На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией, диагностика сформированности фонематического слуха и слоговой структуры слов, грамматического строя языка, моторики рук. Изучение просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 12.03.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



67
/

Введение

В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более длительной и сложной динамикой обучения и коррекции речи. Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют у них ряд специфических нарушений: нарушения двигательной сферы, пространственного гнозиса, фонетической стороны речи (в частности просодических характеристик речи), фонации, дыхания и другие, что позволяет сделать вывод о наличии органических поражений центральной нервной системы.

Опыт практической и исследовательской работы показывает, что очень часто практикующие логопеды испытывают затруднения в диагностике легких форм дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности - дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.

Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема диагностики детей со стертой формой дизартрии, а также на основании диагностических данных оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии. [1]

Целью курсовой работы является изучение методов диагностики детей со стёртой формой дизартрии.

Объектом исследования являются дети с речевыми нарушениями.

Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть клинико-педагогическую характеристику детей со стертой дизартрией;

- рассмотреть и изучить диагностику сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

- рассмотреть и изучить диагностику слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией;

- рассмотреть и изучить диагностику грамматического строя языка детей со стертой дизартрией;

- рассмотреть и изучить диагностику моторики рук;

- рассмотреть и изучить исследование просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией;

- провести экспериментальную работа и подвести итоги экспериментальной работы.

1. Диагностика стёртой формы дизартрии у детей

дизартрия фонематический грамматический язык стертый

1.1 Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией

Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.

Широко представлены в медицинской литературе и вопросы лечения данного контингента детей. Самые тяжелые степени дизартрии встречаются у детей с ДЦП. Менее выраженные степени дизартрии наблюдаются у детей с ЗПР, умственно отсталых. Легкие степени дизартрии (МДР - минимальные дизартрические расстройства) встречаются очень часто у детей с ОНР (50 - 80%); у детей с ФФН (30-40%); у некоторых детей с первоначальным диагнозом «сложная дислалия» в результате тщательного обследования выявляется стертая дизартрия (10%).

В школьном возрасте стертая дизартрия проявляет себя не только в устной (невнятная, нечеткая), но и в письменной речи. Характерными дисграфическими ошибками на письме являются пропуски и замена гласных букв, пропуски согласных букв при стечении в слове нескольких согласных, недописывание окончаний. Эти ошибки обусловлены недостаточно четкой артикуляцией гласных, которые и в устной речи произносятся редуцированно. Помимо этих ошибок, встречаются и графические ошибки, в основе которых лежит неполноценность оптико-пространственных представлений.

Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, НДР - минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике - одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи. Г. Гуцман[13] впервые выделяет среди детей с полиморфным нарушением звукопроизношения категорию детей, у которых выявляется стертость артикуляции и у которых процесс коррекции звукопроизношения крайне затруднен. В дальнейшем Правдина-Винарская и Эйдинова анализируют случаи нарушения моторики. Аббревиатура «МДР» введена Г.В. Чиркиной и И.Б. Карелиной для обозначения малой (стертой) [37] степени дизартрии. Легкую «стертую» дизартрию выделяют Правдина и Мелехова при обследовании детей со сложной дислалией. Ими выделены функциональная, механическая дислалия, а также органическая церебральная дислалия, которые в дальнейшем стали относить к легкой дизартрии и стали называться стертой дизартрией. Авторы отмечают, что при органических церебральных нарушениях звукопроизношения (стертой дизартрии) наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, Мастюкова, Лопатина, Архипова, Карелина и др. выявляют следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП - перинатальной энцефалопатии.

Исследование неврологического статуса детей со стёртой дизартрией выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно одностороннего, гемиснидрома. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. (Г.В. Гуровец, С.И. Маевская)

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновения боковой струи воздуха. У части детей преобладают нарушения функции и языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мышечного тонуса. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, т.е. нарушением просодики. При дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок произношения. Вместе с тем стертая дизартрия может осложняться фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием и другими речевыми расстройствами.

Исследования Лопатиной[36] и др. выявили у детей со стертой дизартрией нарушения линнервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывании языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания.

У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особенности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях преобладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются расстройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельностью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых расстройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции.

Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата. Вариативность и мозаичность этих нарушений обуславливает разнообразие фонетических и просодических нарушений.

Выводы

1. Стертая дизартрия - сложное речевое расстройство, характеризующееся вариативностью нарушений компонентов речевой деятельности: артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи.

2. Для стертой дизартрии характерно наличие симптомов микроорганического поражения центральной ной системы: недостаточная иннервация органов речи - головного, артикуляционного и дыхательного отделов; нарушение мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры.

