Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Цели и задачи деятельности коллектива УПК. Педагогические основы обучения школьников в УПК. Дидактические принципы в обучении. Методы преподавания. Потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.02.2007. Сдан: 2007. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22

Содержание

Введение

Глава 1. Цели и задачи деятельности коллектива УПК

Глава 2. Педагогические основы обучения школьников в УПК

2.1. Дидактические принципы в обучении

2.1 Методы преподавания

Заключение

Литература

Введение

Сущность трудового воспитания и профессиональной ориентации в УПК. Эти термины являются родственными, но каждый из них имеет свою специфику. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов. Понятно, что формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответственного научения трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовое обучение выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими предметами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков. Профессиональная же ориентация как педагогическая категория обозначает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания им помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Сопоставляя эти три педагогические категории, следует отметить, что понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профессией. Последние выступают как его составные. Но, выполняя свои специфические роли, все эти три процесса взаимосвязаны и при их осуществлении способствуют формированию у школьников трудолюбия. Что такое трудолюбие? Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучении и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребно-мотивационной сферой, глубоким пониманием большой преобразующе-воспитательной силы труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности. Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и её здоровые социальные и личные мотивы;

б) понимание пользы труда для общества и для себя и убеждение в его нравственно благотворительности (сознание);

в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

г) достаточно сильную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение для осмысления методических основ трудового воспитания.

Все эти функции выполняет учебно-производственный комбинат (УПК). Каждую неделю школьники из старших классов приходят туда осваивать одну из выбранных ими профессий. До сегодняшнего дня судьба многих УПК незавидна - большинство из них прекратили свое существование. Но в последнее время в связи с новой реформой школы заговорили о введении в старших классах профильного обучения. Поэтому УПК будет играть немаловажную роль в новом образовательном процессе.

Глава 1.Цели и задачи деятельности коллектива УПК

Основной целью работы коллектива является создание условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, способствование воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.

Для учащихся 9-11 классов эта цель решается через учебный предмет образовательной области "Технология". Обучение - не только усвоение знаний, умений, навыков, но и освоение учащимися различных видов деятельности через осознание себя субьектами творчества, живущими не только в мире вещей, но и в разннобразных сферах взаимодействия с другими людьми.

Коллектив УПК своей работой решает следующие задачи:

1.Создание условий для подготовки личности, ориентирующейся в современной общественной ситуации, способной к самореализации, владеющей приемами саморегуляции, способной действовать в ситуациях неопределенности, поддерживающий физическое здоровье свое и окружающих.

2.Развитие способности к самоорганизации, планированию и реализации целей, оценке результатов деятельности, рефлексивному ее анализу; обеспечение социальной защиты выпускников школы через обучение профессиям, социально значимым, престижным, хорошо оплачиваемым, создающим условия для творческой деятельности и профессионального роста.

3.Обеспечение возможности профессионального выбора ( экономическое,

техническое, гуманитарное, художественное направления), дать теоретические

знания основ и практические навыки в выбранной профессии; психологические

и технологические основы, подготавливающие человека к выживанию в условиях конкуренции на рынке труда.

4.Осуществление диагностики склонностей, психологических особенностей, интересов и потенциальных возможностей учащихся с целью дифференцированного подхода к их обучению.

Научить учащихся пользоваться доступными методиками выявления интересов, склонностей, способностей, оценивать свои качества при выборе профессии; соотносить индивидуальные особенности личности с требованиями выбранной профессии; работать с профессиограммами и другими справочными источниками с использованием информационных технологий.

5. Продолжение работы по личностно-ориентированному процессу обучения учащихся, повышению качества начального профессионального обучения через индивидуальную работу мастера с учащимися, в условиях перехода на новое содержание образования, внедрение 10-балльной системы оценки знаний учащихся.

6. Повышение качества эффективности идеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

7. Укрепление материально-технической базы комбината, эстетическое оформление учебных кабинетов и мастерских, разработка учебных материалов и методических пособий.

