На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности аддиктивного поведения подростков. Психологическое тестирование с целью определения у подростков признаков аддиктивного поведения (уровня употребления психоактивных веществ - алкоголя, табака), направления профилактической работы.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.09.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание:

Введение

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

1.1 Особенности аддиктивного поведения подростков

1.2 Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

1.3 Деятельность социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

Глава II. Организация социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

2.1 Констатирующий эксперимент

2.2 Формирующий эксперимент

2.3 Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают -- «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.

Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних -- это еда, для других -- спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддиктивного поведения. Вероятность возникновения аддикции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.

Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить Юдкина А.А. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы // Сибирский Учитель. - Май-июнь 2003. - №3 (27).. Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами.

Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде. «Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий - значит вообще ничего не менять... борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек - не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка» Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе: Методическое пособие. - СПб.: Просвещение-АСТ, 1992. С. 29..

Учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков» актуальной и своевременной.

Объект исследования - аддиктивное поведение подростков.

Предмет работы - социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Цель работы: Проанализировать социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

Задачи работы:

1. Провести теоретический анализ основ деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков.

2. Диагностировать склонность подростков к аддиктивному поведению.

3. Организовать и провести социально-педагогическую работу по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении.

Методы работы: Теоретический анализ литературы по теме, тестирования, социально-педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

Глава I. Теоретические основы деятельности социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

1.1 Особенности аддиктивного поведения подростков

Аддиктивное поведение -- стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния искусственным образом: при помощи приема каких-либо веществ (алкоголь, наркотики, транквилизаторы...) либо осуществляя какой-либо вид деятельности, активности (азартные игры, коллекционирование, трудоголизм...).

Этапы формирования аддикции Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путем. - Новосибирск: Гуманитарный Проект, 2000. С. 154.:

1. Начало (исходная точка) -- возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом определенного вещества (или осуществлением какого-либо действия). Человек с предрасположенностью к аддиктивному поведению в момент осознания данной связи на эмоциональном уровне понимает: «Это мое!».

Фиксация происходит не зависимо от того, положительные эмоции испытывал человек или отрицательные -- главное интенсивность переживания.

2. Аддиктивный ритм -- устанавливается определенная частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психологического дискомфорта.

Установлению аддиктивного ритма способствуют:

а) особенности личности (низкая переносимость даже кратковременных затруднений),

б) тяжелая личная жизнь (болезни и смерть близких, потеря работы),

в) ограниченный выбор стратегий выхода из стресса.

Между первым и вторым этапами может пройти несколько лет.

3. Аддикция как часть личности. Учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт. («Поругалась -- надо съесть шоколадку»). В человеке возникают как бы две личности -- «здоровая» и «аддиктивная». «Здоровая» стремится к общению, боится одиночества. «Аддиктивная», наоборот, стремится к уединению, может общаться только с такими же «аддиктами» (например: коллекционеры предпочитают общаться с такими же коллекционерами, и только по поводу коллекции). Этот этап сопровождается внутренней борьбой двух составляющих личности, и здесь еще могут возникать периоды прекращения аддикции или замена одной аддикции на другую. У многих аддиктов на этом этапе существует иллюзия полного контроля над своими эмоциями и правильности своего поведения. У человека, общающегося с аддиктом, в этом периоде возникает ощущение, что он общается с разными людьми. (Только сегодня человек обещал больше никогда не играть в казино, завтра он может обмануть с целью получения денег для игры, послезавтра -- злобно обвинить во всем вас.) Аддикта в состоянии стремления к «своему ощущению» невозможно разубедить. На все доводы у него будет готовый ответ: «Марки мне важнее, чем люди, они никогда не подведут...», «Все люди пьют...», «Живем один раз, съем еще пирожное...».

4. Доминирование аддикции. На этом этапе человек погружается в аддикцию и изолируется от общества. Происходит нарушение межличностных отношений -- не может общаться даже с такими же аддиктами. Окружающие на этом этапе замечают, что «это уже не тот человек», былая личность «ушла», разрушилась.

5. Катастрофа. Аддикция разрушает не только психику, но и здоровье. Наблюдается общее пренебрежение к себе, к своему организму, к личной гигиене. Не фармакологические аддикции тоже разрушают здоровье (булимия приводит к ожирению, азартные игры -- к заболеваниям сердца). Возвратиться к прежней жизни уже не возможно, так как здоровая часть личности уже разрушена. Человек потерял семью, квалификацию, работу, у него серьезные финансовые проблемы. Поэтому аддикты -- частые нарушители закона.

Вывод: все виды аддиктивной активности приводят к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений, реальных людей с их заботами, надеждами, страданиями.

Виды аддиктивного поведения:

1. Химические аддикции:

а) Зависимость от психоактивных веществ

б) Алкоголя

в) Наркотиков

г) Таблеток (транквилизаторов, барбитуратов, и т.д.)

д) Табака

2. Нехимические аддикции:

а) Переедание

б) Голодание

в) Коллекционирование

г) Сексуальная

д) Азартные игры

е) Работоголизм

ж) Компьютерные игры, Интернет

з) Религиозный фанатизм

и) Фан. движения в музыке и спорте

к) Просмотр «мыльных опер»

л) Со-зависимость

В случаях с нехимическими аддикциями речь идет о постоянной фиксации внимания на определенных предметах (марки, книги, оружие) или активностях - видах деятельности (секс, работа, поглощение пищи, забота о муже -- алкоголике, общение с компьютером). Это принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли к противодействию аддикции. Эти предметы или активности постепенно вытесняют из жизни человека нормальные контакты с людьми, любовь, заботу о своих близких, отдых, здоровое честолюбие в работе, необходимость в дружеской поддержке. В жизни здорового человека все гармонично дополняет друг друга.

При химических аддикциях внимание фиксируется на одном или нескольких химических веществах, изменяющих психическое состояние. В этом случае жизнь зависимого человека (алкоголика или нарко-потребителя) разрушается значительно быстрее и в это ураганное разрушение вовлекаются близкие ему люди.

Разрушительное действие аддиктивного поведения удобнее рассматривать на био -- психо -- социо-- духовной модели зависимости. Ее суть заключается в следующем: любая зависимость/аддикция влияет на все аспекты жизни человека -- разрушает тело, психику, отношения с людьми.

Например: зависимость от компьютерных игр, Интернета ведет к нарушению деятельности центральной нервной системы (ЦНС), как следствие этого -- головные боли, нарушение концентрации внимания, снижение памяти, бессонница. Человек, посвящающий компьютеру много времени, физически не имеет возможности общаться с людьми или общение приобретает формальный характер.

Рассмотрение психологических аспектов профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних предполагает определение феномена психологической готовности к употреблению психотропных веществ, то есть выявление таких психологических особенностей подростков, которые являются своего рода «слабым звеном» в процессе социализации личности. Именно эти психологические особенности провоцируют их на «уход от реальности» при первом же столкновении с трудностями.

Употребляя психотропные вещества, подросток прежде всего преследует цель изменить свое психическое состояние. Поэтому найти психологические причины алкоголизма и наркомании у подростков -- это значит ответить на вопрос: почему они хотят изменить психическое состояние искусственным (химическим) путем?

