На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Актуализация проблемы целостного здоровья человека и социума. Взаимосвязь состояния образования с качеством жизни, здоровым развитием отдельного человека и цивилизации в целом. Подготовка педагога как терапевта во взаимодействии по отношению к учащимся.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.09.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1
Терапевтический подход к инновациям в образовании

Образование -- это стратегический ресурс страны. Одним из важнейших показателей уровня развития общества (в том числе образования как социального института) служит забота о целостном здоровье. Вместе с тем, образовательная практика на протяжении многих лет устойчиво демонстрирует противоположные - здоровьезатратные тенденции.
В последние десятилетия актуализировалась проблема целостного здоровья человека и социума. К ней обращено внимание международной общественности, научных и профессиональных сообществ. Их усилия направлены на то, чтобы холистическое здоровье приобрело статус социокультурного феномена, фактора национальной безопасности.
Следствием глобальных кризисов, информационных и техногенных воздействий, социальных катаклизмов стали нарушения в функционировании экосистем. З.Фрейд писал о том, что "власть над природой не является единственным условием человеческого счастья, равно как и не является единственной целью культурного развития" [1]. Информационная отсталость по вопросам накопленных цивилизацией оздоровительных стратегий, ограниченность знаний о холистическом здоровье, параллельное сосуществование в сознании педагогов категорий "здоровье" и "образование" сочетаются с потребительским отношением к здоровью. Такая "эгожизнь", по замечанию Н. Масловой, основана на понимании "человека как царя природы", который покоряет и преобразует ее, проявляя хищническое отношение [2]. А. Лоуэн справедливо замечал, что, "побеждая природу, мы подрезали собственные корни" [3]. Нам глубоко созвучна идея А. Печчеи о необходимости ценностной переориентации современного человека с возвышения над средой к гармоничному соединению с природой на оптимальных условиях. Э. Тоффлер также пишет о неслыханном темпе научно-технических, культурных, политических и социальных изменений, которые сопровождаются вторжением в сферу химико-биологической устойчивости человеческой расы. Он видит в этом угрозу для людей, "шок будущего", приводящий к "психологическому онемению" [4].
Состояние образования во многом определяет качество сегодняшней и завтрашней жизни, здоровое развитие отдельного человека и цивилизации в целом. Качество жизни и качество образования -- важнейшие приоритеты политики ООН, ЮНЕСКО, транснациональной образовательной политики в XXI в. Как пишет А. Субетто, качество образования выступает "движущей силой" "социального кругооборота качества"; отражается в качестве человека, которое актуализируется в процессе его жизни и профессиональной деятельности в конкретных социальных системах, в системах природопользования, в обществе [5].
Можно заметить попытки повысить качество образования путем насаждения "сверху" неотрефлексированных реформ, неадаптированных, спорадических инноваций. Они осуществляются в неблагополучной, кризисной образовательной среде. Образование как открытая динамическая система и общественный институт само нуждается в поддержке, заботливом отношении, оздоровлении и трансформации -- в терапии. Оно, как и общество в целом, характеризуется дезинтегрированностью, противоречивостью, здоровьезатратностью. Утеряны ценностно-смысловые ориентиры, идет поиск новых, более адекватных времени. Размыты стратегические цели развития образования. Образовательная среда продолжает проектироваться на основании традиционных методологических подходов и стереотипов стабильной упорядоченности, линейности, однозначных причинно-следственных связей. Игнорируются субъективность, процессуальность, природосообразность. Практика свидетельствует о несостоятельности реформ, которые "идут вразрез" с целостным педагогическим процессом, с внутренними механизмами развития, адаптивными возможностями человека.
