На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географической грамотности личности. Анализ действующих программ и учебников по курсу школьной географии. Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.02.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Дипломная работа
По методике обучения географии и краеведению
На тему:
«Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии»
Санкт-Петербург 2008
Введение

Цели обучения географии в средней школе и ее содержание определяются потребностями общества. Социальный заказ школе, учитывающий достижения географической науки и изменения в окружающем мире, предъявляет требования к школьному географическому образованию, к повышению географической грамотности, географической культуре подрастающего поколения.
В настоящее время для школы вряд ли можно найти цель важнее, чем поиск путей образования и воспитания Человека в гармоничном сочетании с условиями стремительно меняющегося мира. Культурологический подход как педагогическое явление стал особенно актуален в 90-е годы нашего столетия в связи с переосмыслением целей общеобразовательной школы и переходом к личностно-ориентированному обучению.
Наиболее эффективно, как считает И. Бестужев-Лада, изучение прикладной культурологии и надо говорить «о более органичном включении культурологических сюжетов во все существующие школьные предметы» [7]. И действительно, культурологический потенциал ряда учебных предметов, в том числе школьной географии, довольно значителен, но еще не осмыслен и его образовательные и развивающие возможности используются пока еще явно недостаточно и бессистемно.
Формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего географической культурой через познание окружающего мира, является целью географического образования.
В результате изучения географии у учащихся формируется нравственно-оценочное отношение к окружающему миру. Как и другие науки, география формировалась в потоке многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной истории и культуры человеческой цивилизации в целом от представлений древнего человека до понятий о геосистемах территориальной организации.
Чем глубже географический кругозор народа, тем больше у него возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру «путем географизации мышления и действия» [41].
В этом смысле знания о русских исследователях-путешественниках как нельзя лучше соответствуют задачам современного образования и способствуют формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса у учащихся, обладая при этом большим воспитательным потенциалом.
С другой стороны сокращение часов на некоторые курсы географии заставляет учителей перестраивать учебные планы, что приводит к снижению времени на изучение того или иного материала в целом и к уменьшению внимания к знаниям о русских исследователях-путешественниках в частности.
Сложность данной проблемы также заключается и в том, что в настоящее время существует большое число образовательных программ по географии, в которых содержание знаний о русских исследователях-путешественниках сильно разнятся, что в свою очередь отражается на формах изложения данного компонента географического знания в учебных пособиях.
Все эти вышеперечисленные факторы и создают дополнительные трудности для учителя при формировании у учащихся знаний о русских исследователях-путешественниках.
Сказывается также отсутствие литературы по данному вопросу. Наиболее близкая по смыслу - работа В.П. Максаковского «Географическая культура», в которой рассматриваются вопросы содержания учебников с точки зрения знаний о «научных персоналиях» как одного из инструментов формирования географической культуры личности. Как самостоятельный элемент в рамках школьной географии знания о русских исследователях-путешественниках не освещены в научных работах.
Но необходимость освоения этих знаний продиктована не только желанием общества сформировать образованного и культурного Человека, но и самой насущной для выпускников задачей - сдать ЕГЭ по географии, где в любом варианте тестового задания, последним вопросом первой части присутствуют вопросы по истории географических открытий.
В методической литературе вопрос методики преподавания знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии не нашел еще достаточного отражения. Наконец, хочется подчеркнуть, что слабое освещение данной проблемы в педагогической литературе отражается на практике преподавания географии в массовой школе и объясняет падение интереса у учащихся к изучению предмета в целом, а также низкий уровень качества знаний о русских исследователях-путешественниках. В этом убеждает анализ констатирующего этапа эксперимента, проведенного нами среди учащихся 8-х и 9-х классов школы города Санкт-Петербурга.
Все это подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования, поскольку разработка методических рекомендаций по формированию знаний о русских исследователях-путешественниках обусловлена недостаточной разработанностью в методике места и роли данных знаний как средства достижения географической грамотности учащихся в соответствии с формируемыми стандартами.
Цель работы заключается в развитии географической грамотности учащихся при изучении русских исследователей-путешественников в школьном курсе географии.
Задачи работы:
1. Анализ научной и методической литературы по проблеме.
2. Определение места и роли знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географической грамотности личности.
3. Анализ и сравнение действующих программ и учебников по курсу школьной географии.
4. Проведение констатирующего эксперимента с целью определения состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках у учащихся при изучении школьного курса географии 6-9 классов.
5. Отбор и адаптация знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии.
6. Создание методических разработок по формированию знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии.
исследователь путешественник русский география
1. Проблема формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в психолого-педагогической, методической литературе и в практике

1.1 Место и роль знаний о русских исследователях-путешественниках в формировании географического кругозора учащихся

О роли и значении географии для общечеловеческой культуры и образования говорили и писали очень многие известные ученые и писатели. Речь шла о географии как явлении культуры, о значении географической составляющей общечеловеческой культуры, в том числе и для образования, в первую очередь школьного. А также о том, что географическая культура берет на себя истолкование ряда процессов и явлений в природе и обществе, знакомство с естественной и социально-экономической основами общественного производства, ориентацию на разумное и нравственное поведение людей в окружающей среде и прочее. «Речь идет о главных, фундаментальных знаниях, получаемых школьниками, составляющих основу миропонимания, мировоззрения, дающих представление о современной географической картине мира, как части общей научной картины мира» [25].
Географическая культура возникает путем воспитания образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, экономической, экологической, нравственной, физической культуры, культуры поведения, речи и т.п. Фундаментом развития географической культуры служит географическая грамотность: представление о географической картине мира на основе знаний учащихся о природе, обществе и их взаимодействий, формирование географического мышления школьников.
«Нам очень важно создать целостную картину мира, причем желательно до того, как мы разрушим все из-за собственного невежества…» - писал три десятилетия тому назад замечательный шведский географ 30-х - 70-х гг. В. Вильям-Уолсон [5]. На наш взгляд именно знания о русских исследователях-путешественниках, их открытиях и дают возможность осознавать целостность природы, общества и человека, целостность пространства, времени и истории мира - что возможно является единственным путем, сберегающим от разрушения.
