На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Проблема контроля, проверки и оценки на уроках практического труда в начальной школе. Знания, умения, навыки младших школьников по курсу Трудовое обучение. Анкетирование детей и организация эксперимента на уроке. Методические рекомендации для учителей.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


51
3
Московский городской педагогический университет
педагогический факультет
кафедра теории и методики дошкольного и начального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Способы контроля, проверки и оценивания знаний, умений и навыков по курсу «Трудовое обучение» в 1-ом классе
Студент -
IV курса 1 гр. н/о, дн/о
Леонова Т.Н.
Научный руководитель-
профессор
Конышева Н.М.
Москва
2003
Содержание

Введение
Глава I. Проблема контроля, проверки и оценки на уроках практического труда в начальной школе
§1. Знания, умения, навыки младших школьников по курсу «Трудовое обучение»
§2. Сущность контроля и проверки
§3. Методы и способы контроля и проверки по курсу «Трудовое обучение» в современной отечественной начальной школе.
§4.Организация и условия оценивания ЗУН первоклассников по курсу «Трудовое обучение», не вызывающие психологической напряжённости у учащихся
Глава 2.Организация, методы и результат исследования
§1.Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса.
§2. Организация и проведение констатирующего эксперимента на уроке трудового обучения в 1-ом классе: контрольная работа.
Глава III. Методические рекомендации для учителей. Примерные варианты контрольных работ по трудовому обучению в первом классе.
§1. Организация контрольной работы.
§2. Примерные варианты контрольных работ для 1 класса по трудовому обучению
Заключение.
Литература.
Приложение1.
Приложение2
Введение

Цель трудового обучения - общее развитие детей специфическими средствами, присущими данному предмету. Труд, как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором, так или иначе, участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: как воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), так и моторные (исполнительные функции).
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей. Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Различные операции развивают те или иные психофизиологические функции ребёнка не в одинаковой мере, но внимание развивается при любых движениях.
Практическая деятельность на уроках трудового обучения позволяет каждому ребёнку проявить те качества, которые не видны на других уроках, а учителю - изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого учащегося. Учитель, наблюдая в процессе практической деятельности за учащимися, оценивает и делает определённые выводы о состоянии развития детей, определяет дальнейшие формы и методы работы с классом и отдельными учениками. Оценивание происходит на этапе контроля и проверки как соотнесение результата деятельности ученика с образцом.
Традиционно современный процесс обучения делится на обучающую и проверочную части, поэтому контроль и проверка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Особое значение проверка приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Однако в ряде исследований (Амонашвили Ш.А., Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А., Толстой Л.Н, Ананьев Б.Г. и др.) выявлено, что многие виды контроля, проверки результатов обучения не являются валидными, создают психологическую напряжённость у учащихся, не удовлетворяют учащихся и вызывают у них негативные эмоции по отношению к изучаемому предмету.
Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Необходимость контроля обучения как части дидактического процесса и дидактической процедуры ставит проблему о функциях проверки и её содержании, видах, формах, методах контроля, об измерениях и критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения.
Проблема исследования: каковы не создающие психологической напряжённости у учащихся методы и способы контроля, проверки и оценивания программных знаний, умений и навыков (ЗУН) первоклассников по курсу «Трудовое обучение» и содержание этих приёмов.
Целью нашего исследования является определение не вызывающих психологическую напряжённость у первоклассников способов и содержания контроля, проверки и критериев оценки ЗУН по курсу «Трудовое обучение».
Объект исследования: знания, умения, навыки младших школьников по курсу «Трудовое обучение».
Предмет исследования: способы и организация контроля и проверки, критерии оценки работ младших школьников по курсу «Трудовое обучение».
Гипотеза исследования: при специальной организации оценочной ситуации и подготовке учащегося к оцениванию, при ознакомлении детей с критериями оценки ЗУН и отметки реакция первоклассника на оценочную ситуацию не сопровождается повышенной психологической напряжённостью.
Задачи исследования:
Анализ психолого-педагогической литературы с целью определения психолого-педагогической сущности контроля и оценивания в современной отечественной школе.
Анализ программных ЗУН первоклассников по курсу «Трудовое обучение».
Выявление вариантов контроля и проверки, не вызывающих психологической напряжённости у первоклассников.
