На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Место гуманизации в системе образования, возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества. Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, методика их предварительной диагностики.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.08.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


16
Формирование гуманности у младших школьников как научно-педагогическая проблема
Содержание
1. Место гуманизации в системе образования
2. Гуманность как проявление гуманизма и как цель гуманизации
3. Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества
4. Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их предварительная диагностика
Список литературы
1. Место гуманизации в системе образования

Система образования, являясь одной из наукоемких сфер духовного производства, оказалась пораженной технократическими тенденциями. В основу ее построения и функционирования была положена схема материального производства, ориентированная не на личность и ее развитие, а на человека как на программируемый компонент системы, как на объект всевозможных манипуляций.
Это привело к возникновению противоречия между фундаментальными гуманистическими идеями и степенью их реализации в образовательной практике в связи с неподготовленностью учителя к осуществлению культурно-гуманистической, личностно-развивающей функций. Разрешение этого противоречия порождает целый комплекс неотложных психолого-педагогических проблем. Например: какова современная цель образования и каким должно быть соответствующее ей содержание; как развивать творческую личность и воспитывать у нее потребность в саморазвитии и самообразовании и т. д.?
Отдельные попытки, связанные с решением этих проблем, приводят лишь к частичным усовершенствованиям образовательного процесса. В своей же принципиальной основе он остается неизменным. Объясняется это недостаточным осознанием ведущих идей теории личности и гуманизации образования. Неслучайно поэтому переход от традиционной образовательной практики к гуманистической происходит со значительными трудностями. Прежде всего это трудности преодоления таких педагогических парадигм, как прагматизм в определении целей образования; императивность как основная характеристика оптимальных педагогических воздействий; дидактоцентризм в отборе содержания, форм и методов обучения и воспитания и др.
Под гуманизацией образования, как правило, понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Вероятно поэтому творчество учителей в течение последнего десятилетия было направлено на внедрение в практику образования “педагогики сотрудничества”. В результате целый ряд взаимосвязанных гуманистических идей был сведен к одной из сторон гуманизации образования - гуманным отношениям. Конечно, это значимая сторона гуманизации образования, но сведение этой проблемы только к установлению “особых” отношений между учащимися и учителями - это лишь частичное ее решение. При этом ставятся и решаются преимущественно парциальные задачи развития личности.
В реализации идеи гуманизации образования важны не только межличностные отношения, но и возможности освоения на всех этапах системы непрерывного образования духовного, эмоционально-ценностного опыта предшествующих поколений. Проблема гуманизации образования, в первую очередь, связана с восстановлением его культурообразующей и личностно-развивающей функций.
Гуманистическая ориентация изменяет представления о целях образования, которые транслируют ценности общечеловеческой и национальной культур. Это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и технологий обучения и воспитания, изменения структур различных образовательных институтов.
Необходимо преодолеть господство прагматических ориентаций в подходе к личности, которые прочно обосновались в концепциях обучения и воспитания и еще более “осели” в методиках обучения. Но не только нужды, интересы, цели развивающейся личности становятся сегодня центральными в психолого-педагогических исследованиях. Единство проблем личности и гуманизации образования переносит центр тяжести на субъектность человека, изучение его самодвижения, самостроительства, развитие его духовности. Начавшийся пересмотр и конструктивный анализ теорий личности, созданных отечественными и зарубежными психологами, представляются в этой связи чрезвычайно актуальными.
Высшим гуманистическим смыслом провозглашено отношение к человеку как высшей ценности бытия, признание его целью развития и основным критерием оценки общественного прогресса. Пробуждающийся процесс гуманизации жизни российского общества утверждает статус теории личности как концептуальной основы гуманизации образования. Таким образом, “возвращение” к личности является одной из наиболее значимых тенденций развития гуманистического человекознания.
Гуманистически ориентированная философия образования в этой связи предстает как стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности образовательных институтов, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиальной иной направленности образования, связанной не с подготовкой “обезличенных” квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.
Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели - формировании “систематизированных знаний, умений и навыков”. Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом были дискредитирована идея трудового воспитания, она были лишена нравственно-этической стороны. До сих пор в нашей школе нет условий для приобретения молодыми людьми художественного образования, развития эстетического вкуса. Значительное число учащихся и студентов имеют отклонения в физическом и психическом развитии, растет процент их заболеваемости за годы обучения.
Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. С развитием демократических процессов в России повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Подход к человеку только как к представителю homo sapiens полностью исчерпал себя. Первостепенное значение приобрели качества его индивидуальности.
Представляется очевидным факт, что лишь достаточно высокий уровень развития человекознания позволяет строить нормативные прогнозы развития и модели желаемого состояния системы образования, осуществлять планомерное управление ею.
Названные проблемы иллюстрируют меру кризиса, охватившего образование, и доказывают необходимость пересмотра философских оснований современной педагогики, внутреннее неблагополучие которой осознавалось учеными и практиками давно. Суть этого кризиса - неспособность педагогики осуществлять опережающую, прогностическую функцию и показывать практике пути решения назревших в образовании проблем. Например, как преодолеть противоречие между возрастающей потребностью в творческой самостоятельной личности и образовательной практикой, не способной удовлетворить эту потребность. Или каким образом возродить и поддержать интерес человека к самообразованию и саморазвитию; как остановить нарастающую тенденцию ухода молодежи от повседневных задач и проблем в иллюзорный мир, создаваемый алкоголем, наркотиками и т. д. В этой связи важно понять, что необходимо для того, чтобы сделать образование средством развития культурно-нравственного и интеллектуального потенциала нации, самоопределения человека в системе социальных и профессиональных ценностей.
2. Гуманность как проявление гуманизма и как цель гуманизации