Анализируя факторы, детерминирующие аддиктивное поведение несовершеннолетних, всегда следует употреблять сослагательное наклонение. Это объясняется тем, что ни один из факторов не является основополагающим, решающим. Даже некоторая совокупность факторов ничего не предопределяет однозначно, поскольку и в этом случае злоупотребление психотропными веществами может быть, а может и не быть. Сложные жизненные обстоятельств, неправильное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружающей социальной среды влияют на многих детей, живущих в России, однако далеко не все подростки, поставленные в эти условия, становятся алкоголиками или наркоманами. В то же время неблагоприятные психофизиологические предпосылки (психопатии, акцентуации характера, психопатическое развитие личности, мозговые дисфункции и органические поражения мозга, наследственная отягощенность) также не являются фатальными, и сами по себе (т. е. без сочетания с социальными факторами) не могут стать основной детерминантой химической зависимости. Напротив, многие из интересующих нас детей в дальнейшем вполне нормально социализируются, даже достигают высоких результатов в профессиональной деятельности. Следовательно, более важную роль играет то, как преломляются указанные факторы в психике ребенка, как воспринимаются им жизненные события и различные обстоятельства. Именно этим объясняется тот факт, что один ребенок, из самой неблагоприятной социальной среды, в условиях отрицательной семейной атмосферы вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.

Поиски «структуры личности» алкоголика или наркомана, а также попытки выявить «специфический профиль» личности, предрасположенной к употреблению психотропных веществ, являются чрезвычайно сложными задачами. Исследования такого рода проводились в основном зарубежными учеными с применением многих личностных тестов. Результаты показали, что существует ряд общих черт, свойственных людям, злоупотребляющим наркотиками или алкоголем. В частности, это слабое развитие самоконтроля, самодисциплины; низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным воздействия, неумение преодолевать трудности; эмоциональная неустойчивость, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации Абдиров Н.М., Иктынбаев М.К. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждения: Монография. - Караганда, 1997. С. 61..

Нетрудно заметить, что эти черты свойственны не только алкоголикам и наркоманам, но и просто плохо социально адаптированным людям. Кроме того, такие личностные характеристики часто отмечаются в подростковом возрасте, особенно если этот период развития протекает с осложнениями, на фоне предыдущих трудностей с воспитанием ребенка.

Следовательно, влечение подростка к употреблению психотропных веществ является признаком более глубокого личностного неблагополучия. Основа этого симптома -- психологическая готовность подростка к употреблению психотропных веществ. Формируясь исподволь, постепенно, она реализуется при первой же возможности, т. е. в случае возникновения соответствующей ситуации. При всей кажущейся неожиданности, импульсивности, аддиктивное поведение подростка, его алкоголизация или наркотизация являются логическим завершением предшествующего развития.

Отсутствие же психологической готовности к употреблению психоактивных веществ, напротив, дает ему своего рода «запас прочности», обеспечивающий возможность противостоять неблагоприятному влиянию среды. Не случайно в одной и той же группе профтехучилища или в рабочей бригаде, где существуют стойкие алкогольные традиции, одни несовершеннолетние начинают злоупотреблять спиртным и потом спиваются, а другие так и остаются равнодушными, хотя и участвуют в совместных застольях, подчиняясь групповым нормам. Даже периодическое употребление наркотиков или иных токсических веществ, через которое прошли многие подростки, входящие в уличные группировки, для некоторых из них так и осталось эпизодом. Употребление психотропных веществ подростками, не имеющими к этому психологической готовности, обычно не закрепляется как привычная форма поведения, и, по мере взросления, приобретения личностной зрелости проходит «само собой», без вмешательства медиков и применения каких-либо иных мер воздействия.

Выявление психологической готовности к употреблению психотропных веществ обусловливает необходимость нового подхода к решению проблемы алкоголизма и наркомании несовершеннолетних. Он заключается в переносе акцента с проблемы алкоголизма к проблемам человека, злоупотребляющего алкоголем, к проблеме личности. Иными словами, преодолевается сосредоточенность на самом факте злоупотребления, становится очевидной наивность подобного представления о целях антиалкогольной работы: «лишь бы не пили, а остальное приложится». На самом деле, решение проблемы алкоголизма и наркомании выходит за рамки только одной сферы злоупотребления Завьялов В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосибирск: Наука, 1988. С. 27..

Психологическая готовность к употреблению психотропных веществ состоит в неспособности адекватного восприятия ситуаций, связанных с необходимостью преодоления жизненных трудностей, налаживания отношений с окружающими, правильной регуляции своего поведения. Этот феномен представляет собой сочетание определенных личностных особенностей, препятствующих нормальной социальной адаптации подростка. Являясь личностным образованием, психологическая готовность к аддиктивному поведению проявляется не всегда, находясь как бы в скрытом (латентном) состоянии. Она актуализируется в ситуации затрудненности удовлетворения значимых социальных потребностей человека.

Рассмотрим типичную ситуацию развития «трудновоспитуемого» подростка, который в силу разных причин постоянно получает замечания, выговоры от учителей, плохо учится и не встречает понимания и поддержки у родителей, поскольку те не умеют (или не хотят) занять правильную воспитательную позицию и искать адекватные методы педагогического воздействия.

В этом случае оказывается фрустрированным целый ряд социальных потребностей подростка:

а) потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (поскольку следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей);

б) потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости обычно ассоциируется с недостаточным развитием способностей и интеллекта);

в) потребность в общении (мнение учителя в подростковом возрасте в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкая оценка успеваемости не способствует улучшению положения ученика в системе межличностных отношений в коллективе класса) Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: МГУ, 1988. С. 125..

Основной характеристикой фрустрированного поведения подростка является утрата им первоначальной значимой цели. Однако, его действия и поведение в целом могут быть вполне целенаправленны, но достижение новой цели лишено смысла относительно исходной цели или мотива его поведения и деятельности. В результате первоначальная цель -- утрачивается, и у подростка актуализируется другая -- избавиться от отрицательных эмоциональных переживаний, вызванных психотравмирующими воздействиями (негативной оценкой учителя, пренебрежением одноклассников и др.).

Для трудных подростков ситуация затрудненности достижения желаемого очень часто адекватна ситуации невозможности удовлетворения потребностей. Это, как правило, связано либо с их личностными особенностями, либо с усвоенными ранее стереотипами поведения, позволяющими избегать отрицательных эмоциональных переживаний в ситуации неуспеха. Отсутствие развитой привычки к преодолению трудностей, стремление поскорее восстановить состояние эмоционального благополучия побуждает подростка пересмотреть ситуацию, негативно оцененную взрослыми, представить ее себе такой, в которой нет необходимости применять волевые усилия. Естественно, что все механизмы защитного поведения не осознаются подростком, просто он интуитивно ищет удовлетворяющие его решения. Немаловажную роль в этом играет и то, что большинство трудных подростков, несмотря на наличие большого отрицательного жизненного опыта, остаются внутренне инфантильными. Достижение максимально возможного в данных условиях эмоционального благополучия, стремление к жизни «по принципу удовольствия» являются определяющими и смыслообразующими мотивами инфантилизма. Поэтому самосознание подростка направляется лишь «по линии наименьшего сопротивления», что детерминирует включение защитных механизмов его поведения Шабалина В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте. - М.: ВЕЧЕ, 2003. С. 192..

Защитные механизмы поведения личности -- это непроизвольные, неосознаваемые процессы, призванные избавить ее от восприятия нежелательной психотравмирующей информации, устранить тревогу и напряженность. Их действие обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна «передышка» для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита, временно позволявшая подростку иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва подросток инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. К внешним способам защиты от психотравмирующей ситуации относится и употребление психотропных веществ.

Единство психологических механизмов, лежащих в основе алкоголизма, наркомании, невротических проявлений, психотических реакций, самоубийств, отмечают как отечественны, так и зарубежные авторы Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. - М.: Медицина.1988., Эйдемиллер Э. Г., Куликов С. А., Черемисин О. В. Исследование образа «Я» у подростковс аддиктивным поведением / Психологические исследования и психотерапия в наркологи. - Л., 1989. С. 74--79..