3. При стертой дизартрии, как правило, отмечаются разнообразные стойкие нарушения фонетической и просодической сторон речи, являющиеся ведущими в структуре речевого дефекта, и специфические отклонения в развитии лексико-грамматического строя речи.

4. При стертой дизартрии состояние неречевых функций, психических процессов (внимания, восприятия, памяти и мышления) имеет ряд отличительных черт.

5. Среди двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как они оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи, и развитие моторики будет способствовать развитию произносительной стороны речи.

6. У детей со стертой дизартрией выявляется как нарушение общей моторики, так и недостаточность тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

1.2 Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией

Данная система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей.

Система носит тестовый характер, процедура ее проведения и система балльной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представлять картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха. В дальнейшем система удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха ребенка и эффективности коррекционного воздействия.

С целью более точной квалификации нарушения фонематического слуха полезно определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени. Балльная оценка результатов в совокупности дает полное представление о картине нарушения и, что особенно важно, позволяет выработать стратегию направленной коррекционной работы. [27]

Система адаптирована для обследования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Она состоит из ряда проб для обследования предпосылок формирования фонематического слуха и самого фонематического слуха у детей со стертой дизартрией. Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка.

Система включает следующие пробы.

узнавание неречевых звуков;

различение высоты, силы, тембра голоса;

различение слов, близких по звуковому составу;

дифференциация слогов;

дифференциация фонем;

навыки элементарного звукового анализа.

При исследовании фонематического слуха используются задания, исключающие проговаривание, чтобы трудности звукопроизношения не влияли на качество его выполнения.

1. Узнавание неречевых звуков

Цель: Выявить у детей умение узнавать неречевые звуки.

1. Инструкция: «Слушай внимательно и скажи или
покажи, что звучит».

Детям предлагается определить на слух, какой из инструментов звучит: бубен, погремушка, колокольчик.

2. Инструкция: «Внимательно послушай и определи, что звучало».

гудок автомашины

звон колокольчика

переливание воды

удары в бубен

3. Инструкция: «Скажи или покажи».

Что шумит?

Что гудит?

Кто смеется?

Что звучит?

Что шуршит?

Логопед для исследования предлагает игры с музыкальными инструментами, разного вида коробочки (металлическую, пластмассовую, деревянную, стеклянную), при постукивании о которые можно услышать разные звуки; также ребенку показывают знакомые ему предметы (карандаш, ножницы, чашку с водой и пустую чашку, бумагу), и без зрительной опоры ребенку предлагается определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого как можно полнее.

Инструкция: «Я спрячу игрушку, а ты ее будешь искать. Если ты будешь близко, то барабан заиграет громко, если далеко - тихо».

Инструкция: «Я закрою зайцев, а ты угадай, у какого зайца играл барабан. У большого зайца барабан играет громко, а у маленького тихо».

Инструкция: «Посмотри на игрушки и запомни, как они звучат. Сейчас я закрою их, а ты отгадай, какая игрушка издавала звук».

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания, 3 балла - допускает негрубые ошибки, 2 балла - выполнил 0,5 задания верно, 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов - отказ или невыполнение задания.

2. Различение высоты, силы, тембра голоса

Цель: Исследовать у детей умение различать высоту, силу, тембр голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

1. Инструкция: «Отвернись и догадайся, кто из детей тебя позвал».

Ребенка зовут по имени - 4 раза (каждый раз другой человек).

Произносят короткое [ау] - 4 раза (каждый раз другой человек).

2. Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит, подними нужную картинку»:

кошка - котенок; мяу (низко) мяу (высоко);

свинья - поросенок; хрю (низко) хрю (высоко);

коза - козленок; мэ (низко) мэ (высоко);

корова - теленок му (низко) му (высоко).

Логопед раздает детям картинки с изображениями животных - взрослых и детенышей. Дети, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должны поднять соответствующие картинки. Каждое звукоподражание звучит то низким, то высоким голосом.

3. Инструкция: «Послушай, как мяукают котята, белый близко, а черный далеко». (Логопед за ширмой имитирует голоса.) «Скажи, покажи, какой котенок близко, а какой далеко?»

Мяу (громко) - белый; Мяу (тихо) - черный.

4. Инструкция: «Послушай, как лает собака и щенок. (Логопед за ширмой имитирует голоса животных.) Покажи, скажи, кто лаял».

Ав (низко) - собака; Ав (высоко) - щенок.

5. Инструкция: «Послушай и угадай, какой медведь из сказки «Три медведя» говорит». Логопед произносит фразы то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

Кто спал на моей кровати? (низко);

Кто ел из моей миски? (средне);

Кто сидел на моем стуле? (высоко) Критерии оценки:

4 балла - точное выполнение задания, 3 балла - допускает негрубые ошибки, 2 балла - выполнил 0,5 задания верно, 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов - отказ или невыполнение задания. Эти пробы позволяют определить, насколько ребенок различает одинаковые звукокомплексы, различные по силе голоса, высоте, характеру, тембру и эмоциональной окраске. [15]

3. Различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.

