На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике. Роль детского коллектива в развитии личности. Формирование коммуникативных качеств личности.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.12.2006. Сдан: 2006. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


2
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Формирование личности в коллективе -- ведущая идея в гуманистической педагогике
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов 5
1.2.Роль детского коллектива в развитии личности 9
1.3.Включенность личности в коллектив 12
1.4.Формирование коммуникативных качеств личности 25
Выводы по I главе 29
Литература 32
Введение
Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преиму-щественно индивидуалистических, концепций -- в его подлинно коллективистских основах. Противники коллективистического вос-питания выдвигают в качестве аргумента факт якобы изначально предопределенной нивелировки воспитанников коллектива, по-кушения на индивидуальность. Между тем диалектика коллектив-ного и индивидуального в воспитании очевидна.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связа-ны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллек-тива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем дело-вых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отно-шение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна.
Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой ак-тивности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в кол-лективной общественнополезной деятельности, тем выше его ста-тус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на кол-лектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее вли-яние коллектива на развитие его самостоятельности.
Развитие личности и коллектива -- взаимообусловленные про-цессы. Человек живет и развивается в системе отношений с природой и окружающими его людьми. Богатство связей предопреде-ляет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.
Цель данной работы - рассмотреть процесс формирования личностных качеств в коллективе.
Задачи работы:
- изучить психолого - педагогические основы взаимодействия коллектива и личности;
- показать процесс воспитания личности в коллективе;
- описать формирования коммуникативных личностных качеств
Глава 1. Формирование личности в коллективе -- ведущая идея в гуманистической педагогике
1.1.Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что «в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом...». Необходимость развития коллек-тивизма у учащихся в условиях целенаправленной учебно-воспи-тательной работы широко пропагандировали А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий и другие видные педагоги и общественные деятели.
Основной целью воспитания, считал А.В.Луначарский, долж-но быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая свя-зана с другими сочувствием и мыслью социально. «Мы хотим, -- писал он, -- воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами»[4,62]. В то же время он отмечал, что только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особеннос-ти человеческой личности. Воспитывая индивидуальность на базе коллективизма, необходимо обеспечить единство личной и обще-ственной направленности, считал А. В. Луначарский[4,64].
Н.К.Крупская дала всестороннее обоснование преимуществ коллективного воспитания детей и подростков. В своих многочис-ленных статьях и выступлениях она раскрыла теоретические осно-вы и показала конкретные пути формирования детского коллек-тива. Н. К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному един-ству детей в условиях коллективной деятельности. Тщательную теоретическую проработку в ее трудах получили многие пробле-мы, имеющие большое практическое значение. К ним прежде всего относятся такие, как активная позиция ребенка в установлении коллективистских отношений; связь детского коллектива с широ-кой социальной средой; самоуправление в детском коллективе и методические основы в его организации и др. Теория коллективного воспитания получила практическое во-площение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе. Первой опытной станции по народному образованию ру-ководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность орга-низации школьного коллектива и подтвердил действенность пер-вичного школьного коллектива как эффективной формы органи-зации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. Опыт первых школ-коммун оказал большое влияние на становление коллекти-вистической системы воспитания в масштабах всей страны. В со-временной педагогической литературе он рассматривается как эксперимент, намного опередивший в то время практику воспи-тания.
Особо весомый вклад в разработку теории и практики коллек-тива внес А.С.Макаренко. Он доказал, что «никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель + ученик, а может быть выведен из общего представления об организаций школы и коллектива»[8,72]. Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гумани-стическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную пози-цию каждого члена коллектива. Система перспективных линий, принцип параллельного действия, отношения ответственной за-висимости, принцип гласности и другие были направлены на то, чтобы вызвать лучшее в человеке, обеспечить ему радостное само-чувствие, защищенность, уверенность в своих силах, сформиро-вать постоянную потребность движения вперед.
Последовательное развитие идеи А. С. Макаренко получили в педагогических трудах и опыте В.А.Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. В ос-нову своей воспитательной системы творческого развития лично-сти В.А.Сухомлинский положил идею направленного развития у ребенка субъектной позиции.
