На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик История педагогики. Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики. Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой. Методологические основы педагогической науки. Методология педагогики.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.02.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Содержание

Введение
Глава 1.История педагогики
1.1.Педагогика как наука
1.2.Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой
Глава 2. Методологические основы педагогической науки
2..1.Понятие методологии педагогики
2.2.Основные методологические подходы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью педагогики передается опыт из поколении в поколение.
Начиная с первой половины ХIX в., от И.Ф.Гербарта, впервые попытавшегося подвести под педагогику философски, этически и психологически аргументированную теорию и разделившего педагогику (науку о воспитании) на отдельные, но тесно сопряженные части: дидактику и теорию воспитания, - понимание сущности педагогики, ее целей, содержания неуклонно изменяется в сторону расширения и углубления, единства социализации, воспитания и развития в целостном процессе формирования личности.
В основе современных методологических подходов к изучению целостного процесса социализации, воспитания и развития личности лежит общефилософское направление научного познания, раскрывающее пути исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности в конкретных историко-культурных условиях жизни общества. Их основное предназначение на данном этапе развития общества - преодоление существующего отрыва философии, социологии от других смежных наук, приближение педагогических исследований к конкретным социокультурным условиям социума.
Расширение и обогащение понятийно-категориального аппарата современной педагогики, постановка новых проблем, переосмысление методического инструментария обусловлено в значительной степени серьезными изменениями в методологии науки об образовании. Речь идет не только об углублении диалектического подхода, но и о выстраивании экзистенциально-феноменологической парадигмы в педагогических исследованиях, о расширении методологической базы за счет других наук.
Цель данного исследования: рассмотреть становление педагогики как науки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал;
- выявить основные пути развития педагогики;
- показать методологическую основу становления педагогики как науки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Глава 1. История педагогики
1.1. Педагогика как наука
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при ус-ловии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу-емая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обу-чения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специаль-ные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педаго-гический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследо-вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания[3,54].
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле-жат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирова-ния путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффек-тивных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в об-ществе. Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений.
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте[3,87].
В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных фило-софов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти-лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесцен-ные мысли о воспитании и образовании.
Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, неже-ли от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу».
Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании:
«Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководству-ются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспи-татели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -- достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изу-ченное».
Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».
В следующих классических трудах воплотились педа-гогические идеи и наставления. Это -- трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское об-разование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в рома-нах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспи-тании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Одна-ко труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гума-нистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заклю-чается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.
Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался воз-никновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на приро-ду и практику обучения и воспитания человека.
Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передо-вого педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методоло-гию, установив критерии педагогических исследований.
Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670) попытался привести в си-стему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он ру-ководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и сво-им собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика».
В трактате проводится мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации педагогического процесса на службу педагогической практики. Ученый рассматривает следующие стадии обучения -- автопсия (само-стоятельное наблюдение), автопраксия (практические действия), автохресия (применение полученных знаний и умений), автолексия (умение рассказать о ре-зультатах своего труда), а также момент соответствия ступеней образования воз-расту человека. Весь труд Коменского освещен верой в расцвет человеческой лич-ности: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное тво-рение». Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, то есть обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Необходимо распростране-ние последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиоз-ной принадлежности. А эта задача должна осуществляться посредством обуче-ния и воспитания[10,95].
Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал строй-ную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обуче-ния в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.
В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагоги-ческих идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (746-1841 ),Ф.Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).
В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разра-батывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песта-лоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.
В педагогическом сочинении «Воспитание человека» Ф. Фребель сформулиро-вал законы воспитания. Он видел предназначение последнего в выявлении и раз-витии творческого начала человека.
В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на су-веренности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как крайнос-ти эмпирики, так и философии. И. Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педа-гогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт во многом опреде-лил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разра-ботанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней. И. Ф. Гербарт ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, син-тетического) и соотнес их с последовательностью учебного процесса. Он предло-жил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направ-ляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека.
А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обуче-ния и воспитания -- природосообразности и культуросообразности. Он ввел сле-дующие дидактические правила -- ясность, четкость, последовательность, само-стоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педа-гогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы вза-имосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были вы-явлены социальный, исторический и культурологический аспекты.