Глава 2.Педагогические основы обучения школьников в УПК

2.1. Дидактические принципы в обучении

Одна из важных и постоянных задач педагогики -- это при-ведение содержания и методов обучения в соответствие с тенден-циями развития науки, техники, производства и последними до-стижениями в работе новаторов производства. В связи с этим обновляются учебные программы, из них исключается устарев-ший материал. Однако, как правило, изменения в науке, технике, на производстве происходят быстрее и чаще, чем это отражается в содержании программ и учебных пособий. Поэтому учителям необходимо самим проявлять инициативу и творчество, чтобы од-новременно с преподаванием программного материала знакомить школьников с научно-техническими новинками, приемами и мето-дами труда передовиков и новаторов производства. Благодаря это-му учащиеся получат такую подготовку, которая позволит им луч-ше приспособиться к современному производству и к частым из-менениям, происходящим на нем в связи с внедрением новых на-учно-технических достижений и передовых методов труда. Напри-мер, знакомя школьников с методами кладки кирпича, необходимо рассказать о современных зданиях, о новых архитектурных технологиях, о типах зданий с применением камня и кирпича. Однако далеко не со всеми новейшими сведениями научно-технического и производственного характера нужно и возможно знакомить учащихся. Поэтому при отборе та-кие сведения надо оценивать с точки зрения следующих требо-ваний: соответствие прогрессивным и наиболее устойчивым тен-денциям в развитии науки, техники и производства; связь с тем видом труда и профессиями, которые изучают учащиеся; доступ-ность для понимания школьниками новых сведений и возможность увидеть приемы и методы работы передовиков и новаторов произ-водства.

Систематичность и последовательность в обучении. Знания, умения и навыки учащихся должны представлять собой определен-ную систему, а их формирование -- осуществляться в такой после-довательности, чтобы изучаемый элемент учебного материала был логически связан с другими его элементами. Выдающийся рус-ский педагог К. Д. Ушинский предупреждал педагогов о том, что голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похо-жа на кладовую, в которой сам хозяин не отыщет то, что ему нужно.

В результате трудового и профессионального обучения у вы-пускников школы должна быть сформирована целостная система общетрудовых, общепроизводственных умений и специальных умений и навыков, необходимых для труда по конкретной профессии - базе целостной системы знаний по общим научным основам временного производства. Поэтому, например, от класса к классу учащиеся знакомятся все более широко и глубоко с вопросами технологии и овладевают умениями и навыками по выполнению доступных технологических операций, а в результате этого полу-чают целостное представление о процессе создания продукта труда. Например, изучая свойства кирпича, разновидность кладки, технологию и т. п. у школьников формируется целостное представление о работе современного каменщика.

Другой пример. Мастер производственного обучения, обучая школьников профессии каменщика , должен опирать-ся на их знания об устройстве и принципе кладки, по-лученные ранее, объяснять сущность от-личий, имеющихся и применяемых на про-изводстве. В процессе очень важно обратить внимание учащихся на совер-шенствование технологий и правил. Таким образом, у школьника последовательно, логиче-ски связанно на различных ступенях обучения будет сформировано понятие целостной современной работе каменщика.

Принцип систематичности и последовательности учитывается прежде всего при составлении учебных программ. Так, сначала предусматривается изучение свойств материалов, а затем техноло-гии их обработки. Поскольку учебный предмет «Трудовое и про-фессиональное обучение» изучается школьниками с IX по XI клас-сы, постольку соблюдение принципа систематичности и последо-вательности возможно лишь при наличии преемственности между частями этого предмета на различных возрастных ступенях. По-этому в содержании трудового обучения на различных ступенях последовательно развиваются такие вопросы, как материалове-дение, технология.

Для приведения знаний учащихся в систему важную роль иг-рает обобщение изучаемого материала. В связи с этим учащим-ся дают знания о наиболее общих закономерностях развития про-изводства, знакомят с такими предметами, средствами и процесса-ми труда, в которых наиболее полно отражается комплекс науч-ных знаний и выражаются достижения и тенденции ускорения на-учно-технического прогресса.

Доступность обучения. «Этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных умственных возможностей школь-ников, чтобы содержание, формы и методы преподавания опреде-лялись с учетом ближайшего этапа развития интеллектуальных сил школьников. Принцип доступности требует, чтобы ученики не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегру-зок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психиче-ском здоровье, чтобы они в учении не допускали чрезмерных, пре-вышающих гигиенические нормы, затрат времени и усилий. Дан-ный принцип опирается на возрастные и индивидуальные нормы интенсивности... деятельности»[6,81].

Доступность не тождественна легкости в обучении. Процесс учения предполагает определенное напряжение умственных и фи-зических сил школьников. Последнее относится и к объектам тру-да, и к способам обращения с ними.