Таким образом, люди, столкнувшиеся с невозможностью изменить свое отрицательное эмоциональное состояние продуктивным путем и не имеющие эффективных способов психологической защиты, оказываются перед выбором: невроз или употребление психотропных веществ. Если социальный контроль достаточно высок и запрещает употребление алкоголя (наркотиков), велика возможность заболевания неврозом. В случае отсутствия социального контроля при доступности алкоголя (наркотиков) актуализированная психологическая готовность к употреблению психотропных веществ, как правило, реализуется и человек становится алкоголиком (наркоманом).

Иными словами, те люди, которым свойственна такая психологическая готовность, в ситуации затрудненности удовлетворения жизненно важных социальных потребностей предрасположены к алкоголизму или неврозу. В этом случае они разделяются на две группы: более импульсивные, авторитарные и экстравертированные личности становятся на путь алкоголизм; более конформные, интровертированные заболевают неврозом.

Актуализацию психологической готовности к употреблению психотропных веществ обусловливают следующие внутренние и внешние причины Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. - №4. - 2001.:

1. неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;

2. несформированность или неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему хотя бы временно снять эмоциональное напряжение;

3. наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного выхода.

При таких условиях подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными эмоциональными состояниями. Инстинктивно спасаясь от дезинтеграции психических функций и возникновения невротических проявлений, он прибегает к изменению своего состояния искусственным (химическим) путем.

В подростковом возрасте состояния эмоциональной напряженности, психического дискомфорта, причины которых не осознаются, возникают очень часто. Этот критический этап в развитии личности иногда протекает настолько болезненно, что подросток невольно стремится пережить его в полном смысле слова «под наркозом».

Экспериментальные исследования, проведенные в группе подростков, эпизодически употребляющих наркотики, подтверждают наличие у них психической напряженности и тенденций к иррациональным формам защитного поведения на фоне несформированности (неэффективности) механизмов психологической защиты Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Вопросы психологии. - №11. - 2001..

Психологическая готовность к употреблению психотропных веществ, являясь системообразующим фактором возникновения алкоголизма и наркомании, одновременно выступает и прогностическим критерием этих явлений. Иными словами, определив у подростка наличие такой готовности, можно с уверенностью сказать, что психотравмирующая ситуация приведет его либо к злоупотреблению алкоголем (наркотиками), либо к неврозу, либо к самоубийству. Любой из этих исходов будет трагедией для подростка и его семьи, потерей для общества.

Своевременное выявление у подростка психологической готовности к употреблению психотропных веществ позволяет осуществлять раннюю профилактику отклонений в его поведении, способствует разработке методов диагностики склонности подростков к аддиктивному поведению, выработке психокоррекционных программ для групп риска.

1.2. Методы и принципы социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения подростков

Система профилактических и коррекционных мероприятий связана с созданием у подростков альтернативной мотивации по отношению к возникшим негативным потребностям, подведением их к обдуманному выбору. Сохранные личностные черты и хотя бы элементы позитивной мотивации становятся тем фундаментом, на котором может строиться программа помощи и поддержки подростков с аддиктивным поведением Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК «Сфера», 2001. С. 152..

Она включает следующие мероприятия:

1. Групповые формы работы, в том числе психотерапевтической, которые:

а) открывают возможность формирования в актуальных для всех и каждого жизненных ситуациях получения нового опыта нормальных человеческих взаимоотношений, стимулируют вновь возникающие концепции «Я», новые модели идентификации;

б) обеспечивают формирование чувства принадлежности к ближним, исключающего изоляцию в окружающей среде; защищенность от хронического стресса; расширение временных перспектив.

Упражнения, которые при этом выполняют участники занятий -- ролевые игры, тренинги и т.п., -- помогут получить новый опыт при взаимодействии с окружающими путем включения разнообразных ощущений чувств -- от самых безобидных до захватывающих дух. Разыгрываются не только сцены из жизни, которая подросткам хорошо знакома, но и делается попытка проникнуть в неведомый мир взрослых. Это помогает расширить представления о жизни, о своих возможностях, чувствах, разобраться в проблемах, примерить на себя взрослые роли, понять «изнутри» своих родителей, преподавателей, воспитателей, близких, а значит, сделать еще один шаг к взрослению.

2. Индивидуальные формы работы, включающие коррекцию поведения и широкий диапазон воздействий -- от групповых тренингов до интересной, предметной (в том числе трудовой) деятельности, профессионально ориентирующей его, способствующей построению позитивного взаимодействия с окружающими, расширяющей его контакты с другими детьми и социумом.

3. Коррекция отношения к будущему за счет профессиональной ориентации и формирования установок на выбор карьеры под руководством квалифицированного специалиста через фиксацию и развитие личностных смыслов происходящих изменений в социальных отношениях, целенаправленное упорядочение своей деятельности, определение ближайших и отдаленных перспектив, выделение и осознание различных систем ценностей.

Выделяют несколько видов профилактической работы:

1. Первичная профилактика - меры, направленные на то, чтобы болезнь, процесс или проблема не появились.

2. Вторичная профилактика - меры направленные на как можно более раннее обнаружение и прекращение или изменение к лучшему течения болезни, процесса или проблемы.

3. Третичная профилактика - остановка или замедление течения болезни, процесса или проблемы и их последствий, даже если основное (патологическое) состояние сохраняется.

Первичная профилактика выглядит как:

а) информационные кампании в средствах массовой информации,

б) обеспечение соответствующих средств защиты,

в) предложение альтернативного поведения в данной общественной и культурной среде.

Вторичная профилактика включает в себя:

а) целенаправленные информационные кампании (на основе непосредственных отношений в обществе),

б) предоставление средств защиты и объяснение их использования,

в) использование фармакологических и прочих средств для воздействия на конкретного человека,

г) внесение изменений в закон с целью позитивного преобразования общества, подверженного высокому уровню риска, а также с целью предотвращения распространения данного явления,

д) обучение педагогов и лиц, реализующих профилактические программы.

Профилактика рецидивов включает в себя:

а) передача информации и обучение конкретных лиц,

б) непосредственные лечебные и реабилитационные действия,

в) создание конкретных структур и организаций (лечебно-реабилитационная база).

Первое требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно достигает адресата и вовлекает его в активную работу.

Второе требование: информация должна быть помещена в рамки определенного контекста. Этот контекст должен обогащаться и перерабатываться в зависимости от появления нововведений, а также под влиянием индивидуальной или групповой реакции адресатов, в соответствии с их потребностями и чувствами.

В профилактической деятельности любая информация должна быть:

а) правильной,

б) соответствующей реальности,

в) полной,

г) доступной,

д) помещенной в нужном контексте,

е) систематизированной,

ж) соответствующей ситуации в обществе,

з) направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов.

Таким образом, термин «профилактика» включает в себя все виды деятельности, цель которых - предотвращение появления и развития определенного явления в данном обществе.

Основная цель профилактики наркомании и алкоголизма - создать в обществе такую ситуацию, при которой члены данного общества не употребляют психоактивные вещества (за исключением случаев медицинской необходимости), а значит, не приносят вред себе и окружающим.

Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами Черкашина Л.А., Склянова Н.А., Рукавишников А.И. и др. Профилактика наркозависимости в школе: Методическое пособие. Книга вторая. Ч. 1 и 2. - Новосибирск, 2001. С. 31..

Политика школы в значительной мере зависит от позиции учителей, родителей и учащихся, от взаимодействия в вопросах профилактики всех заинтересованных организаций и ведомств, таких как администрации районов, социальных служб, милиции, общественных организаций, центров досуга.

Целостность системы работы по наркопрофилактике обеспечивается рядом принципов, лежащих в основе научно-методического подхода к профилактической деятельности Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Просвещение-АСТ, 1998. С. 327.:

1. Принцип научности. Является важнейшим в профилактике наркотизации. Информационное поле формируется с использованием научных и литературных материалов, на основе практического опыта специалистов.

