На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Структура и принципы экологического образования. Методы экологического образования школьников в курсе глобальной географии. Изучение опыта работы по экологическому воспитанию с использованием профильного обучения Белгородского лицея-интерната №25.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


http://www.webkursovik.ru/
Введение

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.
Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.
Основное противоречие эпохи, породившее эти проблемы, состоит в том, что человек все больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как все больший круг веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследования и сравнительной ограниченности его физического изменения на базе генетической программы; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды [20].
Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического, биологического) и от разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Необходима переориентация системы ценностей всех окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования.
В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено «создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания».
Существует две тенденции формирования экологического образования: разработка отдельного предмета «экология» и «экологизация» всех учебных предметов. В настоящее время всё более получает поддержку второй подход, поскольку экологические проблемы носят глобальный и междисциплинарный характер. В данной работе рассматривается сущность экологического воспитания в курсе Глобальной географии 11класс. В данном курсе конкретно рассматриваются проблемы геоэкологии как фокуса глобальных проблем. Объектом здесь выступает те явления действительности, которые обуславливают развитие системы экологических представлений и экологическое мировоззрение индивида. В качестве предмета выступает целостный педагогический процесс в рамках изучения курса глобальной географии [20].
Цель данной работы осветить особенности экологического воспитания в курсе глобальной географии. В качестве задач выступают описание элементов структуры педагогического процесса, выделение целей экологического образования и освещение основных вопросов экологического образования, связанных с содержанием курса глобальной географии.
1.Экологическое образование школьников
1.1 Структура экологического образования

Экология и экологическая культура
Буквально слово экология (от греч. oikos) означает «наука о жилище, местообитании». Это слово ввел научный обиход в 1866 году Эрнст Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он стал предметом исследования экологии «связь живых существ со средой обитания»[8].
Современная экология стремится научно обосновать перестройку биосферы в интересах человечества. При этом природные экологические системы невозможно сохранить в первоначальном состоянии, однако нет никаких объективных причин для их неизбежного разрушения.
Социальная экология исходит из целостности социально - природной среды как пространства жизнедеятельности человека и основывается на следующих принципиальных положениях:
1. Единство системы «природа - общество - человек»;
2. Человек - часть природы, и его развитие является фактором изменения природы;
3. Человеческая история - часть истории природы, и её преобразование составляет основу самой человеческой жизни;
4. Развитие новой экологической культуры.
Сущность экологической культуры.
Человек, овладевший экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что история общества есть следствие истории природы, что природа оставляет первооснову становления и существования человека. Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношений человека с природой[7].
Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.

1.2 Элементы школьного образования

Экологические знания рассматривают общество и природу в их взаимодействии. Общественные науки раскрывают цели, которые преследует человек, используя природу, дают характеристику ценностей, на которые человек опирается или должен опираться в своей деятельности. Естественные науки показывают, какие законы действуют в природе независимо от сознания человека. Опираясь на технические науки, человек создаёт новые и совершенствует старые средства воздействия на природу.
Формирование ценностных экологических ориентаций. Экологическое образование включает в себя осознание школьниками разносторонней ценности природы, как источника удовлетворения разнообразных потребностей общества в целом и каждого человека.
1. Система норм и правил отношения к природе. Изучая основы наук, ученик должен осознавать социальные и природные причины, которые диктуют определенные нормы и правила профессионального и индивидуального поведения в окружающей среде. Соблюдение этих норм и правил-есть общественно-необходимый акт, т.к. позволяет сохранить природу для будущих поколений.
2. Умение и навыки по изучению природы и ее охраны. Школа призвана учить школьников как, изучать и охранять природу, оценивать ее состояние пропагандировать экологические знания среди сверстников и взрослых.
3. Содержание экологического образования богато и разнообразно и не может быть развернуто в рамках одного или нескольких предметов. Поэтому педагоги говорят о междисциплинарном характере экологического образования, о том, что каждый предмет имеет свое особое значение в формировании экологической культуры школьников[8].
1.3 Принципы экологического образования

