Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Игра и ее место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста. Организация исследования формирования навыков владения мячом старших дошкольников.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 14.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


webkursovik.ru/
Размещено на webkursovik.ru/
34
35

Формирование навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста

Оглавление

ребенок старший дошкольный навык игра

Введение

Глава I. Теоретические основы обучения подвижным играм с мячом дошкольников

1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

1.2 Игра и ее место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста

1.3 Подвижные игры с мячом как средство развития детей старшего дошкольного возраста

Глава II. Организация исследования формирования навыков владения мячом старших дошкольников

2.1 Описание процесса проведения исследования

2.2 Комплекс упражнений и подвижных игр, способствующих формированию навыков владения мячом у старших дошкольников

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе -- важнейшая задача детского сада. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка.

«Программой воспитания в детском саду» определены конкретные знания, умения, навыки, которыми должны овладеть дети к моменту перехода в школу. Однако практическое осуществление перечисленных в «Программе» задач нередко представляет для воспитателей детских садов значительные трудности [1].

Актуальность исследования. В дошкольных учреждениях важно проводить комплекс занятий, игр, упражнений, направленных на развитие и совершенствование движений детей, используя при этом методику обучения, стимулирующую работу мышления, развитие воображения и творческой активности. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Однообразие и монотонность действий снижают интерес у детей. Упражнения и игры, в которые включаются изучаемые движения, должны быть очень разнообразными и интересными для детей.

Объект курсовой работы - дети старшего дошкольного возраста.

Предмет - навык владения мячом у детей старшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы - формирование навыков владения мячом у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности развития детей старшего дошкольного возраста на основе теоретического анализа литературы.

2. Провести анализ практической работы воспитателей старшей группы детского сада, направленной на развитие и совершенствование движений детей.

3. Разработать комплекс упражнений и подвижных игр для формирования навыка владения мячом у старших дошкольников.

4. Провести ряд занятий с детьми старшего дошкольного возраста, направленных на формирование навыков владения мячом посредством подвижных игр.

Глава I. Теоретические основы обучения подвижным играм с мячом дошкольников

1.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности детей старшего дошкольного возраста

Возраст 5--7 лет называют часто «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7--10 см. Каждый возрастной этап характерен разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Увеличение физиометрических показателей на фоне недостаточно выраженной корреляции с антропометрическими признаками свидетельствует о том, что в данный период жизни они в значительной мере зависят от обучения, а также от индивидуального двигательного опыта ребенка[2].

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к пяти-шести годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.

Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки. Эти особенности воспитатель должен учитывать при проведении подвижных игр и физкультурных занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа, уха могут привести к травмам. Наибольшая вероятность травм может возникнуть в упражнениях, связанных с уменьшением площади опоры (ходьба по скамейке); при спрыгивании, когда дети легко теряют равновесие; в упражнениях с мячом (у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и тогда мяч попадает не в руки, а в лицо, поэтому необходимо давать детям точные указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру). Использование теннисных мячей в старшей группе возможно лишь при условии, если у детей на этом этапе хорошо сформирован соответствующий навык.

С этой целью следует систематически проводить игры и упражнения с мячами типа «Попади в обруч», «Добрось до флажка», «Сбей кеглю», по возможности разнообразя их (особенно на прогулке).

Позвоночный столб ребенка пяти--семи лет также чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. Эластичность и гибкость детской кости могут стать причиной травм не только конечностей, но и позвоночника.

В развитии мышц выделяют несколько «узловых» этапов. Один из них -- это возраст шесть лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания на ходьбу, бег, прыжки, но затрудняются в выполнении упражнений, требующих работы мелких мышц.

Основой проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. С возрастом ребенка показатели сохранения устойчивого равновесия улучшаются. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. В целом в старшей группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, где имеется большая площадь опоры.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга. Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоев (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. В учебно-воспитательном процессе необходимо широко использовать способность, центральной нервной системы к образованию сложных межфункциональных связей. В нужных случаях у ребенка проявляется параллельность, одновременность течения нервных процессов в разных анализаторных системах. В ряде случаев возможно использование межпредметных связей. Так, целями для метания могут служить геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник. Попав (после одной--трех попыток) в такую цель, ребенок получает карточку с изображением соответствующей фигуры. Число ее сторон (углов) обозначает количество очков, которое он получил. (Прием разработан В. Н. Аванесовой.)

На шестом году жизни ребенка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцировочное, запаздывающее, условный тормоз и др.). Совершенствование дифференцировочного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Дети чаще поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных движений к более быстрым. Однако задания к детям, основанные на торможении, следует разумно дозировать, так как выработка тормозных реакций сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, дыхания, что свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.

