На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


автореферат Субъектность как педагогического феномен, отражающий аксиологическую характеристику личности. Ценностно-синергетический подход к становлению субъектности студента, что определяет новое направление исследования проблем университетского образования.

Информация:

Тип работы: автореферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.04.2009. Сдан: 2009. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


ОЛЬХОВАЯ
Татьяна Александровна
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА
13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации
на
соискание ученой степени доктора педагогических наук

Оренбург 2007
Работа
выполнена в ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Научный консультант:
доктор педагогических наук, профессорКирьякова Аида Васильевна

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Бездухов Владимир Петрович;
доктор педагогических наук, профессор Казакова Елена Ивановна;
доктор педагогических наук, профессор Повзун Вера Дмитриевна
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Защита состоится «29» мая 2007 г. в 10 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.181.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук при ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 6205.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» по адресу: 460018, г. Оренбург, пр. Победы, 13.
Автореферат разослан «__» _________ 2007 г.
Автореферат размещен на сайте ВАК РФ «27» февраля 2007г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Носова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Развитие системы университетского образования начала XXI века характеризуется философскими, теоретико-педагогическими и практическими поисками новой образовательной парадигмы; осмыслением ценностных императивов образования, уточнением его значимости для человека, культуры, общества. В современных условиях образование становится принадлежностью, сущностью человека и его культуры, способом развития личности и социума. Признание уникально неповторимой ценности человека, его роли в развитии социума, усиление ответственности личности за построение своего жизненного и профессионального пути являются смыслообразующими характеристиками современного университетского образования.
Понимание значимости образования позволяет рассматривать развитие субъектного потенциала будущих специалистов - выпускников университетов в качестве ведущего фактора прогрессивного развития общества. Современная ситуация жесткости требований к человеку изменяет характеристики его включенности во все жизненные сферы, в том числе и в образование, актуализирует проблему развития субъектной активности студента университета - особого личностного качества, характеризующегося выбором вариантов достижения образовательных результатов и построения на их основе жизненных и профессиональных перспектив.
Задача образования состоит в создании условий обретения студентом личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальным результатом образования в этих условиях является развитие способности студента (будущего профессионала) чувствовать образ меняющего мира и себя как части этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в психолого-педагогической науке проблема субъектности изучалась достаточно глубоко и последовательно. Однако становление субъектности как основа личностного и профессионального развития студента еще не была предметом самостоятельного исследования в педагогике как с точки зрения её сущностных характеристик, так и особенностей протекания в условиях университета.
Актуальность исследования проблемы становления субъектности студента университета обусловлена тем, что в настоящем времени в теории и практике высшего образования сложился ряд противоречий, требующих научного разрешения. К ним относятся противоречия между:
- ориентацией современного социума и университетского образования на возросшие требования к специалистам нового типа и реальной практикой профессиональной подготовки специалиста в системе вузовского образования;
- необходимостью вовлеченности личности специалиста в процессы труда на уровне творческого мышления, социальной активности и опорой вузовского образования, прежде всего, на репродуктивные методы и когнитивные функции процессы обучения;
- обращенностью содержания учебной деятельности к прошлому социальному опыту и ориентацией студента на будущую профессиональную деятельность,
- нарастающей потребностью педагогической теории и практики в раскрытии закономерностей процесса субъектного становления студентов университета, с одной стороны, и недостаточной разработанностью педагогической теории в условия динамично развивающегося общества.
Разрешение отмеченных противоречий актуализирует проблему исследования, которая заключается в необходимости разработки теории и методологии становления субъектности студента университета.
Ведущая идея исследования: становление субъектности предполагает изменения в ценностно-смысловом отношении студента к университетскому образованию, развитие позитивного образа «Я - будущий профессионал», отражающем восхождение студента к личностным и профессиональным ценностям.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: «Становление субъектности студента университета».
Цель исследования: разработка концепции становления субъектности студента университета.
Объект исследования - образовательный процесс университета.
Предмет исследования - становление субъектности студента в образовательном пространстве университета.
Гипотеза исследования заключалась в предположении, что субъектность как педагогический феномен представляет собой аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения и жизнетворчества студента, независимо от направления выбранной профессиональной специализации.
Становление субъектности студента - целостный, динамически развертывающийся во времени и пространстве университетского образования процесс расширения отношений к миру, себе и другим, который предполагает переход от центрированности на самом себе к ценностно-конструктивному освоению и преобразованию себя и всего спектра жизнедеятельности студента. Становление субъектности студента университета будет успешным, если осуществляется на основе концептуальных положений ценностно-синергетического подхода. Педагогическая логика образовательного процесса выстраивается исходя из принципов аксиологичности, открытости, диалогичности, событийности, корпоративности, эволюционности, транспективности.
Движущей силой становления субъектности выступает ценностное самоопределение как процесс обретения студентом смысла, целей, ресурсов университетского образования.
Основанием становления субъектности является проявление студентом себя в качестве: самоорганизующегося субъекта свободного сознательного выбора и принятия будущей профессии как приоритетной жизненной ценности и оптимальных с точки зрения его личностных склонностей путей овладения ею; субъекта собственной образовательной деятельности, которая характеризуется индивидуальной образовательной траекторией, продуктивным взаимодействием преподавателя и студентов в корпоративной деятельности, развитием мотивации достижений, креативным прогнозированием сценариев своих профессиональной и жизненной перспектив.