При изучении педагогическую и методическую литературу по проблеме географической культуры, выявилось, что нет прямого указания на знания о русских исследователях-путешественниках, как на один из ее элементов. С другой стороны, именно знания о русских исследователях-путешественниках, как часть школьного географического образования, являются той базой, на основании которой воспитывается общая культура и географическая грамотность личности.
Таким образом, перед нами встала необходимость обосновать связь географической культуры и грамотности со знаниями о русских исследователях-путешественниках. Для решения этой задачи нужно:
- во-первых, проанализировать компоненты географической культуры;
- во-вторых, выявить структуру знания о русских исследователях-путешественниках;
- в-третьих, проанализировать и выявить связи между ними.
Географическая культура включает в себя четыре основных компонента:
- географическую картину мира;
- географическое мышление;
- методы географии;
- язык географии [25].
Географическая картина мира - основополагающее понятие, элемент географической культуры, который лежит в основе научных знаний, полученных и проверенных в ходе исследовательской и практической работы в области современной географии, и отражает представления человека о природе и обществе, его отношение к ним. В связи с этим, «географическую картину мира» следует рассматривать как целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному географическому познанию.
Однако в науке до сих пор нет единого подхода к трактовке понятия «географическая картина мира». Выбор той или иной трактовки рассматриваемого понятия обусловлен необходимостью решения практической задачи - формирование у подростков географической картины мира как компонента географической и общей культуры человека.
Географическая культура подразумевает овладение специфическим географическим мышлением. По утверждению Н.Н. Баранского, - «это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту, и, во-вторых, связное, комплексное, не замыкающееся в рамках одного «элемента» или одной «отрасли» [2].
Все разнообразие географических методов сводится к трем категориям: общенаучные, междисциплинарные и специфические для данной науки.
К специфическим методам в географии относятся сравнительно-описательный, экспедиционный, картографический, аэрокосмический.
Все географические исследования отличает специфический географический подход - фундаментальное представление о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, комплексный взгляд на природу. Он характеризуется территориальностью, глобальностью, историзмом.
Каждая наука и каждый школьный предмет обладают своим языком. Есть все основания говорить о существовании «географического языка», который имеет определенный набор терминов, географических имен, что придает ему индивидуальность и особый колорит.
Следовательно, язык географии тоже представляет собой необходимый элемент общей географической культуры. Овладение географической культурой предполагает хорошее владение языком географии, который включает следующие компоненты:
- понятия и термины
- факты, цифры и даты;
- географические названия и язык карты;
- географические представления (образы) [46].
В знаниях о русских исследователях-путешественниках можно выделить следующие компоненты:
- имена исследователей и путешественников;
- даты;
- факты;
- научно-популярные сведения.
Имена исследователей и путешественников необходимы для самого существования знания этого рода.
Даты являются тем компонентом, который обуславливает историзм географического подхода к ним.
Под фактами в этом виде знаний подразумеваются совершенные исследователями-путешественниками экспедиции, походы, а также различные открытия и написанные ими труды.
Научно-популярные сведения на наш взгляд один из наиболее важных компонентов знаний о русских исследователях-путешественниках для формирования географической культуры личности. Без них они остались бы сухим перечислением заслуг, не несли бы в себе потенциал культурологического характера и не смогли бы соответствовать цели популяризации научного географического знания. Эта цель, по мнению некоторых ученых, реализовывает задачу «Учится должно быть интересно!» [26]. Проанализировав все вышеперечисленные компоненты взаимосвязь между географической культурой и знаниями о русских исследователях-путешественниках можно представить следующим образом:
Рис. 1. Схема взаимосвязи географической культуры и знаний о русских исследователях-путешественниках
Хотелось бы пояснить соотнесение экспедиционного метода географии с именами исследователей и путешественников и научно-популярными сведениями. В данном случае необходимо апеллировать к методу историзма в географии. На наш взгляд невозможно владеть каким-либо методом, не зная его истории и эволюции, а именно на формирование таких теоретических знаний и направлены знания о русских исследователях-путешественниках.
Рассматривая знания о русских исследователях-путешественниках с точки зрения уже упомянутого ранее метода историзма - одного из традиционных методов географической науки, который применяется едва ли не со времени ее зарождения; можно отнести их к области знаний исторической географии. На основе имеющихся определений исторической географии и одновременной некоторой их трансформации, ученые выделяют в этой науке восемь направлений. На наш взгляд рассматриваемые знания входят в состав теоретических знаний историко-географического страноведения.
«История есть география во времени, география - история в пространстве», - писал еще знаменитый французский географ Элизе Реклю [26].
Только в географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Знания о русских исследователях-путешественниках находятся на стыке истории и географии, образуя своего рода мост между ними.
Использование принципа историзма - важный фактор формирования мотивации учебном процессе. Интеграционный потенциал географии и истории довольно велик. В связи с гуманизацией содержания школьной географии расширяется объем историко-географических вопросов во всех курсах географии.
Больше внимания уделяется не только изучению истории географических открытий и исследований в пределах всей планеты, отдельных материков и океанов, но и своей страны.
Таким образом, само содержание школьной географии, интеграционный потенциал с другими дисциплинами служит хорошей мотивационной базой учения школьников [39,44].
Также в настоящее время знания о русских исследователях-путешественниках несут огромный воспитательный потенциал.
Их историческая составляющая дает нам не только законы развития общества, но и является для нас источником социальных прецедентов. Они дают учащемуся систему жизненно важных прецедентов. Человек сталкивается с огромным количеством сложных и непредсказуемых ситуаций, и, готовя его к жизни, мы пытаемся расширить его социальный опыт за счет приобщения к истории культуры, литературе для того, чтобы он пережил - не реально, не в действительности - огромное множество тех ситуаций, с которыми люди сталкивались ранее или с которыми они могли бы сталкиваться. Как говорил Бисмарк, только дураки учатся на собственных ошибках, а умные учатся на ошибках других [40].
