Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.12.2006. Сдан: 2006. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Оглавление

Ведение
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка
1.2. Родительские стили воспитания и установки.
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка.
1.4. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
Глава 2. Психолого - педагогическая работа по изучению и коррекции детско - родительских отношений
2.1. Диагностика детско - родительских отношений в семье
2.2. Коррекционная работа по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских отношений
Заключение
Литература
Приложение №1
Ведение
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление: до 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
В психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ, изучающих типы отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, 1988; Гарбузов, 1990; Захаров, 1995; Эйнсуорт, 1963; и др.).
В них описываются качества матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.
Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации (И. Ландгмеер, З. Матейчик, 1985; Е. Т. Соколова, 1981; Д. Боулби 1953; М. Д. Эйнсуорт, 1964).
В отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская и др. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).
Из обзора литературы хорошо видно, что к нарушению темпа психического развития ребенка приводит сочетание неоднородных факторов. Эти факторы часто находятся в различном сочетании друг с другом, с преобладанием того или иного вида дефицитарности и психогенных влияний. Выделение роли каждого из них представляет практический интерес, так как позволяет найти более точные диагностические критерии для диагноза психического развития ребенка. Роль семейного фактора по сравнению с остальными, на наш взгляд вызывает наибольший интерес. Это и определило актуальность темы данной работы.
Объект исследования - детско- родительские отношения.
Предмет исследования - стили семейного воспитания.
Цель исследования - изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.
Задачи:
- дать теоретическое обоснование данной проблемы;
- охарактеризовать стили воспитания и
- экспериментально показать влияние качеств родителей на развитие ребенка
Гипотеза нашей работы заключается в том, что семейные взаимоотношение играют огромную роль в развитии ребенка Родительские отношения - это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.И для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Глава 1. Семья как социальный институт формирования личности ребенка
1.1. Роль семьи в воспитании ребенка
Важнейшая социальная функция семьи -- воспитание подрастающего по-коления. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и общест-вом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержа-ние ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих воз-растным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспе-чивающих оптимальные возможности его личностного и умственного раз-вития [15,98]. В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответствен-ность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как инди-видуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжи-тельный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изме-нением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер от-ношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка -- потребности в социальном контакте [27, 134], базового доверия к миру [27,145](Э. Эриксон) и привязанности [27,121] (Дж. Боулби, М. Эйнсворт) в младенчестве: Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудниче-ство и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении са-мостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; созда-ние условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-пози-тивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная под-держка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уни-кальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.
Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный)[7,12].
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль "подавления".
При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.
Школьник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.
М.И. Лисина[6] проследила развитие самосознания дошкольников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.
Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.
Третий вариант - "уход от реальности". Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов:
Родители регулярно указывают детям, что им делать;
Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;
Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;
Решение часто принимает сам ребенок;
Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.
Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.
Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.
Еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.
Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля - гиперопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
1.2. Родительские стили воспитания и установки.
Родительские установки, или позиции, - один из наибо-лее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отно-шения к ребенку, восприятие ребенка родителем и спо-собов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимич-но понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответст-вующего поведения, которые не связаны именно с дан-ным ребенком, а характеризуют отношение к детям вооб-ще.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений ро-дителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выра-жаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. [20,131]
В клинически ориентированной литературе описана обширная феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий -- формирования индивидуальных характерологических особен-ностей ребенка в рамках нормального или отклоняющего-ся поведения [24,92]. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариан-том нарушенного родительского поведения является ма-теринская депривация [39,85]. Отсутствие материнской заботы возникает как естественный результат при раздельном проживании с ребен-ком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает, относится безразлично. Все это сказывается на ребенке в виде общих нарушений психического раз-вития. Нередко эти нарушения необратимы.
Так, дети, воспитанные в детских учреждениях без материнской заботы и ласки, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, расторможенностью, уплощенностью. Им свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со свер-стниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчи-вы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных иска-жений. В этой связи привлекает внимание описанный впервые Д. Боулби вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувст-венности -- неспособность к эмоциональной привязан-ности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений[5,108]. Другой вариант искажен-ного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» -- с низ-ким самоуважением, повышенной тревожностью, зави-симостью, навязчивым страхом потери объекта привя-занности[10,165].Но не только грубые нарушения родительского пове-дения сказываются на ходе психического развития ребен-ка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начи-ная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.
