На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность и значение игры для развития личности дошкольника. Особенности художественной игры. Развитие творческой активности дошкольников в художественной игре как психолого-педагогическая проблема.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.07.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ
г.Санкт-Петербург
2002 г.
2.
С О Д Е Р Ж А Н И Е:

ВВЕДЕНИЕ - 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ХУДОЖЕСТ-
ВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ - 5
1.1. Сущность и значение игры для
Развития личности дошкольника - 5
1.2. Особенности художественной игры - 9
1.3. Развитие творческой активности
дошкольников в художественной игре как
психолого-педагогическая проблема - 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 23
ЛИТЕРАТУРА - 25
3.
В В Е Д Е Н И Е

Дошкольное детство - это пора жизни, когда перед ребенком открывается окружающий его мир человеческой действительности. В своей деятельности, и прежде всего в своих играх, которые теперь вышли за узкие рамки мани-пулирования с окружающими предметами и общения с окружаю-щими людьми, ребенок проникает в более широкий мир, осваивая его в действительной форме.
Именно в динамику игры вплетено психическое разви-тие ребенка.
Художественная игра способствует развитию вкуса, воображения и фантазии, таких важных качеств личности, как самостоятельность, наблюдательность, выдержка и др.
Исследованию игровой деятельности ребенка с целью изучения видов игры и ее воспитательных возможностей пос-вящено огромное число работ психологов и педагогов. Вместе с тем, влияние художественной игры на развитие личности дошкольника изучено недостаточно, так как традиционно рассматривалось два вида игр: подвижные - для развития движений и дидактические - для развития пред-ставлений об окружающем.
Художественная игра играет большую роль в развитии индивидуальности ребенка, его нравственных качеств, по-буждает к творческой активности.
Творческая активность предусматривает самостоятель-ную художественную деятельность детей, облеченную в своеобразные и доступные ребенку формы. Проблеме выбора
4.
таких форм и вопросам педагогического руководства игровой деятельности с художественным содержанием посвящена дан-ная курсовая работа.
ЦЕЛЬ курсовой работы - осуществить анализ тео-ретических основ формирования творческой активности детей дошкольного возраста в игровой деятельности с художест-венным содержанием.
В ЗАДАЧИ работы ходит:
1. Определить сущность и значение игры для развития личности дошкольника.
2. Изучить особенности художественной игры.
3. Рассмотреть развитие творческой активности дош-кольников в художественной игре как психолого-педагоги-ческую проблему.
Теоретической основой работы послужили труды извест-ных психологов и педагогов, среди которых: Л.С.Выготский, К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.
5.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ

1.1. Сущность и значение игры для
развития личности дошкольника

Игра издавна привлекала к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, ис-кусствоведов. Как особый вид деятельности игра появилась очень давно.
Наиболее ранее, из известных нам, систематическое описание детских игр в России принадлежит Е.А.Покров-скому: “Понятие об “игре” вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово “игра” оз-начало собою действия, свойственные детям, выражая глав-ным образом то, что у нас теперь называется “предаваться ребячеству”. У евреев слову “игра” соответствовало по-нятие о шутке и смехе. У римлян “ludo” означало радость, веселье. По-санскритски “кляда” означало игру, радость… Таким образом, в этот всеобъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от дет-ской игры в солдатики до трагического воспроизведения ге-роев на сцене театра, - от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы, - от беганья на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д.”./9;с.1/
6.
Начало разработки теории игры обычно связывается с именами таких мыслителей Х1Х века, как Ф.Шиллер, Г.Спен-сер, В.Вундт. Разрабатывая свои философские, психологи-ческие и главным образом эстетические взгляды, они по-путно, только в нескольких положениях, касались и игры как одного из самых распространенных явлений жизни, свя-зывая происхождение игры с происхождением искусства.
Ближе всех к пониманию возникновения игры подошел В.Вундт. Однако и он, как многие другие, был склонен считать источником игры наслаждение./5./
По мнению Д.Б.Эльконина, игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми./20;с.20/
Как особый вид деятельности игру рассматривает большинство ученых.
К.Д.Ушинский в своих трудах доказал, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка./15./
Ряд исследователей рассматривали игру как деятель-ность, не зависимую от социальных условий. В их числе К.Гроос, З.Фрейд, А.Адлер и др. Теории этих ученых при-водят к выводу, что выбор объекта подражания в игре объясняется прежде всего силой пробуждающегося инстинкта, подсознательных влечений. Выбор игры зависит от бессоз-нательных импульсов.
Известные отечественные психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн счтают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря
7.
которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготавливающие переход к новой, высшей стадии развития. /8;с.15-16/
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
Изучение детских игр обнаруживает закономерности их развития, связанные с общими закономерностями развития в дошкольном возрасте, формированием мышления, воображения, нравственных качеств, коллективных навыков, творческих способностей. В то же время в игре проявляются индиви-дуальные особенности детей, их характеры.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дош-кольников.
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его ин-тересы, социальные потребности.
Можно сказать, что игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы с детьми. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приу-чают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в дошкольных учреждениях.
Если говорить об эволюции развития игровой деятель-ности в процессе развития личности ребенка, следует от-метить, что содержание игры - это то, что выделено ребенком в качестве основного момента деятельности взрос-лых, отражаемой в игре. Содержание детских игр разви-
8.
вается от игр, в которых основным стержнем является предметная деятельность людей, к играм, отражающим отно-шения между людьми, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми.
Детская игра всегда носит творческий характер.
В возрасте от трех до семи лет игра детей разви-вается как разнообразная, активная, творческая деятель-ность, в которой осваиваются впечатления жизни и фор-мируются все стороны личности ребенка.
Некоторые психологи считают, что детские игры нель-зя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового.
С одной стороны это справедливо. Если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, термин “творчество” неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.
Л.С.Выготский /4;с.432-433/ подметил появление у детей дошкольного возраста замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивается спо-собность идти от мысли к действию, воплощать свои за-мыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и прежде всего в игре. Появление замысла связано с разви-тием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит,
9.
комбинирует вои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок - не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он создает свою роль по ходу игры.
Детские игры очень разнообразны. Специалисты вы-деляют сюжетно-ролевые, дидактические, театральные, музы-кально-дидактические и др.
Особенности, присущие наиболее творческому ее виду - художественной игре, рассмотрим в следующем разделе.
1.2.Особенности художественной игры

