воля…
Ведь даже таким простым и полезным инструментом, как лопата, можно убить человека. В наши дни уже не обойтись без использования компьютера практически во всех сферах общественной жизни. И все же хотелось бы, чтобы дети держались от этих умных машин подальше. Вредное воздействие их на физическое здоровье человека не подлежит сомнению. И никакие защитные экраны не предохранят полностью от губительного облучения.
Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером. Медики хорошо знают, что у всех компьютерщиков сильно понижен уровень лейкоцитов в крови - значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям. Но, помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской. Компьютер не только вспомогательный инструмент в разных видах человеческой деятельности - на нем можно играть. Тут не нужны товарищи - твоим товарищем-партнером является машина, т. е. компьютер: ты играешь на нем, в него и с ним.
Часто попытки родителей оторвать сына или дочь от игры завершаются страшными скандалами, истериками, припадками - такова сила азарта. Отвлечь ребенка от телевизора легче: любой самый страшный фильм имеет конец. А азартная игра может продолжаться бесконечно: проиграв, хочется выиграть, а выиграв - закрепить успех. Происходит полнейшее духовное расслабление, хотя самому игроку (или тому, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен. Это страшное и опасное состояние может захватить любого, кто позволит игре овладеть собой. Если идет игра без ставок, азарт все равно присутствует: место одной страсти - сребролюбия, занимает другая - гордыня. [34, c. 63-66]
Она диктует "волю к победе", даже если играешь с машиной. Любая азартная игра потакает темным сторонам натуры. Тем более опасно, если это происходит с детьми. …Умненький розовощекий мальчик сидит за столом. Прикусив губу и держа пальцы на кнопках сложной машины, он не сводит напряженного взгляда с экрана, на котором мелькают рисованные картинки. Мальчик занят игрой. Он дома, а не в подворотне. И на экране - ничего страшного или неприличного. Взрослых это устраивает. Они могут хоть каждые пять минут заходить и смотреть на своего ребенка. Но увидят только внешнее, только тело. А что происходит в это время с душой?
Ее глубочайшее волнение поднялось на пустом месте. Происходит, в общем, то же, что при просмотре теле- или видеофильмов. Однако есть одна принципиальная разница. Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном, мире. Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Он принимает решения, уже предусмотренные для него. Так в сознании ребенка происходит программирование определенных навыков и нравственных стереотипов. Что же именно происходит?
Во-первых, формируется положительное отношение к миру злых духов - миру, населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Некоторые игры (например, "Звездные войны" и др.) носят ярко выраженный демонический характер.
Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где "побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" или "строительный материал". То, что компьютерные игры якобы развивают интеллект, давно развенчанный в медицинской и в православной литературе миф. Они помещают ребенка в сильно упрощенный мир, регулируемый несколькими четко сформулированными правилами, тогда как и в науке, и в любой "живой" человеческой деятельности требуется не набор алгоритмов, а творческая интуиция. [41, c. 95-99]
Высказываясь против компьютерных игр, психологи, врачи, священники не против игры как таковой - они против именно этой конкретной игры, разрушающей здоровье ребенка и отрицательно влияющей на его интеллект и психику. Ребенку действительно необходимы игры, но они должны развивать, а не губить интеллект, воспитывать, а не подавлять душу ребенка. Желательны и подвижные игры на воздухе. [42, c.99]
Но в последнее время практически в каждом доме появился интернет. Что это такое и какое влияние оказывает интернет на душу ребенка?
Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее что в нас есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и колоть наркотики. [30, c. 4-5]
В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, что бы зайти на порносайт. В Интернете легко найти сайты, где свободно продаются видеоматериалы с детской порнографией. К сожалению вычислить авторов этих сайтов практически невозможно, даже для спецслужб, так как эти нелюди регистрируют сайты на подставных лиц. В реальности этого существенно меньше. Ведь на подобный сайт может зайти любой человек, и дети в том числе 13-16 лет - и что они увидят? Им говорят говорим - секс с детьми - это нормально! Нужно бороться с этим! Если нельзя оградить детей и подростков от доступа к этой информации, то необходимо искать другие пути решения этой проблемы. Искать авторов этих сайтов. Устранять не последствия, а причину! [7, c. 167]
Так, что же такое Интернет с точки зрения подростка?
Прежде всего - это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют. Очень малый процент подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях.
Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно не так!!! От этого они становятся только тупее и ограниченнее - в общении, и свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но к сожалению доказать это самому подростку невозможно! Он должен сам это понять и осознать - только тогда возможно всё изменить!