Определение условий организации оценочной ситуации и критериев оценивания, не вызывающих психологическую напряжённость у первоклассников.
Глава I. Проблема контроля, проверки и оценки на уроках практического труда в начальной школе

§1. Знания, умения, навыки младших школьников по курсу «Трудовое обучение»
Ни одна из существующих в мире балльная система оценивания не даст объективных результатов оценки без чёткого представления об оцениваемых показателях владения знаниями, умениями, навыками.
В настоящее время существует ряд различных программ по трудовому обучению, каждая из которых по-своему трактует содержание знаний, умений и навыков, которыми необходимо овладеть младшему школьнику. Различия в программных ЗУН состоит в том, что в каждой программе есть свой принцип, основное направление.
Например, Н.А. Цирулик делает опору на развитие мелкой моторики и обогащение учащихся знаниями о художественном творчестве. Цирулик определяет, кроме общих для всех программ, такие знания: лепка и плетение; разметка ткани путём продёргивания нитей, обработка бахромой. Программой предусмотрено знание детьми терминов, обозначающих технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, макраме, коллаж, папье-маше); овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов. Программа определяет следующие умения: техники работы в лепке (размазывание, скатывание, примазывание); плетение в три пряди; швы («вперёд иголку с перевивом»), пришивание пуговиц; словесное описание процедуры изготовления поделки. В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной веши, происхождения различных видов художественной деятельности. Предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости. (Цирулик Н.А. Ручное творчество // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы 1-4. По системе Л.В. Занкова. - М., 1999. С.189-191).
Н.Н.Николаенко делает комплексный предмет «Трудовое обучение» (труд и окружающий мир), в основе которого лежат политехнические знания, умения и навыки. Кроме вышеперечисленных ЗУН, Н.Н.Николаенко определяет следующие знания в 1 классе: назначение машин и их виды; способы соединения деталей из различных материалов; сельскохозяйственный труд (домашние и дикие животные и птицы). Умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся: разметка ткани по готовой выкройке и работа с тканью (швы); общественно-полезный труд (работа в живом уголке, в классе и на пришкольном участке). (Николаенко Н.Н. Методические рекомендации для учителя начальных классов. - М. - Ставрополь, 2001. С.9-12).
Каждая из программ определяет свои ЗУН, необходимые учащемуся, но при этом ещё и каждый учитель сам определяет направление уроков труда, исходя не только из программных направлений, но из своих возможностей и предпочтений. Таким образом, невозможно одинаково оценивать учащихся по разным программам и даже у разных учителей, обучающих по одинаковым программам. Чтобы найти объединяющее все программы обучения звено, необходимо помнить, что оценка должна соответствовать уровню, целям и задачам, определяемым программой. Следовательно, необходимо определить базовые ЗУН и найти наиболее общие способы их оценивания.
На основе анализа нескольких программ, которые на сегодня имеют наибольшее распространение, делаем вывод о том, что курс «Трудовое обучение» предполагает решение следующих задач: развитие ручной умелости через овладение различными ручными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка; формирование умений ориентироваться в задании на воспроизведение образца или на творческое воображение; формирование умений планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы; знакомство со свойствами разных материалов, необходимыми для решения конструктивных и художественно-эстетических задач при изготовлении изделий; знакомство с происхождением материалов, ручными ремеслами, видами художественного творчества.
Все существующие сегодня программы определяют за период обучения в 1 классе следующий круг знаний и умений учащихся: знания о материалах для практического труда (бумага, картон, природные и строительные материалы, ткани), о физических, механических и технологических свойствах данных материалов; об использовании простейших инструментов (ножницы, нож, игла, линейка, циркуль и др.) и способов обработки материала; знания правил техники безопасности; круг знаний о трудовой деятельности человека в различных отраслях народного хозяйства, знания и умения выполнять простейшие чертёжно-графические операции (умение прочитать схему, технический рисунок, владение приёмами разметки), выбрать соответствующие материалы для изготовления отдельных деталей и рациональные способы работы; умение составлять композиции по рисунку и собственному замыслу; умение ориентироваться в задании и планировать действия.
Следовательно, выше перечисленные ЗУН и должны быть предметом контроля и оценки.
