На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Слепоглухота как один из видов нарушения развития. Причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей, подходы к решению проблемы. Коррекционная работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 05.07.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Федеральное агентство по образованию РФ
Пензенский Государственный Педагогический Университет
имени
В.Г. Белинского
Курсовая работа
"Социально-личностное развитие слепоглухих детей"

Пенза 2009
Содержание

Введение
1. Теоретическое обоснование проблемы социально-личностного развития слепоглухих детей
1.1 Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха
1.3 Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей
1.4 Современные подходы в решении проблем социально-личностного развития слепоглухих детей
2. Специальная организация обучения слепоглухих детей как фактор их социально-личностного развития
2.1 Определение задач и содержания социально-личностного развития слепоглухих детей в процессе их обучения и воспитания
2.2 Коррекционно-развивающая работа по формированию взаимодействия взрослого и ребенка
2.3 Коррекционно-развивающая работа по формированию межличностных отношений ребенка со сверстниками
2.4 Коррекционно-развивающая работа по развитию самосознания и формированию образа самого себя
Заключение
Список литературы
Введение

Слепоглухота является одним из видов сложного нарушения развития. Слепоглухой ребенок лишен важнейших средств контакта с окружающей средой - зрения и слуха и, что существеннее всего, лишен словесной речи. Ребенок с таким нарушением оказывается «отрезанным» от всего мира, слепоглухота изолирует ребенка от общества, затрудняя его физическое, психическое и социально-личностное развитие. Круг людей, общающихся с ним, очень узок, в то время как рядом существует большой мир, не знакомый и малодоступный для познания. Самостоятельно, только собственными усилиями ребенок не может войти в контакт с окружающей его социальной средой и не может приобрести о ней конкретных представлений.
Проблема социально-личностного развития ребенка стоит очень остро. Нарушения зрения и слуха мешают ребенку познавать окружающую действительность, приобретать социальный опыт, получать навыки трудовой деятельности. Важное значение для социального и личностного развития такого ребенка имеет общение со взрослыми и другими детьми. Но нарушения зрения и слуха чаще не сближают детей и взрослых, а, наоборот, отталкивают. Многие родители, узнав, что их ребенок слепоглухой отказываются от него. Следовательно, ребенок попадает в детский дом или интернат, что неблагоприятно отражается на его развитии. Из-за малого контакта ребенка с родителями у него возникает недоразвитие речи как средства общения. Он становится замкнутым, неуверенным в себе, его самооценка падает, нарушается эмоционально-волевая сфера.
Известно, что самое трудное не слепоглухота, а отношение нормально развивающегося ребенка к слепоглухому. Дети с нарушениями развития очень болезненно воспринимают негативное отношение к ним со стороны их сверстников, особенно, если потеря зрения и слуха произошла в более позднем возрасте.
Из-за трудностей взаимодействия слепоглухого ребенка со взрослыми и другими детьми у него не формируется образ своего «я», не происходит личностное осознание себя, своего места в обществе.
Исходя из выше сказанного, встает необходимость коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление описанных трудностей, с которыми сталкиваются слепоглухие дети.
Таким образом, объектом данной курсовой работы является психология лиц с нарушениями зрения и слуха. Предметом - выступают дети с нарушениями зрения и слуха.
Цель данной работы - выявить особенности социально-личностного развития слепоглухих детей.
Основными задачами работы являются:
· Определение основных причин недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей.
· Выявление наиболее рациональных подходов в решении проблем социально-личностного развития слепоглухих детей.
· Определение путей коррекционной работы по формированию взаимодействия взрослого и ребенка, а также ребенка со сверстниками.
· Определение путей коррекционной работы по развитию самосознания и формированию образа самого себя.
1. Теоретическое обоснование проблемы социально-личностного развития слепоглухих детей
1.1 Понятие о сложной структуре дефекта. Причины сложных нарушений развития. Подходы к классификации детей со сложными нарушениями развития

Изучением детей со сложной структурой дефекта занимается сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития ребенка, имеющего два или более нарушений.
Предметом этой области специальной психологии является изучение своеобразия психического развития ребенка со сложными нарушениями и определение путей психолого-педагогической помощи этим детям и их семьям.