С. Броди выделила четыре типа материнского отношения.
1. Матери первого типа легко и органично приспосаб-ливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного мате-ринского стиля была реакция матери на приучение ребен-ка к туалету. Матери первого типа не ставили себе за-дачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «до-зреет».
2. Матери второго типа сознательно старались при-способиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в обще-нии с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
3. Матери третьего типа не проявляли большого инте-реса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.
4. Матери четвертого типа поведения характеризуют-ся непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были проти-воречивыми.
По мнению С. Броди, наиболее вредным для ребенка оказывается четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все тре-бования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может конт-ролировать действия других и достигать своих целей.
Если в материнском отношении преобладает отвер-жение, игнорирование потребностей ребенка из-за по-груженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникно-вению чувства «выученной беспомощности», что впос-ледствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций, и контактов с новыми людь-ми, недостатку любознательности и инициативы.
Описанные типы родительского (прежде всего мате-ринского) отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворе-ния базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в кон-тинууме «принятие -- отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адре-сованные ребенку более старшего возраста (3-6 лет), где важным социализирующим моментом начинает вы-ступать параметр воспитательного контроля[34,75].
А. Болдуин выделил два стиля практики родитель-ского воспитания -- демократический и контролирую-щий.
Демократический стиль определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребует-ся, одновременно верой в успех самостоятельной дея-тельности ребенка; ограничением собственной субъектив-ности в видении ребенка.
Контролирующий стиль включает значительные огра-ничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинар-ных мер.
Оказалось, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выражен-ной способностью к лидерству, агрессивностью, стремле-нием контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались так-же хорошим физическим развитием, социальной актив-ностью, легкостью вступления в контакты со сверстни-ками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Дети родителей с контролирующим типом воспита-ния были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрес-сивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствитель-ность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия[34,129].
Д. Боумрин в цикле исследова-ний попытался преодолеть описательность предшествую-щих работ, вычленив совокупность детских черт, связан-ных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.
Компетентные -- с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружес-кие отношения со сверстниками, стремящиеся к исследо-ванию, а не избеганию новых ситуаций.
Избегающие -- с преобладанием уныло-грустного на-строения, трудно устанавливающие контакты со сверст-никами, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.
Незрелые -- неуверенные в себе, с плохим самоконт-ролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситу-ациях.
Автор выделил также четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.
Родительский контроль: при высоком балле по этому параметру родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролиру-ющие действия направлены на модификацию проявлений зависимости, у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение роди-тельских стандартов и норм.
Второй параметр -- родительские требования, побуж-дающие к развитию у детей зрелости; родители стараются, чтобы дети развивали свои способности, в интеллекту-альной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на незави-симость и самостоятельность.
Третий параметр -- способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители с высоким баллом по этому показателю стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают четко и однозначно свои требования и недовольства или раздражение, но чаще прибегают к косвенным способам - жалобам, крику, ругани.
Четвертый параметр -- эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отно-шение направлены на содействие физическому и духов-ному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родитель-ском отношении всех четырех измерений -- контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательнос-ти и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей, Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родите-ли последних оказались абсолютно неспособными к кон-тролю детского поведения в силу собственной эмоцио-нальной незрелости[34,142].
Из анализа литературы следует, таким образом, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используе-мых родителями. При этом адекватный контроль предпо-лагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками, активны, независимы, инициативны, доброжелательны и эмпатичны.
В. И. Гарбузов с соавторами [29,75] выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) -- не-приятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагиро-вания, сочетающиеся с жестким контролем, регламен-тацией всей жизни ребенка, с императивным навязыва-нием ему единственно «правильного» типа поведения. В отдельных случаях неприятие может проявляться в крайней форме -- реального отказа от ребенка, помеще-ния его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. В нашей практической работе подобное отношение мы отмечали у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, в семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроен-ности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недос-татком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.
Воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выра-жается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, му-зыка, фигурное катание, технические и спортивные круж-ки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооцени-вают реальные психофизические особенности и ограни-чения ребенка.