1. Инструкция: «Если я неправильно назову картинку, хлопни в ладоши, если правильно - не хлопай»:

шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа; бумага, пумага, бумага, бумака, бубака;

баман, панан, банан, ваван, баван; птинец, пченец, птенесь, тинеть, птенец;

витании, фитамин, витамин; альбом, айбом, альмом, альном;

танки, фанки, шайки, танки, сянки; квекта, кветка, клетка, тлетка

Логопед показывает детям картинку и четко называет изображение. Дети, ориентируясь на картинку, должны опознать образец на слух из ряда искаженных вариантов данного слова.

2. Инструкция: «Покажи, где, например, лук - люк».

(Исследование проводится с использованием картинок на слова-квазиомонимы.)

[п-б, п'-б']: почка-бочка, пашня - башня, порт - борт, пил - бил;

[т-д, т'-д']: тачка-дачка, тоска-доска, подушка-кадушка, тина-Дина;

[к-г, к'-г']: класс-глаз, кора-гора, калька-галька, кит-гид, крот-грот;

[ф - в]: Фаня - Ваня, сова - софа;

[л - в, л' - в']: лоск - воск, лодка - водка, ленок - венок;

[л - и, л' - й]: галка - гайка, стол - стой, галька - гайка;

[р - л]: рожки - ложки;

[р - л']: роза - лоза, храм - хлам, репка - лепка, марина - малина;

[с - з]: суп - зуб, сайка - зайка, росы - розы, коса - коза;

[с - ц]: свет - цвет, лиса - лица;

[ш - ж]: шар - жар, Луша - лужа;

[ч - щ]: челка - щелка, плач - плаш, дочь - дождь;

[ч - ш]: чурка - Шурка, кочка - кошка;

[ч-т']: челка-телка, печка-Петька, речка-редька;

[с - ш]: каска - кашка, мыс - мышь, ус - уж;

[с - ж]: сук - жук, сыр - жир, усы - уши; I

[с - щ]: лес - лещ, плюс - плющ;

[с - ч]: сайка - чайка, нос - ночь;

[з - ж]: роза - рожа, луза - лужа;

[м - м']: Мишка - мышка;

[л - л']: ел - ель, Юля - юла.

Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.

Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи. Используются разные способы семантизации:

1. Наглядно-действенный способ - объясняют слова посредством показа изображения предмета или действия.

2. Словесно-контекстный способ - объясняют с помощью синонимов, словосочетании, в предложениях.

3. Смешанный способ - объясняют с помощью показа изображений и включения этого слова в контекст, доступный возрасту детей.

3. Инструкция: «Одинаковые слова или разные?
Объясни их значение».

Тень - день, удочка - уточка, мышка - мишка, коса - коза, дочка - точка, щенок - сынок, рак - лак.

4. Инструкция: «Посмотри на картинки. Я их буду
называть, а ты эти картинки раскладывай в том порядке, в котором я их буду называть».

Лексический материал: мак, рак, бак, лак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи.

5. Инструкция: «Посмотри на картинки у себя на
парте и на доске. Ты должен подставить свою картинку
к той, название которой звучит похоже».

Предметные картинки: ком, дом, сук, лук, ветка, клетка, каток, платок, горка, корка.

Эти пробы выявляют недостаточность акустического анализа, слабость слухоречевой памяти, а также трудности семантической дифференциации слов.

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания, 3 балла - допускает негрубые ошибки, 2 балла - выполнил 0,5 задания верно, 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно, 0 баллов - отказ или невыполнение задания.

4. Дифференциация слогов

Цель: Определить способность дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие и т.д.

1. Инструкция: «Покажи кружок, когда услышишь новый слог».

На - на - на - па; ка-ка - га-ка.

2. Инструкция: «Послушай слоги и скажи какой лишний».

Лексический материал: на-на-на-па; па-ба-па; ка-ка-га-ка.

3. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной слоги как можно точнее». (Логопед произносит слоги, закрывая рот экраном.)

да-та-да; ба-па-ба ; га-ка-га;

та-да-та; па-ба-па; ка-га-ка;

са-ша-са; за-са-за; ца-са-ца;

ша-са-ша; са-за-са; са-ца-СА;

жа-ша-жа; ча-тя-ча ; ща-ча-ща;

ша-жа-ша; тя-ча-тя; ча-ща-ча;

ра-ла-ра; ла-ра-ла.

Примечание:

1. Предлагают слоги, в которых используются звуки, правильно произносимые и автоматизированные в речи ребенка.

