На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Рисование красками как освоение основ живописи. Художественные материалы в живописи и основные технические приемы рисования красками. Разработка занятий занимательного характера в нетрадиционных техниках по рисованию красками с дошкольниками в ДОУ.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.09.2008. Сдан: 2008. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


50
50
47
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. РАБОТА С КРАСКАМИ КАК ОСВОЕНИЕ ОСНОВ ЖИВОПИСИ
1. Понятие «живопись
2. Виды и жанры живописи
3. Цвет как художественно-выразительное средство
4. Художественные материалы в живописи
5. Основные технические приемы рисования красками
Глава II. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ КАК ВИД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. О природе детского рисования
2. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности…
3. Виды и техники нетрадиционного рисования
4. Разработка занятий по рисованию красками занимательного характера
в нетрадиционных техниках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ
Об эстетическом воспитании дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи искусств в педагогическом процессе (работы А.Н. Бурова, С.М. Каган, П.М. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичева, Г.И. Хризман и др.).
В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте, в том числе в ходе изобразительного творчества.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятия изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работе Запорожца А.В., Давыдова В.В., Подъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в обратной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развиваются умения самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей ЗУН по рисованию.
Для понимания значения рисования, использования рисования в качестве занимательных занятий с материалами по живописи (красками) была предпринята работа над курсовой, так как цвет - характерное изобразительное выразительное средство живописи, благодаря которому художник имеет возможность передавать все многообразие окружающего мира (богатство цветовых оттенков, эмоциональное воздействие цвета на зрителя). В то же время в рисунке имеет значение композиция, ритм цветовых пятен.
Цвет в рисунке - наиболее яркое средство, привлекающее внимание детей, эмоционально воздействующее на их чувства (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина). Тяготение детей к ярким чистым цветам придают их рисункам выразительность, праздничность, яркость, свежесть. Восприятие детьми пейзажа, натюрморта (в живописи), характерных по содержанию и выразительности графических рисунков, способствует формированию образности в их творчестве. Поэтому при формировании художественно-образного начала главное внимание, уже начиная с раннего возраста, направлено на цвет как выразительное средство, с помощью которого можно передать настроение, свое отношение к изображаемому.
Наблюдения педагогической практики в старшей группе показали, что дети очень любят выполнять работы красками, но изобразительные навыки детей по рисованию оцениваются на низком уровне, поэтому для осознанной работы над содержанием курсовой были выдвинуты следующие задачи:
1) изучение научной литературы по проблеме организации и проведения работы по развитию изобразительного творчества в рисовании.
2) разработка форм и содержания занимательных занятий по использованию нетрадиционных техник в живописи.
Глава I. РАБОТА С КРАСКАМИ КАК ОСВОЕНИЕ ОСНОВ
ЖИВОПИСИ

1. Понятие «живопись»

Живопись (от рус. живо и писать) - вид изобразительного искусства, заключающийся в создании картин, живописных полотен, наиболее полно и жизнеподобно отражающих действительность.
Произведение искусства, выполненное красками (масляными, темперными, акварельными, гуашевыми и др.), нанесенными на какую-либо твердую поверхность, называется живописью. Главное выразительное средство живописи - цвет, его способность вызывать различные чувства, ассоциации, усиливает эмоциональность изображения. Необходимый для живописи цвет художник обычно составляет на палитре, а затем превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок - колорит. По характеру цветовых сочетаний он может быть теплым и холодным, веселым и грустным, спокойным и напряженным, светлым и темным.
Образы живописи очень наглядны и убедительны. Живопись способна передавать на плоскости объем и пространство, природу, раскрывать сложный мир человеческих чувств и характеров, воплощать общечеловеческие идеи, события исторического прошлого, мифологические образы и полет фантазии.
В отличие от живописи как самостоятельного вида изобразительного искусства, живописный подход (способ) может использоваться и в других его видах: в рисунке, графике и даже в скульптуре. Сущность живописного подхода заключается в изображении объекта во взаимосвязи с окружающей его пространственной световоздушной средой, в тонкой градации тональных переходов.