Воспитание по типу В (эгоцентрическое) -- «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» -- культивирование внимания всех членов семьи на ребен-ке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Наиболее патогенным оказывается воздействие не-правильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода разви-тия -- потребности в автономии, уважении, самоопре-делении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).
В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков; с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития [41, 89].
1. Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка. Этот тип воспитания особенно неблаго-приятен для подростков с акцентуациями по неустойчи-вому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение -- побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе этого типа психопатического раз-вития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.
2. Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетается с мелочным конт-ролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешитель-ность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявля-ется у подростков с психастенической сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных подростков такое отношение родителей вызывает чувст-во протеста против неуважения к его «Я», резко усили-вает реакции эмансипации.
3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребен-ка, чрезмерное покровительство и обожание, резуль-тирующие непомерно высокий уровень притязаний под-ростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует форми-рованию психопатий истероидного круга.
4. Эмоциональное отвержение: игнорирование потреб-ностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощуще-нии родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно». Иногда оно мас-кируется преувеличенной заботой и вниманием, но вы-дает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей, однако оно по-разному сказывается на их развитии: так, при гипертимной и эпилептоидной акцен-туациях ярче выступают реакций протеста и эмансипа-ции; истероиды утрируют детские реакции оппозиции, шизоиды замыкаются в себе, уходят в мир аутичных грез, неустойчивые находят отдушину в подростковых компаниях.
5. Повышенная моральная ответственность: не соот-ветствующие возрасту и реальным возможностям ребен-ка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответст-венности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни -- все это естест-венно сочетается с игнорированием реальных потребнос-тей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. Как свидетельствует наш опыт консультативной работы, в условиях такого воспитания подростку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекаю-щими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребен-ка». Подростки с психастенической и сензитивной акцентуациями, как правило, не выдерживают бремени непо-сильной ответственности, что приводит к образованию затяжных обсессивно-фобических невротических реак-ций или декомпенсации по психастеническому типу. У по-дростков с истероидной акцентуацией объект опеки вскоре начинает вызывать ненависть и агрессию, напри-мер старшего ребенка к младшему.
Е.Т. Столин и В.В. Столин добавили еще несколько типов неадекватного родительского (ма-теринского) отношения к ребенку.
1. Отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу: требование активного внимания к себе, заботы, навязчивое желание находиться постоянно в обществе сына, быть в курсе его интимной жизни, стремление ограничить его контакты со сверстниками. Матери жалуются на отсутствии контакта с сыном, его желание отгородиться от нее, его «презрение». В менее грубой форме подобное отношение, как уже указывалось, выливается в присвоении подростку статуса «главы семьи».
2. Гиперопека и симбиоз: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности из-за страха возможного несчастья с ребенком в будущем (комплекс «умной Эльзы»). В этом случае преуменьшение реальных способностей и потенций ребенка приводит родителей к максимальному контролю и ограничениям, желанию все сделать за него, предохранить от опасностей жизни, «прожить жизнь за ребенка» (В. И. За-харов, 1982), что по существу означает «зачеркивание» реального ребенка, стагнацию развития ребенка, регресс и фиксацию на примитивных формах общения ради обес-печения симбиотических связей с ним.
3. Воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви: нежелательное поведение (например, непослушание), недостаточные школьные достижения или неаккуратность в быту наказываются тем, что ребен-ку или подростку демонстрируется, что «он такой не нужен, мама такого не любит». При этом родители прямо не выражают недовольства ребенком, недопустимости подобного поведения, не демонстрируют ясно негативные чувства, которые они переживают в связи с плохим пове-дением ребенка. С ним не разговаривают, его подчеркнуто игнорируют, говоря о ребенке в третьем лице -- как об отсутствующем. У гипертимных подростков подобное отношение порождает бессильное чувство ярости и гне-ва, вспышки разрушительной агрессии, за которыми стоит стремление доказать свое существование, внедрить-ся в семейное «мы» напролом; родитель тогда идет на мировую из-за страха перед агрессией или путем ответ-ной агрессии (оплеух, ударов) пытается преодолеть им же созданную стену отчуждения. Подобное поведение родителей у сензитивных детей порождает глубокое чувство собственной ненужности, одиночества. Стремясь вернуть родительскую любовь, подросток вынужден сверхограничивать собственную индивидуальность, по-ступаясь чувством собственного достоинства, лишаясь собственного «Я». Послушание достигается ценой обесце-нивания «Я», сохранения примитивной привязанности.