Междисциплинарный подход в формировании экологической культуры школьников. Реализация междисциплинарного подхода требует решения таких проблем, как определение ориентации каждого предмета в общей системе экологического образования, выделение межпредметных связей и обеспечение обобщения межпредметных подходов[11].
Выделение межпредметных связей в экологическом образовании предполагает взаимное согласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний.
Систематичность и непрерывность изучения экологического материала. Системно - структурный подход позволяет отобрать элементы знаний, распределить их в определенной последовательности. Принцип системности обязывает строить экологическое образование, не изолируя его от всей системы образования. Вместе с тем этот процесс должен стать непрерывным, охватывая все этапы дошкольного, школьного и послешкольного образования. Непрерывность процесса экологического образования предполагает согласованность воздействия разнообразных источников знаний и средств информации. Особенно важно это учителю, когда в школьных условиях формируется реальная и психологическая готовность учащихся к решению экологических проблем современности.
Единство интеллектуального и эмоционального начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающейся природной среды.
Становление экологически воспитанной личности в условиях педагогического процесса происходит при условии органического единства научных знаний о природных и социальных факторах среды с чувственным восприятиям, которое пробуждает эстетические переживания и порождает внести практический вклад в её улучшение.
Взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе. Это означает, что анализ конкретных фактов как положительного, так и отрицательного воздействия человека на природу данной местности сочетается с оценкой последствий этих влияний с общегосударственных позиций. Логично включаются в систему представлений учащихся данные, показывающие глобальный характер проблем среды, на имеющих государственных границ и не поддающийся какому - либо административно - территориальному делению. Поэтому многие проблемы окружающей среды могут быть эффективно решены только путем тесного международного сотрудничества[2].
Таким образом, постоянную опору на конкретное явление, факты ближайшего окружения школьника важно сочетать с данными, расширяющими представления учащихся о глобальности экологических проблем.
1.4 Задачи экологического образования

Принципы экологического образования реализуются в практике школы в процессе решения следующих задач.
1. Условие ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе на базе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с её законами.
2. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека.
3. Овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценке состояния окружающей среды и принятия правильных решений по её улучшению, способности предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех трудовой деятельности.
4.Развитие потребности общения с природой, восприятия её облагораживающего воздействия в соответствии с моральными ценностями нашего общества, стремления к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями[7].
Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение вреда или ущерба природе, загрязнение или разрушение окружающей природной среды.
Активизация деятельности по улучшению окружающей природной среды, участие в пропаганде современных идей охраны природы.
В концепции экологического образования сформулированные цели, принципы и задачи имеют определяющее значение в разработке содержания, способов, средств и форм организации процесса, связанного с обучением и воспитанием школьников.
1.5 Экологическое воспитание школьников

Воспитание ответственности за состояние окружающей природной среды.
Ответственность - это категория этики и права. Она отражает социальное и морально-правовое отношение личности к обществу и природе и проявляется в выполнении своего долга и правовых норм.
Ответственность характеризует способность и возможность индивида сознательно выполнять требования и решать задачи, совершать правильный моральный выбор, достигать определенного результата[8].
Особую значимость приобретает экологическое воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде. Целенаправленное воспитание и научное обоснование поведения в окружающей среде необходимы еще потому, что люди, дающие указания без знания дела, решительно вмешивающиеся в то, чего не понимают, даже при благих намерениях могут встать на позицию моральной безответственности. В процессе экологического воспитания предстоит преодолеть такие явления, как частнособственническая психология, пренебрежение к законам и нормам бережного отношения к окружающей природной среде, беспринципное расхищение богатств природы, равнодушие к будущему состоянию среды, угроза здоровью и полноценному отдыху человека.
Ответственное отношение учащихся к природе является не только целью, но и желаемым результатом экологического воспитания в школе. Экологическая ответственность включает в себя понимания человеком ценности своего правильного поведения в окружающей природной среде, осознание природы как национального общественного достояния, умение предвидеть последствия поведения, способности опираться на научные знания при выборе решения по отношению к природе. Отношение к природе служит отражением тех критериев и оценок, которые применяются в общении между людьми. Отношение школьника к природе может служить мерилом его культуры, степени его полноценности, как гражданина, так и человека[8].
Проблема экологического воспитания - это, прежде всего проблема формирования научного мировоззрения школьника, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально значимыми и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей природной среде.
Одним из важнейших элементов мировоззрения являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации - устойчивые социальные установки, которые регулируют цели и намерения и определяют оценочную деятельность ребёнка.
2. Экологическое образование школьников в курсе Глобальной географии

