На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Основные задачи системы высшего образования. Порядок составления учебной программы и плана занятий преподавателем, принципы их автоматизации. Оценка эффективности проводимого комплекса мероприятий по улучшению планирования учебного процесса в ВУЗе.

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.01.2011. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


19
Современная Гуманитарная Академия
________________________________________________________________
Отчет о практике
Предмет: Гражданское право
Тема: Учебный план: основные проблемы теории и практики
Студентка: Кириллова Е.А.
Оценка «Отлично»
Брянск-2011
Содержание
Введение
1. Учебный план и программы обучения
2. Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Основной задачей системы высшего образования является удовлетворение потребностей государства в специалистах нужного профиля. При этом выпускаемые специалисты могут иметь различное качество подготовки, которое будет зависеть от того, насколько полно выпускник вуза сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям [3].
Развивающиеся наука и техника предъявляют новые требования к содержанию высшего образования. Специалист каждого нового выпуска того или иного учебного заведения всегда должен иметь более высокий уровень подготовки, чем специалист предыдущего выпуска[2].
Качество подготовки специалиста во многом определяется программой его обучения, и, в частности, главным документом этой программы - учебным планом вуза. Подготовка специалистов, отвечающих современным запросам, влечет за собой непрерывное совершенствование учебных планов программ обучения с тем, чтобы они всегда находились в наивысшем соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалисту, поэтому учебный план должен быть достаточно гибким для быстрой адаптации к меняющимся требованиям по отношения к специалисту [5].
В настоящее время процесс составления учебных планов и программ обучения, основанный на опыте и интуиции работников высшей школы, нуждается в серьезном совершенствовании и научном обосновании принимаемых решений. Это особенно актуально в условиях все возрастающих требований к подготовке специалистов, необходимости частого обновления учебных планов, необходимости повышения качества учебного процесса. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающий целесообразную перестройку системы профессионального образования с учетом жизненных реалий.
1. Учебный план и программы обучения
Реформа высшего образования, направленная на коренное улучшение качества подготовки специалистов, обусловливает необходимость разработки новых квалификационных требований к выпускникам высших учебных заведений [7].
В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации "Об образовании" Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года, ст. 7, 29-32 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992, № 30.- С.1797. обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы подготовки специалистов определяется федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (ГОС). Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.edu.ru/db/portal/spe/arhiv_new.htm ГОС, таким образом, является практически единственным нормативным документом, устанавливающим общие для всех вузов России цели и содержание высшего образования, в том числе обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов, требования к уровню подготовки выпускников и т.п.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется в соответствии со ст.32 Закона "Об образовании" образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным образовательным учреждением самостоятельно.
Такие образовательные программы, как это следует из ст.29 Закона "Об образовании", должны учитывать региональные особенности подготовки специалистов, определяемые региональным компонентом ГОС.
Разработка и утверждение региональных компонентов ГОС входит в компетенцию субъектов Федерации РФ, однако содержание таких компонентов и порядок их введения в настоящее время не установлен.
Стратегической задачей государственной политики Российской Федерации в области образования, сформулированной в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Электронный ресурс] / Администрация Президента РФ. - Москва, 2010. - Режим доступа: www.president.kremlin.ru
Организация учебного процесса предусматривает:
- определение содержания и оптимального объема программного материала для обучения и воспитания студентов с учетом специфики специальностей;
- правильный подбор и расстановку профессорско-преподавательского состава, повышение его научной и педагогической квалификации;
- комплексное и целеустремленное планирование учебной работы по дисциплинам кафедр персонифицировано к каждому преподавателю и с учетом потребностей обучающихся;
- определение наиболее целесообразной методики обучения и воспитания студентов с ежегодным обсуждением эффективности ее применения;
- укрепление дисциплины и порядка;
- совершенствование системы управления учебным процессом с учетом современных достижений науки и техники, создание рациональной системы регламентированной информации.
Планирование учебного процесса осуществляется на основе взаимосвязи теории с практикой, согласования объема учебной информации с бюджетом времени студентов, обеспечения последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин.
Все это достигается в процессе разработки модели подготовки специалиста, составления учебного плана и иных учебно-методических материалов.
Реализация принципа согласования объема учебной информации с бюджетом времени студента завершается определением кафедрами времени на изучение каждой дисциплины по учебному плану и объему заданий на самостоятельную работу.