"Революционно-инновационные" преобразования, которые не приняты педагогами, не могут решить задачи обеспечения и улучшения качества образования. Не понимая сути новых образовательных технологий, они не наполняют их личностным смыслом, не могут их присвоить. Поэтому эти реформы лишь истощают образовательные ресурсы, провоцируют эмоциональное выгорание, повышают "энергетическую" плату за образование, что отражается на ухудшении здоровья педагогов, учащихся (студентов) и их родителей. Характеристики реформ, инноваций во многом совпадают с признаками экстремальных условий. Психофизиологическое напряжение и переутомление приводят к снижению адекватности социального поведения личности, к пассивности, безразличию, угнетенности, агрессивности. Консерватизм, реверсионизм (одержимость возвращением к ранее успешным шаблонам адаптации, которые в настоящий момент неуместны и неадекватны) педагогов также являются известными "побочными" эффектами профессии, способами борьбы с перегрузками. Не умея приспосабливаться к новым условиям, не имея ясного осознания целей своей деятельности, многие продолжают автоматически применять традиционные для них методы, все больше отрываясь от реальности. Непосильные для адаптационных возможностей многих педагогов требования инноваций ухудшают способность к принятию мудрых и ответственных решений.
Э. Тоффлер подчеркивал, что при беспорядочных скачках механизмов изменений человек не только подрывает здоровье, но и утрачивает способность рационально реагировать на эти изменения. Капитуляция перед напряжением принятия решения в условиях неопределенности и сверхвыбора выглядит как глубокая апатия [4]. Л.Митина, изучая профессиональное здоровье педагогов, также замечает, что "одна из самых многочисленных профессиональных популяций охвачена моральной апатией, этической депрессией" [5]. В "Глионской декларации", определившей миссию современного университета, отмечалось, что преподаватели нечувствительны к потребностям общества, которому они вроде бы должны служить, отличаются близорукостью в отношении к его изменяющимся потребностям и ожиданиям [7].
Мы считаем, что категоричное выставление диагнозов и предъявление обвинений педагогам вряд ли изменят ситуацию в лучшую сторону. Кризисное состояние во многом обусловлено спорадическими, непонятными педагогам нововведениями и неумением реагировать на них без потерь для здоровья. Ж. Делор справедливо говорит о том, что ни одна реформа не может привести к успеху без помощи педагогов и их активного участия в ее осуществлении. С них слишком много спрашивается, от них требуют исправить недостатки других учреждений. Учитель ощущает себя одиноким не только потому, что его деятельность носит индивидуальный характер, но и по причине надежд, которые возлагаются на образование, а также из-за зачастую несправедливой критики, которая обрушивается на него. Он, прежде всего, хочет, чтобы уважали его достоинство [8].
Мы полагаем, что "смягчить" эту ситуацию извне и изнутри, способствовать оздоровлению образования может педагогическая терапия. Одним из ее аспектов является подготовка педагога как терапевта в педагогическом взаимодействии по отношению к учащимся (студентам) и к самому себе. Она осуществляется путем создания терапевтической образовательной среды, пространства общения, которые способствуют оздоровлению человека, формированию его терапевтических компетенций. В число их индикаторов входит готовность и открытость инновациям в профессиональной сфере.
Наш опыт проведения тренингов профессионально-личностного роста для педагогов, семинаров по внедрению инновационных педагогических технологий позволил понять, что когда "порог чувствительности" к новому искусственно завышается, люди начинают упорно, часто агрессивно сопротивляться, отстаивая свою привычную идентичность. Человек выхолащивает мир, сужая его до тех пропорций, внутри которых чувствует себя защищенным (Р. Мэй). А. Маслоу замечал, что уровень чувства безопасности личности трудно изменить. Личностные синдромы сохраняют постоянство при довольно значительных внешних изменениях. Ярким источником сопротивлений служат психологические защиты. Как форма реагирования сознания на угрозу, они направлены на уменьшение тревоги, сохранение целостности образа Я в психотравмирующей ситуации.