Гуманизм как социально-ценностный комплекс идей требует создания условий (политических, экономических, психологических, педагогических и др.) для свободного развития сущностных сил человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно, гуманизм, являясь личностно ориентированной системой взглядов, есть своеобразный идеал мироустройства. Он может выступать в виде широких социальных программ, направленных на человека, но не воспитываться. Воспитывается гуманность как качество личности, как ее гуманистическая направленность. В этой связи «воспитание гуманности» - понятие, свидетельствующее о развитии комплекса личностных качеств, обусловливающих отношения людей друг к другу, к обществу, природе, самим себе.
Необходимо различать и словосочетания «воспитание в духе гуманизма» и «воспитание гуманности», так как второе уже первого. «Воспитание в духе гуманизма» предполагает раскрытие не только методов и средств воспитания гуманистической направленности личности, но и показ самого процесса ее гармоничного развития, путей становления субъективности. Однако более адекватным является термин «гуманистическое воспитание», который долгое время в нашей литературе имел негативную оценку, поскольку связывался с одним из направлений буржуазной педагогики. Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает в том числе и особую заботу общества об образовательных структурах.
Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Следовательно, гуманизация образования направлена на благо человека, на создание экономической и нравственной гармонии в мире, на то, чтобы человек имел все возможности для гармоничного развития и на протяжении всей жизни стремился к нему.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным правом человека на образование в большинстве стран. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Резюмируя сказанное, можно выделить следующие культурно-гуманистические функции образования:
развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сфере;
обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
создание условий для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.
Культурно-гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что он выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к неадаптивной активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъектность и приумножить потенциал мировой цивилизации.
Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. В субъективном плане эта задача выступает как внутренняя необходимость развития сущностных (физических и духовных) сил человека. Данная мысль напрямую связана с прогнозированием достоинств человека. Истинный прогностический идеал личности - это не произвольная умозрительная конструкция в порядке добрых пожеланий. Сила идеала состоит в том, что в нем отражаются конкретные потребности социального развития, требующие сегодня гармоничной личности, ее интеллектуально-нравственной свободы, стремления к творческому саморазвитию.
Постановка цели образования в такой формулировке не исключает, а, напротив, предполагает конкретизацию педагогических целей в зависимости от уровня образования. Каждый компонент образовательной системы вносит свой вклад в решение гуманистической цели образования.
Определим конкретное содержательное наполнение гуманности как личностного качества в таблице 2.
Таблица 2
Компонентный состав гуманности как качества личности

Компоненты
Содержание компонентов
1.
Интеллектуальный
Знания о том, что основу гуманности составляет отношение к человеку как высшей ценности, любовь к людям, дела на пользу и радость людям - четкое разграничение добра и зла, эталоны гуманного поведения.
Осознание необходимости гуманный взаимоотношений между людьми, понимание важности любви и уважения к себе лично.
2.
Мотивационный
Эмоции радости, удовольствия, симпатии по отношению к гуманным поступкам и гуманным людям.
Чувства любви, сострадания, уважения по отношению к близким, эмопатия, сочувствие к малознакомым людям, чувство справедливости.
Мотивы самовоспитания в себе гуманности, стремление стать гуманным человеком, поступать всегда гуманно.
3.
Практический
Волевые усилия в сложных ситуациях для правильного гуманного поведения, умения проявлять сочувствие, заботу, взаимопомощь в реальной жизни.
Действия, поступки, поведение, соответствующие эталонам гуманности.
Представленные в данной таблице конкретные содержательные компоненты гуманности как качества личности мы будем рассматривать в дальнейшем как критерии сформированности каждого из трех основных компонентов (интеллектуального, мотивационного и практического). На их основе в дальнейшем необходимо будет разобрать систему показателей для каждого из уровней сформированности гуманности, соответствующих возрастным особенностям и возможностям ее формирования у учащихся.
3. Возрастные особенности учащихся и возможности формирования у них гуманности как личного качества

Каждый школьник предстает перед педагогом в двух ипостасиях: как неповторимая индивидуальность и как человек определенного возраста. Однако в условиях школьного обучения для воспитателя важны не только возрастные особенности отдельных детей, но и возрастные особенности класса, как группы детей определенного возраста.
При этом в возрастном развитии личности главное значение по Л. С. Выготскому, придается социальной ситуации развития, которая отражает место ребенка в системе общественных отношений, ведущая деятельность и новообразования в сфере сознания и личности. В плане воспитания важны также ведущие потребности возраста, возрастное в образе Я, в самопознании. Относительно возрастных особенностей классного коллектива важную роль играют значимое в совместной деятельности, особенное в групповом общении и отношениях, ожидания от учителя, воспитателя, потенциалы развития личности в данном возрасте.
Рассмотрим это подробнее. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В. В. Давыдова, их сотрудников и последователей. Основные идеи этих ученых заключаются в следующем: когда ребенок приходит в школу, происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: “ребенок - взрослый” и “ребенок - дети”. Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношения ребенка с родителями, а отношения внутри детского коллектива также не определяют отношения с родителями. То есть эти отношения существуют параллельно, и в целом благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.
В школе возникает новая структура отношений. Система “ребенок - взрослый” дифференцируется на “ребенок - учитель” и “ребенок - родители”, причем отношения младшего школьника с учителем начинают определять отношения к родителям и отношения ребенка к другим детям. Система “ребенок - учитель” становится центром жизни ребенка, от н и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.