Доступность в обучении достигается лучше, если умело приме-няются наглядные пособия, учебные демонстрации, организуются самостоятельные упражнения учащихся, учитывается на каждом из этапов обучения уровень подготовленности школьников по ос-новам наук и их трудовые знания, умения и навыки, приобретен-ные на предыдущих занятиях. Например, во время объяснения нового материала по теме «Инструменты и приспособления » учитель может по-казать учащимся стенд с образцами различных инструментов приме-няемых в строительстве. Это поможет школь-никам лучше запомнить их по внешнему виду, а также усвоить знания об их свойствах. Или, например, объ-ясняя на практических занятиях виды кладки, мастер производственного обучения может показать выполненные крупным планом образцы, чтобы школьники лучше поняли технику, способ кладки.

Сознательность, активность и самостоятельность учащихся в обучении (при руководящей роли учителя). Данный принцип требует, чтобы учитель ставил учащихся в такие условия, когда им самим приходится добывать знания, проявлять самостоятельность в формировании умений и навыков, овладевать методами учения. Актуальность рассматриваемого принципа для трудового и профес-сионального обучения определяется тем, что вне труда (актив-ной самостоятельной деятельности) невозможно сформировать трудовые умения и навыки. Поэтому деятельность учащихся долж-на быть организована так, чтобы они самостоятельно (но под ру-ководством учителя, с помощью его объяснений, показа и т. п.) выполняли упражнения, лабораторно-практические и учебно-про-изводственные работы, изучали техническую литературу и доку-ментацию, решали технические, технологические и экономические задачи.

Рассматриваемый принцип предполагает применение в обу-чении проблемного подхода к выполнению трудовых заданий школьниками и к изложению учебного материала, проведению бе-сед учителем. Например, получив задание, уча-щиеся должны самостоятельно планировать предстоящую рабо-ту, подбирать необходимые материалы, инструмент и оборудова-ние, составлять схемы и чертежи, делать расчеты, а затем приступить к работе. Конечно, выполнять все ука-занные выше действия в полном объеме учащиеся сразу не могут. На первых порах они самостоятельно выполняют только отдель-ные элементы таких действий. Постепенно, по мере накопления знаний, умений и навыков, трудового опыта школьники выполня-ют задания творческого характера, например: решают задачи с неполными данными; выполняют самостоятельные наблюдения ка-кого-либо явления или процесса и путем аналитико-синтетической деятельности делают выводы; путем проведения сельскохозяйст-венных опытов принимают участие в решении проблем повыше-ния урожайности различных культур или продуктивности живот-ных.

При проблемном изложении учебного материала учитель не ограничивается сообщением принятых положений, а рассказы-вает, как возникла та или иная проблема на производстве, какими путями сна решалась. Поэтому специалистами ведется активный поиск различ-ных приспособлений, способствующих повышению производитель-ности труда. Так, с помощью приспособления--шаблона можно прямо в кабинете попробовать самому ученику осуществить кладку кирпича.

Оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения. Осуществляя руководство коллективной работой, учи-тель должен помнить об индивидуальных особенностях учени-ков. Индивидуальный подход к учащимся обусловлен главным об-разом их физиологическими (тип высшей нервной деятельности, соотношение сигнальных систем), психологическими и личностны-ми (процессы восприятия, внимания, мышления, памяти, нравст-венные качества, черты характера, мотивы поведения, отношение к труду и др.) особенностями.

Особенно большие возможности для осуществления данного принципа дают различные виды практических работ, ежегодная трудовая практика и производительный труд учащихся. Индиви-дуализации способствует также применение методов программи-рованного обучения.

В ряде случаев в целях оказания воспитательного воздейст-вия на отдельных учащихся учитель с помощью ученического кол-лектива проводит индивидуальную работу, направленную на ук-репление трудовой дисциплины, развитие профессиональных ин-тересов, трудолюбия, аккуратности, точности, ответственности, во-левых и нравственных качеств.