Сложными нарушениями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; разные виды одновременного нарушения зрения и слуха, которые принято относить к слепоглухоте; слепота и системное нарушение речи и т.д. [16]
Слепоглухота представляет собой наиболее изученный сложный дефект. А.В. Ярмоленко относила к слепоглухоте только людей, лишенных от рождения слуха и зрения или потерявших их в раннем возрасте - до овладения и закрепления словесной речи как средства общения и мышления.
И.А. Соколянский относил к истинной слепоглухоте только детей с врожденным или приобретенным полным или частичным нарушением функции периферической части зрительного и слухового анализаторов, без грубых нарушений центральных отделов мозга. Умственно отсталых детей с выраженными нарушениями зрения и слуха он относил к «церебрально недостаточным».
А.И. Мещеряков считал, что в школу для слепоглухих должны приниматься дети без грубых органических поражений мозга, степень потери слуха и зрения которых не позволяет им учиться в школах для слепых или в школах для глухих. [19]
Таким образом, учитывая точки зрения ученых, мы будем придерживаться следующего определения слепоглухоты: слепоглухота - врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) нарушения зрения и слуха.
Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких функций организма. Когда у ребенка имеется один первичный дефект развития, рассматривается вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.
Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:
· один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);
· оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);
· каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо (например, ребенок приобрел нарушение слуха в результате перенесенной скарлатины, а нарушение движений наступило от травмы позвоночника);
· оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;
· два дефекта возникли в результате действия одного и того же экзогенного фактора.
Наиболее изучены последние два варианта причин сложных нарушений, когда одно заболевание (наследственное или экзогенное) может стать причиной сложного или даже множественного нарушения развития у ребенка.
Знание причин и особенностей заболеваний, которые могут привести к сложному нарушению развития у ребенка, может существенно помочь в диагностике этих нарушений, в выделении новорожденных детей группы риска и внимательному наблюдению за их развитием.
Поскольку обучение слепоглухих детей представляет собой наиболее разработанную модель подхода к изучению и воспитанию детей со сложными нарушениями, рассмотрим подходы к классификации именно этого вида сложных нарушений.
Первая классификация слепоглухих была сделана в 1940_е гг. А.В. Ярмоленко на основании анализа 220 историй жизни слепоглухих детей, как в нашей стране, так и за рубежом. В основу классификации было положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными:
· слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота);
· слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота);
· слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью.
Современный уровень науки и практики оказания помощи детям со сложными недостатками развития позволяет выделить следующие варианты разных сочетанных нарушений.
По сочетанности нарушений можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений друг с другом (сложное сенсорное нарушение как сочетание нарушений зрения и слуха; нарушение зрения и системное нарушение речи; нарушения слуха и движений; нарушение зрения и движений), а также сочетание всех видов этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (глухота и умственная отсталость, слепота и умственная отсталость, двигательные нарушения и умственная отсталость; разные сочетания умственной отсталости и сложных сенсорных нарушений при множественном дефекте).
По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей с этим видом сложного нарушения можно разделить на:
· тотально или практически слепоглухих;
· слепых слабослышащих;
· слабовидящих глухих;
· слабовидящих слабослышащих.
Детей с сочетанными нарушениями зрения и речи можно разделить на:
· слепых алаликов;
· слабовидящих алаликов;
· слепых детей с ОНР;
· слабовидящих детей с ОНР.
Детей с нарушениями зрения и движений можно разделить на:
· непередвигающихся самостоятельно слепых;
· непередвигающихся самостоятельно слабовидящих;
· слепых с нарушениями движений (остаточные явления ДЦП);
· слабовидящих с остаточными нарушениями ДЦП.
Сочетание нарушений слуха и движений можно разделить на:
· тяжелые формы ДЦП и глухоты;
· тяжелые формы ДЦП и тугоухости;
· легкие формы ДЦП и глухоты;
· легкие формы ДЦП и тугоухости.
Возможно множество сочетаний, разных по выраженности сенсорных и двигательных нарушений, с разной по глубине умственной отсталостью.