Например, И. Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания людь-ми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и миро-вой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания яв-ляются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчер-кивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г. Гегель пытался диалектически сопоставить историю цивилизации и развитие воспитания.
Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изме-няется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные ми-ровоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образо-вания. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного вос-питания -- гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.
Дж. С. Милль( 1806-1873) считал критерием положительных результатов об-разования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества.
Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного обра-зования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии С, Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась ин-дивидуалистическая направленность воспитания.
С начала XX века заметно выросло число педагогических центров (кафедр в университетах, лабораторий, научно-исследовательских учреждений), оживился обмен опытом между учеными в национальном и международном масштабе. Пси-хология отделилась от философии в качестве самостоятельной науки. Активно развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математи-ка. Вышеозначенные моменты стимулировали становление педагогической науки и практики.
В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы -- педа-гогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педаго-гику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и обра-зования.
Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного вос-питания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и пе-дагогики личности.
Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX ве-ка) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками -- философи-ей, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, эконо-микой.
В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные об-ласти педагогики--общая, дошкольная, школьная, профессиональная, соци-альная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А так-же история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, вос-питание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).
Совокупность отраслей педагогики образует развивающуюся систему педаго-гических наук.
Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концеп-ций как результат интеграционных процессов осуществляется в рамках педагоги-ческой фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как лю-бая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в ре-зультате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактическо-го материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и законо-мерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые спо-собы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тен-денций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.
Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В, Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс раз-вития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.
В период становления педагогики как науки были определены три фундамен-тальные категории (основные понятия педагогики) -- «воспитание», «обуче-ние», «образование».
«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обуче-ние» и «образование».
В современной науке под «воспитанием» как общественным явлением понима-ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:
1) передает опыт, накопленный человечеством;
2) вводит в мир культуры;
3) стимулирует к самовоспитанию;
4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сло-жившегося положения[6,103].
В свою очередь воспитанник:
1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;
2) работает над собой;
3) обучается способам общения и манерам поведения.
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к лю-дям и самому себе.
Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с рос-том научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматри-ваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Вторая категория -- «обучение» -- понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) преподает -- целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле-ния).
В свою очередь ученик:
1) учится -- овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные зада-ния с помощью учителя, совместно с одноклассниками или самостоятельно;
2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;
3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник), занимается самообразованием.
Таким образом, диалектическое отношение «обучение--воспитание» направ-лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик че-ловека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.
В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия препо-давания и учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы:
развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.
Третья категория педагогики -- «образованием -- понимается как:
1) ценность развивающегося человека и общества;
2) процесс обучения и воспитания человека;
3) как результат последнего;
4) как система[5,71].
Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учрежде-ний выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.
В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятель-ность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили извест-ность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского. В. Ф. Шаталова.
Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, бази-рующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направ-лений исследования предмета.
1.2. Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
Расширение и углубление процессов демократии и гласности, ре-шение проблем экономической и политической реформ, преодоле-ние социальных противоречий потребовали переоценки многих цен-ностей, подвергли острокритическому взгляду все области нашей об-щественной и личной жизни. Система народного образования явля-ется органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно связанного с экономикой, с состоянием общественных отношений и всех форм общественного сознания. Посредством об-разования и культуры личность может получить возможность орга-низовать общественную жизнь, социальную сферу и производство в своих интересах, совершенствовать экономику, систему всех обще-ственных отношений и саму себя.
На основе государственно-общественного подхода к проблеме об-разования создаются условия для обеспечения интересов каждой лич-ности, развития ее способностей и дарований, ее духовно-нравствен-ного совершенствования и одновременно подготовки к выбору про-фессии, активному творческому участию в общественной жизни и производстве.
Личность, осваивая содержание образования, развивая свои способ-ности и творческие возможности, реализует себя в общественно зна-чимой творческой деятельности, получает удовлетворение всех сво-их материальных и духовных потребностей. В этом заключается суть научно обоснованного принципа органического единства и взаи-мосвязи интересов общества, коллектива и личности в образова-нии и воспитании подрастающего поколения. В ряду научных принципов организации школьного дела -- прин-цип гражданско-общественной целеустремленности. .