§2. Сущность контроля и проверки

Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.
Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций.
При реализации этих функций происходит развитие речи, мышления, памяти, умения использовать задания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы и выполнять самостоятельные работы.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьников, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя эта функция осуществляется как констатация качества усвоения учащимися учебного материала. В качество усвоения материала входят: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи. При реализации образовательной функции контроля устанавливается динамика успеваемости учащегося, сформированность его качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, а также степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Появляется возможность выявить проблемные области в работе.
Действие проверяющей функции выражается в проверке запоминания и воспроизведения учебного материала, умения выполнять различные действия с ним. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, социальные качества (чувство ответственности, моральные нормы, поведение). Однако исследования показали, что учитель реализует фактически только проверочную функцию контроля (Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2000. С.54), а выявление некоторых качеств личности в рамках проверки результатов обучения может расцениваться как вмешательство во внутренний мир человека. Так, в письме «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» от сентября 2000г. записано, что никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, индивидуальные особенности школьников, своеобразие психических процессов.
Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую самооценку, нарушить контакт с взрослыми и сверстниками.
Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, чтобы ориентировать учащегося на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшим. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения: младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная особенность этой функции - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса, как со стороны учителя, так и со стороны учащегося и его родителей.
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.
Как правило, учителя забывают о необходимости воспитания у первоклассников навыков самостоятельности в работе, часто спешат к ним на помощь, не дают возможности им самим разобраться в задании и самостоятельно выйти из затруднительной ситуации. Часто из виду выпускается то, что учащимся необходимо показать, как выполняется та или иная трудная операция, вместе с ним выполнить ее и научить детей самостоятельно проделывать комплекс таких операций. Отсутствие самостоятельности у учащихся в выполнении задания по труду проявляется в том, что они не умеют целенаправленно использовать в работе свои умения и знания. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу и выполнять ее в соответствии с этим планом.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся: умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном; умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели; поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
§3. Методы и способы контроля и проверки по курсу «Трудовое обучение» в современной отечественной начальной школе

Метод контроля - «это система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса». (Педагогика. Под ред. П.И Пидкасистого. - М.,2001. С.355). Эти действия «должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе». (Там же, С.355).
Правильно организованный контроль позволяет определить пробелы в обучении, корректировать процесс обучения, планировать последующее обучение, рекомендует меры по предупреждению неуспеваемости.
Работы, предлагаемые ученикам, могут носить различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по заданному учителем условию (например, изменение формы открытки); и выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения, басни, сказки). Каждый из этих видов работы предполагает различную мыслительную деятельность на этапе ориентировки в задании. При выполнении заданий учащиеся, как правило, используют разные виды бумаги, ткань и нитки различного происхождения, материалы текстильного характера (сутаж, тесьма), самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности, проволока, фольга, так называемые бросовые материалы (обертки от конфет, шоколада, мыла, красочные страницы старых журналов, пакеты от пищевых продуктов из металлизированной бумаги, картонные коробочки, пластиковые баночки и т.д.).
Контроль предполагает получение дифференцированных показателей по каждому из направлений по изучаемому предмету и наличие обоснованных валидных контрольных заданий, строго отвечающих характеристикам предусмотренных целью обучения знаний, умений и навыков.
Контроль бывает трёх видов: текущий, периодический и итоговый.
Текущий контроль - систематическая проверка ЗУН на каждом уроке для определения уровня усвоения материала. Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Для организации этого вида контроля используют методы устного, практического контроля.
К методам устного контроля относятся беседа, рассказ ученика, чтение схемы, рисунка. Основа - монологический ответ учащихся и (или) вопросно-ответная беседа, в которой учитель или (и) учащиеся ставят вопросы и ожидают ответа учащегося. Целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности. Наиболее удобна фронтальная форма, так как она позволяет активизировать всех учащихся. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументированно строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия. Возможны разнообразные техники этого вида контроля: игры, загадки, карточки, работа у доски, объяснение, беседа с различного рода вопросами. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.
Для письменного опроса содержание работ может организовываться по одноуровневым или разноуровневым, отличающимся по степени сложности, вариантам. Предлагаемая детям инструкция объясняет им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности.
Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся рисунки, схемы, чертежи и др. Их цель - проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, обобщать знания.
В рамках текущего контроля существует пошаговый контроль, который осуществляется после какого-либо действия учащихся для избежания непонимания учащимися материала, предотвращения возможных ошибок. Пошаговый контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. Обычно он сопутствует процессу становления учения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Основа - вопросно-ответная беседа или объяснение учителя.
Периодический (тематический) контроль осуществляется после крупных разделов программы. Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат. Специфика этого вида контроля: ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становятся мотивированным действием ученика, отражающим его желание и интерес к учению. Возможны следующие методы контроля: дидактические тесты, графический, практический контроль, письменный контроль. Этот вид контроля требует комплекса ЗУН, обеспечивает всестороннюю проверку усвоения, охватывает весь класс. Основа - работа всех учащихся. Техники контроля таковы: контрольные, практические, самостоятельные работы, тесты. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами или индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями, темпом продвижения учащимися в усвоении знаний. Индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много учебных дней, не усвоил какой-то раздел программы, работающий в замедленном или ускоренном темпе. Для развития самоконтроля и самооценки учащихся целесообразно подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени четверть, полугодие, при переводе из класса в класс для фиксирования минимума подготовки, необходимого для дальнейшего обучения. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль. Поэтому учащихся следует подготавливать ко всем видам контроля в эмоциональном, психологическом плане, проводить инструктаж по организации работы и по оцениванию итогов работы, так как в жизни человек часто подвергается проверке и оценке, поэтому следует научить детей воспринимать ситуацию контроля как стандартную.
Для повышения эффективности уроков труда необходимо, чтобы у учащихся удерживался интерес на протяжении всего урока. Это происходит в том случае, если у ребёнка хорошо получается работа, а для этого учащийся должен понять задание, уметь определить путь его осуществления, составить план работы и без особых затруднений реализовать его.
§4. Организация и условия оценивания ЗУН первоклассников по курсу «Трудовое обучение», не вызывающие психологической напряжённости у учащихся
Оценивание - это процесс сравнения уровня владения знаниями, умениями, навыками, достигнутого учащимся, с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. (Педагогика. Под ред. П.И Пидкасистого. - М.,2001. С.359). Однако следует помнить, что нельзя оценивать «чистые» знания, имеющиеся у ребёнка, в отрыве от его усилий, от содержания учебной деятельности, так как в этом случае оценочный компонент выносится из целостной структуры учебной деятельности. При несоблюдении этого же условия ученик привыкает получать готовое суждение учителя о результате деятельности без анализа её хода, находится полностью в зависимом положении от учителя и лишается самостоятельности в своей учебной деятельности. (Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., - Воронеж, 1998. С.69).
На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:
качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;
степень сформированности учебной деятельности младшего школьника (коммуникативной, трудовой, художественной);
степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу);
уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания.
Первый параметр (но только не в первом классе) оценивается отметкой за результат обучения, остальные - словесными суждениями (характеристиками ученика). Следует обратить особое внимание на необходимость усиления роли постоянных наблюдений за уровнем познавательных интересов и самостоятельностью учащегося.
Требования к оцениванию: необходимо учитывать психологические особенности ребенка младшего школьного возраста (неумение объективно оценить результаты своей деятельности, слабый контроль и самоконтроль, неадекватность принятия оценки учителя и др.). Любая проверка знаний должна определяться характером и объемом ранее изученного материала и уровнем общего развития учащихся.
Любая оценка осуществляется по определённому критерию, соответствующему образцу. При простом объявлении отметки ребёнку, начиная с 1-ого класса, ребёнок не будет знать ни критериев отметки, ни истинного её значения. В этом случае критерии и значение отметки ребёнку будут объяснять родители так, как они сами это понимают. Родители также не будут знать истинного значения, вкладываемого учителем в отметку. (Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., - Воронеж, 1998. С. 41-42). Поэтому необходимо показать процесс оценивания и его результат учащемуся по известным ему и строго определённым критериям оценки и отметки. Также следует доводить до сведения родителей точное состояние учебной деятельности их детей с целью усиления контроля и оказания помощи младшему школьнику в его учебной работе, поэтому, если учитель использует отметки-баллы, то родителям необходимо знать точные критерии оценивания. При этом критерии оценки, сообщаемые ученикам, не должны расходиться с критериями, сообщаемыми родителям, и тем более критерии для учеников и родителей не должны отличаться от критериев, используемых учителем при оценивании. Для достижения понимания критериев оценки учащимися возможно включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки и развитие самоконтроля у детей. Для выработки критериев можно подключить родителей, тогда будут выведены общие и понятные всем критерии.