2. Принцип сотрудничества. Предполагает кооперацию и единство действий как всех участников образовательного процесса в проведении антинаркотической политики в школе, так и заинтересованных ведомств на территории микрорайона, города.

3. Принцип политической и общественной поддержки. Реализация этого принципа является необходимым условием успешности антинаркотической пропаганды. Только при поддержке администрации, общественных организаций и средств массовой информации можно получить реальные результаты деятельности.

4. Принцип активности всех участников наркопрофилактической деятельности. Предполагает активное участие учителей, учащихся, родителей в планировании и реализации антинаркотической профилактической работы.

5. Принцип формирования реальных ясных целей и постановки задач. Задачи наркопрофилактической деятельности должны быть реальными, адаптированными к условиям образовательного учреждения, учитывать возможности коллектива школы, подкрепляться необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей.

6. Принцип оценивания эффективности и результативности реализации наркопрофилактических программ. Методы оценки эффективности и качества результатов наркопрофилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности. Важность разработки критериев оценки заключается в том, что они позволяют отслеживать результаты работы на промежуточных этапах реализации программы с целью координации и корректировки эффективности и качества всей профилактической деятельности.

Программы наркопрофилактики состоят из следующих блоков:

а) анализ ситуации: описание микрорайона школы; типа школы; условий обучения в школе; количество учащихся, педагогов, родителей; число неполных семей; состояние здоровья учащихся и учителей; количество курящих, употребляющих алкоголь, наркотики (по данным анонимного анкетирования или сведениям районного нарколога); количество учащихся с поведенческими отклонениями, входящих в группу риска аддиктивного поведения; участие родителей в учебно-воспитательном процессе (участие в работе родительского комитета, посещение родительских собраний, организация классных и школьных праздников, оказание помощи в ремонте школы и т. д.);

б) анализ имеющихся ресурсов: наличие в районе наркологической службы; сотрудничество участкового инспектора, педиатра и подростковых врачей, связи с общественными организациями и центрами досуга; функционирование школьных кружков, секций, клубов; проведение профилактических мероприятий (уроки, классные часы, беседы, ролевые игры и т.д.); участие в профилактической работе учителей, социальных педагогов, психологов, родителей;

в) анализ факторов, способствующих риску вовлечения учащихся школы в табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков;

г) анализ факторов, которые препятствуют развитию аддиктивного поведения среди учащихся;

д) определение приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения и постановка целей и задач профилактической работы;

е) план мероприятий, которые необходимо реализовать для получения желаемого результата, включая научно-методическую, психолого-медико-социальную деятельность школы, работу с родителями (родительский лекторий, «Родительский университет», анкетирование, тестирование с последующим обсуждением и т.д.), работу на микроучастке;

ж) определение исполнителей и участников реализации запланированных мероприятий;

з) ожидаемые результаты;

и) критерии оценки эффективности антинаркотической профилактической деятельности образовательного учреждения.

Эффективность и результативность профилактической программы в значительной степени обеспечивается при условии ее многосторонности и долгосрочности Лозовой В.В. Профилактика наркомании. Школа, семья: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2000. С. 50..

1.3. Деятельность социального педагога по профилактике аддиктивного поведения у подростков

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности. //Российский фонд социальных реформ. - М.: Просвещение, 2001. С. 63.:

1. Изучение и выявление причин аддиктивного поведения детей и подростков.

2. Предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности.

3. Организация специальной психологически и педагогически выверенной деятельности с подростками, входящими в группу риска.

4. Взаимодействие с другими специалистами и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.

Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление следующих функций:

а) исследовательские;

б) предупреждающие, профилактические;

в) коррекционно-развивающие, реабилитационные;

г) развивающие взаимодействие во имя решения проблем ребенка.

Исследовательское направление профилактической работы предполагает изучение социальной ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке, получение наиболее полной информации об уровне их социального развития. Информация такого рода имеется, как правило, у членов административной команды, учителей, классных руководителей, психолога школы, родителей.

Социальный педагог собирает и выстраивает информацию на основе представлений работающих с детьми специалистов. Он выявляет систематических нарушителей школьных норм и правил (частые пропуски уроков, вызывающее поведение, неподчинение общим требованиям, курение, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно-правовые нормы в семье, на улице, во дворе, школе (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение к чему-то, порча мебели и других предметов школьного интерьера и др.).

Социальный педагог узнает все о социальном составе семьи и по возможности изучает контакты своих потенциальных клиентов за пределами школы.

После этого начинается непосредственное общение и установление контактов с подростком.

Важно сделать вывод о том, можно ли рассчитывать на взаимодействие с родственниками: насколько их волнует судьба ребенка и готовы ли они активно участвовать в изменении ситуации.

Не менее важно выявление педагогического стиля, сложившегося по отношению к данному ребенку в школе, семье. С этой целью можно использовать методику экспертного оценивания педагогического стиля, включающую следующие показатели Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. -- М.: СК Сфе-ра, 2002. С. 72.

:

1. Отношение педагога к органам классного самоуправления:

а) развивает, опирается на органы самоуправления;

б) игнорирует, не придает им значения;

в) подавляет органы самоуправления, подбирает их самолично, без учета мнения коллектива класса.

2. Предпочтительные меры коррекции поведения и стимулирования учащихся:

а) предпочитает поощрение наказанию, не забывает похвалить ученика за успех;

б) проявляет нейтральное отношение к успехам и проступкам учащихся;

в) предпочитает меры наказания мерам поощрения; при малейшей оплошности ребенка следует разнос, вызов родителей и т.д.

3. Решение конфликтных ситуаций в классе:

а) при возникновении конфликта пытается объективно разобраться в его причинах, способен признать свою ошибку;

б) уходит от решения конфликтной ситуации, не замечает ее;

в) в конфликте занимает наступательную позицию, подавляет окружающих.

4. Жесткость в требованиях:

а) требователен в меру, способен войти в обстоятельства, не позволившие учащемуся выполнить должным образом требование учителя;

б) в отношениях с учащимися проявляет попустительство, не умеет требовать выполнения своих поручений и указаний;

в) непреклонен, не прощает учащимся малейшего отклонения от своих требований, не признает смягчающих вину обстоятельств.

5. Дистантность в общении:

а) находится с учащимися в тесном контакте, пользуется доверием ребят, способен говорить с ними доверительно;

б) не придает значения взаимоотношениям с учащимися, мало общается вне урока;

в) подчеркнуто держит дистанцию, общается с ребятами в официальном тоне, в русле сугубо деловых разговоров.

Как правило, можно выделить три группы учителей: императивного, сотрудничающего и попустительского стиля. На основании экспертного заключения социальный педагог может судить об особенностях психологического климата в классе, где учится ребенок. С этой же целью может быть использована социометрическая методика, которая позволяет выявить в коллективе так называемый «индекс изоляции» тех или иных его членов.

Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания стратегии работы, направленной на решение отдельных проблем ребенка. Социальный педагог может использовать следующие стратегии Меньшикова Е.С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - №2. С.88-105.:

1. Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии -- это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов школы.

2. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию аддиктивного поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает социальный педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением -- одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.

3. Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Эта стратегия становится необходимой, когда ребенок либо оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии -- изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.

4. Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Социальный педагог, сумевший найти контакт с ребенком, состоящим в неформальном объединении, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности последнего и постепенно привлечь его к просоциальным мероприятиям.

Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента.

Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга.