У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92-- 95 ударов в минуту.

Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем -- 1100--1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту -- в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха э минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2--7 раз, а при беге -- еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки[3].

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), совершенствования основных видов деятельности (труд, игра, учение) или формирования личности по годам жизни малыша очень сложно. Эти изменения заметны не всегда и порой охватывают лишь отдельные стороны общего процесса.

Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует увлеченно. Вместе с тем вообразить что-то намеренно, подключая волю (например, то, что один из двух одинаковых шариков больше (тяжелее) другого), нелегко воспитанникам и старшей, и подготовительной к школе групп.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребенка. В этот период вместо познавательного типа общения ребенка со взрослым на первый план выступает личностный, в центре которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям.

Дети старшей группы могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.

Проявления каждой из сторон личности развиваются не синхронно. Приведенная краткая характеристика личностного развития старшего дошкольника свидетельствует о том, что оно осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребенка со взрослыми и в коллективе сверстников.

В младшем и среднем дошкольном возрасте процессы мышления подчиняются игровой и практической мотивации. А в старшем, когда познавательная задача начинает выступать в собственном содержании (нужно овладеть знаниями!), значимым в глазах детей становится мотив соревнования; у ребенка появляется желание показать свои умения, сообразительность. Элементы самостоятельного планирования появляются уже в играх воспитанников средней группы. В старшей дети сами распределяют роли, выясняют, на какие не хватает участников, кто будет выполнять их «по совместительству», а где персонаж можно заменить игрушкой. Вместе с тем многие умения дошкольников еще несовершенны, например планирование сюжета общей игры.

Однако следует учитывать, что с усложнением заданий страдает самоконтроль. Поэтому педагогу нужно побуждать детей к самопроверке и лично контролировать действия воспитанников[4].

Использование разнообразных форм оценки и воспитание самооценки. К шестому году жизни у ребенка достаточно сформирован механизм сопоставления воспринимаемой действительности и слова педагога (объяснения, оценки, распоряжения), в результате чего понижается способность к внушаемости. Теперь дети способны в некоторых случаях отстаивать свою точку зрения, понимать комические ситуации, даже те, в которые попадают взрослые, тогда как прежде чувство юмора проявлялось у них только по отношению к сверстникам, животным. Механизм сопоставления помогает также ребенку шестого года жизни усвоить правило, что оценка деятельности своей и окружающих должна соответствовать ее результату.

1.2 Игра и ее место в организации жизни детей старшего дошкольного возраста

Игра является ведущей деятельностью старшего дошкольника и занимает большое место в организации жизни детей. Воспитанники сами организуют игры, проявляя умение в определении замысла, в выборе сюжета и распределении ролей. Но иногда самостоятельные игры не обеспечивают развитие коллективистических качеств. Основная роль в руководстве играми детей принадлежит воспитателю, заранее планирующему средства и методы, позволяющие усилить воспитательно-образовательный эффект игр. Для эффективного использования игр необходимо:

1) полноценно использовать время, определенное режимомдня для игровой деятельности детей, создавая благоприятныеусловия для ее развития;

2) при руководстве играми осуществлять всестороннее развитие детей и формировать умение самостоятельно организовывать разные виды игр;

3) организовывать игры, учитывая возможности детей и ихинтересы;

4) используя игру как форму организации жизни детей, добиваться, чтобы жизнь детей в игре была интересна, содержательна,чтобы в ней крепли коллективистские формы поведения, Использовать различные формы объединения детей в игре -- подгрупповые, групповые, создавая играющие коллективы, самостоятельно планирующие совместную деятельность;

5) добиваться, чтобы игры развивали активную деятельность детей и умение изготавливать игровые атрибуты,

В распорядке дня отводится время на сюжетно-ролевые игры, игры со строительным материалом, подвижные и дидактические игры и игры-инсценировки[5].

Во время прогулки проводится одна или две подвижные игры с перерывом. В них участвуют все дети. Вначале вместе с ними играет воспитатель, а затем, если дети знают правила игры, они играют самостоятельно. Продолжительность общей игры 6--10 мин. В теплое время года организуются подвижные игры с элементами спорта длительностью 10--20 мин. На прогулке организуются также творческие игры на сюжеты сказок, рассказов. В теплое время года на воздухе можно проводить игры-инсценировки и строительные игры. При этом воспитатель опирается на возросшую самостоятельность детей, их умение самим договориться, объединиться в группы для игры. В совместных играх дети приобретают опыт взаимоотношений, необходимых для жизни в коллективе, усваивают простые нравственные нормы.