Применительно к школьному курсу географии экологические знания позволяют разъяснить структуру и ценность природы, ее хозяйственное и жизненное значение для человека. На основе усвоенных экологических знаний формируется убеждение в необходимости бережного отношения к окружающей географической среде [3].
География изучает единство и целостность типов местностей (ландшафты, ПТК), а также районов (территориально-производственные комплексы -- ТПК), формирующихся в результате хозяйственной деятельности чело века в определенных социально-экономических условиях общества. Природные территориальные образования различаются по своим размерам и морфологическим особенностям (например, балка, овраг, пойма, склон речной, долины, наконец, геокомплексы и Земля в целом). Многообразие компонентов Земли является жизненной средой человека, источником получения всех необходимых ему средств существования [19].
Отдельные компоненты природного неорганического и органического вещества, а также хозяйственные отрасли ТПК служат предметом изучения ряда наук. География синтезирует и обобщает знания, добытые многими отдельными науками.
Ученые-географы исторически занимались исследованием проблем разумной организации взаимодействия между природой, человеком и обществом, поиском и раз работкой путей разумных решений преобразования природы.
Интегрирующая и синтезирующая роль географии дает основание говорить о близости предмета этой пауки к учению о биосфере В. И. Вернадского. Вопрос о соотношении понятий биосферы и географической оболочки принципиально важен для установления межпредметных взаимосвязей школьных курсов географии и биологии. Обычно освоение природы протекает в пределах того или иного ландшафта как целостного образования. «Каждый ландшафт, -- отмечает Ю. Г, Саушкин, -- есть как бы некий организм, где части обусловливают целое, а целое влияет на все части. Если мы изменим какую-нибудь часть ландшафта, то изменится весь ландшафт». В школе целостность природы раскрывается главным образом в курсе географии. География анализирует все компоненты окружающей среды (природы и деятельности в ней человека), их взаимовлияние друг на друга и причинно-следственные связи между ними. В этом, по нашему мнению, состоит интегрирующая роль географии в экологическом образовании школьников [11].
Современная биосфера подверглась огромному воздействию человека и образовалась под этим влиянием новая сфера Земли, преобразованная человеком, -- ноосфера. Можно сказать, что окружающая нас среда (географическая среда) является частью измененной человеком географической оболочки (биосферы). Природная и преобразованная в результате трудовой деятельности людей окружающая среда относятся к предмету исследования многих естественных и общественных наук, в том числе и глобальной географии
Курс данной дисциплины призван способствовать решению следующих общекультурных задач:
1. овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;
2. формирование глобального мышления в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;
3. развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера, а именно: межнациональных отношений, культуры и нравственности и др.;
4. вооружение учащихся специальными общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
5. правильное понимание места и роли России в мире, специфика проявления глобальных проблем в каждой стране. [15].
Нестандартность глобально-географического подхода (ранее в учебной практике господствовала жесткая «привязка» к какой-либо стране, региону или группе стран) позволяет увидеть много общего в картине современного мира, его взаимозависимость, а это не менее важно, чем региональные особенности. При нынешнем обострении глобальных проблем такой подход кажется вполне оправданным.
Предметом глобальной географии является вся земля в ее многообразии, процессы имеющие глобальный характер, проблемы, которые также приобрели масштабы и значение глобальных.
Глобальная география отличается от других ветвей географической науки прежде всего тем, что имеет «предельный» объект исследования - всю геосферу или географическую оболочку Земли: т.е. литосферу, гидросферу, биосферу и социосферу [3].