В состоянии повышенной тревожности, профессионального (пред)выгорания педагогу невозможно осознать "ценность" и "цену" своего защитного поведения, как, собственно, и распознать типичный для него стиль защиты. Поэтому при переподготовке педагогов (когда не существует их сознательного запроса на "терапевтическую работу", однако она необходима как условие формирования готовности к инновациям) необходимо заботливое отношение к их внутреннему миру, безоценочное принятие и эмпатическое сопереживание эмоционального состояния.
Большинство педагогов хотят (теоретически) узнать что-то новое о себе. Чаще всего они просят провести с ними психологическое тестирование, с удовольствием участвуют в диагностических процедурах. Но их "движение" по направлению к своей внутренней жизни обычно заканчивается получением (по запросу) интерпретации результатов тестовой методики, т.е. формальным знакомством со своим объективированным психологическим содержанием. В дальнейшей работе они стараются удерживать контроль над своими действиями и действиями консультанта (тренера), избегать непосредственного переживания и искреннего выражения потребностей, желаний или эмоций. Чаще всего на семинарах основным запросом со стороны педагогов является требование конкретных рекомендаций ("что делать с тем или иным учеником") по управлению учениками (студентами). Характерной является также склонность к детерминистскому взгляду на жизнь, в том числе на профессиональную деятельность. Это проявляется в избегании ответственности, в попытках найти "виноватых" в собственных трудностях и таким образом подавить в себе рискованные тенденции изменений и оправдать личное неучастие, незатронутость.
Для реализации терапевтического подхода в профессиональном педагогическом образовании на протяжении жизни важна идея Дж. Бюдженталя о том, что терапевт не борется с сопротивлением клиента и не старается его разрушить. Он старается найти конструктивные аспекты сопротивления и подкреплять их, помогая уменьшить калечащие аспекты. Для терапевтического взаимодействия с педагогами в формате учебных программ считаем полезными интервенции, направленные на сопротивление, предложенные Дж. Бюдженталем. Такими последовательными, "помогающими" отказаться от сопротивления шагами являются: отслеживание (привлечение внимания к сопротивлению, подчеркивание частоты его использования, зависимости от него); разъяснение эффектов (каким образом сопротивление заставляет человека в данный момент объективировать себя, снижать эмоциональную вовлеченность); разъяснение неслучайности (это не речевая привычка или мимолетная небрежность, а мотивированное действие); демонстрация альтернатив; разъяснение функций; освобождение и перемещение. Постепенно клиент учится видеть сопротивление как часть самого себя и осознает, что у него есть возможность выбора и регулируемого контроля.
Еще одним важным условием эффективной терапевтической работы тренера-консультанта по подготовке педагогов к инновационной деятельности является "опознание" в себе тенденций "приписывания" педагогам собственных взглядов и убеждений; общения с точки зрения собственных установок, моральных стандартов и личностных паттернов; изначальной уверенности в том, что слушатели готовы к изменениям. Непозволительны и неэффективны во взаимодействии с ними увещевания; морализаторство; моральное осуждение и критика педагогического сообщества; злоупотребление фактами деструктивного влияния педагога на ребенка и негативной статистикой. Групповая (профессиональная) идентификация ("это неправда, это не про педагогов"), отрицание ("это не обо мне лично", "я это и так все знаю") затрудняют работу. В таких случаях сопротивление усиливается. Как пишет Г. Фигдор, стратегии "посланий сверх--Я", адресованные к совести, и вера в то, что под их влиянием (на основе новых познаний и рационального мышления) поведение может измениться; советы, направленные на сознательное благоразумие, обречены на провал. Любая попытка изменения представляет угрозу душевному равновесию, что является причиной бессознательного бойкота советов. Педагоги достаточно уязвимы, по отношению к ним нежелательны "атакующие" агрессивные психотехники и методы обучения.