Однако для оказания необходимой помощи недостаточно только отметки, так как по одной отметке родитель не сможет определить трудностей ребёнка, поэтому учителю необходимо использовать другие средства.
Многие преподаватели придерживаются мнения, что ученики по интересующим их предметам всегда имеют более высокую успеваемость, чем по предметам «неинтересным». Во многих случаях это мнение оказывается несправедливым. Объясняется это тем, что успеваемость - внешний показатель по отношению к тому содержанию, к тем мотивам и потребностям, которые побуждают школьников учиться и реализуются в учении. Например, по предмету, очень интересующему ученика, он может иметь низкую успеваемость из-за конфликтов с учителем и, наоборот, по «неинтересному» предмету ученик может иметь высокую успеваемость, так как его успехи в этой области контролируются родителями. Поэтому важно показать ученику не конечный результат его работы - отметку, а заинтересовать ребёнка процессом работы и показать ему то, чему он научился.
Обязательным условием оценивания является объективность. Личное отношение учителя к школьнику не должно отражаться на оценке. Это особенно важно потому, что нередко педагог делит детей на отличников, хорошистов, троечников и, невзирая на конкретный результат работы, ставит отметку в соответствии с этим делением: отличнику - завышает, а троечнику - занижает. Объективность и обоснованность оценки и отметки возможна:
1.При учёте всех характеристик ЗУН, предусмотренных целью обучения и требующие контроля.
2.При выставлении одного и того же количества баллов за одни и те же результаты контроля какой-либо характеристики усвоения и одних и тех же целях обучения. (Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - Р.-на-Дону, 1998. С.160).
Еще одной важной проблемой деятельности оценивания являются разные подходы к использованию отметки в первом классе.
Первоклассник не знает, что такое «отметка» и «оценка», и учитель обязан подготовить учащегося к ним. Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники узнают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится "5", в каких случаях отметка снижается). До введения отметок не рекомендуется применять никакие другие знаки оценивания (звездочки, цветочки, разноцветные полоски и пр.). Учитель должен знать, что в данном случае функции отметки берет на себя этот предметный знак и отношение ребенка к нему идентично отношению к цифровой оценке. Пока не достигнуты сколько-нибудь определенные результаты обучения, отметка больше оценивает процесс учения, отношение ученика к выполнению конкретной учебной задачи, фиксирует не устоявшиеся умения и неосознанные знания. Исходя из этого, оценивать отметкой этот этап обучения нецелесообразно.
В первом классе учитель использует только словесную оценку и только поощряющего характера, так как важно развить в ребёнке желание учиться, познавательный интерес к предмету и сформировать умение учиться. Словесная оценка есть характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного осуждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»). Оценочное суждение раскрывает способы устранения недочетов и ошибок.
Учитель должен организовать оценочную ситуацию в учебном процессе. Для этого необходимо соблюдать ряд условий.
Во-первых, необходим оптимистический взгляд на всех учащихся, т.е. ожидание учебных успехов от каждого ученика, положительное подкрепление любого продвижения в усвоении материала.
Во-вторых, использование оценок как обратной связи, как информацию об эффективности работы.
В-третьих, контроль должен быть не только за результатом, но и за процессом учебной работы школьника, на основе этого использование развёрнутой содержательной оценки. Кроме того, необходимо включение учащихся в оценочную деятельность, обучение их умению оценивать свою работу и работу одноклассников, совместная выработка критериев оценки, развитие самоконтроля у детей. Не допускается равнодушие к ученику со стороны учителя и его эмоциональная невключённость. Необходимы оптимальные формы поощрения и осторожное использование отрицательных оценок, не травмирующих ребёнка; создание положительного эмоционального фона оценочной ситуации, независимо от оценки ребёнка.