4. Воспитательный контроль посредством вызова чув-ства вины: ребенок, нарушающий запрет, клеймится родителями как «неблагодарный», «предавший родитель-скую любовь», «доставляющий своей мамочке столько огорчений», «доводящий до сердечных приступов» и т. д. (частный случай описанного выше воспитания в условиях повышенной моральной ответственности). Развитие са-мостоятельности сковывается постоянным страхом под-ростка оказаться виноватым в неблагополучии родите-лей, отношениями зависимости[36,87].
1.3. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка.
Попытаемся выделить и проанализи-ровать такие формы семейного общения, в которых отчет-ливо проявляется обоюдный вклад и родителей и ребенка в инициацию и поддержание стиля взаимодействия, ре-зультирующего в формирование поведения, харак-терологических особенностей и самосознания ребен-ка.
Существенный вклад в развитие проблемы влияния поведения и отношений родителей на поведение ребенка внесла Л. Беньямин [34,172]. Разрабо-танная ею, и хорошо экспериментально обоснованная модель взаимоотношений в диаде «родитель -- ребенок» позволяет не только характеризовать поведение каждого из них, но и учитывать наличествующий тип взаимоот-ношений. Согласно этой модели, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна: ребенок может реагировать на одно и то же поведение родителей, по крайней мере, двумя способами. Так, он может отве-чать на родительское поведение «дополнительно», т. е. инициативой на предоставление самостоятельности, бег-ством на преследование, но он может отвечать на роди-тельское поведение и «защитно», -- например, в ответ на отвержение ребенок может пытаться вести себя с родите-лями так, как будто те любят его и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить их поведение по отношению к нему.
Следуя логике этой модели, можно предполагать, что ребенок, вырастая, начинает вести себя по отноше-нию к другим людям так же, как родители вели себя по отношению к нему. В исследовании Л. Беньямин спе-циально рассматривает также вопрос о соотношении самосознания ребенка (как формы саморегуляции) и отношения родителей к ребенку: эта связь раскрывается как интроекция (перенесение внутрь) родительского отношения и способов управления поведением ребенка. Так, например, пристыживание ребенка может трансфор-мироваться в его самосознании в тенденцию к самообви-нению, доминирование родителей в отношениях с ним преобразуется в направленность быть хозяином самого себя, жестокое саморуководство.
По способу, т. е. по тому, как происходит «интериоризация» самосознания ребенка, можно выделить несколько типов общения: 1) прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоот-ношения; 2) опосредованную детерминацию самоотно-шения ребенка путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уров-ня притязаний; 3) контроль за поведением ребенка, в котором ребенок усваивает параметры и способы само-контроля; 4) косвенное управление формированием са-мосознания путем вовлечения ребенка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.
Анализ жалоб и проблем, с которыми родители обра-щаются показывает, что важнейшими чертами, выделя-емыми родителями в ребенке и одновременно выступаю-щими объектом их внушающего воздействия, являются: 1) волевые качества ребенка, его способность к самоорга-низации и целеустремленность; 2) дисциплинированность, которая в родительской интерпретации часто превраща-ется в послушание, 3) подчинение ребенка родительскому авторитету; 4) интересы, прежде всего к учебе; 5) спо-собности -- ум, память.
Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными (ребенку внушается, что он ответ-ствен, добр, умен, способен), так и отрицательными (груб, неумен, неспособен).
Р. Лэнгс, анализируя отношение роди-телей и детей в таких семьях, ввел понятие «мистифика-ция» -- внушение детям того, в чем они нуждаются, кем являются, во что верят [34,127]. Одна из форм мистификации -- приписывание, которое, в свою очередь, подразделяется на приписывание ребенку «слабости» (например, болезненности, неспособности самому ис-кать выход в трудных ситуациях) и «плохости» (низости, аморальности). Другая форма мистификации -- инвалидация -- принудительное обесценивание точек зрения ребенка, его планов, намерений, интересов.