1.2 Состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьных учебниках, программах и контрольно-измерительных материалах по географии

Как известно, деятельность учителя при реализации тех или иных идей, определенных учебными программами, ориентируется в первую очередь на школьные учебники. Поэтому, чтобы установить, имеется ли реальная возможность для реализации идеи формирования географической культуры личности на основе знаний о русских исследователях-путешественниках в практике обучения, представляется необходимым осуществить анализ действующих программ и учебников по географии. Представляется целесообразным уделить большее внимание классам с шестого по восьмой включительно, так как, начиная с девятого класса, начинает изучаться экономическая география России и мира, и знания о русских исследователях-путешественниках не имеют в этом курсе такой важности как в курсе физической географии.
Длительное время обучение в школе проводилось по единому учебному плану и программам. В последнее время образовательной системе становятся присущи такие черты как многообразие и вариативность. В настоящее время изданы разные по содержанию и структуре программы по географии.
В ходе нашего исследования были проанализированы учебные программы по курсам: «Начальный курс географии», «География материков, океанов, народов и стран» и «География России» [32].
Табл. 1. Сравнение программ по географии для общеобразовательных учреждений по содержанию знаний о русских исследователях-путешественниках
Московский педагогический государственный университет
Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
Российская академия образования, Институт общего среднего образования
6 класс
Физическая география.
Начальный курс географии.
Г.Я. Седов
Ю.М. Шокальский
И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский
Ф.П. Литке
И.Д. Папанин
Н.И. Вавилов
В. Беринг
7 класс
Материки, океаны, народы и страны.
Континенты и страны.
География материков и стран мира.
В.Д. Поярков
С. Дежнев
Е.П. Хабаров
В.В. Атласов
А.И. Воейков
Н.Н. Миклухо-Маклай
Е.П. Ковалевский
А.В. Елисеев
М.П. Лазарев
Ф.Ф. Беллинсгаузен
А. Никитин
С. Дежнев
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Н.М. Пржевальский
П.К. Козлов
В.А. Обручев
Г.Н. Потанин
В.И. Вернадский
М.В. Ломоносов
В.В. Докучаев
Н.М. Пржевальский
Е.П. Ковалевский
8 класс
География России. 8-9 класс
География России.
География России. 8-9 класс
М.В. Ломоносов
В.В. Докучаев
Л.С. Берг
И. Москвитин
В. Поярков
Е. Хабаров
С. Дежнев
В. Атласов
И.К. Кириллов
В.Н. Татищев
Д.И. Менделеев
А.П. Карпинский
И.М. Губкин
В.В. Докучаев
Л.С. Берг
А.А. Григорьев
В.И. Обручев
А.И. Ферсман
А.И. Воейков
Б.П. Алисов
В.В. Докучаев
Л.С. Берг
9 класс
География России.
А.Е. Ферсман
М.М. Ермолаев
Д. и Х. Лаптевы
Б.А. Вилькицкий
Г.А. Ушаков
И.Д. Черский
С.В. Обручев
С.П. Крашенинников
В.К. Арсеньев
В программе Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена заложено наибольшее количество «персоналий» [25], знание которых является обязательным. Количество упомянутых имен возрастает от курса к курсу, при том что в каждом последующем курсе ряд фамилий пополняется, а не повторяет друг друга. Это на наш взгляд дает возможность наиболее полно реализовать культурологический потенциал географии в аспекте знаний о русских исследователях-путешественниках на фоне сокращения часов географии в школах.
В содержании курсов наряду с изложением основ географической науки предпринимается попытка средствами материала культурологического характера усилить научно-популярную форму изложения учебного материала, аппелировать к эмоциям, реализовать задачу «Учиться должно быть интересно!» [38]
В программах Московского Педагогического Государственного Университета и Российской Академии Образования количество обязательных к изучению фамилий сводится к минимуму. А в программе для 6 класса Московского Педагогического Государственного Университета вообще отсутствуют какие-либо «персоналии». При этом персоналия распределена между отдельными курсами крайне неравномерно. Как отмечает В.П. Максаковский: «Это означает, что данный вопрос, от которого во многом зависит «очеловечивание» нашей школьной географии, еще до конца не решен» [25].
Содержание программ реализуется в учебниках. Для анализа были взяты стабильные учебники по географии для 6-8 классов (Табл. 1,2,3), по которым работают в школах России в настоящее время:
- Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. М.: Дрофа, 2001.
- Физическая география. Начальный курс. О.В. Крылова М.: Просвещение, 2002.
- Физическая география. Начальный курс. Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг Н.П. Неклюкова М.: Просвещение, 1900.
- География. Материки, океаны и страны. Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я. Чернихова СПб: АСТ, 2001.
- География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев М.: Дрофа, 1999.
- География материков и океанов. Крылова О.В. Герасимова Т.П.М.: Просвещение, 1997.
- География материков и океанов. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев М.: Дрофа, 2001.
- География России. Природа. И.И. Баринова М.: Дрофа, 1999.
- География. Природа России. Э.М. Раковская М.: Просвещение, 2000.
- География России. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева М.: Дрофа, 2002.
В.П. Максаковский выделяет это поколение учебников как учебники «четвертой волны» [25]. Как отмечает В.П. Максаковский: «это поколение учебников стало гораздо более «раскованным» - разнообразным по методическим подходам и структурному моделированию, более ярким по оформлению, более эмоционально-чувственным по форме изложения и, наконец, более интересным по содержанию» [25].
Последний вывод можно аргументировать хотя бы примерами из области «научной персоналии».
Табл. 1. Сравнение действующих учебников по географии для 6 класса
География. Начальный курс.
Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова М.: Дрофа, 2001.