Такая классификация позволяет достаточно адекватно подойти к решению вопроса о месте обучения ребенка в определенном типе школы. Но при этом необходимо учитывать условность подобного разделения и зависимость выраженности нарушений от применяемого лечения.
Таким образом, разделение детей со сложными нарушениями по выраженности каждого из имеющихся дефектов позволяет определить их основные трудности и построить программу их обучения и воспитания. При этом необходимо постоянно следить за изменением состояния нарушенных функций и быть готовым не только к их будущему улучшению, но и к ухудшению или появлению новых проявлений других нарушений. [16]
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения и слуха
Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения и слуха. Психическое развитие детей со сложным сенсорным нарушением опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные (обоняние, вибрационная и кинестетическая чувствительность) возможности и их совершенствование. Наблюдения за развитием маленьких детей с врожденной слепоглухотой и сохранными возможностями познавательного развития показывают большие возможности осязания и обоняния. Если не препятствовать развитию сохранной активности такого ребенка и способствовать его своевременному хватанию, сидению, прямохождению и самостоятельности в бытовых действиях, можно добиться совершенно свободной ориентировки в помещении и развития полноценных предметных действий. Такой ребенок способен уже в раннем детстве совершенно свободно передвигаться по знакомому помещению, узнавать близких ему людей по запаху, характерным движениям и по ощупыванию ног и обуви, доставать понравившиеся ему предметы и игрушки и действовать с ним в соответствии с их назначением.
Ощущение и восприятие у детей со сложными сенсорными нарушениями имеет ряд особенностей.
Кожная чувствительность и двигательная память становятся у слепоглухих особым способом познания окружающего. И.А. Соколянский описывал, как легко слепоглухие дети находят окна и двери даже в незнакомом помещении благодаря восприятию кожей лица изменений воздушной волны и температуры, излучаемой окном.
Тактильная чувствительность позволяет воспринимать предметы только касанием и действием с ними в непосредственном контакте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно. У слепоглухих людей отмечается необыкновенная тонкость обоняния. Обоняние позволяет почти всем слепоглухим отыскивать на расстоянии знакомого или незнакомого человека, узнавать погоду на улице по запахам из открытого окна, определять особенности помещений и отыскивать в них нужные предметы.
Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, производимым при передвижении предметов и людей, ребенок может ощущать происходящее вокруг него также на определенном удалении. С возрастом слепоглухие способны определять на расстоянии приближающихся людей по походке, узнавать, что кто-то вошел в комнату, слушать рукой звуки музыки, определять ногами направление громких звуков, производимых в доме и на улице и т.д. Вибрационные ощущения могут стать основой для восприятия и формирования устной речи у слепоглухого ребенка.
Наряду с этими полностью сохранными возможностями обонятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухие должны по возможности пользоваться остаточными зрением и слухом.
Особенности личности и эмоционально-волевой сферы слепоглухих детей. Не следует заботу о развитии ребенка направлять только на решение познавательных задач. В случаях сложного сенсорного нарушения особенно велика вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности ребенка. Возможность такого развития личности объясняется рядом причин (Соколянский И.А., Басилова Т.А., Благосклонова Н.К.). Первое - это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира. Такая изоляция неизбежно ведет к вторичным нарушениям развития - слабости и искаженности эмоциональных и социальных связей с широким миром людей, к эгоцентризму.
Вторая группа причин связана с отношением к нему окружающих людей. Как правило, окружающие слепоглухого ребенка близкие люди, осознав его тяжелые нарушения, могут проявлять излишнюю тревогу и жалость. Требования к ребенку могут резко снизиться, а оценка успешности его действий стать излишне высокой или даже неадекватной. Может создаться ситуация гиперопеки, когда ребенок становится центром существования семьи и интересы всех других ее членов отодвигаются на второй план, считаются незначительными.
К третьей группе причин можно отнести проблемы, связанные с практикой обучения и воспитания, при которой сам ребенок на протяжении всего дошкольного и школьного обучения остается его объектом. Его учат и воспитывают, а не он сам учится и воспитывается. В особых условиях специального дошкольного и школьного учреждения, где ребенок постоянно находится среди таких же детей, как он сам, у него не возникает потребности осознать свои нарушения.