2. Если ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности, что может быть связано со снижением слуховой памяти на ряд, то можно предложить задания, состоящие из двух слогов. Особое внимание следует уделить персеверации, когда ребенок не может переключиться с одного звука на другой.

4. Инструкция: «Когда я назову одинаковые слоги,
ты хлопнешь, если разные, то топнешь».

Лексический материал: па-да, па-па, ка-га, га-га, фа-ва.

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания; 3 балла - допускает негрубые ошибки; 2 балла - выполнил 0,5 задания верно; 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно; 0 баллов - отказ или невыполнение задания

5. Дифференциация фонем

Цели: 1. Исследование навыков дифференциации фонем. 2. Проверка готовности к формировании звукового анализа.

1. Инструкция: «Я произнесу звук, а ты подними нужную картинку».

Дети, опираясь на предъявленный образец (поезд гудит - у-у-у, девочка плачет - а-а-а, птичка поет - и-и-и, корова мычит - м-м-м, молоток стучит - т-т-т, ветер воет - в-в-в и т.д.) должны поднять соответствующие картинки, которые логопед раздает заранее.

У - поезд; Т - молоток; А - ребенок; В-ветер; И - птичка; 3 - комар; М - корова; Э - жук.

2. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «А». Логопед произносит группу гласных звуков - [а, о, у, и, ы, а, э].

3. Инструкция: «Подними красный кружок, когда услышишь звук А». (Зеленый кружок - звук [и], желтый кружок - звук [у].)

Логопед повторяет группу гласных звуков - [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].

4. Инструкция: «Хлопни, когда услышишь звук «м». Логопед произносит группу согласных звуков - [н, п, м, т, к, м, н, к].

5. Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной»:

ао, уа, аи, ио

аиу, иао, уао, оиы

аоуи, иоуа, иыоу, аоыу

Это задание позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического слуха.

6. Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков.

[ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ]; [щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];

[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц]; [ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];

[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания; 3 балла - допускает негрубые ошибки; 2 балла - выполнил 0,5 задания верно; 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно; 0 баллов - отказ или невыполнение задания

6. Навыки элементарного звукового анализа

Цель: Исследование умений и навыков выполнения элементарного звукового анализа.

1. Инструкция: «Положи столько кружков, сколько звуков я произнесла»: а; ау; иоу

2. Инструкция: «Положи на стол кружок, когда услышишь звук «м» (мычание теленка); положи треугольник, когда услышишь звук «р» (моторчик)»: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

3. Инструкция: «Подними кружок, когда услышишь
в слове звук «а», подними квадрат, когда услышишь
звук «о», подними треугольник, когда услышишь звук «у»:

Аня, аист, осы, утка, Оля, Инна, улица.

4. Инструкция: «Сколько я назову звуков, столько ты выложишь кружков»: а, ауи, иуа, ау.

5. Инструкция: «Разложи картинки на две кучки.
В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».

Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.

6. Инструкция: «Я буду показывать и называть картинку не целиком, а ты будешь произносить это слово целиком».

Предметные картинки: веник, танк, рот, кот, паук, сок, самолет, бегемот. тан - ро - пау - ко - вени - со - самоле - бегемо-

7. Инструкция: «Назови первый звук в слове»: аист, Иван, утка, арбуз, Илья, улитка, альбом, иголка, улица.

8. Инструкция: «Придумай 2 слова на звуки: «а, у, и».

9. Инструкция: «Назови первый звук в слове»: малина, волны капуста, молоко, вафли, кошка.

10. Инструкция: «Назови первый и последний звуки в слове»:

иголка, избушка, улица, осы, ослики, антилопа.

Критерии оценки: 4 балла - точное выполнение задания; 3 балла - допускает негрубые ошибки; 2 балла - выполнил 0,5 задания верно; 1 балл - более 0,5 задания выполнено неверно; 0 баллов - отказ или невыполнение задания

Примечание:

1. Задания по исследованию навыков элементарного звукового анализа позволяют обследовать более высокую ступень, т.е. фонематическое восприятие, которое включает в себя умственные операции по анализу
звукового состава слов.

2. В случае необходимости объясняют значения слов, которые используют в лексическом материале, т.е. проводят семантизацию [1,2].

1.3 Диагностика слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством слогов. Типы слогов варьируются: открытые [СГ], закрытый [ГС], со стечением [ССГ], [ГСС], [СССГ] в начале, середине и в конце слова. Исследуется возможность произнесения слов разной слоговой структуры: односложные, двусложные, со стечением и т.д., последовательно обследуются слова 13 классов по Марковой. Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов). Детям предлагается назвать предметные картинки, повторить слова отраженно за логопедом, ответить на вопросы.