Многолетняя педагогическая деятельность В.А.Сухомлинско-го в качестве директора школы и учителя позволила ему сформу-лировать совокупность принципов, которые должны быть поло-жены в основу формирования школьного коллектива: организа-ционное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство от-ношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива; постоянное умножение духовных богатств; гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; со-здание и заботливое сохранение традиций, передача их от поко-ления к поколению как духовного достояния; интеллектуальное, эстетическое богатство взаимоотношений между школьным кол-лективом и другими коллективами нашего общества; эмоциональ-ное богатство коллективной жизни; дисциплина и ответственность личности за свой труд и поведение.[10,50]
С начала 20-х до 60-х гг. XX в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изу-чались и в рамках других наук. С начала 60-х гг. интерес к коллек-тиву в силу изменившихся социально-политических условий про-явился со стороны всех общественных наук. Философия исследует коллектив как социальную общность людей в его отношении к личности, закономерности и тенденции соотношения личного и общественного интереса и их учет в управлении развитием обще-ства. Социальная психология интересуется закономерностями коллективообразования, взаимоотношениями коллектива и лично-сти на психологическом уровне, структурой и становлением сис-темы деловых и личных, интерперсональных связей и отношений. Социологи изучают коллектив как социальную систему в целом и как систему более низкого порядка по отношению к системе бо-лее высокого уровня, т.е. к обществу. Юриспруденция и ее от-расль -- криминалистика рассматривают коллектив как одну из разновидностей социальных групп с позиции среды, формирую-щей мотивы и условия отступления от норм общественной жизни. Педагогику, как и раньше, интересуют вопросы создания кол-лектива и использования его возможностей для гармоничного раз-вития личности, т. е. как инструмента для целенаправленного вли-яния на личность не непосредственно, а опосредованно через кол-лектив.
В последние десятилетия педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм органи-зации, методов сплочения и формирования воспитательных кол-лективов (Т. Е. Конникова, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), на разработку принципов и методов стимулирования коллективной деятельно-сти (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности кол-лектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.). Современная концепция воспитательного коллектива (Т. А. Ку-ракин, Л. И. Новикова, А. В. Мудрик) рассматривает его как свое-образную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята. При этом детский коллектив рассматривается как модель, в которой отражаются отношения сегодняшнего дня общества и тенденции его развития. Для обще-ства детский коллектив, будучи его ячейкой, является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ре-бенка он выступает прежде всего своеобразной средой его обита-ния и освоения опыта, накопленного предшествующими поколе-ниями.
В настоящее время исследуются такие вопросы теории коллек-тива, как массовое, групповое и индивидуальное в коллективе, проблема коллективного целеполагания; формирование социаль-ной направленности личности и развитие творческой индивиду-альности членов коллектива; идентификация и обособление в коллективе в их единстве; единство педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции; тенденции развития коллекти-ва как субъекта воспитания и др. В основе сплочения детского кол-лектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, организации которых необхо-димо уделять специальное внимание.
1.2.Роль детского коллектива в развитии личности.
Детский коллек-тив -- основная база накопления детьми позитивного социаль-ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных ус-ловиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение спе-циально планируется и направляется педагогами-профессиона-лами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (круж-ки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те пра-вила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассив-но должен приспосабливаться к сложившимся или складываю-щимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает воз-можности накопления опыта коллективного поведения в позици-ях подчинения, активного противопоставления и руководства. В ко-нечном итоге это должно привести к формированию таких соци-ально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, ини-циативность, ответственность, социальная справедливость и др.
Проявляя социальную активность, каждый воспитанник вос-принимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвер-диться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уро-вень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.
Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, -- это на-учно организованная система воспитывающей детской жизни. Орга-низация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для фор-мирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нрав-ственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации лично-сти, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков.[4,41]
Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует про-явление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их актив-ными участниками. Школьники узнают об экономических про-блемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Позна-ние практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду.
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает прак-тически неограниченные возможности для реализации физиче-ского и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует со-держательный обмен духовными ценностями, формирование эс-тетического отношения к действительности, овладение широ-ким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитан-ников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмос-феры и ее сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм жизнедеятельности. Прежде всего это реализу-ется через участие в школьном самоуправлении и много-образной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
Но сегодня содержание воспитательной работы посте-пенно перестраивается в отношении коллектива. Он больше не считается главным дисциплинарным органом, подспорьем воспи-тателя в решении возникающих проблем. Да, несомненно, детей нуж-но воспитывать жить вместе, сотрудничать, сообща решать возни-кающие проблемы. Но ни один свободный, независимый человек не подчиняется никакому коллективу. Этим принципиально от-личается взгляд на демократическое воспитание и воспитание кол-лективистское, способное, как теперь многие признают, лишь по-давлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Устремленность школы в демократическое будущее -- залог обнов-ления содержания и способов воспитания, открывающего пути от:
-- нивелирования личности к ее разностороннему развитию;
-- заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
-- авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству.
Как практически должно быть организовано воспитание для осу-ществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: чело-век должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы -- для чего это нужно, что это дает? В зарубежных воспитательных сис-темах именно эта практическая сторона выходит на первый план и слу-жит мощным стимулом положительного отношения к содержанию воспитания. Воспитатель должен знать ответ на этот вопрос и уметь убедительно объяснить своим воспитанникам преиму-щества воспитания, чтобы у них не осталось и тени сомнения.
