На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность теоретических методов познания, примеры их использования в школьном курсе физики. Этапы цикла научного познания. Методы абстрагирования, идеализации, аналогии, моделирования и мысленного эксперимента. Этапы овладения методами в школьном курсе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 02.05.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


12
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО "Карельский Государственный Педагогический Университет"
Физико-математический факультет
Кафедра теоретической физики и методики преподавания физики
Курсовая работа
Теоретические методы познания в школьном курсе физики

Исполнитель:
Студентка ФМФ гр.534
Лёвкина Я.М.
Научный руководитель:
Тевель И.Р.
Петрозаводск, 2009
Оглавление
    Введение
      §1. Методы научного познания. Теоретические методы познания
      §2. Абстрагирование
      §3. Идеализация
      §4. Аналогия
      Список литературы

Введение

Среди современных тенденций школьного физического образования важное место занимает формирование у учащихся методологических знаний и умений. Это процесс предполагает что в процессе обучения мы будем знакомить школьников с методами научного познания, раскрывать их содержание, упражнять в применении этих методов. Дадим определения, на которые мы будем опираться в нашей работе.

Познание - это воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности

Метод - способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность.

Научные методы познания подразделяются на две группы: эмпирические и теоретические. (В школьном курсе физики мы будем обучать ребят и тем и другим) В данной работе мы будем рассматривать теоретические методы познания.

Целью работы является - выявить сущность теоретических методов познания и рассмотреть примеры их использования в школьном курсе физики.

Методы: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; учебников физики для общеобразовательной школы.

§1. Методы научного познания. Теоретические методы познания

Во введение мы определили метод как "определение", однако, в литературе существуют и другие определения. Так, в "источник" понятие метод трактуется как совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Другие источники предлагают иные определения "источники", однако во всех случаях можно выделить общие черты понятия метод. Метод в любом случае трактуется, как способ достижения истины, как определенным образом организованная деятельность.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике. Любой метод сам по себе еще не предопределяет успеха в познании тех или иных сторон материальной действительности. Важно еще умение правильно применять научный метод в процессе познания.

Обучение в школе основано не на научном, а на учебном познании. "Разумовский" уч. познание не по рез-там, получают субъективно новое знание. Средства познания разные для науч. и уч. Познания. (шк. и науч. микроскоп). Содержание различно (работы). Средство познания в физике - оборудование, матем. Аппарат. Структура, хар-р деят-ти, уч. Должен воспроизводить научное. (на сколько это возможно для школьника).

Различают два уровня познания: эмпирический и теоретический.

Теоретические методы познания характеризуются.

Цикл научного познания содержит следующие этапы:

наблюдение и анализ фактов ?? формулировка проблемы? ? выдвижение гипотезы ?? теоретический вывод следствий ?? экспериментальная проверка следствий ?? установление эмпирических законов ?? применение теории на практике.

Выделяются следующие теоретические методы познания:

1. Абстрагирование

2. Идеализация

3. Аналогия

4. Моделирование

5. Мысленный эксперимент

Гипотеза.

Рассмотрим теперь сущность этих методов и выясним как они используются в школьном курсе физики.

§2. Абстрагирование

Абстрагирование - мысленное отвлечение от ряда свойств предметов (явлений) и отношений между ними, либо выделение существенных свойств и отношений. [1]

Под абстрагированием понимается отвлечение от несущественных в данном исследовании свойств исследуемого объекта или же выделение у объекта свойства или совокупности свойств, которые должны стать предметом самостоятельного исследования. Например, изучая законы взаимодействия электрически заряженных частиц, можно абстрагироваться от их гравитационного взаимодействия, ибо оно во много раз слабее электромагнитного, т.е. пренебрегаем силами гравитационного взаимодействия, по сравнению с электромагнитным в физике - пренебрегают теми или иными свойствами, связями объекта, т.е. абстрагируются от отдельных свойств изучаемых объектов и явлений.

Абстрагирование обладает объективной основой. Действительно, явление, объект (предмет), процессы никогда не вступает одновременно во все возможные для него отношения, связи, взаимодействия. Поэтому оно не проявляет одновременно все свои свойства. Тем самым явления, объекты (предметы), процессы как бы абстрагируют сами себя.

Изучать абстрактном объекте, т.е. значит изучать объект, в которой интересующие нас свойства реального объекта не затемнены второстепенными свойствами и явлениями.

Всякое научное понятие есть абстракция. Оно всегда абстрагирует какую-либо сторону действительности, которая и фиксируется в понятии. Без абстрагирования теоретическое мышление невозможно. Абстрагирование - это движение мысли в глубь предмета, выделение его существенных моментов.

Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости прежде всего от природы изучаемого объекта и тех задач, которые ставятся практикой перед исследователем. Так, в механике выделяют массу тел и количественное выражение действующих сил, отвлекаясь от других физических свойств тел. Однако при этом необходимо учитывать, влияет ли распределение масс на характер его движения.

Но абстрагирование имеет свой предел, определяемый природой самих вещей, их свойств и отношений. Мы абстрагируемся от тех свойств, отношений, которые не являются определяющими для данного объекта, явления. Абстрагируясь от существенных свойств и отношений, мы можем потерять сам объект.

Например, если нам надо рассчитать объём воздушного шарика, то нам абсолютно не важно какого он цвета, где его надували, и каким газом он заполнен. Иными словами, при известной геометрии шара мы можем абстрагироваться от его физическими свойствами. Однако при прогнозировании полёта воздушного шара отвлечься от его механических и термодинамических параметров - невозможно.

§3. Идеализация

Идеализация - это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.

Идеализации широко используются при исследовании законов природы. Дело в том, что во многих случаях для изучения физического закона необходимо исключить из рассмотрения ряд таких свойств и отношений изучаемых физических объектов, без которых эти объекты реально могут существовать, но учет которых заслонил бы существо изучаемого физического процесса. Так, инерциальная система отсчёта (в которой справедлив закон инерции: ма и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.