Физическая география. Начальный курс. О.В. Крылова М.: Просвещение, 2002.
Физическая география. Начальный курс. Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова, М.: Просвещение, 1990.
Персоналии
Персоналии
Персоналии
Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев
Н.Н. Миклухо-Маклай
Л.И. Мечников
Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев
Табл. 2. Сравнение действующих учебников по географии для 7 класса
География. Материки, океаны и страны. Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я. Чернихова
СПб: АСТ, 2001.
География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля. И.В. Душина, В.А. Коринская, В.А. Щенев М.: Дрофа, 1999.
География материков и океанов. Крылова О.В. Герасимова Т.П. М.: Просвещение, 1997.
География материков и океанов. В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев М.: Дрофа, 2001.
Порт-реты персо-налий
Упоминания
Портреты персоналий
Упоминания
Порт-реты персо-налий
Упоминания
Портреты персоналий
Упоминания
С.И. Дежнев
В. Беринг
А.И. Чириков
И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский
С.О. Макаров
В.В. Юнкер
Е.П. Ковалевский
А.В. Елисеев
Н.И. Вавилов
И.П. Герасимов
Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
Н.И. Вавилов
Федот Попов
С. Дежнев
Михаил Гвоздев
И. Федоров
В. Беринг
А.И. Чириков
Г. Шелихов
А. Никитин
В. Беринг
А.И. Чириков
И.Ф. Крузенштерн
В. Головин
Г. Невельской
П.П. Семенов-Тян-Шанскй
А.П. Федченко
Н.М. Пржевальский
П.К. Козлов
С. Дежнев
А. Никитин
С.П. Крашенинников
П.П. Семенов-Тян-Шанскй
В.В. Докучаев
В.И. Вернадский
А.Л. Чижевский Н.И. Вавилов Н.Н. Миклухо-Маклай
Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
Г. Шелихов
А. Баранов
Н.М. Пржевальский
И. Москвитин
В. Поярков
Е. Хабаров
Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
Н.М. Пржевальский
П.К. Козлов
В.В. Юнкер
Е.П. Ковалевский
А.В. Елисеев
Г.И. Лангедорф
Н.Г. Рубцов
А.И. Воейков
Н.И. Вавилов
И.Ф. Крузенштерн
Ю.Ф. Лисянский
С.О. Макаров
Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
М.М. Салов
А.Ф. Трешников
С.И. Челюскин
Лаптев
Прончищев
И. Федоров
М. Гвоздев
В. Беринг
А.И. Чириков
Л. Загоскин
С.И. Челюскин
С. Дежнев
В. Беринг
Д.и Х. Лаптевы
П.П. Семенов-Тян-Шанскй
В.А. Обручев
Е.П. Ковалевский
В.В. Юнкер
Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
Г.И. Лангсдорф
В. Беринг
А.И. Чириков
А. Никитин
И.Д. Черский
Д. и Х. Лаптевы
С. Челюскин
И. Гмелин
С. Крашенинников
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Н.М. Пржевальский
В.И. Роборовский
В.А. Обручев
И.А. Ефремов
А.Л. Чижевский
А. Никитин
А.Л. Чижевский В.И. Вернадский Ю.Ф. Лисянский
И.Ф. Крузенштерн
С.О. Макаров
Г.Я. Седов Н.И. Вавилов Н.Н. Миклухо-Маклай
Ф.Ф. Беллинсгаузен
М.П. Лазарев
П.П. Семенов-Тян-Шанский
П.К. Козлов
Н.М. Пржевальский
В.А. Обручев
И. Москвитин
С. Дежнев
В. Поярков
Е. Хабаров
М.П. Лазарев
В.М. Головин
О.Ю. Шмидт
И.Д. Папанин В.В. Юнкер
Е.П. Ковалевский
А.В. Елисеев
В.М. Головин
Ф.П. Литке
С.О. Макаров
Н.И. Вавилов
М.М. Сомов
А.Ф. Трешников
В. Беринг
А.И. Чириков
Г.И. Шелихов
Табл. 3. Сравнение действующих учебников по географии для 8 класса
География России. Природа. И.И. Баринова М.: Дрофа, 1999.
География. Природа России. Э.М. Раковская М.: Просвещение, 2000.
География России. Природа и население. Под ред. А.И. Алексеева М.: Дрофа, 2002.
Портреты персоналий
Упоминания
Портреты персоналий
Упоминания
Портреты персоналий
Упоминания
А.И. Воейков
В.В. Докучаев
Л.С. Берг
А.Е. Ферсман
В.А. Обручев
С.П. Крашенинников
Н.М. Пржевальский
В. Беринг
Ермак
К. Иванов
И.Ю. Москвитин
С.И. Дежнев
В. Атласов
В. Беринг
Д.и Х. Даптевы
Н.М. Пржевальский
Г. Седов
В. Визе
О. Шмидт
В. Воронин
А.П. Карпинский
И.В. Мушкетов
Е.С. Федоров
В.В. Прончищев
В.В. Докучаев
А.И. Воейков
Л.С. Берг
А.Ф. Миддендорф
И.И. Лепихин
П.А. Кропоткин
И.Д. Черский
В.А. Обручев
Ермак
И. Москвитин
В. Поярков
Е.П. Хабаров
С. Дежнев
Ф. Попов
В. Атласов
П. Годунов
В. Беринг
А.Е. Чириков
Д. и Х. Лаптевы
С.И. Челюскин
Е. и М. Прончищевы
С. Малыгин
Д. Овцын
С.П. Кашенинников
В.Я. Чичагов
П.С. Паллас
С. Гмелин
Г.И. Невельской
Н.М. Пржевальский
Б.А. Вилькицкий
С.В. Обручев
О.О. Шмидт
И.Д. Папанин
П.А. Кропоткин
С.П. Крашенинников
В.В. Докучаев
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Ермак И. Москвитин
В. Беринг
А Чириков
В.В. Докучаев
Ю.Н. Куражковского
Д.Л. Арманда
И.П. Герасимова
В.А. Анучина
Н.Ф. Реймерса
В.С. Преображенского
Подборки фамилий нередко приобретают характер перечислительных «поминальников» [25]. Перегрузка некоторых учебников «персоналией» приводит к излишней сухости и сложности материала. Баранский же писал об особой роли для географии слова, живой речи, о том, что «апелляция к мозгам обязательно должна быть дополнена апелляцией к эмоциям» [2]. В.П. Максаковский объясняет это возможностью того, что «…нынешние авторы, почувствовав полное раскрепощение и отсутствие всякого контроля со стороны научно-методических органов, в отношении географической персоналии ударились в другую крайность и стали допускать некоторые излишества: без ряда фамилий учебник массовой школы вполне мог бы обойтись». По его мнению «оптимальным вариантом следует считать тот, при котором путешественник или ученый-теоретик не просто упоминается в тексте, а хотя бы кратко характеризуется» [25].