Консультирование предполагает выход на конкретные проблемы ребенка, причины их возникновения и совместную работу по их переосмыслению. Основой социально-терапевтического воздействия является оказание помощи и поддержки в решении проблем ребенка. Социальная терапия может проходить на индивидуальном уровне на основе непосредственной работы с клиентом в зависимости от специфики сложившейся ситуации, особенностей его личности и предполагает опосредованные пути воздействия на работу с окружением клиента, со средой, препятствующей или затрудняющей его социальное развитие. Социальная терапия включает и метод, который условно называется «привлечение и увлечение детей». Он заключается в том, чтобы заразить ребенка какой-либо идеей, вызвать у него желание участвовать в предлагаемых мероприятиях, отводя ему при этом активную роль. Некоторые исследователи выделяют в качестве одного из методов индивидуальную трудовую терапию. Предполагается, что в процессе трудовой деятельности ребенок сумеет найти способы самореализации, отвлечься от бессмысленного времяпрепровождения, заработать деньги на повседневные нужды. Социальная терапия может проходить и на групповом уровне. Среди групповых форм социальной терапии особенно известны тренинги личностного роста, саморегуляции, ролевого поведения, различные виды игровой терапии, музыкальные ринги и дискотеки, посиделки. Социальный педагог совместно с детьми организует музыкальные вечера и дискотеки и ставит педагогические задачи, направленные на развитие навыков общения, культуры поведения во время проведения массовых мероприятий.

Глава II. Организация социально-педагогической работы по профилактике аддиктивного поведения учащихся в образовательном учреждении

2.1 Констатирующий эксперимент

Цель эксперимента: Проведение психологического тестирования, с целью определения у подростков признаков аддиктивного поведения.

Задачи эксперимента:

1. Определение ориентировочного уровня потребления психоактивных веществ (алкоголя, табака); знаний о них; навыков отказа от них; поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя.

2. Диагностика личности подростков (выявление аномальных черт характера, особенностей самооценки и т.д.).

В эксперименте участвовали 24 подростка, учащиеся 7 класса средней школы №37 г. Обь, Новосибирской области.

Для определения знаний подростков о психоактивных веществах, навыков отказа от них, поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя нами была использована методика, специально разработанная психологами для подростков «Проверь себя».

Инструкция: Мы предлагаем тест, который поможет тебе заранее определить, насколько опасны для тебя никотин, алкоголь, наркотики и оценить свои силы, чтобы бороться с ними. Выбери один из вариантов ответа.

1. Как ты относишься к «голубому дымку»?

а) Курильщик отравляет помещение и превращает всех окружающих в пассивных курильщиков.

б) Каждый должен решать сам, где и сколько курить.

в) Курить можно лишь в строго отведенных местах.

2. Скоро экзамен, ты нервничаешь. Твой приятель предлагает тебе «успокаивающую» таблетку. Возьмешь или откажешься?

а) Возьму, если я совсем в «ауте».

б) Не возьму, потому что я боюсь, что не смогу достать в следующий раз такую же, а привычка появится.

в) Не нуждаюсь в искусственном «успокоении».

3. На вечеринке по кругу идет «травка». Твои друзья затягиваются, а ты?

а) Разок попробую.

б) Нет, лучше уйду.

в) Вдоволь посмеюсь над дураками.

4. Собралась веселая компания. Ты немного опоздал, все уже хорошо выпили. Твои действия?

а) Выпью, чтобы «догнать» друзей.

б) Мне не слишком нравится, когда хорошее настроение зависит от алкоголя.

в) У меня и без выпивки хорошее настроение.

5. Есть мнение, что сами наркотики не опасны, нужно только знать, как с ними обращаться. Как ты думаешь?

а) Так думает только идиот.

б) Верно, если наркотики несильные.

в) Я всегда могу остановиться.

6. Некоторые говорят, что «крутая» музыка и наркотики неразделимы.

а) Можно слушать музыку и без наркотиков.

б) После «дозы» музыка вообще не воспринимается.

в) Все музыканты что-нибудь да принимают.

7. Твой приятель просит в долг денег, он колется. Твои действия?

а) Я все равно дам ему взаймы.

б) Ни за что!

в) Дам, если буду знать, для чего ему нужны деньги.

8. Ты ужасно влюблен. Однако, твоя подружка не прочь пропустить рюмку-другую. Твоя реакция?

а) Почему бы и нет?

б) Запрещу ей это делать.

в) Брошу!

Интерпретация результатов:


А
Б
В
1
10
0
5
2
5
0
10
3
0
10
5
4
0
10
5
5
10
0
0
6
10
5
0
7
0
10
5
8
0
10
5

0-0 очков - подростки, имеющие опыт употребления психоактивных веществ или склонные к употреблению.

25-30 очков - подростки, не имеющие стойкой позиции относительно психоактивных веществ, поддающиеся на уговоры окружающих.

50-80 очков - подростки имеющие отрицательную позицию в отношении психоактивных веществ.

Для определения самооценки нами была использована методика «Самооценка» (см. приложение 1).

При изучении психологических особенностей подростков использован тест Кеттела Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. С. 247.

. (см. приложение 2).

Результаты констатирующего эксперимента:

Тест Кеттела

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1. Лена К.
3
2
7
4
3
2
8
9
8
3
8
2. Петр М.
4
3
7
3
4
3
4
7
8
2
8
3. Влад С.
7
6
5
5
6
7
5
6
7
6
7
4. Миша П.
3
2
8
2
3
3
6
10
9
3
9
5. Ира С.
8
7
5
6
8
8
6
3
4
7
2
6. Вадим Г.
2
5
4
3
2
3
8
4
3
3
3
7. Миша О.
3
3
7
3
2
2
7
3
4
2
2
8. Игорь К.
4
6
4
3
3
4
5
6
4
3
4
9. Лена Ф.
7
6
3
6
6
5
7
3
5
6
3
10. Саша В.
5
3
4
7
5
5
7
3
2
4
3
11. Влад Г.
7
8
2
7
7
6
6
2
2
7
2
12. Катя М.
6
8
2
8
8
7
8
2
3
6
3
13. Оля А.
3
3
9
4
4
4
3
8
8
2
7
14. Нина Ф.
5
5
6
4
4
4
5
4
4
4
3
15. Алёша О.
5
7
6
5
6
5
5
3
2
5
4
16. Дима З.
8
7
3
7
9
10
8
3
2
7
4
17. Надя К.
7
7
2
7
8
8
9
2
4
8
3
18. Юля Я.
3
2
8
4
4
5
2
9
10
4
8
19. Ната У.
3
3
9
3
3
3
4
9
9
3
8
20. Алёша П.
2
3
9
3
2
3
4
10
8
3
10
21. Таня П.
9
8
2
8
9
8
6
2
3
9
2
22. Никита Ч.
6
5
4
7
5
5
8
3
3
6
4
23. Вика Л.
5
5
4
6
6
7
7
4
4
6
3
24. Лена Д.
5
7
5
6
7
8
7
3
4
5
3

Тест «Самооценка»

Низкий уровень самооценки
2 человека
8,33%
Ниже среднего уровень
8 человек
33,33%
Средний уровень самооценки
8 человек
33,33%
Выше среднего
2 человека
8,33%
Высокий уровень
3 человека
12,50%
Неадекватно высокий уровень
1 человек
4,16%

Тест «Проверь себя»

Подростки с опытом употребления ПАВ
8 человек
33%
«Группа риска»
9 человек
38%
Подростки с отрицательной позицией
7 человек
29%

По тесту «Проверь себя» мы получили, что опыт употребления ПАВ имеют: Миша О., Вадим Г., Ната У., Алёша П., Лена К., Миша П., Игорь К., Саша В.

При изучении психологических особенностей с использованием теста Кеттела, установлено, что у подростков, склонных к аддиктивному поведению отмечаются: несформированность эмоционально-волевой сферы, тревожный тип личности, для которого характерны сниженная общительность, неуверенность в себе, повышенная чувствительность, напряженность, социальная робость, а также высокий уровень стрессового напряжения, высокий нейротизм и низкая экстравертированность.