Характер принятия школьниками оценки учителя зависит от степени сформированности у них самооценки. Реализация этого требования имеет особое значение в развитии учебно-познавательной мотивации ребенка и его отношения к учению. Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит, как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того, его участие часто наказывается ("не подсказывай" - а он нашел у соседа ошибку; "исправил" - а он у себя нашел ошибку...).
Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Оценка учащимися работ одноклассников возможна при такой форме текущего контроля, как выставка работ учащихся в конце урока или составление общей композиции в конце занятия. Процесс изготовления какой-либо вещи предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или с замыслом, их корректировку. Важно не только научить детей оценивать работы по критериям «хорошо» и «плохо», но и сформировать умение рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения («мне нравится, потому что…», «в этой работе хорошо подобраны…»), предлагать («мне кажется, что было бы лучше, если…»). При этом учитель знакомит детей со всеми критериями оценивания работы (подбор материала, способ обработки материала, композиция, цвета, соотношение частей, аккуратность выполнения работы, соответствие образцу и теме).
К концу учебного года учащихся можно подготовить к отметкам, которые будут выставляться со второго класса. Для этого при объявлении результатов можно рассказать, что в школе принято условно ставить за работу отметки, выраженные цифрами от 1 до 5; объяснить, за какую работу ставится 5, а за какую - другие отметки. Объяснение отметок делается на примере работ учащихся после содержательной оценки по каждой работе. При оценивании одинаковых (по качеству) работ учащиеся могут сами объяснять, какую отметку можно поставить за данную работу. Отметки только проговариваются, но не выставляются. При этом оценивание будет объективным, так как учащиеся в большинстве случаев забывают, чья эта работа. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: таким требованиям отвечает работа на "отлично", правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки. Для закрепления умений оценивать работу учащимся можно предложить тест, в котором содержатся описания нескольких работ, а учащимся предлагается оценить эту работу. Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников.
При оценивании и поведении итогов урока необходимо учитывать не только качество изделия, но и объём работы, состояние рабочего места в течение урока, быстроту и качество уборки рабочего места, ответы на вопросы учителя во время урока.
Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, что ему еще предстоит преодолеть. Следует бороться с фетишизацией отметки как единственного "орудия" формирования прилежания и мотивов учения и поощрять отказ от формализма и "процентомании". Успех в этой борьбе возможен при работе учащихся совместно с учителем: первоклассники определяют и усваивают критерии оценки и отметок, а, кроме того, они понимают, что отметка лишь условное обозначение результатов, а не сам результат работы. Необходимо совершенствовать, прежде всего, методику текущего контроля, усиливать значение воспитательной функции.
Глава 2.Организация, методы и результат исследования

Опытно-экспериментальная часть исследования направлена на решение нескольких задач:
Выявление уровня значимости предмета «Трудовое обучение» для учителя и учащихся.
Определение возможности использования способов проверки и контроля по трудовому обучению, а также эффективности, валидности и доступности этих способов.
Выявление объективных критериев оценки и отметки работ учащихся.
Опытно-экспериментальная работа основывается на использовании следующих методов исследования: анкетирование учителей, учащихся 1-ых классов, констатирующий эксперимент в первом классе. Исследование проходило на базе школы № 618 в 1В классе. Всего участвовало в эксперименте 24 учащихся, в анкетировании - 22 учащихся и 1 учитель.
§1.Анкетирование детей: ранжирование предметов среди учащихся 1 класса

Для определения значимости уроков труда для учащихся проводилось анкетирование в 1-ом классе, обучаемом по традиционной системе без какой-либо программы по трудовому обучению, средней общеобразовательной школы №618 г. Москвы в середине второй учебной четверти. Было опрошено 22 учащихся, каждому из которых предлагался бланк анкеты с написанными заранее предметами, имеющимися в первом классе. Детям предлагалось распределить предметы по местам, написав напротив каждого предмета соответствующее число (от 1 до 8). На первое место выставляется тот предмет, который нравится учащемуся больше всего, на последнее место - нелюбимый предмет. Анкетирование проводилось с целью выяснения отношения первоклассников к уроку труда. Бланк анкетирования представлен в приложении 1.