Казалось бы, в этом нет ничего уникального: ведь и географы прошлого изучали все эти сферы Земли. Но прежде они являлись одними из многих объектов исследования и изучались лишь попутно. Кроме того, теперь они рассматриваются с позиций выживания человечества, взаимозависимости биосферы и других элементов природы [10].
Глобализация процессов не только порождает широкий планетарный подход. Она диктует междисциплинарный подход. Иной подход к тем процессам, которые идут на Земле невозможен, ибо природное и экономическое, природное и социальное, природное и политическое теснейшим образом переплетены в реальной жизни. И здесь географический взгляд может быть особенно продуктивен, так как география - особая наука, она и естественная, и общественная, и природная, и социальная [3].
К числу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли, обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических качеств планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека [12].
В курсе Глобальной географии рассматриваются проблемы, влекущие за собой ряд последствий экологического содержания.
Курс Глобальной географии делится на 3 части. В первой части рассматривается история современного лика Земли, сравнивается состояние различных ее компонентов в разные временные отрезки. Во второй части происходит знакомство с глобальными проблемами человечества, рассматриваемыми в пространственном аспекте, которые косвенно, но все, же влияют на состояние окружающей природной среды. Третья часть курса фокусируется непосредственно на экологических проблемах планетарного масштаба [1].
В первой части курса происходит ознакомление непосредственно с предметом глобальной географии, ее объектом, методами, целями. Первая тема призвана ознакомить учащихся с предметом, целями и задачами курса глобальной географии. Определить положение глобальной географии в системе наук, рассмотреть классификацию глобальных проблем, методы приемы и подходы дифференциации глобальной проблематики. Во второй теме рассматривается наша планета как место обитания человека, первые шаги к ее освоению, этапы влияния общества на природную среду, стремительное изменение лика Земли, антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Можно сказать, что в этой теме рассматривается взаимная обусловленность истории природы и истории человечества. Следующая тема рассматривает географию человечества, происхождение человека, географию этносов и мировых религий, что готовит почву для дальнейшего рассмотрения демографических проблем которые непосредственно связаны с экологическими проблемами. Темы, рассматривающие политическую анатомию мира и экономическую его дифференциацию предполагают, изучение современного геополитического состояния стран и преследует политико-экономические цели экологического образования [3].
Вторая часть курса рассматривает глобальные проблемы человечества на первый план, среди которых выходят демографические проблемы, проблемы отсталости, продовольственные, энергетические, сырьевые, проблемы Мирового океана, этнический кризис, проблемы здоровья и долголетия человека, которые непосредственно перекликаются с экологическими проблемами глобального характера. Содержание глобальной демографической проблемы заключается в практически не контролируемом росте населения мира, что приводит к деградации окружающей среды из-за скученности населения. Тема, рассматривающая проблемы отсталости стран, направлена на усвоение учащимися сути данной проблемы, причин ее возникновения, географии распространения, но, тем не менее, отмечается тот факт, что географическая среда никоем образом не воздействует на причины отсталости ряда стран, и увязать их как либо между собой маловероятно. Тем не менее, проблема отсталости приводит к снижению государственного контроля за вновь и вновь возникающими экологическими проблемами [3].
В третьей части курса рассматриваются непосредственно сами экологические проблемы глобального плана. Делается актуализация внимания на непосредственное причастие к данным проблемам человека. Рассматриваются проблемы техногенеза, глобального и регионального уров и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.