Анализ сочинений «Мой ребенок», написанных роди-телями, испытывающими трудности в воспитании детей, дает множество примеров разнообразных приписыва-ний и инвалидаций [36,190] .
Конечно, негативные высказывания родителей о своих детях, по крайней мере частично, могут иметь под собой реальную «почву» в поведении или чертах харак-тера ребенка, однако, транслированные в его самосозна-ние в виде «называния вещей своими именами» родитель-ских «приговоров», эти родительские мнения и оценки начинают определять самосознание ребенка изнутри. Ребенок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает против него борьбу.
Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, ро-дитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обрат-ное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая от-рицательные следствия для формирования самосознания ребенка.
Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных дей-ствий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовы-вать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалис-тичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впослед-ствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалис-тичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и дру-гое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.
1.4. Социально-психологические типы личности ребенка, которые соответствуют определенному типу семейного воспитания
В.М. Минияров выделяет следующие основные семь характерологических свойств личности ребенка, которые вытекают из того детерминированного сценария воспитания, который складывается под влиянием социальных факторов и средств педагогического воздействия и о которых говорил в свое время Э. Берн [20,75].
Получаемые в ходе диагностики типические портреты личности отличаются от предложенных вариантов в зарубежной и отечественной психологической литературе. Предлагаемая Минияровым диагностика изучает отклонения в норме от того гармонического типа личности, который всегда был идеалом воспитания.
Таблица 1.Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания.
Виды отношений
Типы личности
Конформный
доминирую-щий
сензитивный
инфантиль-ный
тревожный
Интровертивный
1. Отношение родителей к деятельности ребенка
Удовлетворе-ние желаний ребенка путем ласки, смире-ния, сопере-живания
Стимулирова-ние к состяза-нию с другими
Предоставле-ние полной свободы дей-ствий
Предупрежде-ние всех само-стоятельных действий, ограничение инициативы
Полное огра-ничение само-стоятельной деятельности
Ребенок пре-доставлен сам себе, имеет полную свобо-ду самостояте-льной деятель-ности
2. Отношение родителей к методам по-ощрения и на-казания
Непоследова-тельное или даже одновре-менное при-менение нака-заний и поощ-рений
Похвала и по-ощрение
Ни похвалы, ни наказаний
Никогда не наказывают, только хвалят
Применение насильствен-ных мер в виде наказаний
Отсутствуют похвала и на-казание
3. Отношение родителей к ребенку
Отсутствие заботы о детях
С восторгом, гордостью
С любовью и вниманием, добрые, простые отноше-ния
Предупрежда-ют все его требования и желания
Жесткие, тре-бовательные
С любовью
4. Отношение родителей к окружающим людям
Ложь и лице-мерие, мелкий расчет и стремление к мелкой нажи-ве
Ставят себя в пример и своего ребенка
Живут жизнью ребенка. Помогают окру-жающим лю-дям
Хвастается своим ребен-ком
Раздражение по отношению к окружаю-щим людям
Доброе терпе-ливое отноше-ние к людям с искренностью и любовью
5. Отношение родителей к нравственным ценностям
Требование от детей соблю-дения внеш-них обрядов, значение ко-торых не объ-ясняется. Со-блюдение внешних при-личий в об-ществе
Требуют фор-мального со-блюдения нравственных норм
Приучают действовать не по шаблону, а по совести
Стараются ла-сками и угово-рами сделать их умными и послушными. Соблюдают внешнее при-личие
Беспрекослов-ное выполне-ние нравст-венных требо-ваний
Строгое тре-бование дей-ствовать по правилам
6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка
Не возбужда-ют внимание ребенка, не побуждают к размышлени-ям. Стараются устранить та-кие рассужде-ния
Потакательство всему, чем ни занимался, Лишь бы мог выделиться
Наблюдатель-ность, при-вычка к раз-мышлению над окружаю-щими явлени-ями, понима-ние связи их внутреннего
Не побуждает-ся к размыш-лениям и мыс-лительным действиям, т. к. распоряжа-ется своим временем
Запрещается рассуждать, обязан выпол-нять немедленно распоряжения
Родители много беседу-ют и рассуж-дают
Стиль семей-ного воспита-ния
Попустительский
Состязатель-ный
Рассудительный
Предупреди-тельный
Контролирую-щий
Сочувствую-щий
В.М. Минияров выделил следующие крайние варианты стилей семейного воспитания и охарактеризовал соответствующие им семь социально-психологических типа личности ребенка
Сочувствующий стиль
Ребенок предоставлен сам себе в силу постоянной занятости родителей. Родители не применяют ни наказаний, ни поощрений. Они любят ребенка, но никогда не балуют. Все тяготы жизни они разделяют с ним, но по возможности стремятся уберечь от перегрузок как физических, так и психологических. Им характерен личный пример нравственного поведения, а также обучение ребенка нравственному поведению на ошибках других. Не читают длинных нотаций, им достаточно посмотреть с укоризной, пристыдить, расстроиться. Положительно относятся к превосходству в поступках ребенка рассудочных действий, а не эмоций.