Поскольку в нашем исследовании первостепенную роль играет статус предмета «Трудовое обучение», то приведём данные, полученные в результате анкетирования, только касающиеся урока труда. Количественные данные приведены в таблице 1.
Таблица 1. Ранжирование предметов.
Соотношение мест по уроку труда (в количестве голосов).
Трудовое обучение
1 место
2 место
3 место
4 место
5 место
6 место
7 место
8 место
Процентное соотношение по местам (всего 22чел)
2
1
3
5
3
2
2
4
Анализируя данные, приведённые в таблице, на первые три места урок труда поставили только 6 опрошенных, а 16 учащихся дали предмету с 4 по 8 места. Такое количественное соотношение приводит к выводу о том, что урок труда для детей-первоклассников является второстепенным предметом. Особенно ярко это выражено числом учащихся, поставивших 4 (5 чел.) и 8 (4 чел.) места, по сравнению с 1 (2 чел.) и 2 (1 чел.) местами.
Равное количество голосов отдали за 3 и 5 места (по 3 голоса) и за 1, 6 и 7 места (по 2 голоса).
Меньше всего человек поставили предмет на 2 место (1 чел.).
Таким образом, для первоклассников уже во второй четверти урок труда не является важным предметом. Такое отношение к предмету вызвано организацией и проведением уроков труда учителем. Поскольку в 1-ом классе отметки не ставятся, то это для большинства учителей создаёт проблему оценивания работ. Учителя часто ограничиваются оценкой «хорошо, аккуратно» - «плохо, неаккуратно, не постарался», а сами дети не участвуют в оценке работ одноклассников. Кроме этого, сам учитель, считая трудовое обучение не очень важным, не использует контроль и проверку умений школьников по предмету. Всем этим учитель нарушает обратную связь с учениками, и они теряют интерес к предмету и не видят в нём необходимости. Для детей в первом классе отметка не важна, даже если учитель ставит за работы только «4» и «5», так как у первоклассников нет ещё чёткого разделения отметок и нет представления о важности отметок.
§2. Организация и проведение констатирующего эксперимента на уроке трудового обучения в 1-ом классе: контрольная работа

Для определения возможности использования способов проверки и контроля по трудовому обучению, эффективности, валидности и доступности этих способов был проведён констатирующий эксперимент в виде контрольной работы по трудовому обучению в рамках текущего контроля в 1 классе средней школы № 618 в конце ноября 2002 г. Ранее в этом классе не проводились контрольные работы по труду, также на уроках трудового обучения не использовались и другие виды контроля, в том числе и самостоятельные работы. Учитель не имеет какой-либо программы по данному предмету и не планирует работу заранее.
По итогам эксперимента было получено 24 работы от 24 учащихся, присутствующих на уроке.
Организация работы. Контрольная работа рассчитана на 40 минут учебного времени. Обязательное условие - учащиеся не знают о том, что данный урок является контрольной работой, т.к. в этом случае не наблюдается напряжение и волнение детей.
Тема контрольной работы: составление композиции в технике аппликации с использованием одной детали, размеченной по шаблону и добавлением деталей по своему выбору (контрольная работа - периодический контроль).
Цель работы: проверить сформированность у первоклассников к концу 2-ой четверти следующих ЗУН:
Разметка детали с помощью шаблона (аккуратность, правильность, точность, разметка на изнаночной стороне).
Вырезание детали со сложным контуром (аккуратность, точность)
Наклеивание детали на бумажную поверхность (аккуратность нанесения клея на поверхность детали, умение пользоваться кисточкой и бумажной макулатурой при работе с клеем).
Экономное размещение деталей при разметке.
Умение создать выразительную композицию в заданном формате.
Оборудование у учителя: набор картонных шаблонов со сложным криволинейным контуром - 3 шт. на каждого ученика (образец шаблонов см. в Приложении 2); листы цветной бумаги такого размера, чтобы на нём можно было свободно разместить все три шаблона - 1 шт. на каждого ученика; конверты с фамилиями учащихся для работ - 1 шт. на каждого ученика; заранее заготовлены картонные листы размером с открытку для каждого ученика (можно использовать альбомные листы).
Оборудование у учащихся: клей, кисть для клея и подставка для неё, бумажная макулатура, клеёнка, ножницы, цветная бумага (небольш и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.