Образовательное пространство университета станет фактором становления субъектности студента, если:
- ориентировано на личностно-профессиональное становление будущего специалиста, которое осуществляется с опорой на предшествующие достижения студента, с учетом его возможностей, устремлений и ожиданий и обеспечивает ценностный резонанс восприятия себя и мира студентом;
- в качестве ориентиров становления субъектности выступают: личностные смыслы получаемых знаний, восхождение к личностным и профессиональным ценностям, поиск вариантов субъектной реализации ценностей, культура смыслопорождения собственной деятельности студента;
- создает условия для реализации сущностных потребностей личности в познании и понимании мира и себя, самореализации, самосозидании, рефлексии, способствует восхождению к смысложизненным ценностям;
- происходит приобщение студента к научным школам в результате его ценностно-смыслового взаимодействия с преподавателями.
Механизмами становления субъектности студента выступают эмоционально окрашенная рефлексия и ценностно-смысловое взаимодействие «Я - Другие».
Эвристичность выдвинутой гипотезы состоит в том, что она позволяет под новым углом зрения рассматривать процесс университетского образования, конструировать его как ценностно-детерминированный, креативно-деятельностный и субъектно-ориентированный процесс, способствующий становлению субъектности студента университета.
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач исследования:
- определить предпосылки, современное состояние и значимость проблемы становления субъектности студента университета в педагогической теории и практике;
- выявить и обосновать теоретико-методологические основания становления субъектности студентов университета путем анализа проблемы на методологическом, теоретико-экспериментальном и методическом уровне;
- разработать концепцию становления субъектности студента университета, включающую в себя представление о сущности, движущих силах, закономерностях, принципах, механизмах, показателях, условиях данного процесса;
- представить понятийное поле концепции становления субъектности студента университета; определить типологию субъектности студентов университета;
выделить и обосновать педагогические условия, при реализации которых образовательное пространство университета действительно является фактором становления субъектности студента;
- обосновать технологию реализации концепции становления субъектности студентов в образовательном пространстве современного университета;
- оценить динамику и дать прогноз становления субъектности студентов университета.
Теоретико-методологические предпосылки исследования базируются на:
- теоретических положениях, раскрывающих основные подходы к изучению личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
- работах в области психология субъекта (Н.В. Богданович, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков, З.И. Рябикина, Е.А. Сергиенко).
- исследованиях уникальности субъектности как личностного образования (Е.Н. Волкова, Е.И. Казакова, Ф.Г. Мухаметзянова, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков).
- ведущих положениях синергетики как теории самоорганизации систем (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, И. Пригожин, И. Стенгерс, Г. Хакен).
- междисциплинарной аксиологической теории (Т.К. Ахаян, В.П. Бездухов, Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, Н.С. Розов, В.Н. Сагатовский, В.А. Сластенин, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов).
- теории самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс. Э. Фромм, В. Франкл).
- компетентностном подходе в образовании (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.К. Маркова, Н.С. Сахарова, А.В.Хуторской).
- педагогических аспектах социализации личности (А.А Бодалев, В.А. Караковский, Н.А. Каргапольцева, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова).
- работах, посвященных исследованию проблем современного университетского образования (И.С. Батракова, Г.А. Бордовский, В.Д. Повзун, А.А. Реан, Ю.В. Сенько, А.П. Тряпицына, В.А. Якунин).
Методологической основой исследования выступают ценностный, синергетический и субъектно-деятельностный подходы, позволяющие исследовать становление субъектности в образовательном пространстве университета как сложный, изменчивый, самоорганизующийся феномен. Методологический потенциал избранных подходов представляется оптимальным для исследования и определения совокупности педагогических путей, условий и средств педагогического содействия на процесс становления субъектности студента университета.
Методы исследования. В исследовании для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован комплекс, включающий следующие методы: теоретические: анализ отечественной и зарубежной научной литературы, в том числе и информационный мониторинг по различным аспектам проблематики исследования, представленных в сети Интернет; диагностические: анкетирование, опрос, анализ продуктов деятельности и выполнения тестовых заданий, наблюдения, обобщение педагогического опыта, статистический анализ, метод экспертных оценок; прогностические: моделирование, проектирование.
Этапы исследования:
Первый этап исследования (1999 - 2002) - аналитико-диагностический - включал анализ теоретико-эмпирической базы исследования; изучение состояния проблемы в практике университетского образования; разработку исходных гипотетических положений, определение общего замысла исследования, построение концептуальных идей, определение методологии исследования и стратегии исследовательской деятельности; уточнение исходных теоретических положений, разработка задач исследования и логики его организации; проведение констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по изучению становления субъектности студента университета.
Второй этап исследования (2002 - 2005) - проектировочно-моделирующий - включал разработку основных положений концепции становления субъектности студента университета, апробацию эффективности модели становления субъектности студента университета, обсуждение промежуточных результатов исследования, определение тенденций становления субъектности студента университета, раскрытие экспериментально обнаруженных закономерностей становления субъектности.
Третий этап (2005 - 2007) - аналитико-обобщающий - включал конкретизацию основных положений концепции становления субъектности университета; проверку эффективности модели становления субъектности студента; разработку и апробацию необходимых рекомендаций и материалов по проблеме исследования; общий анализ, обобщение и оформление полученных результатов исследования; определение перспектив и направлений дальнейшего исследования проблемы.