Речь идет о конкретизации общей формулы всестороннего разви-тия в различных видах культуры современного человека нашего об-щества. Интеллектуальная культура включает в себя требование образованности; духовного богатства; самостоятельности диалекти-ческого мышления, понимания приоритета общечеловеческих цен-ностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их;
активного стремления и умения пополнять знания, учиться учению и труду; творческого подхода к любому делу. Политическая культура человека складывается из умения жить и работать в условиях де-мократии, гласности, самостоятельности и ответственности; умело-го сочетания интересов общества, коллектива и личности; социаль-но-политической активности и инициативы; духовной стойкости, пре-одоления трудностей. Нравственно-правовая, эстетическая и фи-зическая культура органично вбирают в себя такие простые нормы нравственности и сложные гражданские чувства, как правдивость, порядочность, совестливость, справедливость, свобода, принципи-альность, честность, добросовестность, трудолюбие, дисциплиниро-ванность, доверие и терпимость к людям, к непривычному и поиску, доброжелательность, компетентность, содействие инициативе, гума-низм, патриотизм и интернационализм, а также требования укрепле-ния здорового образа жизни.
Важнейшим принципом цивилизованной организации народного образования является обеспечение всеобщего среднего образования как средства осуществления социальной справедливости, развития способностей и дарований каждой человеческой личности, как базо-вого для непрерывного образования. Общее среднее образование -- социально-экономическая необходимость.
Наиболее актуальный принцип современной школы и педагоги-ки -- принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей, талантов и дарований. В основу орга-низации школы была положена идея диалектического сочетания по-лучения детьми общего среднего образования с развитием их инди-видуальных особенностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ребенка является важной движущей силой совершенствования демократизи-рованной школы. Формирование индивидуальных способнос-тей учащихся происходит за счет вовлечения учащихся в специаль-ную, отвечающую их интересам, требующую углубленного проник-новения в суть дела, разнообразную деятельность. Общее и специ-альное развитие -- не противоположны и не взаимоисключающие, а, наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В ходе общего образования зарождается и определяется осо-бенный, индивидуальный интерес, который, развиваясь, расширяет и углубляет общую образованность. Интеграция учебных дисцип-лин не должна приводить к ликвидации общеобразовательных пред-метов, к верхоглядству, дилетантизму и поверхностности общего об-разования. Дифференциация, углубленное изучение отдельных пред-метов школьниками не должны вести в старших классах к тотально-му вытеснению общеобразовательных предметов.
Научный принцип органического взаимодействия общего и особен-ного отвергает замену общего развития специализированным, тем более профессиональным, подмену общего образования формированием профессионально-индивидуальных качеств и свойств. Он предполагает сочетание, поиски оптимальной меры взаимодействия общего и индивидуального развития, дающего наибольший эффект в формировании всесторонне развитой личности и индивидуаль-ности.
В истории советской школы ситуация складывалась так, что вре-мя обязательного обучения отводилось для общеобразовательной под-готовки, а проблемы индивидуального развития выносились за рам-ки основного учебного времени. Оно осуществлялось в кружках за счет так и не получивших широкого распространения факультати-вов, в дворцах и домах школьников, на технических станциях, в до-мах для одаренных детей, в студиях, музыкальных, хореографичес-ких и художественных школах, в центрах эстетического воспитания, клубах и школах-комплексах, в неформальных объединениях, спортивных и физкультурных школах, в трудовых объединениях, в специальных классах с углубленным изучением отдельных предме-тов и в специализированных школах.
Особую активность приобрел сегодня принцип школы и педаго-гики -- гуманитаризации и гуманизации.
Важнейшим направлением его осуществления является гумани-зация образования и воспитания. Соотношение естественно-научно-го и гуманитарного образования в средней школе зависит от требова-ний к человеку, предъявляемых социально-экономическими услови-ями жизни общества, а также от той роли. которую играют учебные предметы в становлении и развитии индивидуальности. Разумная гу-манитаризация не направлена на вытеснение естественно-математического образования или на снижение уровня образованности. Суть гуманитаризации образования -- в очеловечивании всех знаний, по-лученных ребенком, в важности и нужности их не только для произ-водства, но и для развития, для жизни каждого человека.