Многообразие объектов и событий окружаю-щего мира, пристальный интерес к ним худож-ников привели к возникновению на протяжении XVII-XX вв. жанров живописи: портрета, натюрморта, пейзажа, анималистического, бытового (жанровая живопись), мифологического, исторического, батального жанров. В произве-дениях живописи может встречаться сочетание жанров или их элементов. Например, натюрморт или пейзаж могут удачно дополнять портретное изображение.
По техническим приемам и используемым материалам живопись можно разделить на сле-дующие виды: масляная, темперная, восковая (энкаустика), эмаль, клеевая, водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и др. В некоторых случаях трудно бывает отделить живопись от гра-фики. Произведения, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, могут относиться и к живописи, и к графике.
Живопись может быть однослойной, выполня-емой сразу, и многослойной, включающей под-малевки и лессировки, наносимые на просохший красочный слой прозрачные и полупрозрачные слои краски. Этим достигаются тончайшие нюансы и оттенки цвета.
Важными средствами художественной выра-зительности в живописи являются, кроме цвета (колорита), пятно и характер мазка, обработка красочной поверхности (фактура), валеры, пока-зывающие тончайшие изменения тона в зависи-мости от освещения, рефлексы, появляющиеся от взаимодействия лежащих рядом цветов.
Построение объема и пространства в живописи связано с линейной и воздушной перспективой, пространственными свойствами теплых и холодных цветов, светотеневой моделировкой формы, передачей общего цветового тона полотна. Для создания картины, кроме цвета, необходимы хороший рисунок и выразительная композиция. Художник, как правило, начинает работу над полотном с поиска наиболее удачного решения в эскизах. Затем в многочисленных живописных этюдах с натуры он прорабатывает необходимые элементы композиции. Работа над картиной может начинаться с выполнения рисунка ком-позиции кистью, подмалевка и непосредственно написания полотна теми или иными живописными средствами. Причем даже подготовительные эскизы и этюды порой имеют самостоятельное художественное значение, особенно если принад-лежат кисти известного живописца.
Живопись очень древнее искусство, прошедшее на протяжении многих веков эволюцию от на-скальных росписей палеолита до новейших течений живописи XX в. Живопись обладает широким кругом возможностей воплощения замысла от реализма до абстракционизма. Огромные духовные сокровища накоплены в ходе ее развития.
В античную эпоху возникло стремление к воспроизведению реального мира таким, каким его видит человек. Это вызвало зарождение принципов светотени, элементов перспективы, появление объемно-пространственных живописных изображений. Раскрылись новые тематические возможности отображения действительности живописными средствами. Живопись служила для украшения храмов, жилищ, гробниц и других сооружений, находилась в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.
Средневековая живопись была преимуще-ственно религиозного содержания. Она отличалась экспрессией звучных, в основном локальных цветов, выразительностью контуров.
Фон фресок и картин, как правило, был услов-ным, отвлеченным или золотым, воплощающим в своем таинственном мерцании божественную идею. Значительную роль играла символика цвета.
В эпоху Возрождения ощущение гармонии мироздания, антропоцентризм (человек в центре вселенной) отразились в живописных компози-циях на религиозные и мифологические темы, в портретах, бытовых и исторических сценах. Возросла роль живописи, выработавшей научно обоснованную систему линейной и воздушной перспективы, светотени.
Процесс развития европейской живописи в XVII-XVIII вв. усложняется, складываются национальные школы, каждая со своими традициями и особенностями. Живопись провозглашала новые социально-гражданские идеалы, углубля-лись психологическая проблематика, ощущение конфликтного взаимоотношения личности и окружающего мира. Обращение к многообразию реальной жизни, особенно к повседневному окружению человека, привело к четкому формированию системы жанров: пейзаж, натюр-морт, портрет, бытовой жанр и т. д. Формировались различные живописные системы: динамичная живопись барокко с характерной для нее незам-кнутой, спиралевидной композицией; живопись рококо с игрой изысканных нюансов цвета, светлых тонов; живопись классицизма с четким, строгим и ясным рисунком.
В XIX в. живопись играла активную роль в общественной жизни. Живопись романтизма отличалась активным интересом к драматическим событиям истории и современности, контраст-ностью света и тени, насыщенностью колорита.
Переворотом в живописи, на долгие годы повли-явшим на ее развитие, было появление импрессио-низма, стремившегося передать изменчивую красоту мира, выявившего возможности оптического смешения чистых цветов, и эффекты передачи фактуры. Художники вышли писать свои картины на пленэр.
