На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Статья Сущность адресного подхода к процессу обучения, углубленное дифференцирование различия учащихся. Направления деятельности учителя в создании целостной системы воспитания в школе. Четырехшаговая диагностическая методика типологических особенностей детей.

Информация:

Тип работы: Статья. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.02.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога

Прокофьева Т.Н., Прокофьев В.Г.

Деятельность учителя предусматривает его участие в создании целостной системы воспитания в школе, включающей такие направления, как общее развитие детей, формирование у них учебной мотивации и помощь в профориентации. Статья посвящена возможности постепенного освоения педагогом соционических методов при непосредственном внедрении их в педагогическую практику в ключе решения указанных проблем.
Ключевые слова: педагогика, соционика, учебная мотивация, профориентация, адаптация, стиль общения, индивидуальный подход.
«На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями», считают специалисты-педагоги [1]. Прислушаемся к их мнению.
«Потребность в освоении современных потоков информации диктует необходимость учитывать в процессе обучения личностные особенности ученика, в первую очередь его индивидуальную манеру выстраивать функцию целеполагания. Отсюда настоятельная необходимость в разработке методик диагностики явных и скрытых способностей, мотивов, специфики мышления каждого ученика (скорости мышления, типа текущего и стратегического планирования, степень его самоконтроля, уровень притязаний, его соответствие уровню возможностей и т.д.), позволяющих обобщить опыт лучших учителей-практиков и достижения психологической науки. Только наличие подобного рода инструментария позволит осуществить подлинно индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его индивидуального развития, индивидуальной манеры целеполагания». [2]
В настоящее время в России делается упор на проведение эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, о чем сказано в постановлении Правительства РФ от 09.06.03 г. № 334 “О проведении эксперимента по проведению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях”. «Профильное обучение предполагает широкий спектр дифференциации, личностный подход к ученику» [3]. Анализируя опыт различных школ по созданию профильных классов, учителя отмечают, что необходимо создавать условия для детей, способствующие сохранению желания учиться, научить их получать удовольствие от учебной деятельности, а не посещать школу по принуждению. Ведь, если не заставлять ребенка учиться, а грамотно мотивировать его к этому, то можно рассчитывать разорвать порочный круг: плохая подготовка к занятию - неудовлетворительный результат - заниженная самооценка - слабая мотивация - плохая подготовка к занятию…
Современные педагоги стремятся сделать процесс обучения и воспитания гуманным, обращенным к ученику. Для этого необходимо увидеть личность каждого ребенка, помочь ему в познании себя. Адресный подход помогает детям раскрыть все свои внутренние силы и возможности, создает необходимые условия для свободного гармоничного развития личности. Деятельность учителя предусматривает его непосредственное участие в создании целостной системы воспитания в школе, включающей такие основные направления, как
· Общее развитие детей.
· Формирование у них учебной мотивации.
· Помощь в профориентации учеников выпускных классов.
Учет типологических особенностей детей может расширить возможности педагога в решении этих задач. Поэтому первый и очень важный этап в такой работе - серьезная диагностика учащихся.
В настоящей статье предлагаются основы методики типологической диагностики, рассчитанной на использование педагогами и школьными психологами в учебном процессе. Методика состоит из нескольких последовательно идущих шагов, каждый из которых обеспечивает педагога новой дополнительной информацией о его подопечных, позволяет все более углубленно дифференцировать их различия и создает базу для продуманного, адресного подхода к каждому ребенку.
Четырехшаговая диагностическая методика типологических особенностей детей

Шаг 1. Начать лучше всего с определения признака «Логика-этика», наметив подход к ребенку: гуманитарный или технический. Как это сделать, можно, например, прочитать в [7]. Поскольку в определении одного признака легко ошибиться, то рекомендуем на первом этапе не делать далеко идущих выводов. Понаблюдайте, присмотритесь, как чаще ребенок общается: суховато (логик) или эмоционально (этик)? Склонен ли он заплакать из-за оценки, попросить спросить его еще раз (этик) или предпочитает доказывать свои способности делом (логик)?
Шаг 2. Определяем группу признаков «Стили коммуникации» («Стили общения»), которая поможет найти индивидуальный подход в общении с ребенком. Эта группа строится на признаках «Логика-этика» и «Экстраверсия-интроверсия», она содержит четыре стиля:
1. Обмен информацией. Интроверты-логики. «Хладнокровные».
2. Обмен предложениями делового сотрудничества. Экстраверты-логики. «Деловые».
3. Обмен эмоциями. Экстраверты-этики. «Страстные».
4. Обмен знаками душевной привязанности. Интроверты-этики. «Душевные». Группа строится по следующей схеме.
Экстраверсия
Уступчивые Упрямые
Логика
Обмен предложениями делового сотрудничества
Обмен эмоциями
Этика