Для большинства подростков Всемирная сеть - это очередная игрушка для получения интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения взрослых. [15, c. 4-5]
Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общение в реальной жизни, но разве это хорошо, тут же возразят многие читатели. Естественно это не очень хорошо, но многим просто очень тяжело общаться в реальности. Просто бывает так, что тебя не понимают, считаешь себя изгоем в этом обществе, а в Интернете находишь людей, у которых с тобой одинаковые взгляды, и жить становится легче! [46, c. 176]
Но не всё потеряно. Не всё так ужасно как кажется на первый взгляд. Есть и те, для кого Интернет - это не заменимый помощник для получения знаний. А кто-то, вообще до сих пор просиживает в библиотеках и получает информацию «по старинке». Мажет это и не так уж плохо? Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить «кучу» времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая книга, которую возможно вы никогда и не купили бы. [23, c. 36]
Интернет плох тем, что он не имеет границ! То есть, он не ограждает подростков от не нормативной информации, которую им совершенно незачем знать. Из всего выше сказанного следует то, что, остается надеется только на сознание самих детей, на их честность. Честность перед самим собой. Было бы здорово, если бы каждый задумался, задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того, что бы мир стал лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период и наша молодость - это самое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с пользой - по максимуму! Что бы потом не было мучительно больно за бесцельно и бесполезно прожитые годы! [8, c. 40-41]
В последнее время дети стали меньше читать. Но дети, читающие современную детскую литературу, не получают пользы от чтения. Давайте проанализируем современную детскую литературу.
Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. [24, c. 88]
Вот, например, как начинается современная сказка - повесть Д. Емца "Королева мутантиков": "У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать".
Не менее современными деталями изобилует сказка Г. Генераленко "Анастасия - дочь купеческая": "Пришёл Купец за визой в Африку, а её ему не дают. Решил Купец пробиваться нелегалом. Тимофеевич справил ему "беретту" неучтённую и ТТ с патронами, паспортов разных справил с десяток. Лётчик нарисовал Купцу планов всяких, как границу переходить научил".
А вот одна из задач "Ненаглядного пособия по математике" Г. Остера: "Вовочка купил за 3 рубля одну отечественную жвачку и продал ее на уроке географии своей соседке по парте Наташке за 4 рубля. Наташка продала эту жвачку своей лучшей подруге Люсе за 4 рубля 50 коп. Люся разделила купленную жвачку пополам и одну половину сжевала, а другую продала Машеньке за 5 рублей. Машенька немножко пожевала жвачку, а потом завернула ее в иностранный фантик и продала ее Вовочке за 6 рублей. Счастливый Вовочка жевал жвачку до самого конца урока. Какую прибыль получила каждая из участвовавших в торговой операции девочек, и сколько истратил на свою жвачку Вовочка?".
Так в детскую литературу входит современная реальность - реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Однако разные авторы по-разному используют приметы современности в художественном тексте. Одни играют на тяге юного читателя ко всему опасному и неизведанному и буквально переносят на страницы своих произведений атмосферу пугающей действительности, другие создают пародийную картину нашего времени, подчёркивая тем самым анормальность мира, в котором живут сегодняшние дети.
В то же время литература для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних животных: "Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь в незнакомом месте" (Л. Никитина, "Про белого жеребёнка")…[6, c. 48-50]. Может быть в современных печатных изданиях дети могут узнать что-то полезное?
Анализ молодежных СМИ позволяет утверждать, что сегодняшняя молодежная пресса формирует определенные стереотипы общения, отношение к старшему поколению, к социуму, к основополагающим вопросам свободы, вероисповедания, культуры и т.д. [4, c. 89]
Существует несколько тем, которым в подростковых журналах уделяется особое внимание:
ь Отношения полов, секс и сексуальные отклонения.
ь Алкоголь и наркотики.
ь Взаимоотношения с родителями.
ь Отношение к материнству (отцовству).
ь Молодежная мода, аксессуары, технические и автомобильные новинки.
ь Музыка, кино, жизнь звезд.
ь Компьютерные игры и Интернет.
ь Культивирование образа «крутого парня». [9, c. 52-53]
По мнению психологов, в подростковом возрасте ребенок начинает соотносить свою личность с системой оценок окружающего мира. Поскольку школа, утратив педагогическую функцию, не фиксирует внимание подростка на положительных примерах, а семья нередко не дает жизненных установок, молодой человек начинает искать ориентиры для самоопределения в обществе своих сверстников и в молодежной прессе. Из СМИ ребенок черпает информацию, создающую стереотипы и модели его поведения, жизненные ценности и приоритеты. Подростковые СМИ можно рассматривать как канал опосредованного общения со взрослыми.
Именно поэтому подросток воспринимает преподносимые прессой сведения как достоверные, неоспоримые и доказательные. Тем более что молодежные СМИ формируют негативное отношение к родителям, создают отрицательный образ отца и матери, различными способами систематически дискр и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.