База исследования: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» (факультеты филологии, экономики и управления, транспортный, природных ресурсов, естественнонаучный, повышения квалификации преподавателей; магистратура по педагогическим специальностям), Оренбургский государственный педагогический университет, Орский гуманитарно-технологический институт.
На защиту выносится совокупность утверждений, отражающих основные результаты исследования:
Образовательное пространство университета - контекст жизнедеятельности студента, который, во-первых, определяет содержание индивидуальной образовательной программы студента, во-вторых, способствует его саморазвитию и самоорганизации; в-третьих, стимулирует построение временной жизненной перспективы и может как задать ресурсы становления субъектности, так и стать их ограничителем.
Субъектность как педагогический феномен представляет собой целостную аксиологическую характеристику личности, раскрывающуюся в продуктивности деятельности, в ценностно-смысловой самоорганизации поведения. Субъектность студента - основа востребования и использования им научных знаний как методологических и технологических средств решения собственных образовательных и профессиональных задач.
Ценностно-синергетический подход выступает методологическим основанием построения концепции, реализация которой в образовательном пространстве университета повышает эффективность становления субъектности студента. Педагогическая интерпретация синергетического подхода делает возможным: анализ субъектности как открытой, самоорганизующейся системы, которая самостоятельно определяет собственную границу; представление становления субъектности как нелинейного, неравновесного, альтернативного и стохастичного процесса; открывает новое измерение в управлении стихийными процессами становления, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования, наиболее важным из которых является ценностный потенциал университетского образования. Педагогическое обращение к ценностному потенциалу университетского образования определяет в качестве методологических ориентиров становления субъектности студента университета: личностные смыслы получаемых знаний, отражающие восхождение к жизненным и профессиональным ценностям; мотивацию достижений; культуру смыслопорождения деятельности студента.
Субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в ценностном отношении к людям. Становление субъектности студента происходит через отношение к нему «значимого Другого». Функции «значимого Другого» в отношении «Я» студента связаны с определением и усилением его субъектных характеристик. Создание референтного круга, нескольких «значимых Других» означает начало становления субъектности. Наполненность референтного круга обеспечивает множество направлений саморазвития и самореализации человека. Динамика субъектности во времени связана с установлением соотношения между полюсами «Я» - «Другой».
Закономерности ценностно-синергетической концепции - взаимосвязь объективного и субъективного, актуального и потенциального; соотношение повторяющегося и неповторимого; диалектика необходимого и случайного - определяют позитивные стратегии становления субъектности как ценностно-смысловой самоорганизации личности студента в пространстве и времени университетского образования.
Успешность становления субъектности определяется совокупностью принципов: открытости, аксиологичности, диалогичности, событийности, транспективности, корпоративности, дополнительности, регулируемой эволюционности, необходимого разнообразия. Структура субъектности включает: субъектную активность (смысложизненную, образовательную, социальную, коммуникативную), ценностные ориентации, ценностное самоопределение, субъектный опыт.
Педагогическими условиями становления субъектности студента университета выступают: проблемность, проективность, эвристичность и рефлексивность. Выбор условий обоснован феноменом и логикой развития предмета исследования, предполагающими актуализацию субъектного потенциала по средствам внешних условий, отражающих ценностные императивы современного университетского образования. Механизмом становления субъектности является ценностно-смысловое взаимодействие и рефлексия образовательных, субъектно-ориентированных ситуаций как эмоционально окрашенная интеллектуальная работа студента университета.
Становление субъектности связано с поэтапным формированием образа «Я - будущий профессионал» студента университета. Основным критерием успешности реализации концепции становления субъектности является субъектная позиция студента.
Количественные и качественной параметры развития субъектности, подтвержденные диагностическим исследованием, определили следующие типы субъектности студентов университета: креативно-ценностный, функционально-конструктивный, ситуативно-репродуктивный, которые отражают различные границы проявления субъектности.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- выявлена сущность понятия субъектности как педагогического феномена, отражающего аксиологическую характеристику личности;
- обоснован ценностно-синергетический подход к становлению субъектности студента, что определяет новое направление исследования проблем университетского образования;
- представлена целостная ценностно-синергетическая концепция становления субъектности студента университета, ведущей идеей которой является определение субъектности как результата образования, обуславливающего высокую степень жизнетворчества студента независимо от направления выбранной им профессиональной специализации, ядром которой являются закономерности (взаимосвязь объективного и субъективного, актуального и потенциального; соотношение повторяющегося и неповторимого; диалектика необходимого и случайного), принципы (открытости, аксиологичности, диалогичности, событийности, транспективности, корпоративности, дополнительности, эволюционности, необходимого разнообразия), этапы и механизмы становления;
- образ «Я - будущий профессионал» студента университета выступает концептуальной основой становления субъектности;
- найден адекватный предмету исследования комплекс диагностических методик, позволивший определить типологию субъектности студентов университета;
- приобщение к научным школам на основе ценностно-смыслового взаимодействия преподавателей и студентов рассмотрено как специфическая особенность становления субъектности студента университета
- обоснованы технологические особенности реализации концепции становления субъектности студента в образовательном пространстве университета.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что:
- найдены концептуальные основания процесса становления субъектности, синтезирующие в себе функции ценностного и синергетического подходов;
- охарактеризовано категориально-терминологическое поле педагогического исследования: «субъектность студента», «становление субъектности», «диапазон субъектности», «ценностный резонанс», «ценностно-смысловое взаимодействие», раскрывающие теоретико-практическую многоаспектность и образовательную вариативность рассматриваемой проблемы;
- выявлена структура субъектности, включающая субъектную активность (смысложизненную, образовательную, социальную, коммуникативную), ценностные ориентации, ценностное самоопределение, субъектный опыт); определены функции «значимого Другого» в становлении субъектности студента университета;
- доказано, что университетское образование является фактором становления субъектности студентов при реализации следующих педагогических условий: проблемность, проективность, эвристичность, рефлексивность;
- обоснована субъектная позиция студента университета как базисный критерий эффективности реализации концепции становления субъектности, определена типология субъектности студентов университета; выявлены противоречия ценностное самоопределение как движущей силы процесса становления субъектности студента университета, обеспечивающее обретения им ценностей, смыслов и ресурсов собственной жизни.