Обмен информацией
Обмен знаками душевной привязанности

Упрямые Уступчивые

Интроверсия

Схема 1. «Стили общения»

Если с признаком «Логика-этика» Вы уже определились, то теперь Вам нужно определить у ребят признак «Экстраверсия-интроверсия». Активен ребенок (экстраверт) или предпочитает молчать, пока его не спросят (интроверт)? Стремится повести других за собой (экстраверт) или в основном выполняет свои обязанности (интроверт)? В [7] подробно описаны проявления этого признака в поведении и речи.

Для «Стилей коммуникации» существует проверочный признак, так называемый в соционике «Уступчивые - упрямые». Он связывает типы личности, расположенные на схеме по диагонали друг к другу. Диагностика этого признака возможна при анализе следующих наблюдений: дал ли ластик соседу (уступчивый)? Затрудняется ли сам попросить (упрямый)? Внимателен ли к своим потребностям, к чужим (уступчивый)? Учитывает ли ресурсы, свои, чужие (упрямый)? Для помощи в диагностике данного признака предлагаем следующую таблицу.

Уступчивые
Склонны уступить, согласиться, не вступать в противостояние.
Не склонны бороться, лучше договориться. Склонны избегать столкновений.
Пропускают человека вперед в дверях, даже если он ниже по рангу.
Легче согласиться, чем отказать.
Свои вещи и деньги в долг дают охотно, могут и не напоминать долго, чтобы вернули.
Характерные жесты - «отдающие».
«Уйти, чтобы остаться». «Заберите, только отстаньте». «Людям же тоже надо». «Главное - чтобы было все хорошо (спокойно; без борьбы)».
Старается создать достаток потребляемых ценностей, сделать их доступными.
«Если ему надо, то дам».
Сделать самому работу, легче чем поручить другому.
Упрямые
Встречая препятствие, выступают ему навстречу, оказывают сопротивление.
Не склонны уступать. Лучше отстаивают свою точку зрения, свои интересы.
При равном статусе проходят первыми, не пропускают других.
Легче отказать, чем согласиться.
Свои вещи не любят давать другим, даже на время. В долг стараются не давать.
Характерные жесты - «прибирающие к себе».
«Лучшая оборона -- нападение». «Мое!». «Чужой земли мы не хотим ни пяди, но и своей -- вершка не отдадим». «Я же тоже хочу».
Уверен, что следует начать с перевоспитания потребностей.
«Если захочу сам, то отдам свое, даже на совсем».
Сам за других делать не будет. Даже думать за других не будет, например, при просьбе посоветовать.
Получившиеся в результате группы показывают, какой стиль общения (коммуникабельности) предпочитают люди с теми или иными типами личности. Предлагаем педагогу в общении с каждым ребенком попробовать применить каждый из 4-х «Стилей общения» и посмотреть, на какой ребенок лучше отзывается.
1. Обмен информацией. Интроверты-логики. «Хладнокровные». Общение понимают как обмен недостающей информацией объяснительного характера, обмен сведениями, фактами. Предпочитают просто сообщать какую-либо информацию, не окрашивая ее эмоционально. Послушать и рассказать что-нибудь интересное. Не уверены в своих чувствах и поэтому очень сдержанны в эмоциональных проявлениях. Наименее общительная категория людей. Такая коммуникабельность ничего бы не потеряла, если бы осуществлялась лишь в письменном виде.
Примеры:
§ «Завтра обещали снег с дождем».
§ «2х2=4».
§ «Знание - сила».
2. Обмен предложениями делового сотрудничества. Экстраверты-логики. «Деловые». Общение эти социотипы понимают как деловое сотрудничество, приглашение к совместному действию. Предпочитают предлагать что-то сделать, а не передавать информацию просто так. Говорить по делу. Контактны в деловом общении. Их эмоции направлены на результаты работы. Этот стиль можно назвать активным ожиданием чувств. Деловые типы рассчитывают встретить своего избранника или избранницу среди вереницы дел.
Примеры:
§ «Сегодня обещали дождь. Возьми с собой зонт».
§ «Путь длиною в 1000 миль начинается с первого шага».
§ «Сделай шаг!»