В конце XIX-XX вв. развитие живописи ста-новится особенно сложным и противоречивым. Различные реалистические и модернистские те-чения завоевывают себе право на существование.
Появляется абстрактная живопись, которая ознаменовала отказ от изобразительности и активное выражение личного отношения художника к миру, эмоциональность и условность цвета, утрированность и геометризацию форм, декоративность и ассоциативность композиционных решений.
В XX в. продолжается поиск новых красок и технических средств создания живописных произведений, что несомненно приведет к появ-лению новых стилей в живописи, но масляная живопись по-прежнему остается одной из самых любимых техник художников.
2. Виды и жанры живописи

Живопись подразделяют на монументальную, декоративную, театрально-декорационную, миниатюрную и станковую.
Монументальная живопись - особый вид живописных произведений большого масштаба, украшающих стены и потолки архитектурных сооружений. Она раскрывает содержание крупных социальных явлений, оказавших положительное влияние на развитие общества, прославляет их и увековечивает, содействуя воспитанию людей в духе патриотизма, прогресса и гуманности. Возвышенность содержания монументальной живописи, значительные размеры ее произведений, связь с архитектурой требуют больших цветовых масс, строгой простоты и лаконизма композиции, ясности контуров и обобщенности пластической формы.
Декоративная живопись применяется для украшения зда-ний, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию прорыва стены, зрительного уве-личения размеров помещения или, напротив, нарочито уплощен-ными формами утверждают плоскостность стены и замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи и скульпту-ры, связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой.
Декоративной живописью украшают и вещи: ларцы, шкатулки, поставцы, подносы, сундуки и пр. Ее темы и формы подчинены на-значению вещей, о чем подробно рассказано в следующей главе.
Театрально-декорационная живопись (декорации, эскизы костюмов, грима, бутафории) помогает глубже раскрыть содержание спектакля. Особые театральные условия восприятия декорации требуют учета множества точек зрения публики, их большой удаленности, воздействия искусственного освещения и цветных подсветов. Декорация дает представление о месте и време-ни действия, активизирует у зрителя восприятие того, что происхо-дит на сцене. Театральный художник стремится в эскизах костю-мов и грима остро выразить индивидуальный характер персонажей, их социальное положение, стиль эпохи и многое другое.
Миниатюрная живопись получила большое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Рукописные книги украшались тончайшими заставками, концовками, детально прора-ботанными иллюстрациями-миниатюрами. Живописной техникой миниатюры русские художники первой половины XIX века искусно пользовались при создании небольших (главным образом акварель-ных) портретов. Чистые глубокие цвета акварели, их изысканные сочетания, ювелирная тонкость письма отличают эти портреты, полные изящества и благородства.
Станковая живопись, выполняемая на станке - мольбер-те, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаще всего холст, натянутый на подрамник. Станковая картина, являясь самостоятельным произведением, может изобра-жать решительно все: фактическое и вымышленное художником; неодушевленные предметы и людей; современность и историю - словом, жизнь во всех ее проявлениях. В отличие от графики станковая живопись обладает богатством цвета, который помога-ет эмоционально, психологически многогранно и тонко передать красоту окружающего мира.
Живопись подразделяется на масляную, темперную, фресковую, восковую, мозаичную, витражную, акварельную, гуашевую, па-стельную. Названия эти получились от связующего вещества или от способа применения материально-технических средств.
Масляная живопись выполняется краской, стертой на растительных маслах. Густая краска при добавлении к ней масла или специальных разбавителей и лаков разжижается. Масляной крас-кой можно работать на холсте, дереве, картоне, бумаге, металле.
Темперная живопись выполняется краской, приготовлен-ной на яичном желтке или на казеине. Темперная краска раство-ряется водой и наносится пастозно или жидко на стену, холст, бу-магу, дерево. Темперой на Руси создавались настенные росписи, иконы и узоры на бытовых предметах. В наше время темперу используют в живописи и графике, в декоративно-прикладном искусстве и художественно-оформительском деле.
Фресковая живопись украшает интерьеры в виде монумен-тально-декоративных композиций, нанесенных по сырой штука-турке водяными красками. Фреска имеет приятную матовую по-верхность и долговечна в условиях закрытого помещения.