По результатам констатирующего эксперимента, подростки были разделены на две равные группы (по 12 человек) - экспериментальную и контрольную. В экспериментальную группу были отобраны подростки, личностные характеристики по тесту Кеттелла которых свидетельствовали о возможности развития у них аддикции (низкий уровень благоразумия, самоконтроля, высокий уровень эмоциональной возбудимости). Принимались во внимание результаты по тесту «Проверь себя» (отбирались дети с опытом употребления ПАВ и из «группы риска») и тесту «Самооценка» (отбирались дети с неадекватным уровнем самооценки).

В формирующем эксперименте участвовали только подростки из экспериментальной группы.

п/п
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1
Лена К.
Влад С.
2
Петр М.
Ира С.
3
Миша П.
Лена Ф.
4
Вадим Г.
Влад Г.
5
Миша О.
Катя М.
6
Игорь К.
Алёша О.
7
Оля А.
Дима З.
8
Нина Ф.
Надя К.
9
Юля Я.
Таня П.
10
Ната У.
Никита Ч.
11
Алёша П.
Вика Л.
12
Саша В.
Лена Д.

2.2 Формирующий эксперимент

В рамках формирующего эксперимента была разработана программа работы с подростками аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях.

При разработке программы мы основывались на том, что любое поведение имеет не только негативные, но и позитивные для личности стороны. Так, употребление алкоголя подростками может, кроме негативных последствий, преследовать и позитивные цели, такие как включение в среду сверстников, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения. Курение, алкоголизация, сексуальная распущенность могут быть инструментами налаживания отношений со сверстниками, своеобразной социализацией. Поэтому при реализации нашей программы профилактики (как первичной, так и вторичной) различных видов поведения риска следует помнить, что эти виды поведения выполняют важные для подростков функции, их невозможно просто устранить. Необходимо предложить альтернативные виды поведения, удовлетворяющие их потребностям, то есть изменить форму поведения, оставив прежними цели развития.

Принципы построения программы:

1. Многофакторность воздействия на личность подростка и окружающую его социальную среду.

2. Формирование группы подростков, которые смогли бы выполнять социально-поддерживающие функции для остальных членов группы.

3. Обсуждение результатов и эффективности работы программы, выявление ошибок, проблем и путей их преодоления.

4. Добровольность участия в программе.

5. Конфиденциальность сведений об участниках программы.

Цель программы: Профилактика аддиктивного поведения у подростков.

Задачи:

1. Формирование жизненных навыков, обеспечивающих отказ детей от приобщения к любым психоактивным веществам, включая умение эффективно строить общение и взаимодействие с людьми, принимать ответственные решения.

2. Воспитание позитивной самооценки, осознание наличия собственных ценностей в этой жизни.

3. Наличие некоторых сведений о психоактивных веществах.

Реализация поставленных задач осуществляется через применение социально-педагогических занятий, способствующих перенесению положительного опыта участников в реальную жизнь.

Целевая группа: Подростки, учащиеся общеобразовательных учреждений.

Данная программа включает следующие методы работы:

1. Психологическая коррекция:

а) социально-психологический тренинг общения;

б) тренинг сензитивности;

в) телесно-ориентированный тренинг.

2. Драматическая психоэлевация (воздействие театральными приемами; проигрывание сложных, подобных жизненным, общих ситуаций).

3. Разминки (речевые, двигательные, голосовые).

В создании данной программы использовались и адаптировались некоторые приемы группового тренинга Трошихиной Е.Г. Тренинг развития жизненных целей. /Под ред. Трошихиной Е.Г. - СПб.: Речь, 2001. - 216 с., и Сидоренко Е.В. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2003. - 374 с. Большую пользу дали материалы из книги Гарифуллина Р.Р. «Скрытая профилактика наркомании».

Для проведения занятий необходимо помещение, которое позволит работать в круге и выполнять двигательные упражнения, иметь возможность рисовать как за столами, так и лежа на полу.

Работа проводилась на базе средней школы № 37 г. Обь, Новосибирской области, в кабинете школьного психолога. В кабинете есть следующее оборудование:

· школьная доска;

· парты и стулья;

· кресла;

· ковер;

· книжные шкафы;

· телевизор;

· видеомагнитофон;

· аудиомагнитофон.

Кроме того, для проведения занятий необходимы следующие материалы:

· бумага для рисования;

· цветная, гофрированная, оберточная бумага;

· старые книги и журналы с картинками;

· ватман;

· краски, кисти, баночки под воду;

· карандаши, фломастеры;

· пластилин;

· ширма;

· одеяло;

· мячик;

· ножницы;

· клей;

· простые карандаши;

· ластик.

Реализовывать работу по данной программе могут подготовленные социальные педагоги и школьные психологи.

В работе участвовали 12 учеников 7 класса:

п/п
Экспериментальная группа
1
Лена К.
2
Петр М.
3
Миша П.
4
Вадим Г.
5
Миша О.
6
Игорь К.
7
Оля А.
8
Нина Ф.
9
Юля Я.
10
Ната У.
11
Алёша П.
12
Саша В.

Социально-педагогическая деятельность по программе осуществлялась 2 раза в неделю с октября по декабрь 2005 года и состояла из 26 занятий по 1 часу каждое (см. приложение 3).

Программа включала следующие занятия (см. приложение 4):

Вводное занятие «Знакомство».

Цель: Знакомство участников между собой и с правилами работы в группе.

Блок 1. Коррекция агрессии (4 занятия).

Цель: Коррекция агрессии

Задачи:

· Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

· Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

· Обучать приемлемым способам выражения гнева.

· Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

· Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

· Развивать способности к эмпатии.

· Расширять поведенческий репертуар ребенка.

· Обрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях.

· Учить брать ответственность на себя.

Блок 2. Развитие межличностного общения (4 занятия).

Цель: Развивать навыки межличностного общения

Задачи:

· Формировать умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение.

· Формировать умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнера.

· Умение снять излишнее напряжение.

· Формировать умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения.

· Формировать умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения.

· Формировать умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.

Блок 3. Снятие мышечных зажимов(4 занятия).

Цель: Развитие у подростка отношения к себе как к самоценной чувствующей индивидуальности через осмысление ощущений тела и сопутствующих переживаний; снятие мышечных зажимов.

Задачи:

· Развитие поведенческой пластичности.

· Расширение диапазона и потенциала движений.

· Формирование положительного образа физического «я».

· Снижение тревожности, возникшей вследствие негативного образа тела.

Блок 4. Подверженность вредным привычкам (4 занятия).

Цель: Профилактика вредных привычек.

Задачи:

· Дать представление о вреде курения, алкоголя и наркотиков.

· Помочь в выработке участниками активной жизненной позиции.

Блок 5. Противостояние чужому мнению(4 занятия).

Цель: Формировать умение противостоять чужому мнению.

Задачи:

· Выработка навыков уверенного поведения.

· Обучение аргументировать свою точку зрения.

· Формирование умения отстаивать свои интересы.

Блок. 6 Поло-ролевая идентификация (4 занятия).

Цель: Формирование правильной поло-ролевой идентификации

Задачи:

· Анализ общих различий мужчин и женщин.

· Своевременное информирование и воспитание положительного отношения ко всем процессам, которые происходят в организме.

Заключительное занятие.

Цель: Подведение итогов работы, вспоминание различных эпизодов и сценок, ориентация участников в материале занятий, помощь во включении опыта, приобретенного в группе в повседневную жизнь.

По окончании работы были сделаны следующие выводы:

Вся программа посвящена одной идее - быть собой и самому строить свою жизнь. С разных сторон обращаясь к осознанию себя, своей жизни, человек приходит к открытию новых значений, отношений, восприятий, условий, что дает жизнь новым возможностям.