Обозначенные положения являются теоретическим вкладом в обоснование научных основ процесса личностно-профессионального становления будущего профессионала, в разработку содержания, методов и форм педагогического сопровождения профессионально-личностного саморазвития студента, обретения им ценностей, смыслов и ресурсов собственной жизни.
Практическая значимость исследования определяется тем, что:
- разработано научно-методическое обеспечение процесса становления субъектности студента университета, включающее диагностическое определение целей данного процесса, банк образовательных программ, научно-педагогический инструментарий, систему оценочных показателей и методик мониторинга исследуемого феномена;
- субъектно-ориентированные ситуации являются инструментальной основой построения процесса актуализации субъектного потенциала студента в образовательном пространстве университета и реализации креативно-ценностных технологий;
- ценностно-синергетические механизмы становления субъектности позволяют определять вариативные модели реализации данного процесса в образовательном пространстве университета;
- комплекс диагностических методик может служить основой мониторинга и уровневой оценки эффективности процесса становления субъектности студентов.
Результаты исследования могут быть использованы в процессе обновления содержания университетского образования. Материалы исследования могут быть положены в основу организации образовательного пространства современного университета, реализующего различные модели подготовки специалистов. Разработанные принципы становления субъектности студента университета использованы в педагогическом проектировании технологий высшего образования.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась концептуальным синтезом философских, педагогических теоретико-методологических положений в исходном обосновании базовых научных идей; применением методических подходов, методов и методик, адекватных поставленной цели, задачам, гипотезе; полифункциональным анализом количественно-качественных данных эксперимента; характером экспериментальной выборки, подтвердившей теоретическую правомерность и образовательную эффективность разработанной концепции становления субъектности студента университета.
Личное участие автора в получении научных результатов, изложенных в диссертации и опубликованных в печатных трудах, выражается в теоретической разработке основных концептуальных идей и положений педагогического исследования, непосредственном участии, осуществлении и руководстве проведением продолжительной опытно-экспериментальной работы, анализе и обсуждении результатов теоретического и опытно-экспериментального этапов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:
- выступлений на международных (Москва, Оренбург, Казань, Санкт- Петербург, Пенза, Нижний Новгород), всероссийских (Челябинск, Уфа, Рязань, Оренбург, Волгоград) и межрегиональных (Набережные Челны, Оренбург) конференциях;
- публикаций в печати (монографии, научные статьи, включенные в перечень ВАК РФ, учебные и методические пособия, научно-методические рекомендации);
- проведения педагогических консультаций, семинаров для преподавателей университетов г. Оренбурга;
- организации работы научного общества студентов и аспирантов по актуальным проблемам личностного и профессионального саморазвития.
Под руководством автора выполнено диссертационное исследование: «Приобщение старшеклассников к ценностям российской культуры» (2006).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, обозначается цель, объект и предмет исследования, методологические основы работы и методы исследования, формулируется исходная гипотеза и результаты ее доказательства, выраженные как положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретико-методологические основания становления субъектности студента университета» представлено решение исследовательских задач, связанных с теоретическим рассмотрением проблемы становления субъектности студента университета и анализом состояния проблемы в педагогической практике. Предметом анализа стали междисциплинарные категории «субъект», «субъектность», «становление», «ценность», «ценностное самоопределение». В результате проведенного анализа обоснована правомерность обращения к проблеме становления субъектности как актуальной для современного человекознания. На основе теоретического анализа философских, науковедческих, психолого-педагогических, социологических исследований в диссертации доказывается, что становление субъектности представляет собой понятие педагогической науки, востребованное теорией и практикой образования в процессе осмысления проблем развития человека в современных социокультурных условиях.
Во второй главе диссертации «Концепция становления субъектности студента университета» рассмотрены понятийно-терминологическое поле концепции, ее теоретико-методологическая база (подходы и принципы), обоснована необходимость синтеза идей аксиологии и синергетики, обозначены ценностно-смысловые компоненты структуры субъектности студента, раскрыты принципы становления данного личностного образования в образовательном пространстве университета. В качестве основы становления субъектности представлен образ «Я - будущий профессионал».
В третьей главе «Диагностика и прогнозирование становления субъектности» раскрыты принципы построения и проведения опытно-поисковой и опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление закономерностей становления субъектности; обоснован выбор диагностического комплекса исследования, направленного на изучение не отдельных характеристик личности, а на глубинные личностные проявления, в частности, глобальный образ “Я” личности. Представлен прогноз эффективности становления субъектности студентов университета.