Восковая живопись (энкаустика) применялась еще худож-никами Древнего Египта, о чем свидетельствуют знаменитые «фаюмские портреты» (I век н.э.). Связующим веществом в энкау-стике служит отбеленный воск. Восковые краски наносятся в горя-чем состоянии на дощечку или холст подогретым металлическим инструментом.
Мозаичная живопись, или мозаика, собирается из отдель-ных кусочков смальты или цветных камней и закрепляется на осо-бом цементном грунте. Прозрачная смальта, вставленная в грунт под разными углами, отражает или преломляет свет, вызывая вспыхивание и мерцание цвета. Мозаичные панно можно встре-тить в театральных и музейных интерьерах, в метро и т. д.
Витражная живопись - произведения декоративного ис-кусства, предназначенные для украшения оконных проемов в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж составляется из кусков цветного стекла, скрепленных прочным металлическим каркасом. Световой поток, пробивая цветную поверхность витража, рисует на полу и стенах интерьера декоративно эффектные, многоцветные узоры.
Назначение и содержание живописного произведения требуют
выбора таких материально-технических средств, с помощью которых можно наиболее полно выразить идейно-творческий замысел художника. Живопись помогает человеку увидеть красоту мира, заключенную в самых обыденных вещах, воспитывает внимание к окружающему, стремление постичь его смысл.
3. Цвет как художественно-выразительное средство

В творчестве любого художника есть периоды, в которые он отдает предпочтение той или иной цветовой гамме. Так, испанский художник П. Пикассо в одно время работал с холодными цветами, в другой период - с теплыми (так называемый голубой и розовый периоды в его творчестве). Одни художники пишут красками теплого оттенка (Рембрандт, Рубенс, Д. Левицкий, Тициан, В. Тропинин), другие отдают предпочтение холодным цветам (Э. Греко, Мурильо, В. Борисов - Мусатов).
Цвет - важнейшее изобразительное средство. Изучение цвета велось уже в глубокой древности, и особенно интенсивно после открытия, сделанного Ньютоном. Он доказал, что солнечный свет состоит из разноцветных лучей. Разложив его с помощью призмы на составные части, ученый получил цветную полоску - спектр, ставший основным средством классификации цветов. Если по-лоску спектра изобразить красками в виде цветового круга, то каждый цвет в нем займет строго опреде-ленное место. Все цвета этого круга назвали хроматическими. Они обладают тремя основными свойствами: цветовым тоном, на-сыщенностью и светлотой. Цветовой тон - это оттенок, характе-ризующий цвет как красный, оранжевый, желтый и т. д. Это главный признак; отличающий хроматические цвета. Насыщен-ность - это степень выраженности цветового тона. Насыщенны-ми называют цвета цветового круга, малонасыщенными - освет-ленные или затемненные цвета. Насыщенные цвета получают растворением в воде такого количества акварельной краски, которое не дает ни осветленных, ни затемненных цветов я наилуч-шим образом выявляет цветовой тон Данного цвета. Малонасы-щенный осветленный цвет получают растворением небольшого количества акварельной краски в большом количестве воды; добавлением белил в гуашевую краску; ослаблением нажима на цветной карандаш. Малонасыщенный затемненный цвет получа-ют соединением данного цвета с другими темными цветами, и в первую очередь с черным. Светлота - это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом кру-ге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наимень-шей - фиолетовый. Светлота остальных цветов определяется их близостью к желтому или к фиолетовому.
Кроме хроматических, входящих в цветовой круг, есть цвета ахроматические - черный, белый, серый. Они обладают только одним свойством - светлотой. Серый цвет содержит три основ-ных оттенка: темно-серый, средне-серый и светло-серый. Эти от-тенки серого получают из черной краски, которую разбавляют водой (в акварели) или белой краской (в гуаши), или ослаблением нажима на простой и черный карандаш.