Реализация принципа последовательности и взаимосвязи в изучении дисциплин завершается разработкой кафедрами программ учебных дисциплин и предложений в расписании учебных занятий (консультаций, текущего и итогового контроля знаний).
Учебный план - это официальный документ, регламентирующий состав учебных дисциплин, их объем и виды аттестации знаний. На основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования университет, академия или институт самостоятельно разрабатывает и принимает учебные планы по основным образовательным программам (Приложение 1). Он составляется заведующим выпускающей кафедры на соответствующие направления или специальности образования, визируется деканом факультета, первым проректором академии по учебной работе, утверждается решением Ученого Совета ВУЗа. Этим подчеркивается определяющая роль учебного плана для процесса подготовки студентов.
Задача учебного плана - определить структуру знаний обучаемого, увязать последовательность изучаемых дисциплин, выровнять нагрузку на студента по периодам обучения.
Структура учебного плана предусматривает количество и продолжительность семестров. Законом Российской Федерации регламентируется минимально допустимое время обучения в вузе, необходимое для получения государственных документов.
По каждой дисциплине учебного плана указывают: суммарное количество часов по видам занятий (самостоятельная работа по усвоению материала, консультации), вид контроля знаний (зачет, экзамен), специальную индивидуальную работу (курсовая работа).
Предельно допустимыми числовыми параметрами учебного плана являются: число часов учебной нагрузки студента в год по отдельной дисциплине, количество экзаменов, зачетов и индивидуальных работ в семестр. В системе дистанционного образования повышается доля самостоятельной работы студента на всех курсах.
Современные средства доставки учебного материала, предварительная подготовка раздаваемого учебно-методического материала позволяют существенно повысить интенсивность усвоения знаний, приобретения необходимых навыков и умений. При заочной форме обучения по дистанционной технологии студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 50 часов в год.
Учебный план включает в себя:
1) перечень учебных дисциплин, изучаемых по данной программе;
2) распределение по семестрам и последовательность их изучения;
3) трудоемкость их изучения;
4) формы учебных занятий (лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа);
5) виды промежуточной и итоговой аттестации (экзамен, зачет, реферат, курсовая или дипломная работа).
На основе учебного плана и государственного образовательного стандарта преподаватель составляет учебную программу и тематический план изучения дисциплины. Учебная программа обычно содержит:
1) наименование учебной дисциплины, категорию студентов, для которой она предназначена, информацию о том, кем и когда подготовлена;
2) пояснительную записку, в которой описываются значимость дисциплины в рамках образовательной программы, предмета, требования к знаниям и умениям студентов, формы и методы контроля и оценки знаний;
3) краткое описание содержания изучаемых тем;
4) список литературы, на которую опирается преподаватель при раскрытии содержания курса.
Учебная программа является, с одной стороны, официальным документом, хранящимся на кафедре и свидетельствующим о том, насколько в преподаваемой дисциплине отражаются требования государственного образовательного стандарта, а с другой стороны, рабочим документом, на основе которого преподаватель строит процесс обучения.
Тематический план является документом, который описывает распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов.
Программа обучения является основным документом, определяющим содержание и методическое построение учебной дисциплины. Она разрабатывается кафедрами по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации, является единой для всех форм обучения, обсуждается на кафедре и утверждается первым проректором по учебной работе.
В программе обучения дается детальный перечень основных разделов, тем и учебных вопросов, последовательность их изучения, а также методические и организационные указания об особенностях преподавания дисциплины, исходя из целей изучения данной дисциплины. Она должна соответствовать требованиям к подготовке кадров по конкретной специальности
Программа обучения является методическим документом, определяющим работу преподавателей и студентов по изучаемой дисциплине, пути совершенствования курса. Она составляется на основе программы дисциплины в целях более гибкого реагирования на изменения в науке и экономике, отражения передового опыта правовой работы, совершенствования форм, методов обучения и систематизации всей работы преподавателя по изучению данной дисциплины.
При разработке учебных планов и программ обучения возникает сложная проблема в отборе содержания, которое будет изучаться на разных ступенях обучения.
Существует три способа построения программ обучения: линейный, концентрический, спиралевидный. Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев (выстраиваются по одной линии). Каждая часть изучается, как правило, только один раз. Причем новое содержание выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Достоинство линейного способа расположения содержания учебных программ заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Этот способ обычно используется в преподавании в вузовских образовательных программах.