При анализе персоналии нужно также принимать во внимание, по крайней мере, два обстоятельства. Во-первых, более половины приводимых в учебнике имен уже упоминались, и не раз, в предшествующих классах. Во-вторых, приводимая персоналия включает некоторое количество имен, не имеющих прямого отношения к географии.
На основе более подробного анализа и сравнения обязательного минимума фамилий русских исследователей-путешественников приведенных в программах по географии и содержания действующих учебников видны большие расхождения. Содержания учебников также разнятся и между собой. Из четырех проанализированных учебников по седьмому классу, только два имеют портреты путешественников и их количество примерно одинаково. Но и между ними есть расхождения в количестве упоминаемых «персоналий». В учебнике «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля» их в два раза больше, чем в учебнике для седьмого класса Коринской, Душиной и Щенева издательского дома Дрофа, 2001.
В учебниках для восьмого класса положение более ровное, но и там видны «перекосы» в количестве упоминаемых «персоналий».
По мнению В.П. Максаковского «…такое положение отрицательно сказывается на преподавании школьной географии и, следовательно, снижает общий уровень географической культуры молодого поколения» [25].
А ведь необходимость этих знаний диктуется не только желанием привить учащимся географическую культуру, и не только стандартами общего среднего образования, но и самой насущной для выпускников школ задачей - успешной сдачей Единого Государственного Экзамена. Вот что написано по этому поводу в статье «ЕГЭ по географии» на сайте Подготовительные курсы: «Анализ результатов ЕГЭ по географии выявил ряд слабо сформированных понятий, представлений и умений учащихся. Данное положение является следствием следующих причин:
- материал изучался в 6-7-х классах;
- недостаточное количество часов на изучение материала;
- отсутствие в программах специальных тем, в которых изучается материал» [45].
Автор предлагает уделить внимание повторению тех тем, по материалам которых зафиксировано наибольшее количество ошибок. На ряду со многими различными темами в этот список попал и раздел «история географических открытий», а ведь именно его по большей части и составляют знания о русских исследователях-путешественниках. Вопросы из этого раздела географических знаний представлены в любом варианте экзаменационной работы по ЕГЭ [15,16]. Все это говорит о необходимости формирования у учащихся знаний о русских исследователях-путешественниках.
Изучив состояние проблемы в педагогической и методической литературе, мы приступили к осуществлению экспериментальной работы. В соответствии с целью исследования, на этапе проведения констатирующего эксперимента, были поставлены следующие частные задачи:
- определить состояние проблемы формирования знаний о русских исследователях-путешественниках у учащихся при изучении школьного курса географии 6-9 классов;
- определить возможности мотивации учащихся к получению знаний.
Констатирующий эксперимент проводился в гимназии №105 Выборгского района Санкт-Петербурга. В ходе эксперимента было опрошено 39 учеников 8-х и 9-х классов.
Табл. 4. Результаты констатирующего эксперимента
Вопросы
Варианты ответов
8 класс
9 класс
1. Сопоставьте, пожалуйста, портреты известных русских исследователей-путешественников с фамилиями из списка. (Пржевальский Н.М., Обручев В.А., Крашенинников С.П., Докучаев В.В., Воейков А.И.)
1 совпадение
23%

-
27%
-
32%
18%
23%

12%
30%
-
-
35%
2 совпадения
3 совпадения
4 совпадения
Все
Ни одного
2. Можете ли Вы сформулировать их основные заслуги?
Да
23%
77%
24%
76%
Нет
3. Достаточно ли времени на Ваш взгляд уделяют учителя географии на знакомство с русскими исследователями-путешественниками?
Недостаточно, хотелось бы знать больше
50%
36%
14%
35%
53%
12%
Достаточно, мне хватает полученных знаний
Мне все равно, не интересны эти знания
4. Как бы Вы хотели изучать материал о русских исследователях-путешественниках?
В рамках урока (интересные факты из жизни, просмотр видеофрагментов)
50%
36%
14%
47%
32%
21%
В форме тематического урока-игры, урока-путешествия и пр.
Проведение тематических внеклассных мероприятий (викторины, театральные постановки, недели географии и т.п.)
Анализ результатов анкетирования показал, что знания о русских исследователях-путешественниках у учащихся являются не полными и отрывочными. После прохождения материала не остается связей между именами, портретами и заслугами людей, внесших огромный вклад в науку и формирование территории России. С другой стороны половина респондентов в 8-х классах хотела бы получить более обширные знания по данному вопросу. В 9-х классах этой точки зрения придерживается около трети опрошенных. На наш взгляд одной из причин такого положения является то, что к этому времени у учащихся формируется определенный круг интересов и география, чаще всего, теряет для многих свою привлекательность.
Наиболее значимым для нашего исследования был вопрос о наиболее интересных формах проведения уроков по формированию знаний о русских исследователях-путешественниках. Половина (50% и 47%) опрошенных хотели бы изучать этот материал в рамках урока с привлечением интересных фактов, показом видеофрагментов и т.п. Это подразумевает широкое использование различного рода описаний и интересных фактов, опору на художественную литературу, всемерное «очеловечивание» учебного материала.