Для получения других цветов и различных оттенков пользуются смешением красок. Наиболее частыми видами смеше-ния в практике бывают слагательное и вычитательное. Вычитательное смешение основано на создании одного или нескольких красочных слоев, через которые проходят все цветные лучи бе-лого светового потока; при этом цветные лучи преломляются, поглощаются и отражаются, а в глаз попадают лишь те лучи, кото-рые были вычтены красочным слоем из всего цветового потока. Вычитательное смешение выполняют двумя способами: лесси-ровкой и алла прима. Лессировка - это прием живописной техни-ки, позволяющий получить нужные цвета и оттенки наложением одного прозрачного красочного слоя на другой. Первый красоч-ный слой хорошо просушивают, затем поверх него легким прикосновением кисти (чтобы не повредить первый красочный слой) наносят второй тонкий прозрачный слой краски другого цвета. Он, как цветное стекло, изменит цвет нижнего красочного слоя, даст новый цвет или новый оттенок цвета. Этот способ смешения красок часто называют «работой по-сухому». Алла прима,- это прием получения цвета механическим смешением красок на па-литре или вливанием одной красочной смеси в другую. Нужные краски помещают на палитру. Помешивая кистью, соединяют их в однородную красочную смесь, дающую новый цвет, который на-носят на бумагу. Для получения оттенков в невысохший красоч-ный слой вводят другую краску или красочную смесь. Они плавно соединяются. Этот способ смешения иногда называют «работой по-сырому».
Слагателъное смешение основано на особенностях нашего зри-тельного восприятия. Человек на определенном отдалении много-цветную поверхность видит одноцветной. Разные цвета как бы сливаются в один цвет. Сложение цветов происходит на расстоянии, почему слагательное смешение иногда называют пространст-венным. Им пользуются текстильная промышленность, произво-дящая цветные ткани, монументально-декоративное искусство при создании живописных панно и мозаичных произведений, набираемых из разноцветных камней. К слагательному смеше-нию красок прибегают живописцы, но пространственно-цветовое изображение в картине получают не ровным наложением одной краски, а нанесением красок нескольких цветов мелкими мазка-ми. Поверхность, окрашенная раздельными мазками, становится живой, подвижной от мерцающих и вспыхивающих цветных пятен и переливающихся цветных масс. Такой вид смешения худож-ники называют техникой разделения.
Три краски - красную, синюю и желтую - называют основ-ными: смешивая их, получают многие другие цвета. Например, при смешении красной и желтой красок получается оранжевый цвет, красно-оранжевые и желто-оранжевые оттенки; при сме-шении красной и синей получают фиолетовый цвет, красно-фиоле-товые и фиолетово-красные оттенки; при смешении синей и желтой получается зеленый цвет, зелено-желтые и желто-зеленые оттенки. Цвета, полученные от смешения нескольких разноцвет-ных красок, называют производными или сложными.
При смешении некоторых красок хроматических цветов об-разуется не новый хроматический цвет, а серый, ахроматиче-ский. Это означает, что данные краски, смешиваясь, взаимно унич-тожили свои цветовые оттенки. Однако положенные рядом, эти же краски зрительно усиливают свое цветовое звучание. Такие парные цвета называют дополнительными. Они находятся в про-тивоположных зонах цветового круга. При смешении красок дополнительного цвета, взятых в не равной, пропорции, получают оттенок того цвета, краски которого взято больше. При смешении красок не дополнительных получают новый, производный хромати-ческий цвет, который будет находиться в цветовом круге между смежными цветовыми зонами. Смешение одной краски с разным количеством воды, смешение двух и более красок, взятых в раз-ных пропорциях и разбавленных разным количеством воды, дает новые цвета и оттенки и тем самым обогащает живописную палитру.
Бесконечное цветовое разнообразие природы заставляло ху-дожника, подражая ей, искать новые более тонкие оттенки в изобра-жениях природных форм через усложнение красочных смесей, создавать новые цветосочетания и находить такие технические приемы письма, которые позволяли приблизиться к цветовому богатству предметного мира. Это не только расширяло изобрази-тельные и выразительные возможности живописи, но и способст-вовало воспитанию чувства цвета, необходимого для того, чтобы видеть красоту окружающего мира.
4. Художественные материалы в живописи

К материально-техническим средствам относятся бумага, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.
Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело исполь-зовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бума-га имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, спо-собную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чер-тежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверх-ностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой - карандашом, углем и краской. Шероховатая по-верхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.
На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необ-ходимыми надписями, можно рисовать только на одной сторо-не. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и пря-мо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола.