В четвертой главе «Опыт реализации концепции становления субъектности студентов университета» описывается процесс реализации основных положений теоретической концепции, раскрыты ценностно-синергетические закономерности становления субъектности. Образовательное пространство университета представлено как фактор становления субъектности студента, обоснованы педагогические условия становления субъектности. В качестве ведущего показателя успешности реализации концепции становления субъектности студентов обозначена субъектная позиция. Приобщение к научной школе представлено как возможность раскрытия и реализации субъектности студентов.
Теория субъекта - основа методологии исследования субъектности
Современная наука анализирует проблему человека не только в русле биологического и социального, но и в контексте взаимосвязи объективного и субъективного. Педагогическая интеграция научного знания о человеке заключается в отражении реальных связей соотношения «человек - мир» в процессе образования, так как образ человека (образ «Я»), образ мира и их сопряженность являются базисными основаниями педагогического процесса. Проблема человека в педагогике, представленная в целостности и системности, не может быть рассмотрена вне его субъектного развития.
Современная наука исследует человека как мир мыслей, чувств, переживаний (П.С. Гуревич); как субъекта в педагогическом диалоге (В.В. Горшкова, Е.И. Казакова); изучаются его потенциальные силы в проявлении самостоятельности (Н.В. Бочкина) и в высших их проявлениях - творческой активности (В.Г. Рындак, А.П. Тряпицина) и саморазвитии (К.Я. Вазина); исследуется проблема человека в ее аксиологическом содержании (В.П. Бездухов, А.В. Кирьякова, В.Ф. Сержантов); человек исследуется в системе наук (В.И. Гинецинский, Б.Ф. Ломов, П.В. Симонов, И.Т. Фролов и др.); рассматривается проблема человека как субъекта - Я (В.С. Агапов, В.А. Вединяпина, А.В. Иващенко). Современные научные поиски познания человека в системе наук обуславливают необходимость систематизации человекознания и выхода на более высокий уровень сущностного понимания человека, процесса его самосовершенствования во всех модусах бытия.
Проведенный теоретический анализ проблемы и концептуальный синтез педагогического знания позволили определить сущностные характеристики феномена субъектности. В понимании субъектности мы основываемся на том, что:
- субъектность является уровневой характеристикой человека, субъектные свойства появляются только на определенном уровне развития и определяются балансом процессов экстериоризации и интериоризации, континуумом внешнего и внутреннего. Исследования по развитию субъектности в онтогенезе (Е.Н. Волкова, В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман) показывают, что развитие человека происходит по пути наращивания с возрастом субъектности и преодоления "объектности", т.е. тотальной зависимости человека от внешних условий;
- субъектность выявляется не только в познавательном отношении к миру, но и в отношении к людям (С.Л. Рубинштейн);
- субъектность - высший уровень активности, целостности, автономности человека; целостность субъекта означает единство, интегративность не только деятельности, но и вообще всех видов его активности (А.В. Брушлинский);
- природа субъектности раскрывается через совокупность отношений к миру, стратегию жизни (К.А. Абульханова);
- субъектность отражается в способности человека производить взаимообусловленные изменения во внешнем мире и себе самом. Термином «субъектность» подчеркивается активно-преобразующая сущность человека как субъекта жизни; субъектность человека означает, что он неотделим от мира, включен в него, но вместе с тем сознательно противостоит обращению с собой как с бездушной вещью, объектом манипуляций;
- функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивностью выполняемой им деятельности; причем не всякое отношение к деятельности раскрывает субъектные свойства человека: деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер, т.е. одна из функций субъектости конгруэнтна креативности человека (Б.Г. Ананьев);
- в педагогическом плане важна не только включенность человека в деятельность, но и ценностный аспект этой деятельности, так как субъектность может быть определена как свойство личности не только присваивать, транслировать, но и порождать смыслы деятельности как актуальные ценности. «Образование есть всеобщая форма становления и развития субъективной (субъектной) реальности во времени истории и в пространстве культуры» (В.И. Слободчиков). Можно конкретизировать: образование есть возможность и действительность субъектного развития личности;
- субъектность - свойство, определяющее меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества (Е.В. Бондаревская).
В исследовании проведена дифференциация понятий «субъективность» и «субъектность», показывающая, что термин «субъективность» отражает характеристики внутреннего мира человека, а понятие «субъектность» - особые качества человека, связанные с активно-преобразующими свойствами и способностями. Признается приоритетное влияние субъектности как на развитие человека в разные периоды его жизни, так и на его профессиональное становление.
Педагогическая интерпретация теории субъекта заключается в переносе акцента с анализа усвоения и передачи социального опыта на исследование ситуации порождения человеком новой реальности, имеющей значительный эвристический потенциал для описания педагогических явлений. Теория субъекта адекватно представляет и законы бытия, описывающие то, что есть, и законы долженствования, предписывающие, как именно должны происходить те или иные события и явления в мире человека.