Подвижная игра содержит неограниченные возможности формирования у детей ориентировки в пространстве, имеющей важное значение в жизни. В подвижных играх ребенок решает разнообразные ориентировочные задачи: определяет направление движения, расположение различных окружающих его предметов, учится соразмерять свои движения в окружающей среде[6].

В каждой подвижной игре имеются правила, которые предусматривают необходимую пространственную ориентировку, определяют цель и способы действий ребенка. Правилами устанавливается местоположение детей и водящего, границы действия, направление движения (надо бежать вперед, а потом обратно; надо бегать врассыпную по всей площадке). Однако неожиданные изменения игровой ситуации или действий водящего, а также сигналы требуют от ребенка иной, мгновенной ответной реакции, умения сознательно ориентироваться в пространстве, приспосабливать свои действия к изменившейся среде, находить наиболее рациональные способы выполнения игровых правил.

Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуются приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположении и взаимоположении предметов.

В подвижной игре ориентировочная деятельность детей требует самостоятельного решения двигательных заданий: они учатся выбирать маршрут передвижения, если он не указан правилами, быстро реагировать на изменения игровой ситуации, звуковые сигналы, двигаться в коллективе детей, согласовывая свои движения с действиями сверстников.

В подвижных играх имеются разнообразные задачи, связанные с ориентировкой в пространстве (направление движения детей вперед-назад уточняется местоположение играющих, отношения между ними, уделяется внимание развитию глазомерных оценок пространства, умению различать близость и удаленность предметов, определять, как они расположены).

Игры, в которых сюжетом и правилами предусматривается направление движения вперед-назад, формируют умения путем зрительно-моторных реакций соотносить расстояние не только впереди, но и сбоку. Они требуют развития глазомерных оценок пространства, расширяют понимание относительности направлений вперед -- туда, назад -- обратно. Детей старшей группы необходимо учить определять расстояние, передвигаться, не сталкиваясь друг с другом, останавливаться в указанном месте по сигналу. Затем целесообразно внести элемент соревнования: выигрывает шеренга, в которой меньше детей столкнется, которая остановится точно у шнура, будет стоять ровно, красиво. При проведении этих игр педагог обращает внимание детей на необходимость определить примерно расстояние до того, как будет дан сигнал, и подумать о выполнении движения, не мешая товарищам.

Игры, в которых правилами предусматривается движение в определенном направлении, помогают детям учиться заранее планировать свои действия; содействуют уточнению глазомерных оценок пространства, умению двигаться по строго определенному маршруту; способствуют расширению представлений детей о направлении вперед-назад, по кругу, влево, вправо, в противоположные стороны, а также уточнению представлений детей о местоположении играющих и отношениях между ними. Динамика игровой ситуации, изменение направления движения водящих требуют быстрой ориентировочной реакции, сообразительности, ловкости, развитого глазомера.

При формировании ориентировки в пространстве важное место отводится совершенствованию сенсорного опыта детей, развитию зрения, слуха, мышечного чувства. Большую роль в этом играет целесообразное использование слова. Оно помогает ребенку выделять и осознавать пространственные отношения, дифференцировать направления. Сочетание пространственного обозначения словом и соответствующих двигательных действий способствует закреплению знаний детей о положении, направлении и отношении между предметами.

Разучивание игр проходит по этапам. На первом этапе необходимо уделять особое внимание объяснению игр. В массовой практике при объяснении игр воспитатели нередко пользуются ситуативной речью[7].

Любая подвижная игра протекает в определенном пространстве. Пространственное расположение играющих требует представления о местности, помещении, определения направления передвижения по ним. Объясняя игру, педагог отмечает, где и как будут расположены играющие дети, игровые атрибуты, обращает внимание детей на направление передвижения. Важно при объяснении игры обязательно использовать пространственную терминологию для обозначения направления движения, местоположения играющих, игровых атрибутов, так как это помогает уточнению детьми игровой ситуации, осознанию практических действий, ориентировке в пространстве.

Иногда объяснение игры целесообразно дать в виде небольшого рассказа, в который естественно вплетается пространственное расположение играющих и игровые правила. Такое объяснение игры способствует уточнению пространственных представлений, развитию воображения, повышению интереса к игре. Дети творчески «входят» в образ, запоминают обозначение расположения предметов. Эмоционально-образное восприятие сюжета способствует претворению пространственных ориентировок в практической деятельности. Все это дает возможность предвидеть организацию практических действий, осуществлять переход от восприятия ситуации к ее представлению. Поэтому объяснение игры требует от воспитателя целесообразного использования слова, четкости, выразительности, умения интонацией выделить главное, пробудить у детей интерес к игре, задать ей соответствующий темп.

Перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мысли, осознанию правил, формированию двигательных навыков, совершенствованию ориентировки. Объясняя игру, воспитатель обращает внимание детей на важность выполнения игровых правил, постепенно усложняет и дополняет их. Игровые правила способствуют воспитанию сообразительности, выдержки, воли, умения владеть собой, развитию ориентировки в пространстве.

Правила играют важную роль в воспитании дисциплинированности, честности, чувства коллективизма, самоконтроля, ответственности за себя и товарищей. Дети не всегда замечают нарушение правил. Воспитатель заботится о том, чтобы они учились выполнять их. Правила предусматривают строгое соблюдение детьми сигналов. Дети часто несвоевременно реагируют на сигнал: начинают движение до того, как дается сигнал, заканчивают движение спустя некоторое время после сигнала. Иногда увлеченные движением дети не слышат его. Подчеркивая важность соблюдения сигналов, педагог воспитывает у детей выдержку, быструю реакцию на изменение ситуации игры. Для развития у детей быстрой реакции на сигнал целесообразно давать их в различном темпе: «раз, два, три -- беги», «раз-два-три, беги», «раз-два-три -- беги». Это приучает Детей к вниманию, торможению своих действий, сдержанности. Анализ нарушения детьми игровых правил показывает, что чаще всего это происходит от стремления выиграть, достичь лучшего результата; иногда дети недостаточно осознают необходимость соблюдения игровых правил или нарушают их нечаянно. Они не замечают, что задели товарищей, особенно если бегут рядом. Поэтому воспитатель следит за взаимоотношениями детей, содействует формированию организованного поведения и выполнению правил.

При подведении итогов игры воспитатель анализирует поведение детей, указывает, кто из них хорошо выполнял правила, кто и почему не выполнял их, какие задания затрудняли детей. Учитывая определяющую роль педагога в организации деятельности детей, особое внимание нужно уделять руководству игрой. Задача воспитателя заключается в систематическом повышении умственной активности детей в игре путем усложнения заданий, совершенствования двигательных навыков, ориентировок в пространстве. Усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой. Важным в организации и проведении игры является поощрение детей. Воспитатель старается подбодрить детей, которые затрудняются в выполнении правил. Уверенность в том, что ребенок сможет справиться с заданием, содействует возникновению у него положительных эмоций, помогает исправить ошибку[8].

Повышению интереса детей к игре и ее результатам способствует внесение элементов соревнования. Введение элементов соревнования воспитывает у детей внимание, выдержку, умение владеть собой. В оценку выполнения заданий должно входить умение правильно передвигаться в пространстве, качество выполнения задания.

В старшей группе элементы соревнования целесообразно вводить вначале между несколькими детьми. Воспитатель отмечает, кто первым и правильно выполнил упражнение, указывает на ошибки детей. Постепенно к оценке привлекаются дети. Привлечение детей к оценке выполнения упражнений ставит их перед необходимостью обозначить словами действия в пространстве.

Дети, одновременно участвующие в задании, подбираются с равными физическими силами и двигательными навыками. По мере овладения детьми правилами игры, совершенствования двигательных навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. На втором этапе работы при неоднократном повторномпроведении игры детям предлагается вспомнить и рассказать еесодержание и правила. Дети старшей группы вначале затрудняются в пересказе игры. Они не могут найти соответствующих пространственных терминов, обозначающих положение играющих и отношение между ними. По мере усвоения игры детьми ее описание делается более полным. Они рассказывают ход игры, отвечают на вопросы, поставленные воспитателем, более полно раскрывают ее содержание, обозначая пространственное расположение играющих. В объяснении игры принимают участие все дети. Они дополняют и уточняют ответы товарищей. Это способствует активизации мысли детей, пополнению словарного запаса.

На третьем этапе работы к созданию вариантов игры необходимо привлекать детей. Из предложенных детьми вариантов можно выбрать наиболее понравившиеся им. Как правило, дети старшего дошкольного возраста стремятся к решению новой, более трудной задачи, поэтому из всех возможных вариантов выбирают наиболее сложный.

1.3 Подвижные игры с мячом как средство развития детей старшего дошкольного возраста

Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Ребенок должен высоко подпрыгнуть, доставая мяч или бросая его в высоко расположенную цель, быстро перебежать на другое место площадки, чтобы успеть поймать мяч, или противодействовать овладению мячом соперником и т.д. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку. В играх и действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Например, при передвижении по площадке (с мячом или без мяча) ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге приставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т. п. Ребенок выполняет эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию умений у детей самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры: ребенок должен самостоятельно подобрать соответствующий способ движения, найти удобное место для его осуществления.

Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения и обучения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного развития ребенка семилетнего возраста. Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции детей. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Обучение действиям с мячом способствует совершенствованию двигательной реакции детей, точности воспроизведения движении во времени и в пространстве[9]. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.