Недостатком линейного способа является то, что на разных ступенях обучения студенты и учащиеся не всегда способны усвоить определенные сложные явления. Поэтому этот способ неприменим при разработке программ школьного и вузовского изучения на разных ступенях.
Концентрический способ построения учебных программ позволяет несколько раз изучать один и тот же материал (вопрос) с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов, более детальным и глубоким рассмотрением связей и зависимостей.
Концентрическое расположение материала в программах предусматривает не простое повторение, а более глубоко изучение тех же вопросов. Такой способ построения программ замедляет темп обучения, требует больших затрат учебного времени, однако порой оказывается неизбежным. В преподавании в настоящее время чаще всего преобладает именно концентрический тип программ: и в средних и в высших учебных заведениях учащихся и студентов обучают одному и тому же материалу, но с разной степенью сложности. В результате имеет место дублирование учебного материала, изучаемого в школе и в вузе, а также на разных ступенях вузовского обучения.
При спиральном способе построения программ расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения. Характерной особенностью этого способа является то, что учащиеся (студенты) не выпускают из поля зрения исходную проблему и в то же время постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.
В отличие от концентрической структуры, при которой учащиеся возвращаются к исходной проблеме иногда даже спустя несколько лет, спиральная структура не предполагает столь длительных перерывов. В отличие от линейной структуры при спиральном построении программы отдельные темы изучаются неоднократно.
Разработка программ обучения спирального типа в настоящее время становится все более актуальной. В этих условиях необходимо координировать цели и задачи образования в разных типах учебных заведений, определять специфику преподавания для разных категорий учащихся и студентов.
2. Принципы автоматизации составления учебных планов вузов
Эффективное управление процессом обучения возможно только при выполнении целой системы требований, предъявляемых к нему. Эти требования относятся, прежде всего, к качеству выпускаемых специалистов.
Для совершенствования учебного процесса необходимы точно построенные модели, если не формализованные, то хотя бы в виде достаточно полного списка основных свойств, качеств и способностей специалиста[1].
Парадокс обучения заключается в том, что применять знания, полученные в институте, студенту придется через 4-6 лет. Но в настоящее время при стремительном развитии науки и техники знания также стремительно устаревают.
Поэтому одной из целей обучения является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться далее самостоятельно в нужном ему направлении. Но прочные фундаментальные знания невозможно дать без анализа структуры учебного материала.
При этом, содержание подготовки специалиста должно строиться как комплексная целевая программа, ориентированная на конечные результаты, а не как простая сумма независимых друг от друга дисциплин. Содержание каждой отдельной дисциплины должно рассматриваться как органическая часть целостного содержания всесторонней подготовки специалиста определенного профиля. Из этого вытекает необходимость строить содержание подготовки специалиста в целом как комплексную программу [8].
Эта программа должна реализовывать синтез учебного плана подготовки специалиста. Осуществление такого подхода позволяет обеспечить целостность содержания обучения и интеграцию его составляющих на всех уровнях формирования, во всех формах его представления. Содержание, построенное на логике обучения, становится методологическим и методическим средством достижения промежуточных и конечных целей подготовки специалиста.
С целью совершенствования планирования педагогического труда преподавателей и расчета учебной нагрузки предлагается использовать унифицированные нормы времени учебной работы [9], базирующиеся на дифференциальной зависимости объема часов контроля знаний студентов от общего объема числа часов по дисциплине, что позволяет методически правильно планировать контроль знаний студентов по изучаемым дисциплинам и демократично распределить учебную работу между кафедрами.
Для стимулирования высокопрофессиональных преподавателей вести в большем объеме наиболее напряженные и ответственные виды учебной работы, а также с целью учета индивидуальных особенностей каждого преподавателя, оптимального использования его педагогического и научного опыта и знаний, а также соблюдения академической свободы преподавателя в выборе вида и форм учебной деятельности предлагается применять методику расчета учебной нагрузки преподавателя, учитывающую реальную трудоемкость различных видов учебной работы.
Следующая операция планирования учебного процесса - формирование сеток часов кафедр, они составляются в автоматизированном режиме с использованием документа «Приложение к учебному плану», содержащим всю необходимую для этой процедуры информацию.
Завершающим этапом планирования учебного процесса в вузе является составление расписания учебных занятий, оно формируется на основе сеток часов по курсам и специальностям, с использованием данных об аудиторном фонде кафедр и вуза, штатном составе профессорско-преподавательского состава, условных обозначениях с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.