Наименьший интерес учащиеся проявили к проведению тематических внеклассных мероприятий.
Исходя из анализа результатов анкетирования, необходимо создать методические разработки по формированию знаний о русских исследователях-путешественниках, которые могли бы позволить повысить мотивацию учащихся к изучению данного рода знаний и географии в целом, а также наполнить знания интересным содержанием, соответствующим программам и учебникам по географии.
2. Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии

Отбор и адаптация материала для формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии происходит в соответствии с основными принципами отбора содержания общего образования. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая заложена в Законе Российской Федерации «Об образовании» [1]:
Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни.
При отборе содержания общего образования принято ориентироваться на следующие принципы:
· Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Предполагает включение в содержание образования не только традиционных знаний, умений и навыков, но и тех, которые отражают современный уровень развития науки, техники, социума.
· Принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип предполагает обязательный учет особенностей организации педагогического процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия. Он находит отражение в содержании учебного плана, программах, учебниках.
· Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Этот принцип предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность.
· Принцип гуманизации содержания общего образования. Направлен на создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием гуманитарной культуры личности: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой, физической, экологической культуры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жизненного самоопределения.
· Принцип фундаментализации содержания образования. Предполагает интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только способом получения знаний, формирования умений и навыков. Оно является и средством вооружения школьников методами самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков.
· Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности, компонентами которой являются познавательный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.
Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию образования в школе, обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования.
Для успешного формирования знаний о русских исследователях-путешественниках при отборе и адаптации материала к программам и содержанию учебников необходимо учитывать также и принципы обучения, самыми необходимыми из которых для данного рода знаний являются:
· принцип научности;
· принцип доступности;
· принцип наглядности[31].
В соответствии с приведенными выше принципами был отобран материал о русских исследователях-путешественниках, имена которых представлены в программах по географии для общеобразовательных учреждений и действующих учебниках по географии, но малоизвестны.
Афанасий Никитин.
Нет биографических сведений о замечательном сыне русского народа - Афанасии Никитине, но его путевые записи «Хождение за три моря» (точное название дневника) не только ценнейший и интереснейший географический документ, но и замечательный литературный памятник. Автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.
Афанасий посетил Баку, где на выходах нефтяных газов горели вечные огни, считавшиеся на востоке священными. Город был широко известен своими нефтяными маслами. Эти масла применялись в медицине, употреблялись для освещения, были предметом широкой торговли на востоке.
Путешествовал Афанасий не торопясь, иногда по месяцу жил в каком-нибудь селении, занимаясь торговлей.
В Ормузе, узнав, что оттуда вывозят в Индию лошадей, которые там «не родятся» и очень дорого ценятся, тверяк купил хорошего коня и отправился в Индию.
Дивится Никитин многочисленным индийским праздникам, на которые стекается видимо-невидимо богомольцев.
Есть также у Никитина пространная запись легенды о лесном царе обезьян - «князе обезьяньском», который в случае жалобы обезьян на людей посылает свою рать для наказания обидчиков[23]. Откуда же появилась эта запись? В Индии обезьяны почитались священными животными, им приносили воды, вареный рис и другую еду; в честь обезьян в Индии строились даже храмы. Об «обезьяньском» царе сохранился цикл мифов, обработанный в героическом эпосе «Рамаяна», где царь обезьян Сугрив и его полководец Хануман являются союзниками и помощниками героя эпоса, царевича Рама.
Никитин очень близко познакомился с некоторыми индийскими семьями. Он сообщил им, что он не мусульманин, а христианин и зовут его «Офонасий» (Афанасий), а не Хозе Исуф Хоросани[37], как его здесь прозвали. Отмечает Никитин и рознь индусов и мусульман («с бесерменами не едят и не пьют» [37]), и различия в быте и пище отдельных каст.
Тверской купец наблюдателен. Так, описывая пищу, главным образом растительную (мяса крупного рогатого скота, по религиозным воззрениям, никто не ел, многие также не ели свинины и баранины), Никитин отмечает хороший обычай народа мыть перед едой ноги, руки и ополаскивать рот. «Едят два раза в день, а в воскресенье и понедельник только по одному» [37], отмечает он.
Истомившись в Индии, Никитин в конце 1473 (или 1471) года отправился в обратный путь, описанный им очень кратко. Но не дойдя до Смоленска Афанасий умер, а его рукописные тетради в Москву привезли купцы. Та м они попали к дьяку великого князя Василию Мамыреву. Тот сразу же понял, какую ценность они представляют - ведь до Никитина русские люди не были в Индии.
В XVI-XVII веках «Хожение…» неоднократно переписывалось: до нас дошли по крайней мере шесть списков[30]. Но до XVII века нам неизвестны на Руси какие-либо новые попытки завязать непосредственную торговлю с Индией. Да и вряд ли тех русских, кто читал «Хожение…», могли побудить к путешествию в Индию слова правдивого Никитина, что там «на Русскую землю товара нет» [37]. Его путешествие с экономической точки зрения оказалось невыгодным предприятием. Но Никитин был первым европейцем, давшим вполне правдивое описание средневековой Индии, которую он обрисовал просто, реалистично, деловито, без прикрас. Своим подвигом он убедительно доказывает, что во второй половине XV века, за 30 лет до португальского «открытия» Индии, путешествие в эту страну из Европы мог совершить на свой страх и риск даже одинокий и бедный, но энергичный человек.
Использование материала в учебном процессе:
Материал о личности и маршрутах путешествий Афанасия Никитина можно использовать на уроках в курсах физической географии материков и океанов (7-й класс). Имя Афанасия Никитина упоминается в учебниках «География материков и океанов» В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева (тема «Как люди открывали и изучали Землю»), «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля» И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева (тема «Основные этапы накопления знаний о Земле») и «География. Материки, океаны и страны» Д.П. Финарова, С.В. Васильева, Е.Я. Черниховой (тема «Евразия»). Также некоторые сведения могут быть использованы при изучении стран Южной Азии в качестве этнографического материала.