Кроме того, предлагают повторить ряды слогов, состоящие:

из разных гласных и согласных, например, «ка - ту - бо»;

из разных согласных, но одинаковых гласных, например, «ка-га - да»;

из разных гласных, но одинаковых согласных, например, «та-то - ту»;

из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (акцентированные) па - па - па, да - да - да, па - па - па.

В исследование включено отраженное повторение предложений со словами сложной слоговой структуры. Цель исследования:

1. Выявить те частотные классы слов, слоговая
структура которых сохранна в речи ребенка.

Выявить те классы слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребенка.

Определить тип нарушения слоговой структуры слова.

Виды нарушения слоговой структуры слова. По характеру нарушения слоговой структуры можно определить уровень ОНР.

1. Исследование сформированности слоговой структуры слов 1-3 классов (по Марковой).

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

1 класс - двусложные слова из открытых слогов: вода, муха, зубы 2 класс - трехсложные слова из открытых слогов: собака, ягоды, молоко

3 класс - односложные слова: мяч, дом, нос.

2) Инструкция: «Назови картинки».

1 класс: 2 класс: 3 класс:

лыжи машина кот

мыло лопата лес

пила корова нож

Критерии оценки: 4 балла - четко воспроизводит слоговую структуру всех слов. 3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно. 2 балла - произносит замедленно, по слогам, некоторые слова искажает. 1 балл - большинство слов искажает, искажает звуконаполняемость слов. 0 баллов - искажение слоговой структуры слов и при повторе, и при самостоятельном воспроизведении по картинке

2. Исследование сформированности слоговой структуры слов 4-6 класса (по Марковой).

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

4 класс-двусложные слова с закрытым слогом: веник, утюг, паук.

5 класс-двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо.

6 класс - двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: чайник, поднос, компот.

2) Инструкция: «Назови картинки»

4 класс: 5 класс: 6 класс:

лимон мышка фартук

топор кошка альбом

пенал вилка тетрадь

Критерии оценки: 4 балла - верно повторяет слова и называет картинки. 3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, напряженно, замедленно. 2 балла - произносит скандированно, со второй попытки. 1 балл - большинство слов воспроизводит, искажая слоговую структуру. 0 баллов - некоторые слова отказывается повторить и назвать картинки, остальные искажает по структуре и звуконаполняемости.

3. Исследование сформированности слоговой структуры слов 7-9 класса (по Марковой).

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

7 класс - трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, помидор, ананас

8 класс - трехсложные слова со стечением согласных: яблоко, шахматы, ананас

9 класс - трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: автобус, кузнечик, осьминог

2) Инструкция: «Назови картинки».

7 класс: 8 класс: 9 класс:

телефон конфеты памятник

огурец рубашка цыпленок

самолет котлеты карандаш

Критерии оценки: 4 балла - верно повторяет слова и называет картинки. 3 балла - воспроизводит слоговую структуру правильно, но с запинками. 2 балла - слоговая структура воспроизводится в замедленном темпе. 1 балл - искажается слоговая структура большинства слов. 0 баллов - отказывается повторить некоторые слова и назвать отдельные картинки. Воспроизведенная слоговая структура других слов искажена.

4. Исследование сформированиости слоговой структуры слов 10-13 классов (по Марковой).

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

10 класс - трехсложные слова с двумя стечениями согласных: матрешка, избушка, игрушка.

11 класс - односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова: флаг, хлеб, волк.

12 класс - двусложные слова с двумя стечениями согласных: звезда, штанга, гнездо.

13 класс - четырехсложные слова из открытых слогов: пианино, ежевика, кукуруза.

2) Инструкция: «Назови картинки».

10 класс: 11 класс: 12 класс: 13 класс:

кисточка стол клетка черепаха

лампочка стул краски гусеница

корзинка ключ кнопка пирамида

Критерии оценки: 4 балла - слоговая структура всех слов 10-13 классов воспроизводится верно. 3 балла - слоговая структура воспроизводится, но звуконаполняемость нарушается. 2 балла - слова воспроизводятся в замедленном темпе, скандировано, по слогам, хуже по картинкам, чем отраженно. 1 балл - искажается слоговая структура по всем классам слов и нарушается звуконаполняемость. 0 баллов - отказ от выполнения задания.

5. Исследование сформированности слоговой структуры слов сложной слоговой структуры

1) Инструкция: «Повтори слова за логопедом».

Примечание 1. Предварительно выясняется понимание значения слов. В случае необходимости уточняется значение слова разными способами сементизации (показ картинки, пояснение через контекст и др.) Если слово отсутствует в пассивном словаре, то это слово снимают из лексического материала обследования.

Примечание 2. Слова, сложные по семантике, подчеркнуты. скворечник, простокваша, лекарство, троллейбус, телевизор, транспорт, строительство, парикмахерская.