Человеческое бытие невозможно понимать абстрактно, то есть не будучи включенным в него. Поскольку человек сам является участником событий, включенным в социальные ситуации, то «его бытие представляет собой субъектность, объективированную в процессах, явлениях, предметах человеческого мира». Субъект живет, понимая, осмысливая события и ситуации, ту среду, в которую он физически или мысленно включен. В связи с этим принципиальна для исследования дифференциация бытия на аутентичное и неаутентичное (З.И. Рябикина). Аутентичное бытие -- это процесс переструктурирования среды в соответствии со структурой личностных смыслов. Неаутентичное бытие -- воспроизводство и трансляция в среду формально освоенных личностью социальных предписаний, что создает иллюзию адекватного поведения, но таковым по сути не является, поскольку связано с разрывом, отсутствием содержательной связи между способами поведения и смыслами личности. Об аутентичности бытия имеет смысл говорить только тогда, когда субъект переживает и реализует себя в неразрывной связи с внешним миром, то есть, прежде всего, с другими людьми.
Исследование бытия человека исходно направлено на анализ существования субъекта в мире с позиции «Я и Другой человек». Подчеркивается, что взаимодействие людей является не только частью картины внутреннего мира субъекта, но и неотъемлемой составляющей человеческого бытия. Подлинное существование субъекта как сознательного человеческого существа обязательно предполагает выход за собственные пределы, умение отнестись к себе со стороны той реальности, которую он осознает. Иначе говоря -- умение взглянуть на себя глазами других людей, с которыми субъект вступает во внешние и внутренние диалоги. Умение отождествлять себя с другим человеком позволяет войти в мир его смыслов, ценностных ориентаций. Взаимодействие субъектов-участников диалога (одновременно являющееся их взаимоизменением) всегда основано на понимании как результате коммуникации. Понимание есть подведение под ценность. Именно поэтому проблема понимания оказывается одной из центральных для педагогической интерпретации человеческого бытия. Понять человека - это, прежде всего, осознать его мотивы поведения, его нормативно-ценностные установки.
Особое значение приобретает анализ аксиологических аспектов бытия человека. В мире человека объективно истинные описания и объяснения обязательно включают в себя аксиологические факторы: соотнесенность получаемых знаний о мире не только со средствами познавательной деятельности, но с ценностно-целевыми структурами. Исследование человеческого бытия расширяет ценностно-смысловые контексты, в которых включаются традиционные проблемы человекознания: смысла жизни, ценностных ориентаций, свободы, духовности. В этом проявляется стремление выйти за рамки категории деятельности и обратиться к понятию существования, от бытия перейти к становлению как непрерывному развитию субъектности, как обретению новых смыслов.
Важной для данного исследования является позиция В. Франкла, который пишет о том, что обладание ценностями облегчает человеку задачу поиска смысла его жизни. При этом обладание ценностями всегда включает в себя не только их осознание, но и учет их места в ряду других ценностей. То, что подвластно созданию и изменению человеком, - это структура ценностей, ранг конкретной из них. В этом смысле можно говорить о различных предпосылках субъектности у конкретного человека: ценности субъектности у одних людей могут преобладать в иерархии ценностей и определять особенности их поведения как субъектного.
В. Франкл подчеркивает, что у каждого индивида есть смысл в жизни, которого никто другой не может воплотить. Эти уникальные смыслы распадаются на три основные категории: (1) состоящие в том, что человек осуществляет или дает миру как свои творения; (2) состоящие в том, что он берет у мира в форме встреч и опыта; (3) состоящие в его позиции по отношению к страданию, по отношению к судьбе, которую он не может изменить. Мы полагаем, что эти категории смыслов отражают и варианты осознания и проявления человеком своей субъектности.
С точки зрения анализа проблемы становления субъектности особый интерес представляют ценности в области межличностных отношений и ценности, направленные на собственное Я, точнее, их взаимосвязь. Ценности задают вектор проявления субъектности и придают ей смысловую окраску.
Мы опирались на исследования В.А. Петровского, который определяет субъектность как базисное основание новой парадигмы образования и приводит следующие основные характеристики субъект-развивающего образования: культивирование уникального опыта человека; признание ценности обоюдного опыта; ставка на универсальность опыта. Возрастание субъектных свойств учащегося рассматривается как сущностная характеристика современной педагогической деятельности (Е.В. Бондаревская).
Следуя позиции Н.М. Борытко, мы определяем, что субъектность - это утверждение самости. Трактовка образования как процесса восхождения к субъектности предполагает обращение к категории «самоопределение». В результате самоопределения человек выстраивает свое субъектное пространство.
Становление субъектности студента университета как предмет исследования. Становление - философская категория, привлекшая к себе внимание многих мыслителей прошлого и настоящего. По мнению Гегеля, «становление есть единство бытия и ничто». Термин «становление» достаточно часто встречается в современных философских и педагогических исследованиях, однако его семантическая наполненность в большинстве случаев остается расплывчатой и неопределенной. Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя и даже подменяя эти термины друг другом, в особенности если речь идет о становлении и развитии личности.
Мы разделяем мнение Л.Е. Балашова о том, что становление является более фундаментальной категорией, чем развитие. Становление означает восхождение от низшего к высшему (от низших форм действительности к высшим). Развитие же означает рост, усложнение, совершенствование в пределах одной и той же формы действительности. По отношению к развитию становление означает переход от развития меньшей степени сложности к развитию большей степени сложности. Становление субъектности - это движение смыслов, обретение новых смыслов жизни и деятельности, постоянное определение человеком меры свободы и ответственности в современном изменчивом мире.