Интровертированный тип личности ребенка
Чуткий, внимательный, правдивый, честный, вежливый, уравновешенный, спокойный, скромный, стеснительный, простодушный, прост в общении с людьми, терпелив, исполнителен, склонен к занятию физическим трудом, ответственен, самокритичен.
Попустительский стиль
Ребенку предоставлена бесконтрольная свобода действий. Родители совершенно безразличны к потребностям и запросам ребенка и удовлетворяют только те, которые можно удовлетворить за счет других людей. Обучая выполнению правил, требований родители действуют ситуативно, не знают меры ни в поощрении, ни в наказании. Непоследовательны в проявлении своих чувств к ребенку. В выборе форм поведения ребенок свободен, но на людях должен формально соблюдать правила приличия. Мыслительная деятельность ребенка связана в основном с поиском и ожиданием возможного получения удовольствия.
Конформный тип
Нечестен, хвастлив, хитер, изворотлив, отсутствует чуткость к людям, извлечение из всего личной выгоды, скуп, жаден, требователен только к другим, ябедничество, склонность к сплетням, клевете, равнодушие, внешняя вежливость, властолюбие, безразличие к безнравственным поступкам других, подхалимство, недобросовестность.
Состязательный стиль
Родители ищут в действиях ребенка необычное, выдающееся, отличительное от других детей. В случае успеха ребенок может быть вознагражден как восторженными эпитетами, так и материально. Учат не сдавать завоеванных позиций. Родителей мало волнуют человеческие качества ребенка, главное, как должен он выглядеть в обществе. Моральные нормы лишь для того, чтобы комфортно чувствовать себя среди людей и по возможности выгодно выделиться. Следят за интеллектуальным развитием детей, приучая к демонстрации своих интеллектуальных возможностей, к поиску момента их проявления, а не к глубоким размышлениям. Доминирующий тип
Самоуверенный, высокомерный, эгоистичный, преувеличивает свои возможности, безразличие к интересам коллектива, сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении двигательной активности.
Рассудительный стиль
Предоставляют ребенку полную свободу действий, чтобы ребенок путем самостоятельных проб и ошибок приобрел личный опыт. Терпеливо рассказывают и отвечают на все возникающие у ребенка вопросы. Они считают, что можно обходиться без внешних стимулов активизации детей. Взаимоотношения ровные и спокойные во всем. Четко следят за тем, чтобы достоинство ребенка никогда не принижалось. Каждый поступок ребенка родители обсуждают вместе с ним. Отсутствие наказания порождает у детей не страх, а желание не причинять вреда другим. Родители много беседуют и отвечают на вопросы ребенка, поддерживают стойкий интерес и любознательность, преподносят интересные факты для осмысления их ребенком.
Сензитивный тип
Чувствительный, добросовестный, общительный. Свойственен самоконтроль, уверенность в себе. Имеет средние значение по качествам: сообразительность, склонность к риску, тревожность и низкие по качествам: возбуждение, доминирование, социальная смелость, напряженность.
Предупредительный стиль
Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. Ребенок полностью лишен активной деятельности и является пассивным, постоянно развлекаемым родителями. Такое ограничение связано со страхом родителей за ребенка. Никогда в дошкольном возрасте не наказывают, наоборот испыты и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.