2) Инструкция: «Назови картинки».

танкист, сковорода, космонавт, аквалангист, термометр, кинотеатр, милиционер, аквариум.

Критерии оценки: 4 балла - слоговая структура всех слов воспроизводится верно. 3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слова нарушается. 2 балла - искажает слоговую структуру при назывании картин. 1 балл - искажается слоговая структура более половины всех слов. 0 баллов - грубо искажает слоговую структуру слова как отраженно, так и при самостоятельном назывании по картине. Отказ от выполнения задания.

6. Исследование возможности повторения ряда слогов.

1) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают слоги, обстоящие из разных гласных и согласных звуков.

ПА - ТУ - КО, ПА - ПУ - БО, ДА - ТУ - ПО

2) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных согласных, но одинаковых гласных звуков.

КА - ГА - ДА, ПО - КО - КО, БУ - ПУ - ГУ

3) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают слоги, состоящие из разных гласных, но одинаковых согласных звуков.

ПА - ПО - ПУ, БО - БУ - БА, КУ - КА - КО

4) Инструкция: «Повтори за логопедом». Примечание: предлагают одинаковые слоги, но произносимые с разной силой голоса (т.е. под ударением).

ТА - ТА - ТА, ТА - ТА - ТА, ТА - ТА - ТА

Критерии оценки: 4 балла - правильно повторяет все ряды слогов во всех четырех пробах. 3 балла - затруднение только в четвертой пробе на акцентированные слоги. 2 балла - затруднения в 1, 2, 4 пробах. 1 балл - не справляется с пробами, состоящими из трех слогов, но выполняет 1,2, 3 пробу из двух слогов. 0 баллов - не справляется со всеми пробами. Отказ от выполнения задания.

Примечание: трудности воспроизведения ряда из трех слогов могут быть связаны с недостатками слуховой памяти на линейный ряд. В этом случае предлагается сократить слоговые ряды до двух слогов в ряду.

7. Исследование возможности воспроизведения ритмических структур

1) Инструкция: «Послушай как постучу я, а теперь повтори за мной удары» (! - удар - пауза).

Примечание: ритмический рисунок можно отхлопывать рукой по столу, молоточком по металлофону, по барабану, палочкой, погремушкой, хлопать в ладоши, ударять в бубен и т.п.

! - !;!! - !!;!! - !;! - ! - !!;!! - !! - !

2) Инструкция: «Хлопни в ладоши столько раз, сколько точек на карточке».

Примечание: предварительно предъявляются карточки с разным количеством точек (Рис. 1)

Рисунок 1.

3) Инструкция: «Повтори за мной удары как можно точнее».

Отхлопывание ритмического рисунка с разной силой:! - тихо,! - громко. Примечание: лучше проводить исследование воспроизведения ритмических акцентированных структур, используя бубен, металлофон, барабан.! - !;! - ! - !;! - ! - !;! - !;! - ! - ! - !;

Критерии оценки: 4 балла - точное воспроизведение ритмических структур после первого предъявления. 3 балла - правильное воспроизведение после второго предъявления. 2 балла - появление ошибок после второго предъявления. 1 балл - ошибочное воспроизведение после третьего предъявления. 0 баллов - отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения проб.

8. Исследование возможности воспроизведения ритмического рисунка слова ударами.

1) Инструкция: «Скажем вместе слово по частям (по слогам) и отхлопаем каждую часть (слог). Скажи, сколько частей (слогов)?»

слова 1 класса: слова 2 класса:

Маша лето молоко ракета

Мыши мыло машина газета

Мука лапа лопата котята

Критерии оценки: 4 балла - сопряженно воспроизводит ритмическую структуру слов и правильно производит подсчет количества частей слова (слогов). 3 балла - сопряженно не воспроизводит ритмическую структуру слов 2 класса, но подсчет количества частей (слогов) осуществляет верно, ориентируясь на утрированное отхлопывание логопеда. 2 балла - сопряжено воспроизводит ритмическую структуру слов 1 класса, но подсчета количества частей (слогов) слов не производит. 1 балл - отхлопывает без учета ритмической структуры слов. Количество ударов не соответствует количеству слогов. Количество слогов не определяется. 0 баллов - не включается в сопряженную деятельность. Отказ от выполнения.

2) Инструкция: «Назови картинку, а потом отхлопай слово по частям (слогам)».

слова 1 класса: лыжи - часы - луна - коза - ваза - рыба - бусы - муха -

слова 2 класса: бананы - собака - корова - лисица - береза - кубики - радуга - сапоги -

Критерии оценки: 4 балла - ритмическую структуру слов воспроизводит правильно. 3 балла - воспроизводит ритмическую структуру слов не синхронно с произнесением. 2 балла - воспроизводит ритмическую структуру только слов 1 класса. 1 балл - количество ударов не соответствует количеству слогов. 0 баллов - не воспроизводит ритмический рисунок слова после многократных попыток.