3. Обмен эмоциями. Экстраверты-этики. «Страстные». Общение понимают как обмен эмоциями, как своеобразное «плавание» в бурном потоке жизни. При общении передают скорее те эмоции, которые у них вызывает информация. Обмен разнообразными эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Уверены в своем отношении к другому человеку и не боятся открыто проявлять свои симпатии и антипатии. Их позиция в общении - активный поиск чувств. Наиболее общительные в неформальных контактах типы.
Примеры:
§ «Брр! Ну и промокла же я!»
§ «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
§ «Ура! Мы победили!»
4. Обмен знаками душевной привязанности. Интроверты-этики. «Душевные». Обмен сочувствием, «нравится - не нравится». Делают упор на передачу своего отношения к объекту, действию или информации. Важно понять отношение и показать (или скрыть) его. Обладают скрытым миром душевных переживаний и отличаются прочными, хотя и не демонстрируемыми при посторонних душевными привязанностями. Для них характерна средняя степень коммуникабельности - общительность в кругу знакомых и родных. Пассивный поиск чувств: уверенно выбирают импонирующего им партнера, но как интроверты выражают свою готовность к этическим контактам, подавая какие-либо косвенные сигналы.
Примеры:
§ «Главное не промокни, солнышко»
§ «Под управлением любви».
§ «Чтоб что-нибудь осталось для души».
Предлагаем педагогу отвести на определение этих признаков у всего класса приблизительно два месяца. За это время можно провести несколько классных мероприятий, которые позволят ребятам проявить себя, раскрыться ярче. Старшеклассникам можно предложить написать небольшое сочинение на одну из тем, позволяющих раскрыть и обозначить свои предпочтения в «Стилях общения». Младшим классам можно предложить составить рассказ по картинкам на тему общения.
Не торопитесь с выводами и не подгоняйте себя, диагностика личностных качеств - дело не простое. Многократно проверяйте и перепроверяйте то, что у Вас получилось, ведь сделанные выводы должны помочь ребенку, но ни в коем случае не навредить. Если Ваши наблюдения показали, что ученик предпочитает общаться преимущественно, например, в «Деловом стиле», проверьте по своим записям, определили ли Вы у него «Экстраверсию», «Логику», «Уступчивость». Если все признаки совпали - скорее всего, диагностика прошла успешно. Если какой-то из признаков или два из них не укладываются в предполагаемый стиль, необходимо перепроверить наблюдения в других условиях.
Эта кропотливая работа даст свои результаты, которые можно будет использовать в течение всего дальнейшего времени обучения. В Ваших руках появляется индивидуальный подход к общению с ребенком, способный работать на протяжении всех лет его обучения в школе.
Шаг 3. Если вы справились с этой задачей и хотите двигаться дальше, то в качестве следующего инструмента предлагаем Вам освоить мотивацию ребят к учебе.
Стимульные группы или группы мотивации к деятельности включают уже знакомый нам признак: «Экстраверсия-интроверсия», а также два новых: «Интуиция-сенсорика» и «Беспечность-предусмотрительность».
Интуиция
Беспечные Предусмотрительные
Экстраверсия
«Уникальность»
«Личный интерес»
Интроверсия
«Престиж, статус»
«Благосостояние»

Предусмотрительные Беспечные

Сенсорика

Схема 2. «Стимульные группы»

Об определении признака «Интуиция-сенсорика» можно прочитать в [7]. Обратите внимание также на взгляд ребенка: мечтательный (интуит) или направленный на конкретные предметы (сенсорик)? На позу: опирается ли он, когда стоит, на стул, на парту (интуит) или стоит твердо и уверенно (сенсорик)? Необходимо помнить, что нет хороших или плохих типов. У каждого типа есть свои сильные и слабые стороны, каждый человек лучше проявляется в чем-то своем.

Проверочный признак - «Беспечность-предусмотрительность». Если ребенок забывает пенал, дневник - это еще не повод считать его неорганизованным. Возможно, он принадлежит к группе «Беспечных». Определить этот признак Вам поможет следующая таблица.