Акварель - самая распространенная водяная краска; приготовляется из точайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однород-ной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых ча-стей предмета, а густую - при завершении работы для обвод-ки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели - ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красоч-ный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глу-хим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия.
В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричне-вый.
Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способ-ности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей.
Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту - на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по раз-меру - на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники ак-варели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11 -14). Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать ма-ленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загряз-нить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос ее загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить паль-цами, чтобы придать ему заостренную коническую форму.
Палитра. Палитра - это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рису-нок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палит-ре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышает-ся невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некото-рые палитры имеют овальное отверстие для надевания на боль-шой палец левой руки. После работы палитра очищается от кра-сок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры.
Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской.
5. Основные технические приемы рисования красками

Выполняя живописное произведение, необходимо придер-живаться определенной последовательности. Обычно худож-ник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в кото-рых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.
Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого, карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.
Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.
Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колори-том. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.
Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, компози-ционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.
Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предме-тов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.
В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, поме-щенные в конце данной книги.
Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщи-ны. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произ-ведения с помощью специальных инструмен-тов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.
До конца XVII - начала XVIII веков ху-дожники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно уче-никам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.
Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природ-ных элементов (минералов, растений) они из-готовлены. Основа всех красок - пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое-нибудь другое масло. Клеевые краски - это акварель, гуашь, темпера. В старину изго-тавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.
К изобразительным средствам относятся тон и цвет.
Мазок - изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное - кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.
Окраска - этот предмет нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью».
Заливка применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом. Выполняя окраску заливкой, готовят в нужном количестве жидкую красочную смесь. Рисунок кладут наклонно. Обильно смочив кисть красочной смесью, легким движением слева на-право наносят первый мазок-полоску. Острым концом кисти поправляют концы мазка. Краска, стекая к нижнему краю маз-ка, образует красочный валик, необходимый для ровной заливки. На кисть вновь набирают много красочной смеси и наносят вто-рой мазок; повторяют все операции до тех пор, пока окрашивае-мая фигура не .будет ровно закрыта нужным тоном. Последний красочный валик осторожно снимают концом полусухой кисти. Заливку краской надо вести очень быстро, чтобы избежать высыхания наносимых мазков.
Отмывка применяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отме-чают карандашом границы светлых, полутемных и темных час-тей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому вто-рому слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются. Для этого на кисть набирают немного чистой воды и смачивают то место, где должен быть плавный переход; слегка нажимая на кисть, осторожно, но настойчиво растирают четкую границу и доби-ваются незаметного перехода светлого тона в темный. Во время отмывки лишнюю краску с кисти снимают тряпкой, которую держат в левой руке.
«Сухая кисть» как прием используется для окраски изобра-жений предметов, поверхность которых обладает неровной свет-лотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью сколь-зящими движениями или тычком кисти.
Глава II. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ КАК
ВИД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. О природе детского рисования

Детское рисование - хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.
Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?
Какое значение оно имеет в развитии детей?
Как организовать детское рисование и как им руководить?
Как развивать художественные способности детей?
Как понимать и оценивать детские рисунки?
Ответы на эти вопросы для мно-гих оказываются затруднительны-ми. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собира-ют детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим - психологам, педа-гогам, художникам... Однако часто бывают обескуражены их абсолют-но противоречивыми оценками:
- Нормальные рисунки нормаль-ного ребенка, но есть проблемы... -
скажет психолог.
- Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование,
но способности есть, и если есть желание, то надо учить... - посоветуют педагоги в детской художест-венной школе.
- Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет восторженный художник.
Чем же привлекательно для де-тей рисование? Что делает его для них столь желанным?
Во-первых, рисование доступ-но: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;
во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;
в-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточ-нить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;
в-четвертых, оно выразитель-но: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими труд-ностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобра-зить и выразить свои восторги, же-лания, мечты, фантазии, предчув-ствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;
в-пятых, рисование продуктив-но: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделан-ная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматри-вать. Рисование увлекательно, при-ятно и интересно.
Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставоч-ные, конкурсные, на оценку) созда-ют дети, а в том, как через творче-ство они преодолевают свои лич-ные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Про-цесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребен-ка, чем результат (рисунок). А ри-сунок, отд и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.