9. Исследование возможности произнесения предложений со словами сложной слоговой структуры

1) Инструкция: «Повтори за логопедом предложения». Слова, сложные по семантике, поясняются, уточняются. Если слова отсутствуют в пассивном словаре ребенка, то предложения, включающие эти слова, исключаются из материала обследования. Слова, сложные по семантике, в тексте подчеркнуты.

Экскурсовод проводит экскурсию. Водопроводчик чинит водопровод. Регулировщик регулирует движение транспорта. В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

- Строители работают на строительстве высотного дома.

- Волосы подстригают в парикмахерской.

- Весело журчат весенние ручьи.

- На сковороде жарятся котлеты.

Критерии оценки: 4 балла - слоговая структура слов в предложении воспроизводится правильно. 3 балла - замедленное, скандированное, послоговое воспроизведение слоговой структуры слов. 2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 предложениях после двукратного повторения. 1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 предложениях после двух - трехкратного повторения. 0 баллов - во всех ответах допускает грубые искажения слоговой структуры слов. Отказ от ответов.

10. Исследование слоговой структуры слов при ответах на вопросы

Инструкция: «Послущай и ответь на вопросы». Слова, сложные по семантике, уточняются, поясняются.

Что жарят на сковороде? (котлеты) Кто чинит водопровод? (водопроводчик) Кто проводит экскурсию? (экскурсовод) Кто регулирует движение транспорта? (регулировщик) Кто подстригает волосы? (парикмахер) Как называют водный дом для рыб? (аквариум) Кто учит учеников? (учительница).

Критерии оценки: 4 балла - правильное воспроизведение слоговой структуры слов. 3 балла - замедленное, скандированное воспроизведение
слоговой структуры слов. 2 балла - искажает слоговую структуру в 2-3 ответах. 1 балл - искажает слоговую структуру в 4-5 ответах. До
пускает ошибки даже после двух - трехкратного повторения.
0 баллов - во всех ответах допускает грубые искажения
Слоговой структуры слов, либо не отвечает. Отказывается от
Ответа: «Я так сказать не могу».

В результате исследования слоговой структуры ребенка со стертой дизартрией можно составить профиль развития слоговой структуры ребенка.
Далее отмечают, при каких условиях заметно ухудшается звуконаполняемость. В итоге определяют вид поломок в слоговой структуре.

Если опускается слог («сипед» - велосипед) или редуцируется гласный звук («платенце» - полотенце), то это элизии (усечение). Если повторяет слоги («бабабушка»), то это персеверации. Если уподобляет слог другому («пепенье» - печенье), то это антиципация. Если добавляет слогообразующую гласную в месте стечения согласных («тырава» - трава), то это итерация. Если слоги в слове меняются местами («ракатан» - таракан), то это перестановка слогов. Если склеиваются слоги из двух слов («трашет» - трактор пашет), то это контаминация. Такой анализ результатов обследования поможет определить приоритетные направления коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией. [11]

1.4 Диагностика грамматического строя языка детей со стертой дизартрией

Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи.

Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания.

Предлагаемая система обследования грамматического строя речи сочетает традиционные для логопедии приемы обследования с некоторыми нейропсихологическими методами.

Программа обследования грамматического строя речи

I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

Повторение предложений.

Составление простой модели предложений по картинкам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)

3. Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами.

Составление предложений повышенной сложности с прямым и косвенным дополнением.

Составление предложений из слов в начальной форме.

Верификация предложений.

Дополнение предложения предлогами.

8. Завершение союзного предложения словосочетанием.

9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.

II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)

Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.

Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

Родительный падеж с предлогами для обозначения места.

Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения.

5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица.

Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта.

Винительный падеж с предлогами для обозначения места.

Творительный падеж для обозначения орудийности.

Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности.

10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.

III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

Именительный падеж.

Родительный падеж.

Дательный падеж.

Винительный падеж.

Творительный падеж.

Предложный падеж.

IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам.

Изменение числа глагола.

Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением. Составление словосочетаний. Составление предложений.

V. Согласование имени существительного и числительного. Именительный падеж. Родительный падеж.

I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов.)

1. Повторение предложений.

Материал: устное восприятие предложений, которые читаются 1-2 раза.

Инструкция: «Повтори за логопедом»

В саду было много красных яблок.

Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Критерии оценки за грамматическое структурирование всех заданий: 4 балла - правильное выполнение; 3 балла - неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла - негрубые аграмматизмы, параграмматизмы, пропуск более двух членов предложения; 1 балл - грубые аграмматизмы, существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов, 0 баллов - отказ от выполнения.