Таким образом, учитывая причины сложных нарушений и типы воспитания слепоглухих детей, следует выделить такие особенности личности и эмоционально-волевой сферы как слабость социальных связей, эгоцентризм, несамостоятельность, низкая самооценка, слабое развитие самовоспитания, неосознанность своего нарушения. [16]
Особенности деятельности слепоглухих детей. При сохранных познавательных возможностях и правильном поведении родителей слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному развитию. Показателем успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.
В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения - жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком, дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля). [20]
Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.
Однако слепоглухой ребенок с дополнительными нарушениями часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым действий (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «следят» за действиями взрослого), которые постепенно превращаются сначала в разделенные со взрослым (взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью самостоятельные действия. Но, научив ребенка действовать самостоятельно, необходимо попытаться организовать его самостоятельные наблюдения за занятиями окружающих его людей. Для этого слепоглухого ребенка учат спокойно наблюдать руками за тем, как его близкие едят, пьют, одеваются и т.д. Благодаря этим наблюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, что очень важно для полноценного социального развития человека. Расширяется и обобщается значение жестов и слов, обозначающих не только конкретную чашку для питья самого ребенка, но и других чашек, из которых пьют мама и папа, гости и т.д. Организуя наблюдение ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его собственный опыт и представления о занятиях других людей. Например, прежде чем приступить к обучению слепоглухого ребенка чтению и письму, у него нужно формировать «установку на чтение» - его учат, не мешая действиям других людей, наблюдать их; прежде чем обучать ребенка действиям с сюжетными игрушками - куклами, надо научить его «видеть» реальные действия других людей.
Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала выступают у них как реальные предметы. Слепоглухой или слепой ребенок пытается сам улечься в кукольную кроватку или попить из маленькой чашечки, после того как действия с этими игрушками были продемонстрированы взрослым с помощью куклы. Настоящая же сюжетно-ролевая игра развивается у таких детей значительно позднее, в школьном возрасте.
Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает весь школьный период развития такого ребенка. [16]
1.3 Основные причины недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей
В результате ограниченности общения детей со взрослыми и между собой у слепоглухих возникает недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлениях социальной жизни и своем месте в ней.
Негативное влияние на социальное развитие слепоглухих детей оказывает и пребывание в интернатных учреждениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельности, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми. [5] Исследования показали, что дети из школ-интернатов более неуверенны при самооценке, имеют черты жесткой регламентации. Это структурированная коммуникационная среда, стабильная по составу сверстников, устойчивая по распределению социальных ролей, ограниченная по числу взрослых, с которыми может взаимодействовать слепоглухой ребенок. Общение взрослых и детей в этих условиях скорее строится по формальным принципам, а не по индивидуально варьирующимся эмоциональным. Дети, воспитуемые в семье, более эмоциональны и тревожны. [16]
Следовательно, в социально-личностном развитии слепоглухих детей большое значение отводится взрослому и другим детям, окружающим слепоглухого. Мир людей отражается через сюжетно-ролевую игру, в которой объектом интереса становится их поведение и взаимоотношения. Охватывая сензитивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра повышает их абилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов. Как зона ближайшего развития ребенка, игра рассматривается как средство всестороннего развития, способ познания окружающего мира. Однако глубокое нарушение зрительного и слухового анализаторов создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий.
Нарушения эмоционально-волевой сферы также являются причиной недостатка социально-личностного развития слепоглухих детей. Так как для слепоглухих детей характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей, у них возникают затруднения при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нравственных представлений и чувств. В развитии эмоций и чувств у таких детей большую роль играет социальное окружение и адекватные условия: слепоглухой ребенок более зависим от общества и организации коррекционно-педагогических условий его жизни.