Поярков Василий Данилович.
Приволье, богатство Амура и прежде всего то, что там хлеб «родится вволю», привлекало внимание первого якутского воеводы Петра Головина, так как в Якутске хлеба, получаемого от «пашенных крестьян[12]», не хватало, и его приходилось привозить издалека, чаще всего из-за Урала.
В июле 1643 года Головин послал на Шилкар 133 казака с пушкой под начальством «письменного головы» Василия Даниловича Пояркова[19].
Ему был дан ряд заданий: описать реки и народы, живущие на них, их занятия, выяснить природные богатства края и представить «чертеж - роспись дороги своей и волоку, к Зие и Шилке реке, и падучим в них рекам и угодьям» [20]. Был составлен маршрут похода и даны некоторые сведения о реках и народе, живущем на Амуре, а также твердый наказ Пояркову, чтобы люди его отряда не трогали и не обижали местное население.
Поярков пошел в Даурию новым путем. Однажды «на пороге казенное судно заметало и на том замете с того казенного дощаника с кормы сорвало государев свинец, что с ним послан был 8 пуд 16 гривенок, и тот свинец в том пороге, в глубоком месте потонул и сыскать его не могли» [19]. Поярков никак не мог примириться с потерей столь ценного и нужного груза. Казаки даже ныряли за ним, но бесполезно.
Осенью, когда река стала, Поярков оставил часть людей зимовать с судами и припасами на Гонаме, а сам налегке с отрядом в 90 человек[19] пошел «зимником» на нартах и лыжах через Становой хребет и вышел к верховьям реки Брянты (система Зеи).
По берегам Зеи встречались селения с просторными деревянными домами крепкой постройки, с окнами, затянутыми промасленной бумагой. У дауров имелись запасы хлеба, бобовых и других продуктов, много скота и домашней птицы. Они носили одежду из шелковых и хлопчатобумажных тканей. Шелк, ситцы, металлические и другие изделия они получали из Китая в обмен на пушнину. Пушниной же они платили дань маньчжурам. Поярков требовал от дауров, чтобы они давали ясак русскому царю, а для этого он захватывал в аманаты (заложники) знатных людей, держал в цепях, обращался с ними жестоко. От аманатов и других пленных русские получили более точные сведения о стране, в частности о крупном притоке Зеи Селимде (Селемдже) и ее жителях, о соседней Маньчжурии и Китае. Поярков решил зимовать на Зее и поставил острог возле устья Умлекана. К середине зимы хлеб в остроге и окрестных селениях подошел к концу, а нужно было дотянуть до теплого времени, когда вскроются реки и придут суда с припасами, оставленными на Гонаме.
Тогда Поярков послал отряд в 70 человек во главе с Юшкой Петровым в соседнее селение[19].
Дауры встретили гостей приветливо, но в свой город не пустили. За версту от селения они построили казакам три юрты, принесли им богатые дары, снабдили продуктами.
Петрова не удовлетворили богатые подношения дауров. Отобрав 50 лучших воинов, он пошел на штурм селения[19]. Однако дауры выслали конный отряд, который разгромил пеший отряд казаков. Юшка Петров с оставшимися в живых людьми вернулся к Пояркову.
В это время в остроге начался голод, казаки примешивали к муке кору, питались кореньями и падалью, болели и умирали. Разгневанный Поярков не мог простить Петрову его необдуманного поведения и отказался делить запасы с вернувшимся отрядом. Казакам Петрова суждено было умереть голодной смертью.
24 мая 1644 года, когда пришли люди Пояркова, зимовавшие за Становым хребтом, Поярков все же решил двигаться дальше, вниз по Зее[19]. Наконец в июне отряд вышел на Амур. Район устья Зеи понравился казакам: земля здесь, судя по запасам продовольствия в даурских острогах и многочисленным пашням, давала хорошие урожаи зерновых и овощей, в селениях было много скота. Поярков остановился немного ниже устья реки Зеи - он решил срубить здесь острог и зимовать, а весной, как предписывала инструкция, двинуться вверх по Амуру - на Шилку - для поиска серебряных руд.
В сентябре Поярков достиг устья Амура, и решил остаться здесь на вторую зимовку. По соседству в землянках жили гиляки. Казаки стали покупать у них рыбу и дрова и собрали некоторые сведения об острове Сахалин, богатом пушниной, где живут «волосатые люди» [6] (айны). Поярков выяснил также, что из устья Амура можно попасть в южные моря. «Только тем еще морским путем никто (из русских) не ходил в Китай». Так впервые было получено представление о существовании пролива (Татарского), отделяющего Сахалин от материка.
В конце мая 1645 года, когда устье Амура освободилось ото льда[24], Поярков вышел в Амурский лиман, но не рискнул идти на юг, а повернул на север. Морское плавание продолжалось три месяца. Экспедиция продвигалась сначала вдоль материкового берега Сахалинского залива, а затем вышла в Охотское море. Разразившийся шторм отбросил их к какому-то большому острову, скорее всего к одному из группы Шантарских. К счастью, все обошлось благополучно, и в начале сентября Поярков вошел в устье реки Ульи. Здесь казаки нашли уже знакомый им народ - эвенков, обложили их ясаком и остались на третью зимовку. В середине июня 1646 года [24], землепроходцы доплыли до Якутска.
Использование материала в учебном процессе:
Материал о личности и маршрутах путешествий В.Д. Пояркова можно использовать на уроках в курсах физической географии материков и океанов (7-й класс) и физической географии России (8-й класс). Имя В.Д. Пояркова упоминается в учебниках «География материков и океанов» В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева (тема «Как люди открывали и изучали Землю»), «География. Материки, океаны, народы и страны. Наш дом - Земля» И.В. Душиной, В.А. Коринской, В.А. Щенева (тема «Основные этапы накопления знаний о Земле») и «География. Природа России» Э.М. Раковской (тема «Из истории исследования России»). Материал обладает воспитательным потенциалом.