1.3.ВКЛЮЧЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВ
Организованность коллектива во многом определяется тем, какую позицию занимает в нем каждый из учащихся, и какова его активность в общих делах. Способность личности действовать так, чтобы укреплять организованность коллектива, характеризует его оптимальную включенность в организацию.
В социальной психологии при изучении малой группы место человека в системе психологических отношений с дру-гими людьми рассматривается на уровнях социальных ста-тусов, ролевого поведения и жизненных позиций личности -- исходных элементов социального опыта, которые в опреде-ленной мере отражают социально-психологическую характе-ристику личности в группе. Для изучения организованного коллектива в этой характеристике необходима и другая точ-ка отсчета, которая бы не только определяла место лично-сти в организационной структуре, но показала, как эта лич-ность непрерывно персонифицирует на себя организован-ность и осуществляет необходимые для сохранения органи-зации действия. Понятия микросоциологического уровня объ-яснений этой персонификации не дают.
Термин «включенность личности в организацию» сходен с рядом социально-психологических понятий, отражающих положение личности в коллективе, поэтому необходимо их соответствующее разведение. Так, ролевая концепция лич-ности, характеризующая роли как «предписанные ... соци-альной организацией права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения», сосредоточивает внимание на «объективной стороне деятельности и поведе-нии личности...», когда «творческое начало в этой деятель-ности сводится исключительно к активности приспособления, адаптации»[11,72]. Включенность же пред-полагает успешное выполнение своей роли в группе, прояв-ление большей инициативы, чем та, которая ожидается от личности.
Социально-психологическое понятие «статус личности» также не может в полной мере дать объяснение организа-ционных отношений и взаимодействия человека в организа-ционной социальной общности, поскольку социометрический статус отражает только положение члена группы в системе межличностных отношений, определяемое числом предпоч-тений, отданных остальными членами группы по деловому и эмоциональному критерию, тогда как организованность коллектива в основном характеризуется отношениями нор-мативными -- системой ответственных отношений и взаимо-действия во взаимозависимой деятельности.[11,75]
Наиболее близким понятием, составляющим социально-психологическую характеристику личности, является «пози-ция личности» -- «отношение человека к системе норм, пра-вил, шаблонов поведения...»[11,81]. Конечно, пози-ция личности в определенных аспектах характеризует ее ак-тивность в организационной системе. Но вместе с тем орга-низационные отношения и взаимодействие членов коллекти-ва, находясь в постоянном видоизменении, как раз предпо-лагают отход от шаблонов, направленных на сохранение и поддержание организации (или, наоборот, на внедрение дез-организации).
Включенность следует понимать как адекватное или не-адекватное участие личности в жизнедеятельности коллек-тива, в реализации его целей. В случае адекватного участия у учащегося проявляются инициатива, активность, стремле-ние внести как можно больший вклад в коллективные дела, действовать так, чтобы поддержать «организационный дух» коллектива. В случае же неадекватного участия проявляет-ся либо безотчетное следование за коллективом («Я, как другие»), либо равнодушное отношение к нему вплоть до негативного («Ну, я вам покажу, вы меня еще узнаете...»).
Включенность как участие в делах коллектива опреде-ляет и линию поведения учащегося: он высказывает свое мнение, делает критические замечания товарищам, побуж-дает сверстников к выполнению обязанностей, участвует в голосовании при выборе актива, выполняет конкретные дела, общественные поручения и т. п. При этом оказывается, что линия поведения во многих ситуациях как раз и характери-зует его включенность.
Включенность -- это не просто принадлежность челове-ка к коллективу. Это и самодеятельность его в нем. Это не только накопление возможно большего числа актов поло-жительного поведения в коллективе, а такое состояние, при котором член коллектива всеобщий принцип коллективизма применяет в конкретных делах. Он делает больше, чем от него ожидают.