Важное значение приобретает принцип государственно-обще-ственною управления народным образованием. Школа -- учрежде-ние идеологическое, направленное на решение задач по гражданско-му, духовно-ценностному воспитанию подрастающего поколения. Го-сударственные органы с помощью общественности и науки опреде-ляют основное содержание учебно-воспитательного процесса, прин-ципы построения организационных структур, учета интересов всех классов, социальных групп, всего народа.
Таковы самые основные и главные, научно обоснованные прин-ципы организации современной школы и педагогики.

1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой
Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все об-ласти его материальной и духовной жизни. Не является исключени-ем и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение про-блем реформы высшей и средней школы, в научно-методическое обес-печение непрерывного образования, в повышение эффективности обу-чения и гражданского воспитания подрастающих поколений, в со-здание интеллектуального потенциала общества, в подготовку про-изводительных сил страны, в формирование новых общественных отношений и во всестороннее развитие личности. От того, насколько эффективную помощь окажет педагогическая наука высшей и сред-ней школе, прямо зависит успех экономической реформы, подъем об-щественной производительности труда, порядок и дисциплина на про-изводстве и в общественной жизни, гармонизация межнациональных
Вся эта работа, по существу важная и нужная, будучи оторванной от фун-даментальных и экспериментальных исследований, не могла прино-сить сколько-нибудь ощутимых результатов в обновлении работы всех типов учебных заведений. В связи с этим исчезла и надобность в гласности, в широких дискуссиях, обсуждениях актуальных педа-гогических проблем, в которых заинтересовано все общество. Про-изошло самое опасное для состояния общественной науки явление:
Академия педагогических наук начала утрачивать роль главного штаба педагогической мысли, что неизбежно подталкивало ее к са-моизоляции, замыканию в автономную систему, производящую ис-следования и продукцию для внутреннего потребления или камер-ного внедрения.
Приоритетными направлениями и проблемами педагогической на-уки, по определению Всесоюзного съезда работников народного об-разования, являются:
* разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;
* научный анализ состояния практики и надежное прогнозирова-ние социально-экономических и педагогических аспектов образова-ния; определение перспектив развития личности в целостном учеб-но-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск пу-тей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятель-ности на основе единства обучения, воспитания, развития;
* развитие методологии и методов педагогических исследований;
* педагогические аспекты демократизации и гуманизации систе-мы образования; поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;
* разработка базовою компонента общего среднего образования, его деятельностного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;
* разработка концепций национальной школы как инструмента формирования национального самосознания, национальной культу-ры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма;
* исследование эффективных способов активизации и оптимиза-ции педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;
* разработка условий повышения эффективности самообразова-ния и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педа-гогических проблем молодежи;
* обоснование системы трудовой, политехнической и профессио-нальной подготовки учащихся на разных ступенях образования, уча-стия молодежи в общественно полезном производительном труде;
* исследование перспективных направлений подготовки и повы-шения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передо-вого и новаторского педагогического опыта и инновационных про-цессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педаго-гической практики в научных разработках[9,71].
Проанализируем более подробно некоторые из названных приори-тетных направлений педагогической науки.
Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методо-логических вопросов. Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследователь-ских позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педа-гогики с другими общественными и естественными науками. Каж-дое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в сня-том, обобщенном виде философско-методическое обоснование.
В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы:
* сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;
* предмет педагогики как общественной науки в условиях непре-рывного образования и общие законы воспитания, обучения, педаго-гической деятельности;
* диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отно-шений;
* диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;
* диалектика становления детской личности как субъекта и объек-та воспитания;
* социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;
* диалектика взаимосвязи национального, классового и общече-ловеческого в гражданском воспитании;
* социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;
* диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности;
* диалектика общего, особенного и индивидуального в формиро-вании личности;
* диалектика и логика педагогического мышления[8,82].
Требуют методологическог и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.