В программе мы вместе с детьми двигались от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию близких отношений. Мы обращались к разным сторонам существования участников программы, к их прошлому и к тому, какими они хотят быть и как жить.

2.3. Контрольный эксперимент

Цель эксперимента: Провести повторную диагностику для определения результативности формирующего эксперимента.

Задачи:

3. Определение ориентировочного уровня потребления психоактивных веществ (алкоголя, табака); знаний о них; навыков отказа от них; поведения в ситуациях употребления наркотиков/алкоголя.

4. Диагностика личности подростков (выявление аномальных черт характера, особенностей самооценки и т.д.).

В контрольном эксперименте мы используем те же методики, что и в констатирующем эксперименте:

а) Тест «Проверь себя».

б) Методика «Самооценка».

в) Тест Кеттела.

Результаты контрольной диагностики:

Тест Кеттела

Экспериментальная группа
Лена К.
5
4
5
6
6
5
8
5
5
6
6
Петр М.
5
4
4
5
5
6
8
6
7
5
5
Миша П.
9
9
2
5
9
8
6
4
5
10
3
Вадим Г.
4
3
5
3
2
5
7
8
4
6
8
Миша О.
10
8
5
8
9
10
10
2
3
8
1
Игорь К.
6
5
3
6
5
2
7
1
3
6
2
Оля А.
1
5
6
8
6
6
8
3
5
5
3
Нина Ф.
4
10
5
4
7
5
6
5
2
3
2
Юля Я.
8
5
2
7
7
4
9
2
3
9
3
Ната У.
9
8
3
10
7
8
8
3
1
4
2
Алёша П.
7
9
2
7
9
7
9
2
2
8
1
Саша В.
9
8
2
10
10
9
8
1
2
10
2
Контрольная группа
Влад С.
2
2
8
3
5
3
3
5
9
3
5
Ира С.
6
6
7
5
3
5
6
6
5
4
2
Лена Ф.
5
6
6
5
2
6
4
4
3
6
5
Влад Г.
9
8
5
7
8
8
6
6
4
5
6
Катя М.
5
5
3
8
9
7
5
4
2
6
8
Алёша О.
2
2
7
3
4
4
5
8
8
3
7
Дима З.
4
4
9
3
3
2
3
10
9
5
6
Надя К.
3
3
8
4
3
6
6
9
9
3
9
Таня П.
7
9
5
8
7
7
8
3
5
8
5
Никита Ч.
5
4
5
8
6
4
7
5
3
5
6
Вика Л.
6
5
3
5
3
8
5
3
6
7
8
Лена Д.
6
9
5
4
7
6
9
5
5
3
6

Тест «Самооценка»

Низкий уровень самооценки
0 человек
0,00%
Ниже среднего уровень
1 человек
4,00%
Средний уровень самооценки
12 человек
48,00%
Выше среднего
4 человека
20,00%
Высокий уровень
6 человек
24,00%
Неадекватно высокий уровень
1 человек
4,00%

Тест «Проверь себя»

Подростки с опытом употребления ПАВ
3 человека
10%
«Группа риска»
2 человека
8%
Подростки с отрицательной позицией
19 человек
82%

Проведя констатирующий и контрольный эксперименты, мы получили два набора данных по одним и тем же методикам. Для того чтобы доказать, что наш эксперимент удался, мы должны доказать, что полученные данные действительно достоверно различаются.

В методике «Самооценка» мы сравниваем частотные значения, т.к. результаты представлены в процентах. Для этого мы воспользуемся статистикой, называемой «хи-квадрат критерий» и вычисляемой по формуле:

, где - частоты результатов наблюдений до экспериментов, - частоты результатов наблюдений, сделанных после экспериментов и m - общее число групп, на которые разделились результаты наблюдений.

Полученное нами значение больше соответствующего табличного значения m-1=5 степеней свободы. Следовательно в результате внедрения нашей программы социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения самооценка значимо увеличилась.

В методике «Проверь себя» мы сравниваем частотные значения, т.к. результаты представлены в процентах. Для этого мы также воспользуемся статистикой, называемой «хи-квадрат критерий».

Полученное нами значение больше соответствующего табличного значения m-1=5 степеней свободы. Следовательно в результате внедрения нашей программы социально-педагогической профилактики аддиктивного поведения количество учеников с отрицательным отношением к ПАВ значимо увеличилось.

Итак, сравнив результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе (после занятий) с результатами контрольной группы (где занятия не проводились), мы можем сделать вывод о том, что в экспериментальной группе у подростков улучшилась самооценка, вырос уровень осведомленности о психоактивных веществах, а так же увеличилось число подростков с отрицательной позицией по отношению к ним.

Участие детей в программе было эффективно. Об этом говорят положительные отзывы о программе самих детей и те изменения, которые мы могли наблюдать в них в ходе занятий. Подростки, участвовавшие в программе встали на путь осознания себя, личностных изменений и построения своей жизни. У них появились для этого ресурсы: опыт принятия себя такими, какие они есть, ощущение своей уникальности и любви к себе, чувство полноты жизни.

Таким образом, предлагаемая программа может быть использована для проведения занятий с подростками по профилактике аддиктивного поведения в общеобразовательных учреждениях.

Занятия могут проводиться подготовленными социальными педагогами и школьными психологами. Подготовленный педагог должен иметь представление о целях, задачах и методах профилактического обучения и быть «значимым взрослым» для детей.

Программа ориентирована на заинтересованного педагога, которому представляется возможность, используя знание конкретной детской группы, составить и провести каждое занятие в авторском варианте.

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод о том, что социально-педагогическая работа по профилактике аддиктивного поведения способствует выработке активной жизненной позиции у подростков, основанной на отрицательном отношении к психоактивным веществам.

Заключение

На протяжении веков проблема употребления наркотических веществ не вызывала в обществе такой большой озабоченности, как в настоящее время. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, наркотики использовались в разных культурах для осуществления религиозных обрядов и определенных ритуалов. Во-вторых, употреблением наркотических веществ увлекалось небольшое количество взрослых людей, у которых была осознанная цель их употребления. В-третьих, потребители наркотических веществ не были опасны для общества Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. - №4. - 2001. С. 10..

Для современной наркотизации характерны снижение возрастной границы начала употребления наркотиков и связанная с ними преступность, распространение среди наркоманов опасных инфекционных заболеваний, особенно таких, как ВИЧ/СПИД, гепатиты, увеличение количества смертных исходов из-за в результате передозировки наркотика. Специалисты склонны рассматривать эту проблему не только с медицинской, но и психологической, социальной и культурологической сторон Лушагина И. «Детям риска» требуется помощь // Воспитание школьников. - 1997. - №4..

В связи с вышесказанным изучение проблемы влияния неблагоприятных факторов формирования аддиктивного поведения у подростков имеет большое значение. Учитывая, что до настоящего времени до конца не ясны все аспекты биологических, социальных, психологических факторов, их взаимосвязь в формировании наркозависимости, не менее важное значение имеет причинно-следственная связь в понимании этой проблемы. Для четкого представления причинно-следственной связи проблемы аддиктивного поведения необходимо указать не только на условия и факторы, но и на личностные мотивы наркозависимых.

Истоки ранней наркотизации могут быть самыми разными и определяться как внутренними (индивидуальный характер реакции на алкоголь, отягощенная наследственность, пограничные нервно-психические расстройства, деформированная система интересов и ценностей, внутриличностные проблемы и т.д.), так и внешними (алкогольные традиции семьи, неблагоприятные микросоциальные условия в коллективе, межличностные конфликты и т.д.) причинами. Это подтверждают многочисленные научные исследования Варцалкина В. В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. - Нальчик, 2000. С. 14..