Необходимость вырабатывать внутренние условия это-го общего нравственного принципа для того, чтобы раскры-вать простор для самодеятельности и инициативы учащихся хорошо понимали А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский. Так, В. А. Сухомлинский, формируя социальную ориенти-ровку у детей Павлышской школы, придавал огромное зна-чение осмыслению и переосмыслению нравственных ценно-стей с целью воспитания. Он писал, что она заключается в том, чтобы человек, стремясь к творчеству во имя полноты своей «...духовной жизни, выражал это стремление в своей деятельности, в поступках, в поведении, во взаимоотношени-ях с людьми, в жизненных конфликтах. А где источник это-го стремления? Он в том переживании радости творчества для людей, которое рождает труд, одухотворенный возвы-шенной идеей. Исключительно важно, чтобы человек в годы отрочества и юности каждый день, образно говоря, черпал все новые и новые силы в этом источнике. Если этот источ-ник есть, наш воспитанник -- не пассивный объект воспита-ния, а активный борец...»[16,48]. В. А. Сухомлинский приводит ряд примеров, подтверждающих это. В школе учился один из «равнодушных» подростков. Но вот коллектив заметил, что он любит маленьких детей: играет с ними, мастерит для них игрушки и т. п. Ему помогли устроить площадку для игр с малышами, посадили сад и назвали его хорошим сло-вом «Радость», и усилия подростка стали действительно при-носить ему радость творческого труда...
Рассмотрим более подробно вопрос о включенности лич-ности в рамках организационных свойств коллектива. Такое рассмотрение важно, потому что включенность, будучи ре-зультатом хорошей организации коллектива, в то же время сама представляет собой аспект организации. Под вклю-ченностью личности мы будем понимать не только полное принятие индивидуумом целей, мотивов и ценностей органи-зации, но и проявление таких его личностных черт, которые способствуют укреплению коллектива как организованной системы.
В психологии интенсивно исследуются проблемы эффек-тивности коллектива, т. е. такой его активности, при кото-рой учитываются не только затраты «совокупных сил» чле-нов коллектива, но и «усиление» группы (К. Левин), коллектива (А. В. Петровский с сотрудниками) как социальной ор-ганизации.
Полная включенность в организацию должна совмещать в себе, во-первых, собственную активность личности, во-вто-рых, пристрастность к активности других членов, в-третьих, знание и предвидение активности всех членов организации, что является основой проявления активности и самого инди-вида. Иными словами, личность при полной включенности ее в организацию можно рассматривать как модель организа-ции в целом, как один из показателей качества внутренних групповых социально-психологичских процессов, как показа-тель уровня развития группы вообще.
С этой точки зрения саму личность можно характеризо-вать как организованную и неорганизованную, и в целом это позволяет говорить об организованном поведении лично-сти в коллективе. Следовательно, включенность следует рас-сматривать как механизм связи личности и коллектива.
В ряде работ, преимущественно социологических, про-водится мысль о том, что даже активная позиция личности, если она проявляется индивидуально, «без стыковки с дру-гими», т. е. только от себя, -- недостаточна и тормозит раз-витие организации, усложняет самоуправляемость группы[4,61].
Включенность как механизм связи личности и коллектива позволяет выделить ряд социально-психологических особенностей, которые необ-ходимо учитывать воспитателям при формировании кол-лективов.
«Вписанность» каждого учащегося в коллектив опосредуется факторами самой организации. Это означает, что полная включенность требует высокого развития у учащих-ся известных свойств коллективизма, таких, как активность, принципиальность, инициативность, но это зави-сит не только от развитости этих качеств, но и от состояния свойств организованности самого коллектива, его направ-ленности, самоуправляемости, межгруппового единства ли-дерства, единства действий, стрессоустойчивости, межгруппо-вого единства. Развитые свойства коллекти-ва как бы проецируют на себя указанные черты личности учащегося, создают условия для активного их проявления, «поворачивают» личность в необходимый для коллектива ракурс. При этом одни свойства требуют большей полноты проявления тех или иных личностных черт, другие -- мень-шей. Наиболее полно обусловливают включенность такие свойства, как направленность и самоуправляемость коллек-тива. Затем идут лидерство, единство действий, стрессоустойчивость, межгрупповое единство. Именно при такой проек-ции возникает та активность личности, которую называют сверхнормативной активностью[5,95] . Она-то и со-ставляет существо самоорганизации коллектива.
Коллектив соотносит органи-зационное поведение личности последовательно со всеми факторами и на основе этого соотнесения оценивает лично-сти по степени их включенности в организацию.
Таким образом, коллектив оценивает своих членов че-рез призму включенности. При этом он оценивает их неоди-наково: одних -- адекватно, т. е. соответственно реальным возможностям участия в коллективных делах, других слов-но бы «не замечает», причем это не обязательно совпадает с социометрическими выборами по деловому и эмоциональ-ному критерию.
Высокое развитие свойств облегчает коллективу воз-можность согласованно отражать существенные качества личности. Из всего многообразия черт личности положитель-но оцениваются прежде всего те, которые непосредственно способствуют укреплению коллектива (отрицательно -- раз-рушению его). Согласованность в глубине и полноте поло-жительных оценок учащихся коллективом создает устойчи-вую морально-психологическую атмосферу определенности, позволяет личности надежно ориентироваться в с и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.