Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Содержание и понятие воспитания. Направления воспитательной работы. Сущность воспитания и его особенности. Цели воспитания. Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве. Гармоничное и всестороннее развитие человека.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.11.2006. Сдан: 2006. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


23
Работа на тему:
Структурные элементы воспитания. Цели, содержание, источники воспитания
2006
Содержание
    Введение 3
    1. Содержание и понятие воспитания 5
    2. Направления воспитательной работы 8
    3. Сущность воспитания и его особенности 11
    4. Цели воспитания 15
    5. Источники воспитания и межнациональное общение в социальном пространстве 17
    Заключение 22
    Список литературы 25

Введение

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процес-сы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сфе-ры исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на раз-витие человека. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. - М., 1993

А именно как его эмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллек-та. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности.

Теория и методика воспитания являются разделами об-щей педагогики, в которых уточняется сущность, принци-пы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

На протяжении исторического развития педагогиче-ской мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть». Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состоя-ния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и цен-ностных ориентации воспитуемого.

Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

1. Содержание и понятие воспитания

Центральной категорией научного осмысления вос-питательного процесса и профессиональной педагогиче-ской деятельности по воспитанию детей выступает поня-тие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явления. По-этому обратимся в первую очередь к терминологии.

Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» - это вскармлива-ние, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном бес-хитростном значении слова процесс воспитания свойст-венен и животным - «питают» своим молоком млекопи-тающие; детеныш кенгуру «воспитывается» матерью, же-ребенок, встав на ножки после рождения, тянет свою мордочку под брюхо лошади - «воспитываться», вскарм-ливаться.

Первоначально в русском языке это слово полностью соответствовало своему исходному значению.

Обыденное сознание относится к «воспитанию» одиозно, потому что понимает под ним «нравоучение», «наставление», «длинное и нудное мора-лизирование». При таком понимании человек использует слово «воспитание» как посягательство на его свободу, он говорит, защищаясь от пустых сентенций: «Не воспиты-вай меня!» - плохо отдавая себе отчет в том, что там, где истинное воспитание, не может быть скучных поучений, а там, где пышные и длинные поучения, нет воспитания.

Центральное понятие «воспитание» имеет целый веер педагогических терминов, обозначающих явления, лежа-щие рядом или тесно связанные с воспитанием. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

В первую очередь отметим «становление» - термин, отражающий некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоя-тельно выстраивать свое поведение, а также обладает спо-собностью осознавать свои отношения с миром и произво-дить относительно устойчивый ценностный выбор.

Воспитание как педагогическое понятие включает в свое содержание три существенных признака: Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

первый - це-ленаправленность, наличие какого-то образца, пускай са-мого общего, как социально-культурного ориентира;

вто-рой - соответствие хода процесса социально-культурным ценностям как достижениям исторического развития че-ловечества;

третий - присутствие определенной системы организуемых влияний.

Так мы обнаруживаем глубокое значение наличия в педагогическом лексиконе очень близких по смыслу, но все-таки различных терминов.

Становление личности, свершающееся в жизни ре-бенка, рождает еще одно педагогическое явление, полу-чившее название «самовоспитание». Суть его - в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социаль-но-культурный образец с поведением станет сам воспи-танник. Подрастающий ребенок принимает воспита-тельную эстафету у педагога и несет ее далее по дороге собственного совершенствования.

«Самовоспитание» подчеркивает субъектность вчерашнего воспитанника - он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Воспитание инициирует са-мовоспитание. Эти явления идут рядом, и термины всегда располагаются в одном педагогическом поле. Педагог обязан профессионально разбираться как в закономерно-стях воспитания, так и в социально-психологических ме-ханизмах самовоспитания, а следовательно, еще один ве-ер педагогических терминов станет средством профессио-нального осмысления воспитательной работы с детьми: «самоконтроль», «самооценка», «саморегуляция», «самочув-ствие», «самоприказ», «самоубеждение», «аутотренинг» (самотренинг), «саморазвитие». Веер этих терминов огра-ничивает внешние воздействия - они как будто условно не принимаются во внимание, истоком всего набора дан-ных психолого-педагогических явлений объявляется сам воспитанник как таковой на данный этап его личност-ного развития, который определен воспитанием.

Латентный характер протекающих в личности процессов и длительность их за-вершающего формирования ставят как педагога, так и самого воспитанника перед фактом неожиданных явных несоответствий личности общепринятым нормам и не-развитости некоторых качеств, востребованных современ-ной жизнью. Удивление и огорчение часто сопровождают профессиональную деятельность педагога. Стремление скорректировать, добавить, ликвидировать появляется как ответная профессиональная реакция на произведенную работу.

Так вошло в педагогическую терминологию понятие «перевоспитание» как отражение этой стороны педагоги-ческой деятельности.

Приставка «пере-» уже сама по себе говорит о жела-нии что-то изменить, сделать не так, как оно есть сейчас.

К понятию «перевоспитание» обращаются, когда речь за-ходит о социально неодобряемом поведении, о качествах личности, противоречащих человеческому общежитию, в том числе и о противоправных деяниях.

«Перевоспитание» - термин далекого педагогического прошлого, когда ребенок, будучи для педагога объектом воздействия, трактовался как носитель суммы качеств. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Предполагалось, что отрицательные качества нужно «уда-лять», «уничтожать», даже «вытравливать», «подавлять», а положительные - вкладывать на место вытравленных, как если бы ребенок был магни-тофоном, в который педагог может вставить нужную кас-сету с хорошей, чистой записью, а дурную кассету с не-пристойными записями удалить.