Становление субъектности студента университета предполагает наличие возможных вариантов восхождения к качественно новому (ценностно ориентированному) состоянию его бытия. Становление - это процесс, не имеющий заданного конечного результата и представляющий собой постоянно длящийся, бесконечный поток событий. В этом контексте становление как бы указывает на «незавершенность» человека и его мира, необходимость «достраивания» форм мышления, познания, деятельности, взаимодействия.
Становление субъектности студента университета имеет собственную образовательную траекторию, включающую траекторию личностного роста. Профессиональное становление студента университета является одним из моментов становления его субъектности.
Становление субъектности студента как динамичный процесс, разворачивающийся во времени и пространстве университетского образования, характеризуется: культивированием уникального опыта студента; приобретением новых аксиологических характеристик личности студента; актуализацией функций «значимого Другого».
В субъектности доминирующим оказывается отношение к другим людям. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» (С.Л. Рубинштейн). С этой точки зрения отношение человека к другим людям является своеобразным индикатором качества его преобразовательной деятельности как по отношению к миру, так и по отношению к самому себе. Поэтому принципиальным при изучении личности человека в ее активно-преобразующей функции оказывается изучение ценностно-смыслового взаимодействия людей и определения характера отношений к другому человеку. Субъектность нельзя понимать исключительно как внутреннюю (интенциональную) характеристику личности. Человек не может быть единственным источником развития своей субъектности, но несомненна их производность от процессов осознания человеком самого себя и его самоорганизации на основе этого осознания.
Функции «Другого» в отношении «Я» в диссертации связаны с определением и усилением субъектных характеристик человека. Мы, вслед за А.У. Хараш, рассматриваем три разновидности отношения «Я - Другой», которые существенно различаются своими возможностями в становлении субъектности. В первом случае другой представлен в абстрактной типизированной форме для того, чтобы «оттенить рельефность Я», т.е. другой существует в своих объектных свойствах и берется как фоновая характеристика. Второй случай предполагает, что другой представлен в конкретных и реальных формах, но существенно зависимых от «Я». Другой существует лишь в той мере, в какой он включен в поле ценностей и смыслов «Я». Это некоторая идеальная форма, например, «значимого Другого». Здесь мы имеем дело с другой крайностью, когда происходит поглощение «Я» «Другим». «Другой» фатальным образом преобразует «Я», не оставляя места для самоизменения «Я» как такового. Третий случай определяется как диалектическое единство другого реального и (или) идеального, действительного и (или) воображаемого. Здесь не происходит поглощение «Другим» «Меня» и «Я» не захватывает «Другого». Функция «Другого» в данном случае состоит в подтверждении реальности существования «Я». Поскольку направлений развития «Я» бесконечное множество, то для подтверждения бытийности различных многообразных сторон «Я» необходим широкий круг референтов, где «значимыми Другими» выступает не какой-то один человек, а множество людей Примечательно, что параметры и структуру этого референтного круга задает сам человек, т.е. он сам конструирует пространство людей внутри себя по своим законам, определенными собственными ценностями и смыслами.
Создание референтного круга, нескольких «значимых Других» означает начало изменений. Наполненность референтного круга обеспечивает множество направлений саморазвития и самореализации человека. Наряду с этим, множество внутренних собеседников позволяет «сравнивать» различные позиции и выбирать наиболее ценные из них для конкретного человека.
Значение «Другого» в развитии человека зафиксировано в принципе «зоны ближайшего развития», введенным Л.С. Выготским. В студенческом возрасте «Другой» также задает возможность изменений через организацию ценностно-смыслового взаимодействия. «Другой» непосредственно или опосредованно выступает участником этого процесса с уникальным опытом ценностного отношения к происходящему. Возможность изменений человека определяется качеством или уровнем развития субъектности «Другого».
Динамика субъектности во времени связана с установлением меры соотношения полюсов «Я» - «Другой». Фиксация на полюсе «Другой» означает потерю себя, отрицание субъекта в себе. Фиксация исключительно на полюсе «Я» приводит к отрицанию субъектности в Другом и, в конечном счете, в самом себе, поскольку подобный вариант приводит к «замыканию на себе», и процесс становления субъектности оказывается не состоявшимся.
Кроме того, временной аспект проблемы становления субъектности невозможно представить вне анализа соотношений представлений субъекта о его настоящем, прошлом и будущем. Время и его производная - возраст - представляют собой две фундаментальные характеристики человеческого бытия, а, следовательно, и субъектности. В ряде философских работ содержится идея о том, что время определяет специфику субъектности, задает проблему смысла (Т.А. Алексина, О.Н. Ежов). Личное переживание времени связано с уникальностью существования человека, с его духовностью и нравственностью. В современном человекознании подчеркивается, что стратегия жизни и судьба во многом зависят от временной установки субъекта, необратимость жизни требует особого отношения к времени жизни, особенно к настоящему.
При анализе временного аспекта проблемы становления субъектности необходимо отметить важный для нашего исследования момент, заключающийся в том, что пространственно-временная модель процесса ориентации личности в мире ценностей, предложенная А.В. Кирьяковой, позволяет увидеть обращенность фазы присвоения ценностей в прошлое и будущее. Фаза преобразования личности под действием приобретенных ценностных ориентаций развернута в настоящем, а фаза прогноза принадлежит будущему. В целом же процесс становления субъектности вбирает в себя всю транспективу развития человека, при этом ценности выступают его ведущим фактором.