Из-за неумелого руководства родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства, у детей возникает страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами. [5,16]
Распространено мнение о том, что слепоглухие менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем нормально развивающиеся люди. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Исследования понимания слепоглухими эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют о том, что слепоглухие обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего. Оценивая эмоциональные состояния, они выделяют и адекватно оценивают такие качества личности говорящего, как активность, доминантность, тревожность. [16]
Для социально-личностного развития слепоглухого ребенка важное значение имеет семья, в которой он воспитывается. В зависимости от типа воспитания ребенка (гипо- или гиперопека) велика вероятность ущербного, иждивенческого, эгоистического развития личности. [16, 20]
У слепоглухих детей следует выделить такие особенности личности и эмоционально-волевой сферы, как слабость социальных связей, эгоцентризм, несамостоятельность, низкая самооценка, слабое развитие самовоспитания, неосознанность своего нарушения.
Таким образом, основными причинами недостатков социально-личностного развития слепоглухих детей являются:
· ограничение общения детей со взрослыми и сверстниками и, как результат этого, недоразвитие речи как средства общения;
· пребывание детей в учреждениях интернатного типа;
· недостатки игровой деятельности;
· нарушения эмоционально-волевой сферы;
· типы семейного воспитания ребенка.
1.4 Современные подходы в решении проблем социально-личностного развития слепоглухих детей

Социально-личностное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. [5]
В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Отклонения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушения в развитии приводят к тому, что грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Грубо нарушается связь родителя и ребенка на самых ранних этапах, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации является метафора Л.С. Выготского о «социальном вывихе» ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности: «Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами… Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган».
Принципиально важно сегодня признание всеми специалистами доказанного отечественной и признанного мировой наукой положения о том, что ограничения в жизнедеятельности и социальная недостаточность аномального ребенка непосредственно связаны не с первичным нарушением, а именно с «социальным вывихом». Преодоление социального вывиха можно осуществить с помощью специально организованной коррекционно-развивающей работы и специального образования. [8]
Анализ литературных источников позволяет выделить ряд специфических образовательных условий, которые полностью удовлетворяют потребности ребенка в получении образования:
1. Организация ранней диагностики и коррекции (выявление первичного нарушения в развитии как можно раньше; начало целенаправленного специального обучения сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка [17]).
2. Специальное построение содержания образования, учитывающего особенности психического и социально-личностного развития (своевременно определяются все направления развития «социального вывиха», которые могут возникнуть у конкретного ребенка вследствие характера и степени выраженности первичного нарушения, возраста, в котором оно наступило; должны быть определены роли каждого «вывиха» в социальном развитии ребенка, характер и содержание специального обучения, направленного на устранение уже возникших и предупреждение новых социальных вывихов [6]).
3. Введение в содержание обучения специальных разделов, которые направлены на решение задач развития ребенка, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника [1, 3, 6, 14, 12] (использование специфических средств, которые не применяются в образовании нормально развивающегося ребенка [13, 15]; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды [22]; участие взрослых в решении образовательных задач за пределами образовательного учреждения; процесс социально-личностного развития должен осуществляться квалифицированными специалистами разного профиля [9]).
Коррекционно-развивающая работа с детьми с комплексными нарушениями в развитии ориентирована на повышение социальной компетенции ребенка, на формирование умений и навыков социального поведения, а также социально-личностного развития.
Предмет коррекционно-развивающей работы составляет изучение своеобразия развития и обучения человека, имеющего комплексный дефект, особенностей его становления и социализации кик личности; определение наиболее результативных путей, способов, средств и условий, которые могут обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и формирование личности в целях ее социальной адаптации в обществе.
Цель коррекционно-развивающей работы с детьми с комплексными нарушениями развития заключается в том, чтобы создать условия для появления у ребенка опыта преодоления или разрешения проблем, научить взаимодействию с окружающими людьми, адаптировать его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.
Следует выделить определенные принципы и положения, значимые для успешности коррекционно-развивающей работы с детьми:
1. В основе построения коррекционно-развивающей работы лежит принцип гуманизма, который означает веру в потенциальные возможности ребенка, признание человека высшей жизненной ценностью. Все направления коррекционно-развивающей работы должны способствовать развитию ребенка, максимальному безболезненному вхождению в социальную жизнь. Воплощение данного принципа позволяет акцентировать внимание не на обнаруженных негативных моментах, которые являются следствием отклонений, а на определении резервов, положительных свойств ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе.
2. Коррекционно-развивающая работа, прежде всего, ориентирована на социализацию. Рассматривая и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.