2. Составление предложений по картинкам. (Предложения простой модели: подлежащее + сказуемое + простое дополнение.)

Материал: сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».

Девочка моет руки. Мальчик режет хлеб. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снеговика. Кошка лакает молоко.

3. Составление предложений по картинкам. (Предложения сложной модели: с простыми и сложными предлогами.)

Материал: сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».

Мальчик играет в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя). Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелет коврик около кровати (достает из-под кровати).

4. Составление предложений по картинкам. (Предложения повышенной сложности, модели сложного предложения с прямым и косвенным дополнением, однородными членами.)

Материал: сюжетные картинки.

Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение».

Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

5. Составление предложений из слов в начальной форме.

Материал: слова.

Инструкция: «Логопед назовет слова, а ты составь из них предложение». Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, бросить, косточка. Петя, купит, шар, мама, красный. Слова предъявляются до первого ответа.

Примечание: Это сложные задания, которые требуют не только правильного грамматического структурирования, но и построения верной смысловой программы. При их выполнении возможны пропуск и замена слов, смысловые и грамматические ошибки, нарушение порядка слов в предложении.

6. Верификация предложений.

Материал: деформированные предложения.

Инструкция: «Логопед будет читать предложение, если ты заметишь ошибку, то исправь ее».

Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.

Примечание: Ошибки, которые подлежат исправлению, могут быть как грамматическими, так и смысловыми.

7. Дополнение предложения предлогами.

Материал: предложения с пропущенными предлогами.

Инструкция: «Послушай предложение, в котором пропущено маленькое слово, вставь пропущенное маленькое слово».

Лена наливает чай… чашки. Птенец выпал… гнезда. Щенок спрятался… крыльцом. Деревья шумят… ветра. Пес сидит… конуре.

8. Завершение союзного предложения словосочетанием.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображено несколько действий.

Инструкция: «Закончи предложение».

Мальчик промочил ноги, потому что… (ходил по лужам). Школьника одевает бабушка, хотя … (он уже большой). Поезд остановился, потому что… (горит красный семафор). Девочка надевает плащ, потому что … (идёт дождь)

9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.

Материал: парные картинки с изображением разных событий.

Инструкция: «Рассмотрим две картинки и составь по ним одно предложение. Например: Первая картинка «Пришла осень», вторая картинка «Птицы летят на юг». Составляем одно предложение: Наступила осень и птицы улетают на юг».

Мальчики читают… Девочки рисуют.

Дети пошли в лес… В лесу выросли грибы.

Началась метель… Пограничник стоит на посту.

Дети покупают ёлочные игрушки… Дети наряжают ёлку.

Приведенные выше девять заданий многофункциональны. Выполняя их, дети могут допускать не только синтаксические, но и смысловые и лексические ошибки. Оценка ответов детей может производиться по разным критериям:

грамматическое оформление;

лексическое оформление;

смысловая адекватность;

наличие ошибок, обусловленных трудностями звуко-слоговой стороны речи.

Такая всесторонняя оценка может либо использоваться, либо нет, в зависимости от целей обследования. При необходимости можно ограничиться только оценкой одного вида, непосредственно связанной с синтаксисом.

При обследовании грамматического строя речи выявляют не только умение строить разные типы предложений, но и характер связи и отношения между словами в предложении. При обследовании выявляют характер структурного и морфемного аграмматизма. Выявленные ошибки анализируются. Для выявления умения ребенка правильно связывать слова в предложении обследуют возможность выражение грамматических отношений управления.

II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов.)

Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление), предлагаются задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Это падежное управление. В нашем варианте обследования это задания:

№1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных;

№2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо;

№5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица;

№6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта;

№8. Творительный падеж для обозначения орудийности.

Кроме падежного управления, обследуется возможность предложного управления, т.е. использований предлогов и адекватного им падежного окончания существительных. В нашем варианте обследования это задания:

№3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места;

№4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения;

№7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места;

№9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для

обозначения места, совместности.

№10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о.

Исследуется употребление имен существительных и разных падежах в единственном и множественном числе. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов.

1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных.

Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда
изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назовет один предмет, а ты назови когда их много».

Коза - … козы Муравей - … муравьи

Чашка - … чашки Лоб - … лбы

Поезд - … поезда Котёнок - … котята

Лист - … листья Друг - … друзья

Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - правильное выполнение задания; 3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибки, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балл - большая часть задания выполняется с ошибками которые исправляются после подсказки; 0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи.

2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо.

Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет».

Стол - … нет стола. Столы - … нет столов.

Стул - … нет стула. Стулья - … нет стульев.

Нос - … нет носа. Носы - … нет носов.

Окно - … нет окна. Окна - …нет окон.

Ухо - …нет уха. Уши - … нет ушей.

3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо).



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.