Деятельность ребенка может быть названа художе-ственной, если она непосредственно связана с различными видами искусства. К разновидностям художественной игры можно отнести: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные с изобразительной и декоративно-приклад-ной практикой, художественно-словесным творчеством.
Все эти игры могут выступать и как самостоятельные, и в их тесных взаимосвязях, являя собой синтетическую художественную деятельность.
Творчество ребенка в художественной игре опирается на воспроизведение знакомого, хотя уже и преобра-зованного, предмета, действия, явления. И наоборот, вос-производя знакомое сочетание красок, услышанную мелодию,
10.
образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку./12;с.6/
Ребенок всегда стремится к проявлению своих инте-ресов, к выражению художественных переживаний и делает это непосредственно, импульсивно. Некоторые исследователи считают эту особенность стремлением ребенка к самовы-ражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное, опуская при этом роль общест-венного окружения. Вместе с тем, взрослые могут регули-ровать эту сферу.
Рассмотрим более подробно некоторые разновидности художественной игры и характер их взаимосвязей.
Скажем, театрализованные игры в своем наиболее раз-вернутом виде включают в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания и т.д.); изобра-зительную (оформление персонажей и места действия); музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица пер-сонажей, их инсценирование, напевание и т.д.). Однако особенность театральных игр в том, что они объединены сценическим решением, поэтому сами по себе они отличаются от другой игровой деятельности. Литературная деятельность детей в театрализованных играх подчиняется драматурги-ческим законам - она выступает в виде либо диалогов, либо монологов от лица персонажей; изобразительная деятель-ность здесь носит характер пространственно- изобрази-тельной, оформительской, дети создают рисованные или
11.
аппликативные формы домиков, деревьев, кустов и пр.; музыкальная деятельность проявляется в театрализованных играх особенно активно, нередко играя организующую роль ритмической стороны сценического действия.
Процесс накопления музыкально-слуховых представ-лений до активного включения в пение, как считают спе-циалисты /18;с.150/, происходит очень различно, в зависи-мости от индивидуальных особенностей ребенка. В этом состоит основная сложность организации музыкальных игр. Однако по мере того, как ребенок привыкает к музыкальному звучанию и сам включается в пение, его интерес к данной игровой деятельности повышается. Основное внимание вос-питателя, прежде всего, направлено воспитание выразитель-ности и выработку навыка внимания.
Если обобщить формы организации самостоятельной му-зыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Одна из них - музыкальная сюжетно-ролевая игра. Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений (“ищем таланты”, “Кон-церт” и т.д.), распределяют роли, сюжет получает свое развитие. Другая форма - игра на детских инструментах.
В основе изобразительной деятельности дошкольников лежит художественный опыт.
Известны разнообразные виды изобразительной дея-тельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Как мы уже отмечали, изобразительная деятельность чаще всего связана с творческой ролевой игрой. Тесная связь наблюдается и с литературной деятельностью дошкольников.
12.
В играх, связанных с художественно-словесным твор-чеством, проявляются качества художественного восприятия и исполнения детей. Особый интерес представляет вос-приятие ребенком сказки. Тайну, заключенную в ней, ре-бенок чувствует. Влияние сказки на детское развитие - предмет многочисленных исследований. В отечественной и в зарубежной психологии имеются исследования такой тема-тики: сказка - это культурное наследие; сказка - это произведение искусства. По мнению Д.Б.Эльконина, основной особенностью процесса понимания художественного произве-дения является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи.
Дети изображают в играх сказки не только показан-ные, но и рассказанные.
Старшие дошкольники смелее и разнообразнее ком-бинируют в играх свои знания, почерпнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.
Сказки и рассказы находят отражение в играх детей всех возрастов, но по-разному. Младшие дошкольники обычно разыгрывают отдельные эпизоды сказки, позже они начинают передавать целиком всю сказку, иногда внося в нее изме-нения, вставляя детали, взятые из жизненного опыта. В этих играх, как указывает Б.М.Теплов /14./, наблюдается переход от игры к драматическому искусству, конечно, еще в зачаточной форме. Новое и более сложное в этих играх
13.
заключается в том, что дети играют для зрителей, а не для себя, как это бывает в обычной игре. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни.
И.М.Сеченов дал физиологическое обоснование значе-ния игры для формирования чувств и доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же ка-честв у ребенка. /13;с.106/
Игровое творчество детей проявляется и поисках средств для выполнения замысла, изображения задуманного.
Выразительность действий и речи достигается есте-ственно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.
Вообще говоря, в создании образа особенно велика роль речи. Л.С.Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Например, для глухих детей необходимо специальное обуче-ние игровым действиям./3;с.420/
Для осуществления замысла в художественной игре ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые по-могают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми призна-ками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляют одну из характерных особенностей детства.
14.
1.3. Развитие творческой активности
дошкольников в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.