Ковалевский Егор Петрович.
Егор Петрович Ковалевский принадлежал к тем немногим, чьей страстью было путешествие как таковое. При этом он никогда не странствовал праздно. Горный инженер, умелый дипломат, одаренный литератор, исследователь по природе, он охотно брался за самые различные поручения, и чаще всего ему сопутствовали успех и признание.
В Африку Ковалевского привело дело не совсем обычное. Правитель Египта Мухаммед-Али был одержим идеей пополнить оскудевшую казну, найдя таинственную страну Офир. Там, как утверждала легенда, добывали сокровища для царя Соломона и египетских фараонов. Старинная арабская рукопись побудила Мухаммеда-Ал и отправить людей на поиски в далекую область Фазоглу. Посланцы правителя Египта действительно нашли золотые месторождения, но очень скудные.
Тогда было отправлено послание к русскому царю с просьбой срочно прислать знающего горного инженера. Так Ковалевский оказался в Африке. Вместе ним в Египет прибыли сибирские и уральские штейгеры и рудокопы.
Подготовляя свою экспедицию в Африку, Ковалевский на Урале обучал двух молодых прикомандированных к нему египтян искусству поисков и добычи золота. Один из этих учеников, по имени Али, сопровождал Ковалевского в скитаниях по Африке.
Маршрут экспедиции Ковалевского шел в основном по Нилу, его притоку - Голубому Нилу и впадающей в последний слева реки Тумат. Вдоль всего пути по раскаленной Большой Нубийской пустыне валялись, устрашая путников, отбеленные солнцем скелеты верблюдов и быков. Караван шел без перерыва двенадцать-тринадцать часов в сутки. Ковалевский ощутил пустыню «во всем ужасе разрушений и смерти» [8]. Однако кочевники рассказывали: достаточно хорошего дождя - и все вокруг покрывается зеленью. «Значит, не вечной же смерти обречена эта пустыня. Если природа так быстро может исторгнуть ее из рук смерти, то и человек, силою; труда и времени, может достигнуть того же…» [8].
Хартум - столица Сеннара и всего Восточного Судана. Здесь Ковалевский занялся изучением истории Сеннара. Сеннар - область с городом того же названия - занимала междуречье между Белым и Голубым Нилом до их слияния у Хартума, образуя огромный треугольник. Этот треугольник Ковалевский назвал Сеннарским полуостровом. Луга с травами в рост человека, роскошные степи, девственные леса, где слышался львиный рев, - таков был облик этой страны. В сеннарских лесах он открыл новый вид пальмы - Дулеб, собирал семена и корни полезных растений Оставив Голубой Нил, русский отряд направился к притоку этой реки - Тумату. На берегах Тумата до Ковалевского не бывал ни один египтянин, не говоря уже о европейцах. Он открыл эту страну для науки.
Область Тумата по своему геологическому строению и условиям залегания золотосодержащих пород напоминала Пышму и Миасс на Урале. Русские геологи безошибочно находили золото в зеленокаменных породах, в ложбинах и притоках африканской реки.
Уральский опыт, примененный в далекой Африке, увенчался полным успехом. Русский штейгер открыл богатейшую золотую россыпь. В самом сердце Африки была построена по образцу уральских и алтайских предприятий обогатительная фабрика для добычи золота.
Но Ковалевский мечтал о другом успехе. Арабская поговорка решала одну из загадок Африки очень просто: «Истоки Нила в раю» [13]. К тому времени, когда Ковалевский путешествовал по Африке, уже знали, что Голубой Нил начинается в Эфиопии. Перед отъездом из Каира Ковалевский услышал, будто путешественникам братьям Аббади удалось наконец найти истоки Белого Нила, причем недалеко от истоков Голубого.
Ковалевскому это показалось странным. Но если братья Аббади правы, тогда по пересохшему руслу реки Тумат можно от лагеря золотоискателей дойти до истока великой реки [13]!
Тщетно отговаривали русского от этой затеи, пугая встречей с воинственным абиссинским племенем галла. В горах вокруг первого бивака его экспедиции всю ночь то вспыхивали, то гасли огни. Где-то далеко рокотали барабаны, передавая от селения к селению тревожное известие о чужеземцах.
Вскоре египетские солдаты захватили трех горцев, намереваясь превратить их в рабов. Ковалевский велел отпустить пленников на волю. Должно быть, слух об этом разнесся далеко окрест. Галла не тронули пришельцев. Караван беспрепятственно прошел туда, где из-под влажной земли выбивались слабые родники. Никому из спутников Ковалевского прежде не доводилось видеть, откуда вытекает река Тумат.
«Никто не проникал так далеко внутрь Африки с этой стороны», - записал Ковалевский в своем дневнике[8]. До путешествия Ковалевского область Верхнего Нила была известна лишь по картам космографов древнего мира - Птолемея (II век нашей эры), и Ал-Идриси (1154 год), но карты, составленные ими, разумеется, никак не соответствовали нуждам географии XIX века[23].
К югу от истоков Тумата лежала новая страна, открытая Ковалевским. С востока ее ограничивала вершина Фадаси, за которой вздымалось Абиссинское нагорье. У южной границы новой страны высились Лунные горы. Сколько легенд было сложено о Лунных горах, у подножия которых со времен Птолемея помещали истоки Нила! Ковалевский отверг ошибочные утверждения древних и считал, что истоки Нила надо искать не здесь. На основании своих личных наблюдений Ковалевский сделал вывод, что главной рекой является не Голубой Нил, а Белый.
Таким образом, Егор Петрович был одним из первых, если не первым, кто восстановил поколебавшееся в то время в географическом мире правильное убеждение, что источники Белого Нила следует отыскивать не между 3° и 10° с. ш., и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.