Отголоски такого педагогического представления о природе воспитания звучат до сих пор в педагогической практике, апеллирующей к медицинской аналогии: педа-гог «якобы» иногда должен быть подобен хирургу, скаль-пелем удаляющему «ненужное» в организме или заме-няющему «больной орган» «здоровым».

Центральные категории теории воспитания отлича-ются от такого же рода категорий любой другой науки тем, что язык других наук складывался в стороне от по-вседневной практики и по мере исследования каких-то новых явлений вырабатывался наукой специальный язык, и потом, по истечении некоторого времени, выработан-ные новые понятия входили в повседневность.

2. Направления воспитательной работы

Цели воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе лю-дей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомер-но проведенных воспитательных акций и действий. Щедровицкий Г. П. Новое педагогическое мышление. - М., «Просвещение», 1989.

Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Направление воспитания определяется единством целей и содержания.

По этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В наше время формируются новые направления вос-питательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных спо-собностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя.

Оно предполагает:Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - СПБ. “Питер”, 2000

· развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познаватель-ного и образовательного процессов;

· формирование культуры учебного и интеллектуального труда;

· стимулирование интереса к работе с книгой и новыми информационными тех-нологиями;

· а также развитие личностных качеств -- самостоятельности, широты круго-зора, способности к творчеству.

Задачи умственного воспитания решаются средствами обучения и образова-ния, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отноше-ния к действительности.

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному воспри-ятию прекрасного. Оно может проявляться не только по отношению к природе или произведению искусства. Например, И. Кант считал, что созерцая художе-ственное произведение, созданное рукою человеческого гения, мы приобщаемся к «прекрасному». Однако лишь бушующий океан или извержение вулкана мы по-стигаем как «возвышенное», которое человек сотворить не в силах.

Основными задачами физического воспитания являются: правильное физиче-ское развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, раз-личные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и ха-рактера, направленное на повышение работоспособности человека.

Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

Для воспитания физически здорового человека чрезвычайно важно соблюде-ние элементов повседневного режима: продолжительный сон, калорийное пита-ние, продуманное сочетание различных видов деятельности.

Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответствен-ного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражда-нин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.

Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие эко-номического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование де-ловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.

Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отно-шение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. - СПБ. “Питер”, 2000

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отно-шение к тем, кто преступает последние.

3. Сущность воспитания и его особенности

Определить сущность предмета - значит найти и обо-значить, что есть этот предмет среди ряда других, что от-личает его от множества других и какой признак делает этот предмет тем, что он есть. А так как любой предмет принадлежит од-новременно разным группам, то, следовательно, необхо-димо предварительно очертить ракурс рассмотрения, по-зицию научно-теоретического взгляда, позволяющего осуществить раскрытие сущностных черт изучаемого предмета. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1996

Личность в процессе воспитания - это человек в его социальных связях и вза-имных социальных отношениях, это член общества, под-вергающийся воздействию среды, и сознательно выстраи-вающий свои отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Мера осознанности различна у каж-дого человека, но личностью он становится постольку, по-скольку функционирует как некая автономность в социуме и отдает себе отчет в своих отношениях.

Чтобы содействовать становлению личности, надо знать природу такого становления: как формируются со-циальные отношения ребенка? что выступает фактором такого формирования? каково этапное движение данного процесса? и как при формировании социально ценност-ных отношений ребенок обретает свою индивидуаль-ность?

Педагог не может не интересоваться этими вопроса-ми, ибо ответ на них лежит в основании организуемой педагогом деятельности. Своевольное выстраивание сис-темы без опоры на объективную природу предмета неиз-бежно приводит к педагогическому фиаско.

Формирование личности не совершается в одном ак-те, а протекает процессуально, как движение, вызываемое причинами, проходящее свои этапы, имеющее свои тем-пы, свою историю. Это движение длительное. Оно суще-ствует, пока в личности происходят изменения. И по дос-тижении зрелых лет формирование не приостанавливает-ся, потому что изменяется социальная действительность, меняется и положение личности в обществе, а значит, его социальная роль претерпевает изменения, да и жизнен-ный опыт вынуждает личность перестраивать что-то во взаимоотношениях с миром. Остановка формирования личности - гибель личности; ведь способ существования личности в ее взаимодействии с социальным миром, ко-гда она общается с другими людьми, выражает свое мне-ние по поводу социальных событий, созидает материаль-ные или духовные ценности для общества, осмысливает ход истории, оценивает значимость тех или иных объек-тов для человеческой жизни. Только в социальной среде существует личность и в этой среде утверждает свое Я.

Сначала человек осваивает мир. Один объект за дру-гим попадает в зону его восприятия, находя в его созна-нии свое отражение. Предметное взаимодействие с объек-тами окружающего ребенка мира совершается через ду-ховные усилия; ребенок воспринимает объект, распознает его назначение, проживает ситуацию событийного уча-стия объекта в его личной жизни, производит обобщение объектов до явления жизни.

Но в отражении реальной действительности решаю-щую роль сыграет отношение окружающих ребенка лю-дей. Через призму наблюдаемого поведения взрослых он выстраивает собственное отношение к объекту и пред-ставление о его ценности. Со временем, приобретя опыт и самостоятельность, человек станет осваивать неизвест-ное, но ориентация на поведенческую модель постоянно будет присутствовать в формировании личности в той или иной степени.

Заметим попутно: отчего так трудно идет усвоение норм этикета у школьников, несмотря на многочислен-ные уроки этикета в системе школьного образования? У школьника нет в повседневной жизни примера для под-ражания, у него не было в раннем детстве, когда все ос-ваивается легко и прочно, школы подражания взрослым, соблюдающим элементарный этикет.

Узкая среда ребенка дает скудные представления о мире и бе и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.