Важным моментом становления субъектности является наличие внутреннего плана человека, обеспечивающего его способность к самораскрытию. Внутренний план человека включает: отношение к себе как ценности (самоценности); творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; веру в осуществимость намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.
Ценностно-синергетическая концепция становления субъектности студента университета содержит понятийно-терминологическое поле концепции, теоретико-методологическую базу (подходы и принципы), обосновывает необходимость синтеза идей аксиологии и синергетики, обозначает ценностно-смысловые компоненты структуры субъектности студента, раскрывает принципы становления данного личностного образования в образовательном пространстве университета. В качестве основы становления субъектности представлен образ «Я - будущий профессионал».
В построении концепции мы исходили из того, что методологически значимыми для разработки проблемы становления субъектности студентов университета, с одной стороны, являются следующие положения педагогической интерпретации синергетического подхода:
- система (личности, образования, субъектности) сама формирует свою границу;
- развитие личностной системы не однолинейно, неравновесно, альтернативно и хаотично;
- концепции самоорганизации открывают новое измерение в управлении стихийными процессами становления и саморазвития, внося в них элементы тонкого и мягкого регулирования; наиболее важным элементом такого регулирования мы рассматриваем ценностный потенциал университетского образования;
- регулирование (управление) процессом становления субъектности должно быть направлено, прежде всего, на «запуск» механизмов самоорганизации, потенциально заложенных в личностной системе индивида - регулирование должно учитывать «деликатность» механизма самоорганизации: управляющие воздействия должны отвечать его человечной, т.е. гуманной сущности, в противном случае они разрушат самоорганизацию.
С другой стороны, обозначены следующие методологические ориентиры аксиологии, позволяющие рассмотреть университетское образование как реальную возможность становления субъектности студентов, как создание условий самоорганизации предстоящей профессиональной деятельности (изучение типичных стимулов и барьеров в становлении субъектности студентов): личностные смыслы получаемых знаний, определяемых перспектив, целей; восхождение к личностным и профессиональным ценностям; поиск вариантов субъектной реализации целей и ценностей; мотивация достижений; культура смыслопорождения собственной деятельности студента.
Концептуальный синтез подходов позволил сформулировать основные положения концепции становления субъектности студента университета.
Структура субъектности: в исследовании определены следующие компоненты структуры субъектности: субъектная активность, ценностные ориентации, ценностное самоопределение, субъектный опыт.
Субъектная активность. В понимании активности мы принимаем позицию А.Г. Асмолова, подчеркивающего, что поведение человека в мире и его познание действительности носят активный пристрастный характер, при этом одной из важнейших особенностей проявления активности субъекта является предвосхищение вероятного и потребного будущего. Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Категория «активность» делает акцент на способности субъекта выходить за пределы заданных условий жизнедеятельности, проявлять инициативу, творчество, осуществлять поиск смыслов и ценностей, преодолевать трудности, преобразовывать объективную реальность и себя.
Мы опираемся на положение К.А. Абульхановой о том, что понятие активности шире понятия деятельности, так как активность проявляется и в познании, и в общении и в жизненном пути. Активность - типичный для данной личности обобщенный ценностный способ отражения, выражения и осуществления её жизненных потребностей. Активность - это не свойство сознания, а качество субъекта и особенность личности как субъекта. Как функция субъекта по согласованности с социальными структурами, нормами и формами деятельности, активность проявляет достаточно индивидуальный характер. Субъект мобилизует свою активность не в любой форме и не в любое время.
Выраженность субъектности обнаруживается при определенной степени соответствия активности, развиваемой студентом в данный момент, и тем видом деятельности, в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни. Субъектная активностью - это активность, которую человек развивает как автор своих усилий (А.К. Осницкий). Эта активность обеспечивает человеку относительную независимость как от сил природы, так и от противоречивых социальных требований.
Суть субъектной активности студента заключается, на наш взгляд, в умении поставить цель, оптимально организовать процесс решения выдвинутой задачи и грамотно управлять этим процессом в соответствии с этой задачей. Проявления субъектной активности возможны в разных сферах жизнедеятельности студента: предметно-практической деятельности, познании, общении и т.д. Таким образом, обозначены следующие виды субъектной активности: академическая или образовательная, социальная, коммуникативная.
Субъектная активность определяет следующие характеристики личности студента в реальном образовательном пространстве университета: степень овладения целостными способами деятельности; использование объективных и субъективных средств реализации деятельности; интегрирование внешних и внутренних условий деятельности; осуществление контроля по ходу деятельности, рефлексия; процессуальную регуляцию деятельности.
В структуре субъектной активности, следуя позиции Л.Н. Павловой, мы выделили шесть компонентов, взаимно дополняющих друг друга и обеспечивающих положительный результат образовательной деятельности в целом: учебная активность, организационная активность, интенциальная активность, поисково-творческая активность, самоаналитическая активность и эмоционально-ценностная активность.
Из общего набора предлагаемых обществом ценностей человек выбирает свои ценности. «Ценности - это не то, за что платим, а то, ради чего живем» (С.Л. Рубинштейн). Только в ходе авторского, субъектного, выстраданного самой личностью выбора любая общественная ценность становится индивидуальной. За этим порой нелегким выбором - эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для Я» (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский). Смысл жизни - это своеобразное чувство своей субъектности, возможности творчества жизни, это - не только когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к о и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.