Терапевтический подход предполагает заботливое отношение и равное уважение сил, призывающих человека к изменениям, развитию, и сил стабильности, сопротивляющихся им. Необходимо деликатно относиться к естественному беспокойству перед перспективой перестройки. Чем глубже изменения, тем сильнее тревога и сопротивление, тем выше риски. Однако практика подтверждает, что, проявленная с самого начала забота и чуткость по отношению к сопротивлению, страхам, сомнениям, ошибочным представлениям, существующим у педагога, может сместить равновесие в пользу решения продвигаться дальше в самопознании, самоизменении, самотерапии. Поэтому конфронтацию (терапевтический прием, состоящий в предъявлении неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки) следует осуществлять не в прямой (жесткой, вербальной), а в скрытой форме -- с использованием психотерапевтических метафор и невербальных техник. Важно, чтобы обучение педагогов инновационным формам и методам происходило на фоне корректного отношения к их опыту и адаптационным возможностям с использованием таких педагогических приемов, которые подразумевают "тонкое отношение человека к человеку", например арттерапевтических техник. Цель такого обучения не "переделка" педагога, не транслирование ему новой информации, не озадачивание инструкциями. Речь идет о холистическом подходе -- создании условий, стимулировании внутреннего осознания (инсайта), которое распространяется на жизнь в целом, а не только на педагогическое взаимодействие как фрагмент профессии.
В современной литературе предлагаются простые и, на первый взгляд, доступные рецепты преобразований в образовании, призванные «упростить революционные открытия до такой степени, чтобы все клиенты "массового рынка" могли быстро и легко их освоить». Подчеркивается, что массовое внедрение инноваций позволяет преодолеть существующую пропасть "одним прыжком" и является залогом успеха, а "главная задача сейчас заключается в том, чтобы провести переподготовку всех преподавателей таким образом, чтобы они знали, как объединить лучшие мировые информационные технологии с лучшими в мире методами преподавания и обучения" [9].
Крайне "революционный путь" реформирования образования грозит очередными невосполнимыми потерями для здоровья. Глобальная "конвейерная" переподготовка педагогов как ответ на внедрение 12-балльной системы оценивания в школах Украины, кредитно-модульной системы, независимого тестирования в университетах, повальное внедрение разнообразных рейтингов -- очередной мощнейший стресс для всех участников педагогического взаимодействия. Чаще всего эти инновации психологически не подкрепляются и не сопровождаются. Например, одной из современных инноваций являются рейтинги. По нашему мнению, основой для понимания возможности или неприемлемости их использования в образовательной среде является принцип "живое--неживое" (хотя и "неживое" олицетворяет собой кого-нибудь: школа -- директора, класс -- классного руководителя, "уровень воспитанности" -- конкретного ребенка). Отделить результаты деятельности от самого человека очень сложно. В некоторых образовательных заведениях рейтинги превращаются в публичное унижение достоинства учеников, учителей, показатель личностной несостоятельности. Последствия и эффекты неосознанного и неграмотного внедрения этой технологии известны лишь самим "героям" рейтингов, их близким и психологам, к которым все чаще обращаются за помощью. К сожалению, рейтинги чаще всего превращаются в инструмент манипулирования, злоупотребления властью, в конце концов -- нарушения прав человека. С. Плаксий подчеркивает, что в связи с организацией, выстраиванием рейтингов вузов, их публикацией и использованием возникает много правовых, нравственных, теоретических, методологических, методических и профессионально-этических вопросов [10]. Еще одним примером непродуманного внедрения инноваций является проведение внешнего независимого тестирования выпускников средних школ. Оно имеет перспективные цели, но пока не обеспечено психологически грамотными механизмами реализации. Внимание обращено, прежде всего, на популистские аспекты (борьба с коррупцией, равенство шансов и т.п.). Однако следует рассматривать и этические проблемы использования тестов, поскольку они не всегда соответствуют поставленным целям, адекватно (в соответствии со школьной программой) составлены, правильно интерпретируются. Наша практика психологического консультирования выпускников-абитуриентов показывает, что независимое тестирование (в том виде, как оно осуществляется на сегодняшний день) не решает поставленных задач с точки зрения здоровьесбережения, а, напротив, актуа и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.