Беспечные
Для беспечных важны ощущения и возможности.
Ориентируются на месте, "всего все равно не предусмотреть". Более внимательны к текущей ситуации.
Собираются в поездку, путешествие долго, составляет себе список необходимого, чтобы не упустить что-то.
Не уверены, что не забыли что-то из мелочей. Относятся к этому легко: «Забуду, так куплю на месте».
Себя и других оценивают по всевозможным запасам, как средств производства, так и информации.
Или совсем не планируют, или разрываются, чтобы все запланированное выполнить в срок. То, как используют время, определяется ситуацией, а не планом. «Упремся - разберемся».
Беспечные ориентируются по месту, по ситуации.
Предусмотрительные
Для предусмотрительных важнее планирование и волевые качества.
Чаще проявляют осторожность, пытаются представить себя в разных ситуациях, подготовиться к ним.
Четче и быстрее собираются в поездку, путешествие.
Держат нужные мелочи в памяти, не отвлекают внимание от них. Обычно не забывают необходимое: «У меня все собрано».
Оценивают по количеству подчиненных людей и пригодных для использования вещей. И по умению планировать.
Внимательны к плану и к расстановке сил. Меньше надеются на собственные возможности. Хуже используют возможности ситуации. «Упрусь, но сделаю, как запланировал».
Предусмотрительным важнее продумать, что и как будет.
«Стимульные группы» можно отличить по манере поведения.
1. Настрой на уникальность. Интуитивные экстраверты. Развиваются в нетрадиционных или постоянно обновляющихся сферах деятельности с расширяющимся кругом контактов, что включает в себя новые необычные начинания, фундаментальные открытия и изобретения в любых областях, возможность быть первопроходцем, распространять нетрадиционные учения и формы жизни. Включаются в работу стимулом уникальности: необычностью, перспективностью задачи, ее интеллектуальной сложностью и увлекательностью, далеко идущими и масштабными последствиями предлагаемых проектов в случае их осуществления. Эти типы могут доставлять немало беспокойства учителю своей «нестандартностью», желанием выйти за рамки привычного. Из их среды выходит большинство интеллектуальных лидеров своего времени - первооткрывателей, основателей новых наук (логики) или идейных вдохновителей вновь рождающихся течений общественной мысли (этики). Главное для педагога, работающего с интуитивными экстравертами, - не нивелировать их, не препятствовать их поискам, давать им возможность высказывать свои теории и даже спорить с учителем.
2. Настрой на престиж, статус. Сенсорные экстраверты. Успешно реализуют себя в деятельности практического характера с расширяющимся кругом контактов, что означает стремление к власти, влиянию, заметному социальному положению, авторитету среди возможно большего круга людей. Включаются в работу стимулом статуса, престижным положением в обществе, успешным продвижением по службе, вниманием и уважением. Эти люди чаще всего обращают на себя внимание в большинстве групп. Практика показывает, что не менее половины руководителей учреждений, организаций и крупных предприятий относятся именно к этой стимульной группе. Главное, на что должен обращать внимание учитель, если у него есть такие учащиеся, - это необходимость поручать им решение задач, приближенных к практике. Объяснение задания при этом должно быть очень наглядным, с большим количеством примеров и практических упражнений, выполняя которые ученик чувствовал бы возможность достижения успеха. По отношению к учащимся таких типов важно уйти от теоретизирования и «книжных» знаний, сделать обучение максимально приближенным к практике.
3. Настрой на личный интерес. Интуитивные интроверты. Самоценность, вовлекающая в продуктивную деятельность интуитивных интровертов, включает в себя личное любопытство, глубокий внутренний интерес к предмету или методам труда, положительную субъективную оценку решаемой задачи. Развиваются в нетрадиционных либо обновляющихся областях деятельности с постоянным кругом контактов. Включаются в работу, когда им предоставляют возможность заниматься тем, что значимо лично для них и в привычном для них темпе. Внутренний мир идей - это самое дорогое, что у них есть и ради чего они станут тратить силы. Поэтому предлагаемые им задачи должны быть обязательно в той или иной степени связанными с интересующими их воззрениями или приемами работы. Самые глубокие идеи рождаются в голове типов именно этой стимульной группы. Поэтому учителю следует позволять им спокойно заниматься их любимым делом. Стимулы престижа, власти, благосостояния и даже приоритета и интеллектуального лидерства на них действуют.
4. Настрой на благосостояние. Сенсорные интрове и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.