Прочность и действенность результатов обучения. Усвоение знаний, умений и навыков представляет собой процесс их получе-ния, углубления, уточнения и закрепления. Для достижения проч-ности в усвоении знаний, умений и навыков учащимся необходи-мо, руководствуясь учебной программой, тщательно отбирать ма-териал для каждого занятия. При этом внимание прежде всего необходимо уделять основному содержанию нового материала, который постепенно должен расширяться, иллюстрироваться но-выми фактами, использоваться для повторения в различных си-туациях и для применения на практике. В прочном формиро-вании практических умений и навыков решающую роль играют тренировочные упражнения, лабораторно-практические и учеб-но-производственные работы, производительный труд. Определе-ния основных понятий, важнейшие формулы, последовательность технологических операций, правила безопасной работы и подоб-ные сведения ученики должны осмысленно заучить и твердо за-помнить.

Рассматриваемый принцип требует не только прочности зна-ний, умений и навыков, но и их действенности: умения применять знания при решении различных практических задач, при выполнении общественно полезного, в том числе производительного, труда.

Каждый из рассмотренных выше дидактических принципов оди-наково важен, а осуществление их на практике работы учителя возможно лишь в тесном сочетании и взаимодействии. Важно не только понимать сущность и знать о требованиях, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу тем или другим дидактическим принципом, но необходимо умело осуществлять эти принципы в практике обучения и воспитания учащихся.

