На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Психологическое изучение детской одаренности и разработка психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей. Понятие способностей, их развитие. Одаренность как психологический феномен, способность и одаренность в детские годы.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии труда и инженерной психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КРЕАТИВНОЙ ПСИХОПЕДАГОГИКЕ НА ТЕМУ:
«СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ»
Проверил:
_____________________
(оценка дата роспись)
Выполнил:
____________________
(дата сдачи роспись)
Красноярск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. ИХ РАЗВИТИЕ
2.ОДАРЕННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.
3.СПОСОБНОСТИ И ОДАРЕННОСТЬ В ДЕТСКИЕ ГОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
способность одаренность педагогический обучение
ВВЕДЕНИЕ
До недавнего времени в нашей стране уделялось достаточно мало внимания психологическому изучению детской одаренности и разработке психолого-педагогических вопросов обучения и воспитания незаурядных детей. В соответствии с господствовавшей идеологией считалось, что все дети равны и нет причин выделять особо способных детей, так как у каждого ребенка могут быть сформированы при соответствующем обучении необходимые качества. И только с демократизацией общества данная проблема стала вызывать интерес и необходимость поиска ее решений.
Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования.
В развитие отечественной психологии по проблеме способностей и одаренности внесли большой вклад работы Л.С. Выготского, Б. М. Теплова, Н.С Лейтеса, Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы способностей и одаренности в детские годы, а также раскрытие различных точек зрения и подходов к ее решению.
1. ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ. ИХ РАЗВИТИЕ
Способности определяются как такие индивидуально - психологические особенности субъекта, которые выражают его готовность к овладению различными видами деятельности и их успешному выполнению, являясь при этом условием их успешного выполнения [7].
Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».
«Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводиться к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [8].
Согласно мнению Н.С. Лейтес, способности являются продуктом истории, так как их всегда соотносят с тем, какие социально значимые виды деятельности сложились в данный момент времени. Иначе говоря становление тех или иных способностей происходит на основе того опыта, который был накоплен поколениями людей [3].
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни.
Маклаков А. Г. в развитии способностей выделил несколько этапов. Первый этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Данный этап приходится на период от рождения до шести-семи лет и характеризуется совершенствованием работы всех анализаторов, развитием и функциональной дифференциацией отдельных участков коры головного мозга. Это в свою очередь создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.
В это же время начинается становление и развитие специальных способностей, которое продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.
Следует отметить огромную роль для первоначального развития специальных способностей различного рода детских игр. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.
Кроме этого существенное влияние на развитие специальных способностей оказывает учебная и трудовая деятельность.
Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, получение нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов [4].
Таким образом, основой развития тех или иных способностей являются отношения между личностью ребенка и окружающей его социальной средой. Выготский Л.С. отмечал, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода. Именно она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, на котором социальное становиться индивидуальным» [2].
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что автор называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо метшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.
Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения.
В любом случае прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С. Л. Рубинштейн следующим образом сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей» [4].
Таким образом, способности - это не просто индивидуальные особенности, это, прежде всего, основа развития гармоничной личности, стремящейся к совершенствованию. Не просто наличие способностей, а именно их развитие способствует становлению человека и как личности, и как и профессионала в определенном виде или видах деятельности.
2. ОДАРЕННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Определение «Одаренность» имеет множество трактовок. Среди которых можно отметить следующие. Одаренность - это:
1) Качественно своеобразное состояние способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности;
2) Общие способности или общие моменты способностей, обуславливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;
3) Умственный потенциал или интеллектуальная, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4) Своеобразие природных предпосылок способностей;
5) Талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности [7].
Существование различных подходов к пониманию одаренности, прежде всего, обусловлено многосторонностью данного феномена.
В настоящее время достаточно широкое распространение получила «Рабочая концепция одаренности», изложение в которой понимания одаренности в значительной степени расходится с привычным представлением об одаренности как высоком уровне развития конкретных (прежде всего умственных) способностей ребенка: одаренность трактуется как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал.
Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность [1].
В разработке «Рабочей концепции одаренности» приняли участие ученые, представители Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В состав авторского коллектива вошли: к. п. н. Ю.Д. Бабаева, д. п. н., проф. Д.Б. Богоявленская, д. п. н, чл.-корр. РАН, проф. А.В. Брушлинский , д. п. н., проф. В.Н. Дружинин , д. п. н., проф. И.И. Ильясов, к. п. н., доц. И.В. Калиш, д. п. н., проф. Н.С. Лейтес, д. п. н., действ. член РАО, проф. A.M. Матюшкин, д. п. н. А.А. Мелик-Пашаев, д. п. н., чл.-корр. РАО, проф. В.И. Панов, к. п. н. Д.В. Ушаков, д. п. н., проф. М.А. Холодная, д. п. н., действ. член РАО, проф. В.Д. Шадриков, к. п. н. Н.Б. Шумакова, к. п. н. B.C. Юркевич.
Согласно «Концепции» одаренность -- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок рассматривается как ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [1].
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности -- это всегда результат сложного взаимодействия наследственности, то есть природных задатков и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Так, например, Лейтес Н.С. отмечает: «Способности и одаренность формируются в ходе жизни, благодаря усвоению общественного опыта, и этот процесс неотделим от собственной активности растущего человека. В ходе жизни, в деятельности у ребенка р и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.