Употребление интоксикантов часто воспринимается как символ взрослости. Многое, что присуще взрослым, постигается таким путем. Курение и кофе также примеры этого. Многие подростки явно демонстрируют употребление интоксикантов и их действия, чтобы показать свою взрослость. Для групп, использующих интоксиканты для своих важных ритуалов, выбор вещества имеет важное символическое значение, так как оно определяет идентичность групп. Выбранное вещество определяет идентичность групп и ее имидж. Различные социальные группы предпочитают собираться вокруг стакана пива, виски, французского вина или трубки с марихуаной. Роль интоксикации как видимого объяснения любого поведения и любых эмоций является общей характеристикой любых наркотических веществ.

Многолетними исследованиями наркомании было обнаружено, что наркозависимость формируется в присутствии трех факторов: наличия наркотика, которому присваивается магическая сила, определенных обстоятельств и внутренней предрасположенности к аффективным недостаткам в индивидуальности субъекта. Наркомания, как этикетка, маскирует глубинные причины тревоги субъекта и его потребности в аффективной зависимости (Балашов П.С, Jean Bergeret). Наркотик оказывает объективное непосредственное воздействие на человека, но его химическая природа недостаточно изучена, чтобы определить расстройства личности. Эти существующие расстройства при приобщении человека к наркогенным веществам активизируются и становятся заметными. По мнению Ж. Бержере, наркомания не больше и не меньше другой неудачи в осуществлении индивидуальных жизненных целей субъекта. В качестве фактора, влияющего на формировании аддиктивного поведения подростков, ученые называют химическое вещество. Свою точку зрения они пытаются обосновать, с одной стороны, с помощью социально-психологических факторов, с другой - внутренних аффективных конфликтов, которые предшествовали зависимости. В этом вопросе индивидуальная психология стремится понять путь, пройденный наркоманом, ссылаясь на требования и запреты или на присутствие или отсутствие чего-либо в среде, где человек вырос, тогда как социальная психология интересуется воздействием группы на самого субъекта. Противопоставление социального фактора внутреннему ошибочно, так как социально-психологическая проблематика вносит свой вклад в индивидуальную психологическую проблематику.

Таким образом, проведя исследование аддиктивного поведения подростков, можно сделать следующие выводы:

1. Большинство наркозависимых начинают употреблять наркотические средства в подростковом и юношеском возрасте.

2. Употреблению наркотиков часто предшествуют табакокурение и употребление алкоголя.

3. Все подростки, независимо от их семейного и социального положения, уровня образования их родителей, находятся в группе риска приобщения к наркотикам.

4. Для формирования наркотической зависимости после первого приема наркотических средств необходимо влияние на подростка целого ряда факторов микросреды, большинство которых имеют социально-психологический характер.

5. Факторы микросреды влияют на подростка только в совокупности с его личностными особенностями.

Список литературы


1.
Абдиров Н.М., Иктынбаев М.К. Подросток в орбите наркотизма: проблемы, предупреждения: Монография. - Караганда, 1997. - 228 с.
2. Баярд Д., Баярд Р. Ваш беспокойный подросток. - М.: Педагогика, 1992. - 316 с.
3. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. - СПб.: ВЕЧЕ, 1998. - 254 с.
4. Березин С.В. и др. Психология ранней наркомании. - Самара, 1997. - 185 с.
5. Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. и др. Наркомании у подростков. - Киев, 1989. - 260 с.
6. Братусь В.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. - М.: Медицина, 1984. - 322 с.
7. Варцалкина В. В. Некоторые психолого-педагогические аспекты антинаркотической пропаганды // Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников. - Нальчик, 2000. - 288 с.
8. Василюк Ф. Е. Психология переживания. - М.: МГУ, 1988. - 310 с.
9. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. -- М.: СК Сфера, 2002. - 266с.
10. Завьялов В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. - Новосибирск: Наука, 1988. - 364 с.
11. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Якина А.С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. - №4. - 1990. С.83-90.
12. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. - М.: Просвещение-АСТ, 1998. - 462 с.
13. Кулаков С.А. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков. - М.-СПб.: Гардарика, 2003. - 470 с.
14. Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при разных типах акцентуации характера у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л.: Мысль, 1989. - 377с.
15. Лозовой В.В. Профилактика наркомании. Школа, семья: Учебное пособие. - Екатеринбург, 2000. - 290 с.
16. Лушагина И. «Детям риска» требуется помощь // Воспитание школьников. - 1997. - №4.
17. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе: Методическое пособие. - СПб.: Гардарика, 1992. - 480 с.
18. Максимова Н.Ю. О склонности подростков к аддиктивному поведению // Вопросы психологии. - №11. - 2001.
19. Милушева Г.А., Найденова Н.Г. О роли микросоциальных факторов в возникновении девиантного поведения у подростков с ранними формами злоупотребления токсикоманическими веществами и алкоголем // Вопросы наркологии. - 1992. - № 3-4.
20. Меньшикова Е.С. Программы профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками для подростков // Семейная психология и семейная терапия. - 1997. - №2. С.88-105.
21. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ (практические рекомендации). - М.: Педагогика, 2001. - 218 с.
22. Муньягисеньи Э. Влияние неблагоприятных фактов микросреды на формирование аддиктивного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. - №4. - 2001.
23. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 3. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
24. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: СК «Сфера», 2001. - 524 с.
25. Организация деятельности центров социальной помощи семье и детям и центров психолого-педагогической помощи населению по предупреждению детской безнадзорности. // Российский фонд социальных реформ. - М.: Просвещение, 2001. - 114 с.
26. Петракова Т.Н., Лимонова Д.Л., Меньшикова Е.С. Ситуационная мотивация потребителей наркотиков у подростков // Вопросы наркологии. - 1999. - №5.
27. Позднякова М. Е. Употребление наркотиков подростками как одна из форм девиантного поведения // Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты / Под ред. Ю.А. Клейберга. - М.: Просвещение, 1998. - 227 с.
28. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б.Орешниковой. - М.: Проспект, 2000. - 362 с.
29. Психологические особенности наркоманов периода взросления / Под ред. С.В. Березина, К. С. Лисецкого. - Самара, 1998. - 258 с.
30. Пятницкая И. Н. Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. - М.: Медицина, 1988. - 163 с.
31. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. - СПб.: Речь, 2003. - 374 с.
32. Склянова Н.А., Юсупова Н.П., Фокина Г.О. и др. Как разработать программу «Здоровье» в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2000. - 116 с.
33. Соловов А.В. Варианты психопатологии у подростков при Джон А. начальных формах клинической зависимости // Школа здоровья. - 2000. - №1. С. 79-82.
34. Тренинг развития жизненных целей. /Под ред. Трошихиной Е.Г. - СПб.: Речь, 2001. - 216 с.
35. Христофорова М.И., Шипицина Л.М. Психологические особенности созависимых семей подростков-наркоманов // Cборник тезисов международной конференции: подросток и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения). - М.: Изд. РГУ - 2001. - 220 с.
36. Черкашина Л.А., Склянова Н.А., Рукавишников А.И. и др. Профилактика наркозависимости в школе: Методическое пособие. Книга вторая. - Новосибирск, 2001. - 278 с.
37. Шабалина В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте. - М.: ВЕЧЕ, 2003. - 384 с.
38. Шереги Ф.Э., Арефьева А.Л. и др. Материалы международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе» (проблемы отклоняющегося поведения). - М.: Изд. РГУ, 2001. - 220 с.
39. Эйдемиллер Э. Г., Куликов С. А., Черемисин О. В. Исследование образа «Я» у подростков с аддиктивным поведением / Психологические исследования и психотерапия в наркологи. - Л.: Наука, 1989. - 248 с.
40. Юдкина А.А. Аддиктивное поведение учащихся: организация профилактической работы // Сибирский Учитель. - Май-июнь 2003. - №3 (27).
41. Я хочу провести тренинг. Пособие для нач и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.