2.1 Методы преподавания
Методы устного изложения учебного материала
В зависимости от содержания учебного материала, возраста учащихся, их подготовки и реальных учебных возможностей учитель использует различные методы обучения, как правило, в сочетании друг с другом.
Среди разнообразных методов трудового и профессионального обучения важную роль играют методы устного изложения учебно-го материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция. Пользуясь ими, учитель сообщает учащимся теоретические сведения, необходимые для осмысленной практической трудовой деятельности.
Эффективность применения методов устного изложения и объ-яснения учебного материала в значительной степени зависит от правильного использования методических приемов. Методические приемы--составные элементы метода или отдельные действия учителя и учащихся, направленные на достижение учебно-воспи-тательных целей. Существуют самые разнообразные методиче-ские приемы, которые в различных сочетаниях проявляются в методах работы учителя.
Логические приемы--приемы формирования мыслитель-ной деятельности учащихся (способов мышления). К ним относят: выделение существенного, главного; выявление причинно-следст-венных связей; сравнение; анализ; синтез; обобщение и др.
Технические приемы предусматривают рациональное ис-пользование средств деятельности учителя и учащихся: различно-го оборудования, материалов, приспособлений, технических средств обучения и т. п.
В зависимости от содержания учебного материала и уровня подготовленности школьников к его восприятию учитель может активизировать деятельность учащихся любыми из выше назван-ных и других приемов.
Рассмотрим пример. На занятиях по теме «Приемы укладки кирпича» учитель ставит цель: про-должить формирование практических умений по кладке. В начале занятия учитель объясняет учащимся сущность работы, как правила кладка глухих участков стен, кладка углов, столбов.
В процессе объяснения использует логический прием выявления причинно-следственных связей--зависимости организации рабочего места от вида кладки различных участков стены. Затем делает обобщение: правильная организация рабочего места каменщика обеспечивает высокую производительность труда.
К устному изложению, объяснению учебного материала предъ-являют следующие требования: постоянное соблюдение дидакти-ческих принципов в их единстве и взаимосвязи; подготовка уча-щихся к восприятию и усвоению нового учебного материала путем уточнения и воспроизведения опорных знаний; сообщение (или запись на доске) темы или проблемы, цели и задач; отбор содер-жания учебного материала, с учетом сообщаемых знаний и фор-мируемых умений; соблюдение логической последовательности; аргументированность, доказательность; постоянное руководство усвоением учебного материала; систематизация и обобщение учеб-ного материала, подведение итогов, корректировка усвоения.
Рассказ--метод устного изложения материала, который но-сит описательный или повествовательный характер, отличается научностью, логической последовательностью, краткостью, убеди-тельностью, образностью сообщения учащимся сведений теорети-ческого или практического характера.
С помощью рассказа учитель формирует у учащихся пред-ставления и понятия о научных фактах, например о принципе действия и устройстве инструментов, механизмов, орудий, способах технологии и т. п. Рассказ должен иметь главную мысль, которую учитель раскрывает перед учащи-мися во всей ее полноте, развитии при строгой последовательнос-ти изложения.
Как метод обучения рассказ имеет не только познавательное, но и воспитательное значение. Поэтому он должен иметь идейную направленность, выражать личное отношение учителя к содержа-нию излагаемого материала, вызывать заинтересованность, эмо-циональность учащихся.
Известно, что слово является выражением мысли человека. Развитие у учащихся навыков устного и письменного языка про-исходит во всех видах работы с ними. В связи с этим особое зна-чение имеет речь учителя. К ней предъявляются следующие педа-гогические требования; каждое слово учителя должно быть понят-но учащимся; новые слова (понятия, термины) должны быть четко и правильно произнесены, объяснены и записаны на доске, так как речь школьника развивается не только когда он говорит, но и когда слушает и пишет; речь учителя должна быть грамотной, четкой, живой, образной; не следует употреблять бытовую терминологию вместо научной; необходимо следить за культурой речи (авторам данного пособия приходилось на занятиях по трудовому обучению в сельских школах слышать от учителей, например: «зе-ленка» вместо «зеленый корм», «картошка» вместо «картофель», «подсолнух» вместо «подсолнечник» и т. п.); темп речи должен быть таким, чтобы он соответствовал восприятию ее учащимися; не надо допускать монотонности речи, вызывающей быстрое утом-ление школьников; необходимо выделять интонацией ход мысли с целью активизации внимания слушателей.
Часто учитель использует рассказ на вводных уроках, когда учащимся для раскрытия закономерностей, лежащих в основе промышленного и сельскохозяйственного производства, необходи-мо бывает знание фактического _материала. Так, на первом уро-ке по учитель может дать учащимся представление об основных направлениях, где используется труд каменщика.Так, например, чтобы заинтересовать учеников в дальнейшем освоении профессии каменщика, можно рассказать о перспективе этой профессии на рынке труда, а также о выгоде иметь навыки каменщика для домашних дел. При про-ведении такого урока важно ознакомить учащихся с успехами и достижениями в развитии строительства страны и базово-го хозяйства.
При использовании на занятиях рассказа учитель обязательно должен готовиться к нему. Для этого он составляет план расска-за и подбирает все необходимое учебное оборудование, средства наглядности, которые использует затем по ходу рассказа. С целью проверки усвоения учебного материала учитель ставит перед уча-щимися вопросы. Делает это он или по завершении рассказа или на отдельных логически законченных его этапах.
Построение рассказа может быть дедуктивным (от общего положения к частным фактам) и индуктивным (из ряда фактов выводится обобщение). Примером первого может быть рассказ
инструментах и способах их применения в общих чертах, а затем, разбирая каждый инструмент по применению и функции работы. Рассказывая конкретно о каж-дой из вышеперечисленных приспособлений, учитель из общего положения выводит частные факты, дает понятие об отличительных особен-ностях специального инвентаря и в связи с их назначением..
Беседа -- метод обучения, при котором учитель с помощью це-ленаправленных вопросов к учащимся мобилизует их знания и практический опыт для усвоения новых знаний. С помощью бе-седы учитель активизирует мыслительную деятельность школьни-ков, подводит их к необходимым выводам и обобщениям.
Беседа--один из самых распространенных методов устного изложения материала. Ценность ее состоит в том, что учитель име-ет возможность выяснить знания большой группы учащихся за от-носительно короткое время и в то же время развить их активную мыслительную деятельность.
Успеху беседы способствует четкое определение темы, логи-ка плана и умелая постановка вопросов, позволяющая учителю направлять мысль учащихся.
Каждый учитель знает, что от характера и постановки воп-роса зависит умение ученика дать правильный и полный ответ. Поэтому учитель готовит систему вопросов так, чтобы ответы уча-щихся были как бы этапами последовательного усвоения нового материала. Характер и содержание вопросов могут быть направ-лены на формирование у школьников теоретических знаний, опре-деление понятий, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление существенных признаков изучаемых фактов и явлений, доказательство какого-либо положения или на формирование практических умений и навыков (вопросы, пояс-няющие последовательность технологических операций, приемов трудовой деятельности, планирования работы и т. д.).
Опыт показывает, что характер вопросов бывает репродуктив-ный, поисковый, познавательный. Нужны также и вопросы, ко-торые требуют от учащихся воспроизведения фактического мате-риала.
Во многих случаях вопросы могут быть направлены на сравнение изучае-мых объектов, явлений, процессов, например:
«Сравните разновидности укладки кирпича, опишите признаки их раз-личия и сходства»; «Объясните, где применяют облегченную кладку и почему».
Нередко вопросы и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.